Поездка на Куршскую косу: Море, "Фрингилла", Эфа и не только

Побывать в Калининграде и не посетить Куршскую косу, было бы преступлением, поэтому, естественно, такая поездка входила в наши планы. Но вот когда я осознала длину Куршской косы (98 километров, из них 50 – это наша территория), то поняла, что без машины там делать нечего. Стала думать об экскурсии.
Экскурсии с агентствами в больших автобусах – это не моя тема, поэтому был пролопачен интернет, найдено n-ое количество частных гидов, но в итоге я вышла на сайт http://tripster.ru, где и забронировала экскурсию там. Уж очень понравилась мне экскурсия «На Куршскую косу через форты и замки» (http://experience.tripster.ru/experience/6224/). Вроде бы и Куршская коса, но заодно есть возможность осмотреть Форт. А доберемся ли мы до него сами, это бабушка ещё надвое сказала, времени-то в обрез.
Итак, вношу предоплату (в принципе сайт и живёт с этих 20%), списываюсь с Павлом, в итоге нас должны были забрать в понедельник в 10 утра от нашей гостиницы.

День 2

Начался второй день нашей поездки в Калининград.
Понедельник. Утро. Встали очень рано (Калининград живет на час позднее Москвы), позавтракали, а потом наслаждались кофе на нашей террасе.
Где-то в 9.45 подъехал Павел на микроавтобусе, мы спустились, познакомились и с комфортом разместились в 8-ми местной машине. Что могу сказать о Павле. Хороший гид, знает историю Калининграда, умеет подстроиться под собеседника, а самое главное умеет рассказывать, это ведь очень важно правильно делиться своими знаниями с другими.
Хотя Светлана сказала, что в сравнении с её мамой, ему не хватает школы профессиональных экскурсоводов, но мне наоборот понравилось немного не формальное общение. Это как если бы приехал в гости к другу, а он показывает тебе любимый город.
​Нас прокатили через Амалиенау. Кто не знает, то это самый сохранившийся после бомбежки английской авиации район Кёнигсберга. Говорят, что его богатые жители откупились, и район практически не пострадал. И знаете, о чём я сейчас жалею, что не попросила остановиться и поснимать, думала, что мы ещё сюда вернёмся и не торопясь погуляем, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает… Ладно, зато есть ещё один повод вернуться в Калининград.

Форт № 3 "Король Фридрих I"

Наш путь лежал к форту № 3 "Король Фридрих I".
Форт был построен в далеком 1879 году как одно из сооружений оборонительного кольца Кёнигсберга. Но все эти форты устарели практически сразу после своей постройки. Почему? Да просто изобрели новые взрывчатые вещества, снаряды стали более «сильными», и как не пытались реконструировать форты, они «гонку вооружения» проиграли.
В форте № 3 сейчас нет ни музея, ни учреждений, так что гулять по форту приходиться самостоятельно. Нам страшно не было, с нами был тот, кто хорошо его знает. А вот гулять вдвоем мы здесь вряд ли бы рискнули, хотя я очень люблю вот всякие такие укрепления.
А теперь приглашаю на прогулку по форту.
При входе в форт глаза сразу бросается серая «махина». Дело в том, что это уже более новая постройка – ДЗОТ времен Второй мировой войны.

А наш путь лежит в форт через сухой ров.

Внутри прохладно и немного темно.
По этим «рельсам» возили грузы, а теперь по ним удобно ходить туристам.
Сохранились петли от дверей. Представьте, какими же огромными были сами двери.
Выходим во внутренний двор.

Знаете, что меня поразило? То, что деревья спокойно растут на слое земли сверху. Такое сочетание «леса» сверху и крепости внизу видела впервые.
Посмотрите, как точно сделана полукруглая ниша, при этом кирпичи не обтёсывались, это всё было сделано сразу и настолько точно, что подгонка не требовалась. Во истину, начнёшь восхищаться прусами с их педантичностью.

Проходим по другому коридору, там темно и живут летучие мыши.
Но зато мы познакомились с устройством обогрева форта. Помимо каминов форт «обогревался» естественным теплом, накопленным за лето. Вот по таким «трубам» оно попадало внутрь.
И воздух, пройдя по коридору, отдавал тепло толстенным стенам.
По тропинке поднимаемся наверх и продолжаем путешествие.
Наверху сохранились остатки лифта, его использовали для подачи блюд.

А здесь прятались орудия.

Так выглядит вход в форт сверху.
Мы продолжали гулять среди деревьев,

пока не подошли к казармам.
Комнаты для жилья просторные и светлые.

Окна большие, и сквозь них видна зелень.

В помещениях даже сохранились устройства для подъема грузов.
Соединены комнаты между собой длинными коридорами.
Опять не могу не подивиться точности работы по подгону кирпичей в сводах.
Сделав круг, мы вернулись к главному входу.

Пора было прощаться с фортом. Чем меня поразил форт? Сохранностью: умели ведь раньше строить «на века». А еще я впервые столкнулась с такими старыми военными укреплениями, лазить по ним явно увлекательное занятие, только не надо забывать про безопасность.

После форта наш путь лежал к «замку», вернее не настоящему замку, а новоделу, в котором расположен ресторан и гостиница "Нессельбек" (http://nesselbeck.ru/, Калининградская обл., Гурьевский район пос. Орловка, пер.Центральный 7), но я бы сказала такому очень симпатичному новоделу.
Конечно это не исторический объект (хотя был суд, и пытались признать этот замок объектом культурного наследия только потому, что он построен из старого кирпича, но хоть у судьи хватило ума прекратить этот абсурд), но всё сделано красиво. Такой кусочек ухоженного средневековья, как кусочек Германии в Рязани в виде Конюшенного двора. Особо рассказывать об этом замке нечего, кроме того, что настоящий замок находился не на этом месте, а чуть подальше, так что просто предлагаю посмотреть фотографии.

А это местные Пётр и Февронья.
Вот такая красивая легенда о двух влюблённых.
На этом наши «замки» закончились, впереди нас ждала уникальная природа Куршской косы.

Куршская коса

Куршская коса (http://www.park-kosa.ru/) – уникальное природное явление, узенькая полоска суши, отделяющая пресноводный залив от моря. А ещё коса пример того, как человек может своим вмешательством разрушать и созидать природные ландшафты.
Путь на косу лежит через Зеленоградск, небольшой городок на берегу Балтийского моря, но в эту поездку мы в него не попали, так что это ещё один повод вернуться в Калининград. Дорога хорошая, асфальтированная, правда, в две полосы.
Ощущения, что где-то за этими деревьями прячется море, не было. Появилось даже какое-то разочарование: ожидаешь море, сосны и песок, а кругом обыкновенная лесная дорога, как сотни других таких. Но разочарование довольно скоро исчезло. На первой оборудованной площадке для машин наш гид остановился, и показал деревянные мостики по другую строну дороги, по ним можно было выйти к морю, туда-то мы с подружкой и отправились.
И вот тут начала появляться настоящая коса в моем представлении.
И, наверное, стоит кратко объяснить, что Куршская коса возникла из-за разрушения берега морем, эту породу течениями наносило вначале в островки, пока они не соединились в косу. Климат раньше был мягче и на косе спокойно росли величественные леса, которые человек вырубил. Ну и пошло, понеслось: дюны, не сдерживаемые растениями, стали «кочевать» по косе и засыпать посёлки, пока наконец-то человек не понял, что пора что-то делать.
В итоге было проведено озеленение косы, построен защитный вал, и дюны остановились. Эти работы продолжаются до сих пор, а сам мир косы очень хрупкий. А мы как раз поднялись на этот защитный вал и увидели то самое море, ради которого мы ехали сюда.
И именно эти кадры навсегда будут ассоциироваться у меня с Куршской косой: море, песок, и практически никого нет. Ради таких мгновений, пожалуй, стоит преодолеть столько километров, чтобы стоять в тишине, любоваться морем, и наслаждаться ветром и солнцем…

Ну а я могу похвастаться: в этом году я «окунулась» в два моря - Балтийское и Чёрное.
Если бы было можно, я сидела бы на берегу моря вечность…
Но «труба зовёт», посмотреть предстояло ещё очень многое.

Орнитологическая станция "Фрингилла"

Следующей остановкой стала орнитологическая станция "Фрингилла" (в переводе с латинского - "зяблик"). Остановились на стоянке, зашли внутрь. Если Вам интересно, можете почитать о создании стации.

На Куршской косе каждый летний сезон Санкт-Петербургские ученые устанавливают большие сети для ловли птиц, которых потом осматривают, взвешивают и окольцовывают, ну а заодно проводят экскурсии для нас, туристов. Экскурсии проводятся для групп от шести человек.
Как только мы зашли на территорию, наш гид, поговорив с «кассиром», отправил нас догонять группу, которая только что ушла. Ну и побежали мы по лесной тропинке между сосен, пока не догнали чудаковатого дядечку в очах с группой таких же любителей путешествий, как мы.
И как раз этот дядечка и сделал эту экскурсию той жемчужиной Куршской косы, которой не жаль отдать второе место после моря. Что такое орнитологическая станция? По большому счету, это две большие сетки, которые постепенно сужаются.

В эти сети попадают маленькие птахи. Почему маленькие? Да просто высота сетей не велика, а на такой высоте летают как раз маленькие пичужки, которые и любят косу за возможность отдохнуть.
Ну а мы, как истинные «пичужки», полетели к ловушкам.
Хотя, в отличие от птичек, для нас выход был открыт.
На этой фотографии очень хорошо видно устройство ловчих сетей.
Попали мы не в «лётный» день, так что, как видите, в ловушках птиц нет, зато есть бабочки и стрекозы, которых потом, тоже пересчитав, впускают.

Помимо сетей, которых раньше было четыре, а теперь осталось две, туристам показывают маленький киоск, где кольцуют птиц. Так что особо-то смотреть было бы и нечего, но который раз я сталкиваюсь с феноменом «увлечённых людей»: вроде бы и говорят просто, и иногда показать нечего, но они так заражают любовью к своему делу, что ты «ходишь за ними как привязанный и заглядываешь им в рот». Вот таким увлеченным человеком был наш дядечка в очках. И, поверьте, это передаётся: я ходила за ним « как привязанная и ловила каждое слово».
Но вернемся к нашим птицам. Как ране я уже говорила, в ловушки в основном попадаются маленькие птахи, у которых проверяют «упитанность», пол, возраст, взвешивают, записывают все эти результаты, а потом дарят колечко с гордым словом Moscow. У нас был «нелётный» день, поэтому в наличии было только две птахи, которых обещали всё-таки отпустить на волю.
«Обручальные» колечки для птичек бывают разных размеров.
Естественно для нашей птички нужно было самое маленькое.
Конечно, помимо маленьких птичек пытаются кольцевать и больших. Например, сов ночью заманивают «универсальной приманкой», зайчиком - пищальчиком.
А вот вороны летят только на настоящую приманку, при этом обязательно в «сетке» находятся несколько орнитологов, чтобы успеть поймать эту очень умную птицу. Но вернёмся к нашей пташке. Нам показали, как правильно её держать,
каким кольцом одарить,
как взвешивать.

На этом экскурсия закончилась. Конечно же, народ начал покупать сувениры, не удержались и мы с подругой. А ещё оставили немного денежек на развитие станции.
Обратно мы возвращались мимо «лесной» избушки
по лесной тропинке и не могли напиться сосновым воздухом с привкусом моря.
На обратном пути попытались оплатить билеты за экскурсию, но узнав, что мы оставили деньги в ящичке для пожертвований, с нас их никак не хотели брать, пришлось отдать «насильно».

Покупка янтаря на Куршской косе

После станции нас ожидала ещё одна приятность. В украшениях я люблю два камня - малахит и янтарь, поэтому к «разорению» мысленно приготовилась заранее. Ну как это, быть в самом янтарном регионе России и не купить себе украшений? Нет, это не про меня.
Сделать вчера мы это не успели, а когда завели об этом разговор в машине, Павел пообещал показать, где можно купить янтарь, вернее, где можно купить настоящий янтарь, а не подделку. Конечно, я понимаю, что существует система «откатов» между кафе, магазинами и гидами, но, если честно, мне-то какая разница? Главное, чтобы мне нравилось покупать эти вещи и кушать в этих кафе. Одно из моих любимых кафе в Бахчисарае, я, например, нашла именно с помощью гида.
Так вот, покупать янтарь в Калининграде и Светлогорске нам отсоветовали из-за цен и подделок, так что «отоварились» на Куршской косе. Что меня поразило? А разнообразие янтаря. Ведь для нас янтарь – это такой полупрозрачный камень оранжевого цвета, а здесь были представлены оттенки от бледно-жёлтого до зеленого, а помимо прозрачного камня присутствовали красивые кольца с матовым янтарём, от нежно-жёлтого до белого цвета. Ну не удовлетворила я свою страсть к янтарю, есть ещё один повод вернуться в Калининград. Но как это не было печально, пришлось оторваться от янтаря и ехать дальше.

Танцующий лес

Следующей остановкой был танцующий лес. Об этом феномене «искривления» сосен существует множество версий: от фантастических инопланетян до прозаических вредителей. От танцующего леса я ожидала очень многого, но, если честно, как-то не зацепило. Вот сам сосновый бор понравился, а закрученные сосны вкупе с людьми, пытающимися запечатлеть себя на их фоне, заходящими за ограждения, и тем самым убивающими эти сосны, скорее навеяли грусть, чем восхищение. Тем не менее, не поделиться фотографиями не могу.

Я просто шла и наслаждалась на обратном пути «обыкновенными» соснами. Всё-таки не могу ничего с собой поделать, люблю я сосны, они сразу напоминают мою малую родину.
Наш гид обратил внимание на бетонные блоки. Когда-то на Куршской косе обучали будущих летчиков Люфтваффе.

Высота Эфа

Конечной экскурсионной точкой на Куршской косе должна была стать для нас высота Эфа.
Смотровые площадки расположены на высокой дюне, и именно здесь начинаешь понимать, насколько величественна природа и насколько ничтожен человек с его попытками обуздать стихию.
Конечно же, такой туристический объект не мог обойтись без палаток всеведущих торговцев.
Путь пролегает по сосновому лесу, но насладиться им в полную меру мешают другие туристы, их здесь много. При этом интересно деление: если «наши» в основном молодёжь и люди среднего возраста, то вот «немцы» в основном пожилые.
На площадках приходится дожидаться своей очереди на фотосессию. Но мы были «умными» и выбрали понедельник. Представляю, что здесь бывает в выходные. Но виды песка и леса этого стоят.

Павел предложил подняться ещё выше, на вторую площадку, а мы отказываться и не стали. Дорога оказалась несложной, но очень живописной.

А потом мы поднялись наверх и увидели море.

Как это ни было печально, надо было возвращаться. Но лес продолжал дарить прекрасные виды...

После высоты Эфа мы тронулись в обратный путь. Последнюю остановку сделали возле озера Чайка, кстати, самого большого озера Куршской косы. По-моему, оно нисколько не хуже знаменитого Лебедя.

Гостевое подворье "Рыбацкий стан". Кафе "Росситтен"

И, конечно же, не могу не рассказать о кафе на Куршской косе, в котором мы покушали во время поездки. Опять же кушали мы здесь «по наводке» гида, который заранее позвонил, сделал заказ, так что ждать нам практически не пришлось.
Судьба занесла нас на это раз в гостевое подворье "Рыбацкий стан" (http://podvorie39.ru/, п. Рыбачий, ул. Победы 24). То есть это не просто кафе, а кафе, совмещённое с гостиницей, и дополненное рыбным магазинчиком по выходным. Про гостиницу ничего не скажу, не были. Но зато посетили кафе "Росситтен", вот о нём-то я и хочу рассказать.
Кафе расположено в маленьком симпатичном домике.
Интерьер простой, но очень уютный, если присмотреться. Есть интересные детали в виде светильников, картин, шторочек.
Меню - небольшое, просто оформленное.

Мы решили заказать рыбные блюда. Ну что ещё стоит пробовать в посёлке с названием Рыбачий? Так вот уха мне очень понравилась, лучше едала только в ресторане "Казаки" на трассе М4 "Дон" в Краснодарском крае.
Рыбка была вкусна: в меру сочная, не сухая, так что пять со спокойной душой. Правда, одно "но", я всё-таки больше люблю жаренную.
Ну и, конечно, какой Калининград без пива? Правильно, пиво тоже было, и пиво хорошее.
Счёт был приятным.
И самое главное, что даже в таких небольших посёлках принимают к оплате карты. Вообще в этом смысле Калининградская область идеальный регион, практически везде есть оплата по безналу, очень удобно.

Ну и как можно было побывать на Косе и не купить рыбу? Естественно мы попросили и об этом: подъехали к милой тётечке и купила немаленькую камбалу с икрой и судака горячего копчения. Забегая вперёд скажу, что рыбка была очень вкусненькой: слабо солёненькая, свеженькая, икринка к икринке, моя «прелесть».

А мы возвращались в Калининград. Пробок почти не было, доехали быстро, около гостиницы ""Юбилейный-люкс" простились с Павлом до завтра. Но для нас день ещё не закончился, впрочем, это уже совсем другая история. ;)

Форт здоровский, обожаю такие места, с удовольствием "прошлась" с тобой, природа косы просто невероятно, отличная прогулка!
Лена, наша поездка в Калининград удалась на все 100% yes, не считая перелета. Рада, что хоть чуть-чуть предала свои чувства через статью
Аватар пользователя Любовь
Как мало мы все-таки успели посмотреть в Калиниграде за неполных три дня и как хочется туда еще раз. Но хотелось бы все-таки на машине, первый раз мы путешествовали на машине и въезжали в Калиниградскую область через Литву.По Куршской косе проехались и по литовской части и по нашей. Так сложилось, что в советское время я не была в Прибалтике. А теперь побывав на Балтике, для себя поняла, что если мне захочется отдыха в стиле релакс, то обязательно поеду на Балтику и даже время года значения не будет иметь.Настолько для меня там все совпало - от климата и природы до возможностей культурного досуга.Единственная проблема для посещения на машине - это виза.Слышала, что есть так называемая транзитная виза для граждан РФ.Или остается двухкратный шенген.
Мы и за полные три дня посмотрели ничтожно мало sad, но «впихнуть» ещё что-то, просто уже реально сил не было. Но зато есть повод вернуться smiley
Аватар пользователя AllaB
Прям супер!!! Столько всего интересного в один день. Но себя поймала на мысле, что хотела еще и еще читать про форт, рассматривать фото. Как же я люблю такие места. Попадая в подобную обстановку у меня прям что-то перещелкивает в мозгу и я должна залесть везде, все осмотреть... Хотя красоты природы не оспоримы.
Форт интересен, учитывая, что он в Калининграде не один, «полазить» есть где wink
Аватар пользователя Евгений Притула
Интересные впечатления) На 3-м форту и фрингилле, признаюсь сам на был!!!
Что сказать? Очень советую, если приедете надолго - остановиться на Куршской косе. Если не против долгих прогулок - очень советую пройти пешком по заливу (один из маршрутов в ссылке) - там удивительно красиво!!! Правда, если не против ходить пешком - нужно часов 5 где-то на маршрут... А копченая рыба на косе в Рыбачем очень вкусная правда!!! Чуть пива, рыба - вот и вся трапеза!
Хорошо, что Вам с погодой повезло. Лето только в Августе началось. До этого была печаль дождливая и пасмурная.
Евгений, если честно, « я дитя города», поэтому, как бы ни восхищалась природой и не сетовала на отсутствие тишины, денька через три начинает не хватать городской «движухи». Поэтому есть мысль остановится не на косе, а в Зеленоградске, а от туда до Косы «рукой подать». Правда в Зеленоградске я как раз и не была, так что не знаю, что это за городок sad А вернуться на саму Косу хочется, но при этом без гидов, экскурсоводов и т.д., что бы просто насладиться природой вдоволь, и наверное, как раз пройтись пешим маршрутом heart
А насчёт погоды, действительно повезло! yes Мы то готовились к худшему, взяли свитера, куртки, а они и не понадобились.
На самом деле - Зеленоградск - отличное решение для "базового" места проживания - можно и в Калининград ездить и на Косу! В Зеленоградске только лишь слишком многолюдно на пляже... Но - для тех, кто любит поменьше народу - можно уехать, например в Морское или на Дюну Эфа - там не так многолюдно. А погода действительно может испортить впечатление о регионе своими "капризами".
Евгений, спасибо за информацию, учту
Ань,просто отличная поездка у вас получилась с подружкой! Молодцы!
Про янтарь здорово написала! Только жалко не показала на чём же в итоге остановила свой выбор...))
И фотки великолепные! Смотреть -одно наслаждение!
Снимать продавцов – было не удобно, снимать то что купила, я не люблю («хвастаться» вещами немного не про меня), про покупки - это скорее информация к размышлению, хотите янтарь – надо ехать Калининградскую область, он там в разы дешевле и выбор огромный. А янтарь будет на фото из Музея янтаря, мы в него после Косы сходили.

Аватар пользователя Любовь
Я думаю,что Калининград и область может быть и отличной идеей для полноценного отпуска, на неделю и больше.
Любовь, угадали wink Следующим летом уже точно «изменяю» Крыму broken heart с Калининградом heart
Аватар пользователя Любовь
Советую присмотреться к Светлогорску в качестве основной "базы".