Путешествие на Кольский полуостров—2019. Часть 2. Териберка – Самара

В первой части я рассказал о маршруте "Самара – Териберка". Общий пробег на момент старта из Териберки составил 3700 км.
Два видео о Териберском водопаде и медведях смотрите в конце статьи.
Итак, в 5 часов утра 22 июля мы покинули Териберку и отправились в обратный путь через Карелию с заездом на Валаам и некоторые города Золотого Кольца России. Температура при отъезде была 13 градусов и безоблачное небо – для Заполярья это прекрасная погода! Отъезд был немного грустным, хотелось еще пожить в этом удивительном месте. Единодушно сознались, что при возможности снова приедем сюда. Кстати, местные сказали, что в 2020 году будут выделены средства на асфальтирование дороги к Териберке (40 км.). Наверное, это хорошо, но значит, резко возрастет поток туристов со всеми негативными последствиями для природы.

Дорога назад кажется всегда короче, но как-то быстро мы добрались до Кеми – были там уже в 2 часа дня, проехав от Териберки 685 километров. Можно было ехать дальше, но нам захотелось еще погулять по берегу Белого моря. Опять мы остановились на ночлег в той же гостинице «Кемский берег», хозяин которой (Григорий) нас очень радушно встретил и даже сделал скидку в цене. Когда мы уезжали от него на пути в Териберку, то забыли зонтик, и он нам его торжественно вернул. Побродили по Кеми, посмотрели июльскую сирень,
унылые полузаброшенные домики, что остается на дне залива, когда наступает отлив,
и удивительного котика в продовольственном магазине.
В 5 часов утра 23 июля мы стартовали из Кеми к следующему пункту назначения – Сортавала. По пути посетили красивый водопад Кивач.
Во всей Карелии поражает вода в ручьях и реках — цвета кока-колы из-за примесей железа. Петрозаводск мы решили проехать мимо, так как мы раньше уже там побывали, а сэкономить время для экскурсий по Сортавала. Прибыли мы в Сортавала в 2 часа дня (спидометр показал 1350 км. пробега от Териберки) и сняли однокомнатную квартиру на 2 суток. В день приезда мы посетили горный парк Рускеала и рускеальские водопады.
Водопады невысокие, но ландшафт потрясающий.

Очень понравился мраморный карьер – горный парк Рускеала.

На следующий день 24 июля мы разделились: я решил посетить Валаам (менее часа на метеоре), а Саша с Анной гуляли по Сортавала и посетили исторический парк «Бастион».
Валаам меня совершенно потряс! На Соловках я не испытал наверное и десятой доли тех чувств, что охватили меня здесь! Не хочу даже портить те ощущения лишними словами, а покажу просто несколько фотографий.

Нам даже очень повезло и мы прослушали 15-минутный концерт части знаменитого хора Валаамского монастыря.
Я слушал этот хор, когда он приезжал в полном составе в Самару – потрясающе!
Парк «Бастион» Саше и Анне тоже очень понравился, несмотря на то, что он еще продолжает строиться. Фактически это просветительский центр, занимающийся изучением и популяризацией истории России. Советую при возможности посетить этот парк.
Сам городок Сортавала тоже понравился – чистый, уютный и какой-то добрый.
В половине пятого утра 25 июля мы покинули Сортавалу (при пробеге 1420 км.) и решили ехать не через Питер, а проехаться по лесным дорожкам полюбоваться видами Карелии через Лодейное Поле в Вытегру. Честно сказать полюбоваться особо не пришлось, потому что дорога была, мягко говоря, не очень, а порой грунтовка с ямами и колеями. Хотя наш Х-Трейл легко справился с дорогой, но чуть больше 400 километров мы одолели за 6 часов! Хотя это тоже не плохая средняя скорость, но мы рассчитывали на меньшее время, учитывая наш опыт ранних выездов. В 10.30 мы прошли Вытегру (1865 км.), а в 16.00 были в Вологде (2200 км.) и устроились на ночлег в гостинице «Горница» на въезде в город. Дешевая (800 руб. с человека), но приличная гостиница. Успели немного погулять по городу. Вот такая пирамидальная клумба во дворе гостиницы
– занимает мало места, легко сделать самому и много цветов можно посадить (дачникам на заметку).
В 4.30 утра 26 июля мы стартовали из Вологды по городам Золотого Кольца России. Предполагаемый конечный пункт для ночевки назначили Переславль-Залесский. Специально запланировали маленький пробег (около 450 км.) чтобы больше времени уделить достопримечательностям городов. Однако нам сразу стало понятно, что в каждом из этих городов можно провести по нескольку дней, чтобы посмотреть все достопримечательности. Но дефицит времени не позволил нам сделать это. Совет: для осмотра городов Золотого Кольца нужно полностью посвятить отдельное путешествие!
Ярославль мы прошли без остановки и в 8.30 прибыли в Переславль-Залесский. Город основал Юрий Долгорукий еще в XII веке, поэтому в нем отразилась история Руси. В нем много старейших монастырей и храмов. Мы успели посетить несколько из них.

В Никольском монастыре есть даже пруд с рыбками.

А еще поразили множество маленьких частных музеев: чайника, хитростей, утюга и др.

В Музее хитростей, действительно, представлено множество интересных народных хитростей.

Мы также с удовольствием прошли пешком по улицам города.

Забавные фигурки на заборе сделаны из обычных пробок от пластиковых бутылок!
Покидая Переславль-Залесский, мы вкусно пообедали в настоящей столовой Советского Союза.
И полюбовались в обеденном зале плакатами тех времен.

Около часа дня мы прибыли в Сергиев Посад. Конечно же, мы посетили Свято-Троицкую Сергиеву Лавру! Поразило огромное количество иностранных туристов, а особенно из Китая. Прошлись пешком также по некоторым улицам.

На ночевку мы вернулись в Переславль-Залесский в отель на въезде в город (со стороны Сергиева Посада) «Лесная сказка». Отель расположен в лесу, есть озеро с дикими утками, а грибы растут прямо на территории в трех метрах от дорожек/

В 5 часов утра 27 июля мы стартовали дальше в расчете заночевать в Дивеево. В 7 часов утра прибыли в Суздаль. Пока музеи были закрыты, походили по городу, полюбовались храмами и монастырями, интересными местами на улицах, посетили Музей деревянного зодчества под открытым небом.

На рынке встретили необычный сувенир с высказыванием (на мой взгляд, не очень корректным) нашего президента.
Далее наш путь пролегал через Владимир – крупный город с огромным количеством исторических реликвий. Прошлись по городу пару часов (а нужно бы пару дней). Конечно же осмотрели Успенский собор и его окрестности.

Следующим городом стал Гусь-Хрустальный. Город произвел не очень хорошее впечатление, вернее не оправдал наше представление о нем. Градообразующее предприятие – Завод хрусталя, почти закрылся (работает только один цех по заказам), Завод по производству оптоволоконного кабеля закрыт. Прошлись по набережной озера, посетили Музей хрусталя, расположенный в здании Георгиевского собора.

Около 3 часов дня мы прибыли в Муром, где посетили Свято-Троицкий женский монастырь

Рядом с монастырем установлен памятник Петру и Февронии.
Покидая Муром, на перекрестке улиц на доме встретили философскую фразу «Никогда не знаешь, где тебе повезет», которую можно взять за лозунг путешествия.
Из Мурома мы выехали в Дивеево, куда прибыли около 7 часов вечера. Устроившись в гостиницу «Олимп» (хорошая гостиница на выезде из Дивеево в сторону Арзамаса), мы успели до темноты посетить монастырь и искупаться в одном из источников. Это было уже пятое мое посещение Дивеевского монастыря. От Самары до Дивеево около 700 километров и мы семьей и с друзьями практически каждый год туда ездим на 2 дня.
Переночевав в Дивеево, в 5 утра мы выехали в Самару и в 2 часа дня были дома. Обратный путь составил 3878 километров.

ОБЩИЕ ИТОГИ:

• Пробег на весь маршрут (Самара-Териберка-Самара) – 7600 км.

ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ:

• Бензин (700 литров) – 32.000 руб.
  • Питание – 13.300 руб. (без учета продуктов, которые брали с собой).
  • Экскурсии – 24.000 руб.
  • Гостиницы – 39.600 руб.
  • Штрафы ДПС – 1000 руб. (4 штрафа по 250 руб.)
ВСЕГО: около 109.000 рублей (на троих).
И огромное количество положительных эмоций!!!

В заключение два видео о Териберском водопаде и медведях