Святыни Соборной горы. Фотоотчет о поездке в Серпухов.

Наша поездка в Серпухов состоялась в воскресенье 15 июля 2012 г. Поездка на автомобиле семьей - четверо взрослых и маленькая София. Путешествовать большой компанией интереснее, в этом я убедилась который раз. Нашу программу мы выполнили и даже перевыполнили. Помимо всех главных интересных мест Серпухова успели успели посетить Вознесенскую Давидову пустынь, которая находится в 24 км. от города. Итак, начнем.
Серпухов - районный центр Московской области. Он находится в 99 км. к югу от Москвы. Ехали по шоссе Москва-Симферополь. Выехали около 9 часов утра, доехали очень быстро.

Расстояние от нашего дома до Серпухова, если верить картам Яндекс, около 150 км. Предполагаю, что цифра слегка завышена, т.к. добрались мы очень быстро - через полтора часа въезжали в Серпухов. Мне даже не удалось качественно сфотографировать стеллу при въезде в город - не была готова, что мы уже в городе!
Вообще Серпухов город интересный, со своей уютной атмосферой, этакой приятной провинциальностью. У меня Серпухов оставил самые лучшие впечатления. Для меня мерило того, понравился ли мне город, является то, хочется ли мне вернуться туда или нет. В Серпухов вернуться хочется. Есть ощущение, что я увидела еще не все. Да в общем так оно и есть.
В городе сохранилось большое количество церквей и зданий городской застройки 18-19 веков - многочисленные одно- и двухэтажные деревянные и кирпичные дома мещан, купцов, дворян. Много самобытных домов и если бы у нас был другой план поездки, то можно было бы пройтись по улочкам города с фотоаппаратом. Думаю, что много интересных фотографий получилось бы. Но у нас была другая программа, и очень насыщенная. Программа с посещением трех главных достопримечательностей Серпухова: двух монастырей и Соборной (Красной) горы. Места достаточно удаленные друг от друга, но т.к. мы были на машине, для нас это не было проблемой.
Немного истории. Впервые Серпухов упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты под 1339 годом. Город возник на берегу небольшой речки Серпейки, впадающей в Нару, приток Оки. По имени реки он и получил название. Серпухов издревле был форпостом южных рубежей Москвы и входил в общую систему обороны наряду с другими городами-крепостями, которые окружали Московское княжество - Тула, Коломна, Серпухов, Зарайск, Можайск.
В городе были сооружены валы и деревянная крепость, а при Иване Грозном Кремль стал белокаменным. Располагался он на Соборной (Красной) горе. Это очень красивое место над рекой на холме. Кремль простоял на горе 6 веков, а потом в 1934 году был разобран, материалы пошли на строительство московского метро. Сейчас осталось лишь два небольших фрагмента стены. А когда-то это был большой белокаменный кремль с 20-ю башнями и полубашнями...
Сейчас всего этого рукотворного великолепия нет. Но Соборная гора стоит во всем своем великолепии. Поднимаемся на нее.

При подъеме на гору мы разделились. Малышка поехала на машине с папой, мы - взрослые - пошли пешком.

Рядом с Соборной горой когда-то находился торг. Сейчас мы можем видеть в том месте три церкви - Успенскую, Ильинскую, Троицкую. Это самое живописное место, особенно когда стоишь на горе и видишь все это великолепие, как на ладони.

С другой стороны от горы стоит кафедральный собор Николы Белого - Никольский собор. Он построен в стиле московского ампира в середине 19-го века. На колокольне храма установлен самый большой городской колокол весом 5 тонн. Нам повезло - мы подъехали к нему, побродили вокруг. Он огромный, невероятно красивый, стоит на холме. А какая ухоженная вокруг него территория! Просто райский уголок.

Но вернемся на Соборную гору. На вершине горы стоит Троицкий собор (1696). Он был выстроен в 1696 г. пятиглавым, но затем сильно перестроен, таким образом, в архитектуре этого здания сочетаются элементы ампира и нарышкинского барокко. В Троицком соборе располагается филиал Историко-художественного музея. С 16 сентября 2010 там уже начались регулярные службы. Когда мы приехали, то застали там церемонию венчания.

Напротив Троицкого собора располагается мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Мемориал в форме прямоугольного кургана. На табличках выбиты имена павших.

Рядом с мемориалом - стеклянная пирамида. На месте этой стеклянной пирамиды археологами были найдены остатки церкви, о чем свидетельствуют надписи: "Алтарь храма Святителя Николая построен в 1721 году, каменная кладка открыта в результате археологических раскопок в 2007 году".

Рядом: "Ранее на месте Никольского храма стояла церковь Святого Димитрия Солунского, построенная князем Владимиром Андреевичем, в честь двоюродного брата - Великого князя Дмитрия Донского".
Ныне Кремль - это частично сохранившиеся очень высокие земляные валы, Троицкий собор, два небольших фрагмента крепостной стены и мемориал павшим воинам.

Заключение. В средневековом Серпухове Кремль был главной крепостью, но не единственной. Ниже него по обе стороны реки Нары почти одновременно были основаны два монастыря. На правом берегу - Владычный, он был основан митрополитом Алексием в 1360 г., на левом - Высоцкий, основанный Сергием Радонежским в 1373 г.
В этот день мы также их посетили.
Вместе это были три мощных оборонительных сооружения, благодаря которым шесть веков назад Серпухов был превращен в город-крепость, город-форпост.
О Владычном монастыре вы можете прочить статью здесь. В ближайшее время напишу статью о Высоцком монастыре. Посещением Высоцкого монастыря закончилась наша поездка в Серпухов. Но этим путешествие в целом не закончилась.
Мы заехали в Серпуховский историко-художественный музей, купили книги, сувениры и на выезде из города немного заблудились и приехали к Оке, чему были очень рады. Здесь место отдыха жителей Серпухова. Место живописное, просторное, убедитесь сами.

Дальше наше путешествие продолжилось - мы отправились Вознесенскую Давидову пустынь.
А вот об этом в следующий раз.

Галина! спасибо большое за рассказ! С огромным удовольствием ознакомилась со святынями. Теперь непременно пройду по вашим стопам.

О Серпухове слышала, а теперь, благодаря фото, совершила виртуальное путешествие в этот городок. Даже не подозревала, что у него такая богатая история и столько памятников старины далекой.
Спасибо за интересную статью и фотографии.
Аватар пользователя Геннадий
Молодцы, умеете видеть прекрасное, я получил заряд позитива и опять захотелось поехать в Серпухов и его район... Псмотреть храмы, зубров, Оку, страусов...yes
Аватар пользователя Иван
Классно спасибо за экскурсию Вам.Мне понравилось.Жаль что бы путешествовать в наше время все упирается в денежный вопрос..
Аватар пользователя Галина517
Галочка! Спасибо за очередной интереснейший рассказ о таком красивом городе, как Серпухов.
Спасибо! Галка, а ты в Серпухове была?
Аватар пользователя Галина517
Была. И он мне очень понравился. Теперь надо добраться до Тулы.
Аватар пользователя Анашина Мария
Галь, спасибо за фоторассказ - очень интересно. Как я поняла, вы ездили на один день?
Да, один день. Но успели очень много - и Соборную гору посмотрели, два монастыря в Серпухове, а потом еще и в Давидову пустынь заехали.
Аватар пользователя Яна
В Серпухове я с мамой (которая там училась, работала, пока не переехала поближе к Москве) бывала и бываю очень часто. В детстве раз в месяц точно ездили. В Серпухове до сих пор живут мамины сестры и мои двоюродные братья. А в тех местах на Оке, которые показаны на фото, мы ездили летом купаться. Там недалеко дача маминой сестры. Этот город, эти места фактически моя важные частички мозаики счастливого детства. Настолько все знакомо и узнаваемо. Места в Серпухове, действительно, для души очень милы. По поводу "самобытных домов и прогулок по улочкам с фотоаппаратом" это да, точно, можно ходить и ходить. Много фото наделать.
Мы все видели, кроме мемориала и реки.. Надо вернуться прям срочно..)) Художественный музей у них - это что-то!!