Как я разочаровалась в Троице-Сергиевой Лавре, а потом очаровалась ею. И все это за один день

В Лавре я мечтала побывать давно. Но все как-то не складывалось.
Но одним августовским деньком все совпало – внеплановый выходной, хорошая погода, православный праздник. И мы отправились в путь. День специально выбрали будний, наученные неудачным субботним опытом посещения Дивеево.
В Посад приехали в районе полудня. И это, скажу я вам, была большая наша ошибка. Жара, прямо-таки зной, пусть и сентябрь на пороге. Но даже это не главное. Толпы и толпы народа. Наверное, именно в районе 11-12 из Москвы подвозят организованные группы гостей из Поднебесной. На площади перед Лаврой я насчитала 18 автобусов с китайскими туристами. И это был еще не предел. Они бегали, суетились и фотографировались, фотографировались, фотографировались.
Наши святыни для них – не святые. Это понятно. Для иноземных туристов Лавра и крейсер "Аврора" одинаковы по своей сути. Но когда ты заходишь в храм помолиться, а на фоне тебя селфятся улыбающиеся китаянки, это напрягает немного. Единственное, поклониться мощам Сергия Радонежского стремятся все же не все. Видно внушительная очередь их отпугивает. Кстати, меня повеселила надпись в одном из храмов большими буквами на русском и китайском. Дословно не воспроизведу, но смысл такой – просфоры – это атрибут православной веры, и пробовать их имеет смысл только православным христианам. Видно желающих вкусить эксклюзивного угощения очень много.

Так что, впервые очутившись в Лавре, я растерялась. Толпы, толпы, очереди в храмы, к источнику. Ни шагу нельзя ступить, чтобы не влезть в чей-нибудь кадр. Одним словом, суета. Так и мы пробежались, посмотрели и убежали. Восхитились убранством храмов, посмотрели фрески Рублева, Ушакова, Данилы Черного, приложились к мощам Сергия Радонежского, попили воды из источника.

Все вроде сделали как надо. Но волшебных ощущений не осталось. В качестве лирического отступления расскажу, что есть у меня места, где я чувствую себя по-особенному. Чувствую, что у меня есть корни, и корням этим тысячи лет. Что у меня есть народ, есть история. Звучит, может, пафосно, но на самом деле так.
Таких мест, где удалось мне это ощутить, немного. Всего два – Муромский Спасо-Преображенский монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области.
И для себя я отметила, что Лавра таким особенным местом для меня не стала.
Выйдя из Лавры мы отправились пообедать в кафе "Ландау" по рекомендации Галины. Был будний день, время бизнес-ланчей. Стоит обед 330-360 рублей. Салат, первое, второе, лимонад собственного изготовления. Мне понравилось, муж не наелся. Кате тоже не очень, но ей угодить очень непросто.
В зале прохладно, официанты приветливые.

Пообедав, мы отправились в Краеведческий музей, благо находится он буквально в 100 метрах от кафе. Музей интересный. Небольшой, но для первого знакомства с богатой историей города Сергиева - Загорска - Сергиева Посада очень информативный. Посмотрели с удовольствием. И хочется отметить доброжелательный персонал музея. Все рассказали, показали, в каждом из залов находили что-то познавательное для Кати, старались заинтересовать ее.
Из музея отправились в Гефсиманский Черниговский Скит.
По дороге проехали мимо такого вот милого домика, где жил и работал писатель Михаил Пришвин. Катя очень обрадовалась, услышав знакомое имя, совсем недавно она прочитала «Лисичкин хлеб».
Гефсиманский Черниговский Скит невероятно хорош. Уютно, умиротворенно красиво.

Очень много цветов, чистота и покой. Удивительное место.
Ну а возвращаясь домой, мы вновь заехали в Лавру. И счастье, что сделали это. Потому что я увидела ее совершенно по-новому.
Было уже около пяти, солнце не жгло, а ласково грело. Народу практически никого. Такая кругом красота величественная и одновременно добрая. Покой и умиротворение. И я поняла, почему всех тянет вернуться в это замечательное место.
Мы неторопливо побродили по территории. Поели мороженого на скамейке в тенечке. И на душе стало так хорошо и спокойно.

Ну, вот вроде и все. Завершая свой маленький рассказ, хочу сказать, что все в этой жизни субъективно. И то, что не понравилось сегодня может стать объектом восхищения завтра. Главное, не оставлять попыток. :)

Аватар пользователя nataliyak
Читаю Ваш рассказ, Юлия, и пытаюсь вспомнить: были ли туристы в наше посещение Лавры, и вспомнить не могу. Нам в этом отношении повезло больше. За сутки с небольшим в Сергиевом Посаде мы сходили в Лавру трижды, так она захватила нас в первое посещение. Приехав в город днем в воскресенье, в лавру мы предусмотрительно не пошли, понимая, сколько там народу. После поездки в Гефсиманский скит, прогулки и источников, в восьмом часу вечера мы вошли в ворота, - и сразу попали в другой мир. В храмах шла всенощная. Людей на территории было очень много, правда не туристов, а паломников, богомольцев. И был совершенно потрясающий эффект - удивительная тишина и покой при таком народном скоплении. Знаю, что это ощущение бывает не у всех. Читала и слышала не раз,что в других монастырях люди почувствовали то же самое, а в Троице-Сергиевой лавре нет. Но нам повезло. Усталыми мы были ужасно, но провели там больше часа, и с трудом вытащили себя в гостиницу. А в шесть утра вернулись к утреней литургии. Тогда и храмы посетили, и к мощам подошли, и сувениров, пряников прикупили. Но главным впечатлением все равно осталась та же тишина, которая опять была с нами. Уже выписавшись из гостиницы и оставив вещи на автовокзале, мы вернулись в Лавру в третий раз, - так она нас манила. Было это в 12 часов дня. Наверное, должны были быть туристы. - самое их время (!). Но я их не помню. Остались только мир, покой и тишина...
Аватар пользователя julias
Спасибо за отзыв, Наталья! Вам действительно повезло - увидеть тихую Лавру. Наше первое знакомство было не таким. Когда в храме собирается много православных - это другое. Когда в Муромском Троицком монастыре был Патриарх, тоже было очень много народа, но ощущения толпы не было. Все стояли, слушали, молились. А здесь - сувениры покупают и фотографируются только. Причем на фоне тебя иногда) Их прикалывают платочки на голове я думаю)))
Юль, прекрасный рассказ - так и вижу его в каком - нибудь журнале!) Очень хорошо описаны чувства, мысли и вывод прекрасный! Лавра достойна того, чтобы люди не оставляли попыток.
Мы были там только раз, и довольно удачно. Думаю, что со временем съездим ещё, тем более Галя нашла в Сергиевом Пасаде отличную гостиницу...
Спасибо за вдохновляющий пост!)
Аватар пользователя julias
Лена, спасибо большое! Лавра действительно прекрасна и стоит того, чтобы увидеть ее, пусть даже разной. Сам город очень мне понравился. Небольшой, старинный, но совсем не провинциальный. Уже хочу туда вернуться)
Аватар пользователя Ольга
Совершенно согласна с Еленой - рассказ прекрасный. Хороший язык, тонкий юмор. Я тоже улыбалась, читая про китайских туристов. 18 автобусов! И это еще не предел! Ну, еще бы! Сколько сейчас миллионов-то в Китае? А объявление про просфоры - это вообще на грани здравого смысла. Так и вижу китаянок, с аппетитом жующих "русский деликатес".
И чувства, о которых говорит Юля, мне вполне понятны. Я бы тоже не смогла в суетящейся толпе туристов вполне ощутить атмосферу святого места. А вот то, о чем пишет Наталья, - это совсем другое. Там были не туристы, а богомольцы. Сразу представляется синий прозрачный вечер, свет, льющийся из открытых дверей храмов, доносящееся тихое пение.
Наверное, действительно, по Лавре надо ходить вечером, чтобы вполне ощутить ее намоленность, ее древность, вспомнить историю ее героической обороны.
Аватар пользователя julias
Спасибо, Ольга! Китайским туристам мы даже не удивились, в начале лета побывали в Питере. Там китайских туристов гораздо больше чем российских, по впечатлениям) В кафе и ресторанах варианты меню на китайском, в витринах надписи на китайском, бесконечные очереди к дворцам из представителей Поднебесной. Это, конечно, неплохо, ибо деньги и туриндустрия развивается...)
А вечерняя Лавра - это волшебно.