Путешествие в Карелию. 2,5 недели счастья

Я и моя семья очень любим путешествовать, но, в силу некоторых причин, получается это не часто. Выезжаем один раз в год, летом. Мелкие вылазки по области, в Литву и Польшу не считаем, это не путешествия, в нашем понимании, а так, мелочь.
Маршрут нашего летнего путешествия мы всегда составляем заранее, много обсуждаем, спорим, и, в итоге, рождаются очень хорошие маршруты. Но в этом году все пошло не так. Мы не то что с маршрутом, даже с направлением определиться толком не могли. Хотелось побывать везде, но так не бывает.
Уже шёл июнь, а поездка все не вырисовывалась. Грустная и несчастная я отправилась в магазин, а там за покупку мне дали магнитик. Он был запакован, но на упаковке было написано, что это серия магнитов с достопримечательностями России. Я тут же приняла решение: на семейном совете вскроем, и отправимся именно в то место, которое нам попадется. Наверное, это звучит глупо, но мне нравятся такие игры с судьбой. Домашние мой план одобрили. В торжественной обстановке магнит был вскрыт, и наша судьба решилась. Карелия.

Что я знала о Карелии к этому моменту? Очень немногое. Во-первых, водопад и заповедник Кивач, там проходила одна из моих практик в студенческие годы. Во-вторых, карельское мороженое, очень вкусное, больше всего люблю черничное в белом шоколаде, такого больше нигде нет! В-третьих, на вокзале в Петрозаводске делают вполне съедобную шаурму, точнее делали... 11 лет назад. В-четвертых, Рускеала, это я прочла на заветном магнитике.
Согласитесь, для планирования поездки не густо. И я начала терзать интернет. Первые же ссылки обозначили следующий список достопримечательностей:
  1. Валаам
  2. Кижи
  3. Соловки
  4. Кивач
  5. Рускеала
Список небольшой, но я над ним зависла, очень много передвижений по воде, очень дорого и как-то непонятно, как это можно увязать в один маршрут. В первой редакции было решено оставить одну экскурсию на метеоре. Кижи показались наиболее привлекательным направлением, и я задала Гуглу первый практический вопрос:
"Как поехать в Кижи".
Гугл в этот день был очень добр и первой ссылкой выдал мне эту статью:
Я прочитала её, потом перечитала, потом перечитала ещё раз, делая выписки. Обратила внимание, что эта статья существует не сама по себе, а как часть цикла. Начала читать цикл и пропала...
Наиболее полезными оказались вот эти статьи:
Все они были изучены вдоль и поперёк, взяты на карандаш и скопированы в телефон, чтобы во время поездки я могла в любой момент к ним обратиться.
После прочтения цикла я наметила следующие цели:
  • Кижи
  • Рускеала
  • Кивач
  • Гирвас
  • Гора Сампо
  • Марциальные воды
  • Александро-Свирский монастырь
Валаам был исключен из списка, казалось, что окончательно. И так бы оно и было, если бы я не наткнулась на другой цикл статей. А именно "Ладожская кругосветка" от Таиры Фейзрахмановой.
Так получилось, что начала я с конца. Мне хотелось ещё немного почитать про Рускеала, и я взялась за эту статью:
Эффект оказался неожиданным, про Рускеала-то я прочла, но многократно повторенное "Ни разу не Валаам", заставило вернуться к мысли о святом острове. Чтобы как-то привести мысли в порядок, я обратилась к этой статье:
Она перевернула все моё представление о будущей поездке. Я поняла, что Валаам в ней должен не только быть, но и стать её сердцем. Вот так порой бывает!
Но здесь начались сложности. Если как доехать на Валаам, благодаря Галине, я разобралась довольно быстро, то вопрос с жильём (где остановиться на Валааме) решить никак не удавалось, а ехать с экскурсией на день не хотелось категорически. Поделилась тревогой с мужем, и он со свойственной ему твердостью и прямотой заявил: "Маш, это же остров, встанем с палаткой на берегу, и всё будет супер!".
Сказать, что я была в шоке, значит ничего не сказать. Я совсем не люблю походы, ночевки с палаткой и всю прочую "романтику". Был негативный опыт в юности, повторить так и не решилась, а тут такое! И, опять же, если бы не пример Таиры, которая в своей поездке порой ночевала в палатке, я бы не решилась на такую авантюру. Я дала своё согласие, но продолжала сомневаться.
Что было дальше? А дальше встал вопрос, как бы нам поинтереснее добраться до всей этой красоты. Т.к. мы живем в Калининградской области, маршруты Галины и Таиры (из Москвы) нам не подходили - ехать приходилось совсем с другой стороны. Развернули карту, и примерно на середине пути увидели славный город Псков. В прошлом году мы проезжали через него, но без остановки. День был солнечным, и город показался нам невероятно красивым. Очень хотелось познакомиться с ним поближе, но время не позволяло. Когда, если не сейчас, подумали мы и запланировали 3 ночевки в Пскове.
Вы думаете, по поводу достопримечательностей Пскова я обратилась к Гуглу? Ничуть не бывало! Я сразу обратилась к блогу Галины и оказалась тысячу раз права!
Первым я прочитала отчет хозяйки блога о поездке в Псков:
Очень полезный и очень полный отчет. По итогам наметили для себя прогулку в кремль, по набережным и Мирожский монастырь.
Второй стала статья Анастасии Латыповой:
Как же она оказалась нам близка! Печоры? Да! Священный холм? Да! Изборск? Да! Словенские ключи? Да-да-да! Хочу-хочу-хочу! Отлично, на том и порешили!
Ну, а дальше-то что? Я не помню в чьей статье я впервые прочла про крепость "Корела", наверное, это была статья Таиры, а может и Галины, не знаю. но факт остается фактом, Приозерск появился в нашем маршруте благодаря блогу!
Я пишу об этом так подробно, чтобы поблагодарить всех авторов за их труд, за чудесные отчеты! Я очень хорошо представляю себе, как иногда не хочется тратить на это время и силы. Но этот труд очень ценен для начинающих путешественников, да и для продолжающих тоже, ведь каждый город - это новое открытие, чистый лист, на котором путешественник оставит свой автограф. А вот каким он будет, очень зависит от подготовки, которая, благодаря вам, становится легче и интереснее! Девочки, спасибо всем вам!!!
В итоге наше путешествие получилось очень насыщенным и интересным.

21 июля в пять утра мы погрузились в машину и отправились в путь. Ехали, как всегда, семьёй, я, муж и наши детки. Диме на момент поездки было 4,8 года, а Феде 1,5. Путешественники они у нас испытанные, ездить очень любят, поэтому проблем не было никаких. Весь первый день у нас прошел в машине, так всегда бывает, все-таки четыре границы преодолеть - это вам не шутки. Первая ночевка была запланирована в Баравухе, это небольшой поселок под Полоцком в Белоруссии. Остановились в гостинице Happy Time.
Недорого, чисто, номер просторный для ночевки в пути самое то!
На следующий день немного погуляли по окрестностям
и отправились дальше, нас ждал Псков!
До Пскова добрались без приключений, Хоть трасса Р-46 и оказалась с ужасным покрытием, да ещё и платной. В Пскове мы бронировали Аппартаменты-студио (да-да, сейчас я по другую сторону луны! :)) Заселились и сразу же отправились на прогулку. Посетили, как и планировали, кремль, прогулялись по набережным Псковы и Великой, посетили детский парк.

На следующий день поехали в Печоры. Потрясающее место! Я очень рада, что мы сюда попали. Заказали в Паломническом центре обзорную экскурсию, записались в дальние пещеры, на службу сходили.

Следующий день был посвящён Изборску и окрестностям. Сначала заехали на священный холм.

Потом поехали в Изборскую крепость и Словенские ключи. Мои мальчишки были в восторге!

На следующий день мы должны были отправляться дальше. В качестве прощания с Псковом, поехали в Мирожский монастырь. Как видите, первая часть плана была выполнена на 100% и даже чуть-чуть больше!

Наш путь лежал в сторону Питера. Задача была продвинуться как можно ближе к Приозерску и заехать в Кронштадт.
От Пскова до Питера есть вполне приличная трасса Е-95. Но мы не любим ездить по федеральным трассам, как правило, они не очень живописны, да и движение там напряженное. Поэтому было решено ехать по дороге 58К-96, вдоль Чудского озера. Дорога очень красивая, покрытие в среднем на 4. В Кронштадт приехали после обеда. Погуляли, посетили музей-квартиру Иоанна Кронштадтского. И поехали дальше.

Надо сказать, что после Пскова мы гостиницы не бронировали, потому что не могли точно знать, где нас застает ночь. Да и, как показывает практика, для нашей семьи местечко где-нибудь всегда найдется! В этот день мы доехали до Орехово, ночевали на базе отдыха "Журавушка". Место очень живописное, недорого, но условий, конечно, минимум.

Утром следующего дня, мы поехали дальше. В этот день нужно было добраться до Валаама, посетить Приозерск и Сортавала
До Приозерска доехали быстро, но здесь нас постигла единственная за поездку неудача. Крепость "Корела" была закрыта. Вы представляете, у них единственный выходной в месяц и мы попали именно в него! Ну, ничего не поделаешь, погуляли вокруг, уточек покормили, воздухом подышали.

Отправились дальше. Дорога до Сортавала, конечно, фантастическая! Смотришь на эти скалы, и дух захватывает!
В Сортавала прибыли после обеда, очень хотели остановиться в деревне с самоварами, но не нашли. То ли самовары попрятали, то ли деревня где-то в другом месте :)
До метеора у нас было пара часов, очень хотелось посмотреть город, хоть немного, но пришлось искать оптику, наш папа умудрился сломать себе очки, поэтому увидели совсем мало, но и этого хватило, город очень понравился!
И вот мы подбираемся к сердцу нашего путешествия - метеор у причала, местечко для нас есть, и капитан не против наших огромных рюкзаков. Большая удача, кто пытался, тот знает.
И вот на горизонте он, Валаам. Святой остров. Дух захватывает от предчувствия чего-то необыкновенного. Но время позднее, отправляемся на стоянку. Вот он, наш первый закат на Валааме!

Вы, наверное, помните, что активный отдых - не мой конек. В этот вечер я сказала мужу: "У тебя есть ровно сутки, чтобы убедить меня, что это прекрасно, если не понравится, то завтра же уедем." Да, я все ещё нервничала и переживала, как-то пойдет наша валаамская жизнь. Муж согласился.
На следующее утро мы отправились изучать остров. Начали, как и все, с центральной усадьбы.

Я была восхищена и очарована, но ещё не почувствовала того особого валаамского духа, который воспевают поэты и путешественники. Но все было впереди. Мы купили карту, изучили её и решили, что сегодня нам по силам сходить в Всехсвятский и Смоленский скиты. И мы потопали. Дороги, тропинки, озёра, скалы, сосны, часовенки среди леса. Мы шли, кстати это довольно далеко, 7 км, и Валаам проникал в наши сердца.

После этой прогулки о скором возвращении не могло быть и речи. Цель была поставлена такая, увидеть все, что можно! В итоге мы пробыли на Валааме 6 дней, посетили такие места и закоулки, куда экскурсантов не водят, заказали пару экскурсий и прекрасно провели время!
Экскурсия по внутренним озёрам. Да-да, на Валааме очень много озёр, речек и канав, вот по ним-то мы и катались на моторной лодке:

Никольский скит. Его посещают практически все. Экскурсии здесь часто, мы примкнули к одной из них.

Воскресенский и Гефсиманский скиты. Сюда уже попадают не все, сюда возят прибывших с длинной экскурсией.

Коневский скит и дорога к нему очень живописны, это тихое место, сюда приходят немногие.

Монастырская ферма. Какое же здесь вкусное молоко! Дети выпили по два стакана с монастырским хлебом, очень вкусно! Местные сыры тоже нереально хороши, мы даже маленькие упаковочки всем друзьям привезли в качестве сувенира. Развито и земледелие, хлеб монахи сами растят.

Ездили с экскурсией на остров Святой, в скит преподобного Александра-Свирского.

А в последний день пошли совсем малоизвестными тропами, добрались до бухты Дивной и Авраамиевского скита.

Какая же все-таки изумительная северная природа! Неброская, но полная очарования!

Конечно же посмотреть всё нам не удалось. Куда-то просто не пускают посетителей, куда-то можно добраться только на лодке. Но увидели гораздо больше, чем можно увидеть с экскурсией. Мы бы и дольше остались. Но однажды вечером муж сказал, что завтра уезжаем. Пришлось сворачивать лагерь и отправляться на большую землю. И это было правильное решение, мы захватили буквально последний метеор, после него несколько дней не было навигации.
Погода в этот день, и правда, была не очень. Шел сильный дождь, но, несмотря на это, мы решили все-таки посетить Рускеала. Облачились в дождевики, резиновые сапоги и в путь! Чуть позже я поняла, как же нам повезло с погодой! Все-таки сухой камень не открывает всей своей красоты, его оживляет только дождь, нигде в интернете я не видела таких ярких красок в этом месте!

Заехали и на рускеальские водопады, тоже очень красивое место!

Вечером нас ждал Петрозаводск. Мы легко нашли хорошую квартирку по доступной цене на пару ночей - Апартаменты на Мичуринской, 36.
Переночевали с комфортом, отмылись как следует и на утро отправились в Кижи. Ориентируясь на статью Галины, все получилось очень просто, быстро нашли кассы, быстро купили билеты, немного погуляли по набережной и отправились в сказку!

Погода, конечно, была не для прогулок, то солнце, то дождь, то ветер. А вы когда-нибудь видели радугу в Кижах?

Так что во всем есть свои плюсы!
Единственное о чем я жалела - нигде заранее мне не встретилась информация о том, что в Кижах проводятся мастер классы по старинным ремеслам: досюльная вышивка, ковка, изготовление игрушек. Это же так интересно! Знала бы, взяла бы билеты на первый метеор туда и последний обратно, тогда бы успели в чем-нибудь поучаствовать. Ну, ничего, все ещё впереди!
А на следующий день нас ждали Кивач и Гирвас. Если про Кивач я знала всё, то Гирвас был для меня загадкой. Но понравилось и там, и там.

Нагулявшись вдоволь, мы отправились в деревню Старая Слобода, чтобы посетить Александро-Свирский монастырь. Там же мы и заночевали в гостинице при подворье монастыря.

Вот и вся история, дальше нам предстоял путь домой. Ехали мы с одной ночевкой в Пскове. Небольшая гостиница на окраине удивила просторным номером и демократичной ценой.
Как видите, план был выполнен и даже немного перевыполнен. И, конечно, же без блога Галины, наше путешествие в Карелию было бы совсем другим. И даже если бы я ограничилась только статьями Галины, она была бы совсем другой! Поэтому хочу сказать спасибо всем авторам блога. Ваш труд подарил мне и моей семье 2,5 недели счастья и прекрасные воспоминания на всю жизнь!

Аватар пользователя elenag
Удивительная статья! Какое у вас получилось классное путешествие, а вы просто настоящие смельчаки, путешествовать с такими маленькими детьми. Статья позновательная и читается на одном дыхании. Сколько же вы успели посмотреть на Валааме, жить в палатке с детьми - да ВЫ просто ГЕРОИ! А Галине отедельное спасибо за ее замечательный блог. Честь и хвала Галине!
Аватар пользователя mariag
Спасибо, Елена! Путешествие, действительно, получилось классным. Я сама до сих пор не верю, что это было с нами. И было, во многом, благодаря блогу Галины! Если бы не отчёты бывалых, все было бы совсем иначе. Буду очень рада, если и мой скромный вклад кому-то пригодится )) А на счёт палатки... Детям хорошо там, где маме хорошо, все оказалось не так страшно!
Прочитала Вас и поняла: как же я соскучилась по Валааму... надо видимо рисовать маршрут на очередную поездку туда...захотела вобще в Карелию... как же это здорово... часто читаю кого-то , вспоминаю и больше ничего... а тут именно захотела ехать... вы молодцы, путешествие получилось замечательное) не была только из перечисленных в Аврамиевскому скиту... тоже остров пройден ногами столько... хотя я была не с палаткой))) не мое это совсем... самое замечательное у меня получилось путешествие паломником... столько интересностей...Спасибо Вам за рассказ!!!
Аватар пользователя mariag
Спасибо! Рада, что отчёт вызвал такой живой отклик! А Вы давно на Валаам ездили? Долго были? Меня муж уговаривает на следующий год повторить маршрут. Я вроде бы и не против, сама очень скучаю, но ведь ещё Соловки не освоенными остались ))
Я на Валааме не была уже лет пять, до этого съездила тоже пять раз, паломником была дольше всего, жили там около 5 дней. На машине пару раз, и потом катером из Сортавалы и пару раз на большом корабле. Соловки это совсем другое. Они разные. Соловки в душу запали не меньше. Мне всегда везло с погодой в тех местах. На Валааме могли быть в куртках, но без дождя, под солнышком. А на Соловках вобще плюс тридцать было.
Аватар пользователя mariag
Здорово! Нам с погодой тоже очень повезло, особенно, учитывая, что лето в этом году не задалось. За неделю дождь только один раз был, и то ночью, а утром опять солнышко. Эх, как же я о Соловках мечтаю! Даже страшно немного... боюсь разочароваться...
Они разные. Я не могу сравнить Валаам и Соловки, природа совсем разная, чем дальше на север забираешься все меняется... В Мурманске вобще все другое))) Поэтому не бойтесь, Вам там понравится. Там совсем по-другому
Аватар пользователя mariag
Спасибо, за поддержку ))) В Мурманске, я была, точнее под Мурманском,в Аппатитах, тоже впечатлилась, все горки облазили, но с детьми туда пока не хочу, а вот Соловки... И манят, и...
В Апатитах тоже была... правда с погодой не повезло и "все" горки облазать не получилось... но понравилось очень))
Аватар пользователя mariag
Я там была на учебной практике в университете, целую неделю, город сам плохо помню, каким-то серым он мне показался, а вот окрестности! Незабываемые впечатления! Но это точно не вариант для семейного отдыха, по крайней мере пока.
согласна не вариант, но там такой музей горный... супер... понравилась ширина улиц, есть домики интересные... но город то советский
Аватар пользователя Галина Шефер
Замечательная статья! Красивые фотографии. И путешествие получилось великолепным. Но особенно мне понравилось начало статьи. Очень необычно! Мы тоже иногда с трудом выбираем направление (хотя меня всё чаще тянет на Юг, да и остальных членов семьи не надо долго уговаривать туда съезить, что хорошо заметно по основным направлениям блога). Но вот таким способом выбирать напрваление, как ваша семья - это действительно потрясающе интересно! Да и просто потрясающе! Восхищена! И стиль изложения замечательный.
Аватар пользователя mariag
Спасибо, Галина! Если честно, то таким образом мы выбираем направление не часто. Скорее это был ход от отчаяния. Ну, никак не получалось определиться. Хорошо, что не попался Калининград, такой магнитик тоже есть в этой коллекции )) Южное направление нам тоже очень интересно. Очень хотим поехать в Крым, но попозже, сейчас информацию собираю. Но Северная природа нас покорила!
Мария, с удовольствием прочитала вашу счастливую Карелию. Любовалась северной природой с ваших красивых фотографий. Восхищалась вашей смелостью с детьми жить в палатке. Природу то я безумно люблю, но вот палатки определенно не для меня))
Карелия у меня только в мечтах.
Кстати, с Галиной я познакомилась тоже когда изучала Карелию по её постам и составляла свой маршрут в этот чудесный край, правда потом направление путешествия резко поменялось, но знакомство с этим чудесным человеком продолжилось.
Аватар пользователя mariag
Спасибо, Карина! Вы знаете, я тоже очень боялась палатки. В юности меня уговорили пойти в поход с ночевкой, из снаряжения была только палатка, ночь была просто ужасной, такое ощущение, что лежишь на голых камнях. Наутро я оттуда сбежала)) Но тут у нас особого выбора не было, гостиниц на Валааме мало, и все были забиты, поэтому либо ехать на несколько часов с экскурсией, либо на несколько дней с палаткой. Правда у меня муж любитель походов. Он все прекрасно организовал. Тёплые спальники, мягкие пенки, портативная газовая плитка, навес, даже кое-какая мебель. Учитывая обстоятельства, было очень комфортно. И у детей впечатления на всю жизнь, особенно у старшего, каждый день поездку вспоминает!
Аватар пользователя ЕленаК
Мария, замечательный рассказ о чудесном путешествии!!! Прочитала на одном дыхании, столько воспоминаний нахлынуло! Чувствуется, что Вас тоже Карелия и север зацепили. Уверяю Вас - это теперь навсегда! :) Тянуть туда будет неимоверно. Просто какое-то волшебное место. Обязательно побывайте на Соловках. Так же с палаточкой на несколько дней, чтобы спокойно везде побродить. Это моя мечта. Были там всего две ночи и три дня. Это очень мало. Там можно просто бродить пешком, а можно взять велосипед. А можно взять весельную лодку и поплавать по каналам и озёрам. Можно даже белух увидеть. А если обратиться в туристический центр, то вам помогут спланировать организованные экскурсии. А если поплывете из Беломорска, то обязательно посмотрите Беломорские петроглифы. Вот, прочитала Ваш отчет и поняла, как же я хочу в Карелию! Кстати, когда я готовилась к нашей поездке, то тоже в последний момент наткнулась на блог Галины. После кучи просмотренных материалов, поняла, что это именно то, что мне надо. Они как раз с семьёй собирались на северо-запад, и Галина прорабатывала маршрут. И я очень благодарна Галине и другим авторам, благодаря которым наше карельское путешествие оказалось таким незабываемым.
Аватар пользователя mariag
Спасибо, Елена! Да, теперь Карелия с нами навсегда! Про Соловки тоже сейчас в блоге читаю, и понимаю, что очень туда хочу! Пока это наш основной план на будущее лето. А блог Галины для нас оказался просто подарком судьбы! Нигде больше нет такой обширной и разносторонней копилки идей для путешествий.
Аватар пользователя ЕленаК
У нас папа тоже бывалый походник и дети такие же. В тайгу, в тундру, в горы на неделю, на месяц - не проблема, с удовольствием. Мне, конечно, до них далеко. И какой-нибудь миленький отельчик мне по душе. Но, если честно, трудности и неудобства забываются или вспоминаются потом с улыбкой, а вот совершенно необыкновенные воспоминания от таких путешествий остаются на всю жизнь. Главное быть "под крылом" надёжного человека.
Аватар пользователя mariag
Вот полностью согласна! На месяц только с палаткой я бы не поехала, а вот разумное сочетание её с миленькими отельчиками или квартирками - это очень здорово! Тогда путешествие становится более многогранным и насыщенным. Главное не воспринимать палатку, как самоцель, а использовать, как инструмент для достижения цели ))
Аватар пользователя Инна
Мария, какая, вы молодец, что написали именно такой отчет о своем путешествии. Присоединяюсь к вашим словам благодарности людям, которые пишут в этом блоге прекрасные рассказы о своих путешествиях, и конечно же хозяйке блога Галине! Я случайно наткнулась на этот блог и так увлеклась, что стала читать отзывы даже о местах, в которые совсем не собиралась. Но прочитав подробный рассказ о путешествии Галины и ее семьи по северо-западу России, меня зацепило. Там так хорошо все было разложено по-полочкам, указаны недочеты (которые мне удалось избежать благодаря тому, что я о них заранее узнала, например не поехала в Выборг, после Карелии, зато посетила Валаам и Коневец). Я начала мечтать о таком путешествии, но только мечтать, планов никаких не строила. Я думала, ну куда я поеду вдвоем с дочкой (во время этого путешествия ей исполнилось 15 лет) на машине в такую даль, а вдруг что с машиной, и что мы вдвоем будем делать, ничего в этом не понимая. В основном мы ездим на машине в однодневные поездки, самые большие - это трехдневные путешествия (живем мы в г.Конаково). Но прочитав отчеты Елены Себякиной, я подумала, ну вот женщина одна, не побоялась, села и поехала, может и мне это по-плечу. И, если у вас, Мария, 2,5 недели счастья это в какой-то мере дело случая, то мои 2 недели счастья в августе этого года - это полностью заслуга людей создающих этот блог. Спасибо всем большое, и низкий вам поклон.
Аватар пользователя mariag
Для меня пример Елены Себякиной тоже был очень показательным. Все таки для одиночного путешествия нужно немало мужества! Мне легче, если что, все проблемы будет муж решать. А вы молодцы, что решились! Правда же, автомобильные поездки дают совершенно особое чувство свободы? И, да, не побоюсь повториться: блог Галины - это настоящий клад! Столько направлений, городов, достопримечательностей, и столько совершенно разных примеров, от маленьких вылазок внутри области, до невероятно масштабных поездок! Остается только выбрать то, что будет по душе! За что всем ещё раз огромное-огромное, спасибо!
Аватар пользователя Инна
Да, Мария, Вы правильно подметили, автомобильные путешествия - это свобода, причем не только в передвижении (конечно это главное, можно доехать туда, куда не доберешься общественным транспортом и провести там столько времени, сколько захочешь), но и свобода в бытовом плане, можно взять больше вещей на всякий случай (не на себе же их тащить), и можно выбрать маршрут, который будет соответствовать именно вашим предпочтениям.
Аватар пользователя mariag
Точно! А ещё можно менять планы прямо на ходу. Когда у нас ещё не было машины, ездили поездом, и когда проезжали мимо какого-нибудь интересного места, всегда возникала грустная мысль, что я никогда здесь не побываю. С машиной таких проблем нет, увидел красоту - остановился, и это прекрасно!
Аватар пользователя taira
Мария, отличная статья и прекрасное путешествие! Я рада, что Вам помогли мой, Галинин и Анастасииин отчеты, это действительно приятно и придает вдохновение что ли... Я вот никак не могу закончить две статьи (про Петербург и Казань), не хватает времени и сил, но теперь, думаю, дело пойдет!
Вас очень легко читать, говорю совершенно честно. В следующем году я подумываю о Соловках или Онежской кругосветке - будет, как мне кажется, интересно.
От себя добавлю благодарности Галине - я тоже с удовольствием читала ее блог и предлагала маршруты семье. Спасибо, Галина, другие авторы! Очень помогаете в планировании поездок.
Аватар пользователя mariag
Спасибо, Таира! Ваши статьи мне, действительно, очень помогли! Это был такой завершающий штрих, вектор, который придал моим мыслям новое направление и помог окончательно отбросить сомнения. Если бы не Вы, на Валаам я бы не решилась, тем более с палаткой. Было очень полезно посмотреть на одни и теже места глазами разных людей. Я и свой отчёт взялась писать только из-за этого. Впрочем, нет. В первую очередь, для того чтобы поблагодарить Вас и всех остальных авторов за труд, а уж потом, чтобы внести и свой взгляд на Карельские красоты. И, спасибо, Галине, за обе возможности! Мы тоже хотим на Соловки следующим летом. И обязательно через Ладогу, уж очень зацепила нас Карелия. А статьи обязательно допишите, с удовольствием почитаю!
Мария, путешествие у вас получилось просто сказочным! Фотографии супер! С детьми в палатке столько дней на острове- это такое геройство. Там же и змеи водятся. Мечтаю пожить там хотя бы дня три.. Ничего красивее и волшебнее Валаама я пока не видела.
Да, Галя открыла всем нам Карелию. Тоже мечтаю поехать туда на машине...
Аватар пользователя mariag
Спасибо, Ирина! Если мечтаете, надо ехать! Красота просто невероятная! Можно с палаткой, а можно и гостиницу попытаться забронировать, правда, в сезон с этим сложно, все забито организоанными группами. Змеи, да, водятся, мы даже одну видели, поэтому в дебри старались не залезать, но они людей сами стараются избегать. Конечно, разумная осторожность не повредит, но слишком уж бояться не стоит.
Аватар пользователя Руслан
Думал что Валаам небольшой островок, а оказывается там даже несколько озёр есть. Очень понравились фотографии, особенно из Пскова - очень такая старинная атмосфера, хотя на дворе уже 21-й век)))
Аватар пользователя mariag
Я тоже так думала, пока не побывала )). Расстояния на Валааме приличные, мой шагомер за сутки больше 30 тысяч шагов показывал. И, да, озёр много, речек, канав, все они связаны в единую систему, очень живописную. Псков нас тоже очень впечатлил. Это такой город-воин, древний богатырь, суровый, надёжный и очень русский!
Аватар пользователя Лариса
Мария, здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, а где вы заказывали экскурсии на Валааме? Там есть местные гиды? И где оставляли машину в Сортавале? Спасибо большое, было очень интересно прочесть статью!