Лето 2020 года, или "Корона Российской Империи". Часть 6 – "Чудо-остров" град Свияжск

Примерно в 60 километрах от Казани находится «чудо-остров» град Свияжск. Именно на этом месте Иван IV Грозный после безуспешной осады Казани решил построить крепость. Деревянный город-крепость был собран всего за четыре недели. По историческим данным при строительстве Свияжской крепости было задействовано 75 тысяч человек. Официальной датой основания Свияжска считается 24 мая 1551 года. В последующие годы после завоевания Казани, шумная жизнь на Свияжске сменилась монастырским умиротворением.
В советское время в городе разграбили и осквернили храмы, появились тюрьмы. Свияжск стал местом для проведения политических репрессий. Много повидал «Чудо-остров» в 20 веке — расстрелы, кровь, крики и стоны людей. Остров словно стоит на костях и человеческой боли.
Сейчас это популярное место, заполненное толпами туристов, которое, несмотря на свою выдающуюся и трагическую историю, не вызвало у меня ничего… Ни трепета, ни восторга, ни грусти, словно я там побывала для галочки «я здесь была».

9 августа мы выселились из нашего отеля и поехали в Саранск. Заодно решили заехать в Свияжск, благо не далеко, и крюк мы делали совсем небольшой. Дорога до «Чудо-острова» необыкновенно живописна, и ехали мы с огромным воодушевлением. И совсем не ожидали, что стоянка перед входом будет настолько забита экскурсионными автобусами и машинами. Пришлось парковаться очень далеко от входа и идти пешком по обочине дороги. Не самое безопасное занятие, я вам скажу.
Свое первое фото Свияжска я сделала на подходе ко входу, простите за тавтологию. Уже тогда насторожило количество людей, поднимающееся по лестнице. Но что мы, зря сюда приехали, что ли!
В туристическом центре взяли бесплатные билеты (для тех, кому только «погулять»), поднялись по лестнице и… оказались во вселенской толпе. Люди были везде… Ходили с экскурсоводами и без, толпой и порознь, занимали все более или менее симпатичные места, и фотографировались, фотографировались без конца. К некоторым видовым точкам мы даже пробиться не смогли.
Подумав, решили пойти гулять по не самым натоптанным туристами тропам. Мы прошли мимо Успенского монастыря, не побывав там.

Через частные дома спустились к реке, куда не дошла еще толпа.

Гуляя в одиночестве по берегу, мы начали было проникаться духом этого места, но не тут то было. На местную пристань стал пришвартовываться туристический кораблик с галдящими людьми, и возникшее было очарование схлынуло, не успев захватить нас.
Проходя мимо Музея археологического дерева, возникла мысль его посетить. Не получилось. Оказалось, что сын забыл намордник-маску в машине, у нас, взрослых, маски были. Так вот нас не пустили в музей, из-за отсутствия маски у ребенка. Мы были готовы купить ему маску в музее, о чем сообщили женщине, которая «охраняла» собой вход. Но нам отказали, мотивируя это тем, что масок, ни бесплатных, ни на продажу у них нет. В настолько туристическом месте и нет масок! Нонсенс! При этом все было сказано этой дамой с на редкость радостной улыбочкой. Видимо надоели ей туристы до одури. Я предлагала мужу пойти одному в музей, так как ему туда хотелось больше всех, а мы бы его подождали, но он отказался.
В результате мы развернулись и ушли. Пошли опять на берег реки – порелаксировать.

Релаксировали в одиночестве мы очень недолго. Смирившись, в конечном итоге, что придется ходить в толпе, пошли в центр острова, по пути наблюдая за повседневной жизнью местных жителей.
Гуляя заметили, что нам не встретилось ни одного разваливающегося домика. Местные жители явно гордятся своим «домом» и содержат его в красоте и чистоте. Видно, что на сегодняшний день чудо-остров переживает свое возрождение. Одни исторические сооружения реконструированы, другие — отреставрированы.

В наши дни на острове сохранилось несколько старых церквей и храмов.
Церковь Константина и Елены — единственная сохранившаяся в Свияжске
Собор Богоматери «Всех скорбящих Радости» - самый большой храм Свияжска.
И главная архитектурная жемчужина — деревянная Троицкая церковь.
Считается, что церковь построена без единого гвоздя за 24 часа. Таков был приказ Ивана Грозного, который хотел успеть отслужить молебен именно в день Святой Троицы.
И это чудо, что церковь сохранилась. Время пощадило ее, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества.
Внутрь храма пускают, разрешают фотографировать, правда, без вспышки. Боятся, что вспышка может повредить четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Я делала фотографии, но из-за полумрака, царящего в храме, они, к сожалению, не получились.
Гуляя по острову, мы заглянули в "Ленивый Торжок". Ну что сказать, в этом месте расположено все, что может развести туриста на деньги. Здесь, можно приобрести дорогущие сувениры, пострелять из лука, прикупить местную гастрономическую продукцию. В общем, здесь мы задерживаться не стали.
На этом наша прогулка по Свияжску закончилась. Мы уезжали в двойственных чувствах. Конечно, замечательно, что такое исторически важное место практически воскресили из «руин» и вернули людям. Что можно свободно приехать и проникнуться красотой и великой историей этого места. И очень жаль, что у нас это не получилось.
Вероятно, нами было неверно выбрано время для посещения Свияжска. Летний теплый выходной день (воскресенье) дал о себе знать. Вероятно, чтобы проникнутся этим местом, надо остаться здесь с ночевкой. Проводить закат и встретить рассвет. И тогда, я уверена, Свияжск, раскроет вам свою настрадавшуюся душу.

Катя, спасибо за отчёт! Впечатления такие, будто это я писала. Те же самые чувства испытали в Свияжске мы. Начиная от проблем с парковкой, толп людей и всего прочего...
А что, теперь ещё и билеты надо покупать, чтоб попасть на территорию?? Чудеса какие-то. Ковать железо так ковать железо. Не отходя от кассы. Свияжск стал ещё больше коммерциализованным.
Музей археологического дерева — что-то новое.Не помню, чтобы такой был.
Сервис (история с маской) слабый.
Как всегда, фотографии такие, что сердце замираает, когда на них смотрю.
Катя, это заключительная часть отчета? Даже грустно расставаться с вашим путешествием.
Аватар пользователя ekaterinap
Галина, спасибо за комментарий. Да, это заключительная часть отчета. Так получилось, что дорога до Саранска была не простая, и в этом замечательном городе мы только переночевали, приехав в гостиницу уже в 12 часов ночи. Ну а далее идет личная часть путешествия. А насчет Свияжска... Это место оставило самые двойственные впечатления из всех мест, где мы побывали. Красивое, ухоженное, но слишком распиаренное. Не мое... По поводу билетов. Тем кто посещает Свияжск, с целью просто прогуляться по острову, в туристическом центре дают бесплатные билеты, но брать их надо. При входе проверяют. Ну а если хочешь что-то кроме прогулки, то билеты уже за денюшку. А музей находится рядом с речным портом в нижней части Свияжска. Когда приехали домой, посмотрела в интернете информацию по музею - жаль, что не попали, было бы интересно.
Екатерина, спасибо! Интересно! И очень красиво летом. Мы были в Свияжске осенью 2017. Совершенно одни. Раннее утро. Туман. Тишина.
Толпа и такие святые места - вещи, по-моему, несовместимые. В таких местах надо гулять одним или с минимальным количеством туристов. Чтобы впитать дух и проникнуться.
Попутешествовала с огромным удовольствием вместе с вами. Фото замечательные! Спасибо! Лето (на фото) посреди зимы - это сказка!
Аватар пользователя ekaterinap
Яна, спасибо за комментарий. Вы во многом правы. Действительно, такие места и толпа несовместимы. Но у нас получилось вот так, к сожалению. И из-за этого впечатления сложились крайне неоднозначные. А лето я жду с большим нетерпением, хоть и люблю зиму