Неисчерпаемый Питер. Часть 5. Смольный собор. Музей кофе. Оранжерея Таврического сада

Следующее утро встретило нас солнышком. Но мы не поверили ему. После завтрака отправились осматривать экспозиции отеля «Дом Романовых», забронировали на вечер сауну, чтобы отогреться после предстоящего дня. Вышли на улицу уже в двенадцатом часу. Кажется, прогулка не срывалась. Небо сияло голубизной. По Харьковской дошли до Невского (Староневского) проспекта, затем вышли на Суворовский.
Конечно, я и раньше бывала в этой части города, но всегда по делам проездом, пробегом. А тут мы не спеша прошагали весь Суворовский проспект от начала до конца, пересекая многочисленные Советские улицы. В годы Советской власти Советским назывался и сам проспект. Разглядывали здания, витрины, забавную скамейку у кафе, сквер… Полюбовались через улицу Военной академией связи с памятником Александру II во дворе.

В сквере перед бывшим Смольным институтом, где располагается городская администрация, среди декоративных ваз и бюстов основателям марксизма радовался хорошей погоде приведенный на прогулку детский сад.

Мы тоже радовались яркому дню. Досадно было, что в такой сияющий полдень не поснимаешь, а я собиралась забраться с камерой на колокольню. Но солнце всяко лучше надоевшего дождя!
Сначала мы погуляли по саду. Здесь было много молодых красивых девушек. Вывески на дверях показали, что они – не монахини, и не воспитанницы института благородных девиц, а студентки СПбГУ, факультетов политологии, социологии, международных отношений. Приятно, должно быть, каждый день пребывать среди такой красоты. Даже ограда – уже шедевр.

Смольный собор

И вот мы подошли к собору. Обычно я любовалась на него издалека. Но в последнее время появилось большое желание посмотреть комплекс вблизи. Готовясь к поездке, я читала, что он принадлежит концертно-выставочному центру. Концерты с некоторого времени не проводятся, но можно познакомиться с экспозицией, осмотреть сам собор, подняться на колокольню. Иногда проходят богослужения в одном из приделов.
Картинку с зачеркнутым фотоаппаратом я заметила издалека. Потом уже стала читать информацию. Собор Воскресения Словущего Смольного монастыря – снова храм. Экскурсии в нем проходят два раза в неделю.

Мы вошли внутрь. Собор огромный, белый, строгий, с колонами и массой декоративных деталей. Очень торжественный и величественный. От выставочного зала осталась большая стендовая экспозиция об истории Смольного монастыря, собора, института и многочисленные занавесы. Мне эти сборчатые ткани показались очень непривычными для убранства храма, и я отправилась расспрашивать местную бабушку. Она поделилась радостью победы в длительном противоборстве церкви и выставочного центра за собор, сказала, что работы продолжаются, вскоре многие старинные и ценные иконы займут предназначенные им места, а занавесы уберут.
Пробыли мы в соборе совсем недолго, выйдя, еще обошли вокруг него, любуясь шедевром Растрелли.

Солнце за это время спряталось. Небо утратило всю свою сияющую голубизну. Площадь Растрелли мы пересекали уже под снежной крупой. У Кикиных палат задержались буквально на пару минут. Дом сподвижника Петра I, первого начальника петербургского адмиралтейства Александра Кикина был построен еще в 1714-1720-х годах. После того как владелец был казнен за организацию побега царевича Алексея, палаты отошли казне. В XIX веке здание перестроили. Сейчас в нем музыкальный лицей. Под дождем юных музыкантов ждали у школы родители.
Мы продолжили путь по Шпалерной мимо практически смотрящий друг на друга через улицу памятников Дзержинскому и Брусилову.

Замешкались у музея «Вселенная воды». Посещение его мы в этот раз не планировали, но мне было интересно рассмотреть поближе необычный фонтан и памятник Петербургскому водовозу. Обсудив, решили, что зайдем на обратном пути. К сожалению, не зашли.
С удивлением обнаружили на территории Водоканала небольшую церковь. Уже по возвращении я прочитала, что это часовня Святого Спаса Преображения Господня. Она была построена в 1901 году на пожертвования рабочих Петербургских водопроводов для освящения воды, поступавшей в учреждения и дома этой части города. Восстановлена и вновь освящена в 2000 году.
На Таврический дворец посмотрели через улицу.

По Потемкинской улице мы вышли на Воскресенскую набережную и пошли к Музею кофе. Конечно, остановились по пути у памятника Анне Андреевне Ахматовой. Памятник был установлен в год 40-летия со дня смерти Ахматовой на месте, которое она сама указала в своих стихах:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Бронзовая фигура поэтессы, на вид хрупкая и беззащитная, стоит, напряженно повернув голову и глядя через Неву в сторону «Крестов» - тюрьмы, куда она носила передачи мужу искусствоведу Николаю Пунину и сыну Льву Гимилеву. Авторы монумента - скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. Мне их Ахматова показалась очень похожей, очень близкой моему восприятию ее личности и творчества. Такое сочетание неземной легкости, скрытой боли и силы, богемности и простоты.

Мой первоначальный маршрут в этом направлении был рассчитан на два часа. Я хотела побывать в Смольном соборе и оранжерее Таврического сада, посмотреть сам сад, Таврический дворец снаружи, прогуляться по окрестным улицам. Потом стала изучать район по карте и обнаружила там столько интересного, что и за целый день не обойдешь. В результате добавила как первоочередное памятники на Воскресенской набережной и Музей кофе.

Музей кофе

Санкт-Петербургский музей кофе открылся в ноябре 2008 года. Это единственный подобный музей в России. Основу экспозиции составила частная коллекция. Он совсем небольшой. Зал – сам музей, зал для шоу-дегустаций и занятий в школе бариста и магазин, где тоже есть что посмотреть. Находится он по адресу: Воскресенская набережная, 14. Работает ежедневно с 11.00 до 19.30. Билет стоит 250 рублей, льготный – 200. Цена на билет включает экскурсию «От зерна до чашки», которая проходит каждые полчаса.
Мы пришли удачно. Экскурсии, которая должна была начаться 10 минут назад, не было. И в ожидании мы смогли спокойно осмотреть экспонаты музея. И очень хорошо! Рассказ о большинстве из них не входит в экскурсионную программу. Банки и упаковки, чашки и кофейники, кофеварки, статуэтки, инсталляции, джутовые мешки, картинки, газетные вырезки собраны на полках, стенах, в витринах.

Встретили нас очень тепло и непринужденно, как будто мы заглянули к друзьям. К началу экскурсии к нам присоединилась молодая пара. Симпатичная приветливая женщина стала рассказывать историю происхождения напитка, обращая внимание на экспонаты музея, которые иллюстрировали ее рассказ. По стилю, по настроению экскурсия больше была похожа на дружескую беседу. Представьте, что к вам приехали друзья по "Клубу путешественников", и вы показываете им свой город. Вот как-то так.
Было интересно слушать и про овечек, проскакавших всю ночь, наевшись кофейных листьев, и о вине и варенье, которые готовят аборигены из кофейных плодов, и о том, как Бетховен изобрел эспрессо. Нам рассказали, где растет кофе, как его собирают, очищают, перевозят, жарят, мелят, готовят, - весь путь от зерна до чашки. Конечно, почетное место в экскурсии занял зверек лювак, очищающий кофейные зерна естественным способом. Новостью для меня было узнать, что кофе вбирает запахи окружающей среды, и в разной местности одни и те же сорта пахнут по-разному.
Завершилась экскурсия в магазине, где нам по очереди открывали банки с кофейными зернами разных моносортов, рассказывали, откуда их привезли, давали понюхать и сравнить. Ароматы некоторых сортов имели винные, табачные или фруктовые нотки. Для сравнения нас познакомили с ароматизированными сортами – там уже не нотки дополнительных запахов, а целые мелодии.
После такой обонятельной дегустации понравившийся кофе можно было купить. Мы, как всегда, не сошлись мнениями, но два вида по 50 грамм все же купили. Нам их упаковали в пакетики с фирменными наклеечками и уложили в фирменный пакет.
Нанюхаться кофе и не попробовать, - это совсем неправильно. Я поинтересовалась шоу-дегустациями, о которых прочитала на сайте. Они проходят практически каждый день, можно созвониться и записаться. Таких программ несколько. Самая простая и популярная «5 вкусов» стоит 800 рублей. Она длится два часа, включает уже прослушанную нами экскурсию, осмотр музея и само шоу. Во время него бариста варит кофе пятью разными способами из фирменной смеси Музея и сопровождает свои действия рассказом. Говорят, что напитки получаются разными на вкус, в чем можно убедиться на месте. Нам выдали флаер с телефонами и обещанием скидки и пригласили звонить в следующий приезд, чтобы попасть на дегустацию. Очень заманчиво!
А мы пошли пить кофе на Кофейную террасу. Билет в музей служит купоном на скидку там на некоторые виды кофе. Кафе небольшое, уютное, с великолепным видом на Неву для тех, кто успел занять правильный столик. В теплое время пару столов выставляют на открытую террасу. Кроме большого выбора кофе и десертов, здесь можно съесть бизнес-ланч. Мы пили эспрессо с трюфелями, которые там же и готовят. Обедать собирались в другом месте. Душевно посидели. Правильное место. Хочется вернуться. И еще здесь иногда бывают концерты и кинопросмотры.

Пока мы были в музее и кафе, прошел дождик, и небо снова заголубело. Мы перешли к Неве и подошли к расположенным здесь памятникам.
На высоком постаменте установлен памятный знак кораблю «Полтава». Памятник сосем новенький – 2015 года. Представляет собой уменьшенную бронзовую копию корабля. На постаменте надпись: "Первый российский 54-пушечный линейный корабль, построенный в Санкт-Петербурге по проекту мастера Федосея Скляева при участии ПетраI. Спущен на воду в 1712 году. По сторонам постамента барельефы, посвященные крупнейшим морским сражениям Петровских времен: Гангутскому сражению и битве при Гренгаме".

Напротив памятника Ахматовой – памятник жертвам политических репрессий. Михаил Шемякин символично переосмыслил в своем творении образ фигур сфинксов на набережной, как один из символов Петербурга. Шемякинские сфинксы страшные. Их лица разделены на две половины. К городу они обращены профилями прекрасных женских лиц, к «Крестам» - жуткими черепами. Сфинксы смотрят друг на друга. Между ними на парапете гранитные плиты с вмонтированной оконной решеткой и мотком колючей проволоки. На постаментах шемякинских сфинксов таблички с цитатами из Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой, Заболоцкого, Дагиила Андреева, академика Лихачёва, Бродского, Галанскова, Солженицына, Высоцкого, Буковского.

Сильный памятник. Эмоциональный. Установлен еще в 1995 году. А мы увидели его впервые. Да и узнали про него относительно недавно.
Пройдясь по набережной в сторону Смольного до следующего пешеходного перехода, мы вернулись на Потемкинскую улицу и пошли к Оранжерее Таврического сада.

Оранжерея Таврического сада

В юности я часто бывала с подругами в кинотеатре «Ленинград». Иногда приезжали задолго до сеанса, иногда не хотелось уезжать сразу после фильма и мы гуляли по окрестностям. В одну из таких зимних прогулок мы, замерзшие, обнаружили оранжерею с надписью «Цветы» и зашли из любопытства. Впечатление было самое положительное. Во-первых, тепло, во-вторых, нам открылась выставка цветов. Это сейчас в любом цветочном киоске композиции на любой вкус. А тогда даже в больших магазинах выбор был невелик. А чтобы необычные сочетания цветов в букетах стояли так просто для общего обозрения, - такого вообще не было. Поэтому увиденная красота поразила и сохранилась смутным, но приятным воспоминанием.
Вот с этими ностальгическими воспоминаниями я и привела мужа в Оранжерею. Поход туда скорее разочаровал. Хотя, если бы мы были в тот момент замерзшими и усталыми, то находиться там было бы самое то. У меня сложилось впечатление, что кроме фотосъемки на фоне пальм, фонтана и стеклянных сводчатых потолков, единственное назначение галереи - зайти погреться, посидеть в красивом месте с Wi-Fi. Нас хватило минут на 15-20.
Взрослый билет – 80 рублей, пенсионный – 50. Фотографировать можно на телефон или планшет. Если у вас фотоаппарат, администратор оценивает его возможности и в зависимости от этого берет плату. Рядом дежурит фотограф с профессиональной камерой, предлагает свои услуги. Ну на телефон, так на телефон!
Две фотосессии, одна из них свадебная, продолжались во время нашего визита. На сайте прочитала, что Оранжерее бывают концерты, ее можно снять для мероприятия, банкета. И людей там было гораздо больше, чем в музеях.
Отдохнув в тепле на скамейке у фонтана, мы вышли наружу и отправились к Таврическому саду.
Остановились напротив жилого дома на перекрестке Потемкинской и Захарьевской. Историческое здание постройки 1907 года после реставрации выглядит просто великолепно. Это и сейчас жилой дом с элитарными апартаментами, один их самых дорогих в Санкт-Петербурге.
Притормозили у «Ленинграда». Теперь это шоу-пространство «Ленинград-центр» с театром, выставочным залом, ресторанами.
Сад был закрыт на просушку. Могли бы и догадаться.
Было приблизительно полчетвертого. Через два часа мы встречались с сыном у гостиницы. Нужно было выбрать, чем заменить прогулку по саду: сходить в одно из заманчивых мест поблизости (Музей истории телефона, «Вселенная воды», Арт-кафе «Сундук») и на метро вернуться в отель или сразу пойти туда пешком, не спеша. Мы выбрали второе.
Прогулялись по Фурштадской. Улица небольшая, но очень красивая. Посередине деревья, скамейки, фонари. По обеим сторонам красивые старинные здания. Например, Дворец "Малютка". В Петербурге можно торжественно зарегистрировать рождение малыша в настоящем дворце. Здание постройки конца XIX века. Особняк действительного статского советника Спиридонова. Внутри также роскошно, как и снаружи.
Сфотографировались с медведем у Генконсульства Германии.
По Мелитопольскому переулку вышли на улицу Восстания и пошли в одноименной площади, разглядывая замечательные здания. Вот, например, доходный дом Смирнова постройки 1880 года по проекту знаменитого архитектора Петра Шестова.
На перекрестке с улицей Некрасова увидели в глуби улицы вот такой необычный для Петербурга храм, плотно стоящий среди жилых домов. Специально подошли поближе, чтобы разглядеть. Внутрь не заходили. Иоанно-Богословская церковь подворья Леушинского Иоанно-Предчетенского женского монастыря. Здание построено в 1891 году в новорусском стиле по проекту арихитектрора Николая Никонова. В храме часто служил Иоанн Кронштадский. Для него даже построили гостевые покои. В 30-90-х годах ХХ века здесь размещался психо-невролгический диспансер. В 2000 году храм возвращен церкви. А вот монастыря, игуменья которого когда-то основала подворье, уже давно нет. Он был затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища.

К пяти вечера добрались до своего номера и поняли, что очень устали. Километров 9 в общей сложности прошли. Пришел с работы не мене усталый сын. Гулять по центру, как планировали накануне, не пошли. Просидели за ужином и разговорами до времени, на которое забронировали сауну. В этот раз мы не замерзли, но попарились все равно в удовольствие.
Впереди было еще три с половиной дня в Петербурге, встречи с друзьями и походы по музеям, как оказалось совсем не по тем, в которые собирались.