Майская поездка на воды. Ростов – Кисловодск – Пятигорск – Воронеж. Отчёт

Отличительной чертой 2018 года для нас стало резкое возрастание фактора неопределенности. Разные нюансы, связанные и с работой, и с семейными обстоятельствами, мешали спокойно планировать поездки. Я придумывала, бронировала, переносила, отменяла… В конце концов, решила в первую очередь осуществить самую желанную, сложную и затратную поездку в КМВ, а дальше, как сложится.
Все места, в которых мы при этом побывали, не раз описаны в блоге, поэтому я не буду ни на чем останавливаться подробно, просто поделюсь благодарностями, эмоциями и открытиями и расскажу о гостиницах.
Начну с благодарностей. Большое спасибо за информацию, советы, ответы на мои вопросы Анне Садовской, Галине Шефер (путеводители которой мне, к сожалению, купить не удалось), а также Алле Булкиной, Галине Лукас. Путешествовали по статьям в интернете и советам.
Свое путешествие мы начали 8 мая на поезде "Калининград - Адлер". В День Победы выходили на станциях и подходили к памятным доскам и памятникам, посвященным Великой Отечественной войне, в Орше, Смоленске, Рославле, Брянске. Кто-то из наших попутчиков возлагал цветы. По радио весь день звучали военные песни.

Ростов-на-Дону

Вечером второго дня мы были в Ростове-на-Дону. Дон поразил меня в прошлом году во время поездки в Сочи. Пересадка именно здесь с прогулкой по набережной была для меня принципиальной. Но все оказалось не так просто. Поезда на Кисловодск идут с главного вокзала. И до набережной от него совсем не далеко. А вот наш поезд останавливается на станции Первомайская. Пока переедешь с вокзала, на вокзал, пристроишь вещи, - успеет стемнеть, а это уже совсем не та прогулка. Поэтому в Ростове мы решили остановиться с ночевкой на сутки с лишним.

Гостевой дом "Ржевская 2"

Гостиницу выбирали по местоположению и цене. И тут оказалось, отели, которые приглянулись мне осенью, когда я только начинала мечтать об этом направлении, показали цены в три раза больше, чем тогда. В результате был забронирован Гостевой дом на Ржевской, 2. Накануне поездки посмотрела еще раз, - цены на отели уже вполне приемлемые, и свободных номеров достаточно, но менять ничего не стала.
Рейтинг гостевого дома на Букинге - 9,0 по 500 отзывам. Расположен он на тихой улочке в 3-х минутах пешком от большой улицы Текучева, в 5-7 минутах от Буденовского проспекта, по которому мы и спустились на следующий день к Дону. Цена более чем приятная – 1,5 тысячи за двухместный номер с собственным санузлом. Круглосуточная стойка регистрации.
Заселили нас быстро, без каких-либо сложностей. Объяснили, где кулер, где гладильная доска. Постель удобная. Подушки и белье средненькие. Напор воды нормальный. Хорошая, но немного необычная комплектация номера. Вместо привычных тумбочек и шкафов, - стенка. Кровать стоит не очень удобно, вплотную к стене. Вешалка для верхней одежды у входа есть. А также в прихожей небольшой стол, стулья, холодильник, микроволновка, чайник, набор посуды. Чай, сахар, соль, салфетки. Туалетные принадлежности. Тапочки. Спать нам ничто не мешало. Мне не хватило только прикроватных светильников. Да вечером из магазина по темной улице среди отмечающих что-то компаний возвращаться было не слишком комфортно. Может быть, если бы остались надолго, обнаружили бы и существенные недостатки. А так, остались вполне довольны. Утром попросили оставить вещи до поезда, - взяли. И мы пошли гулять.
Ростов-на-Дону показался мне городом совсем не курортным, не туристическим, но очень настоящим, живым, трудящимся, развивающимся. Большой, шумный, южный город, похожий на реку, на которой стоит.
Дон нисколько не разочаровал при ближайшем знакомстве, мы вновь и вновь возвращались к нему. Прошли целиком обе набережные. К чемпионату мира по футболу в городе построили новую набережную на левом берегу, там, где Ростов-арена. Открытие было 1 мая. Мы попали туда, благодаря рекомендации местных жителей. Любовались на Дон со смотровой площадки и моста. Величие и мощь. Действительно, Дон-батюшка.

Старая, правая, набережная понравилась нам больше тенью деревьев, клумбами, многочисленными кафе и скульптурами.

Но у левой еще все впереди. Широкая, со стильными скамеечками, огромной футуристической детской площадкой, спортивной площадкой с тренажерами, с пирсом, небольшим парком, она уже любима ростовчанами. А инфраструктура и всякие «изюминки» еще нарастут.

Еще Ростов – город читающий, литературный. По дороге в гостиницу я заметила из окна маршрутки портреты читающих писателей на автобусной остановке. А во время прогулки такие «литературные» моменты встречались на каждом шагу. Огромная краевая библиотека с книжным развалом перед ней. Клумба – книга. Использование литературной темы на рекламных баннерах. Множество литературных памятников.

Ростов – город боевой и трудовой славы. В майские дни, когда он украшен для Дня Победы, это особенно чувствуется. Идея развесить баннеры с детскими рисунками мне очень понравилась, как и само творчество юных ростовчан.

В дни нашего путешествия Ростов готовился принять чемпионат мира по футболу. Ростов-арена очень похож на новый стадион в Калининграде, где тоже готовились в это время к встрече игроков и болельщиков со всего мира. Подготовка к мундиалю видна в центре города повсеместно.

Мы гуляли больше десяти часов. Кроме набережных прошлись по Большой Садовой, главной исторической улице города, Пушкинской, Буденовскому и Ворошиловскому проспектам, проспекту Чехова, парку имени Горького. Всюду цвела белая акация. Ее аромат сопровождал нас на прогулке.

В какой-то момент я поняла, что если не посижу спокойно за чашкой кофе, то просто рухну. Но, как назло, все пекарни-едальни-кофейни оказались на противоположной стороне улицы. Перешли на другую сторону – то же самое. Спасение пришло неожиданно. За памятником основателям крепости Дмитрия Ростовского в Крепостном переулке муж разглядел крошечную кофейню на четыре места. Здесь мы приятно провели час за правильным кофе со свежими круассанами, беседуя с хозяином. Всегда приятно пообщаться с человеком, который любит свое дело и свою землю. Получив рекомендации, что нужно обязательно посетить, мы отправились дальше.
Конечно, не обошлось без разочарований. Меня очень интересовала система охлаждения Парамоновских складов, описанная в статье Аллы Булкиной. Но (увы!) теперь там ни родника, ни купальни. Не повезло нам и с храмами. Из всех церквей, которые встречались нам по пути, я выбрала для посещения кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, а там активно продолжается ремонт. Вроде и посетили храм, а чувство осталось, будто на стройке побывали. На новые храмы во имя Георгия Победоносца, Старо-Покровский, Благовещенский греческий полюбовались снаружи. Не хватило нам времени и на парк Революции.

В десять вечера мы были на вокзале. Сувениры покупали уже там.

Кисловодск

На следующее утро мы приехали в Кисловодск. Город понравился сразу. Для меня он полностью воплотил понятие «курорт»: красиво, благоустроено, неспешно. Чистый воздух. Красивейшая природа. Доброжелательные люди.

Гостевой дом "Сказка" на ул. Ярошенко"

Отель здесь мы не искали. После отзыва Анны Садовской я хотела только в "Сказку" на Ярошенко. Другие предложения все же изучала, но сердце мое было уже покорено заочно этой небольшой, уютной, неповторимой гостиницей. Мы даже жили в описанном Анной номере. Хотя как номер он не воспринимался. Эти пять дней мы называли его домом. Какие все же разные бывают у людей таланты! У Наташи и Тимура талант создавать уют и принимать гостей, и они щедро делятся им со всеми. Здесь действительно чувствуешь себя гостем, а не клиентом, постояльцем и т.п. Почему-то Букинг в этот раз не прислал мне письма с предложением оценить отель. Оцениваю здесь: 10.
Расположение у «Сказки» тоже для меня идеальное. Совсем не напрягало прогуляться до завтрака к Галерее за нарзаном. А спуск в Курортный парк находился практически напротив входа.

Тех пяти дней, что мы провели в Кисловодске, оказалось до обидного мало. Несмотря на то, что мы по объективным обстоятельствам не поехали в горы и выделили дополнительно два дня на Пятигорск, времени не хватило.
В первый день мы дважды неспешно прогулялись по Курортному бульвару, накупили разных приятных мелочей, полюбовались дачей Шаляпина, обследовали Нижний парк – ближайшую и самую старинную часть Курортного парка.

Второй день начался для меня с ранней литургии в Никольском соборе, рядом с которым находится гостиница. Никак не ожидала, что в шесть утра в храме будет так много народа. Не знаю, чем это явление объяснятся то ли недостатком православных храмов на такой большой город, то ли большим количеством людей, приезжающих на лечение. После утреннего нарзана и прогулки по знакомым местам парка мы решили не дожидаться пока «погода установится» и после обеда отправились на экскурсию.
С погодой вообще вышла забавная ситуация. Я сомневалась по поводу времени поездки из-за информации о большом количестве дождей в мае. И в наш первый день мы несколько раз слышали от местных фразы про то, что погода еще не установилась. Для нас, проживших треть жизни в Питере и две в Калининградской области, погода была, как погода, вполне нормальная. Договорились между собой в музеи (а они обещали быть очень интересными) будем ходить в дождливые дни. В результате ни в один не сходили. Всего и было два ночных дождика, вечерняя гроза и пара кратковременных – отличная погода!
Экскурсия наша была по ближайшим природным достопримечательностям: Медовые водопады, гора Кольцо, Замок Коварства и Любви. Места красивые, и мы рады, что увидели их. Но если вы путешествуете на машине, лучше поезжайте к ним самостоятельно. Времени дается на осмотр очень мало. По пути заезжали в Чайный домик, где можно было попробовать множество сортов варенья и местных деликатесов и купить что-нибудь. Частники на подходе к водопадам продают те же варенья дешевле. Там же огромный выбор сувениров, шерстяных вещей. Но по регламенту экскурсии посмотреть что-то, выбрать, купить времени совсем не остается.

Ессентуки

На третий день мы отправились в Ессентуки. Электрички ходят часто, но мы умудрились попасть в перерыв. Ехали на частнике с двумя попутчиками – 600 рублей за машину. Водитель по моей просьбе изменил маршрут и высадил нас напротив Петро-Павловского храмового комплекса.
На обширной территории соединены храмы русской и армянской православной церкви, аллея с бюстами философов, мини-зоопарк, сад, детская площадка, беседки, скульптуры, мостики, кафе (не работало в наш приезд). И над всем этим скульптурный образ Христа Воскресшего. Общая высота конструкции 22 метра.
Мне очень хотелось посмотреть это необычное место. Понятно, что ни вершин искусства, ни какой-то особой духовности, здесь искать не стоит. Но, кажется, ничего подобного в России нет и хотя бы поэтому интересно. Не знаю насколько я права (или не права), мне показалось целью создания комплекса сделать храм привлекательным для разных людей, целых семей, людей далеких от религии, чтобы заинтересованные его уникальностью и универсальностью они задумывались о Боге и вере, задавали себе какие-то глобальные вопросы, и может быть, в результате приходили к вере. Местные жители ходят сюда с малышами гулять. Меня очень впечатлила аллея философов, названных «христианами до Христа».

Мы с удовольствием погуляли около часа, посетили храмы, прикупили чаев и магнитов, отправились к центру города. Общее впечатление осталось светлым и добрым.
К Курортному парку мы подошли с парадного входа. Вид Театр-парка, фонтанов, зеленого павлина, колоннад создал какое-то детское ощущение праздника. Парк в Ессентуках меньше и запущеннее, чем в Кисловодске. Но гуляли мы по нему с большим удовольствием, потратив больше двух часов, вместо запланированных полутора. И водички попили, и за белками понаблюдали, и мороженым полакомились.

На время покинули парк, чтобы осмотреть здание грязелечебницы имени Семашко. Здание грандиозное. Огромное, с множеством скульптур и декоративных элементов. Его построили в 1915 году по проекту Евгения Шреттера в античном стиле. Источником вдохновения для архитектора послужили знаменитые римские бани – термы. Строительным материалом был выбран доломит.

Досмотрев парк, мы вернулись на электричке в Кисловодск. Вечером нас ожидал поход на концерт. В санатории «Крепость» выступал Государственный ансамбль танца Карачаево-Черкесской республики «Эльбрус». Концерт очень понравился. Мне танцы народов Кавказа вообще кажутся чем-то невероятным, - ну невозможно же так двигаться!
Четвертый день был у нас лермонтовским. Есть на окраине Кисловодска два места, описанные в романе «Герой нашего времени». У водопада Печорин поил своего коня. От нашего гостевого дома идти до него было минут 20. Сегодня Лермонтовский водопад находится в черте города. Он совсем невысокий, но довольно мощный. К сожалению, вода в нем грязная, желтоватого цвета, и вокруг валяется мусор, что портит впечатление.

Насмотревшись на брызги водопада, мы отправились к Лермонтовской скале. В романе у нее состоялась дуэль Печорина и Грушницкого. Но посмотреть это литературное место нам не удалось. Дорогу до водопада нам подробно описала хозяйка гостиницы. А к скале мы отправились, расспрашивая по пути местных жителей. Нам показали тропу, поднимающуюся в гору. После ночного дождя она была грязной и скользкой, и через некоторое время мы прекратили подъем. Возвращаться не хотелось, и мы пошли по сухому карнизу, надеясь найти другой путь. Минут через пятнадцать мы оказались в абсолютно безлюдном, тихом месте, довольно высоко над городскими окраинами. Все как у Лермонтова: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка…». Под ногами заросли горного чабреца, в небе какие-то пернатые хищники.

В горах мы пробыли первую половину дня. Уже вечерело, когда пообедав и передохнув, мы отправились досматривать красоты парка. Побывали у Красных камней, спустились и вновь поднялись по каскадной лестнице. К Долине роз пришли под довольно сильным дождем. Выбрались в город довольно далеко от дома. Дождь затихал. Множество людей вышли гулять под зонтами. Пошли и мы к Курортному бульвару, а потом домой греться.

Собираясь в Кисловодск, мы мечтали каждый день купаться в термальных источниках. Но в результате свою единственную поездку на Суворовский источник оставили на последний день. Турфирмы берут за такую поездку 600 рублей с человека + 350 рублей стоит час на источниках. Хозяйка нашего гостевого дома посоветовала воспользоваться услугами проверенного такси, - 1000 рублей за машину. Если ехать вчетвером совсем недорого получается, да и на двоих явная экономия. Но мы случайно нашли вариант более выгодный для нас. По ошибке чуть было не сели не в тот микроавтобус, когда собирались на экскурсию. Водитель, ожидая клиентов, разговорился с нами, ожидающими автобуса, и прорекламировал свои услуги: та же поездка 300 рублей с человека. Вот с ним мы и поехали. Нам еще понравилось, что поездка была не вечерняя, как у турфирм, а дневная.
Утром мы обошли средний парк с Долиной роз и Храмом воздуха. Верхний (горный) парк так и остался необследованным.

В 14.00 микроавтобус повез нас в станицу Суворовская. Желающих было много, все места заняты. Водитель-экскурсовод рассказывал по дороге о станице и источниках в основном легенды и байки. Термальная минеральная вода была обнаружена там при бурении скважины на глубине 1253 метров. На основе этой воды в станице работают два банных комплекса (в интернете читала о трех). Мы были в самом большом и старом из всех. Он состоит из четырех бассейнов с минеральной водой разной температуры. В самом горячем, наверное, больше 50 градусов. Вода кажется мягкой, плотной, тяжелой. Есть и ванны, и раздевалки, и душ, и лежаки у бассейнов. Вечером включают подсветку. В кафе вкусная выпечка, травяной чай, разные варенья. Удовольствие получили от купания огромное, несмотря на некоторую «усталость» всего и многолюдство. Один из наших спутников рассказал, что был и в другом комплексе, там «почище и поцивильнее». До источников можно добираться и своим ходом на личном или общественном транспорте. От вокзала в Ессентуках ходит маршрутка (мы этот вариант не использовали, так как из Ессентуков спешили на концерт). Возвращались назад полусонные, расслабленные, как после хорошей бани.
Вечером сходили напоследок полюбоваться музыкальным фонтаном, утром погуляли в последний раз в Курортном парке и отправились на электричке в Пятигорск.

Пятигорск

В Пятигорск, как в самый большой и интересный город, мы решили ехать с ночевкой, чтобы не тратить времени на дорогу туда и обратно. По плану мы должны были приехать туда из Кисловодска около 12 часов дня, а уехать на следующий день в 16 часов с минутами. Поэтому гостиницу искали из соображений дешево, у вокзала, с удобствами. Долго не получалось найти ничего подходящего. Забронированный сначала вполне приличный стандарт в отеле "Ориент" был не совсем понятен мне по местоположению.

Гостевой дом "Алла"

Когда на Букинге появились номера в гостевом доме "Алла" я очень обрадовалась. Потом РЖД, как всегда, преподнесли сюрприз – поменялись дни следования поезда Адлер-Калининград. Какие варианты дороги с пересадками я ни смотрела, вернуться домой в нужное время не получалось. И я продлила отпуск и гостиницу еще на один день.
Отель от вокзала в двух шагах, но в отзывах никто на уличный шум не жалуется. Нам он тоже не мешал. Рейтинг 9,3. Номер по фотографиям приятный. И в реальности приятный: просторный, с большой удобной кроватью, светлый. Мужу все очень понравилось. Но для меня больше 1-2 дней было бы здесь уже не в радость. Просто не мой формат. Общий холодильник на общей кухне, отсутствие вешалок под верхнюю одежду у дверей и под полотенца в ванной комнате, единственный ночник (не на моей стороне кровати) – недостаток небольшой. Но когда не рассчитал свои силы, и валишься с ног от усталости, спускаться на цокольный этаж чайку попить - не большая радость. И утром было очень слышно соседей. Не выспалась я совсем во вторую ночь на удобнейшей кровати с прекрасным постельным бельем. Но при таких же исходных опять буду бронировать номер здесь. Общая кухня для меня лучше, чем ее отсутствие. Приятный бонус – возможность позавтракать во дворе на свежем воздухе. Сам номер действительно хорош. И очень располагающий к себе хозяин гостиницы – патриот своего города. И карту для ориентации выдаст, и расписание музеев в интернете посмотрит, и практическими советами поделится по транспорту и питанию, причем очень деликатно.
Мы провели в Пятигорске почти двое суток. Список обязательных достопримечательностей в этом городе был у меня гораздо длиннее, чем в Кисловодске. Но здесь мы успели все, что планировали, и даже больше.
Первый день посвятили парку "Цветник" и Провалу, второй – Лермонтову и горам.
К "Цветнику" шли по Кировскому проспекту, который меня сначала озадачил. Главная улица города показалась узкой улочкой с односторонним движением и торговыми палатками (впрочем, весьма симпатичными) вдоль нее. Не сразу я поняла, что палатки эти с магазинами, кафе, парикмахерскими стоят посередине улицы между двумя полосами разностороннего движения. Не помню, чтобы нам раньше встречалось такое решение построения городского пространства. Обычно, если есть свободная от машин середина улицы, она становится аллеей с пешеходной зоной, скамейками, клумбами, фонтанами, а тут такой торговый бульвар. Перейдя на него, мы смогли рассмотреть и исторические здания, составляющие сам проспект. Днем там было не очень оживленно, а вот вечерами, когда все сияло огнями, звучала музыка, и прогуливалось множество нарядных людей, становилось понятно, что это действительно центр.
Впрочем, пешеходную ухоженную зеленую с клумбами и фонтами часть проспекта мы все же нашли – это и был парк "Цветник". На подходе мы задержались у фонтана «Сказка» с гномами. В парке у кофейни Гукасова нас встретил со шляпой Киса Воробьянинов. Любуясь прекрасными зданиями Лермонтовской галереи, Театра оперетты, Еромоловских и Пушкинских ванн мы не спеша прошли парк и поднялись на обзорную площадку Академической галереи. Город еще готовился к туристическому сезону, повсюду шли какие-то работы. У топовых достопримечательностях женщины торговали сувенирами, просто разложив их на покрывальцах. Туристов было совсем немного, пока мы не дошли до Провала.

По пути поднялись к Эоловой арфе. Здесь мне стало понятно, чего так не хватало весь день – простора и света. И вот мы их нашли. Беседка действительно звучала. Звук был не от ветра, а из колонок, но впечатление все равно произвел чудесное.

Путь к Провалу продолжили по Гагаринскому бульвару. Здесь и простор, и свет, и архитектура, только жарковато.

У Провала была толпа. Для фото с Остапом Бендером пришлось выстоять очередь. В галерее, ведущей к подземному озеру, звучали записи с отрывками из произведений Лермонтова, Ильфа и Петрова, информацией об этом уникальном месте. Сероводородная вода из источника стекала и по склону горы, собиралась в углублениях, образуя естественные ванны. Мы потоптались в ближайших и сделали попытку добраться до места дуэли Лермонтова. Вскоре выяснилось, что путь предстоит долгий, а мы с утра не ели и успели устать, поэтому решили вернуться.

Съев на обратном пути в первом попавшемся месте со столиками в тени по шашлыку (как без этого на Кавказе!), кофе мы пошли пить в кофейню Нарру Соffee в историческом здании Михайловской галереи 1848 года постройки. И само здание и кафе с приятным современным интерьером я приметила по дороге к Провалу и с удовольствием вернулась туда на обратном пути. Кофейня стала моим бонусом в Пятигорске. Очень понравилась атмосфера заведения. И дружеская "движуха", и сам кофе хорош. В первый вечер мы устроили там себе целую фотосессию, а на второй пришли на концерт. Большой зал кофейни называется Happy Music Hall. Там каждый вечер идут бесплатные концерты местных групп. Мы попали на выступление ВИА «Шопенгауэр» с зарубежными хитами XX века. Столиков свободных не было, но какой-то добрый человек пригласил нас за свой. Пришли поздно, утром нужно было уезжать, поэтому были недолго, но удовольствие получили.

На следующий день отправились с утра в музей Лермонтова, решив, что сначала - самое главное. По пути заглянули в кафедральный Спасский собор. Храм новый, построенный на месте взорванного в 1936 году. История храма Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели, заинтересовала и тронула меня. Внутри еще не закончена роспись. Но получается очень красиво.

В музее-заповеднике мы посетили только Домик Лермонтова. Информационного стенда и моих познаний на такой поход вполне хватило. А все корпуса полностью хорошо бы обойти с экскурсией. На случай, если решим приехать опять и опять не подгадаем время, купили путеводитель. И домик и сама территория очень понравились. Есть что-то пронзительно настоящее, близкое в этой безыскусности и простоте. Сходили посмотреть на дом-музей Алябьева только внешне (с зарубкой на будущее).

Лермонтовскую тему продолжили походом к гроту Дианы. Здесь за неделю до роковой дуэли Лермонтов с друзьями устроили бал-пикник. Оттуда поднялись на гору Горячую к Орлу и Китайской беседке и решили сделать перерыв на обед.

До гостиницы не дошли, пообедали в очень милом кафе «Белый кролик» гигантским бизнес-ланчем. Подкрепившись, отправились на Машук. По дороге к канатке посмотрели памятники Лермонтову, Ленину и Ермолову. Пятигорский Ленин расположен, конечно, впечатляюще – на самом верху огромной лестницы.

Сама канатная дорога не впечатлила. Закрытые кабинки, набитые людьми… Разве что портрет Ленина на слоне горы удалось посмотреть. А вот прогулка вокруг вершины Машука стала ярким, радостным событием. Куда не посмотришь – красота. Эльбрус, жаль, в дымке не увидели, но и другие горы были прекрасны.

Спустившись, пошли пешком к месту дуэли Лермонтова мимо Ворот солнца (или Ворот любви). Место оказалось очень популярным. Мне просто не хватило сил дождаться под палящим солнцем очереди сфотографироваться там в нужную сторону с видом на Бештау.

Постаяли у места дуэли, слушая по очереди двух разных экскурсоводов, - добрались туда в момент прибытия двух автобусов с туристами. Какая, в сущности, страшная нелепость вся эта история с дуэлью! Два приятеля, почти мальчишки, публично поссорились из-за пустяка, и вот один погиб, другой остался в веках убийцей.

В гостиницу вернулись городским транспортом. В последние дни нашего путешествия «погода установилась», и для меня это было слишком жарко.
Перед вечерней программой нужен был отдых. На концерт в Happy Music Hall пришли уже в полной темноте, даже немного заблудились, выбрав незнакомую, но более освещенную дорогу. Зато нам удалось полюбоваться с обзорной площадки на ночной город. А возвращаясь, попали еще на один концерт под открытым небом. Красочной подсветкой сияла на фоне неба беседка Эолова Арфа. Около нее установили звуковое оборудование, и играла какая-то рок-группа. Вся площадка была заполнена зрителями. Мы задержались ненадолго. Уходить было жаль, но утром - поезд. Спускались к центру под песню «Я - то, что надо….». Ты, то – что надо, Пятигорск…

Воронеж

Городом для пересадки на обратном пути я выбрала Воронеж. И в первую очередь благодаря статьям в блоге. Здесь мы провели целый день с шести утра до одиннадцати вечера.
Несмотря на имеющиеся в нашем распоряжении готовые маршруты, прогулка получилась у нас несколько хаотичной. Начали исследовать Воронеж мы от вокзала, сравнивая местный памятник Черняховскому с нашим, стоящим в городе его имени.
Затем, потому что рядом, были Благовещенский кафедральный собор и парк «Орленок». Понравился памятник Митрофану Воронежскому с ангелами. Понравилось, что храм построен в саду среди памятников бойцам Воронежского добровольческого полка, несовершеннолетним узникам фашистских лагерей, ликвидаторам Чернобыльской аварии, будто воздвигнут он для постоянной молитвы обо всех страдавших, погибших, забытых.

В Парке «Орленок» тоже есть и памятники, и скульптуры. Побродив среди них, мы отправились в Петровский сквер и дальше пошли по утреннему проспекту Революции, заглянув по пути на площадь Победы.

Так догуляли до улицы Карла Маркса, по которой собирались спуститься к водохранилищу и купить билет на корабль-музей «Гото Предестинация». Но сначала мы, заинтересовавшись памятником Никитину, пошли в противоположную сторону до Никитинского сквера с книжным развалом. Посмотрели и памятник Маршаку. Мне понравился.

А затем, вернувшись было к маршруту, увидели от Каменного моста чудесный Вокресенский храм, и я подвигла мужа зайти на минутку. Вот здесь мне однозначно очень понравилось. И сама церковь, удивительно милая и атмосферная, и обширная социальная деятельность, которая при храме ведется, и светлые лица прихожан и священников, выходящих нам навстречу крестным ходом. Минутка затянулась на все полчаса.

А потом я увидела еще один явно исторический храм «совсем рядышком», и мы пошли к нему. Вокруг Покровского кафедрального собора работали экскаваторы. Над Советской площадью из динамиков раздавалась проповедь. Заканчивалась литургия. Храм был заполнен так, что разглядеть что-либо внутри было невозможно. Обошли его вокруг и, наконец, пошли к Воронежскому водохранилищу по совершенно провинциальной и будто из другого времени возникшей улице Бехтерева.

На «Гото Предестинация» остались билеты только на 16.00. Сама не знаю, почему я их не взяла, время позволяло нам вернуться. Но решение оказалось правильным. Ко времени экскурсии в городе бушевала гроза, ливень шел стеной, и мы прятались в «Кулинарной лавке Варвары». А пока, оставив посещение корабля на «как сложится», мы с интересом осмотрели его внешне, с удовольствием прогулялись по набережной и Адмиралтейской площади, зашли в Успенскую Адмиралтейскую церковь. Очень необычный храм: храм-памятник, храм-музей. Даже само внутренне построение уже отправляет в прошлое. Ничуть не пожалели, что посетили его.

Кататься на кораблике по водохранилищу муж категорически не захотел. Мы поднялись на Чернавский мост любоваться видами. У левого берега проходило какое-то мероприятие на воде с множеством белых яхт. На правом берегу открывалась широкая панорама города.

Вернувшись на землю, мы пошли к Алесиево-Акатову монастырю (тоже описанному в статье Николая). Набережная Массалитинова – не лучшее место до прогулок. Шумно, пыльно, со стороны города бесконечный забор. Но в конце нас ждала награда. Монастырь оказался удивительным местом. Попав внутрь, забываешь, что находишься в городе, такая тишина и покой вокруг. Уютная, благоустроенная, цветущая территория. И садик есть, и фонтан, и рыбки, и лебеди. Мы гуляли уже больше семи часов и с удовольствием сделали здесь привал. Почти час просидели на одной из скамеек у фонтанчика. Посетили храмы и вернулись в центр обедать.

Очень жаль, что у монастыря нет трапезной для паломников. Дождь начал накрапывать, едва мы вышли на проспект Революции, и будь мы сыты, - пошли бы в Воронежский художественный музей имени Крамского. А так решив, что голодное брюхо к искусству глухо, поспешили до дождя в намеченную для обеда и покупки еды в дорогу «Кулинарную лавку Варвары». Как не спешили – не успели.
Остаток дня мы прятались от дождя в арках и под козырьками, в кулинарной лавке и в доме-музее И.С. Никитина, под колоннадой у памятника Пушкину и в прекрасном книжном магазине «Амиталь». Музей впечатления совсем не произвел. На экскурсию у нас времени не было (до закрытия оставалось полчаса), а без нее посещение музея совсем бессмысленное занятие, если ты, конечно, не узкий специалист. Кольцовский сквер мы под зонтом осмотрели, а на Бунинский уже запала не хватило. Бима и Пятницкого снимали уже после дождя.

Дождь прекратился уже в сумерках. Усталость и мокрые ноги привели нас к вокзалу почти за два часа до поезда. Город понравился скверами и бульварами, литературными памятниками и историческими зданиями, храмами и водохранилищем, сочетанием современности и старины. Но осталось ощущение незаконченности. Если бы попали в один из музеев, и пошли вечером в театр или ресторан, было бы более полноценное впечатление. А так есть причина вернуться…