Выходные в зимнем Стокгольме

Раздел сайта: 
Еще в начале января я не планировала никакого Стокгольма и была уверена, что в конце месяца еду в Питер: в этом городе я не была уже несколько лет, но, мотивированная приглашением живущей там подруги и красочным отчетом Елены Услановой, вовсю строила планы на визит в Эрмитаж и кофе с видом на Казанский собор. Но в районе Рождества и у подруги, и у меня дома произошла череда событий, из-за которых весь план поездки, а заодно и куча других мелких задумок, «посыпались»… Чемоданное настроение и тягу на берега Балтийского моря было, однако, уже не унять, поэтому я пересчитала освободившиеся деньги, взяла пару отгулов и купила билет на самолет к холодному морю, где меня ждал прекрасный город и университетский приятель в качестве лучшего на свете экскурсовода.
 

Содержание статьи:

Организационные вопросы

Конечно, такая спонтанность этой поездки была бы невозможна, не будь у меня заранее полученной визы. Швеция входит в шенгенскую зону, поэтому визы с многократным въездом, полученной прошлой осенью для поездки в Венгрию, было достаточно.
Многие туристы попадают в Швецию паромом (при желании на нем можно даже автомобиль перевезти — такую услугу предлагают, например, Viking Line), но я, чтобы сэкономить время, предпочла самолет. На момент написания статьи прямые рейсы в Стокгольм есть у двух авиакомпаний: Сингапурских авиалиний и Аэрофлота.
Чтобы попасть в город из аэропорта, есть много вариантов, но самый дешевый способ уехать — это воспользоваться обычным городским транспортом, причем стоить это будет как одна поездка на здешнем метро. Вот вам и дорогой Стокгольм! Правда, ехать придется с пересадкой: автобусом 579 или 583 до городка Мерста, а уже оттуда электричкой (по-местному пендельтогом) в город. Проездной можно купить (или пополнить) в аэропорту — я, чтобы быть уверенной, что ничего не путаю, сделала это на стойке информации. Потом по этому же проездному будет можно ездить на всех видах стокгольмского общественного транспорта, включая пригородные электрички и городские паромы.
Ну и о мобильной связи. Без телефона и в особенности интернета мне некомфортно, поэтому на случай европейских поездок у меня припасена туристическая симка DrimSim, с которой я потратила 5 евро за три с половиной дня, совершенно не экономя.

Отель Gamla Stan

Я не знаю, как меня угораздило забронировать гостиницу под названием «Старый город»: звучит как типичная замануха, и обычно подобное название стоит понимать как «дорого, бестолково и в самом шумном месте города». Честно говоря, несмотря на отличные отзывы, я ждала подвоха, но гостиница оставила приятные впечатления.
Самый значимый плюс отеля Gamla Stan  — это его расположение. Оно идеально для туриста! Дело в том, что оттуда близко не только до основных достопримечательностей Гамла Стана, но и до пары полезных мест:
Минут за пятнадцать можно неспешным шагом дойти до менее туристического района Норрмальм, где, помимо Королевского сада и станции синей (самой красивой) линии метро, есть множество фуд-кортов и ресторанов со вменяемыми ценами.
В трехстах метрах от гостиницы находится причал Слюссен, откуда ходит паром на остров Юргорден: там расположены этнопарк Скансен и музей корабля «Ваза».
Ресепшн поначалу дружелюбием не поразил. Зашла внутрь, оглядываюсь, а меня окликивают с интонацией недовольного администратора: «Check-in?». Правда, потом впечатление быстро исправилось: несмотря на то, что я прибыла на полтора часа раньше времени заезда, меня без вопросов заселили, а потом мило объяснили про завтрак и как попасть в номер. Единственное, что объективно неприятно, — не предложили заплатить при выезде, взяли всю сумму сразу.

На ресепшн всё в хрустале: шведы любят хрусталь

Теперь покажу мой номер. Что мне понравилось в Стокгольме — в отличие от многих мест, где я когда-либо была, тут можно с легкостью найти гостиничный номер на одного человека в гостинице любого уровня. С одной стороны, конечно, странно снимать двенадцатиметровую конуру в четырехзвездочном отеле, а с другой — крайне удобно, когда не согласен на койку в хостеле и платить за воображаемого друга в двухместном номере тоже не хочешь.
Меблирован скромно: кровать, тумбочка, зеркало, письменный стол с креслом, телевизор, три вешалки. Шведский минимализм, ничего лишнего :) Мне, впрочем, этого оказалось вполне достаточно (даже трех вешалок), и не хватало только мини-бара в качестве холодильника (и его, судя по Букингу, нет и в более дорогих номерах). Кровать удобная и не слишком узкая, шторы плотные, ночью в номере тихо.
Отдельно стоит сказать про отопление: с ним всё хорошо! По приезде в номере было пугающе прохладно, но оказалось, что батарея отключена (включается легко, поворотом регулятора). К вечеру номер прогрелся до комфортной температуры, при этом душно не было.
Ванная удобная, укомплектована качественными банными принадлежностями. Единственный нюанс — душевая кабина без поддона и двери: сток в ней организован правильно, и вода не заливает всю комнату, но если очень усердно мыться, то пол становится мокрым от брызг.
Ну и про завтраки. Вообще они очень недешевые (доплата около тысячи рублей), но у меня по какой-то очередной сверхсекретной суперскидке Букинга разница была не такой большой. И завтраки вкусные, хотя… не совсем привычные. Омлет, бекон, хлеб нескольких разных видов, мясные и сырные нарезки (включая сыры с плесенью), фрукты — примерно то, что обычно ожидаешь увидеть. А вот моих любимых двух видов завтрака — каши и сырников — нет. Зато есть куча всякой рыбы: от селедки с горчицей до гравлакса из лосося.

Мой завтрак: «Национальные шведские блины», нарезки, йогурт

День первый. Привет, Скандинавия!

Начало поездки надо было просто пережить: несмотря на то, что я выросла в авиационной семье и обожаю всё, что летает, подъем в шесть утра сильно подкашивал мой энтузиазм. Пара часов маеты в утренний час пик, включая час в новоявленном гибриде Аэроэкспресса и МЦД, меньше двух часов в воздухе — и, наконец, внизу показался пейзаж «как я всегда представляла Скандинавию»: озёра со скалистыми берегами, сосновый лес, это всё — под низкими облаками, как казалось, почти касающимися воды.
Мои восторги от увиденного по приземлении были не меньшими: прямо вокруг аэропорта — суровая северная природа во всей своей красе! По пути в город я не отлипала от окна.

Территория аэропорта Арланда
 
Пока добралась до гостиницы, заселилась и передохнула, было около трех часов дня, но уже смеркалось. Погода — хорошо знакомый нам по Питеру дождь «пульверизатором в лицо», зонтик не поможет.

Королевский сад и памятник Карлу XII

Гулять было не очень приятно, к тому же хотелось есть; за этим по совету приятеля я пошла на фудкорт гастрономического центра Eataly, что на Норрмальме. Несмотря на совсем не демократичный интерьер, цены по меркам Стокгольма гуманные: за огромный кусок вкусной пиццы, лимонад и булочку я отдала 145 крон, причем булочка, стоившая треть обеда, была там явно лишняя.

Интерьер фудкорта

Пока я обедала и разглядывала стройные ряды санкционных сыров в магазине, дождь кончился. Можно гулять! Уже почти затемно я вернулась в старый город и пару часов блуждала по узким улочкам между цветными домиками…

Каток в Королевском саду и фонтан Wolodarski, выключенный на зиму
 

Площадь Стурторьет
 

Сувениры в витринах старого города…
 

…И не только сувениры!
 

Кончилась моя прогулка тем, что мой приятель меня вызвонил, и мы отправились отмечать долгожданную встречу в ресторан Prinsen, что тоже неподалеку от Королевского сада. Это ресторан с долгой и славной историей: он работает на одном и том же месте уже более ста лет. Специализируется на классической скандинавской кухне. Заведение ожидаемо не из дешевых: за одно блюдо и бокал вина придется отдать 350–400 крон. Публика весьма респектабельная, в основном серьезные люди за сорок, многие в костюмах и платьях. В Стокгольме тридцатилетние вообще практически не ходят в рестораны для общения, предпочитая им пивнушки.
На входе гардероб (платный, но никто не обязывает сдавать вещи), внутри расписные стены и отделка деревом.

Кусочек интерьера: барный шкаф

Порции убойные, больше одного блюда сразу не стоит брать даже крупному мужчине. Более того, к любому заказу вам принесут булочек из белого хлеба на длинной шпажке и вкуснейшего мягкого сливочного масла. Эта пара булочек, в общем-то, тоже вносит серьезный вклад в сытность ужина :)

Тефтели в ягодном соусе с картофелем и маринованными огурцами

С шиком отужинав, мы направились на прогулку по району Сёдермальм. По количеству и древности исторических зданий район явно уступает Гамла Стану, зато сохранилась деревянная застройка. Что особенно здорово — многовековые одно- и двухэтажные домики жилые!

Улица Mäster Mikaels, застроена в 1729 году


Более известная улица Fjällgatan, застройка примерно тех же времен


В конце Fjällgatan открывается прекрасный вид на город

Другая достопримечательность Сёдермальма — променад Monteliusvägen, откуда, кажется, и снята добрая половина открыточных стокгольмских пейзажей. Променад проходит по высокой скале, куда не так-то просто добраться: при прогулке из старого города идти придется все время в горку.

Вид с Monteliusvägen на старый город

В остальном же Сёдермальм — район хипстерский, тусовочный, с модными кофейнями и работающими допоздна шумными барами.

День второй. Старый город при свете дня, Ваза и метро

Погода утром совсем не радовала: зарядил довольно сильный дождь. Сегодня у моего друга были дела, и я решила посвятить день музеям: корабля «Ваза», фотографическому и современного искусства, — но сперва немного посмотреть на старый город засветло.
Прямо около гостиницы обнаружила Георгия Победоносца — очень узнаваемого, но совершенно отличного от того, как его принято изображать у нас.

На герб Москвы не очень похож

От него прошлась до Стурторьет (ох и людная же она днем!) и далее — к церкви Св. Николая, кафедральному собору Стокгольма.

Церковь Святого Николая



От нее свернула по направлению к церкви Риддархольмена, усыпальнице шведских монархов. Построенная в XIII веке, изначально она была главным храмом францисканского монастыря и не имела башни. Готическая башня была выстроена парой веков позднее, а чугунный шпиль — вообще приобретение XIX века.

Риддархольмская церковь во всей красе

Пока бегала вокруг церкви в поисках входа (мне не повезло, зимой она закрыта), дождь стих.

Абстрактная скульптура Кристиана Берга Solbåten и ратуша

Когда я вышла на набережную напротив ратуши, через тучи уже робко проглянуло солнце. Что ж, это хороший повод сократить музейную программу в пользу прогулочной! Решено: иду на Сёдермальм любоваться дневными высотными видами c Monteliusvägen.





Насмотревшись на городскую панораму, я пошла искать место, которое заприметила прошлым вечером: лестницу на отвесную скалу около Слюссена. Слюссен — историческая местность вокруг протоки Сёдерстрём, соединяющей озеро Меларен и Балтийское море. Первый шлюз (отсюда и название Slussen) был построен еще в 1642 году, и с тех пор система шлюзования многократно перестраивалась под более крупные суда (нынешний шлюз — четвертый по счету, и ему уже 90 лет). С XIX века над шлюзами растянулась транспортная развязка, к настоящему дню достигшая ужасающих масштабов. Сейчас Слюссен в очередной раз реконструируется.

Транспортная развязка Слюссен

По пути нашла еще одну достопримечательность: лифт Девы Марии (Mariahissen).

Mariahissen: вход в исторический лифт на верхнем ярусе

Задуманный как общественный транспорт, он размещается в неоготическом здании, возведенном архитектором Густавом Далем в 1880-х. Здание приметное: вырастающее прямо из скалы (так и было задумано: часть скалы пришлось взорвать ради его строительства), даже в этой статье оно мелькало несколько раз.

Крайнее здание на набережной — Mariahissen

А лифт, к сожалению, не является общественным транспортом уже 80 лет как. В 1937 году пассажиропоток упал настолько, что лифт оказалось рентабельнее закрыть. Здание было заброшено на долгих тридцать лет и разрушалось, но в 1970-х его отреставрировали по оригинальным чертежам. Сейчас, как ни странно, там размещается бизнес-центр; в нем, конечно, функционируют лифты, но для публичного пользования они не предназначены. Пришлось спускаться с холма пешком, по старинке :)
Вчерашнюю лестницу я в итоге нашла. Только вот ни к чему интересному она не ведет: поднявшись наверх, я увидела лишь панораму стройки.
Чуть в стороне от стройки — на фото не видно — возвышается хитрая конструкция, нависающая над набережной. Это панорамный ресторан Eriks Gondolen. Виды оттуда, судя по фото, открываются изумительные, но — дорого (TripAdvisor пометил четырьмя долларами). Тем временем у меня настало время обеда; узнавать, что такое «ресторан высокой кухни» в Стокгольме, мне было как-то неохота, поэтому — самое время вернуться в Eataly (в этот раз за лазаньей и тирамису, порции как для двоих, обошлось в 190 крон). В такую погоду — конечно, пешком! И дальней дорогой через старый город.

Церковь Святой Гертруды (немецкая)


Улица Österlånggatan

Но я, кажется, планировала музейный день? Конечно, я уже толком никуда не успевала (да и не очень-то хотелось по такой погоде), но решила-таки доехать паромом до острова Юргорден в музей Вазы, пока он не закрылся.
Пока добиралась из Eataly до причала, откуда идет паром до Юргордена, залюбовалась закатом. Небо было ослепительно ярким, будто сейчас не начало февраля, а апрель.

Лебеди у Северного моста


Набережная Skeppsbron


Корабль — хостел STF af Chapman & Skeppsholmen


Вид на причал и церковь святой Екатерины на Сёдермальме

В музей корабля «Ваза» я всё же успела: очень уж мне туда хотелось попасть. Построенный в первой половине XVII века корабль затонул в первый же свой торжественный выход из Стокгольмской гавани, а спустя более чем 300 лет поднят со дна и сейчас, тщательно законсервированный, экспонируется в специально построенном под эти нужды здании. Эту историю я, наверное, расскажу в отдельной статье, а тут покажу сам корабль:
Вернувшись из музея Вазы в старый город, я немного передохнула в номере и пошла на ужин, снова на Норрмальм. В этот раз для разнообразия выбрала сетевую бургерную Prime Burger.
По пути встретила мрачноватую скульптуру под названием Non-Violence — таких много по всему миру


Мой ужин на 150 крон


Интерьер бургерной

Оставшийся вечер я посвятила изучению метро: села на T-Centralen и, недолго думая, поехала на конечную станцию Akalla, чтобы по пути назад выходить на понравившихся станциях. В общем, это было слишком! Мало того, что несколько станций на конце ветки надземные и неинтересные, так еще и назад с конечной уехать быстро не получится: интервал между поездами вечером — 14 минут.

Akalla

Пока маялась от скуки на Akalla, ко мне привязался какой-то помятый итальянец и стал звать в бар. Отвязался без проблем, но всё же было неуютно.

Solna Centrum



Kungsträdgården


Näckrosen


T-Centralen


Västra skogen

День третий. Этнопарк Скансен, Норрмальм и традиционные шведские сладости

На третий день мне повезло с погодой: солнце светило с самого утра. Поэтому после завтрака я снова села на паром до Юргордена и поехала в этнопарк Скансен.
Скансен — это немного музей деревянного зодчества,
немного ферма,
небольшой зоопарк
и куча павильонов с разными познавательными активностями для детей и взрослых. И, конечно, просто очень красивое место, заслуживающее отдельного рассказа.
После Скансена мы встретились с моим другом и пошли обедать в датский стейкхаус Jensens Bøfhus, что у Главпочтамта на Норрмальме. Заведение сетевое и звезд с неба не хватает, но кормят там вполне нормально, к тому же недорого: за счет того, что мы попали на бизнес-ланч, вполне убедительных размеров порция стейка с гарниром и стаканом яблочного сока по местному рецепту обошлась в 114 крон. Как бонус — за обедом можно любоваться модерновым зданием Главпочтамта через панорамные окна ресторана.
Побродив еще немного по Норрмальму — в основном довольно тоскливому в архитектурном смысле району, которому не повезло попасть под реновацию в 1960-х, на закате мы вышли к ратуше.

106-метровая башня ратуши со смотровой площадкой наверху


Внутренний дворик

Стрелка острова Кунгсхольм, где ратуша и находится, — очень романтичное место. Особенно в мягком закатном свете.
И ветреное. Так что мы довольно быстро замерзли и отправились греться в кафе. Да не какое-нибудь, а Vete-Katten — кафе со столетней историей!
Внутри оно… странное. Интерьер кафе состоит из кучи комнаток, довольно хаотично заставленных старинной мебелью, и спрятанного в их недрах буфета со сладостями.

Практически весь ассортимент десертов достоин внимания, но я ограничилась чашкой капучино и двумя булочками: яблочной с корицей и — большая удача! — семлой (традиционная шведская булочка с миндалем, кардамоном и взбитыми сливками, что появляется в ассортименте пекарен исключительно перед началом Великого поста).

Семлы в витрине

Потом была еще долгая прогулка по Норрмальму, еще один заход в метро, ужин в Vapiano около метро Gamla Stan (не рекомендую, невкусно), поиск сувениров по адекватным ценам (то, что продается в старом городе, стоит в основном жутких денег, самый нормальный магазин встретился в ратуше) и прощальный круг почета по старому городу. Завтра — в аэропорт и домой…



Стоимость
за экскурсию:
105 евро
Авторская прогулка по самым впечатляющим станциям шведской подземки
Стоимость
за экскурсию:
91 евро
Посетить увлекательный музей королевского корабля «Васа», поднятого с морских глубин
Стоимость
за человека:
46 евро
Увидеть современные творения и понять их взаимодействие с городом

Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя Карина
Марина, очень красивый, яркий, вкусный замечательный отчет. Прочла с удовольствием и пару раз подробно посмотрела все фотографии.
Для меня северно-западнее Прибалтийских стран направление ещё не изведанное.
Спасибо за виртуальное путешествие!

 
Аватар пользователя marinam
Карина, вам спасибо, что прочитали!
А я как раз Прибалтику очень хотела изведывать этой весной, но не судьба...
Аватар пользователя yana
Марина, спасибо за ваш красивый отчёт. Много полезной информации. То, что метро вечером раз в 14 минут ходит. И про отель в таком хорошем месте, близко ко всему. Это самый лучший вариант. Давно присматриваемся к Швеции. Дочка, пока заочно, очень любит эту страну. Но я хочу попасть на экскурсию в квартиру Астрид Линдгрен, а там только с 15. А может и не стоит это того. Спасибо за рассказ об общественном транспорте. Трансфер очень дорого, а инфо как в отели добираться практически нет.
Аватар пользователя marinam
Яна, спасибо за такую оценку моих трудов :)
Мне кажется, для детей это вообще совершенно райское место. Те музеи, где я была (Скансен и Ваза) очень хорошо под детей адаптированы. В Вазе даже все по-русски есть, кстати. А в музей Астрид Линдгрен я бы сама с радостью пошла, но раз уж дают солнце посреди зимы, надо пользоваться.
На самом деле я потому и решила написать про автобусы из аэропорта, потому что про них как-то очень тяжело найти информацию. Либо про эконом-вариант с паромами везде, либо про дорогие трансферы из аэропорта, а меня как раз интересовала золотая середина, эдакий комфорт-класс. Честно говоря, сама бы воспользовалась каким-нибудь недешевым трансфером, если бы не повезло с наставником: друг очень выручил рекомендациями.
Аватар пользователя elenau
Мариша, классные выходные получились! Не Петербург конечно, но тоже здорово!))
Стокгольм очень понравился и музей корабля , а метро какое необычное... Однозначно стоит ехать.
Спасибо за интересный рассказ, красивые фотки и нужную, полезную инфу! 
Аватар пользователя marinam
Лена, спасибо за внимание :)
Там прям здорово, и я увидела даже не половину интересного. С радостью бы еще летом съездила. Только теперь вот границы закрыты и мир тихо переходит на осадное положение, так что пока остается смотреть фото и писать мемуары.
Корабль и зверушек из Скансена еще покажу, скорее всего, в отдельной статье. Там фотографий море, но хочется их каким-то разумным текстом бы сопроводить, а не "смотрите, там живет выдра! и рысь!" :) в смысле, что эти музеи сильно познавательнее, и это хочется как-то передать.
Аватар пользователя olga.g
Марин, спасибо за отчет! У меня дочь была почти после вас в феврале. А мы в январе 2 года назад. Стокгольм очень глянулся. Правда, вот до Скансена мы так и не дошли. А я так люблю эти народные музеи! Зато попробавли бургеры с селедкой. Есть в Стокгольме один ларек, где их уже 100 продают. Летом туда очереди, а зимой никого не было. И метро, да! Прям музей! Тоже катались на нем.
Аватар пользователя marinam
Ольга, вам спасибо, что читаете :) 
Я тоже музеи под открытым небом вроде Скансена люблю и всегда рада посетить. В Стокгольме, считайте, повезло: для зимы была очень хороша погода, и я принимала решения исключительно в пользу уличных вариантов досуга. Он на холме на острове, и будь погода похуже, туда идти было бы смертоубийство: там ветрено — жуть. А вообще очень рекомендую, когда ситуация с мире снова станет пригодна для разъездов ;(
А вот бургеры селедочные не пробовала. Но я и рыбы небольшой любитель. Хотя звучит так забавно, что почему бы и нет :)
Аватар пользователя natalia_s
Марина, спасибо за интересный и красивый отчёт) В моих планах была поездка в Стокгольм этой зимой на пароме, но не срослось( Надеюсь ещё погулять по Стокгольм, метро тоже в моих планах))) 
Аватар пользователя marinam
Наталья, спасибо, что читаете! 
У меня зимой сорвалось все, что можно. Стокгольм случайно как раз стал планом Б, потому что не имей сто рублей, а имей сто друзей университетского времени, уехавших жить в Европу... хотя запас рублей там тоже будет очень нелишним.

Будем надеяться, что у нас всех всё когда-нибудь срастется наконец :) 

Добавить комментарий

(все комментарии проходят ручную модерацию)

Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие: