Сказки острова Юргорден: музей «Васа» и парк Скансен

Раздел сайта: 
В феврале 2020 года, перед самым закрытием границ, мне повезло успеть съездить на три дня в Стокгольм. О своей основной программе я уже писала в статье "Выходные в зимнем Стокгольме", а в этой хочу отдельно сконцентрироваться на достопримечательностях острова Юргорден, рассказ о которых занял бы слишком много места в обзорном очерке. Конечно, обладая очень скромным запасом времени, я была не в силах посмотреть всё, что есть на острове, но, надеюсь, даже статья о тех двух достопримечательностях, что я посетила, убедит вас, что скучать там точно не придется.

Музей корабля «Васа»

Одним из обязательных пунктов моей программы в Стокгольме было посещение «Васы» — уникального музея, главный экспонат которого — одноименный корабль XVII века. Девятисоттонный гигант, поднятый со дна в XX веке и законсервированный специальными составами, сохраняющими дерево от деформаций и гниения, лежит в специальной «колыбели», вокруг которой и построено здание музея.
 

У входа в музей

 
Историю корабля «Васа» в общих чертах я знала задолго до того, как у меня появилась возможность попасть сюда, причем узнала в довольно странном контексте: в пересказе от коллеги-программиста. История эта поучительна для любого инженера и наглядно показывает, как — не в укор авторам проекта, ошибшимся из-за недостаточного развития науки — нельзя подходить к проектированию любой мало-мальски сложной системы.

Модель «Васы»

 
Беда великолепного — и очень дорогого в строительстве — флагманского корабля, затонувшего в день своего торжественного спуска на воду, была в том, что он был спроектирован путем простого масштабирования более мелких боевых кораблей. Маленькие корабли, в свою очередь, сами по себе уже не отличались хорошей остойчивостью (способностью судна сопротивляться внешним силам, накреняющим его, и возвращаться в нормальное положение): они были высокими и узкими, со множеством пушек по бортам. Это, однако, позволяло следовать одной из двух распространенных тактик морского боя в XVII веке: более старой, заключавшейся в обстреле противника сверху вниз (за этим нужна высота), или более новой — развернуться к противнику боком и бить по нему из пушек (для этого нужна была огневая мощь). Но при простом пропорциональном увеличении размеров — а строили корабль даже без чертежей, по габаритам, используя т.н. «голландский» способ судостроения (чертежи вообще появились в обиходе только во второй половине века) — получилось, что центр тяжести корабля находится слишком высоко. Результат печален: согласно сохранившимся документам, первый же порыв ветра накренил корабль, а второй — положил его на борт так, что он зачерпнул воды пушечными портами и пошел ко дну. Из 150 человек, находившихся на борту, 30–50 утонули вместе с кораблем; остальным удалось спастись за счет того, что большая часть людей находилась на верхней палубе, а корабль не ушел далеко от берега.
Удивительным образом трагедия на воде, случившаяся почти четыреста лет назад, даровала нам возможность в XXI веке посмотреть на подлинный боевой корабль века семнадцатого: вода Балтики прекрасно сохранила дубовый корпус корабля, и 98% деталей — оригинальные.


Как ни странно, «Васа» — не совсем музей одного экспоната: хотя главная его ценность — это, собственно, корабль, в музее также есть несколько весьма познавательных выставок. Одна часть экспозиции повествует об устройстве судостроительной верфи.
Другая — о ежедневном быте на корабле.
Демонстрируются и реконструкции раскраски скульптур, украшавших корабль.
А досадная невозможность подняться на борт (это было бы разрушительно для единственного в своем роде и весьма хрупкого экспоната) благополучно компенсирована макетами разных частей корабля, иногда в натуральную величину.

Корабль в разрезе


Копия пушечного порта в натуральную величину

 
При подъеме «Васы» на сушу были найдены несколько скелетов, которые сперва были захоронены по-христиански, но спустя пару десятилетий эксгумированы для научных целей. Тогда же скелетам были даны имена: самый первый скелет, названный ранее литерой А, стал Адамом, бывшая Б — Беатой, и так далее. Довольно много информации о людях, оказавшихся на морском дне вместе с кораблем, удалось получить с помощью остеологии и анализов ДНК, но реальных имен этих людей мы никогда не узнаем: до наших дней дошло лишь одно имя затонувшего, титулованного капитана Ханса Юнсона, почетного гостя первого плавания «Васы». Скелеты сейчас также выставлены в музее.
В общем, «Васа» оказался очень интересным и, на мой взгляд, чуть ли не обязательным к посещению — где еще вам покажут такое? Тем более что это еще и очень удобно: на момент моего посещения можно было как воспользоваться бесплатным аудиогидом, так и заказать экскурсию — хоть на английском, хоть на русском. К сожалению, на момент написания статьи — весной 2021 года — музей все еще закрыт из-за пандемии, но «а знаешь, все еще будет». И обязательно ведите туда детей, если хотите заинтересовать их морем!

Этнопарк «Скансен»

В последний полный день в Стокгольме мне повезло с погодой, и я снова села на паром до Юргордена и направилась в парк «Скансен». В каком-то смысле это «дедушка» всех известных нам музеев деревянного зодчества и прочих этнографических музеев под открытым небом: на территории парка собрано множество типичных скандинавских домов различного назначения от простых крестьянских изб до роскошных усадеб, первый из которых был привезен сюда еще в 1891 году.

Колокольня из дерева

 
Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь рассматривать местное зодчество, — что скандинавские технологии строительства принципиально отличаются от привычных нам. Их типичные дома — не срубовые, а стоечно-балочные: в каменное основание вставляются столбы, а промежутки между ними забиваются досками. Как и все народы, чьи земли богаты лесом, шведы применяли дерево весьма широко и разнообразно: помимо жилых домов, можно наблюдать хозяйственные сооружения разного назначения, усадебный декор и довольно хитромудрые церкви.

Сельская школа


Флигель усадьбы Скогахольм


Мельница

Но, к моему удивлению, срубовые постройки в парке тоже представлены. В основном они хозяйственные: то просторный хлев, то лабаз.

Мельница


Амбар


Птичий двор


Хлев

Фото с хлевом, кстати, хорошо иллюстрирует отличие Скансена от наших привычных музеев деревянного зодчества. Он музей не просто архитектурный, он демонстрирует разные аспекты жизни шведского народа в старину. И постройки, которые перенесены в музей, не просто стоят законсервированными, а живут и дышат: в хлеву живут свиньи, в саду около усадьбы (конечно, не в феврале) растут плодовые культуры и бродят куры, и даже в школе вам предложат заходить на урок.

Туда же — зоопарк с аборигенными видами животных, расположенный в глубине парка: выдры, рыси, волки, зубры (и многие другие, не вышедшие у меня на фото).



Наконец, для любителей городской жизни смоделирована традиционная городская улица: с каменными домиками, кафе, аптекой и другими магазинами.
Также на территории парка есть множество павильонов разного назначения: например, Центр Балтийского моря — там на первом этаже находится что-то вроде океанариума, где можно посмотреть на типичные балтийские виды животных и растений, а более высокие этажи занимают всякие познавательные стенды. Они рассчитаны, по-видимому, в основном на детей, но не ко всем были пояснения хотя бы на английском, и я их в основном проигнорировала. В другие павильоны я не заходила, но также есть, например, «детский» зверинец с некрупными домашними животными.


Отдельная услада глазу — рельеф Юргордена: высокие скалы, поросшие соснами, красиво обрамляют экспонаты. Но, конечно, к такой природе нужно подходить подготовленным и одеваться теплее, чем на простую прогулку по городу.

Ну и, бесспорно, парк прекрасен для посещения с детьми. Многие развлечения на территории «заточены» на семейное времяпрепровождение (правда, надо знать английский или шведский и быть готовым переводить).

В заключение

Вот таким вот удивительным местом оказался остров Юргорден. Но ведь это еще не всё! Есть там и Северный музей (музей шведской культуры и этнографии), и музей группы ABBA, музей сказок Юнибаккен, а еще большой парк аттракционов — кажется, можно устроить себе недельный отпуск, не покидая остров. Остается только дождаться, когда это снова будет возможным.
Стоимость
за экскурсию:
90 евро
Разобраться, кем же все-таки были эти загадочные скандинавские мореходы
Стоимость
за экскурсию:
91 евро
Посетить увлекательный музей королевского корабля «Васа», поднятого с морских глубин
Стоимость
за человека:
46 евро
Увидеть современные творения и понять их взаимодействие с городом

Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя yana
Марина, спасибо за Стокгольм!)
Интересные такие места. 
Швеция кажется такой недосягаемой.
С вами она становится ближе.
Спасибо!
 
Аватар пользователя marinam
Яна, пожалуйста! я очень рада, что вы меня читаете! Долго думала, стоит ли с этими заграницами бередить раны и мутить воду, но всё же, раз сказала А (в предыдущей части обещала о Юргордене отдельно написать), то и Б надо.
На самом деле у самой долго не было никакого энтузиазма ни писать, ни читать. Обнаружила, что за это время вы целую пачку написали — почитаю на досуге. :)

Добавить комментарий

(все комментарии проходят ручную модерацию)

Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие: