Неисчерпаемый Питер. Часть 2. Александро-Невская Лавра; Петроградская сторона

Едва заселившись в мини-отель «Дом Романовых», мы поспешили в Александро-Невскую лавру, боясь опоздать на экскурсию.
Как раз была Радуница. И в программе у нас были, в первую очередь, храмы. С утра я уже успела побывать в Путиловском. Эта церковь, совсем на церковь не похожая, поражает своими размерами и драматической историей. Огромный храм, рассчитанный на 2300 человек, был возведен замечательным архитектором Василием Косяковым для рабочих самого большого в Петербурге Путиловского завода, которые каждый месяц отдавали часть зарплаты на строительство. В 1922 году рабочие целыми семьями почти три месяца противостояли власти, отставая свой храм, который собирались превратить в клуб. Множество людей было арестовано и погибло. Захваченный храм перестраивали, уродуя, несколько раз. И сегодняшнее монументальное здание с портиком в стиле «сталинского классицизма» совсем не похоже на нарядный храм в древнерусском стиле, запечатленный на старых фотографиях. Но это опять храм. На его крыше установлена звонница. И в нем совершаются богослужения.

В пору комсомольской юности моя подруга побывала на экскурсии в Некрополе Александро-Невской лавры. Экскурсия была очень неудачной. Рассказ в лицах о зануде-экскурсоводе совсем не способствовал моему желанию Лавру посетить, поэтому в число любимых для меня мест она не вошла. И вот пять лет назад мы выгоняли негатив длительной прогулкой по берегу Невы, и неожиданно оказались у решетки Александро-Невской лавры. Раз оказались, то и вошли, и «впечатлились». Потом приезжали уже специально, провели там полдня, сходили на отличную экскурсию в Некрополь. Но ощущение «недосмотренности», недопонимания осталось.
В тот визит я обратила внимание на посетителей, объединяющихся у входа для сборной экскурсии. И в этот раз, посмотрев в Интернете расписание, специально подгадала время к началу одной из них. К моему удивлению желающих посмотреть Лавру в этот раз собирал не священнослужитель, а женщина, - как позже выяснилось, сотрудница паломнической службы Татьяна. И желающих кроме нас с мужем не было. Видимо свою роль сыграла погода и то, что впереди были длинные выходные, на которые большинство людей и запланировали всевозможные походы по достопримечательностям.
Минут десять мы подождали, фотографируя окрестности. Затем к нам присоединились две юные девушки, и мы отправились осматривать монастырь. Погода, еще утром теплая и солнечная, к этому времени испортилась окончательно, и осмотр наш проходил перебежками из-под крыши под крышу. Хочется сказать большое спасибо нашему экскурсоводу за прекрасную работу в сложных условиях, умение перестраиваться, исходить из знаний и интересов слушателей.

Экскурсия началась у макета в музейно-библиотечном корпусе. Здесь нас познакомили с историей, рассказали, как менялся первоначальный проект Лавры, какие корпуса и храмы были в ней до 1917 года, что и где размещается сейчас. Я, конечно, на минуточку отлучилась, чтобы заглянуть в библиотеку – классическую, общедоступную, востребованную. А вот музей мы не видели – он открыт только по средам и пятницам во второй половине дня.

Затем мы обошли вокруг Свято- Троицкого собора, послушав на ходу о зданиях и памятниках, мимо которых проходили, полюбовались на древние лиственницы и остановились перед гигантским бревном из этого дерева, на котором когда-то висел главный колокол.

Проследовали в Феодоровский корпус, где кроме гостиниц и братских келий помещается домовая церковь святого преподобного Серафима Вырицкого. Об этом святом я впервые услышала в проповеди около года назад. История так меня заинтересовала, что я купила о Серафиме Вырицком книгу. Талантливый юноша Василий Муравьев хотел стать монахом, но по послушанию стал купцом, добился в этой деятельности огромных успехов, став одним из богатейших людей предреволюционной России. В 1920 году, пожертвовав все свое состояние монастырям, он все же стал монахом, а затем и духовником Александро-Невской лавры. В страшные для верующих годы к нему сотнями приходили люди, жаждущие утешения, молитвы, поддержки. Иногда он исповедовал по 7-8 часов. Из-за ослабшего здоровья в начале 1930-х годов старец переехал в Вырицу, где и провел последние годы своей жизни. В Александро-Невской лавре из его кельи и прилегающего помещения, где монахи и паломники ждали своей очереди, сделали домовую церковь, в которой нам и посчастливилось побывать. Я в храмах не снимала, но на сайте Лавры много фотографий.
Экскурсия продолжилась в соборе. Нам рассказали об его устройстве, главных святынях, замечательных людях, чья жизнь связана с монастырем. На прощание экскурсовод посоветовала нам самостоятельно побывать в надвратной церкви иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость, что мы и сделали. Легкая, светлая, бело-голубая, со сводом, усыпанным золотыми звездами, она и вправду производит радостное впечатление.
В Лавру я через несколько дней прибегала еще раз одна утречком до завтрака купить подарки. Побродила вокруг, полюбовалась, поснимала. Удачно для меня мини-отель расположен, просто очень удачно.
Мы пообедали в монастырской чайной «Паломник», где кроме разнообразных пирогов и блинов, можно съесть суп, кашу, котлеты. А затем поехали на Петроградскую.

Честно признаюсь, Петроградская сторона – это тот район, отношения с которым у меня совсем не сложились. Не то чтобы мы там не бывали. Нет! Район метро «Горьковская» - обязательный пункт всех поездок в Петербург. Дети обожают Петропаловскую крепость. Маленьких мы возили их в зоопарк, планетарий. Последние годы не раз гуляли по Александровскому саду и Петровской набережной. А вот до центральной части я добиралась очень редко и через раз - с какими-нибудь неприятными происшествиями.
Но в этот раз мы ехали именно в район метро «Петроградская» с готовностью хоть на бегу, но посмотреть все интересное, что там есть. Начать осмотр мы собирались с Иоанновского монастыря, что и сделали. Вышли из метро и по Каменноосторвскому проспекту отправились в сторону Карповки. Задержались у памятника изобретателю радио Александру Степановичу Попову.
Выйдя на набережную в районе Силина моста, пошли по ней к монастырю. Еще издалека восхищаясь и фотографируя. Мы узнали об обители из документального фильма об Иоанне Кронштадтском. Женский монастырь был построен в 1900 году на земле, пожертвованной отцу Иоанну купцом Симеоном Раменским, по проекту архитектора Никонова, утвержденного самим императором. Назван монастырь Иоанновским в честь Иоанна Рыльского, святого покровителя Иоанна Кронштадского, который освящал его первый храм и всячески покровительствовал монастырю. Теперь здесь находится усыпальница Кронштадтского святого.
В монастыре мы пробыли недолго. Храм-усыпальница на ремонте. Вход в сад закрыт. Но и того, что мы увидели, было достаточно для светлого, радостного впечатления. Сразу было видно, что монастырь женский. Настолько все чисто, ухожено, красиво. Светло и просторно. Везде множество цветов. Собор двенадцати апостолов, лестницы, коридоры очень нежно окрашены в разные оттенки голубого и бирюзового цветов. Приветливые сестры. Общая обстановка спокойная и доброжелательная. А вот фотографировать не разрешают.

Начиналась вечерняя служба, оставаться на которую мы не планировали, и мы скоро покинули храм для дальнейшей прогулки. И тут начались мои вечные заморочки с Петроградкой. Еще дома я составила три приблизительных маршрута дальнейшей прогулки, расписав музеи, скверы, памятники, интересные здания, которые можно по пути увидеть. Думала, что сейчас мы с мужем присядем на лавочку, достанем карту, отдыхая, обсудим, каким путем нам идти дальше…
Но с неба сыпалось что-то снежно-градо-дождное, на лавочки не то что присесть, - взглянуть было холодно, и в довершение оказалось, что карту мы оставили в номере. В районе этом оба не ориентируемся, но не возвращаться же в метро! Хотя это и было самым разумным, но когда мы искали легких путей!
С полчаса мы хаотично блуждали по улицам. Чкаловский – Левашовский – улица Ленина – Лахтинская – Гатчинская сменяли друг друга в произвольной последовательности. При этом мы умудрялись любоваться старинными домами, радоваться граффити, увиденном через ворота двора, строящейся церкви, и получать удовольствие от прогулки.

Наконец, мы оказались на Большом проспекте, что соответствовало одному из маршрутов. Значит, мы идем до самого начала улицы, переходим по Тучкову мосту на любимый Васильевский остров, не спеша по набережной Макарова выходим на Стрелку, а затем возвращаемся в отель наземным транспортом с Университетской набережной. Световой день вполне позволял такую прогулку. А вот погода не позволила. Моросящий дождик перешел сначала в куски льда, а затем в диагональный поток ледяной воды бьющей в лицо.
К тому времени, когда проспект закончился, я ни только не реагировала на спортивный комплекс «Петровский» и Князь-Владимирский собор, которые видела первый раз в жизни, я в упор не видела вестибюль метро, напротив которого стояла. Спасибо, прохожие помогли.
Остаток дня мы грелись. Сначала в торговом центре «Галерея», лежа в креслах сферического кинотеатра. Затем под душем. И в довершении у камина трапезной с чашками чая.

Назавтра нас ждал Васильевский остров, какая бы погода не была.

Все статьи цикла "Неисчерпаемый Питер":

Аватар пользователя nataliya_k
Одно слово, герои!!!
Аватар пользователя nataliyak
Наталия, это вы пронашу борьбу со стихией?
Аватар пользователя nataliya_k
Про нее, про нее, но, как показывают отчеты, наших людей не сломить, не напугать никакой стихией. Мы готовы впечатляться при любой погоде.
Всегда готовы!
Прекрасный рассказ о нашем валиком, прекрасном городе!!!!!!!!!!!! А где вы заказывали экскурсию в Александро-Невскую лавру и сколько она стоила?
Аватар пользователя Валерия
Наталия, так интересно описываете сви путешествия! Я буд-то сама там побывала.
Аватар пользователя nataliyak
Спасибо, Валерия! Я в многих мествх побывала, вдохновившись рассказами в Клубе путешественников. Может быть, и Вы теперь в Петербург отправитесь....
Спасибо за добрый отзыв, Елена! Мы заране не записывались. Прочитали на сайте, что в 12.00, 14.00 и 16.00 - проходят обзорные экскурсии для сбоных групп и пошли. Для взрослых пожертвование - 150 рублей, для пенсионеров - 100. Большие организованные группы по предварительной записи.Есть еще тематические экскурсии и с более длительные с расширенной программой, вот на них нужно предварительно записываться через паломническую службу Лавры.
Аватар пользователя olga_zh
Наталья, добрый день!
Мы были в Лавре самостоятельно, когда еще сборных экскурсий не организовывалось. А конкретно - где, у какого входа сбор на эти экскурсии?
Аватар пользователя nataliyak
Здравствуйте, Ольга! Посмотрите, у меня на одной из фотографий главные ворота в Лавру, рядом с ними маленький киоск, - вот около него народ и собирается, и сборные экскурсии в нем оплачивает. Но там есть еще более длительные экскурсии с подъемом на колокольню или с маленьким концертом или с посещением музея. Они не ежедневные. На сайте вывешивают афиши на них на месяц вперед. Чтобы попасть на тукаю, нужно зайти на сайт Лавры и посмотреть в рубрике Паломникам "Экскурсии по Лавре" и забронировать выбранную по телефону
Аватар пользователя Ирина Герасимова ( Питер)
Спасибо за рассказ о Лавре! Почему то очень мало её включают в свои планы путешественники. Лавра - это особое место в городе, для меня она сердце. В Лавре крестили меня и мою маму. На Рождество я привожу туда дочку на рождественские концерты, там замечательный детский театр Воскресной школы. Очень любим бывать в Некрополе. А вот про обзору слышу в первый раз! С удовольствием запишемся и сходим, благодарю за информацию.
Аватар пользователя nataliyak
Да, Ирина, место чудесное. Мне особенно понравилось, когда я одна пришла утром. Правда была рання литургия и кто-то из больших людей присутствовал судя по количеству полиции, но все равно было более тихо и умиротворенно.
Аватар пользователя Александр Веселов
Точно Питер неисчерпаем! На Петроградской толком ничего не знаю. А ведь 2 года каждые выходные гулял по городу.
Самостоятельно гуляли по Некрополю и Лавре. В Лавре понравилось: тихо, спокойно. Но вот с погодой не повезло – мокрый снег sad
Аватар пользователя nataliyak
В Питере с погодой угадать вообще трудно, а в этом году особенно. Мне мои мальчишки рассказали, что один в футболке в волейбол играет, другой открыл шашлычный сезон. Я кроссовки купила, плащ постирала. И тут начались снега и дожди вперемешку. Под ними и гуляли.
Нет, это моей маме надо было более правильно формулировать запросы по «прямому проводу с небесной канцелярией»: она просила отсутствие дождя, а про снег забыла sad А то что «связь у неё прямая» в Кисловодске лишний раз убедилась laugh
Аватар пользователя Галина517
А я обожаю Петроградку, наверное, по тому, что каждый раз приезжая в Питер, останавливаюсь именно на Петроградской стороне. Мне нравится ходить пешком по улочкам, где нет бешего ритма и суеты. Когда открыли траволатор, мы с огромным удовольствием с Петроградки до Васильевского острова, это всего 300 метров под Невой.