Рождественское путешествие на Север. Каргополь - Архангельск - Холмогоры

Почему мы поехали в Архангельск на Новый год? Во-первых, очень хотелось окунуться в настоящую зиму - чтоб белый снег, голубое небо и прозрачный воздух. Где как не на Севере всего этого вдоволь? Во-вторых, интересовал именно этот северный город. В-третьих, из Петербурга в Архангельск проехать по короткой дороге возможно только зимой, так как она крепко замерзает и даёт возможность нормально ехать, а не плестись. Как говорят в народе, "зима дороги подремонтирует". Так оно и есть. Мы выбрали короткий путь, пролегающий по региональной трассе, а трасса эта частично асфальтовая, частично бетонная, но очень много где и грейдерная. Ехать здесь летом - это безумное количество пыли, которое не просто мешает видимости, но и машину сломать может А весной и осенью эту дорогу развозит так, что вряд ли мы оттуда самостоятельно бы выбрались. Поэтому самое реальное по всем статьям было ехать в Архангельск зимой. Снежок слегка отрихтовал дорогу, и она стала поровней.
Маршрут мы проложили через Каргополь. В нем запланировали остановку на ночлег и осмотр этого старинного города. На обратном пути было решено остановиться в Вытегре. Соответственно задуманному маршруту "Каргополь - Архангельск - Вытегра" мы забронировали гостиницы. Но жизнь преподнесла сюрпризы. Уже в процессе поездки программа изменилась, и наше рождественское путешествие на Север приобрело такой вид: "Петербург - Каргополь - Архангельск - Северодвинск - Холмогоры - Каргополь - Петербург".

На карте маршрут нашего движения из Петербурга в Архангельск с ночевкой в Каргаполе выглядит так:
А теперь обо всем по порядку.

Бронирование гостиниц

Слава Богу, что все гостиницы мы бронировали на Букинге, как же это потом нас выручило!
Первой по счету бронью была Вытегра - отель Wardenclyffe Volgo&Balt в красивом здании с маяком.
Потом стали смотреть Каргополь, и оказалось, что единственный отель "Каргополь" был забронирован весь. Номеров там мало, а народа в праздничные дни много. Пришлось искать,
где можно остановиться в Каргополе, самостоятельно.
Готовясь к путешествиям, я обычно читаю сайт автопутешественников "По России на авто". Там можно найти полезные советы по многим вопросам, в том числе и гостиницы, которых нет на Букинге. Так я и нашла отель "Каргополочка". Позвонила туда и забронировала номер на наши даты.
Пришёл черёд Архангельска. Вот тут все было сложно, так как хотелось в хорошую гостиницу на набережной Двины - отель "Пур-Наволок", а цены в ней просто запредельные для нас - почти 6 000 руб. в сутки. Гостиница по соседству - "Столица Поморья" - просила почти 4 000 руб., но это было не для нашего бюджета.
Помучившись, мы все же забронировали апартаменты от хостела "Как дома". Это отдельная квартира, которая устроила нас по цене. Надо сказать, что в поисках чего-нибудь лучшего я пробыла два месяца, но так и ничего не нашла. Очень неохотно ехала я в эти апартаменты и до последнего не верила, что нам придётся в них жить. И все же в небесной канцелярии меня услышали, и все сложилось так, что не ожидая, мы заселились в шикарную гостиницу, но об этом позже...

День 1. Вперед на Север!

В сторону Русского Севера мы выдвинулись 3 января 2016 года в 9 утра по московскому времени, полные страха перед прогнозами погоды. Гисметео обещало все дни -27 °C, плюс-минус два градуса. Накануне у нас даже были мысли отменить поездку, но все же настрой был, и мы решили ничего не менять. Только съездили в "Декатлон" и купили для всех комплекты термобелья (как же оно нас выручило!) и взяли побольше тёплых вещей.
Мы зря переживали, в пути мы не замёрзли, дорогу перенесли хорошо и к 20 часам вечера прибыли в Каргополь.

Гостиница "Каргополочка" в Каргополе

В гостиницу "Каргополочка" заселились быстро и без проблем. У нас был 3-местный номер с удобствами на этаже. Стоимость проживания - 750 руб./чел., ребенку 10% скидка.

Чем удобна эта гостиница лично для нас - сутки у неё начинаются с момента заселения. Мы заселились в 20.00, и до 20.00 следующего дня номер наш! А потом его можно продлевать по часам - стоимость часа 750 руб. делят на 24 часа. Как это удобно! И впоследствии нам очень пригодилось.
На первом этаже находится одноименное кафе. Это просто чудо что за кафе! Комплексный завтрак из каши, сырников, блинов и кофе стоит 110 руб., а комплексный обед из салатика, супа, второго и компота 150 руб. И самое главное - все очень вкусно, и быстро подают! Ну где ещё сейчас встретишь такие цены?
Гостиница "Каргополочка" - недорогое жильё эконом-класса, она ухоженная, опрятная, с чистым бельём и даже с цветочками на подоконнике. В коридоре и у стойки регистрации заботливо наряжены ёлочки к Новому году, а так же присутствуют стенды с подробной информацией - куда можно сходить и что посмотреть в Каргополе.
В гостинице работают замечательные и чуткие женщины, которые принесли нам в номер дополнительную батарею и электрочайник (свой я забыла) и вообще очень доброжелательно общались, а это всегда приятно.
Что нас умилило, так это отсутствие хоть какого-нибудь компьютера для учета гостей. Все по старинке ведётся в обычной разлинованной тетради! Это было очень забавно. Поэтому и Букинга у них нет никакого, а только личный звонок. Во время нашего пребывания на новогодних каникулах гостиница была полностью заполнена.

Разместились мы быстро и решили уже отдыхать, время было позднее. Мороз начинал крепчать. Назавтра были грандиозные планы с осмотром города в первой половине дня и длительным переездом в Архангельск во второй половине. Так думали мы, сладко засыпая...

День 2. Каргополь. Ничто не предвещало...

Утром, плотно позавтракав в чудо-кафе, мы сдали ключи от номера и поехали осматривать достопримечательности. Но когда мы отдавали ключи, я робко предложила мужу, может не будем пока совсем выезжать, у нас время до восьми вечера, давай перед выездом из города сдадим... Но я не была услышана, а зря, женское сердце не обманешь!
А пока мы бодро любовались собором и церквями Нового Торга и Екатерининской колокольней, сходили в музей. Пододели ещё по одной кофте и все было прекрасно.

На Новом Торгу

Церковь Рождества Иоанна Предтечи 1751 г. - самый большой храм Каргополя (высота 33 метра).

Соборная колокольня (высота 62 метра) - главная доминантой города.
Но случилось непредвиденное. Наша машина, чихнув и мигнув лампочками отказа электроники напоследок, встала! А мы через час-полтора должны были выдвигаться дальше в путь...
Так наши планы начали рушиться. Мы не успевали посмотреть город. Машина сломалась. Номер сдали. И в этот момент звонят из Архангельска и объявляют что не могут нас заселить в забронированное жильё, так как там отключили отопление и воду! Взамен нам предложили койки в хостеле! Вот так "бодро" начался второй день путешествия.
Мы решили не отчаиваться и решать проблемы по мере их поступления. Мы с Юлей взяли фотоаппарат и продолжили осмотр города пешком. А Миша занялся ремонтом машины.
Конечно, настроение было испорчено. Я просто механически фотографировала, видела, что вокруг потрясающая красота, но радости не испытывала. Мысли все время были о том, как теперь все сложится, насколько серьёзно мы "попали", и что теперь будет.
Погуляв, мы с Юлей оправились обедать. Комплексный обед попросили оставить для нас заранее. К нам присоединился Миша. Рассказал, что мир не без добрых людей, и местный таксист помог добраться до местного Кулибина, и там коллективным разумом они установили причину поломки и теперь занимаются её устранением. Времени к тому моменту было уже очень много и стало понятно, что выезжать в ночь в Архангельск уже поздно. Приняли решение ночевать снова здесь.
К большому сожалению, сдав ключи от номера, мы не имели возможность его продлить. В нем уже сделали уборку и поменяли белье, и пришлось нам заново оплачивать номер и размещаться. На этом все наши печали закончились и дальше уже все пошло как по маслу.

К семи вечера вернулся Миша счастливый и довольный. Мужики, применив смекалку, пошаманили, и наша машинка снова заработала. За работу взяли всего 2 000 руб., дай Бог этим людям добра и счастья!
Пришло время решать проблему с размещением в Архангельске. Мы позвонили в нашу палочку-выручалочку Букинг, сообщили о ситуации с нашим размещением, на что оператор Службы поддержки клиентов нам посоветовала выбрать симпатичную нам гостиницу, из того что есть на Букинге, а дальше они посодействуют.
Выбор у нас был не велик. Заезд завтра, оставались только очень крутые номера и совсем плохие. И вдруг я нашла в гостинице на берегу Двины, о которой мечтала, есть одноместный номер, но с огромной кроватью. Он нам подходил.
Мы звоним на Букинг и сообщаем, что нашли номер только одноместный, может быть Букинг посодействует, и нас там разместят. Кровать вполне позволяет, мы даже готовы переплатить. Букинг сказал: "О’Кей! Ждите!". Через 10 мин перезванивает и сообщает, что договорился о нашем размещении и мало того, они готовы вернуть нам сумму переплаты за этот номер!
Забегая вперёд, хочу сказать, что всё так и было. Мы за трое суток в отеле "Столица Поморья" заплатили без 100 рублей 10 000 А сегодня Букинг перечислил нам почти 3 тыс. руб., разницу между нашей бронью и стоимостью этой гостиницы. Вот таким загадочным и не предсказуемым образом мы оказались в гостинице, о которой только мечтали. Вот что значит сила мысли и желания...

Ну а Букингу, конечно, наша хвалебная песнь с пожеланием процветания этой организации!

День 3. Каргополь - Архангельск

Утром 5 января мы, опять вкусно позавтракав, уже без всяких прогулок сразу стартуем в Архангельск.
За суетой Каргополь мы так и не посмотрели. Если я хоть немного прошлась, то мимо Миши прошло всё, а это было обидно и не справедливо. Поэтому перед отъездом нами было принято решение на обратном пути снова приехать в Каргополь и задержаться здесь на сутки, а Вытегру отменить. Тем более, проезжая её мимо, мы поняли, что этот город нас не особо заинтересовал. Отель недешев, и по нашим подсчётам мы приедем в него к десяти вечера. Заплатим 3 100 и в 12 утра должны будем освободить номер. Так и сделали. Вытегру отменили, " Каргополочку" снова забронировали на 9 января с возможностью продления.

Гостиница "Столица Поморья"

Долго ли, коротко ли, но к 17 часам мы прибыли в Архангельск в гостиницу "Столица Поморья".

Заселили нас моментально - пароль "мы от Букинга, вам звонили". :)

Отель очень красивый, нарядно украшенный к праздникам, находиться в нем одно удовольствие. Номер как на фото, все ожидаемо. У горничной попросили дополнительный стул и дополнительную подушку. Все остальное было супер.

Жаль, что завтраки не входили в стоимость, а отдельно стоили по 400 руб. Мы не стали брать, пили утром кофе с бутербродиками и йогуртом в номере и бежали по своим туристическим делам.
Почему не завтракали в кафе? Световой день во время нашего пребывания был с 9 утра до 15 дня, после 15 начинало стремительно темнеть. А так как из гостиницы мы выходили в 11 (раньше никак не можем), то светлое время суток жаль было проводить в кафе (час, как минимум, уйдёт).

День 4. Прогулки по Архангельску

6 января мы отправились гулять по городу.

Нулевой километр в Архангельске

Архангельский краеведческий музей
Наш путь лежал на знаменитую пешеходную улицу Чумбаровку с его деревянными домами и уютными памятниками. На этой улице есть и информационный центр для туристов, с бесплатными картами и сувенирами на все лады и вкусы, ну и конечно самый большой выбор магнитиков.

Далее мы осмотрели все известные памятники в округе.

По плану было пообедать в сетевом кафе "Блин-Хаус" и посещение Архангельского краеведческого музея и его многочисленных выставок. Музей специально был оставлен на тёмное время суток.
Про посещение нами кафе чуть позже, а вот музей и его экспозиции очень порадовали. Стоимость - 300 руб. взрослые, 200 руб. дети от 5-7 лет. Находится музей в историко-архитектурном комплексе "Архангельские Гостиные дворы". В этом комплексе и музей и выставки и театральное пространство. При нас там шли ёлки для детей.
Мы посмотрели там выставки "История и культура Поморья",

"Архангельск - первые ворота Российского государства",
"Русский жемчуг",

"Тайны затерянных экспедиций",

"Помни: нет ничего страшней войны" и "Яков Лейцингер. Человек с фотокамерой".
Все было очень интересно и занимательно, а на выставке "Маленький Принц" мы с Юленькой оставили свой автограф.

Сфотографировались в костюмах.
На прощанье мы купили там в тайне от Юли рождественский подарочек, милую коробочку со сладостями. На ней марка с Архангельским Гостиным двором, фирменная упаковочка, такой нигде больше нет.
А так как Рождество неумолимо приближалось, то мы собирались купить вкусняшек и тортик и под праздничные песнопения в храме, транслируемые по телевидению, отметить этот чудный праздник.
И тут мы поняли что круглосуточных магазинов в городе нет. Пришлось лезть на сайт https://2gis.ru/arkhangelsk и срочно искать, есть ли вообще такие магазины в Архангельске. Оказалось, что есть. Сеть магазинов "Петровский". Нашли удобно расположенный к нам магазин (очень приятный, с отличным ассортиментом), и купили все что надо.
Торопились в отель. У нас было ещё одно дело - в игровой форме поздравить Юлю с наступающим Рождеством. Пока я с Юлей поднималась в номер, Миша договорился с девушкой-администратором, чтоб она позвонила нам в номер, позвала Юлю к телефону и сказала что приходил Дед Мороз и оставил ей подарочек на Рождество. Милая девушка с удовольствием нам помогла и порадовалась Юлиному счастью вместе с нами.
Администратор спрятала купленный нами подарочек на елке в фойе и позвонила нам в номер. Если бы вы видели глаза ребёнка, когда её позвали к телефону и рассказали про подарочек от Деда Мороза!! Мы запрыгнули в лифт и поехали искать подарок! Вот фото этого счастливого момента.

Когда ребёнок получил свою порцию счастья и был уложен спать, мы с Мишей накрыли столик и, тихо-мирно глядя на красивый ритуал в церкви, встретили Рождество.

День 5. Рождество в Архангельске.
Рикасово - Малые Корелы - Северодвинск

Утро Рождества мы по традиции всегда едем в церковь. Как ни странно, в этот раз мы выбрали храм который находится в деревне Рикасово, что в 4 километрах от Архангельска. Почему? Там по отзывам туристов я приметила необыкновенной красоты храм - деревянную девятиглавую церковь 1683 года постройки и очень хотела её увидеть.
Рядом с этой церковью стоит еще одна - каменный храм Михаила Архангела.
Приехав в Рикасово мы были так огорчены. Красавица церковь оказалась на реставрации и полностью была разобрана, только купола беззащитно стояли в уголке и ждали своего часа. Ах, как же было жаль...

Но рядом была другая красивая церковь и мы пошли в неё. Эта церковь совершенно потрясающая, она никогда не закрывалась! Даже в период воинствующего коммунизма! Местные бабульки под страхом с смерти собрали 30 подписей со всех дворов, чтоб её не закрыли, и отправили их чекистам, те учли пожелания трудящихся и пощадили их, церковь осталась открытой. Это очень намоленное место, с особой аурой и атмосферой, какое счастье что в этот особенный день судьба привела нас именно туда!

церковь Святого Михаила в Рикасово
Из Рикасово мы поехали в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы", место паломничества всех кто приезжает в Архангельск. Название говорит само за себя, и в праздник там шумно отмечали Рождество. С хороводами, играми, забавами, катанием с горок и в санях, заряженных лошадьми. Всему этому порадовались и мы.

Погуляли, насладились и... поехали прогуляться по вечернему Северодвинску. Этот город находится в 34 километрах от Архангельска, и я бы не простила себе, если бы до него не доехала и не прошлась по набережной Белого моря.
В Северодвинск приехали около полшестого. Сориентировались по карте и направились в самый центр - к главной Ёлке города. Там было просто сказочно красиво. Местные предприниматели соорудили светящиеся фаэтоны, запряженные лошадками, и катали желающих по площади. Мы выбрали самый красивый и тоже прокатились. Впечатление было, как будто мы на минуту нырнули в детство, в сказку, в волшебство. Смеялись и радовались. Даже сейчас, вспоминая этот момент, я улыбаюсь...

Потом пошли к красавцу-верблюду и тоже не удержались, чтобы прокатить на нем Юленьку. Какой же это был верблюд, такой ухоженный и красивый, даже в Египте я не встречала такой красоты верблюда. От него не хотелось отходить, руки сами тянулись его бесконечно гладить по мягкой, бархатной морде и шерсти.

Но хорошего понемногу, мы отправились дальше - к вечному огню и обелиску, посвящённому воинам-героям. Постояли там немного... Это красивое и торжественное место.
Поехали дальше на набережную. Набережная Северодвинска впечатляющая - просторная, величественная, суровая, как и подобает обрамлению Белого моря.
Прошли всю, где было освещено, постарались запомнить эти минуты навсегда, бросили монеты в замёрзшие льдины моря
и поспешили в сторону Архангельска.

Чайная "Шёлк"

В город мы приехали быстро и сразу поехали ужинать в чайную "Шёлк".
Это место нам не понравилось, никому его не посоветую. Блюда были не вкусные, Юлино куриное филе было в такой панировке, мне пришлось отскребать эту прогорклую корку.
Себе я заказала феттучини. Так там столько жира набухали, что просто противно. Мужу после 40 минут ожидания, когда мы с Юлей уже поели, принесли, вместо запеченных в сырной корочке пельменей ручной работы, просто отварные, политые сметаной магазинные пельмени не самого лучшего качества. Я такой сверхнаглости давно не видела. Пришлось приглашать администратора, он конечно извинялся и рассыпался, исключил это блюдо из счёта, но это было отвратительно. Впрочем, и внешний вид заведения в целом не уютный и грязноватый. Даром что находится на легендарной Чумбаровке. Как нас туда занесло? Бррр!

Вечерняя Чумбаровка (Пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске)

Кафе "Блин-Хаус"

Нам вообще не повезло в Архангельске с кафе. Кроме пресловутого "Шелка", мы дважды заходили в "Блин-Хаус". И все из-за того, что я имела неосторожность сказать при Юле, что там есть игровая комната. В первый раз мы зашли, сделали заказ и тут оказалось что не во всех есть игровая, в этом не было. Печалька. Но это было ещё не всё. Детскую порцию принесли, полив сосиски горчицей, Я не заметила, Юля укусила... Слез было море. От извинений официантки легче не стало.

В другом "Блин-Хаусе" была игровая комната, но Юльке снова не повезло. Попробовав пюре, она отказалась его есть. Я попробовала и поняла почему, пюре было из порошковой картошки.

В общем, не заладилось у нас с кафе в Архангельске, три раза и все три не удачно. Такого никогда и нигде не было.
Забегая вперёд хочу сказать, что в Холмогорах, в деревне Ломоносово, в единственном местном кафе мы поели так сытно, вкусно и от души, что до сих пор вспоминаем это радушное местечко.
Перед сном мы решили съездить и посмотреть те достопримечательности Архангельска, которые изображены на аверсе 500-рублёвой купюры и некоторые другие достопримечательности города.

Здания Морского речного вокзала в Архангельске/Строительство Михаило-Архангельского собора

Памятник Святым Петру и Февронии в Архангельске
Так закончился наш рождественский день.

День 6. Архангельск - Холмогоры - Каргополь

Архангельск

8 января с утра мы дозвонились в музей Ломоносова в Холмогорах. Предупредили о своём приезде и желании прослушать экскурсию. И это было правильно, так как люди нас ждали и вызвали экскурсовода к нашему приезду.
Холмогоры находятся в 100 километрах от Архангельска, как раз по пути в Петербург. Мы запланировали прибытие в Холмогоры к 14 часам. Выписались из отеля и пошли прогуляться по знаменитой Архангельской набережной. Утро было чудесное, морозное и солнечное.

Мы оделись по погоде, поэтому нисколько не мёрзли. Запечатлелись у всех памятников на набережной. Купили в качестве сувениров знаменитый бальзам "Ломоносов " и сладкую настойку "Морошка" местного ЛВЗ.
Сделали прощальный круг по городу...
Обратили внимание на удивительный симбиоз новых кирпичных домов и деревянных старых домов, их много, они жилые, находятся в самом центре и на всех улицах почти без исключения. Деревянные дома очень красивые и такие русские, родные, глаз радовался. И это было очень необычно - крупный большой город с деревянными домами по всему городу, ведь почти все наши города-миллионники выдавили из себя деревянную застройку, остались лишь редкие дома-памятники, а тут жилые! Это было очень необычно, для меня это индивидуальный штрих к портрету Архангельска.
На этом попрощались с городом и по красивому большому мосту двинулись к моей большой и давней мечте - побывать на родине Ломоносова, в Холмогорах.

Холмогоры

Как же давно я хотела туда приехать! Ещё в детстве, узнав про биографию великого ученого, я была потрясена тем, что он из какой-то далекой деревушки на севере ушёл пешком с обозом в Москву! Это завораживало. И вот не прошло и 30 лет, и я еду посмотреть на это место. Хотите верьте, хотите нет, а меня, чем ближе мы подъезжали, начало немного потряхивать от волнения, вот такая я впечатлительная. :)
Как добираться на машине из Холмогор в деревню Ломоносово к музею видно на карте.
Как хорошо что мы поехали в эти места зимой. Музей находится острове, и, чтобы добраться до него, надо переправляться через реку на пароме, другого сообщения нет. Паром ходит по расписанию, раз в два или три часа, то есть не успел на паром, сиди жди три часа, когда тебя переправят. А зимой там красота, река замерзает и устанавливается переправа по льду с возможностью проезда 5 тонных машин. И самое главное - ни от кого не зависишь, передвигаешься в своём режиме и графике.
И все же, проезжая по льду реки около 600 метров, мы немного тревожились. Ремни отстегнули и двери машины приоткрыли на всякий случай, хоть наша машина две тонны, а не пять. Всё равно было слегка не по себе...
Переправа через реку шириной 600 метров. Ехать можно авто не более 5 тонн!
Но вот позади речка, и мы у цели - Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова. Вход 100 руб. с человека, экскурсия 300 руб. Нас ждали. Вышла экскурсовод, и началась очень интересная часовая экскурсия. Мы узнали много нового и интересного.

На память купили буклет музея и календари с Ломоносовым. Осталось только посетить памятник Ломоносову, который мы не заметили при въезде в деревню ещё при дневном свете. Поэтому, к сожалению, фото уже в темноте, но зато в них есть какая то загадочность и необычность.
Программа максимум была нами выполнена и пора было ехать в Каргополь. Дорога долгая, мы зашли в местный магазинчик купили продуктов, чтоб поесть по приезду, а то шансов, что магазины будут работать в такой поздний час, не было. Ну и зашли в единственное местное кафе - поесть горячего для ощущения полного счастья. На 500 рублей мы взяли три салата, три солянки, три картошки с гуляшом и компот. Все очень при очень вкусное, почти домашнее, спасибо добрым людям в маленьком деревенском кафе в Холмогорах!

Каргополь

В Каргополь мы приехали к 23 вечера. В гостинице "Каргополочка" нас уже ждали и сразу заселили, выдали электрический чайничек. Почему-то было очень приятно снова приехать сюда, и мы с ужасом подумали, что если бы не подсуетились и не продумали наш маршрут, то пришлось бы нам ещё часа два ехать до Вытегры. А так мы здорово провели время вечером, посидели, попили чай, поболтали, посмотрели диск с Каргополем - куда сходить и что обязательно посмотреть. Впереди был целый день в древнем городе.

День 7. Каргополь

Итак, начался наш не запланированный день в этом чУдном городе. Позавтракав в кафе, мы заново, с чувством и расстановкой начали знакомство в Каргополем.
Машину не брали, все решили исходить пешком. И снова был мороз и солнце, день чудесный... И, выйдя к берегу Онеги, я от такой красоты даже всплакнула... Так там было прекрасно, что трудно выразить словами. В Каргополе надо побывать!
Фотографии передают лишь малую часть той атмосферы этого чудесного зимнего утра.

Весь световой день мы потратили на осмотр этой красоты, а когда стало темнеть
пошли в Центр народных ремёсел "Берегиня". Здесь работают мастерские по изготовлению Каргопольской глиняной игрушки, ткачеству, тряпичной куклы и плетению из бересты. Кроме мастерских, там есть выставка и продажа изделий этих народных промыслов.

Мы конечно, в обязательном порядке купили Каргопольский глиняные игрушки, как сувенир, и были очень довольны.
У Юли так вообще там глаза разбежались.
Последним, что мы посетили в Каргополе, был Музейно-выставочный центр, где собрано воедино большое количество тематических выставок, и все они связаны с историей этих мест. Нам понравилось, было познавательно и интересно.
Мы были последними посетителями, после нас музей закрывался.
Все, что можно было, посмотрели и теперь наши душеньки были спокойны.
Напоследок заглянули в пару местных магазинчиков и к удивлению своему увидели на полках продукцию местного Каргопольского молочного завода. Купили на пробу молоко, кефир, масло и ряженку, какая же это оказалась вкуснятина! Я просто не помню, когда в последний раз ела такие продукты. Это выше всех похвал, это просто праздник вкуса!! Очень советую тем, кто поедет в эти края, купить Каргопольские молочные продукты. У них и упаковка-то фирменная, нарядная. Молодцы!
В 23 часа заканчивались наши сутки в гостинице. Мы продлили проживание на половину суток, до 11 утра, как раз то что надо, чтоб проснуться, собраться, позавтракать и отправится в путь домой.

День 8. Домой!

Так 10 января мы и сделали. Перед выездом сделали прощальный круг по Каргополю и, зайдя в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, поставили свечи, помолились об удачной дороге и двинулись в путь.

Полный маршрут обратного пути из Архангельска в Петербург на карте:
До Петербурга доехали без проблем. К 10 вечера были уже дома...
Наше незабываемое северное Рождественское путешествие по маршруту "Каргополь - Архангельск - Холмогоры" закончилось. Осталось лишь тепло воспоминаний и радость, что все удалось!

Какая зима! Какие виды! Какие города! Холмогоры тоже давнишняя мечта... дай бог сложится когда-нибудь. Поездка не обыкновенная. Идея с подарком реьетенышу это нечто! Сколько счастья в глазах, удивления, восторга!
Аватар пользователя irinag
Да, Елена, поездка и правда удалась, столько красоты мы увидели!!! А с Холмогорами все обязательно сложится, главное очень хотеть)))( как я). Ну, а игры с сюрпризами мы любим и регулярно что нибудь эдакое придумываем)))
Аватар пользователя Любовь
Очень необычные ощущения от фото,сделанных в утреннее и дневное время.Из-за короткого северного дня кажется,что сейчас не утро,а дело к вечеру!У меня такая дезориентация была в прошлом году зимой в Карелии, причем только в ясную погоду,когда пасмурно,то все как везде зимой.А Север все-таки необыкновенно хорош!
Аватар пользователя irinag
Согласна с Вами, Любовь, дезориентация была и у меня. У нас в Петербурге тоже зимой рано темнеет, но хотя бы к 5 вечера, а тут реально к 3 дня уже темно, в первый день я просто поверить не могла, глядя на часы))) учитывая что мы все совы и даже в поездках не любим слишком рано вставать, для нас это было проблемно, планировать все приходилось под световой промежуток, днём это даже не назовёшь)))
Аватар пользователя Александр Веселов
Как же хочется посетить все интересные места в Росии!!! Их столько много, всей жизни не хватит. Ну а я снова в гостях у друга. У меня в посёлке обещают интернет сделать летом. Так что приходится редко отслеживать новые публикации на этом чудесном сайте!!!
Аватар пользователя irinag
Конечно все на свете не увидишь, но стремится к этому надо!!! Что мы, путешественники и делаем! Желаю вам скорейшего появления Интернета, осталось совсем не много подождать, лето уже близко.!)))
Да, ужжж) Что-то у всего сообщества машины как сговорились))

Ирина, поездка оказалась очень интересной. В Каргополь давно хочу, но летом... Спасибо про идею с термобельем ( надо его на Питер прикупить))) Идея с дочуркиным поздравлением суперская!

И какое обаяние Севера... Особая атмосфера... Каргопольской гостиничкой прям заинтриговали... такая она у Вас душевная получилась)
Аватар пользователя irinag
Ирина, у наших машин, видать, эпидемия))) надеюсь все уже переболели и теперь есть устойчивый иммунитет и к дальнейшим дорогам они готовы))) Летом в Каргополе будет прекрасно, но местные жители сказали что в июне у них появляется особо кусачая мошка, говорят такая ,что просто некоторые по домам сидят и в огородах ничего не делают)) Гостиничку очень рекомендую вот её адрес karhotel@mail.ru www.kargopol.ru
Ирин, спасибо за адрес гостинички... А мошка держится до какого месяца?

Оч хочется надеяться, что машинки отболели и рецидив невозможен)))
Аватар пользователя irinag
Мы разговорились с экскурсоводом в музее, она сказала:" Приезжайте к нам ещё и летом, только не в июне, из за мошки мы тут умираем." Про другие месяцы ничего не сказала.
Понятно) в июле надо ехать)
Аватар пользователя Любовь
В этом году очень морозными были зимние каникулы практически везде, а по вашему маршруту много было таких же самостоятельных путешественников?После прошлогодних каникул в Карелии я с удивлением узнала,что в последнее время северное направление пользуется популярностью.Жаль только, что гостиницы или дорогие,а чего-то среднего мало.
Ответила чуть ниже.
Кроме нас на нашем пути я никого не видела, очень большими отрезками мы ехали совсем одни, не многие решаются ехать нашим маршрутом. Когда выехали на федеральную трассу там было чуть поживей, но большого наплыва я не заметила. Наверно холод сделал своё дело и многие не поехали, но и дороговизна гостиниц в Архангельске отпугивает. В Каргополе были туристы и было их много, но все они почти были с поезда со станции Няндома и немного машин из Москвы.Туризм на Русском Севере развивается потихоньку, но это скорее общая тенденция по стране, в связи с курсами валют, все заграницы становятся " золотыми")))
Аватар пользователя Сергей
Здравствуйте! Уже год внимательно читаю репортажи на этом замечательном сайте. Все очень интересно! Узнаю много нового. Вот и от Ирины узнал, что «из Петербурга в Архангельск проехать по короткой дороге возможно только зимой». Мы живем в нескольких километрах от Каргополя и уже несколько лет летом вместе с друзьями (нас четверо на двух машинах) ездим путешествовать по городам России. Проехали всю Карелию, Ленинградскую, Московскую, Ярославскую области и т. д.. Проблем с дорогами не было! Есть грейдер, но если с закрытыми окнами и с кондиционером, то, как по асфальту. Есть 2 километра бетонки – всего два! От Каргополя до Архангельска осталось всего около 30 км без асфальта, но там ведется строительство дороги. Так что проехать к нам летом можно! А если ехать через Вологду – Вельск – Няндому, то везде асфальт.
Насчет МОШКИ. Это правда! Весь июнь на улице ходят все «перебежками», а в огородах только в куртках-энцефалитках.
P.S. Еще у нас есть Кенозерский национальный парк.
Как Вы написали хорошо, чувствуется любовь к родному краю... мы пока мечтаем об Архангельске и Кенозере... здорово, что в наших рядах прибыло...
Сергей, мы думаем о поездке в Каргополь и Архангельск. Пугают именно дороги. Мы хотим ехать в теплое время года и надеяться на "подремонтированную" снегом дорогу не можем.))
Если серьезно, насколько хороши дороги? Ну вот, например, из Москвы до вас? Почему-то устойчиво в разных источниках пишут, что дороги очень плохие... Это пугает...
Аватар пользователя Сергей
Галина, от Москвы до Каргополя надо ехать по М8 до Долматова (дорога хорошая), затем 140 км до Няндомы (асфальт немного разбит). От Няндомы до Каргополя – 78 км хорошего асфальта. Есть участок около 5 км – на большой скорости будет бросать машину. Пугают дорогой от Пудожа до Каргополя (Питер – Лодейное Поле – Вытегра – Пудож – Каргополь). В мае можно попасть на разбитую дорогу, а летом проехать можно. Мы же ездим! Всего-то 40 км без асфальта! Ну, пыль, если нет дождя, ну, дорога как стиральная доска, но проехать то надо! Вот не спеша и ползем по этому участку.
И еще. Навигатор может показать дорогу через Вытегру на Прокшино – Каргополь. Вот здесь как раз дороги нет!
Сергей, спасибо за подробный ответ. Теперь все действительно понятно...
Сразу вспомнилось, как мы ехали из Сортавала в Выборг. Там тоже 30 (или 40 км.) грунтовка. Вроде не много. Местные ездят быстро. Пыль столбом. Жуть. Но ехать надо, да... Мы плелись очень долго... Но у нас уже вариантов не было. Радует одно, там ремонт идет...
А есть надежда, что нормальные дороги у вас сделают? Что-то слышно на этот счет?
Аватар пользователя Сергей
Нормальную дорогу строят от Каргополя до Архангельска. Осталось 30 км. А вот от Каргополя на Пудож пока нет.
Этим летом мы как раз планируем проехать по участку Сортавала – Выборг (Может снизу объехать Ладогу?). Благодаря Вашим отчетам очень хочется посетить Выборг, а дальше еще подумаем куда ехать.
Снизу ехать, конечно, дорога куда лучше. Но из Сортавала в Выборг сколько вы так будете ехать? Нееет, не подходит. Далеко.
Когда мы ехали из Сортавала (июнь, 2015) работы шли полным ходом. Хочется верить, что все доведут до ума к этому лету.
Аватар пользователя irinag
Сергей, через Вологду для питерцев это очень большой крюк в 300км туда и 300 обратно, это бензин и лишнее время, для нас не приемлемо. Ну , а все остальное это индивидуально, как кому захочется зимой по снежочку или летом по пыли.))) Нам вот с мужем на Селигер захотелось, в Осташков, так мы по короткой дороге , по грейдеру, по песку и пыли ехали 30 км, и ничего, было бы желание)))
Аватар пользователя juliag
Ира, какая насыщенная поездка!
Для меня наш Север - идеальное место для зимних каникул. Обилие снега, морозный прозрачный воздух, деревянные домишки. Такое неповторимое обаяние и колорит.
В этом году и впрямь у автопутешественников нашего клуба трудности с авто. Но очень радует, что все успешно с ними справились. Главное не расстраиваться раньше времени)) В итоге все получилось еще лучше, чем думали.
Аватар пользователя irinag
Юлия, согласна , Север наш идеально подходит для зимних поездок. Вот мы с мужем посмотрели фотографии Каргополь и Архангельск летом , вот совсем не то!!! Красиво тоже, но не то!!! Зимой-волшебно!!! На следующую зиму тоже поездку на Север решили планировать. ))) ну, а с машинами))) надеюсь они у нас все переболели и окончательно выздоровели!!!
А я думаю, стоит ли ехать в Архангельск? По фотографиям и видео осенний город не особо впечатляет, а если ехать то только осенью.
Аватар пользователя irinag
Если честно, то в Архангельске не очень много объектов для паломничества туристов, я бы сказала ,из интереса, разок город посмотреть можно и все. ( лично наше мнение) А вот Каргополь точно да!!! и осенью там наверняка очень живописно будет.
Вот и у меня заочное мнение про Архангельск такое же сложилось. Каргополь не вписывается в маршрут :(, слишком в стороне.
А какой маршрут? В какой маршрт вписывается Каргополь и куда не вписывается Архангельск?
Галь, я до последнего не знаю что победит Беларусь или Север. В маршрут Вологда-Великий Устюг –Архангельск –Вологда –Ярославль, Каргополь как-то не очень вписывается, времени на него уже не будет.
Аватар пользователя irinag
Анна, если вы все-таки доберётесь до Архангельска, то до Каргополя постарайтесь дотянуть( или поменять их местами) лучше в Архангельск не поехать, а в Каргополь обязательно. Уж если вы заедите в эти места, то без Каргополя никак нельзя ,потом жалеть будете, а если съездите, то вспомните мои слова, и порадуетесь что туда добрались, правда!!!!
Как жаль,что пока нет статей этого автора...Очень интересно все написано
Аватар пользователя Ирина Герасимова ( Питер)
Татьяна, большое спасибо за добрые слова, приятно что мои статьи нравятся! В скором времени планирую написать вторую статью о Великом Устюге. Про посещении Вотчины Деда Мороза я уже писала, теперь очередь самого города, в предверии Нового Года думаю это будет актуально.