Раздел сайта:
В очередное летнее путешествие в 2019 году мы решили добраться до «края земли» - на берег Баренцева моря в Териберку (Кольский полуостров). Но этого было маловато по расстоянию, и мы решили попутно посетить еще ряд знаменательных мест России.
Кто мы: Юрий – это я, водитель автомобиля Ниссан Х-Трейл (2 л., вариатор, полный привод), супружеская пара Александр и Анна. Наш полный пробег по маршруту – 7600 км. Срок: с 13 июля по 28 июля 2019 г.
Кто мы: Юрий – это я, водитель автомобиля Ниссан Х-Трейл (2 л., вариатор, полный привод), супружеская пара Александр и Анна. Наш полный пробег по маршруту – 7600 км. Срок: с 13 июля по 28 июля 2019 г.
Путь туда: Самара, Ульяновск, Иваново, Ярославль, Вологда, Вытегра, Медвежьегорск, Кемь (поездка на Соловки), Умба, Варзуга, Апатиты (поход в Хибины), Мурманск, Териберка.
Обратный путь: Териберка, Кемь, Петрозаводск, Сортавала (поездка на Валаам), Вытегра, Вологда, Ярославль, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Суздаль, Владимир, Гусь-Хрустальный, Муром, Дивеево, Саранск, Самара.
На рисунках изображена карта пути.
На рисунках изображена карта пути.
Подготовка
Такой маршрут требует, конечно, соответствующей подготовки. Поэтому готовиться начали еще с осени 2018 года (почти сразу после летнего путешествия на Байкал). Я подготовил подробный буклет с картой поездки (около 60 страниц с планом проезда городов, достопримечательностями на маршруте, промер расстояний и определение мест ночевок, телефоны предполагаемых гостиниц в местах ночевок по трассе, заправочные станции и т.п.). Буклет очень пригодился (даже при наличии автомобильного навигатора). Кстати, могу поделиться буклетом (в электронном виде), если кто пожелает поехать по такому маршруту.
Что брали с собой в машину
Непродуваемые куртки и штаны (Баренцево не Черное море, да и в Хибинах на вершинах снег), немного еды (термосы с чаем и кофе, тушенка, консервы разные, орешки, сладости, соленое сало, ну и конечно водочные настойки на кедровых орешках и боярышнике), аптечки с лекарствами, маленький рюкзак для коротких пеших походов, минимум посуды, минимум разной одежды, топор, пила, нож охотничий.
С едой в поездке проблем не было – повсюду есть магазины, кафе с приличной едой. А на Кольском покупали у рыбаков горбушу и треску очень дешево (а иногда они просто дарили, узнав, что мы отмахали несколько тысяч километров).
Палатку тоже не брали – с ночевками не было проблем. Утром или накануне звонили в гостиницы предполагаемого пункта прибытия и выбирали с учетом наличия мест, стоимости и уровня комфорта. Может нам просто везло, но ни разу за все время путешествия мы не оставались без жилья.
Я беру с собой еще пистолет-травмат (макарыч) с лицензией (на всякий случай отгонять мелких зверей, если попадутся во время пеших походов). Маленький рюкзачок нужен чтобы во время пеших вылазок (в радиусе 5-7 км.) положить бутерброды, термос, воду, аптечку, дождевик, минимум одежды, фото-видео. Аптечка должна, кроме индивидуальных лекарств, содержать антисептик (перекись водорода), перевязочный материал, средства от комаров и клещей, нож, компас,…
Очень помогала в дороге автомобильная рация, работающая на волне дальнобойщиков. Также брали с собой две рации для переговоров (радиус 10 км.). Такие рации очень полезны во время пеших походов, а также, если ехать на двух машинах, то можно переговариваться (это мы оценили во время поездки на Байкал в 2018 году).
О том, что брать с собой в автопутешествие, много написано в Инете. Самое главное нужно брать с собой голову, здравый смысл и хорошее настроение. Кстати, учитывая замкнутость пространства во время автопутешествия, необходимо обязательно учитывать психологическую совместимость членов экипажа. По моему убеждению в экипаже должен быть также «командир» с девизом, как у Сент Экзюпери: «Быть в ответе за тех, кого приручаем».
С едой в поездке проблем не было – повсюду есть магазины, кафе с приличной едой. А на Кольском покупали у рыбаков горбушу и треску очень дешево (а иногда они просто дарили, узнав, что мы отмахали несколько тысяч километров).
Палатку тоже не брали – с ночевками не было проблем. Утром или накануне звонили в гостиницы предполагаемого пункта прибытия и выбирали с учетом наличия мест, стоимости и уровня комфорта. Может нам просто везло, но ни разу за все время путешествия мы не оставались без жилья.
Я беру с собой еще пистолет-травмат (макарыч) с лицензией (на всякий случай отгонять мелких зверей, если попадутся во время пеших походов). Маленький рюкзачок нужен чтобы во время пеших вылазок (в радиусе 5-7 км.) положить бутерброды, термос, воду, аптечку, дождевик, минимум одежды, фото-видео. Аптечка должна, кроме индивидуальных лекарств, содержать антисептик (перекись водорода), перевязочный материал, средства от комаров и клещей, нож, компас,…
Очень помогала в дороге автомобильная рация, работающая на волне дальнобойщиков. Также брали с собой две рации для переговоров (радиус 10 км.). Такие рации очень полезны во время пеших походов, а также, если ехать на двух машинах, то можно переговариваться (это мы оценили во время поездки на Байкал в 2018 году).
О том, что брать с собой в автопутешествие, много написано в Инете. Самое главное нужно брать с собой голову, здравый смысл и хорошее настроение. Кстати, учитывая замкнутость пространства во время автопутешествия, необходимо обязательно учитывать психологическую совместимость членов экипажа. По моему убеждению в экипаже должен быть также «командир» с девизом, как у Сент Экзюпери: «Быть в ответе за тех, кого приручаем».
От Самары до Териберки. Первая часть путешествия
Стартовали из Самары в субботу 13 июля в 4 часа утра. Я предпочитаю ранние старты, потому что до 8 часов утра можно ехать со средней скоростью до 100 км/час, т.е. проехать около 400 километров. Не люблю ехать ночью – во время путешествия хочется как можно больше увидеть красивых мест, а ночью кроме освещенного фарами клочка асфальта ничего не увидишь.
За первый день прошли 1000 км. до г. Иваново (приехали около 18.00 часов). Ночевали на выезде из Иваново (Ново-Талицы) в отеле «Постоялый двор». В г. Шуя зашли в Музей мыла, где послушали интересную лекцию экскурсовода и посмотрели интересную экспозицию. Приятно было увидеть забытые сорта мыла: «Земляничное», «Детское» и т.д. В Самаре днем было под 30 градусов тепла, а в Иваново когда приехали, был дождь и 8 тепла. Гостиница нормальная, неплохо нас накормили ужином, а также дали завтрак сухим пайком, потому что мы стартовали утром в 4.15 часов.
В 5.30 утра мы были уже в Ярославле. Раньше мы уже побывали там, поэтому просто проехали через город (осмотр через окно) без остановки. Около 8 утра прибыли в Вологду (позади 1300 км.) и прошлись по территории кремля. На территории кремля есть удивительное «дерево Веры, Надежды, Любви» (на рисунке), а также ряд скульптур и действующие храмы.
За первый день прошли 1000 км. до г. Иваново (приехали около 18.00 часов). Ночевали на выезде из Иваново (Ново-Талицы) в отеле «Постоялый двор». В г. Шуя зашли в Музей мыла, где послушали интересную лекцию экскурсовода и посмотрели интересную экспозицию. Приятно было увидеть забытые сорта мыла: «Земляничное», «Детское» и т.д. В Самаре днем было под 30 градусов тепла, а в Иваново когда приехали, был дождь и 8 тепла. Гостиница нормальная, неплохо нас накормили ужином, а также дали завтрак сухим пайком, потому что мы стартовали утром в 4.15 часов.
В 5.30 утра мы были уже в Ярославле. Раньше мы уже побывали там, поэтому просто проехали через город (осмотр через окно) без остановки. Около 8 утра прибыли в Вологду (позади 1300 км.) и прошлись по территории кремля. На территории кремля есть удивительное «дерево Веры, Надежды, Любви» (на рисунке), а также ряд скульптур и действующие храмы.
В районе города Вологды встретили два удивительных места: деревня «Миндюкино» (вспомните фильм «Не валяй дурака») и кто-то построил вдоль трассы макеты знаменитых башен мира.
Около 10 часов дня мы заехали на пару часов в старинный Кирилло-Белозерский монастырь (15 км. от трассы к г. Кириллов).
В 13.30 прибыли в г. Вытегра. Моросил дождь, было 17 градусов тепла. На причале Онежского озера в городе установлена настоящая дизельная подводная лодка, которая до 2001 года несла боевую вахту, а затем переоборудована в музей. Длина лодки более 91 метра. Прошли с экскурсией по всей лодке. Впечатление тяжелое: на глубине более 200 метров в ледяной воде, как в консервной банке несли службу 80 человек. В носовой части несколько огромных торпед, а рядом многоярусные кровати-полки для подводников. Как тут пожелать подводникам «спокойной ночи»? Кстати, в лодке есть экспозиция про погибшую лодку «Курск».
В 13.30 прибыли в г. Вытегра. Моросил дождь, было 17 градусов тепла. На причале Онежского озера в городе установлена настоящая дизельная подводная лодка, которая до 2001 года несла боевую вахту, а затем переоборудована в музей. Длина лодки более 91 метра. Прошли с экскурсией по всей лодке. Впечатление тяжелое: на глубине более 200 метров в ледяной воде, как в консервной банке несли службу 80 человек. В носовой части несколько огромных торпед, а рядом многоярусные кровати-полки для подводников. Как тут пожелать подводникам «спокойной ночи»? Кстати, в лодке есть экспозиция про погибшую лодку «Курск».
В 16.00 часов прибыли в г. Пудож (прошли 1783 км.), где заночевали в приличном придорожном мотеле «Уют». Вкусный ужин, чистая постель, горячий душ – все, что нужно автопутешественнику.
Утром 15 июля стартовали в г. Кемь. После Пудожа пересекли шлюзы Беломоро-Балтийского канала. В 9.00 прошли город Медвежьегорск (место съемок фильма «Любовь и голуби». В районе города Сегежа ремонт дороги (около 40 км.) и реверсное движение. Пришлось в общей сложности постоять часик и любоваться карельской природой. После Сегежа на трассе купили за 500 руб. 0,5-литровую банку морошки. Может быть она была не совсем зрелая, но она нас разочаровала своим вкусом.
В 13.00 часов прибыли в г. Кемь (2237 км.), откуда планировали экскурсию до Соловецких островов. Моросил дождь при 11 градусах жары! Сразу съездили на причал (Рабочеостровск), откуда отправляются пароходы до Соловков, купили билеты. Как оказалось, поездка выходит не дешево: 3600 руб. с человека билет до Соловков и обратно, 700 руб. экскурсия по монастырю. Две ночевки в гостинице («Кемский берег») на троих – 7500 рублей. Гостиница отличная, на обратном пути тоже одну ночь в ней ночевали. Есть свое кафе с фирменными рублеными котлетами – попробовали, очень вкусно, есть баня! Можно готовить самим на кухне, что мы в основном и делали.
В день приезда погуляли по Кеми – ужасное впечатление! На берегу Белого моря нет пресной воды! Ее привозят жителям и сливают в ведра, которые жители выставляют у ворот домов! Она почему-то желтоватого цвета. В речушке, текущей в море, вода похожа на цвет кока-колы. Но в гостинице видимо своя глубокая скважина и вода нормальная. Унылый вид Кеми скрасила местная «Онежская» водочка. Вот несколько фоток из Кеми.
Утром 15 июля стартовали в г. Кемь. После Пудожа пересекли шлюзы Беломоро-Балтийского канала. В 9.00 прошли город Медвежьегорск (место съемок фильма «Любовь и голуби». В районе города Сегежа ремонт дороги (около 40 км.) и реверсное движение. Пришлось в общей сложности постоять часик и любоваться карельской природой. После Сегежа на трассе купили за 500 руб. 0,5-литровую банку морошки. Может быть она была не совсем зрелая, но она нас разочаровала своим вкусом.
В 13.00 часов прибыли в г. Кемь (2237 км.), откуда планировали экскурсию до Соловецких островов. Моросил дождь при 11 градусах жары! Сразу съездили на причал (Рабочеостровск), откуда отправляются пароходы до Соловков, купили билеты. Как оказалось, поездка выходит не дешево: 3600 руб. с человека билет до Соловков и обратно, 700 руб. экскурсия по монастырю. Две ночевки в гостинице («Кемский берег») на троих – 7500 рублей. Гостиница отличная, на обратном пути тоже одну ночь в ней ночевали. Есть свое кафе с фирменными рублеными котлетами – попробовали, очень вкусно, есть баня! Можно готовить самим на кухне, что мы в основном и делали.
В день приезда погуляли по Кеми – ужасное впечатление! На берегу Белого моря нет пресной воды! Ее привозят жителям и сливают в ведра, которые жители выставляют у ворот домов! Она почему-то желтоватого цвета. В речушке, текущей в море, вода похожа на цвет кока-колы. Но в гостинице видимо своя глубокая скважина и вода нормальная. Унылый вид Кеми скрасила местная «Онежская» водочка. Вот несколько фоток из Кеми.
Во время отлива к «серпу и молоту» можно подойти, а в прилив из воды торчит только сам памятник. Автор, видимо, и не представлял, какой шедевр потомкам он сотворил! А вдали — Белое море и Соловецкие острова.
Утром 16 июля в 8.00 часов мы стартовали на пароходе «Василий Косяков» на Соловецкие острова. Был сильный туман, и ничего не было видно (наверное капитан вел корабль по навигатору), но дождь кончился ночью, температура около 7 градусов. Два часа пути нас сопровождали чайки, выхватывая прямо из рук хлеб и все, что съедобно. На подходе к Соловкам туман рассеялся, и весь оставшийся день было достаточно солнечно и около 10 градусов жары!
Экскурсия по монастырю понравилась. Он интенсивно реставрируется. Сюда прибывает много туристов, в том числе иностранцы. Чтобы осмотреть все острова, там нужно прожить не менее 2 дней, но к вечеру мы отправились на этом же корабле в Кемь.
В 5.00 утра 17 июля из Кеми стартовали в Умбу. Около 8 часов утра пересекли Полярный круг (пробег 2500 км.) и следующие дни путешествия испытали на себе ощущения полярного дня – солнце практически не садилось за горизонт (в Териберке)! После Кандалакши посетили красивый Колвицкий водопад. В 12 часов прибыли в Умбу (общий пробег 2710 км.), где заселились в гостиницу «Индель». Гостиница плохонькая, но для захолустной деревни нормально, на общей кухне можно было самим готовить еду.
После заселения доехали до «аметистового берега» (мыс «Корабль», около 100 км. от Умбы), где нам удалось на берегу Белого моря найти несколько камней с кристаллами аметиста! Там когда-то велась промышленная добыча аметиста, но когда месторождение обеднело, его забросили. Однако туристы, если захотеть, всегда могут найти несколько достаточно приличных камешков.
Кстати, там мы познакомились с супружеской парой, которая занимается добычей аметистов (живет там в «Газельке»), из которых потом делают сувениры для продажи. У них в городе Кировск есть свой частный музей Хибинских минералов и магазин сувениров.
После заселения доехали до «аметистового берега» (мыс «Корабль», около 100 км. от Умбы), где нам удалось на берегу Белого моря найти несколько камней с кристаллами аметиста! Там когда-то велась промышленная добыча аметиста, но когда месторождение обеднело, его забросили. Однако туристы, если захотеть, всегда могут найти несколько достаточно приличных камешков.
Кстати, там мы познакомились с супружеской парой, которая занимается добычей аметистов (живет там в «Газельке»), из которых потом делают сувениры для продажи. У них в городе Кировск есть свой частный музей Хибинских минералов и магазин сувениров.
Мыс Корабль («аметистовый берег»)
Набрав аметистов, мы продолжили путь до поселка Варзуга. От Умы до Варзуги 150 км., в том числе около 50 км. грунтовки (достаточно хороший грейдер красноватого цвета). Полюбовались деревянным зодчеством в виде старинной церкви и нескольких деревянных куполов, стоящих на земле. В Варзуге был разгар отлова горбуши. Рыбаки подарили нам рыбину. Когда вернулись в гостиницу в Умбе, то оказалось, что там заселились в основном рыбаки из Питера и Петрозаводска. За ужином и рюмочкой мы, конечно, познакомились и подружились. В обмен на бутылку самарской настойки мы получили еще 2 рыбины горбуши. В итоге мы сварили вкуснейшую уху и засолили балык, которого нам хватило на несколько дней пути.
В 6 часов утра 18 июля (при пробеге 2995 км.) мы стартовали в г. Апатиты. Отличная свободная дорога (фур почти нет), прекрасные пейзажи. Солнечно, 12 градусов тепла – для заполярья шикарная погода. С погодой нам везет. До нашего приезда в Кемь там 2 недели шли дожди! Нам скакали, что мы из Самары привезли лето. Там еще вовсю цвела сирень – это во второй половине июля!
В Апатиты мы прибыли в 15.00 часов (3285 км.). Шел дождь, но через час закончился, и до вечера было ясно. По звонку на пути из Умбы сняли двухкомнатную квартиру на двое суток – отличный вариант! Пообедав, поехали в город горняков Кировск. Там посетили отличный музей минералов (причем посещение бесплатное!), а затем забрались на местную вершину (чуть больше 1000 м.), с которой открывается красивый вид на город и Хибинские горы. Кировск — это центр добычи апатитовой руды и хибинских минералов. Перед музеем установлен памятник – фигура горняка на камне. Кроме апатитовых рудников Кировск является туристическим центром. Отсюда стартуют туристические группы в Хибинские горы, есть хорошие зимние горнолыжные трассы. В городе находится самый северный в России Ботанический сад.
На следующий день (19 июля) мы планировали весь день посвятить походу в Хибинские горы. Вдоль горной реки (и по самой реке) 20 км. от Кировска мы планировали проехать на своей машине к базе спасателей у горы Куэльпорр – самый центр Хибинских гор, а оттуда совершить пеший поход в горы. Гора Куэльпорр знаменита тем, что в 1972 и 1984 годах там было произведено два подземных «мирных» ядерных взрыва с целью добычи апатитовой руды (для дробления руды). Впоследствии шахты забетонировали, а руду из горы так и не добывают (видимо эксперимент со взрывами не удался). Кстати, уровень радиации сейчас там на уровне естественного фона.
На вершине над городом Кировск
Памятник горнякам у входа в музей минералов
Итак, в 7 утра 19 июля из г. Апатиты мы двинулись на машине до Кировска, а затем вдоль горной реки (а местами и по самой реке) к базе спасателей у горы Куэльпорр. Первый километр пути от Кировска нас порадовал хорошим грейдером, а потом сплошные камни, ямы и вода. Из 20 км. пути мы проехали около 8 км. и не рискнули ехать дальше – большой риск повредить подвеску или пробить резину (валуны, ямы и острые камни). Пришлось оставить свою машину и заказать по телефону УАЗ с базы спасателей. Это удовольствие нам стоило 7000 рублей (в оба конца). Но поверьте – это того стоило!
Расстояние в 20 км. до базы на УАЗике мы прошли за один час. Водитель УАЗа сказал нам, что мы могли бы проехать на Х-Трейле, если конечно не жалко машины. Затраты на возможный ремонт машины могли быть гораздо больше 7 тысяч, поэтому мы остались довольны, что за дешевую цену увидели столько красот! Перекусив в кафе на базе, дальше мы пошли в горы пешком. Потрясающие виды Хибин, водопад «Красивый», ущелья, ручьи, заснеженные вершины гор (в июле!)! Хозяин базы спасателей живет в Москве, а в Хибины приезжает с семьей на летний сезон. Оказалось, что его супруга родом из Самары – наша землячка, и нам было приятно с ней пообщаться.
В горах (километрах в 5-6 от базы) во время пешего похода мы наткнулись на что-то очень похожее на медвежью берлогу (на фото). После возвращения на базу хозяин базы сказал, что действительно где-то там живет медведица. Весной она подходит к базе подкормиться на свалке, а летом уходит в горы. Нам повезло, что когда мы пришли к ее норе, она сама куда-то ушла, но у берлоги остались следы ее жизнедеятельности! Травматический пистолет для нее как укус комара. Около горы Куэльпорр до сих пор уцелели остатки (развалины) человеческой деятельности по поводу ядерных взрывов.
Один из видов Хибин («цирк»)
Дорога до базы спасателей, по которой мы пытались ехать
Водопад «Красивый» недалеко от базы спасателей
Берлога в районе горы Рисчорр
База спасателей
Местный (хибинский) юмор
Вид на Хибины в районе базы спасателей
Вид на гору Куэльпорр (почти Фукусима)
Дорога до базы спасателей, по которой мы пытались ехать
Водопад «Красивый» недалеко от базы спасателей
Берлога в районе горы Рисчорр
База спасателей
Местный (хибинский) юмор
Вид на Хибины в районе базы спасателей
Вид на гору Куэльпорр (почти Фукусима)
Весь день до вечера мы пробыли в Хибинах, было солнечно и, когда шли по горам и ущельям, пешком даже жарко.
На следующий день (20 июля) в 5.30 стартовали в направлении Териберки. Проезжая город Мончегорск, были поражены окружающей природой, которую просто убил комбинат «Североникель» своими ядовитыми отходами. Голые камни, карьеры, горы отвалов, останки когда-то растущих деревьев. Несмотря на предпринимаемые мелиоративные меры, вид природы печален.
Будучи около города Оленегорск, решили заехать (6 км. от трассы) на Комсомольский карьер по добыче железной руды. По описанию в Инете это огромный многоярусный котлован глубиной более 300 метров. Однако не доезжая 2-3 км. до котлована нас остановил шлагбаум с охраной. На нашу вежливую просьбу пропустить нас посмотреть на это чудо, жестко ответили, чтобы мы срочно покинули охраняемую зону, в противном случае через 3 минуты прибудет вооруженная охрана! Пришлось срочно уносить ноги и продолжить путь на край земли Териберку.
Будучи около города Оленегорск, решили заехать (6 км. от трассы) на Комсомольский карьер по добыче железной руды. По описанию в Инете это огромный многоярусный котлован глубиной более 300 метров. Однако не доезжая 2-3 км. до котлована нас остановил шлагбаум с охраной. На нашу вежливую просьбу пропустить нас посмотреть на это чудо, жестко ответили, чтобы мы срочно покинули охраняемую зону, в противном случае через 3 минуты прибудет вооруженная охрана! Пришлось срочно уносить ноги и продолжить путь на край земли Териберку.
На подъезде к Мурманску был грандиозный ремонт дороги, так что пришлось немного поколесить по окраинам города, прежде чем попасть на развилку в сторону Териберки. От Мурманска до Териберки около 150 км., в том числе около 40 км. пыльной гравийки. 40 км. унылой дороги по однообразной тундре, среди сопок, без единого деревца и редкими машинами. Не доезжая 20 км. до Териберки, какой-то юморист соорудил чучело гаишника с косой среди пустынной тундры. Мы ехали в полярный солнечный день, но если ехать в глухую полярную ночь, а в свете фар возникает неожиданно это чудо с косой! Можно представить себе ощущения водителя!
Около чучела у нас случилось ЧП. Остановились сфотографировать это чудо, а когда попытались ехать дальше – почему-то в машине сработала сигнализация! Мы сидим внутри при заблокированных дверях, сирена воет и ее отключение стандартным способом не срабатывает! А за окнами тучи комаров, которые кажется, что прогрызут стекло и кинутся на нас! Минут 30 мы всячески пытались отключить воющую сигнализацию, вплоть до отключения клемм аккумулятора! Безуспешно. Проехало за это время пару машин, но водители ничем помочь не смогли. Разгадка оказалась простой. Александр случайно в кармане нажал на запасной пульт сигнализации и включил охрану. С моего пульта охрана не снималась! Прийти к разгадке помогла Анна. Она скомандовала успокоиться, сесть на 5 минут и спокойно попить горячего кофе. А за это время машина одумается. Когда пили кофе, мне пришла идея, чтобы Александр отошел от машины со своим комплектом ключей. Когда он отошел, то услышал, что на его комплект идет сигнал тревоги, и он нажал кнопку сброса. Машина ожила и была готова ехать дальше. Минут пять мы ехали молча, подавляя в себе эмоции после стресса. Но эти 30 минут в почти безлюдной тундре среди тучи комаров нам показались вечностью!
Около чучела у нас случилось ЧП. Остановились сфотографировать это чудо, а когда попытались ехать дальше – почему-то в машине сработала сигнализация! Мы сидим внутри при заблокированных дверях, сирена воет и ее отключение стандартным способом не срабатывает! А за окнами тучи комаров, которые кажется, что прогрызут стекло и кинутся на нас! Минут 30 мы всячески пытались отключить воющую сигнализацию, вплоть до отключения клемм аккумулятора! Безуспешно. Проехало за это время пару машин, но водители ничем помочь не смогли. Разгадка оказалась простой. Александр случайно в кармане нажал на запасной пульт сигнализации и включил охрану. С моего пульта охрана не снималась! Прийти к разгадке помогла Анна. Она скомандовала успокоиться, сесть на 5 минут и спокойно попить горячего кофе. А за это время машина одумается. Когда пили кофе, мне пришла идея, чтобы Александр отошел от машины со своим комплектом ключей. Когда он отошел, то услышал, что на его комплект идет сигнал тревоги, и он нажал кнопку сброса. Машина ожила и была готова ехать дальше. Минут пять мы ехали молча, подавляя в себе эмоции после стресса. Но эти 30 минут в почти безлюдной тундре среди тучи комаров нам показались вечностью!
Около 12 часов дня 20 июля мы, наконец, прибыли в Териберку и заселились на турбазу «45-й причал» на самом берегу залива Баренцева моря. Каждый день мы смотрели на спины выныривающих из моря китов, пускающих с громким фырчанием фонтаны воды! Они даже не очень боялись проплывающих мимо рыбацких баркасов. В первую очередь после заселения мы, конечно же, сняли стресс с помощью прекрасной виноградной чачи, взятой предусмотрительно из Самары. Весь оставшийся день (а ночь вообще не наступала), а также весь следующий мы пешком ходили по сопкам вдоль Баренцева моря. Погода выдалась идеальной – все три дня было солнечно и около 20 градусов тепла. Со слов местных такая погода просто редкость. Мы посетили знаменитый Териберский водопад, места съемок фильма «Левиофан», метеостанцию, батарею береговой охраны времен Великой Отечественной войны и другие интересные места. Попытались даже искупаться в заливе, но вода в 4 градуса быстро заставила выскочить на берег! Но ноги по колено все-таки помочили в море!
Поразили регулярные приливы и отливы океана. Вода уходит более чем на 2 метра по высоте, обнажая на берегу водоросли, ракушки и всяких морских червей. Вдоль всего побережья голые скалы, сопки, поросшие мхом, котлованы и ущелья с ледяной водой. На причале рыбаки подарили нам две только что пойманные трески. Когда мы ее приготовили, то поняли ее отличие от той трески, которую покупаем в Самаре!
Грунтовка по тундре на пути к Териберке
Чучело гаишника
Териберский водопад
Вид на море со стороны водопада
Териберская тундра вдоль Баренцева моря
Спина кита
Рис. Вид после отлива (рука указывает на уровень моря в прилив)
Но самое главное событие за все путешествие 2019 года произошло именно в Териберке 21 июля! По первому каналу телевидения в новостях сообщили, что в районе Териберки на берег выбросился кит-белуха, и к нему приходят на кормежку местные бурые медведи! Ну как нам было не найти этого кита на берегу, чтобы посмотреть на него! Про медведей мы как-то не подумали. Мы ушли от Териберки вдоль берега по скалам километров за 6 и, наконец, с очередной скалы нам открылась бухточка, в которой на камнях у воды лежал кит белым пузом вверх! Вокруг кита сидели чайки. Скала, на которой мы стояли, возвышалась метров на 10. Анна сразу же предложила спуститься прямо к киту, чтобы лучше его рассмотреть. Я снимал кита на видеокамеру и фотографировал. Но через минуту Александр увидел медведя!!! Через мгновение и мы увидели бегущую из-под скалы, на которой мы стояли, медведицу, а за ней трех медвежат!!! Медведица, оглядываясь на нас, стала уводить медвежат в тундру! Сделав несколько прыжков по камням, она останавливалась, чтобы ее догнали медвежата, а затем прыгала дальше. Эти видеокадры и фотографии стали настоящей реликвией! Оцепенение от страха у нас прошло не сразу – минуты через две! Я сам охотник и мои друзья рассказывали про повадки медведей. Медведица за медвежат может просто растерзать. Но эта, видимо решила сначала обезопасить свое потомство, а только потом разобраться с нами. Бежали мы быстро, подсаживая друг друга на обрывах сопок. Про пистолет я забыл, да он был просто бесполезен против медведя. Когда мы бежали, я громко кричал, что нужно побыстрее добраться до места, где есть другие туристы. Потом Александр спросил меня, зачем я это говорил. Я ответил: «Чтобы у медведицы было более разнообразное меню к обеду». Потом, конечно, было смешно, но тогда мы, наверное, побили рекорд на забег по пресеченной местности.
Когда пришли на турбазу и показали видеозаписи, то директор базы сказал, что три медвежонка у одной медведицы бывают крайне редко. А вообще медведей в районе Териберки в последнее время стало много. Так что туристам, которые захотят побродить в окрестностях Териберки, нужно быть осторожными!
Бухта, где лежал кит (белое пятно у воды)
Останки кита крупным планом
Убегающая медведица с медвежатами
До свидания, Териберка!
В 5 часов утра 22 июля мы покинули Териберку (пробег по спидометру 3700 км.) и отправились в обратный путь через Карелию и Золотое кольцо России.
Подробный рассказ об обратном пути в следующей части отчёта "Путешествие на Кольский полуостров—2019".
С уважением, Юрий Родичев, г. Самара.
Вопросы и предложения можно направлять мне по адресу: Rodichev@ssau.ru
Похожие статьи:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 6304 просмотра
© Сайт клуб путешественников "Лукас Тур" https://galina-lukas.ru
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Реклама — поддержка клуба:
Комментарии
yana
25.04.20 23:09
#1
elenau
26.04.20 11:21
#2
Юрий, спасибо, что поделились тонкостями подготовки, подробностями состояния дорог и другими важными деталями.
Да и вообще, за столь вдохновляющий отчёт! После его прочтения кажется, что и нам многое по плечу.)
ekaterinap
26.04.20 11:40
#3
YuriyR
26.04.20 21:59
#4
natalia_a
28.04.20 14:42
#5
YuriyR
28.04.20 18:00
#6
natalia_a
28.04.20 18:09
#7
galina
28.04.20 18:27
#8
natalia_a
29.04.20 09:28
#9
galina
29.04.20 11:43
#10
Вот одна из фотографий этой трассы.
natalia_a
29.04.20 12:19
#11
YuriyR
29.04.20 12:51
#12
natalia_a
29.04.20 13:48
#13
galina
29.04.20 12:52
#14
natalia_s
29.04.20 20:57
#15
innas
01.05.20 11:12
#16
YuriyR
02.05.20 09:44
#17
Мари
28.07.20 19:46
#18
светлана
29.05.21 11:20
#19