На машине в Крым и Кабардино-Балкарию. Часть 6. Ай-Петри. Партенит. Демерджи

В пятой части я рассказала о нашей пешеходной длинной прогулке от набережной Ялты до Ласточкиного гнезда и о знакомстве с самой маленькой Екатерининской улицей.
В этой, шестой части, расскажу том, как мы добирались до канатной дороги на горе Ай-Петри, как Миша с Полиной прошли по мосту над пропастью между двумя зубцами, о парке Айвазовское, горе Демерджи, крепости Фуна и Долине приведений.
Жить в Ялте и не побывать на канатной дороге Ай-Петри, — невозможно. Поэтому на следующий день утром мы сели в автобус (забегая вперед скажу, больше никогда, лучше пройти это расстояние пешком), доехали до нужной остановки, вышли и оказались в конце длинного хвоста очереди на подъем Ай-Петри. Постояв немного, и убедившись, что окончание хвосту не предвидится, мы согласились подняться наверх на частной машине с водителем. Несколько припаркованных на проезжей части железных коней ждали своих клиентов – путешественников.

Теперь кратко о том, что по дороге нам рассказал водитель:
- Чтобы попасть наверх, путешественники и туристы стоят по 4 часа в одну сторону. Стоят под дождем, при ветре, жаре, зное. Без еды, питья, с маленькими детьми. Хвост очереди протягивается прямо на проезжую часть. Водители, едущие мимо, осторожно и аккуратно объезжают очередь, понимая, что это такое.
- За день до нашего приезда некоторым становилось плохо. Они уходили.
- Наверх и обратно без очереди, на лифте, пропускают только экскурсионные группы. Остальные в порядке общей очереди.
- По пути наверх, так же как и обратно, стоят наряды полиции, которые останавливают, не пропускают, разворачивают экскурсионные автобусы назад. Те, которые пытаются проехать без разрешения.
- Ходят слухи, что дорога на Ай-Петри и сама гора выкуплена для крупного строительства. Для чего наверху полностью снесен рынок сувениров и  уличные кафе. Когда мы проезжали, как раз расчищали площадки. Также  были полностью снесены дачные хозяйства. Но водитель говорил, что администрацией были выплачены компенсации владельцам.
- Местные жители, мягко говоря, недоумевают, почему так все сделано и почему туристы и путешественники не могут в свободном доступе спокойно подниматься на гору и спускаться с нее пешком или на велосипеде.
- Один из вариантов поднятия наверх – это воспользоваться пешими тропами в лесу. Но, при условии, что вы точно знаете, как и где идти. Если нет, то только с проводником.
Забегая вперед, скажу, что обратно мы тоже спустились на частной машине. Я немного постояла в очереди, которая за полчаса моего стояния не продвинулась ни на миллиметр. Без очереди пропускали только экскурсионные группы. Миша с Полиной позвонили мне (они ждали меня за пределами местонахождения очереди на спуск), мы поговорили, поняли, что назад надо тоже на машине спускаться, осталось только найти водителя.
Вдоль очереди как раз ходил один, предлагая свои услуги по спуску. Я с ним договорилась о цене немного ниже от той, по которой мы поднимались наверх, и он нас отвез вниз и высадил у набережной Ялты, вдали от очереди на Ай-Петри и общего скопления людей.
Я не буду утверждать, что то, чему мы стали свидетелями, проводится и делается на постоянной основе, но то, что мы увидели, стало, надо признать, грустным наблюдением нашего путешествия.
То, что Миша с Полиной прошли по мосту между зубцами Ай-Петри стало восхитительным и радостным воспоминанием этого дня.
Прохождение моста платное. О ценах расскажу в конце отчета.
Теперь немного про сам мост. Для тех, кто в первый раз. Мост представляет собой дорожку из деревянных ступеней небольшой ширины, установленных на расстоянии одного шага друг от друга. Края ступеней крепко запаяны, вплетены в канаты. Идти нужно медленно, плавно переставляя ноги. Сначала ставите одну ногу, к ней вторую, держите их ровно и так до самого конца. Примерно на середине пути есть маленькая площадка, чтобы перевести дух, не более.

На уровне рук идут толстые канаты, за которые вы можете держаться. К канату вас прикрепляют карабином. Он держит вас за костюм, который перед мостом вам помогают надеть инструкторы. Если идете с ребенком, он будет идти строго перед вами. Между идущими должно быть обязательно соблюдено расстояние около 1,5-2 метров, чтобы не мешать друг другу.

По мосту Миша с Полиной прошли  впервые. Остались в восторге. В следующий раз, сказали в один голос, пойдут еще.
Пока стояли в очереди на прохождение моста, некоторые сомнения еще присутствовали. Но когда были у начала, уже мысль "Только вперед!" будоражила головы. Отказаться было нельзя.
То, что испытала я, как жена и мама, пока смотрела на своих самых любимых и фотографировала по горячей просьбе Полины каждый их шаг, я упущу. Скажу только, что это далось мне совсем нелегко и непросто. Нервное сердцебиение и дрожание рук отпустило не скоро.
Думаю, что вы догадались, что весь оставшийся день и вечер был посвящен рассказам, как на мосту было невероятно. А после просмотра фотографий накал страстей усилился, и успокоиться мы все смогли только далеко за полночь.

На следующий день мы простились с хозяйкой наших ялтинских апартаментов и поехали дальше, на восточное побережье Крымского полуострова, в город Керчь, в заранее забронированный номер в комплексе апартаментов "Керченский дворик".
Но просто проехать от Ялты до Керчи было бы обыденно, скучно и неинтересно. И по дороге мы заехали в маленькое сокровище поселка Партенит, парк Айвазовское, из села Лучистое по накатанным проселочным дорогам мы прогулялись до подножья Демерджи, Долины приведений и крепости Фуна и, прочитав Галин отчет о парке львов "Тайган", мы заехали посмотреть на этих красивых и грозных больших кошек песочного цвета.
Поселок Партенит расположен в уютной бухте у горы Аю-Даг. В этом поселке находится маленькое сокровище, чудо – парк Айвазовское. Прогулкам по этому месту среди кедров, кипарисов, сосен, цветников, кустарников, переливчатого пения птиц можно уделить несколько часов или даже дней.
Но нас впереди ждала длинная дорога. Поэтому мы могли посвятить такой прогулке всего несколько часов. Но и за это время осмотрели и увидели много красот этого парка.
Тенистые дорожки, аллеи, по которым приятно неспешно гулять, рассматривая и любуясь ажурными архитектурными формами, фонтанами, растительностью, гуляющими ручными павлинами, которые не уходят и не убегают от вас, а, наоборот, с интересом рассматривают гостей парка.

Если удастся посетить японский сад, недавно открытый на территории парка (плата за него отдельная, билеты надо брать сразу при входе, возле ворот касс нет), то чувство восхищения красотами Крыма и прекрасного солнечного настроения будет в вас еще долго отзываться и храниться на полочках вашей души.
Покинув Партенит, мы направили нашего верного железного коня в село Лучистое. Оставив машину на бесплатной стоянке, по песчаным, изъезженным тропам мы пошли к, наверное, самой главной красоте крымских горных вершин  - «Фуна» или «дымящаяся» как называли ее древние греки или что в переводе в древнетатарского языка означает «кузнец»- горной вершине Демерджи.
На ее Южную и Северную вершины мы не поднимались. Гуляя у подножья этой горы-хамелеона мы долго рассматривали ее вершины, выступающие скалы. Горы, как и море, умеют притягивать к себе. Человек всегда будет стремиться увидеть все прекрасное в этом мире, неземное, невероятное, не поддающееся описанию. Такие места как гора Демерджи, ее вершины. То, что нужно увидеть своими глазами и запомнить навсегда, сохранить как  самое драгоценное в своей памяти.

На территории Долины приведений сохранился орех одного из самых любимых зрителями киногероя Балбеса в исполнении Юрия Никулина. И, если пролезть под двумя огромными валунами и загадать желание, оно обязательно сбудется. Горы в Долине привидений – это уходящие в небо вершины, неприступная горная россыпь, своего рода охрана долины.

Немного в стороне от долины расположена крепость Фуна. Свое название она получила по старому названию Демерджи, - «дымящаяся». Крепость – это прежде защитное укрепление древнего княжества Феодоро, построенное за чуть более чем 40 лет.
Время не пощадило данную постройку. Войны, землетрясения, пожары сделали свое грустное дело. До наших дней дошли только фрагменты стен и башен. Но, попадая на территорию крепости и осматривая ее немногие сохранившиеся строения, дух тех старинных времен передается гостям.

По территории можно пройти с экскурсией, но работники крепости встречали сотрудников местного телевидения, и им было не до нас. Осматривали крепость мы одни и покинули ее, никем не замеченные. Но место интересное, посетить стоит. Вы проникнитесь духом этого места на вершине холма, с которого открываются совершенные виды на зеленые поля и луга.

День был жаркий, хотелось пить. По дороге к машине, мы набрели на водный источник. Утолили жажду.
Дошли до стоянки и тронулись дальше, напоследок окинув взглядом вершины Демерджи.
Впереди нас ждал парк львов "Тайган".

В наш приезд левушки лениво отдыхали в тени.

Людей из-за жары было мало. Мы быстро осмотрели львиные владения парка. Дальше фото я не делала, показать не могу. Просто опишу словами. После львов зашли на детскую территорию, понаблюдали, как обезьянки играли с посетителями: сначала брали еду, потом съедали ее, следом возвращали кожуру. Было весело и забавно наблюдать за этой игрой.
Сходили к птицам. Они живут в тенистых укрытиях, жара и зной к ним практически не проникают. Малышам и малышкам было очень весело наблюдать за красивыми радостными пернатыми.
Парк львов нам, в общем, понравился. Миша, правда, сказал, что цена на вход, сувениры, разные мелочи (вода 150 рублей) высокая, что львы все попрятались от жары, и их почти не удалось посмотреть. Полине понравились веселые обезьянки, птицы. Она любит животных. Мне не понравилась жара. Но я была рада, что посетили это место. Для себя решили, что второй раз не пойдем. Одного раза достаточно.
После парка львов мы вернулись к машине, которая от солнца была разогрета как горячая сковорода, открыли все двери, пытались охладить ее, но, поняв, что это бесполезное занятие, просто некоторое время ехали с открытыми окнами.
В Керченский комплекс апартаментов мы заехали вечером. На впечатления день был насыщенный. Осмотр нового города и окрестностей оставили на следующий день. Спокойно разобрали вещи, отдыхали, намечали план на завтра.
О нашем знакомстве с городом, в почти каждом дворе которого установлен памятник или обелиск, посвященный мужественным защитникам, я расскажу в следующей, седьмой, части.

Наши траты за 2 дня:

• Подъем на канатную дорогу на машине — 2400 рублей, спуск – 2000 рублей, оплата туда и обратно только наличными. Переводом на карту оплатить будет нельзя.
  • Прохождение моста между зубцов Ай-Петри — 1000 рублей (500 руб. с чел).
  • Парк Айвазовское — 1500 рублей (500 руб. с чел), машину бесплатно можно оставить ниже по дороге, возле проходной. Рядом с центральным входом стоял наряд полиции, не разрешал оставлять машины.
  • Долина приведений и парковка в селе Лучистое — бесплатно.
  • Крепость Фуна — 200 рублей (100 руб. взрослый, дети до 18 лет бесплатно), экскурсия для взр. — 150 руб., для реб. 75 руб. Оплата только наличными.
  • Парк львов "Тайган" — 1000 руб. взрослый, 500 руб. ребенок с 3 до 10 лет включительно. Оплата только наличными.
  • Итого за два дня: 9600 рублей, почти 10000.
Наши рекомендации для тех, кто поедет в эти места впервые: везде, где мы были, много открытых пространств. Солнце не щадит никого. Поэтому очень настоятельно советуем детям и взрослым обязательно головные уборы, удобная, без каблуков, обувь, вода и перекус всегда с собой, рюкзак на спину, чтобы руки были свободны, влажные салфетки. Или, что называется, соберите несессер, основной минимум, помещаемый в рюкзаке или в сумке за спиной, и вперед, покорять новые вершины.

Спасибо за внимание!
Продолжение следует…

Все статьи цикла "На машине в Крым и Кабардино-Балкарию"

Яна, вы не перестаёте удивлять, особенно Полина. Самая смелая девочка, которую я знаю. Вашему папе не скучно. Полина любому мальчишке 100 очков вперед даст. Как твое сердце все выдерживает, я не знаю. Мне даже фотографии страшно смотреть, как она над пропастью стоит.
Что касается "Тайгана". То, что вам там не очень понравилось, оно понятно. Во-первых, вы уже устали — и физически, и эмоционально уже загрузились, пока туда приехали. Мы в "Тайган" специально ехали, только в него одного. Там же огромная территория, не только львы и птицы, но много других зверей. Туда надо на день приезжать... Без спешки. Ну а во-вторых, вы приехали неудачно. Пекло и видимо, животных недавно покормили. Но главное, конечно, первый пункт. Ну и еще. Вы любители экстима. Это уж теперь точно понятно. "Тайган" все-таки нечто другое по "темпераменту". :))
А ещё меня заинтересовал ваш поход на Ай-Петри. Цена на авто, конечно, впечатляет... Но главное не это. А все эти очереди, трудности... Т.е., я так понимаю, можно туда подняться в кабинке, а можно на машине. Других вариантов нет (ну если только пеший поход)? А почему вы не поехали на своей машине?
Галя, спасибо тебе за комментарий! Не знаю, как выдерживает моё сердце). И про Тайган согласна, более спокойный вариант. И, конечно, туда надо на целый день. Теперь про Ай Петри. Мы ездили к подъёмнику на Ай Петри на автобусе. Машина стояла на платной парковке у отеля. Чтобы поставить машину на парковку, потребовалось где-то полчаса. Выехать с неё и ездить по Ялте - это ещё тот тетрис) Когда Миша просто каким-то невероятным ювелирным способом поставил машину на парковочное место возле отеля, мы решили в Ялте передвигаться или пешком, или на общественном транспорте. Так спокойнее. Мы ещё хотели именно на подъёмнике подняться на Ай Петри, (мы же не знали, что там такое творится), когда приехали, вышли из автобуса, увидели нескончаемую очередь на подъёмник, то поняли, что туда или на машине, или просто поедем обратно. Стоять на проезжей части несколько часов - это не про нас. Вот так и получилось, что мы наверх на машине и вниз тоже на машине.
То есть на автобусе тоже можно доехать? Автобус ходит? Или на него тоже очередь?
На рейсовом автобусе можно доехать до места, где внизу останавливаются кабинки канатки. Дальше или сама канатка, или пешком, или машина, своя, если будет возможность проехать по ялтинским пробкам, или частник от нижней станции канатки до верхней.
Интересно, там всегда такие очереди в кабинке? Прям меня это заинтересовало))
Не могу сказать. Очень бы хотелось, чтобы не всегда и в этом году все по-другому. Прям очень бы хотелось.
Аватар пользователя marinam
Ох, совершенно бесстрашная ваша Полина. Экстремалка какая! Хорошо, что муж готов с ней в такие авантюры лезть, с одной стороны, а с другой — это ж за обоих бояться... не перестаю удивляться. Спасибо за рассказ, было интересно.
Марина, муж боялся. Но Полина... Кого хочешь уговорит. С утра до вечера будет рассказывать как это все замечательно и обязательно нам надо это тоже пойти и сделать. Бояться за обоих - это да. Я когда смотрела, ещё меня Полина просила фотографировать часто - часто. Я стояла, сердце где-то там, внизу и одновременно с ними. Быть мамой экстремальной дочки - это и тяжкое испытание и счастье одновременно.
Аватар пользователя marinam
Я думаю, что быть дочкой мамы, которая на такие штуки все равно отпускает, тоже счастье. :)
Спасибо, Марина) Да, я долго отпираюсь, потому что страшно боюсь. И потом соглашаюсь, потому что вижу, как у неё горят глаза и страшно хочется.