Ладожская кругосветка на машинах за 9 дней (2500 км.). Часть 5. Рускеала – берег Ладоги – Волхов. Финал

Окончание. Список всех предыдущих частей отчёта см. в конце статьи.

За время кругосветки мы многое увидели, искупались в Ладоге, отдохнули на берегу Балтийского моря, погуляли по о. Валаам и Кильпола, проехались по шхерам, полазили по стенам Рускеальских каньонов, спустились в штольню там же и поднялись на башню Святого Олафа в Выборге. Рассказывать о том, как завершилось наше путешествие – дело одновременно грустное и радостное. Эта противоречивость объясняется просто: жаль, что закончилось хорошее путешествие, и приятно, что этот конец открывает новые двери в мир интересных трипов.
В последней, пятой, части я расскажу вам о том, каким был финал нашей Ладожской кругосветки. Казалось бы, впереди еще столько дней, а я объединила все в одну часть. Внесу ясность: после Валаама я "накушалась" впечатлениями, перестала воспринимать информацию с тем же восторгом, какой был в начале поездки. В связи с этим хочу дать совет начинающим путешественникам: не старайтесь охватить побольше достопримечательностей, лучше оставьте время на "прочувствовать", "пережить"...

Я разговаривала с друзьями, все отметили, что после Валаама пресытились впечатлениями. Наверное, нужно было на Валаам заложить 2 дня. Он производит просто космическое впечатление, от его суровой красоты в прямом смысле слова дух захватывает. Рекомендую изучить в первый день архитектурную и соборную часть, а во второй – бухты Флотскую и Красную. Берег в них высокий, снизу камни, вид на Ладогу открывается такой, что не захочешь уходить. Напоминает остров, где Флинт спрятал свои сокровища (см. роман Стивенсона «Остров сокровищ»).
Но мы должны были ехать дальше.

Рускеала

Наш следующий день был посвящен посещению Рускеальских водопадов и горного парка. Водопады те самые, на которых снимали "А зори здесь тихие" (советская версия). Водопады находятся рядом с трассой А130, в нескольких километрах от поселка Рускеала. Место для туристов подготовлено: есть беседки для желающих перекусить, недорогая сувенирная лавка с широким ассортиментом, сделаны дорожки, а вход везде свободный.
Осмотр водопадов занимает минут 15-20, сами они очень красивы, но не Кивач :)

Ахенкоски (водопад)

Водопад Рускеалы

Красавец водопад
Вообще после Валаама мы стали брюзжать и сравнивать, боюсь, это видно и в отчете, но скрывать ничего не хочу, ведь мне важно передать обстановку путешествия.
После водопадов поехали в горный парк "Рускеала". (http://ruskeala.info/ru) Рядом с ним есть бесплатная парковка, столики для тех, кто хочет покушать, при входе расположились палатки с сувенирами, едой, туалетами, там же находится визит-центр.
Мы сразу пошли в очередь, чтобы покататься на лодках по Большому каньону. Система такая: вы стоите в очереди, а когда до вас остается один человек (или семья), идете в визит-центр и оплачиваете билет (400 руб.). В лодку помещается 4 человека.

Вид на Большой каньон сверху
Здесь я столкнулась с полным нежеланием моей группы (называю ее своей, потому что идейный вдохновитель, разработчик маршрута и организатор - я) стоять в очереди и кататься в лодке. С большим трудом удалось уговорить не нарушать программу, и вот мои друзья без энтузиазма и, видимо, только из уважения к моим трудам ждут лодку. Я понимаю, что такое количество людей требует несколько лодок, а лодки приходят по одной. Время проката лодок вообще час, но все катаются минут 20, потому что Большой каньон, простите за тавтологию, на самом деле небольшой.
Кроме лодок можно взять плавучий понтон, он стоит 2 000 руб. На понтоне вы сидите аки царь на стульях, а на руле сотрудник лодочной станции. Я уже даже подумала, что, раз понтон вмещает до 10 человек, нам можно взять его, но ведь так дорого! Пока я пребывала в сомнениях, пара из Санкт-Петербурга, устав ждать, взяла этот понтон. На двоих.
Нам повезло - сразу пришло несколько лодок (небывалый случай). В этом месте я хочу попросить прощения у тех, кто был в очереди за нами: мы катались 50 минут. Это я могу объяснить, во-первых, тем, что Артем из семьи О. по моей просьбе подготовил рассказ о горном парке и добываемом в нем мраморе, а поскольку Артем преподаватель технического вуза, то его мини-лекция была очень интересна, голос у него отлично поставлен, а среди нас были те, кто интересовался минералогией, что породило интересную дискуссию на воде.

Вид из грота

Вид с воды
Смотрели на нас, конечно, другие посетители во все глаза: несколько лодок на выходе из грота,

Выход из грота
а люди в них с пеной у рта доказывают друг другу, что мрамор - это то..., да нет, это другое! Забавно, в общем!

Вход в грот
В самом каньоне смотреть можно скалы, которые нависают над тобой, маленькие гроты, в которые можно заплыть, чаек, которые на узких скальных выступах воспитывают птенцов.

Рускеальская порода

Мрамор

Близко к берегу
Мы случайно оказались близко к такому гнезду, видели даже чайкодетеныша, но взрослая чайка так агрессивно атаковала нашу лодку, что мы сочли за верное отплыть подальше.
После лодочной прогулки мы на газовой горелке приготовили сытный суп и пошли в сам Горный парк. Входная плата - 200 руб. за человека. Можно заплатить побольше и идти с экскурсией, но нужно записываться пораньше. Нас в экскурсионные группы уже не взяли - слишком много народу.
В принципе у нас была экскурсия готова (спасибо Артему О.), а также была распечатана карта и отмечены все интересные точки. Обязательны к посещению штольня, провал, Итальянский карьер, озеро Монферрано (из него добывался мрамор для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге), сад камней. Прилагаю фото. Если говорить о впечатлениях, то парк оправдал мои ожидания. Я даже купила в нем единственный за все путешествие сувенир - камень с гравировкой, добытый тут же, в этом карьере (300 руб.)

Вид из парка на каньон

Итальянский карьер

Прогулки по парку

Лёд

Отвалы породы
Часть моей группы (опытные туристы, бывшие в Карелии не один десяток раз) парк раскритиковали: "Взяли кусок Карелии, огородили сеткой и берут деньги за вход". Но мне кажется, что развитая инфраструктура парка и работы по сохранению ландшафта того стоят, ставлю парку твердую 4 по пятибалльной шкале.
Почему не 5? Потому что ни разу не Валаам (см.выше). Вечером мы покинули парк (суммарно провели в нем около 5 часов), уже начали покусывать карельские комары, да и посмотрели мы все, что можно было.

Вечером у нас была запланирована стоянка недалеко от города Питкяранта, куда мы и поехали. По пути остановились в очень красивом месте, где Ладога вплотную подходит к дороге. Сели на камне и, нежась в лучах заходящего солнца, решили умыться в воде озера. И, разумеется, нашелся один человек, который, поскользнувшись на камнях, ушел в воду по колено. И, само собой, этим человеком оказалась я. В общем, потом я ехала в машине босиком и сушила мокрые кроссовки. Но виды были завораживающие.

Тихая Ладога
Через 80 км. мы наконец-то увидели Питкяранту. И издали разочарованный вскрик во всех машинах. Потому что в городе мы увидели трубы ЦБК (целлюлозно-бумажного комбината). Нам это, конечно, не понравилось, ведь мы воду пили прямо из Ладоги. В городе ЦБК ощущался и в воздухе, пришлось закрыть окна. Одним словом, посовещавшись, командиры экипажей приняли решение ехать дальше вдоль берега на место следующей стоянки.
По пути мы проезжали водопады, которые хотели посмотреть. Пришлось нам смотреть их впопыхах и сумерках. Некоторые члены нашей команды даже не стали выходить из машин, настолько они устали и настолько были злы комары. Я героически в шлепках все же покормила комаров и осмотрела водопады. Красиво.

Далее, уже в ночи, так сказать, мы искали стоянку. Наши мужчины выходили в местах, отмеченных на нашей карте, шли в лес, возвращались не с чем. Но вот они пропали надолго, а когда сели по машинам, сообщили, что отличное место на берегу найдено. Далее они отправились посмотреть остатки походной бани от предыдущих туристов, а мы с Юлей К. вышли прогуляться. И тут началось – комары от счастья как с ума сошли. Мы бросились обратно к машине, а она закрыта. Так и ждали, облепленные комарами. Давно я такой атаке не подвергалась.

Берег Ладоги

Но стоянка оказалась чудесной (не считая комаров, конечно). На ней мы сделали дневку, потому что за один вечер сделали программу следующего дня (водопады Питкяранты). Погода была хорошая, поэтому мы позагорали, погуляли до мыса, покатались на тарзанке.

Вид из палатки

Лагерь с берега

Я влюблена в этот берег...
Прожигали, одним словом, жизнь. Утро, кстати, у нас началось забавно: я проснулась от того, что кто-то на плохом английском просил помощи. Что-то нереальное: в карельском лесу кто-то говорит по-английски. Ему очень повезло, что в этот день дежурил (делал завтрак для лагеря) Кирилл Т., по образованию учитель английского. Выяснилось, что это водитель – финн, которому очень нужен какой-то ключ для машины. Если бы не мы, куковать бы ему в этом лесу еще дооолго.
Кстати, вода в Ладоге была очень холодная.
Мы с Кириллом, умываясь, заходили в воду – сводило обе ноги через полминуты.

Вечер

Овсянка!

Неземное ощущение
Утром следующего за дневкой дня мы выдвинулись в Старую Ладогу.

Старая Ладога

Крепость Старая Ладога

Крепостная стена
Здесь находится древняя крепость и, по легенде, могила Вещего Олега. Когда-то это был один из центров Русской земли, но сейчас город (пгт?) не произвел на нас впечатления. Вяло походили мы по крепости, обсудили, что она пустовата, без энтузиазма пошли посетили музей рядом с крепостью. Ну как посетили: половина группы вышла на улицу и сидела, ждала вторую. Вторая, позевывая, прошлась по экспозиции и присоединилась к первой. Часть группы, к слову, уехала дальше по маршруту еще до музея. Думаю, потому что не Валаам… Именно там, кстати, и обсуждали, что уже пресытились впечатлениями. На курганы, где, как говорят, похоронен Олег, поехали вообще только 4 человека – наш экипаж. И то, хотел только один – Александр. Но мы не пожалели – с курганов открывался прекрасный вид на реку Волхов.

Вид на реку Волхов

Курган

Другой курган
Наш дальнейший путь лежал как раз в одноименный город – последнюю точку нашего маршрута.

Волхов

Город Волхов мы рассматривали только как пункт отдыха, поэтому заселились в отель "Металлург". О нем здесь уже писала Галина, мне добавить нечего, все именно так, как рассказано в ее отзыве. Пообедали мы в ресторане отеля, но он нас не впечатлил. Некоторые даже не стали доедать курицу, она показалась им несвежей. Я написала об этом в отзыве по отелю, и к их чести, они перезвонили мне, уточнили, что именно мне не понравилось, сказали, что разбираются сейчас в ресторанчике. К самому отелю у меня нет никаких претензий.
После поехали посмотреть Волховскую ГЭС-старейшую в России, но сброса воды не было. Ужинали и завтракали на следующий день в кафе "Елка", вот адрес Волховский проспект, 53А, ссылка VK https://new.vk.com/elkacafe (рекомендую: вкусно и совсем-совсем недорого). Например, завтрак на двоих обошелся нам в 400 рублей, при этом каждый из нас съел свежую овсяную кашку, яичницу с добавками сыр, бекон и помидор, натуральный морс, чай, кофе и, по-моему, хачапури или пеновани (поделили это на двоих). По ссылке есть фото меню, цены и впрямь демократичны.

Кафе "Ёлка" в Волхове - вкусно и недорого
Дорога домой заняла у нас 11 часов, постояли в пробке около Твери.

Так закончился наш насыщенный, неожиданный временами, но очень дружный тур "Ладожская кругосветка". Мы проехали 2 500 километров, и кажется, что они не забудутся никогда! Спасибо всем, кто дочитал до конца.

________________________
Предыдущие статьи о Ладожской кругосветке:

Таира, замечательная статья! Мои любимые места. Читала, ностальгировала...)) Спасибо!

Мне знакомо чувство перенасыщения эмоциями в длинных путешествиях. Так у нас было в поездке в Карелию в 2014 году. И когда у нас не получилось попасть на Валаам дважды, я была этому даже рада (да, вот такое честное признание). И уже тогда сделала для себя вывод - Валаам - отдельная книга, не стоит делать ее страницей. Лучше ехать туда отдельно.

И еще мне знакомо чувство, когда что-то увиденное перебивает дальнейшие впечатления. Мы после Карелии поехали в Выборг. Так вот скальный парк Монрепо не произвел на моего мужа никакого впечатления после Карелии. Так было обидно. Я-то Монрепо люблю уже давно. И скалы начинались для меня именно с Монрепо. Потом уже была Карелия. И как это верно!

И по поводу "Металлурга". Зашла на Букинг посмотреть этот отель. И обалдела! Рейтинг-то вырос. Количество отзывов выросло раз в 5. Смею надеяться, что мой положительный отзыв помог отелю в привлечении клиентов. И рада, что они держат высокую планку.

Таира, про то, что ужины в отеле не очень хороши, я писала. Может вам не стоило туда ходить? А сразу в Ёлку"?
Кстати, спасибо за кафе "Елка". Теперь будем знать, где поесть в Волхове. Мы же так и не нашли ничего приличного в тот раз.
Аватар пользователя taira
Галя, совершенно верно: Валаам книга, а не страница!

Ужины в Волхове -отдельная тема! Не стоило, точно не стоило)))
Таира, какая замечательная поездка у вас получилась. Согласна, что Валаам затмить и перебить ничем невозможно... Я пока ничего интереснее не встречала. Думаю, что Соловки могли бы)
Мне Монрепо понравился, но не более... Больше понравился сам город..
Просыпаться в палатке на берегу красивого озера- это такая романтика... пока, увы, мне недоступная... но я надеюсь на осуществление этой мечты)
Аватар пользователя taira
Ирина, романтика в палатке только в сухую солнечную теплую погоду)))

Соловки-моя мечта. Третий год не получается съездить.
Аватар пользователя ЕленаК
Таира, спасибо за рассказ! Словно опять там проехала. Прошлым летом были в Карелии.
Монрепо просто даже не надо пытаться сравнивать с дикими местами. Это все-таки парк.
Кивач совсем не впечатлил. А вот палеовулкан Гирвас потряс. Вместо натеков лавы, которые я все ходила и искала, т.к. видела их у Галины в отчете, взору предстал бушующий огромный водопад. Оказалось, что ремонтировали турбину, и поэтому был сброс воды. Говорят, что сброс воды еще бывает каждый год несколько дней, начиная с 30 апреля.
А еще оказывается, что Гирвас огромных размеров. И совершенно в другом месте есть еще одна точка на карте, отмеченная как палеовулкан Гирвас. Это мы выяснили уже в этом году. Там местечко потише, т.к. туда редко, кто приезжает. А полазить по скалкам там здорово.
Аватар пользователя taira
Елена, спасибо за информацию о Гирвасе. Я никогда там не была! Обязательно надо мне посетить теперь)))
Аватар пользователя anastasiya
Таира, путешествие получилось у вас очень интересным и незабываемым! Вы молодцы!!! Правда отдых в палатке не совсем для меня, но хотя бы одну ночь проснуться на берегу красивого озера стоит)))
Аватар пользователя taira
Спасибо, Настя! Теперь наступает осень - пора уютных отельчиков.
Аватар пользователя zhanna
Девочки, подскажите, правда, что в Карелии полно клещей???((sad
Жанна, свои территории отели обрабатывают. Там, где мы жили, точно это делают. Но, если будете жить, например, в палатках, нужно штаны, брюки заправлять в сапоги. Руки прятать. Там комары летом огромные. Мы кстати из-за этого два раза весной ездили. Меры предосторожности никогда не помешают. Есть спец гели. Специалисты говорят, надо не дать клещам добраться до кожи.
Мы этого не заметили. Может год на год не приходится, может тот июнь был прохладный (если это играет какую-то роль). Но не видели и не знали, хотя на природе, в лесу были немало.
Аватар пользователя zhanna
Это радует, а то я в инете начиталась, что их там очень много, часто встречаются энцефалитные( А я их боюсь жутко после того, как меня цапнул боррелиозный клещ, чудом удалось избежать последствий(