На машине в Крым и Кабардино-Балкарию. Часть 5. Ялта

В первых четырех частях я рассказала о начале нашего путешествия, о прогулках по двум мысам (Тарханкут и Беляус), гостинице Викинг и городищу Калос Лимен, о нашем опыте дайвинга и морской прогулке на катере, архитектурной прогулке по Евпатории и грязевом Сакском озере.
В пятой части я продолжу рассказ о нашем знакомстве с Крымом — прогулках от Ялты до Ласточкиного гнезда и по самой маленькой улице Ялты — Екатерининской.
Наш небольшой отдых в Ялте (3 ночи и 2,5 дня) стал очень насыщенным, богатым на новые впечатления и находки.
В первый день в Ялте мы решили погулять по жемчужине Южного Берега Крыма пешком. В результате так хорошо и душевно гуляли, что прошли путь длиной 10 км от набережной Ялты до Ласточкиного гнезда. Обратно вернулись теплоходом.

О набережной Ялты у Гали в блоге есть подробный отчет. Подробно останавливаться не буду. День был солнечный, теплый, море тихо разговаривало под окном, оба они звали нас гулять, не сидеть на месте. Что мы и сделали.
Здесь дам некоторые ориентиры. Для тех, кто в первый раз. Мы тоже гуляли по этому маршруту впервые. Спасибо Татьяне Высоцкой за чудную наводку. Нам очень понравилось. Если захотите, можно пройти как мы или выбрать иной ялтинский пешеходный маршрут.
Шли мы по Ялтинской набережной или набережной имени Ленина от нашего комплекса апартаментов "Дом на пляже" все время вдоль моря. Мимо магазина Массандровских вин на улице Дражинского, далее спустились на улицу Рузвельта мимо памятника 32-му президенту Америки, Vорскому вокзалу и зданию бывшей гостиницы "Центральная" дошли до Торговых рядов и сохранившихся домов Агадышевой, М.П.Решеткина, магазинов имени Я.А. Левентона, милому памятнику Дама с собачкой, а за ним винному заведению Рофе. Далее мы совершили прогулку по Екатерининской улице (о ней я расскажу ниже), прошли сквер имени Калинина, спустились к морю, к гостинице "Ореанда", обошли ее, прошли по Приморскому парку имени Юрия Гагарина, где среди тенистых деревьев есть веревочный парк и интересный фонтан Черное море с городами побережья.

Здесь сделаю небольшое отступление и расскажу о нашей прогулке по Екатерининской улице. Продумывая наш маршрут, я поставила в первых рядах моего списка прогулку по этой улице с невысокими домиками необычной архитектуры и выступающими балкончиками. Перед поездкой  прочитала в отзывах, что эта улица единственная в Ялте, где полностью сохранились дома дореволюционной постройки, то, что она признана самой маленькой улицей столицы Южного Берега Крыма и что она пешеходная.
Забегая вперед, могу сказать, что последний факт не подтвердился. Автомобильное движение есть, но приятно, что движение осторожное и водители не гоняют.
Эта маленькая улочка, длиной всего около 270 метров начинается сразу за памятником главному архитектору Ялты, автору проекта Ливадийского дворца, в честь которого 2009 год в Ялте был объявлен его годом, - Краснову Николаю Петровичу.
Фото каждого дома показать не смогу. Было неудобно фотографировать каждый дом, но постараюсь рассказать почти о каждом.
В первом доме этой удивительной улицы находится гостиница "Санкт-Петербург", построенная по проекту Николая Петровича в самом начале 20 века. Первый этаж был занят шляпной мастерской, магазином и фотоателье. На втором и третьем этаже были расположены номера.
Рядом, под третьим номером дом композитора и дирижёра Александра Афанасьевича Спендиарова. В этом доме, копии одного из домов Помпеи, композитор проработал 15 лет. Здесь были написаны «Рыбак и фея» на слова Горького, «Крымские эскизы» в память о великом маринисте Иване Константиновиче Айвазовском. За монолог Сони из пьесы автора дамы с собачкой Александр Афанасьевич был удостоен премии имени Глинки.

В пятом доме  — дом-усадьба присяжного поверенного Алексея Федоровича Фролова-Багреева. О нем мало что известно. Родился в Санкт-Петербурге. В течение 30 лет вел имущественные и гражданские дела, имел в собственности несколько домов в Ялте. Пользовался большим почетом и уважением среди жителей. После известных событий в начале 20 века  несколько раз проходил процедуру допросов и вместе с женой был расстрелян.
В седьмом доме расположен особняк бывшего предводителя Ялтинского дворянства Али Мурзы Булгакова. Али Мурза был крупным представителем   культурного слоя крымских татар, активно занимался разрешением различных вопросов, связанных с религией, просветительской деятельностью, также занимался похоронными и воспитательными вопросами. Очень предприимчиво вел благотворительную деятельность. При активной помощи Али Мурзы в начале 20 века в селе Дерекой (сейчас  Ущельное)  была открыта профессиональная школа шитья для женщин из бедных татарских семей, проживающих в Ялте и окрестных селах и деревнях.
Девятый дом я фотографировать не стала. Он жилой. Не люблю нарушать покой жильцов.
В одиннадцатом доме нежного песочного цвета, украшенном белыми колоннами, находится жемчужина Южного Берега Крыма, —  театр имени Антона Павловича Чехова. В представлении он не нуждается. Здание театра – маленькое сокровище среди зеленой южной растительности. На его сцене зрители могут видеть лучшие театральные постановки.

Далее, рядом с посольством Грузии, расположенном в тринадцатом доме,  сохранился двухэтажный жилой дом конца  19 века (дом №20). Резной конек, ставни, наличники возвращают к старинной красоте домов прошедших веков.
Напротив, в угловом двадцатом втором доме по улице Чехова и  четырнадцатом по улице Екатерининская  расположено Здание общества взаимного кредита. Здание спроектировал городской архитектор Ялты – Лев Николаевич Шаповалов. Его архитектурной смекалке принадлежит  более 50 зданий на крымском полуострове. Самая известный проект — Белая Дача Чехова. После окончания училища он был приглашен в качестве помощника на строительство Курского вокзала и Московской консерватории. Сейчас здание общества занимает казначейство.
После казначейства идут двенадцатый и десятый жилые дома.
В следующем, восьмом доме, находятся дом-музей украинской поэтессы, писательницы, переводчицы Ларисы Петровны Косач-Квитка, работавшей под псевдонимом Леси Украинки. Здесь она прожила около двух лет и написала лучшие свои произведения. Дом-музей с его ажурным балконом, коньком, наличниками на окнах, освященных солнцем, переносит своих посетителей и гостей во времена, когда здесь жила и работала участница украинского национального движения, которую сегодня ставят в один ряд с корифеем украинской литературы и языка Тарасом Шевченко и украинским гетманом Богданом Хмельницким.

Далее через маленький сквер мы вышли ко второму дому, в котором расположен магазин.
Прогулка и наше маленькое знакомство с домами великих людей подошли к концу. Выйдя на шумную набережную, я думала о том, что мы словно на машине времени побывали в другом мире, другой эпохе, прикоснулись к другому культурному слою.
После Екатерининской улицы мы продолжили нашу прогулку.
Пройдя чудно пахнущими зелеными аллеями Приморского парка, далее между высокими сетчатыми стенками забора, идущего вдоль пляжей отелей Ливадийский и Гринцовский, по тропам и лесенкам, поднимающимся все выше и выше, мы вышли к одному из красивейших дворцов Южного Берега Крыма, летней резиденции последнего правителя Российской империи, - Ливадийскому дворцу.

В тени могучих деревьев этого крымского сокровища мы передохнули, двинулись дальше по солнечной тропе в сторону Ласточкиного гнезда.
Пройдя последние 6 километров из нашего пешего маршрута, выйдя к даче немецкого барона Штейнгеля, деревянное строение которой запечатлено на полотнах Айвазовского, Боголюбова, Лагорио, у меня уже не было сил подниматься наверх, но Полина с Мишей поднялись, чтобы сверху насладиться морскими видами, солнечной Ялтой, идущими по морским волнам теплоходами.

Наш активный день подходил к концу. Обратно пешком возвращаться было поздно, поэтому мы взяли билеты на теплоход и за полчаса вернулись на набережную Ялты. На обратной дороге мы прослушали в записи экскурсию о крымском побережье с акцентом на Ялту. Было интересно и занимательно.
…Купание в вечернем море вернуло силы. Вода была прохладной из-за холодного течения, но после такой активной прогулки, полной впечатлений, купание в вечернем прохладном безлюдном море  стало прекрасным завершающим моментом этого дня.

Наши траты

• Билеты на теплоход на троих 820 рублей.
  • Вкусные мелочи (барабулька) – 400 рублей.
Спасибо за внимание!

Продолжение следует…
В шестой части расскажу о том, как мы попали на канатную дорогу на горе  Ай Петри, как Миша с Полиной прошли по мосту над пропастью между двумя зубцами, о прогулке в парке Айвазовское в поселке Партенит, о наших окологорных прогулках у подножья Демерджи, по крепости Фуна и в Долине приведений.

Все статьи цикла "На машине в Крым и Кабардино-Балкарию"