Летнее путешествие длиной в 14 дней. Часть 2. Боголюбово — Нижний Новгород

В первой части отчёта "Летнее путешествие длиной в 14 дней" я рассказала о посещенных нашей семьей Зарайске, Свято-Введенской Островной пустыни и Владимире. Во второй части отчета я поведаю о поселке Боголюбово и Нижнем Новгороде. Я понимаю, что данное туристическое направление «затерто до дыр», и отчетов об этих местах на просторах интернета тысячи, но мне хотелось бы рассказать о своих впечатлениях и впечатлениях моей семьи. Вот уж никогда бы не подумала, что графоманство и желание делиться с кем-то своими путешествиями так затягивает...
Итак, проснувшись и позавтракав, мы покинули гостеприимный хостел «Белый тополь» во Владимире. Нам предстоял переезд в Нижний Новгород. По дороге у нас было запланировано посещение поселка Боголюбово с его Свято-Боголюбским женским монастырем и церковью Покрова на Нерли.

Содержание статьи:

Боголюбский монастырь

До Боголюбово доехали быстро и, припарковав машину на маленьком пятачке возле входа в монастырь, зашли внутрь храма в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Мне почему-то очень хотелось именно в этом древнем месте поставить свечки, заказать «за здравие» родным и близким. И это желание, к сожалению, стало моей очень большой ошибкой. Никогда бы не подумала, что могу писать малоприятный отзыв о храме, месте, от которого должен исходить свет и чистота, месте, где любой, даже не глубоко верующий человек, вроде меня, может почувствовать присутствие Бога. На деле же меня просто попытались развести на деньги. Монашка с таким энтузиазмом «впаривала» мне молитвы, одна лучше, сильнее и чудеснее другой, что я диву далась! Да в этой женщине просто погиб гениальный продажник! После нескольких неудачных попыток (благодаря мужу) продать нам самые дорогие молитвы, вход пошли всякие травяные сборы, намоленные в этом монастыре, и якобы помогающие чуть ли не ото всего. Уже начав звереть, и напрочь забыв о своем желании купить свечи, мы ответили, что у нас нет наличных денег в таком количестве, только самый минимум, на что монашка сказала, что тут рядом через дорогу есть банкомат… Занавес… Выходя в сильном, не побоюсь этого слова «офигении», из данного так называемого дома Божия, в голове крутилась одна нецензурная лексика. Но не ругаться же в святом месте!
Жаль, но именно такое поведение служителей церкви и отвращает многих людей от храмов и от веры в целом… Для себя решила, что верить надо по большей части в душе, Господу не нужны наши деньги. По большей части они необходимы только коммертизированной церковной системе. Я не буду утверждать, что все храмы и монастыри такие, нет конечно. Есть очень чистые, светлые, намоленные места. Но, к сожалению, все больше и больше монастырей и храмов стоит посещать только с туристической целью, а не в поисках поддержки и помощи. Но это мое сугубо личное мнение, и я его ни в коем случае никому не навязываю. Вполне возможно, что, не заходя в сам храм, а просто прогуливаясь по территории, чувства и ощущения от данного места были бы совсем другие.
Что-то я разошлась, но уж очень меня возмутила произошедшая ситуация. Ну-да ладно…
Итак, выйдя из храма в честь иконы Божией Матери «Боголюбская» в растрёпанных чувствах, мы пошли осматривать территорию монастыря. Однако настроение уже было основательно подпорчено, и когда муж предложил осмотреть Рождественский собор изнутри, я отказалась. Тем более, что вход в башню, где находится место убийства князя Андрея, закрыт, туда посетителей не пускают. Побродили еще немного по территории, сделали несколько фотографий.

Спустились к источнику, пополнили скудные запасы воды. И отправились к церкви Покрова на Нерли.
Подходя к железной дороге, я все-таки решила обернуться и запечатлеть монастырь, рассудив, что обида и неприятные впечатления со временем сотрутся, и на память останутся только фотографии.

Сфотографировали монастырь и с железнодорожного моста.
Зачем-то дождались поезда,​ помахали ему рукой и с улучшающимся настроением пошли дальше к заветной цели.
И вот мы стоим на дорожке «из желтого кирпича». Нагретые на солнце камни приятно согревают босые ноги,
душистый луг полон красок,
и даже лягушка кажется красивой.

Церковь Покрова на Нерли

Еще даже не видя церкви, мы почувствовали магию этого места. Оставшаяся обида и разочарование от посещения Свято-Боголюбского монастыря уходили… Мы шли тихонько переговариваясь, и вот показалась она… Вы только представьте себе: крошечный белоснежный храм середины XII века в окружении зелени заливных лугов…
Храм, который внесен в реестр мировых памятников Юнеско.
Казалось, что ничего более красивого и гармоничного не создавал человек… Церковь прекрасна! Не зря ее называют «белой лебедью». Хотелось запечатлеть на фотоаппарат каждый уголок, было жаль, что через фотографию нельзя передать запахи цветущего луга, стрекот кузнечиков, легкое дуновение ветерка. Так и хотелось почему-то шепотом попросить: «Остановись мгновение!».

Сын же просто лег на траву и наслаждался!

Я гуляла и фотографировала: сам храм,
его такие вроде бы простые, но гармоничные украшения,

виды на Свято-Боголюбский монастырь,
Мне совсем не хотелось заходить внутрь церкви. Где-то в глубине души я понимала, что обкрадываю себя, но боязнь разочароваться была сильнее. Отдохнув,
мы потихоньку пошли назад. Навстречу нам шли люди. И вот тогда я поняла, как же нам повезло, ведь мы на протяжении всего этого времени были почти совсем одни… Скорее всего в той толпе, которая направлялась к храму, мы не почувствовали бы всего того, что смогли почувствовать. Но это была бы уже совсем другая история… В самом конце пути я обернулась, «белая лебедь» никак не хотела отпускать…
Но нам пора уже было ехать дальше. Впереди нас ждал Нижний Новгород, город, воспетый в Клубе путешественников Галины Лукас, город, в котором очень хотел побывать мой муж.

Нижний Новгород

Доехали мы без проблем, минуя все пробки, которые могли бы быть в теории. Но все-таки трасса была довольно загруженной и напряженной, хотя по времени ехали не очень долго. Проживали мы в отеле Отель Baker Street, в клубе о нем есть отзыв. От себя хочу отметить довольно достойные континентальные завтраки, входящие в стоимость. А вот расположение отеля вызвало несколько неоднозначные чувства. С одной стороны? отель расположен рядом с набережной, несколько вдали от основных туристических дорог, как я и люблю/

C другой стороны, расположение отеля создавало впечатление какого-то гетто. Хотя за 3 ночи, проведенные здесь, никакого криминала нами замечено не было.
Итак, припарковав машину вдоль дороги, под камерами видеонаблюдения, заселились без проблем в забронированный нами мансардный трехместный номер, и, оставив вещи, пошли гулять. К слову сказать, мы были уже изрядно голодные, поэтому пройдя вдоль набережной и выйдя в «цивилизованный мир» первым делом пошли в кафе. Если честно, даже не помню уже в какое, в первое попавшееся, прошу не кидать в меня за это тапками. Судя по времени – уже поужинав, пошли на свою первую вечернюю прогулку по Нижнему Новгороду.

И вот солнце стало садиться за горизонт, окрасив небо и воду в рыже-медовые тона.
Мы встречали свой первый закат на Волге! Но как бы не хотелось гулять до бесконечности, а все-таки пора было возвращаться в отель. Впереди нас ждал новый день и новые впечатления.
Утром, позавтракав, мы на семейном совете решили, что хотим пойти в кремль. Идти собрались ,как всегда, пешком, по навигатору в мобильном телефоне. Пройдя какими-то заброшенно-дикими закоулками, мы вышли к храму пророка Ильи.
Храм произвел очень приятное впечатление, служительница - ненавязчивая женщина, продала нам запрошенные свечи, не пытаясь при этом применить чудеса менеджмента. Поставив свечи покровителю сына, мы отправились дальше.
Навигатор проявлял чудеса топографического кретинизма, отправив нас совсем уж в какие-то дебри
Зато мы смогли сравнить нарисованных голубей и настоящих.
Побродив по дворам, муж взял «языка», который проводил нас до остановки автобусов и подсказал, на каком из них можно добраться до кремля. Большое ему человеческое спасибо! Автобусы везде одинаковы и не стоят рассказа о них, а вот кремль стоит!!!
При входе в кремль есть стенд с планом-картой, рассмотрев который, мы решили, что на сегодня с нас будет достаточно и половины территории. Приобретя билеты на стены кремля, мы поспешили пойти дальше. Внутри кремля есть впечатляющая выставка военной техники. Сына было не оттащить, каждый экспонат был потроган и облазан.

Муж, обалдев от такого детского энтузиазма, потихонечку от нас ретировался и отдыхал.
И вот наступил заветный момент, мы поднялись на стены кремля.
Шли иногда молча, иногда делясь впечатлениями, фотографируясь, переходя от башне к башне.

В каждой башне висит ее «история». Самая интересная из них - легенда коромысловой башни: в 1520 году татары осадили город и подобрались к стенам кремля. Однако их заметила женщина, идущая по воду с коромыслом. Не долго думая, она прибила тем самым коромыслом несколько вражин, потом ее саму зарубили саблей. Испугавшись нижегородских женщин с таким страшным «оружием», татары сбежали, а героиню похоронили под этой самой башней, вроде бы даже с эти самым коромыслом.
А мы все шли, сын бегал, благо упасть неоткуда, стены добротные и не травмоопасные, с хорошими ограждениями. Я же фотографировала виды, открывающиеся со стен кремля.

Под конец поймала себя на мысли, что палец уже сам собой ищет кнопочку на фотоаппарате под названием «сделать хорошее фото», а я все никак не могу оторваться от открывающейся взору красоты. Очнулась уже от настойчивых просьб мужа и сына пойти куда-нибудь пообедать, тем более, что стену мы прошли до конца.
Выбор пал на пироговую "Штолле". Кафе нам понравилось, после этого мы старались ходить обедать именно туда.
Остаток дня решили провести на Верхневолжской набережной и покататься на канатке.
Улица конечно потрясающая!

Самым примечательным зданием здесь, по нашему общесемейному мнению, является усадьба Рукавишникова.

До остановки рядом с канатной дорогой доехали на автобусе, а остаток пути преодолели пешком. Как уже неоднократно было сказано, канатная дорога соединяет г. Нижний Новгород и г. Бор. Протяженность около 3,5 км, безопорный пролёт почти километр. Несмотря на то, что я очень боюсь высоты, страшно почему-то не было… Хотя один раз все-таки промелькнула трусливая мыслишка, о том, что если мы упадем, то не помогут ни брас, ни баттерфляй. Но я ее спрятала подальше, и стала наслаждаться «полетом».

Возвращались в отель уже почти в темноте.
А теперь спать! Завтра новый день и новые впечатления!
На следующий день мы решили дойти до смотровой площадки около гостиницы "Азимут", по дороге встретив… крокодила.
Пофотографировались, полюбовались на стрелку Оки и Волги, выпили лимонада из ретро-автомата, нашли самый красивый замочек на мосту,

подивились на Рождественскую (Строгановскую) церковь.

Погуляв, направились на одну из старейших улиц Нижнего Новгорода – Большую Покровскую.
Покровская улица когда-то была дворянской, да и сейчас в ней сохранились стать, достоинство и гордость, кружевная лепнина, особняки, излучающие благородство.

Особое место на Покровке занимает здание Государственного Банка, построенное к 300-летию династии Романовых в 1913 году.
А какая у него кружевная решетка! Правда я успела сфотографировать только один фрагмент – больше муж почему-то не разрешил

На Покровской множество городской скульптуры.

Уличные музыканты
В общем, есть все атрибуты главной пешеходной улицы города.
Есть у Покровки одно удивительное свойство – улица не линейная. Можно нырнуть в какую-нибудь арку и окажешься в старом дворике, где нет никакой прилизанности и туристичности, где на стенах обшарпана штукатурка, а некоторые домики напоминают живописные руины. Как же я это люблю!

На Покровской нас застал дождик, небольшой, можно было вполне гулять дальше, но мои мужчины запросились в пиццерию, совместить приятное с полезным. Пиццерия нашлась практически сразу же, благо в них недостатка на главной пешеходной улице нет. Пока ждали заказ, я вышла на улицу, села на лавочку под раскидистым деревом. Оно было настолько большое, что асфальт и скамейка под ним были абсолютно сухие, и этот факт, конечно же, не мог не привлечь желающих не мокнуть. Вот они эти желающие.

Ну а дальше: ужин в пиццерии, возвращение в отель, отдых. Завтра нам предстоял переезд в Саранск.
Спасибо всем кто прочитал.

Продолжение следует…

Все статьи цикла "Летнее путешествие длиной в 14 дней":

1. Часть 1. Зарайск — Свято-Введенская Островная пустынь — Владимир
  2. Часть 2. Боголюбово — Нижний Новгород
  3. Часть 3. Саранск
  4. Часть 4 Пенза

Какой Нижний красивый летом и, думаю, не только летом. Спасибо за ваши точечные фотографии украшений зданий! Покрова на Нерли жемчужина! Зелёные заливные луга, летние пейзажи на ваших фото дарят чувство, ощущение беззаботности и детского восторга. История в Боголюбском монастыре расстроила. Как-то в таких местах ждёшь другого отношения.
Аватар пользователя ekaterinap
Да, история, произошедшая в Боголюбском монастыре, нас, конечно, сильно выбила из колеи. Хотя если честно, то далеко не во всех храмах и монастырях можно почувствовать благодать и умиротворение. Уж очень многие из них становятся через чур туристическими. Но Боголюбский перепленул всех! Хотя архитектура самого монастыря нам очень понравилась. Да и историческую ценность никто не умоляет. Я сначала сомневалась описывать всю эту ситуацию или нет, но потом решила - напишу. Может кого-то это оградит от разочарования и обиды.
Боголюбово да, жемчужина! После посещения данного места будто крылья выросли.
Нижний Новгород понравился. Хотя я его зимним вообще не представляю... Наверное зима его не портит...Но пока Нижний больше не планируем.
Аватар пользователя Людмила
Вы знаете, года два назад мы в Боголюбово столкнулись с точно такой же ситуацией - откровенной комерцией во всем, бежали от этой "служительницы веры" как то существо от ладана. Много монастырей объехали, но такого нет даже в более туристических
местах (там просто бизнес). Осадок остался, а само место очень красивое
Аватар пользователя ekaterinap
Боголюбово довольно популярное туристическое место, вот у них там все на поток и поставлено. Но все равно посетить это место надо хотя бы раз в жизни!Наверное, надо просто постараться не принимать все подобные ситуации близко к сердцу... Хотя я так не смогла...
Аватар пользователя tatyana.t
Екатерина, спасибо за то, что делитесь такими живыми фотографиями, такими "летними", солнечными! Покрова на Нерли моя давняя мечта и этим летом, наконец, смогли посетить, правда внутрь не попали, нужно было час ждать, пока откроется. В Нижнем Новгороде были несколько лет назад 8 марта, жили на Покровской улице- так занимательно наблюдать за такой "живой" улицей, где и днем и ночью кипит жизнь. Но надо сказать весенний город явно уступает летнему. Спасибо за приятные эмоции!!!
Аватар пользователя ekaterinap
Спасибо Вам, Татьяна! Летом вообще всё кажется ярче, живее, интереснее. Мы путешествуем в любое время года, но лето и ранняя осень - наши самые любимые.
Отели я стараюсь находить те, которые чуть в отдалении от самых оживленных улиц, немного в стороне. Так тише и спокойнее, и после долгих прогулок приятнееsmiley. Хотя, наверное, и в отелях в самом туристическом сердце города есть своя прелесть.

Аватар пользователя marinam
Екатерина, спасибо! Читать ваш отчёт — удовольствие. И даже несмотря на то, что направление очень популярное (я вот уже несколько месяцев стесняюсь написать пост, потому что ну что там ещё не показали, казалось?), ваш отчёт оригинален. У вас прекрасные фотографии, столько мелких красивых деталей. Барельефы, кованые решетки, цветы, коты, птички, семейные сюжеты — можно бесконечно разглядывать. Мне бы так снимать :)

А в монастыре мне, кстати, тоже не слишком понравилось. Там на входе прям прейскуранты висели. На еду в монастырской столовой точно и ещё на какие-то услуги даже.
Аватар пользователя ekaterinap
Спасибо большое, Марина! Очень приятно! Прямо засмущалиblushsmiley.
Я не то что стеснялась, боялась жутко, что не понравится, будет не интересно. Ведь совсем не имею к литературе никакого отношения, так... офисный планктонsmiley. А фотография - моя страсть, мне, кажется, я вообще никуда без фотооаппарата не выхожуsmiley.
Прейскуранта я, если честно, не видела. Скорее всего не обратила внимание на это. А зря... Возможно это насторожило бы, хоть немного. Ну ладно... Что получилось, то и получилось. Даже не смотря на все неприятные моменты, мы не пожалели, что побывали в монастыре в Боголюбово.
Аватар пользователя marinam
Да я тоже не то чтобы Белинский и даже не Галина Юзефович, чтобы смущаться моих оценок :) но рассказ правда очень зацепил, буду ждать продолжения.

Кстати, откуда вам удалось снять монастырь от Покрова на Нерли? Мне казалось, что от церкви его уже совсем не видно. А тут какая-то высокая точка. Выглядит так, будто это длиннофокусным объективом с опоры ЛЭП снято или как минимум с дерева. :)
Аватар пользователя ekaterinap
Объектив у меня самый стандартный: 18-55. А снято от самой церкви, монастырь как раз оттуда виден. На ЛЭП или дерево меня никакими пинками не загонишь smiley, высоты боюсь жутко, а длиннофокусный объектив пока только в мечтах.
Аватар пользователя marinam
Значит, я была слишком увлечена церковью, чтобы заметить на горизонте монастырь.

​Впрочем, у меня все настолько широкоугольное, что все равно бы его не достала :)
Очень атмосферные фотографии. Прям, захотелось летом посмотреть опять на Боголюбский монастырь и Покрова на Нерли. Июль, наверное, самы красочный месяц для фото. Помимо мая и октября.  От Ваших фото веет негой и релаксом)
Про монастырь- да уж... Меня так удивил Валаам. Вот уж чего не ожидала от этого места.  Настроение это здорово портит. И, наоборот, когда встречаешь в таких местах хороших людей, душа улетает.
Нижний прекрасен летом.  Спасибо за рассказ.  Замечательно вы путешествуете!
Аватар пользователя ekaterinap
Спасибо, Ирина! Приятно, когда твое увлечение доставляет радость не только тебе. Фотографировать я люблю в любое время года, но, конечно, летом фотографии выходят самые яркие и красочные.
А монастырь меня многому научил... Я то по наивности думала, что раз монастырь, то и люди должны быть душевные и радушные, а вышло вон оно как. Зато теперь буду знать, что такое тоже бывает, и к сожалению, как показывает не только моя практика, довольно часто.
Аватар пользователя olgag
Многие города на Волге красивы и примечательны, но Нижний - особенный! Спасибо, Екатерина, что напомнили о нем! А в городе Бор вкусное мороженое (в Москве его продают в магазинах Мяснов:)). Когда-то тоже засматривалась на выбранный вами отель, но именно его странное с другой стороны расположение меня оттолкнуло.
Аватар пользователя ekaterinap
Да, Нижний Новгород красив и интересен. Но мы, почему-то не настолько в него влюбились, чтобы посетить его еще раз в ближайшее время. Возможно позже.  Остались еще в нем неосмотренные интересности, которые хотелось бы посетить, например Музей фотографии.
Отель, кстати, вполне нормальный. И довольно популярный. Когда мы там проживали, все номера были заняты. Конечно совсем по темноте в районе гостиницы ходить неприятно, но существуют такси. Хотя мы ими не пользовались, прогуливались пешком, с мужем не страшно.