Путешествие в Астрахань. Часть 1. Мичуринск - Урюпинск - Волгодонск - Маныч-Гудило - Элиста. Отчет

В этой статье я расскажу о поездке нашей семьи на майские праздники по круговому маршруту: "Рязань – Урюпинск – Волгодонск – Маныч-Гудило – Элиста – Астрахань – Баскунчак – Эльтон – Саратов – Тарханы – Рязань".
Постараюсь не только поделиться впечатлениями, но и максимально дать всю полезную путевую информацию, которая может потребоваться тем, кто решит повторить наше путешествие.
Время на путешествие: 12 дней – с 1-го по 12 мая.

Содержание:

Предисловие

Под впечатлением от последней встречи с участниками клуба и от общения, которое затем последовало, решила все-таки написать отчет о нашем майском путешествии. Не судите строго, опыт первый…
Сначала несколько слов сказать о самих путешественниках. Нас четверо: папа - Сережа, мама - Катя, дочка – Настя и сын - Володя. Тут так и хочется добавить: «Ну а вместе мы…». Вот задумалась, кто вместе то? Вместе мы веселая семья путешественников. По России передвигаемся исключительно на авто. Так как дети маленькие больше 500 км. в день стараемся не ехать.
Планировать поездку я начала еще зимой, вообще к маршруту всегда подхожу основательно: сначала мы вместе с мужем решаем какой будет конечная – самая дальняя точка путешествия, а потом уже я пишу под нее план. В этот раз решили, что едем в Астрахань.
Начала смотреть, что интересного по пути. Оказалось, что много всего: Пенза, Саратов, Тарханы, Радищево…Плюс мы вспомнили, что хотим заехать в Элисту (были там два года назад, очень понравилось). К Элисте сразу же добавилось озеро Маныч-Гудило, т.к. его тоже давно хотели, но совместить было не с чем. В процессе изучения достопримечательностей озера выяснилось, что заезжать к озеру лучше со стороны Ростова, это еще крюк километров так в 200… А потом я наткнулась в сети на отзывы туристов о соленых озерах Эльтон и Баскунчак. Иииии….на этом месте я поняла, что в 12 дней мы не укладываемся от слова «совсем». Я меняла точки и так, и так, крутила целыми днями различные варианты ночевок и прогулок в голове. В результате от посещения Пензы, которая на тот момент уже полностью была спланирована, пришлось отказаться, а заодно и от усадьбы Радищева. Но Пенза – это не Астрахань, она от нас не так далеко, думаю, еще успеем побывать.
Наконец, окончательный вариант маршрута готов, гостиницы забронированы, час «Х» настал, и мы выдвинулись в путь.

1 день. Дорога до Урюпинска. Мичуринск

Первый день был самый сложный. Выехали мы примерно в 9 утра. Наш путь почти целиком лежал по трассе М6, трассу эту я очень не люблю: узкая, 2-х полосная, куча фур, обогнать невозможно…Самая ужасная трасса, на мой взгляд. Но делать нечего, едем. Дорога не очень хорошая, идут ремонты, в некоторых местах движение по одной полосе, приходится стоять и ждать очередь, трасса загружена, но особых пробок нет, медленно, но едем. Если есть альтернатива, то рекомендую выбирать другую трассу, например, в Волгоград, мы ездили по М4, крюк в 100 км, но фактически быстрее приезжаешь и водителю гораздо проще.
Первая остановка. Храм Боголюбской иконы Божией Матери в с. Зимарово.
Церковь старая, XVII века. Интересна она тем, что в ней есть очень древний список с Боголюбской иконы Богоматери, которая прославилась многими чудесами. Например, в 1848 году в городе Раненбурге свирепствовала холера, жители города отправились в город Сапожок за чудодейственной иконой. После того, как икону принесли, поднялся сильный вихрь, и разразилась гроза, а холера с этого момента холера стала ослабевать и в скором времени полностью прекратилась. Правда это или нет, конечно, не известно. Мы же просто осмотрели красивый храм, где детей, кстати, в честь Пасхи угостили шоколадом, пообедали и поехали дальше – в город Мичуринск.
В Мичуринск я стремилась давно. В прошлом году мы должны были в него заехать, но выдвинулись из дома слишком поздно, попали в пробку, проскочили нужный поворот… Не сложилось, короче говоря. Почему хотела? Причины две: во-первых, у меня очень много родственников живет в городе Новомичуринске (я с детства часто там бываю) и мне всегда было интересно посмотреть, так сказать, на «оригинал». А во-вторых, я прочитала отчёт Елены Себякиной, и в Мичуринск меня потянуло с удвоенной силой. Сережа просто сказал, что любит яблоки.
Город понравился очень! Тихий, милый, уютный. Просто приятно бродить по улочкам, дышать воздухом, разговаривать.
Гуляли мы долго, посетили дом-музей Мичурина.
ФОТО 2
К нему можно подъехать со стороны трассы, координаты стоянки – N052 53.885, E040 31.566. Или со стороны города, но тогда нужно будет перейти речку по мостику. Сам домик находится в глубине сада (нужно зайти в калитку на территорию музея и пройти по дорожке), он совсем небольшой, но в нем сохранилась практически вся обстановка, которая была при Мичурине. Надо отметить, что жил ученый небогато, скромно, я бы сказала. Рядом с домом памятник
Сотрудники музея пригласили нас приехать осенью еще раз, обещали яблоками угостить. Весной яблок нет, к сожалению. Музей работает с 8 до 17 часов, выходной понедельник.
Еще в городе есть предприятие "М-КОНС-1". Выпускает различные консервы, пюре и даже питание для космонавтов. Именно благодаря этому предприятию городу Мичуринск присвоено первое в России звание наукограда в АПК. Как заявляет производитель, его основными задачами является экспериментальные разработки и внедрение в производство технологических средств получения экологически чистого сырья, новых видов продуктов питания, предотвращающих преждевременное старение и развитие наиболее вредоносных болезней человека.
Конечно, не попробовать мы не могли, купили томатный соус и кабачковую икру, правда, еще не успели открыть, пока стоит в холодильнике. Купить эту продукцию можно в магазинах города, мы покупали в ларьке на ж/д вокзале.
После дома-музея мы осмотрели ж/д вокзал, там внутри есть интересный памятник Ленину.
А на привокзальной площади памятник Мичурину,
фонтан,
и вот такой арт-объект
Затем пешком прогулялись до центра города. По дороге нашли еще одного Ленина:
По пешеходной улице Советской дошли до памятника Мичурину, который, по сути, является символом города,
Осмотрели Ильинскую церковь,
И долго гуляли в Центральном парке: ели мороженное, пили кофе, играли на детской площадке. Парк очень красивый, рекомендую, особенно если вы с детьми.

Знакомство с Мичуринском завершили осмотром могилы ученого. Иван Владимирович был захоронен в своем любимом месте — Коллекционном саду в самом центре города, напротив Аграрного университета.
День подошел к концу, начало темнеть, а нас ждали еще 300 км. пути. Припозднились, конечно, но уж очень город понравился.
Дорога до Урюпинска, а именно там я забронировала гостиницу, была сложной: ужасная М6 да еще и дождь полил, устали…Но доехали благополучно.
В гостиничном комплексе «Наташа» нас очень приветливо встретили. Неплохая гостиница, для «переночевать» вполне подходит. Есть завтраки, вкусно, съедобно, причем покормили всех, включая маленького.

2 день. Дорога до Волгодонска

В отличие от вечера утро было солнечным, нас ждали великие дела, и мы тронулись в путь. Дорога предстояла неблизкая – 540 км. до города Волгодонска. Но, сначала заехали в одно интересное место: Левыкинский казачий городок-музей. Здесь местные энтузиасты построили целое казачье поселение XVI–XVII веков с кузницей, часовней и жилыми домами. Говорят, что строили не просто так, изучали архивные данные, документально зафиксированные воспоминания иностранцев, грамоты и др. материалы. Сейчас никто не знает, как выглядела в действительности казачья станица в то время, получился как бы усредненный вариант. Конечно, сюда лучше всего приезжать с экскурсией, но и просто погулять, пофотографировать, полазить тоже интересно.
Цена самостоятельного посещения – 100 р. со взрослых, с детей денег не брали

Дальше почти весь день была дорога. Навител - в своем репертуаре, завел нас на неизвестные просторы нашей Родины:
Но с другой стороны интересно.

Выехали в итоге к Шолоховским местам, к станице Вешенской. Жаль, времени совсем не было, пришлось просто мимо проехать. Остановились только около хутора Кружилинского, сфотографировать памятник Казакам Тихого Дона (в народе – Григорию Мелехову) Уж очень нам этот памятник нравится.
Совсем недавно – в прошлом году – перечитывали "Тихий Дон" и пересматривали одноименный фильм (а точнее, даже два фильма), не могли не заехать к мемориалу, установленному на месте смерти Подтелкова и Кривошлыкова. Мемориал находится на окраине хутора Пономарев (N 49° 3.805'  E 41° 28.836'), к нему ведет не очень хорошая, но асфальтированная дорога вокруг хутора. Это мы выяснили на обратном пути. Если поедете, не слушайте навигатор, который стремится проложить короткий путь напрямую через деревню. Там где, как он думает, есть дороги, нет дорог, направления. На удивление комплекс в очень хорошем состоянии, видно, что за ним ухаживают.

И в конце пути, уже в темноте, все семейство штурмовало трактор! На самом деле, это памятник машиностроения и сельского хозяйства, стоит на дороге, никуда съезжать не нужно. Можно порулить и просто посидеть
Ночевали в Волгодонске в Гостевом доме на Агатовой, 10. Скорее это даже квартира. Хозяйка очень приветливая, дождалась нас, несмотря на то, что приехали на час позже. Кровать и диван удобные. Есть кухня со всем необходимым, телевизор, гладильные принадлежности, ну самый главный тут вопрос – это цена, конечно, 1500 р. за ночь. Мы остались полностью довольны.
На этом первая, дорожная, часть путешествия подошла к концу. Утром нас ждало озеро Маныч-Гудило.
Правда, перед отъездом из города завернули к Кургану казачьей славы. В прошлый раз были тут в темноте, захотелось посмотреть при свете дня. В центре кургана памятник атаману Якову Бакланову - национальный герой, который за храбрость и отвагу был награжден золотым оружием и удостоился звания полного кавалера боевого ордена Святой Анны. Сам курган насыпной – высота 10м., разделен на две равные части как будто рассеченный ударом казачьей шашки. Именно такой удар называется «баклановским».

3 день. Маныч-Гудило и дом С.М. Буденного

Раз уж к озеру приехали с этой стороны (чуть ниже объясню почему), то по дороге к нему просто невозможно было проехать мимо станицы Буденовской. Здесь находится маленький, но очень интересный музей – дом-музей С. М. Буденного. Мы с мужем еще застали советское время, Сережа даже успел стать пионером, поэтому отношение к Буденному у нас соответствующее. Постарались простыми словами дочке рассказать про великого полководца. Музей открыт в 1939 году, еще при жизни Семена Михайловича. Экспонатов в музее не очень много, говорят, в 90-е годы его часто грабили, украли все самое ценное. Сам домик-землянка находится в другом, специально построенном над ним домом, со стеклянными стенами. Можно внутрь зайти, посмотреть как жили. Цены за вход – смешные.

А еще в музее много фотографий, их очень интересно разглядывать. Вот тут Буденный без усов, узнали? По-хорошему надо брать экскурсию, но у нас маленький очень тяжело их выдерживает, поэтому в этот раз просто осмотр.
Интересно прогуляться и по самой станице Буденовской, если у вы располагаете временем, сделайте это, вот пара фотографий:

Недалеко от станицы Буденовской на обочине автодороги "Сальск – Зимовники" стоит памятник бойцам 1-й конной, конечно, мимо проехать не смогли.
Ну, вот и озеро, наконец! Маныч-Гудило – огромное (длина более 180 км.) соленое озеро, раскинувшееся аж на три региона: Ростовскую область, Ставропольский край и Республику Калмыкию. Раньше на его месте было реликтовое водохранилище, которое соединяло Черное и Каспийское море. Озеро называют российским Мертвым морем, его вода в два раза солонее Черного моря. Откуда такое название? Говорят, что по ночам озеро «гудит», точнее издаёт звуки, похожие на гуд. Дело в том, что ночью дуют сильные ветры, которые поднимают на озере огромные волны. Удары этих волн об обрывистый берег и производят гул, слышный по всем окрестностям. Так говорят, как уж там на самом деле, не скажу, мы на озере не ночевали.
Почему же мы так стремились сюда? Дело в том, что здесь заповедная, дикая природа, весной на озере гнездятся разные птицы, включая пеликанов, по берегам раскинулась степь, в середине апреля именно сюда со всех уголков нашей страны приезжают люди на цветение тюльпанов. Мы тюльпаны уже не застали, к сожалению, а вот степные маки удалось посмотреть.

Дорога идет в нескольких километрах от берега, просто так к воде не подъехать – заповедная зона. А вход/въезд в заповедник – КПП находится в поселке Волочаевский. Именно сюда нужно приехать, если вы хотите погулять по туристическим маршрутам около озера (со стороны Элисты ехать далеко, поэтому и приехали с Ростовской стороны). Здесь же организуют экскурсии на остров Водный, где живет табун диких мустангов. Любителям лошадей привет! Никто не знает точно, как кони попали на остров, первые свидетельства их пребывания появились где-то в 50-х годах ХХ века. Сейчас табун живет полностью своей жизнью, однако численность его регулируют люди. Дело в том, что остров небольшой, и если лошадей становится слишком много, им просто перестает хватать еды.
Важно! Экскурсии на остров строго с 12 лет. Если вы едете с детьми это нужно учитывать, у нас дети маленькие, поэтому посещение острова мы не планировали.
Визит-центр расположен на въезде в Волочаевкий, мимо не проедете. Здесь нам рассказали, как проехать к экскурсионной тропе, по которой можно бродить самостоятельно, денег не взяли (а вообще цена за въезд – 100р. с человека). Можно также гулять с экскурсоводом, цена – 300 р., но об экскурсии лучше договариваться заранее (эл. почта заповедника - gzr@orlovsky.donpac.ru ), т.к. экскурсоводы не находятся постоянно в визит-центре. Дороги степные – грунтовые, но вполне проезжаемые для любой машины, без посещения КПП на территорию заповедника въезжать не рекомендую, могут оштрафовать. При въезде в заповедник есть таблички, оповещающие о том, что здесь особый режим проезда и движения автотранспорта.
Мы катались по степи достаточно долго, останавливались, гуляли, дышали свежим воздухом, рассматривали птиц и цветы. Хотели проехать вдоль берега к противоположной части острова, там должны гнездиться пеликаны, но не смогли. К сожалению, все дороги перекрыты, везде заборы, просто так вдоль берега не проехать. В сети видела отзывы, что раньше люди ездили, сейчас уже нельзя. Вот такие персонажи встречаются на дорогах:
Заехали еще в поселок Кундрюченский, здесь расположен филиал Центра редких животных европейских степей Ассоциации «Живая природа степи». Тут по отзывам путешественников должны были быть сайгаки и др. животные, которых можно посмотреть. Но по факту выяснилось, что в филиале остались только три страуса.
Всех остальных перевезли в поселок Сан-Маныч. Туда мы тоже не поленились заехать, но животных не увидели. На территорию нас не пустили, сказали, что о посещении надо договариваться заранее, причем вносить предоплату (600р.) и приезжать строго в назначенное время. Жаль. Условия, конечно, не для туристов. Сайгаков мы так и не увидели. У меня есть контакты человека, который проводит экскурсии, если кому-то будут нужны, пишите.
Выезжали мы из степи уже в темноте, кто-то скажет: «Ну и что такого в этом озере?». Но для нас это были совершенно новые впечатления. Мы и в степи раньше никогда не были, теперь я стала понимать выражение «бескрайняя степь». Останавливаешься, выходишь из машины, дышишь… и слушаешь….какие запахи, стрекочут кузнечики, какие-то птички, глаза на землю опускаешь: жучки, муравьи, божьи коровки…степь, она действительно живая!

А какой в степи закат…

Ночевали в Элисте. В мини-отеле "Альфа". Вполне приличный отель, Букинг еще и скидку на него дал, номер обошелся в 1700 р. (это диван-кровать и 1,5 кровать). Приветливые администраторы ответят на любые вопросы о городе, подсказали где найти круглосуточный магазин, подушки дополнительные без проблем дали. Парковка бесплатная на территории, чисто, удобно в номере. Прекрасно работает вай-фай.