Путешествие по удивительному Калининградскому краю. Часть 6. Два последних дня

В пятой части отчёта я рассказала о пятом дне нашего путешествия. Сергей возил нас в Черняховск/Инстербург. По пути мы увидели Свято-Екатерининский монастырь, в котором находится кирха Арнау, музей "Старь" и замок Вальдау. День сложился замечательно.
В этой части расскажу о заключительных двух днях нашего удивительного путешествия. В конце дам все ориентиры и приведу общие траты за всю поездку.
Шестой день мы посвятили прогулке по Калининграду.
Из Светлогорска до Калининграда мы доехали на автобусе. Наш день в Калининграде мы начали с посещения Музея «бункера» военного коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. Гитлер приговорил Ляша к смертной казни потому, что тот сдал Кенигсберг. Отто фон Ляш отсидел в Воркутинском лагере 10 лет, после объявленной амнистии вернулся к своей семье, написал две книги (о войне и своем заточении в нашей тюрьме), в конце жизни занимался любимым делом, охотой, умер, прожив долгую, насыщенную событиями жизнь.

Бункер сохранился практически в первозданном состоянии. Под землей на глубине 7 метров в 1945 было построено и оборудовано 21 помещение. Длина бункера 42 метра, ширина 15 метров. Сюда были подведены свет, связь, вода, канализация, был оборудован воздухопровод. Несмотря на систему подачи воздуха, в длинном коридоре и помещениях очень душно. Если с вестибулярным аппаратом не очень хорошо, можно пройти бункер быстро. Но, честно говоря, в бункере хочется задержаться подольше.
Здесь творилась история Кенигсберга. Эти стены, комнаты многое помнят. Разговоры, совещания, переживания, напряженная обстановка апрельских дней, топот немецких сапог, а может и наших. Наши солдаты вели переговоры с Отто фон Ляшем при капитуляции. Об этом можно подробно прочитать в комментариях к фотографиям.
Теперь фотографии бункера. Вся мебель оригинальная. Кроме медвежьей шкуры.

Уже вернувшись домой, я прочитала как наши солдаты искали по всему Кенигсбергу это убежище коменданта. Один случайно увидел, как под землю на этом самом месте спускался немецкий солдат по узким ступеням в виде железных вставок. Так и нашли. А вокруг были руины. Калининград был снесен почти полностью. Сейчас же вокруг бункера стоят жилые пятиэтажки, работают магазины, открыт большой торговый центр, куда мы заходили в уютный магазинчик издательства "Живем". В Калининград вернулась жизнь. Несмотря ни на что. История города после войны складывалась непросто.
После бункера мы не спеша дошли до острова Канта. До органного концерта в Кафедральном соборе оставалось около двух часов. Билеты мы купили заранее. Поэтому мы решили посмотреть Рыбную деревню. Прогулка среди милых домиков получилась увлекательной. До этого мы не были в Рыбной деревне. Только видели ее издалека.

Мы очень хотели сходить на органный концерт в Кафедральном соборе.
В прошлый свой приезд мы не попали в собор. Миша с Полиной ходили на концерт в органном зале "Макаров" в Светлогорске. Сергей советовал нам обязательно сходить именно в Кафедральный собор. В этот приезд мы купили билеты и насладились звучанием органа, которому почти 700 лет. Орган, как и собор, сильно пострадал во время войны. Много десятилетий его не трогали. Только в 2008 году орган (количество труб 6301) полностью восстановили.
Кафедральный собор знаменит не только большим органом, но и малым, количество труб в нем 2224. Внутреннее убранство собора очень красивое: окна-витражи, деревянные лавки с высокими спинками и подлокотниками по краям. На высоких белых стенах живет история собора.

К сожалению, зрителям после окончания органного концерта дают совсем немного времени для осмотра собора. В его стенах можно задержаться.

После концерта мы пешком дошли до Южного вокзала. Хотели уехать на Ласточке. На поезд мы опоздали. Взяли билеты на автобус. В Светлогорск вернулись около 16 часов. Идти в апартаменты было еще рано. Поэтому мы зашли пообедать в кафе "Блинная". Единственное место, которое нам мало понравилось.
Далее мы гуляли среди атмосферных домиков и по набережной Светлогорска.

Набережную к туристическому сезону удлинили. Ремонт еще полностью не завершен. На склоне строится новый гостиничный комплекс.

В этом году открылась новая достопримечательность: панорамный лифт. Вид сверху на морские просторы впечатляет. Для гостей работает кафе.

День получился насыщенным, полным новых, самых приятных впечатлений. В кафе "Русская душа" мы купили вкусности на ужин. Заглянули в универсам "IQ маркет". Ужин в сосновых апартаментах был очень вкусным.
Седьмой день в Калининградской области мы изначально хотели провести в Советске/Тильзите и Немане, где можно увидеть замок Рагнит.
Накануне мы обсуждали, поехать или не поехать на прогулку по этим интересным местам. Подумав, поняли, что на этот отпуск хватит дальних поездок. Надо поехать куда-то на более близкое расстояние. Вспомнили, как в первый свой приезд ездили в Балтийск, что там было интересно гулять. Во время поездок с Сергеем, он нам рассказывал, что много лет не может попасть в крепость Пиллау на экскурсию. В последний раз Сергей забыл паспорт. Мы подумали и решили поехать в Балтийск. Попытка попасть на экскурсию в крепость Пиллау победила.
Перед Балтийском Сергей завез нас на место памяти – поселок Гермау/Русское. Здесь, на подступах к Пиллау, в феврале 45-го произошла одна из ужасных военных операций с большими потерями. Холм, на котором стоит памятник нашим мальчикам и девочкам, образовался сам. Такое количество убитых и умерших от ран было… Мне было тяжело там находится… Особенно после информации о самообразовавшемся холме. Рядом с местом скорби расположено кладбище с захоронениями погибших немцев и мирного населения.

Как только мы приехали в Балтийск, зашли в музей Балтийского флота, чтобы узнать, можно ли попасть на экскурсию. Нам повезло. Днем было одно время (13.30), на которое нас записали.
До начала была пара свободных часов. За это время мы успели обойти пришвартованные корабли на набережной, морской собор Балтийского флота, памятник Петру I, расписание отхода кораблей на Балтийскую косу.

Несмотря на расписание, корабли на косу уходят строго по погоде. Охранник в музее рассказал, когда мы оплачивали экскурсию, что как-то уехал утром и вернулся только через три дня. Столько длилась непогода на Балтике.
Группа на экскурсию собралась приличная: около 25 человек. Мы думали, что будем одни.
Экскурсия по крепости Пиллау идет около двух часов.
Территория крепости – закрытая, это действующая воинская часть. При входе на территорию у всех проверяют документы. Нашу группу сопровождал комендант крепости. Общие условия при попадании на территорию следующие: от группы отставать нельзя. Видео снимать нельзя. Фотографировать можно, но так, чтобы в кадр не попали несущие службу в крепости. Позже экскурсовод сказал, что экскурсию стараются проводить во время обеденного перерыва личного состава.
Рассказ о крепости начинается от главного входа с гербом и памятной надписью о том, что в крепости проходил обучение Петр I. Постепенно группа обходит все бастионы. В некоторые бастионы мы заходили. Общежитие служащих фотографировать не разрешили. Время отдыха личного состава, в том числе обеденный перерыв, неприкосновенны.

Экскурсия очень интересная, содержательная, с большим количеством исторической информации, с особенным уклоном в события второй мировой. Я не буду здесь углубляться в исторический рассказ. Рассказ насыщен в основном грустными моментами. Не люблю пересказывать печальные события. Только то, что при взятии Пиллау наших солдат погибло больше, чем при взятии Кенигсберга, вызывает у меня слезы. Просто очень советую, если будет возможность, уделите Балтийску/Пиллау и неприступной крепости свое свободное время. Уверена, вас впечатлит рассказ и история взятия Пиллау оживет.
День, проведенный в Балтийске, запомнится надолго. То, что здесь базируется база подводных лодок. То, что с Балтийской косы непросто вернуться. То, что крепость Пиллау и сам Балтийск, этот крошечный Балтийск были взяты нашими войсками с бОльшими потерями, чем гигант Кенигсберг. И маленькое Гермау с его памятниками. Все это наша история. И она с нами навсегда.
Перед тем, как покинуть Балтийск, мы заехали в еще одно место, о котором до сих пор идут споры. Подземный торпедный завод. Сергей после окончания экскурсии подробно расспросил, как проехать к нему. И мы нашли это место.
Торпедный завод был построен во время войны. Скорей всего нашими пленными. На заводе собирали торпеды. Для отправки для бомбардировок наших кораблей. Есть мнение, что торпеды отправляли по воде на немецкие корабли. Это неподтвержденная информация. В январе 1945 года завод взорвали. Ударная волна была такой силы, что все внутренние стены просто исчезли, превратились в пух, погибло несколько сотен человек. Выдержали только внешние стены. Здесь мнения расходятся. Одни придерживаются мнения, что завод взорвали наши пленные. Другие, что в ту ночь, когда произошел взрыв, все заключенные спали. В то же время, пока все спали, группа из нескольких пленных могла привезти в действие взрывной механизм. Есть еще мнение, что немцы сами взорвали свой завод. Мог прийти приказ об уничтожении. Вот над этими тремя версиями идут споры. Но так как после взрыва не осталось каких-то свидетельств, то споры то возникают, то стихают, не дают покоя историкам и интересующимся. Сергей сказал, что про это надо почитать подробнее.
Внешние стены подземного торпедного завода – это…задние стены гаражей. Нам повезло. Один из хозяев разрешил нам зайти в свой гараж и осмотреть его. Вдоль задней стены идет ход, в нем, по словам владельца гаража, скорей всего были проложены рельсы для вагонеток.

Без Сергея мы бы никогда не узнали про подземный торпедный завод и еще много других мест Калининградского края. Спасибо ему огромное.
Вернувшись в милый Раушен, мы снова гуляли по его сказочным улочкам и любовались этими домиками, коттеджами, морем.

Так окончился седьмой день и подошло к своему завершению наше Калининградское/Кенигсбергское путешествие.
Был еще восьмой день, в котором мы говорили до свидания Раушену, его улицам, милым украшениям этого соснового, доброжелательного морского города.

Спасибо Сергею за наше сопровождение и Калининградскому краю, за незабываемые впечатления.

О бюджете

Шестой день:

— автобус до Калининграда и обратно, 116 руб./чел, 116*3=348 рублей, 127 руб./чел, 127*3=381 рублей. 729 рублей
— музей бункер Отто фон Ляша 200 руб./взр.+100 руб./реб., 500 рублей за троих. Через сайт возможна оплата по Пушкинской карте.
— органный концерт в Кафедральном соборе 500 руб./взр.+200 руб./реб. (оплата по Пушкинской карте) 1200 рублей за троих
— панорамный лифт 80 руб./чел. 240 рублей Оплата по карте.
— обед в "Блинной" 1379 рублей. Оплата по карте.
— кафе Русская душа 680 рублей. Оплата по карте.
— универсам IQ 777 рублей. Оплата по карте.
— сувениры, глинтвейн, плюшки 1270 рублей. Оплата по карте.
_________________
Итого за шестой день~6800 рублей

Седьмой день:

— Сергею за поездку в Балтийск: 3000 рублей
— экскурсия в крепости Пиллау 900 рублей за троих. 350 руб./взр. +200 руб./реб. Оплата по карте в музее Балтийского флота.
— обед в кафе "Панда" 1340 рублей на троих. Оплата по карте.
— пекарня "Кенигсбеккер" 447 рублей. Оплата по карте
— универсам "Спар" 350 рублей. Оплата по карте
__________________
Итого за седьмой день~6040 рублей

Восьмой день:

— перекус на набережной 290 рублей. Оплата наличными без сдачи в несезон.
— канатная дорога 150 рублей за троих, 50 рублей/чел. Оплата по карте

Всего за 8 дней путешествия ~ 68830 рублей:
  •  жилье 12600 рублей. Предоплата 2520 рублей, 20% от стоимости,
  •  трансфер 1800 рублей в обе стороны
  •  общие расходы (еда, сувениры, подарки, билеты в музеи, экскурсия, оплата Сергею за сопровождение) 54430 рублей