Яндекс Путешествия. Поиск ж/д билетов.
Реклама. ERID: 5jtCeReNx12oajjG9G1Ag7Q

На машине в Крым и Кабардино-Балкарию. Часть 3. Тарханкут

Раздел сайта: 
В первых двух частях отчёта я рассказала о маршруте путешествия в Крым и Кабардино-Балкарию в целом, а также о древнем городище Калос Лимен, косе Беляус и гостинице "Замок Викинг".  
В третьей части расскажу о прогулке во время шторма на мысе Тарханкут – одном из самых необычных мест на западном побережье Крымского полуострова.  
Сюда я очень хотела приехать в 2018 году, когда мы отдыхали в Судаке. Но совершить такую поездку одним днем достаточно тяжело. В одну сторону необходимо проехать 270 км. В прошлый наш приезд на Крымское побережье Миша отговорил меня от этой поездки. Но в голове эта мысль уже устойчиво поселилась. Поэтому летом 2019-го года при подготовке к поездке я решила выстроить наш маршрут, начав именно с него, с самого, наверное, интересного, необычного, загадочного степного места – мыса Тарханкут и его достопримечательностей, а именно:  
  • Тарханкутский маяк,
  • мыс Большой и Малый Атлеш,  
  • Чаша любви,  
  • Джангульское оползневое побережье у села Оленевка,
  • Большой и Малый Кастель.
 
Утром 4 августа погода испортилась. Дул сильный ветер. Накрапывал дождик, который позже разошелся до ливня с ветром. Было понятно, что купание, скорее всего, сегодня отменяется. Поэтому после завтрака мы решили поехать к нему, - безлюдному, степному, ветряному, одному из любимых мест дайверов – мысу Тарханкут, что в переводе означает «свободный от повинностей и налогов». 
Проехав насквозь Оленевку, мы увидели указатель «Тарханкутский маяк». Решили начать нашу прогулку с него. Дождь не собирался заканчиваться: то моросил, то снова принимался лить. Хорошей погоды мы уже не ждали. Оставив машину возле воинской части, мы пошли в сторону Тарханкутского маяка.
Маяк высотой почти 40 метров, построен из инкерманского камня в 1816 году. Строительство его связано с образованием российского флота. Близко к нему мы не подходили. Рядом расположена воинская часть. Решили посмотреть и сфотографировать его издалека.

Ветер усиливался, сила его была такая, что не давала идти. На море бушевал сильный шторм. Волны высоко поднимались и с грохотом разбивались о скалистые берега. О спуске ближе к морю не могло быть и речи. Но мы все равно решили дойти максимально до конца видневшегося впереди берега.
Наша прогулка вдоль береговой линии была практически против ветра, который не давал идти вперед, под сильно моросящим дождем. Мы ощущали на себе всю бескрайнюю силу и мощь ветра. И нам не хотелось уходить отсюда: от этих невообразимых видов моря, шторма, ветра, силы природы.
Мысль, что вот именно в такие места надо приезжать, чтобы ощутить на себе всю эту силу природного характера, всю эту красоту земли, поселилась в нас. Это трудно описать словами, это нужно видеть, чувствовать, ощущать в себе, а, вернувшись домой, бережно хранить и доставать из глубин души и сердца эти моменты.
После Тарханкутского маяка, мы вернулись обратно в Оленевку и повернули налево, по указателям на мыс Тарханкут. 
Указатели на мысе Тарханкут есть, но ориентироваться по ним неудобно, так как они показывают только направление дороги, на них не указано количество метров или километров до искомых достопримечательностей. Рассчитаны они на указание направления движения и расставлены несколько в хаотичном порядке. Мы ориентировались по движущиеся впереди машинам. На обратной дороге нас останавливали автопутешественники, чтобы узнать, как проехать к мысу. 
Мыс Тарханкут весь исчерчен грунтовыми, проселочными дорогами в совершенно, на наш взгляд, хаотичном порядке. На его дорогах можно заблудиться. На навигаторе они отмечены как проселочные, и ориентироваться по ним можно только по расположению моря на карте.
Навигационных вышек на мысе нет. Мобильная связь практически не ловит, местами телефон пытался поймать связь, но все это было далеко от идеала. Мы так и ехали по накатанным другими машинами дорогам. Пока не увидели далеко впереди стоящие на берегу моря автомобили. Стало понятно, что мы движемся в правильном направлении. 
Береговая линия мыса достаточно длинная. Несколько десятков километров. Некоторые смельчаки при хорошей погоде проходят ее пешком, любуясь  ее исчерченными берегами и морскими пейзажами. Но в день нашей поездки природа показывала весь свой своенравный характер.
Гуляя возле маяка, мы думали, что сила ветра уже не может быть сильнее. Иначе вернулись бы в отель за более теплыми вещами. На Тарханкуте сила ветра была такой силы и мощи, что, идя рядом с другом с другом, мы друг друга не слышали. Приходилось кричать в ухо. Или разговаривать знаками. Просто показывая, надо ли идти дальше вперед, или мы тут остановимся.
Нормально разговаривать во время шторма вы сможете, только находясь в машине. И, выходя из машины, так же как и открывая дверь, чтобы сесть в салон, ветер сначала не дает вам выйти, потом не дает зайти, упрямо играя в какую-то свою игру. Если машина стоит на краю обрыва, ветер раскачивает ее словно это не ваш верный железный конь весом в несколько тонн, а детская игрушка. Никогда нам не приходилось с таким сталкиваться. И ветер мыса показал нам, на что он способен.
На следующий день, когда Полина с Мишей опускались на дно с инструктором по дайвингу, и мы рассказывали, как вчера здесь в шторм все объехали, и как ветром раскачивало нашу машину, сотрудники дайвинг-центра сказали, что это все, конечно, дает большой адреналин, но очень нежелательно, чтобы мы это когда-нибудь повторили, потому, что все могло плохо закончиться. Пару лет назад одна машина с пассажирами провалилась в море. Кусок земли просто рухнул в море, оставив воронку. Сейчас она огорожена. Я в нее заглядывала, не зная еще, что это такое. Так из патрульной машины (по мысу ездят патрули, проверяя порядок и обстановку) вышел человек в форме и сразу направился в мою сторону, показывая руками, чтобы я уходила с этого места. Миша, увидев это, сразу меня забрал. 
Из-за сильного ветра передвигались мы небольшими перебежками, останавливаясь там, где стояли другие автомобили и там, где их не было. Несмотря на сильнейший ветер, грозный шторм, невозможность спуститься к морю по отвесным скалам, мы ехали вперед, по то выступающей вперед, то наоборот как будто убегающей назад береговой линии и наслаждались видом грозного, темного, пенного моря и красивейшими окружающими видами природы. Такой, как она есть. Нетронутой деятельностью человеком и цивилизацией.


Доехали мы до Большого и Малого Атлеша. Большой Атлеш - длинный мыс со сквозным гротом. Он выступает далеко вперед. Его можно хорошо рассмотреть с обеих сторон. С берега он похож  на неприступный выступ скалы, который позволяет себя рассматривать, близко к нему не подходя. С небольшого расстояния этот исполин производит удивительное, волшебное впечатление. Впрочем, как и весь мыс Тарханкут. Фото покажу со следующего дня, когда мы во время морской прогулки мы подплыли на катере близко.

Малый Атлеш гости и путешественники знают по туннелю, через который можно проплыть на катере. По размеру он меньше своего собрата, но не менее красив, загадочен и удивителен. Кружевные изгибы Малого Атлеша производят завораживающее зрелище.

Чаша любви, самая известная достопримечательность Тарханкута, представляет собой ванну глубиной 8 метров, в которую влюбленные прыгают, взявшись за руки. Существует легенда, если во время прыжка руки не разомкнутся, значит, любовь настоящая и на всю жизнь. На глубине около 4 метров с морем чашу связывает подводный тоннель. Влюбленные прыгают, проплывают по тоннелю и выплывают с другой стороны. Но не все на это решаются. В хорошую погоду к чаше можно спуститься, полазить по ее острым краям или отстоять иногда очень длинную очередь, чтобы прыгнуть, взявшись за руки. В ненастье к чаше практически не подобраться, волны и ветер не дают близко подойти.

Проехав практически все Тарханкутское побережье, мы тронулись в обратный путь, впечатлений было уже много, но хотелось закрепить увиденное небольшой добавкой к нашей грандиозной прогулке. Поэтому мы направили колеса нашей верной спутницы к оползневому побережью Джангуль. 
Джангульское побережье  – это скалы, которые несколько столетий назад сползли в море и со временем образовали отвесные и пологие горные цепи.
Урочище Джангуль встретило нас ветряной стихией, бушующем морем, волнами, высота которых впечатляет и одновременно пугает, настораживает. Мы уже чувствовали, что устали от сносящего ветра, бурных волн, поэтому на Джангуле провели немного времени. Из машины, которую ветер раскачивал словно корабль и не давал сначала выйти, а потом войти обратно, своей силой удерживая двери, мы вышли максимум на 15 минут, дошли до края берега и вернулись обратно, решив попробовать доехать до Большого и Малого Кастеля.





В балке Большой Кастель до наших дней сохранились остатки древнегреческого поместья с рисунками на стенах. Хотелось добраться, посмотреть, что это такое. Так как на Джангуле не было никаких указателей, то пришлось возвращаться на просёлочные Тарханкутские дороги и искать дорожные указатели. Вернулись. Нашли. Поехали. Но значок на приборной панели начал показывать, что верный спутник и друг машины на исходе. Отсутствие АЗС на ближайшие несколько десятков километров давало понять, что пора заканчивать нашу прогулку, выбираться из этих степных, пустынных дорог, пока мы не встали посреди этого бескрайнего поля  в поисках помощи. 
Так мы не доехали до Большого и Малого Кастеля. И, возможно, остались без главной изюминки нашего Тарханкутского путешествия. 
Но Тарханкут с его отсутствием цивилизации, всемирной паутины, сотовой связи, дорог, толп, придорожных магазинов, АЗС, минимальной деятельностью человека оставил в нас удивительное ощущение природной силы, мощи. Невероятная природная энергетика маленького природного чуда под именем Тарханкут зарядила нас своей мощью надолго. Его сила с нами до сих пор.

Спасибо за внимание!  
Продолжение следует…  
В 4 части расскажу о нашем опыте дайвинга возле Чаши любви, морской  прогулке на катере по бухтам и гротам Тарханкута, прогулке по Евпатории и нашем купании в грязях Сакского озера. 

Все статьи цикла "На машине в Крым и Кабардино-Балкарию"

Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте