Путешествие на северо-запад. Часть 2: Псков

Дорога на Псковщину далась нам довольно трудно, но мы прибыли туда в радостном предвкушении. Было даже немного страшновато: вдруг случится парижский (псковский?) синдром, не решим ли мы, что ожиданий было слишком много? Однако, забегая вперед, скажу: не решим. Псков нас очаровал и покорил, и я думаю, что мы еще встретимся.
К сожалению, на Псков пришлось меньше двух полных дней путешествия: это так мало! Даже «основная программа» оказалась охвачена не полностью, а ведь просто гулять и потихоньку знакомиться с городом — тоже удовольствие. Сейчас я думаю о том, что, чтобы просто все осмотреть по одному разу, нужно дня три (трех дней у нас, впрочем, в эту поездку точно не нашлось бы). Наши недолгие прогулки, однако, оказались славными, и я приглашаю вас взглянуть на город моими глазами в этом отчете.

Содержание статьи:

День второй: Вечер трудного дня

Несмотря на то что прибыли мы задолго до заката, в первый день мы почти ничего не успели посмотреть: после тяжелой дороги нам хотелось отъесться в каком-нибудь заведении поуютнее и побыстрее спать, поэтому, с горем пополам заселившись в «Гостевой дом на Великой», мы срочно пошли искать, где бы нам наконец поужинать. Сотрудница ресепшн советовала нам сходить в знаменитую «Пожарку», но мы, помучив немного карты в телефоне, решили оставить ее на завтрашний обед, а на вечер выбрали другое заведение: ресторан «Хельга» на улице Максима Горького (как подсказывает Гугл, открывшийся незадолго до нашего визита в бывшем помещении ресторана «Ханса»).
По псковским меркам заведение, кажется, не самое дешевое, но усталые путники, то есть мы, остались очень довольны. Мы отведали вкуснейший салат из свеклы, тыквы и сыра (220 рублей и единственное блюдо, что я сфотографировала), язык с адыгейским сыром (480 рублей), отличный глинтвейн, бельгийское пиво и еще пару горячих мясных блюд (около 500–600 рублей за порцию). Антураж там тоже довольно интересен, но на любителя: каменные стены и грубоватая деревянная мебель «под средневековье» выглядят слегка нарочито бутафорскими, зато костюмы персонала — зеленые платья в пол, расшитые яркими цветами, у девушек, и синие рубахи у мужчин — смотрятся просто отлично.

Тот самый свекольный салат

Отяжелевшие от обильной и вкусной еды, пошли прогуляться перед сном по Ольгинской набережной. Вышли к часовне и первое, что увидели, — уже прославившееся здесь местное украшательство невиданной скромности.
А потом нам открылся прекрасный вид на Кром. Обратите внимание, что небо над собором не совсем темное, хотя фотография сделана незадолго до полуночи.
Потом мы попытались было пройти к нашей гостинице прямо по набережной под Ольгинским мостом, но сразу после моста всякая цивилизация — как нам тогда (совершенно несправедливо) показалось — кончилась: перед нами были грязь, стройка, ржавые заборы, а дальше — абсолютная темнота. На следующий день мы увидим, что в полной темноте скрывалась современная почти доделанная набережная со скамейками и велодорожкой, к которой пока еще не успели подвести освещение, а пока мы не рискнули идти напрямик и поэтому к гостинице вернулись более освещенной улицей Горького.

День третий: Основная программа во Пскове

День начался раньше, чем хотелось бы, потому как в десять утра нас довольно категорично попросили из номера. Что ж, пошли откатывать обязательную программу: первым делом — ближайшая к гостинице достопримечательность, Мирожский монастырь.

Климентовская церковь

К монастырю шли берегом Великой, мимо Климентовской церкви. Вроде бы и безлюдное место, а присмотришься — жизнь кипит: прямо рядом с гостиницей стройка, чуть дальше к монастырю обустраивают кафе, на другой стороне реки перестраивают старое здание ТЭЦ под жилье. А если посмотреть на Google Maps от 2012 года, можно обнаружить, что все эти места — пустыри да заброшки… В общем, город на самом деле вполне активно строится и меняется, хотя с ходу и не скажешь.

С Мирожки открывается прекрасный вид на Кром

Наконец перешли речку Мирожку, перед нами — жилой корпус монастыря и Стефановская церковь:
Монастырь действующий, но главный его храм — Спасо-Преображенский собор, сохранивший внутри фрески XII века, — сейчас музей. Туда-то мы и собрались первым делом; собор открыт, но билеты продаются в кассе в соседнем домике (200 рублей, только наличные). На пути в кассу встретили кассиршу — приходите минут через двадцать, говорит, а пока — перерыв. Что ж, уходим смотреть территорию, а потом — прилегающий дендропарк.

Преображенский собор

Территория монастыря оказалась ухоженной и вполне дружелюбной. Перегороженных тропинок мало, можно подойти к встроенному в монастырскую стену дому настоятеля (красивый — эх, ну почему у меня нет фотографии?), зайти в Стефановскую церковь. Есть ларек с монастырской выпечкой и напитками, и только недавний плотный завтрак спас нас от набега на него… Все встретившиеся люди тоже вполне доброжелательны. Обошли территорию, сделали небольшой крюк до дендропарка — и можно возвращаться в кассу.
Собор внутри — поразителен. Расписанный греческими мастерами, он впечатляет не только хорошей сохранностью исторического декора, но и художественной составляющей: глаз просто радуется!

Хуже всего сохранился, конечно, нижний ярус росписи: многострадальный собор не раз затапливало, и у входа даже есть стена с отметками уровня воды. Так вот, до этих отметок росписей ожидаемо толком нет.
Насмотревшись на фрески, мы направились на противоположную сторону реки к стене Окольного города. Около Покровской башни можно подняться по лесенке на земляную смотровую площадку и еще раз взглянуть на Мирожский монастырь:
Стали выяснять, что за площадка. Оказалось — зовется Покровским бастионом, это остатки фортификационных сооружений петровских времен. Странная форма объясняется тем, что изначальные формы бастиона пали жертвой благоустройства набережной в 2012 году…
Обошли стену, подошли к Покровской башне изнутри укреплений. Там нашли удивительную «двойную» церковь с деревянными куполами:

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Там же вроде как есть подъем на башню, но при нас он был перегорожен.
Дальше пошли улицей Воеводы Шуйского, попутно завернув к церкви Иоакима и Анны по соседней улице Красных Просвещенцев (восхитительная комбинация топонимов, не правда ли?)

Наконец, возвращаемся на набережную и садимся выпить пива в безымянном кафе около церкви Георгия со Взвоза. Куда ни глянь, красота: с одной стороны Георгиевская церковь, с другой, через реку, Мирожский монастырь и Климентовская церковь. Впрочем, и Кром уже совсем недалеко.

Церковь Георгия со Взвоза

Приближаемся к Крому

Итак, Кром! Про него здесь много написано, и у Галины даже был подробнейший отчет "Псковский кремль - символ крепости русского духа". Поэтому дальше — просто фото:

Внутри Троицкого собора. Огромен!

Вид из бойницы Кутекромы. Обратите внимание на остекление Варлаамской башни в отдалении: проект реставрации предполагает, что башня не будет полностью достроена из руин в камне, а вместо этого недостающие части будут закрыты стеклом. Внутри расположится музей. Как вам такое?
По стене Крома изнутри можно прогуляться.
По внешнюю сторону стены, на набережной Великой прямо из воды растет какая-то красивая трава.
Прогулку по Крому завершаем на набережной Псковы, у Троицкого моста сворачиваем в направлении Завеличья: идем есть в «Пожарку». Жареного мяса, как назло, не хотелось, поэтому мы, скорее всего, не прочувствовали всю прелесть места, но все равно — вкусно! И дешево.
Отдохнув, направились гулять по Ольгинской набережной.

Церковь Успения с Пароменья

Ольгинский крест

Дошли в итоге почти до конца цивилизации. Там бы еще два шага пройти и посмотреть на собор Иоанна Предтечи, но… на нас напал какой-то ступор. Поозирались — нет на горизонте церкви. Нам бы залезть в карты на телефоне лишний раз, но тупить так тупить! Перепутали что-то, подумала я. Будто бы забыли, что большинство храмов Пскова — весьма компактные и вполне могут прятаться за деревьями. Так и не посмотрели мы этот храм. Что ж — будем думать, что он спрятался от нас, чтобы мы вернулись :)
А вот Троицкий собор видно почти отовсюду

День четвертый: Запсковье

На третий день в городе мы планировали покататься на кораблике по Великой, а потом посмотреть башни Окольного города в Запсковье и выехать дальше — в Новгород. Однако утром нас разбудила сирена, означавшая перемену наших планов: реку перекрыли катера береговой охраны, туда-сюда сновали люди на служебных лодках, а по берегу мимо гостиницы разгуливали ошалелые от визгов и поднявшихся волн утки. Поэтому после завтрака мы, оставив пока машину на парковке у гостиницы, не спеша пошли в Запсковье, к Гремячей башне.
Прошли Золотую набережную, вид с Троицкого моста
И почти сразу пожалели, что оставили этой части города так мало времени. Не удерживаемся от соблазна заглянуть во дворы и находим там церковь Косьмы и Дамиана с Примостья.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

Церковь Богоявления с Запсковья

Потом выходим к зеленоглавой церкви Богоявления, за которой находится мостик на другую сторону Псковы. С него открывается вид на очень ухоженную набережную, застроенную коттеджами. Все дома — в едином стиле. Впрочем, нас очень многие центральные районы Пскова порадовали единообразием застройки (по крайней мере, в сравнении с Москвой): если коттеджи, то как на подбор, а если уж хрущевки, то среди них, скорее всего, вы не встретите стеклянной каракатицы из современности.

Вид от Богоявленской церкви на другую сторону Псковы

Но более-менее облагороженная набережная кончается, и мы лезем на склон Гремячей горы, искать башню и еще одну церковь Косьмы и Дамиана. Грунтовая с вкраплениями гравия тропинка оказывается вполне себе чистой, даже несмотря на наше отчетливое ощущение, что в этом районе особенно любят обитать местные подростки (сами, пока шли наверх, встретили кучки три праздно шатающихся).
Наконец нам открывается вид на церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей горы.
Башню пока не видно, осматриваемся. Церковь — необычная: приземистая даже по меркам Пскова; формы довольно просты, хотя основные псковские архитектурные премудрости — ожерелья на апсидах и ажурно завершающиеся лопатки — все при ней; барабан главки неожиданно выпуклый — как мы поняли, не задумка, но привнесенная реставрацией случайность. На фоне многих местных архитектурных памятников выглядит довольно потрепанно: побелка смылась, из-под штукатурки выглядывают известковые стены, крыша притвора ржавая. На горе — никого, а вот церковь отперта, и в ней происходит какая-то жизнь. Вокруг все аккуратно, есть пара кострищ, а вот мусора нет.
Несколько шагов дальше, и открывается вид на Гремячую башню… сильное место.
Созерцаем реку и парк на другой стороне и даже пытаемся залезть вверх по камням башни. Изо всех сил стараемся не увлечься сверх меры и не свалиться :)
Тем временем был уже второй час дня, собирался дождик — надо выезжать из Пскова. Быстро возвращаемся к гостинице, забираем машину с парковки — и в путь…

Заключение

Псков меня очень впечатлил. Такой архитектуры я вообще нигде не видела! Она, вопреки традициям многих соседних земель, не стремится к небу, не воплощает в себе легкости, не выступает аллегорией возвышенности души. Наоборот, она очень земная: раскинувшиеся под свинцовым небом приземистые башни, ушедшие в землю кряжистые церкви, грубые стены из известняка сообщают что-то вроде: «Мы были тут всегда, мы вросли в эту землю, мы будем тут ещё столько же». Выглядит сурово, диковато и очень средневеково.
План спастись от толпы туристов тоже удался: за пределами Крома распознать туриста почти невозможно. Впрочем, на улицах вообще очень мало людей, хотя, судя по доступности номерного фонда в гостиницах, направление неожиданно популярное.
Ну и последнее — удивило местное благоустройство. Конечно, город небогат, да и в интернете легко найти жаркие баталии на тему расхода местного бюджета, из которых понятно, что проблемы с его распределением есть. Но почему-то то, что все-таки сделано, сделано как минимум очень аккуратно: плитка на дорожках дендропарка даже не думает разбредаться под ногами, а такие газоны, как на набережной Псковы, у меня под окнами никак не могут вырастить третий год, несмотря на бурную деятельность московских коммунальщиков.
Очень надеюсь, что в обозримом будущем удастся туда вернуться: побродить по Запсковью, посмотреть на собор Иоанна Предтечи, покататься на кораблике по реке… А пока следующая остановка — Новгород.

Марина, спасибо за отчет.yes Получила удовольствие от чтения и от просмотра ваших фотографий. Возникло желание снова ехать в Псков. Новую набережную не видели. Да и по старым местам пройтись хочется. Пойду на Букинг смотреть отель.wink
Аватар пользователя marinam
Галина, спасибо! Очень рада, что удалось вызвать порыв души даже у вас: человека, искушенного тысячей прочитанных отчетов и кучей собственных поездок :)
Удалось, ещё как удалось. :))  Прочитала и поняла, что соскучилась по Пскову и Псковщине.
Аватар пользователя natalia_a
Замечательный рассказ. Еще раз утвердилась в повторной поездке.Не видели мы ни Гремячьей башни, ни церкви Косьмы и Дамиана. А церковь как раз такая, как я люблю. Не испорченная реставрацией, настоящая. Спасибо Марина!
Аватар пользователя marinam
Пожалуйста :) Сама очень надеюсь вернуться. Много недосмотренного осталось...
Спасибо за ваш лёгкий язык и замечательные фото! У Псковской земли мы не были в гостях, но очень хочется. Вы добавили ещё больше желаний поехать в те края. Ещё если добавить Остров и Великие Луки, или Иван город, или Кингисепп будет невероятно путешествовать.
Вам спасибо за внимание!
Ох, Иван-город у меня тоже в листе хотелок уже довольно давно. Я, правда, смотрела в сторону того, чтобы его с Нарвой объединять уж сразу, ну и вообще Прибалтикой. А это с наскока как-то не получилось пока: то виз нет, то визы есть, но не получается на машине, то еще что...
Аватар пользователя olgag
Марина, рассказ - руководство к действию! Равнодушным никак не может оставить! Все больше и больше хочу в Псков!:)
Аватар пользователя marinam
Спасибо! Сама пересматриваю фото, читаю написанное и очень хочу повторить :)
Аватар пользователя natalia_s
Марина, спасибо за рассказ.
Нам очень понравился Псков, даже в апреле он был шикарен. Мечтаю вернуться туда летом и Пушкиногорье обязательно захватить!
Пожалуйста!
Псков за этот год чуть ли не на первом месте у меня по впечатлениям, однозначно превзошел все ожидания. На самом деле я, наверное, и решилась попробовать свои силы в написании отчета, потому что очень впечатлилась и испытала потребность впечатлять других :)
И я бы как раз хотела посмотреть еще весной (лучше бы все же не в апреле, а в мае, конечно) или ранней осенью.
Аватар пользователя anastasiya
Псков... Наш любимый Псков! Этот город запал в душу навсегда, он влюбил себя своей архитектурой, своим каким-то особенным миром.
У нас тоже на Псков было очень мало времени, всего пол дня... И получилась поездка наша "галопом"... Поэтому хочется вернуться туда снова и насладиться этим прекрасным городом и областью!
Спасибо за фотографии и рассказ smiley
Пожалуйста!
Мне самой настолько хочется повторить, что я даже думаю все же обратить как-нибудь внимание на авиабилеты из Москвы: на машине с моим темпом перемещений много Пскова в мой обычный отпуск не влезет...
Аватар пользователя olga_zh
Мы увидели Псков осенью, и он был также красив как летом. Да и зимний Псков должен быть великолепным. Было удивительно, что старинные церквушки не просто сохранились, но и являются действующими. Звонницы на псковских старинных соборах особенные, звонари в колокола звонят, стоя внизу на земле. Суеты, свойственной всем туристическим местам, нет. Как-то неспешно все и спокойно. Некоторые объекты реставрировались: Поганкины палаты, дом Масона, дом ксендза. Отдохнули душой.
Аватар пользователя marinam
Вот, кстати, мне очень жаль, что я не увидела, как они пользуются звонницами. Меня это очень интересовало, а оказывается, что вот прям с земли — спасибо, что рассказали.
Поганкины палаты и при мне реставрировались, поэтому они плюс один повод вернуться :)
Аватар пользователя olga_zh
У меня есть фотография, на которой хорошо видно, как от колоколов идут вниз веревки. Как раз это собор Рождества Иоанна Предтечи, вид сбоку. Только я не могу сообразить, как эту фотографию вставить в комментарий.