Из Москвы в Эстонию на машине. Зимний день рождения в курортном Пярну

Есть у нас традиция. На День Рождения мы с мужем дарим друг другу путешествия. И 2019 год не стал исключением. Думала я думала, чем порадовать любимого супруга и придумала. Говорю: "На начало декабря ничего не планируй, мы едем на машине в Эстонию на 5 дней!". Он, конечно, повозмущался немного: "Как так? Мой же День рождения, а я должен всех везти?". "Ну, ничего, - говорю, - День рождения же не в день отъезда!".
Надо сказать, что мы всей семьей обожаем автопутешествия. Муж любит рулить (ну, по крайней мере, он нам так говорит всегда), а мы любим ехать, смотреть в окно, слушать музыку, разговаривать, наблюдать, как меняется пейзаж, и пролетают за окном указатели населенных пунктов. Летом 2019 года мы совершили маленький подвиг и реализовали давнюю мечту – доехали до Атлантического океана и провели каникулы на его берегу во Французском курорте Аркашон. Об этом грандиозном путешествии в 9700 км я еще обязательно напишу. А пока вернемся к Эстонии.

Содержание статьи:

Маршрут поездки в Эстонию на 5 дней:

• 1 день. 29 ноября. Москва-Тарту – 910 км. Погранпереход Лудонка-Виентулли. Просто доезжаем, закупаемся продуктами в ТЦ, потом отдыхаем.
  • 2. день 30 ноября. Тарту – Пярну – 230 км. Гуляем по Тарту. Смотрим новогодний город. После обеда едем в Пярну.
  • 3 день 1 декабря. Пярну. Просто гуляем по городу.
  • 4 день 2 декабря. Пярну. Идем в аквапарк и закупаемся санкционкой в ТЦ.
  • 5 день. 3 декабря. Пярну – Москва – 1100 км. Погранпереход Нарва. Едем домой.

Море

Жилье

Вообще, выбирая жилье мы чаще всего отдаем предпочтение апартаментам. Здесь ты можешь сам готовить из вкусных продуктов и это опять-же некий эффект погружения. Ты оказываешься среди местных жителей в обычных спальных районах и лучше чувствуешь окружающую жизнь. И, к тому же, апартаменты, как правило, дешевле отелей. А это при путешествии по Европе – немаловажный "плюс".
В Тарту мы жили в апартаментах Mammu Place за 48 евро. Очень приличная квартира со всем необходимым в спальном районе Тарту. 2 комнаты, кухня, своя парковка. Мебель новая. Белье хорошее. Квартира чистая.
В Пярну снимали аутентичные апарты с камином Sadama 11 Apartment в деревянном доме в 2-х шагах от порта.

Камин в апартаментах Пярну

Сами апартаменты небольшие, метров 30 максимум. Камин их делит на 2 части. В одной части двуспальная кровать и санузел, в другой кухня объединенная с гостиной. В ней спали дети. Но, в целом очень понравилось! Уютно, чисто, аутентично и недорого. За 3 дня мы отдали 155 евро. Что вполне себе бюджетно для Эстонии. Думаю, что в летний сезон эти апартаменты стоят дороже.
То есть за жилье в общей сложности мы отдали 203 евро.

Виза

Эстония – страна Шенгена, поэтому для ее посещения нужна виза. У нас визы уже были. Открыли их, когда летом ездили во Францию. А для тех, кто собирается впервые, для получения визы можно обратиться либо в Посольство, тогда виза будет стоить 35 евро, либо в официальный визовый центр (как правило на них есть ссылка с официального сайта Посольства). В случае обращения в Визовый центр придется дополнительно к 35 евро заплатить еще около 20 евро.

Отчет по дням

28 ноября. 0-й день путешествия

Обычно в зарубежные поездки мы выезжаем вечером сразу после работы, чтобы пройти границу ночью. Конечно, не каждый автомобилист выдержит такой режим. Но, опытным путем мы пришли к выводу, что для нас так лучше. Много раз мы пытались вернуться с работы, поспать и выехать, например, часов в 5 утра. Но заканчивалось всегда это тем, что проворочавшись 2-3 часа муж вскакивает, говорит: "Все, не могу я уснуть, поехали". И мы едем. В результате мы решили этот бесполезный этап пропустить. Поэтому сейчас выезжаем сразу после работы. И, кстати, муж даже энергетик ночью редко пьет, настолько зашкаливает адреналин в первый день поездки.
Машину мы поставили на Строгино и туда уже добирались кто с работы, кто после института, кто после школы. Пока встретились, пока заехали в Макдоналдс поужинать –уже 21:00. Это время и будем считать началом нового путешествия.

Едем по Рижской трассе

29 ноября. 1 день путешествия

На этот раз решили ехать через латвийскую таможню Лудонка-Виентулли. На границе мы были часов в 5 утра. Около 3 часов ночи мы попали в ремонт дороги на трассе Р23 от Пустошки до Опочки. Одностороннее движение и пробки! Сразу решили, что обратно поедем другой дорогой, ну хоть через Нарву. Подумаешь, крюк в 100 км, зато новую питерскую трассу посмотрим, которую с помпой накануне открыли.
В 5 утра мы уже были на границе. Обычно, когда приезжаешь на пункт пропуска в это время – прохождение занимает от 30-40 минут. Но не в этот раз. Нашу часть мы прошли быстро, минут за 15. И въехали на латышскую территорию. Квест начался. На въезде в ответ на наши 4 паспорта нам дали кучу каких-то талончиков, бумажек и 4 таможенных декларации! 4, Карл!!!! Даже на несовершеннолетнюю дочь? Похоже, что латышам сегодня просто скучно.

На границе снимать нельзя, но если очень хочется, то …

Въехали на территорию. Пока ручку искали, пока заполняли. Нужно было ФИО указать, паспортные данные, когда и куда едешь. В пунктах "что везешь" требовалось "галочки" поставить. А мы из перечисленного не везли ничего, кроме бензина в баке (количество литров указывает водитель). Вот на фига давать декларации?! Заполнили. Идем уже к будке таможенного контроля. Нам говорят: "Сядьте и ждите, к вам подойдут". Сидим. Ждем. 5 минут, 10,15. Причем на таможне кроме нашей машины народу больше нет! Минут через 20 приходят. Стали спрашивать все документы, даже права на машину (обычно их не спрашивают, нужны только "зеленая карта" и тех паспорт). И, апофеоз, - медицинскую страховку. А мы ее редко делаем, когда едем на недолгий срок. И почти ни разу ее не спросили на границе! Но это был явно не наш день. Говорят: "Если нет страховки – мы вас не пустим, поедете обратно…". Приплыли, блин. Хорошо, что накануне дернуло пакет интернета в роуминге от Мегафона подключить. Так, на всякий случай. И это нас спасло. Я говорю им: "Подождите, я сейчас куплю страховку". Короче, с ночи натыкала там чего-то, купила какую-то страховку дорогую (вместо 1300 за 4 дня почему-то на выходе вышло 2200), но разбираться уже некогда было. Они было закозлились, что ее надо печатать, но потом удовлетворились показанной с телефона.
Пока мы разбирались с этой страховкой, пока ходили туда-сюда и совали во все окна еще и бумажки-талончики бесконечные, которые на въезде дали, прошло около часа, наверное. Зато таможенный досмотр не так тщательно проводили. Спросили, что везем? Мы сказали, что личные вещи. Открыли багажник и бокс на крыше, поверхностно посмотрели, даже вещи не просили доставать. Иногда просят на выбор любую сумку выгрузить-открыть-посмотреть. Кстати, если раньше детям не надо было выходить из машины при пересечении границы, достаточно было беглого осмотра пассажиров, то теперь все выходят и стоят на паспортный контроль так как сверяют отпечатки.
Спустя час нас наконец-то отпустили. Подъезжаем к шлагбауму на выезд. Протягиваем пограничнице паспорта. А она и говорит: "А где у вас талончик со штрих-кодом? Без него я не могу вас выпустить!". Я думала у меня истерика случится! Да хрен знает где этот талончик? Нам столько на въезде бумажек надавали! Может мы выронили его где-нибудь? Или забыли в одной из будок! Перевернули мы всю машину! Конечно, не нашли. В результате добрая девушка позвонила куда-то, ну и ей там, видимо, сказали: "Выпусти уже этих бестолковых русских".
Так за полтора часа пограничный квест был пройден, и мы оказались на территории Латвии. Надо сказать, что адреналин в крови моего мужа работает ровно до перехода границы. После таможни его срубает минут через 5-10, поэтому мы сразу ищем какую-нибудь стоянку, где можно немного отдохнуть. На этот раз мы поспали часок в небольшом латышском городке Балви рядом с автоматической мойкой. Заодно потом и машину помыли (стоимость мойки 3 минуты за 50 центов, мелочь оставалась от прошлых поездок).

Мойка где-то в Латвии

Через 200 км и 3 часа мы были в Тарту. Заехали в Торговый центр, пообедали в ресторанном дворике, порадовали себя покупочками в "черную пятницу" (реально купили много хороших и качественных вещей по смешным ценам), закупились санкционкой и поехали заселяться в наши апартаменты. Сам город решили оставить на завтра. В ночь, все-таки тяжело ехать, но по-другому у нас что-то не получается.
А на ужин был пир из сыров, помидорок, оливок и свежайшей красной рыбы! Запивали мы все это вкуснейшим медовым пивом "Саку". Хоть алкоголь и вредит нашему здоровью, но отказать себе в этом удовольствии совершенно невозможно!

Наш ужин в Тарту

30 ноября. 2 день путешествия. Тарту

Проспав 13 часов с 8 вечера до 9 утра мы отдохнувшие и довольные отправились гулять по городу. В Тарту мы уже были лет 5 назад, и этот небольшой уютный студенческий городок нам очень понравился. Конечно, 30 ноября мы предвкушали новогоднюю атмосферу, но, увы, открытие елки планировалось на следующий день. И полноценный декор мы не увидели.

Одинокая ёлка на Ратушной площади

Планов у нас на этот день было громадье, ведь в Тарту много интересных музеев: Национальный и художественный, музей игрушек, музей спорта, музей природы, музей ремесел, музей пива, музей КГБ. В последний мы прям хотели. Но, увидев солнечную погоду решили просто погулять по городу. Тем более в выходной стоянка была бесплатная.
Прогулялись по Ратушной площади, поглазели на падающий дом, дошли до развалин Собора Петра и Павла, обсерватории, прогулялись по "чертову мосту", обошли холм Тоомемяги (благо, он небольшой), по пешеходной улице Ruutli дошли до готической церкви Святого Иоанна.

Развалины Домского собора на холме Тоомемяги

Чертов мост

Собор Святого Иоанна. Охраняется Юнеско и входит в европейский маршрут каменной готики

А на обратном пути зашли в известный Тартуский университет. Вход в историческое здание университета – свободный. Нет никакой охраны и никто тебя не прогоняет. Есть большая выставка, где рассказывается об истории учебного заведения. И здесь нас ждало немало открытий. И первое в том, что основал университет шведский король еще в 1632 году и назывался он тогда Academia Gustaviana. Во время Северной войны его закрыли, а повторно открыл его в 1803 году Александр I. И в наших учебниках истории именно эта дата фигурирует как дата открытия. А про шведов вообще нет упоминания! И второй забавный факт. В университете были не только учебные аудитории, но и церковь, концертный зал и даже карцер! Туда сажали нерадивых студентов за курение или не сданную в библиотеку книгу! Вот что-то мне подсказывает, что в современном образовании карцер бы тоже не помещал.

Тартуский университет

Стенд о карцере в Тартуском университете

Тартуский университет в годы Советской власти

Коридоры главного здания Тартуского университета

Отдельно хочу рассказать про научно-развлекательный центр AHHAA. Мы были в нем в первый наш визит в Тарту, но я его очень рекомендую, особенно если Вы с детьми. Здесь можно провести целый день и не будет скучно. В доступной развлекательной форме представлены физические и химические явления, машины, разные интересные экспонаты. Всё можно трогать, двигать, разбирать и собирать, посмотреть научное шоу, сделать своими руками молнию или соорудить планетарий. Даже есть инкубатор, и в прошлый раз мы наблюдали как цыплята вылупляются!
Нагулялись мы по Тарту, заехали на рынок. Купили рыбы, овощей и поехали в Пярну. На море!

Рынок в Тарту

Здесь нас ждали аутентичные апартаменты в 15 минутах ходьбы от старого города в деревянном двухэтажном доме. Но, главное достоинство их – камин! Как приятно после зимней прогулки прийти домой, разжечь огонь и релаксировать, наблюдая как потрескивают дрова.

1 декабря. Пярну

Не знаю, то ли усталость за год давала о себе знать, а может это чистый прозрачный морской воздух эстонской летней столицы обладает снотворным действием, но все 3 дня, что мы были в Пярну, мы ложились спать в 9 вечера и просыпались в 9 утра. Это были удивительные сонно-релаксирующие 3 дня, когда мы никуда не бежали, а просто гуляли и наслаждались отдыхом. В этот день мы пошли знакомиться с курортным городском Пярну. Первые обязательный пункт – это информационный туристический центр. В Эстонии они чудо как хороши!

Инфоцентр Пярну находится в шикарном старинном особняке

Огромное количество бесплатных брошюр-путеводителей и для взрослых, и для детей, и для любителей музеев, и для велотуристов, и для других разнообразных групп путешественников.
В 20 км от Пярну находится дача Деда Мороза и музей узкоколейки. Но, оказалось, что дача Деда Мороза – это небольшой домик, где проводятся мастер-классы для малышей, и мы решили, что нам туда ехать не очень интересно, а Музей узкоколейки зимой не работает. Это все нам подробно объяснили в турцентре и даже позвонили при нас в эти музеи! Зато мы набрали кучу путеводителей для наших будущих поездок.

Инфоцентр Пярну

Вообще, Пярну – совсем небольшой город. Центр можно обойти за час медленным шагом. Что мы и сделали. Старый город уютный и очень милый.

Но ведь кроме города есть еще мооре!!! И оно удивительное!!! Со снегом нам не повезло. Его почти не было, но море все равно застыло ближе к берегу. Покрылось причудливой коркой в форме волн. А дальше от берега – оно живое. Шумит, волнуется….
После моря мы решили пойти отметить День рождения мужа в какое-нибудь прикольное место. У меня парочка была отмечена. В частности, рыбный ресторанчик прямо на рынке. В интернете было написано, что открылся он от рыбной лавки и вся продукция в нем свежайшая, а цены приемлемые. Посмотрели мы на те приемлемые цены, и муж говорит: "Давайте просто здесь рыбы и овощей купим и пойдем домой. Камин разожжем, вина откроем и отметим День рождения!". Предложение именинника, конечно, было принято!

2 декабря. Пярну

Этот день был будним и по плану был аквапарк Tervise Paradiis.
Фото 23.
Вход в аквапарк

Мы – большие любители водных развлечений, терм и всяческого такого релакса и стараемся при возможности всегда посещать подобные места. Вообще, изначально, я хотела мужа на его ДР повести туда. Но он логично предложил вместо выходного пойти в аквапарк в понедельник, чтобы было меньше народу. И это было очень правильное решение! Мы поехали к открытию и вначале в аквапарке мы были совершенно одни!!!!

Аквапарк Пярну в 11 утра

Аквапарк очень клёвый! Есть и горки, причем очень комфортные, и зона релакса – это то, что мы с мужем больше всего любим. Стоимость взрослого билета на 3 часа в будни – 17 евро. Для эстонских школьников и студентов есть скидки. Для них билет обойдется в 12 евро. И нам повезло! Добрая женщина на кассе пробила нам 2 детских билета! Причем, мы сами ее не просили, она сказала, что это для эстонских школьников, но я вам сделаю скидку! Потом тебе дают магнитный браслет и ты по нему проходишь внутрь. На браслет открывается депозит в 40 евро и ты можешь на него что-то покупать внутри в кафе. А потом на выходе расплачиваешься. Детям депозит не открывается. Самое смешное, что этот браслет не является одновременно ключом от шкафчика, как в большинстве водных комплексов. От шкафчика – отдельный ключ. Ты его тоже к себе пристегиваешь и ходишь с ним. То есть 2 ключа приходится таскать с собой.
В зоне развлечений нам с детьми очень понравилась "синяя река". Это типа такой широкой и длинной горки с порогами, куда тебя несет с большим течением. Очень прикольная. Подобную мы только в Сопоте встречали.
Но, отдельная история – это зона саун. Вход туда по браслету. Прикладываешь и проходишь, так как билеты подразделяются на "только аквапарк" и они дешевле и "аквапарк+зона саун". Здесь 2 финские сауны, 2 турецкие влажные (ох, как я их люблю), соляная и японская. Последняя – очень прикольная. В центре стоит круглый бассейн, отделенный от остального пространства стеклянной стеной, чтобы сохранялась температура. И в бассейне вода горяченная. Чем-то напомнило мне серные бани в Тбилиси. Там такой же принцип, правда вода еще серная. А здесь обычная. А еще есть бассейн с массажными всякими штуками и интересно, что он не сам включается, а есть кнопка, и ты включаешь его сам.
После аквапарка мы поехали в супермаркет закупиться продуктами с собой, в первую очередь медовым Saku, хоть алкоголь и вредит здоровью.
А назавтра нам предстояла обратная дорога.

3 декабря. Пярну-Москва

Как вы помните, простояв в пробке на трассе в 3 часа ночи мы решили ехать обратно другим путем. Через Нарву. Проход границ из Эстонии регулируется электронной очередью, места в которую можно забронировать заранее, что мы и сделали по приезду. Через интернет на сайте https://www.estonianborder.eu/ мы выкупили очередь на 11:00. Заплатили около 5 евро. От Пярну до Нарвы 300 км. Дороги, хоть и узкие (магистраль только последние километров 100), но хорошего качества, и машин было немного.

Наконец-то зимняя дорога. Едем в Нарву.

На въезде в Нарву есть указатель на специальную транзитную стоянку для автомобилей перед границей. Ее никак нельзя обойти. Даже если Вы не бронировали очередь – все равно нужно на нее ехать и оплачивать. По-другому никак. Приезжаешь на стоянку, подходишь к будочке, показываешь документы, берешь талончик и ждешь, когда номер твоей машины высветиться на табло. Как только он появился – можно ехать на границу.
В Нарве транзитная стоянка не в самом городе, а на окраине, так как сама таможня в центре города и там, понятное дело, стоянку делать негде.

Транзитная стоянка перед таможней в Нарве

Нас вызвали буквально через 5 минут. На подъезде к границе – светофор. Сканер считывает номер машины, и светофор загорается зеленым – можно ехать. Перед нами не было ни одной машины, и нам открыли шлагбаум почти сразу. Обе границы мы прошли минут за 15! Это рекорд! Потом 180 км ехали через всякие населенные пункты по узкой дороге до новой питерской трассы и вот, наконец, она – М11!
Трасса, конечно, хороша! Если сравнить с М10, по которой мы 5 лет назад ехали в Финляндию – это небо и земля. Но, как у нас и бывает, не все так идеально, как хотелось бы. А именно: заправок нет, мобильного интернета нет, точек общественного питания нет! Слава Богу, что мы заправились в районе Гатчины, да еще и у нас канистра на всякий случай. Вдоль трассы висят объявы "открылась АЗС на 423 км". И, действительно, как оазис в пустыне этот шикарный автозаправочный комплекс с заправкой, туалетами, магазином и кафе.
Фото 28.
Один из указателей на ту самую АЗС. Мутно, потому что на скорости проезжаем.

Надеюсь, что со временем с сервисом на этой трассе станет намного лучше. Ну, самый главный прикол, по поводу которого не шутил уже только ленивый. Не доезжая Твери, скоростная магистраль М 11 плавно переходит в 50-километровый участок М 10. С белыми табличками, населенными пунктами и светофорами. Ну чо, это ж очень по-нашему. Ну забыли спроектировать мост через Волгу для новой магистрали, ну чо тут такого-то…
Но, в целом, на дорогу от Пярну до Москвы мы потратили столько же времени, сколько на дорогу туда, хотя на этот раз ехали с крюком в 150 км. Ну и около 1700 руб за платную дорогу М11.

Ну и резюме

Эстония – отличная страна для автопутешественника, когда надо сменить обстановку, а времени совсем мало. Доехать можно, при наличии шенгенской визы, всего за 12-13 часов. Здесь интересно, красиво, вкусно и относительно недорого. Мы были в Эстонии много раз. Гуляли по столице Эстонии Таллину, доезжали до островов Муху и Сааремаа, где дивились метеоритным кратерам и маякам на краю земли, знакомились с народными традициями в местном "скансене" Рок-аль-Маре, спускались под землю в музее шахты в Кохтла-Ярве, отдыхали в термальных комплексах курортного Нарва-Йэссуу, знакомились с историей в крепости приграничной Нарвы. А в эту поездку открыли для себя студенческий Тарту и курортный Пярну. И при возможности, мы обязательно приедем еще, ведь в этой небольшой стране есть еще так много загадочного, интересного и необычного.

Оля, спасибо, что ты делишься с нами своим опытом путешествий. Мы, конечно, путешествуем совсем иначе. Такие ночные переезды для нас экстремальны. Апартаменты мы выбираем только в случае отсутствия иного выбора. Полюбить мы их так и не полюбили. И всякие водные процедуры не любим (кроме Сони, конечно). НО то, с каким удовольствием и вкусом вы путешествуете, вдохновляет, заряжает и зовёт в путь. Это и  есть самое главное. Ну и вообще - всегда интересно смотреть — КАК путешествуют другие. Интересно знать именно бытовые моменты, организационные. Потому что по ним, обычно, всегда много вопросов. Про достопримечательности пишут многие, а про "где купил, что поел" — редко кто.
Аватар пользователя olga.g
Галь, я ведь за это и люблю твой блог, что здесь каждый может высказаться и в зависимости от способа путешествий и приоритетов каждый найдет своё. Кто любит отели - найдет инфу про отели. Кто любит аппартаменты - найдет про них. Кто любит короткие выезды - прочитает про ближайшие города, а кто любит подальше и побольше - тоже найдет информацию для себя. И, да, я согласна с тобой, всегда при подготовке не хватает именно бытовой информации. Про достопримечательности - пруд пруди! А где поесть, что купить, на что обратить внимание в бытовом плане - этого не очень много.
Аватар пользователя Малена
Спасибо за подробный отзыв - очень интересно)
Аватар пользователя olga.g
Малена, я рада, что Вас понравилось. Пишу вот про Францию. Надеюсь, что до конца марта осилю smiley
Оль, фееричный рассказ - я как будто кино посмотрела!)
И главное масса всего полезного, чтобы намотать на ус - мы в Эстонии ещё не были. Её многочисленные достопримечательности обнадёживают, значит можно ездить и ездить. Особенно в старости, когда сил на Европу уже не будет.)
Переход границы , конечно, жуть. Склоняюсь к мнению, что идеального КПП просто не существует, на любом можно нарваться. А раз это лотерея, лучше выбирать тот, который удобнее по маршруту...Ну, может в праздники как-то продумывать и находить лазейки, тк. везде столпотворение...
Обязательно напиши про Францию, про ваш грандиозный тур! Тебе на память останется и нам удовольствие почитать.) Про практическую пользу и не говорю...
Аватар пользователя olga.g
Вот у меня муж тоже говорит, что сейчас надо ехать далеко, пока деньги есть. А на пенсии уже в ближайшие страны кататься smiley.  Хотя мы по Прибалтике уже тоже прилично наездили, но там все еще есть что смотреть и остались "белые пятна". А летом мы в Норвегию собираемся. Дорогущая она, но надо собраться, иначе не выберемся.
А про Францию это ж ты меня сподвигла! Я ж пишу, хотя раньше такие огроменные отчеты не писала никогда! Надеюсь, что до конца марта осилю.
Аватар пользователя marinam
И правда, как у всех все по-разному! На мой вкус, дорогой от Москвы до Пустошки по Рижскому шоссе можно уже уморить кого угодно, даже если ехать днем... а вы еще и до границы добираетесь. Восхищена выносливостью вашего мужа, в общем :) Тем интереснее будет почитать, как вам ехалось до Атлантики. Это для меня и всех возможных моих вариантов компании однозначно "самолетное" расстояние.
За рассказ об Эстонии большое спасибо, давно смотрю в ее сторону, но пока откладывается, т.к. все мои идеи на ее счет пока не уложились в мои любимые два формата европейских путешествий: расширенные выходные (пятница-понедельник) на одну локацию или неделя на две-три (выбранный "основной" город + одна-две вылазки куда-то с ночевками).
Аватар пользователя olga.g
Марин, я эту дорогу (рижскую трассу) ненавижу! По мне - нет ничего лучше "минки", ну и питерская сейчас хороша, правда платная. А мужу нравится она! Говорит, машин мало - красота! В Эстонию можно, кстати, и на 3 дня тоже. Да и в любую Прибалтику. Но это экстрим будет уже. Лучше к праздникам денек-другой присоединить и вот уже полноценное путешествие на 4-5 дней выходит. А можно до Таллина и на поезде скататься. Тогда уж точно 3-х дней хватит! И, да, Эстония - хороша! Мы были раз 5 точно и не надоело и осталось еще достаточно "белых пятен".
Про Францию пишу-пишу. Надеюсь к марту осилю.
Аватар пользователя marinam
Да, мы вот единогласно за Минскую :) на Рижской лично мне красиво по сторонам смотреть (днём, конечно), но замученный водитель меня волнует больше. А до Беларуси за день точно вполне комфортно.
Плюс мне на М1 очень легко выбираться из Москвы, это мой кусок городской географии. Тоже в ее пользу.
Аватар пользователя olga.g
А мой водитель не мучается особо (ну по крайней мере он так говорит мне всегда) smiley
Аватар пользователя irina_k
Оля, спасибо за отчет. Прочитала с большим удовольствием: так живо и красочно, будто вместе ездили yes. Инфоцентры в Эстонии правда классные, мы были в таком в Нарве - он прямо столичного уровня. А в аквапарке много мест релакса и бассейнов для взрослых без горок, или 1 джакузи, что у тебя на фото?

Аватар пользователя olga.g
Ирин, рада что понравилось.
Фото из аквапарка - вечная беда. С телефоном же не находишься там. Надо специально брать, все обойти, а потом возращаться. В аквапарке прям очень понравилось. Горок штук 6 там (я каталась с 2-х), очередей, естественно во внесезон не было. Офигенская "горная река". Джакузи 2 по-моему. Ну и мы в них одни совершенно были. В зоне релакса бассейн с бурлилками, которые сам включаешь, купель, японская сауна, 2 сауны финских, 2 турецких и соляная. Есть еще парочка кафешек внутри. Цены мы не смотрели, но они, как показывает практика, не беспредельные. Не в 2 раза выше, как у нас любят накрутить. Есть еще уличная зона, но там бассейн холодный был. Муж-любитель пошел, а мы воздержались smiley
Аватар пользователя elenach
Оля, спасибо за рассказ. Очень люблю поездки в Эстонии. Пока кроме Таллина и Нарвы нигде больше не были. Думала, что остальные города маленькие и не заслуживают особого внимания. Но, теперь, понимаю, что ошибалась. И формат путешествий интересный - неформальные достопримечательности, отдых в Спа.
Аватар пользователя olga.g
Ой, Лен, в Эстонии прям очень-очень есть что смотреть. И не только в городах. У меня есть предыдущий отчет еще про Нарву, там мы там побывали и в музее шахты, и в спа-комплексах и все рядом с Нарвой. А еще ж есть острова Саарема и Муху, где метеоритные кратеры и вообще интересно. В общем, в Эстонии прям есть что смотреть. Мы были раз 5 и не надоело. И все время что-то новое открываем для себя!
Аватар пользователя tatyana.t
Оля, очень мне нравятся Ваши рассказы, и как точно подмечено, что совсем не возможно уснуть перед поездкой. Вот и мы, в прошлом году на майские сразу после работы рванули в сторону Риги, пару часов потеряли на то, чтобы выбраться из Подмосковья, но к завтраку, который по нашей просьбе оставили, мы все таки успели.
Аватар пользователя olga.g
Тань, я ж тебя тоже читаю. Мы ж по вашей наводке в прошлом году в Люблин заехали, хотя раньше я была уверена, что там делать нечего. И мы раз тоже часа три на майские из Москвы выбирались, но зато все равно презжаешь к утру и уже ты в Европе!