Весеннее путешествие по маршруту Санкт-Петербург – Браслав – Гродно. Часть 2. Браслав. Белоруссия

В первой части отчёта я рассказала о городе, с которого началась наше весеннее путешествие, - о Санкт-Петербурге.
Сейчас расскажу о том, куда мы поехали после Петербурга, — городе Браслав, озёрном крае Белоруссии.
В Браславе мы провели две ночи, один полный день. Благодаря добрым советам хозяев семейной усадьбы Муражье, в которой мы здесь остановились, Ольге и Виктору, мы смогли увидеть очень много достопримечательностей.
Вот они в том порядке, в котором мы их посетили:
- костел Рождества Девы Марии, внешний осмотр,
- Замковая гора,
- прогулочная зона около озера Дривяты,
- родник Окменица,
- гора Маяк, смотровая на озеро Струсто,
- музей кота Брасика,
- костел Промысла Божьего в Слободке,
- озеро Божье Око,
- костел Рождества Девы Марии, знакомство изнутри.

Когда мы покидали Браслав, мы заехали посмотреть ещё некоторые интересные места и объекты Браслава:
- рисунки на жилых домах,
- Браславский музей традиционной культуры (в нем Ольга и Виктор посоветовали купить сувениры, но сувениры в этот день не продавали; мы просто осмотрели здание музея с внешней стороны.
Далее по подробному описанию Виктора и Ольги мы проехали по следующему маршруту:
- Опса, паровоз, усадьба Плятеров, костел святого Яна Крестителя,
- Видзы, костел Рождества пресвятой Девы Марии,
- Михалишки, костел святого Михаила Архангела,
- Гервяты, костел Святой Троицы
- Ошмяны, костел Михаила Архангела,
- Гольшаны, Гольшанский замок, монастырь францисканцев.
Теперь обо всем более подробно.
Браслав – город, расположенный среди озер. По площади он всего 10 квадратных километров, только в черте города находится 5 озер. Всего на Браславщине насчитывается 267 озер. Воды больше, чем суши. Дороги здесь идут между водной гладью, огибая ее. Красота озер открывается за каждым поворотом. Весной в этих краях тихо, спокойно, безлюдно. Мы гуляли, можно сказать, в полном одиночестве и смогли осмотреть украшения города Браслава близко, без каких-либо препятствий.
Наше знакомство с городом на озерах мы начали с костела Рождества Девы Марии. Храм построен на возвышении. Утром, когда мы пришли к нему, он был закрыт. Нам очень хотелось увидеть костел внутри. Особенно после того, как Виктор, хозяин нашей усадьбы, рассказал, что территория Браслава до начала войны была территорией Польши и в некоторых костелах, до сих пор, ведутся службы на польском и белорусском языкам.

Вечером нам удалось услышать и увидеть красоту костела. А как пела девушка во время службы…это не передать словами. Голос какой-то поднебесный, не принадлежащий человеку, а ангелу. Но это я отвлеклась. Костелы открываются только на время проведения службы. В этот день служба была в семь вечера. Мы решили попробовать попасть на это священное действие.
Расскажу еще одно интересное наблюдение. О нем нам рассказали Ольга и Виктор. В костелы можно заходить и знакомиться с их убранством, даже если вы не прихожанин этого костела и принадлежите другой вере. Никто не будет показывать свое недовольство. Все достаточно доброжелательны. Мы и сами это заметили во время нашего путешествия. А вот в церквях православной веры могут подойти и сказать, что то или иное действие вы совершаете неправильно, делать замечания. К этому еще добавлю, что Виктор заметил, что в Браславе и в других городах по-доброму относятся к верующим разных конфессий. Со времен Польши большинство жителей Браслава исповедуют католическую веру и службы в костелах проводятся на польском языке.
На Замковой горе когда-то было городище. Сейчас здесь расположены каменные фигуры, памятник местному доктору Станиславу Нарбуту. Доктор был очень любим и уважаем своими пациентами и друзьями.

Виды с Замковой горы открываются на озеро Дривяты и Новяты.

Прогулка по набережной около озера Дривяты открыла другие достопримечательности Браслава: золотой автомобиль, автовокзал, фотозоны, песочный пляж, памятник советским воинам-освободителям.

После озера Дривяты мы сели в машину и поехали в маленькое, но насыщенное путешествие по маршруту, который нам подробно рассказали хозяева семейной усадьбы Ольга и Виктор.
Свое знакомство с Браславскими окрестностями мы начали с родника Окменица. Свойства родника, как говорят уникальные, путешественники специально приезжают за лечебной водой. Место спрятано в лесу. Тихо, спокойно, безлюдно. Сосны кругом. Хорошо в таком месте. Душевно хорошо. После родника мы дошли по лесной тропе к озеру Струсто. Лесная и озерная тишина благотворно влияют/

К горе Маяк мы подъехали на машине, оставили ее на стоянке. У смотровой никого не было. Хотя в сезон бывают очереди и проход делают платным. Сейчас же мы были одни. Поднявшись наверх, перед нами открылась красота озер, красота водной глади, холмиков, островков, перелесков. Широкий обзор на 15 километров открывается на озера Струсто и Снуды.

Спустившись со смотровой, мы на машине пытались объехать полуостров рядом с горой Маяк с закрытыми туристическими стоянками, но лесная дорога быстро уперлась в.насаждения. Видимо можно было поискать объезд, но мы не стали. Вернулись обратно к стоянке, следом на основную дорогу и продолжили нашу поездку.
Музей кота Брасика, в который мы попали исключительно благодаря Ольге и Виктору, - особенное место. Я бы даже сказала удивительное место. Хозяйка Елена создала музей кота с нуля, провела для нас экскурсию и накормила вкусным обедом.
Музей получил свое название в честь города Браслав. Комнаты музея населяют милые котики, кошечки, котята. Елена проводит экскурсию с большим увлечением, с радостью встречает своих гостей, сразу предлагает горячий чай (погода была сырая, ветряная), рассказывает о том, как появилось ее детище, как создавался музей кота Брасика. Ее увлечение и любовь к своему созданию передается экскурсантам. Время в музее пролетело быстро. Обед после экскурсии был выше всяких похвал. Спасибо Елене за это милое, сердечное, доброжелательное место, за его создание.

После музея мы поехали дальше, в местечко под названием Слободка, к костелу Промысла Божьего. Белоснежный костел тянется к небу. Очень красивое строение.
Озеро Божье Око спрятано на лесной поляне за перелеском. Маленькое, почти незаметное.
Вернувшись со своей круговой прогулки, общая протяженность которой получилась около 50 километров, мы снова приехали посмотреть костел Рождества Девы Марии. Услышали чудесную службу, посмотрели внутреннее убранство. Внутри все устроено с минимальным украшением, без внешней показушности. А когда началась служба, хотелось остаться здесь подольше. Атмосфера костела действовала успокаивающе.
В усадьбе нас ждал нарядно поданный и вкусный ужин и теплые, вечерние разговоры с владельцами Ольгой и Виктором.
На следующее утро мы покинули усадьбу Муражье и продолжили свое путешествие. Впереди нас ждал Гродно. Но перед заездом в Гродно, мы заехали посмотреть рисунки на жилых домах Браслава и в Музей традиционной культуры. Хотели купить сувениры, но не получилось. Сувениры в этот день не работали.

Первой остановкой по пути в Гродно стал агрогородок Опса. По совету Ольги и Виктора мы остановились около паровоза. Такие паровозы ходили в этих местах до войны. На этом самом месте была узкоколейная дорога, которую перед самой войной разобрали.
Далее мы заехали в усадьбу графов Плятеров. Усадебные постройки были возведены в самом начале 20 столетия владельцем Феликсом Плятером для Эмилии, своей супруги, белорусской Жанны Д’Арк. Ее портреты украшают польские и литовские банкноты.
Костел святого Яна (Иоанна) Крестителя был построен при финансовой поддержке графа Плятера. Опса принадлежала семье Плятеров. Они материально поддерживали жизнь городка.
Костел Рождества пресвятой Девы Марии находится в поселке Видзы. Построен в начале 20 века по проекту архитектора Вацлава Михневича, автора проектов 30 костелов в Литве и Белоруссии.
Костел святого Михаила Архангела в агрогородке Михалишки был также закрыт, как другие костелы. К сожалению, внутрь попасть не удалось.
Костел Святой Троицы в Гервятах – самый нарядный, самый красивый, самый возвышенный. Территория кругом ухожена. Зеленые насаждения пострижены, приведены в порядок. Так приятно было гулять, смотреть, впитывать духовный мир этого места.
А вот с костелом Михаила Архангела в Ошмянах нам повезло. Удалось попасть внутрь, осмотреть внутреннее убранство.

Гольшанский замок в одноименном агрогородке представляет собой музей под открытым небом. Между строениями замка, которыми владели князья Гольшанские, проложены лестницы. Замок можно сверху увидеть со смотровых площадок. После осмотра замка мы посетили музей. О музее нам рассказала сотрудник туристско-информационного центра, которая нас догнала сказать, что мы прошли на территорию без оплаты и после осмотра, нужно зайти к ним и внести оплату. Оставила нам свой пропуск, чтобы мы могли пройти через турникет без срабатывания сигнализации. Мы так и поступили. Замок произвел самые приятные впечатления. Еще лучше гулять, когда вы одни и замок, и музей в полном вашем распоряжении. На территории замка организовываются рыцарские фестивали.
Монастырь францисканцев в Гольшанах был построен семьей князей Гольшанских для католического ордена.
Виктор советовал нам заехать еще в Ивье, там есть что посмотреть, но нам нужно было сегодня доехать до Гродно. Поэтому мы остановились на том, что увидели и, уже не отвлекаясь, ехали до конечного пункта.