На машине в Крым и Кабардино-Балкарию. Часть 8. Терскол

В предыдущих 7 частях я рассказала о нашем путешествии по Крымскому полуострову. В этой части расскажу о том, какие замечательные места мы успели посетить во время проживания в горном селе Терскол. В этом удивительно красивом селе мы ночевали две ночи, то есть имели в распоряжении фактически один полный день и полдня следующего дня на знакомство с этим горным селом.
Для знакомства с Терсколом мы выбрали две канатные дороги: "Чегет" и "Эльбрус-Азау". Прогулки по двум канаткам заняли у нас целый день. Половину следующего дня мы посетили источники на Поляне нарзанов и автомобильный подъемник на Докторском перевале в ущелье Адыр-Суу. Об этом и расскажу ниже.

Утром, вкусно и сытно позавтракав в отеле "Сарай Гара", мы отправились открывать и покорять Терскольские горные просторы. При выходе из отеля нас встретили горное солнце, шумная река, кристально чистый воздух и первая горная вершина.

День обещал быть насыщенным и достойным продолжением нашего фееричного путешествия.
Как рассказала нам администратор отеля, канатная дорога "Чегет" была в шаговой доступности и лучше с неё, потом на машине доехать до канатной дороги "Эльбрус-Азау". Мы так и сделали.
До канатной дороги "Чегет" мы шли по тропе, которая идет вдоль узкой петляющей дороги, высоких гор и хвойных деревьев. Получается, что вы идете и полной грудью вдыхаете чистейший горный воздух, насыщаетесь воздушными кристалликами, которые дарят организму восстановление, отдых, обновление, в душе при этом поселяется превосходное настроение.

Неспешным, прогулочным шагом мы дошли до касс канатной дороги на Чегетской поляне. Купили по карте билеты, точнее нам выдали магнитные пластиковые карты для прохода к первой станции канатки. Более подробно о ценах, ориентирах, рекомендациях расскажу в конце отчета. И, пересаживаясь с одной очереди канатной дороги на другую, мы добрались до последней станции "Чегет 3".
Теперь подробнее. Горнолыжный комплекс "Чегет" известен у нас и далеко за пределами нашей страны своими трассами для катания на лыжах. Но также в этом комплексе можно увидеть и полюбоваться горными пейзажами с высоты станций и кресельных подъемников .

На подъемниках можно кататься как тем, кто приезжает в эти края профессионально заниматься лыжным спортом, так и тем, кто, как мы, приехали с туристической целью. Просто насладиться одним спуском и подъемом.
Канатная дорога "Чегет" включает в себя 3 очереди. 1-ая очередь расположена на высоте 2100 – 2750 м, поднимается от Чегетской поляны до станции "Чегет-2", станция находится около кафе "Ай". На 1-ой очереди работают однокресельная и двукресельная канатные дороги «Чегет-1» и «Парная». 2-ая очередь расположена на высоте 2750 – 3000 м, идет от "Чегет-2" до "Чегет-3". На 2-о очереди работает однокресельная канатная дорога "Чегет-2". 3-я очередь находится на высоте 3000 – 3070 м.

Надо ли говорить, что те виды, которые открываются во время подъема от одной очереди канатной дороги к другой, идущие все выше и выше в горы, при ясной, солнечной погоде, снеге, щемящем глаза, невероятные, фантастические, неземные. Эти горные пейзажи, наполненные воздухом, голубым небом, верхушками деревьев, станут еще одним кирпичиком, еще одной частичкой красоты в вашем сердце и будут всплывать при каждом упоминании о путешествии в горы. Что может быть лучше?

Канатная дорога "Чегет" оставила свой волшебный след в нас. Это чудная прогулка стала для нас неким началом покорения горных вершин.
Дальше мы вернулись к отелю, сели в машину и поехали ко второму горнолыжному комплексу "Эльбрус Азау". Самая высокая вершина в России и в Европе в представлении не нуждается. Самая красивая, самая высокая, самая манящая своими горными склонами, круглый год покрытыми снегом и льдом.

Горнолыжный комплекс "Эльбрус Азау" расположен у подножия великолепного и грандиозного Эльбруса на поляне Азау. От поляны берут свое начало две канатные дороги: "старая", маятниковая, "Эльбрус 1" и новая, гондольная, дорога "Poma 1". Поднимаются они параллельно друг другу. Нам удалось покататься на обеих. "Старая" маятниковая дорога представляет собой вагончики красного цвета (во время движения они раскачиваются словно маятник, отсюда и название). Новая гондольная дорога – это кабины с диванчиками, полностью со всех сторон закрытые.

При этом прозрачные стены кабинок позволяют рассмотреть со всех сторон всю красоту окружающих видов.
На обеих канатках действуют две очереди. Третья очередь находится в стадии строительства. На третьей очереди есть однокресельная дорога, но работает она строго ограниченный период времени.
По высоте получается, что 1-ая очередь от Азау до станции "Старый Кругозор" – 2350-3000 м., 2-ая очередь от "Старый Кругозор" до станции "Мир" – 3000-3500 м., 3-я очередь от "Мир" до станции "Гара Баши" – 3500-3780 м.

Когда мы поднялись на последнюю станцию "Гара Баши", уже начало темнеть, поэтому у нас не было возможности много времени провести в гостях у горных вершин.

К тому же мы уже устали, замерзли, хотелось есть. Мы не стали обедать во время переезда между двумя канатками, хотелось увидеть их обе сразу, не откладывая. Поэтому, набравшись новых впечатлений, мы приняли волевое решение после посещения обеих канаток никуда больше не ходить и не ездить, поужинать в отеле и отдыхать.
На следующее утро мы покинули гостеприимный "Сарай Гара" и поехали в следующий пункт нашего путешествия, - столицу Кабардино-Балкарии Нальчик. Перед заездом в гостиничный комплекс "Трек", мы, выехав из Терскола, заехали на Поляну Нарзанов и автомобильный подъемник на Докторском перевале в ущелье Адыр-Суу.
Поляна Нарзанов, небольшая по площади, но очень живописное место недалеко от Терскола. Интересна и известна поляна тем, что здесь в нескольких местах из-под земли бьют минеральные источники. Вода в источниках разная на вкус. Можно как попробовать здесь же, набрав в кружку или чашку, или набрать небольшое количество воды с собой. Но, говорят, что лучше пить сразу. Так больше полезных свойств сохраняется и передается человеку. В любом случае в каждом источнике вода разная и отличается по составу и вкусу. Мы все обошли, и вся вода нам очень понравилась. Советуем при случае заехать, попробовать, и заодно погулять по этому природному месту с минеральными источниками среди величия гор/

После Поляны Нарзанов мы заехали еще в одно интересное место, - автомобильный подъемник на Докторском перевале в ущелье Адыр-Суу. Подъемник был построен в 60 –х годах прошлого столетия и с тех пор ни разу не ремонтировался. Вот уже более полувека его механизм поднятия машин работает исправно. Когда мы подъехали, никого вокруг не было. И было не понятно, работает ли это все или нет. Вдоль подъемника расположена узкая железная лестница, идущая на самый верх. Количество ступеней около 300. Миша с Полиной захотели подняться, взглянуть, что там наверху. Я осталась ждать их внизу.

Пока я ждала возвращения моих любопытных родственников, к подъемнику подъехала белая машина, встала на деревянную площадку, ее хозяин позвонил по мобильному телефону, и машина стала медленно подниматься наверх. Очень интересно было наблюдать за этой всей процедурой. Тем временем Миша с Полиной спустились, сказали, что там все очень интересно, но поднимать свой автомобиль не хочется. Тем более, что при спуске с другой стороны пограничники, как я читала, могут спросить пропуск на проезд пассажиров и водителя, который нужно оформлять по паспорту и правам заранее.

Так мы просто посмотрели эту интересную достопримечательность в окрестностях Терскола и поехали дальше, в Нальчик.

О том, где мы побывали в окрестностях столицы Кабардино-Балкарии, я расскажу в следующей, девятой, части.
Теперь основные траты, расстояния и рекомендации по поездке в горное село Терскол.

Наши траты:

• Билеты на канатную дорогу "Чегет" 1500 руб. за троих: 600 руб. - взр., 300 руб. – реб. (строго по свидетельству, иначе полная стоимость). Возможна оплата картой. Парковка бесплатная.
  • Билеты на канатную дорогу "Эльбрус Азау": 1-ый подъемник (с красными вагончиками) 1500 руб. за троих, 600 руб. взр., 300 руб. реб. 2-ой подъемник (в крытых вагончиках) 1500 руб. за троих, 600 руб. взр., 300 руб. реб. Однокресельный подъемник до Гара Баши 200 руб. взр. и реб. Возможна оплата картой. Парковка бесплатная.
  • Сайт www.prielbrusie-ski.ru
  • Обед в кафе "Очаг" на Поляне Нарзанов (Карина и Саша, спасибо за чудную подсказку!) – 1100 руб.

Расстояния:

• Терскол – поляна Нарзанов 4,8 км,
  • Поляна Нарзанов – подъемник 20 км,
  • подъемник – Нальчик 100 км.

Рекомендации:

• После теплого и жаркого Крыма погода в горном Терсколе может показаться прохладной и слишком свежей. Поэтому я бы рекомендовала взять более теплую одежду. Детям шапочки, ветровки, брюки, легкие свитера, на ноги кроссовки. Взрослым также можно легкие шапочки, легкие ветровки, брюки, свитера, на ноги удобную закрытую обувь. Особенно, если перепад температур переносите плохо и быстро простываете на свежем, горном воздухе.
  • По поводу перекуса. Можно собрать с собой рюкзак, в который положить все необходимое. Еду, воду, солнцезащитные очки и крем, телефон, фотоаппарат, другие важные мелочи. Рюкзак освободит руки, будет удобнее двигаться.
  • Банкоматы есть, но их всего два. И надо иметь в виду, что Терскол – местность горная и пользование картой в терминалах и снятие наличных может занять длительный период времени. Поэтому лучше с собой взять наличные.
  • Магазины и аптеки. Есть, но очень мало. Полноценно закупиться продуктами и лекарствами вряд ли получится. Только самое основное.
Спасибо за внимание!
Продолжение следует…

Все статьи цикла "На машине в Крым и Кабардино-Балкарию"