Яндекс Путешествия. Поиск ж/д билетов.
Реклама. ERID: 5jtCeReNx12oajjG9G1Ag7Q

Путешествие к Белухе летом 2022 года. Красивые места Алтая

Раздел сайта: 
Девятый год моих больших летних путешествий я вновь (уже в третий раз) решил посвятить Алтаю. Честно говоря, после моей первой поездки в 2018 году, Алтай меня очаровал. Удивительная и почти не тронутая цивилизацией природа, грандиозные снежные вершины гор, цветущие зеленые луга, бирюзовые бурные воды горных рек, множество красивых водопадов, настоящая тайга с высоченными кедрами, яркие ночные звезды, до которых, кажется, что можно дотянуться рукой, да много еще чего, что меня снова тянет в этот не близкий от Самары путь. А еще на Алтае какой-то удивительный народ – алтайцы, хотя такой национальности не существует.
Итак, после путешествия в 2021 году по Уралу, решил пойти в пеший поход с рюкзаком и ночевками в палатке к подножию самой высокой вершины Алтая – горе Белуха.
 
Разработанный маршрут состоял из 3500 км. автомобильной части от Самары до Алтая и более 100 км. пешего маршрута по горам и тайге к подножию Белухи. Когда я озвучил план такого путешествия своим самарским друзьям по предыдущим путешествиям, то понял, что придется ехать одному. Поход с рюкзаком по тайге и горам им был не по силам. Тогда по интернету я вышел на клуб путешественников «Странник» и записался в группу для пешего похода к Белухе на период с 24 по 30 июля. Сбор группы был назначен в Горно-Алтайске на 23 июля.
Дорога до Горно-Алтайска на машине мне была хорошо знакома, но одному ехать скучновато. Помог поиск попутчиков через интернет. Через социальную сеть «ВКонтакте» я около двух лет общался с Мариной из Ульяновска. Она тоже много путешествовала и уже ходила в походы к Белухе. В результате наших недолгих обсуждений Марина со своей подругой Ириной согласились составить мне компанию в поездке на моей машине от Самары до Алтая. Раньше до Алтая они добирались поездом и поездка на машине их заинтересовала. Меня в свою очередь заинтересовал их почти профессиональный опыт пеших походов к Белухе. Выезд из Самары мы назначили на 19 июля в расчете четырех дней автомобильного путешествия и небольшого отдыха перед пешим походом. Накануне вечером они на машине Ирины из Ульяновска приехали ко мне в Самару и мы впервые очно познакомились. За время всего путешествия мы хорошо узнали друг друга, подружились и были не против наших дальнейших совместных путешествий.
Психологическая совместимость в коллективе во время путешествий очень важна.
По плану автомобильный маршрут на Алтай (3400 км.) был такой: Самара — Уфа — Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск — Бийск — Манжерок — Усть-Кан — Усть-Кокса — Тюнгур.
Из Тюнгура Ирина с Мариной вдвоем идут к Белухе короткой Аккемской тропой с одной промежуточной ночевкой и там стоят несколько дней, совершая радиальные выходы. Сначала из Тюнгура до стоянки «3 берёзы» к началу пешей тропы организована заброска на внедорожнике. Обратно в Тюнгур возвращаются тем же маршрутом.
Я с тургруппой 25 июля выхожу к Белухе по длинной Кучерлинской тропе – два перехода до Кучерлинского озера, два перехода через перевал Кара-Тюрек к базовому лагерю на Аккемском озере, два радиальных выхода от базового лагеря.
Обратно возвращаемся одним переходом по Аккемской тропе до стоянки «3 берёзы», а затем на внедорожнике до Тюнгура. Перед первым переходом от Тюнгура до пешей тропы у нас также предусмотрена заброска на внедорожнике.
План моего пешего маршрута изображен
Окончание похода к Белухе по плану заканчивалось 30 июля в Тюнгуре, откуда мы на следующий день должны отправиться в обратный путь в Самару. В принципе этот план мы полностью реализовали.
Наш старт из Самары состоялся 19 июля в 4 часа утра.
В 8 часов вечера мы прибыли в Курган (1154 км.) и заночевали в отеле «Светлана», который располагается прямо на трассе. По дороге делали несколько коротких остановок в красивых местах для перекуса и отдыха. Во всех поездках я предпочитаю ранний выезд (в 4-5 часов утра) – свободная трасса и бодрое настроение обеспечивают среднюю скорость в течение нескольких утренних часов не менее 100 км. в час! А сколько положительных эмоций получаешь, когда на скорости больше 100 километров несешься на встречу восходящему из-за горизонта яркому солнышку! В городе такого никогда не увидишь. Поэтому, путешествуя на машине, пропускать такие моменты нельзя!
Около Челябинска мы пересекли границу между Европой и Азией.
После Уфы до Челябинска трасса проходила среди живописных пейзажей – подъемы, спуски, повороты и даже серпантины уральских гор, красивые озера, цветущие луга, настоящая тайга, а местами разноцветные каменные россыпи (почти уральские самоцветы). Мы даже прихватили на память несколько камешков на обратном пути. Четырехлетний опыт езды по этой трассе показал, что на этом участке бывают пробки, которые создают тяжелые фуры. Поездка этого года преподнесла приятный сюрприз – во многих узких местах трасса расширена и реконструкция дороги интенсивно продолжается. В районе городков Усть-Катав и Сим вдоль трассы располагается множество придорожных рынков, на которых продают всякую всячину. Особенно поражают красивые самовары, самогонные аппараты и другие металлоизделия из нержавейки, сделанные умельцами Усть-Катавского завода.
Вторая ночевка была в Новосибирской области (г. Барабинск, придорожный отель «Ланта»), куда мы прибыли в 7 часов вечера (стартовали из Кургана в 5 часов утра) с показанием общего пробега от Самары 2180 км. Местность вдоль трассы почти на всем пути была ровная, как стол – степи, небольшие перелески, множество больших и малых озер и болота, болота, болота с тучами кровожадных комаров. А еще множество радаров, которые меня сильно огорчали. После Ишима до Омска часто встречаются печальные пейзажи – абсолютно сухие березовые рощи, которые стали таковыми после пожаров, нашествий шелкопряда и роста болот. Пожары, а также дымный смог от них сюда заносит из Казахстана и Тюменской области. Мы также ощутили во многих местах трассы запах гари и стелющийся по земле синеватый дымок, хотя самого огня, к счастью, не видели.
Третья ночевка у нас была в городке Майма около Горно-Алтайска, куда мы прибыли в 6 часов вечера (общий пробег 2945 км.) и заселились в гостиницу «Остров Южный». Это огромный частный дом на берегу Катуни, приспособленный для гостиницы, двухэтажная баня. Рядом имеется городская столовая, в которой достаточно вкусно и дешево можно поесть. Во всех гостиницах, в которых мы ночевали в эту поездку, я за 4 года путешествий по этой трассе неоднократно останавливался. Могу еще посоветовать дорожный комплекс «Хуторок» в районе г. Каргат Новосибирской области – хорошее кафе, гостиница, парк народного творчества, баня, парковка. Также есть хороший дорожный комплекс на трассе «Грани Алтая» в районе г. Тальменка на въезде в Алтайский край. Между Уфой и Челябинском (в районе городка Сим) я неоднократно останавливался в отеле «Мак-Дан», в котором есть хорошее круглосуточное кафе, рядом огромный придорожный рынок.
Новосибирск мы обогнули с юга, реку Объ пересекли по Новосибирской ГЭС. На участке трассы Барнаул – Бийск на месте гибели Михаила Евдокимова построена маленькая красивая часовня.
После города Бийск начинается знаменитый Чуйский тракт, который тянется до самой границы с Монголией. В предыдущих поездках я проезжал его до конца. Тракт считается одной из красивейших автомобильных трасс мира. Это действительно так! Два горных перевала с серпантинами, снежные вершины хребтов, опасные прижимы (с одной стороны дороги бурная река, а с другой отвесная каменная стена), живописные луга, бескрайняя Курайская степь, слияние рек Чуя и Катуни, да много еще чего. Советую любителям путешествий хотя бы один раз проехать по этой действительно красивейшей трассе.
Последнюю часть маршрута от Маймы до Тюнгура я спланировал самым коротким (450 км.), чтобы ехать медленнее с остановками и любоваться красотами горного Алтая. Почти всю дорогу от Самары и до Тюнгура нас каждый день сопровождал дождь, порой достаточно сильный. Это нас не очень радовало, потому что перспектива идти пешком по тайге и горам с рюкзаком под дождем и потому плохой видимостью окружающей природы не входила в наши планы.
По извилистой дороге Чуйского тракта порой приходилось ехать на ощупь сквозь пелену дождя, туман и облака, которые просто лежали на горах.

 
Выехали мы из Маймы в 6 часов утра и прибыли в Тюнгур в 14.00 часов. После Семинского перевала перед поселком Туекта мы свернули с Чуйского тракта в сторону Усть-Кана. До Тюнгура оставалось около 300 км. Дорога стала значительно хуже, но алтайских красот не убавилось, а порой даже наоборот – мы увидели почти не тронутый цивилизацией Алтай. Из 300 километров почти половина пути дорога представляла собой щебеночный грейдер с лужами, местами очень скользкий из-за наплыва мокрой глины и песка и при этом достаточно крутые спуски, подъемы, повороты, туман, дождь.

Буксовать не случилось, но полный привод пришлось включить для устойчивости автомобиля. Вообще такая дорога мне понравилась, это настоящий горный Алтай. Кроме красивой природы нас постоянно сопровождали табуны красивых лошадей и стада коров, которые любили гулять по трассе и очень неохотно уступали нам дорогу.
По пути мы сделали остановку у арт-объекта «Хранители».

При подъезде к Тюнгуру, дождь кончился, выглянуло ласковое солнышко. Заселились мы в частный дом, в котором Ирина с Мариной жили в предыдущих поездках. В оставшуюся часть дня с удовольствием погуляли вдоль бурной Катуни, по горным лугам и набрали разных целебных алтайских трав

На следующий день утром, 23 июля Марина с Ириной отправились в поход к Белухе по короткой Аккемской тропе. Я проводил их на «Шишигу» (так называли грузовой ГАЗ-66) для заброски к началу пешей тропы «3 берёзы». Моя туристическая группа должна прибыть из Горно-Алтайска на автобусе вечером.
У меня весь день был свободным и я посвятил его осмотру окрестностей Тюнгура. Познакомился с местными старожилами, которые поведали мне много интересного из истории села и значимом событии времен Гражданской войны. По их совету я посетил за селом мемориальный комплекс на месте захоронения в 1918 году 144 бойцов красноармейского отряда под командованием героя гражданской войны Петра Сухова.

Его в народе называли алтайским Чапаевым. Отряд попал в засаду на узкой тропе, зажатой с одной стороны бурной Катунью, а с другой горной стеной. Замаскированные на противоположном берегу Катуни пулеметы были практически неуязвимы, а также эффект неожиданности не дали шансов отряду на выживание. Одна женщина почтенного возраста даже поведала интересную версию случившегося. С ее слов засаду организовала группа местных зажиточных «кулаков», чтобы отбить у отряда якобы очень богатую казну. Забрав казну, группа ушла на зимовку в другое село. Однако, помощнику Сухова удалось выжить – его раненого спасла и спрятала одна местная женщина. На следующий год он собрал небольшой отряд, разгромил кулацкую группу, забрал казну и ушел за границу через Монголию.
Еще одна рассказчица Татьяна сказала, что про казну это просто выдумка-легенда. В то жестокое время почти полторы сотни молодых мужиков просто погибли в братоубийственной войне. Мне эта трактовка событий столетней давности показалась более правдоподобной, учитывая факты нашей современной истории и теорию ее развития по спирали.
В прошлую поездку по Алтаю мне удалось услышать интересную историю про алтайских сусликов, в честь которых в районе Чуйского тракта даже построен памятник. В тяжелые годы Великой Отечественной Войны эти животные спасли от голодной смерти множество жителей Алтая ценой почти полного своего истребления. Потребовалось несколько послевоенных лет, чтобы популяция сусликов восстановилась и теперь их можно довольно часто увидеть в разных районах Алтая. Мне они во множестве встречались в Курайской степи Алтая, а также в ущельях в районе поселка Куюс.
К вечеру в село приехала с концертом этническая алтайская группа из поселка Онгудай. Мне посчастливилось посетить этот интересный концерт, посмотреть алтайские танцы и послушать песни на языках этнических групп Алтая, в том числе и горловое пение.
Вечером я присоединился к прибывшей тургруппе на турбазе «Зеленый дом». После знакомства с группой и двумя гидами, которые сопровождали нас весь поход, мы заночевали в палатках на территории турбазы. К моему удивлению в составе группы оказалась супружеская пара из Самары, чему мы, конечно, обрадовались – земляки. Возрастной состав группы был такой: самые младшие двое студентов из Москвы по 20 лет, основная масса туристов в возрасте до 40 и я в свои 68 лет.
Утром 24 июля после завтрака, приготовленного нами на костре, собрали рюкзаки и загрузились на «головастик» (грузовой открытый УАЗ) для заброски к началу пешей тропы вдоль реки Кучерла. Путь в 8 километров в открытом кузове по раскисшей дороге и довольно прохладном ветерке, конечно, не доставили много удовольствия, но мы стойко перенесли эти маленькие неудобства, предвкушая прелести дальнейшего пешего похода. Наша группа шла с конным сопровождением – палатки и продукты несли за нами лошади. Однако наши рюкзаки (личные вещи, теплая одежда, запасная обувь, спальники и т.п.) весили в среднем килограммов по 15, которые мы несли на своих плечах весь поход. Каждый вечер мы устанавливали палатки, а утром их сворачивали и упаковывали в мешки, которые грузили на лошадей. Кроме того, каждый вечер мужская часть группы отправлялась в окрестный лес добывать дрова для костра.
Первый переход был длиной около 10 км. и общим набором высоты 300 метров (разница между точкой отправления и конечной точкой дневного маршрута). Общий набор высоты мало чего говорит о сложности, потому что по складкам гор часто приходилось то подниматься, то снова опускаться. Тропа шла по ущелью вдоль красивой бурной реки Кучерла и была не сложной, яркое солнышко (даже жарко) и к всеобщей радости, ни комаров, ни мошек!

Кстати, насекомых не было весь поход, так что взятые с собой аэрозоли не пригодились. Лагерь для ночевки разбили на поляне у реки.
Вечером желающие после бани окунулись в ледяную воду реки, температура которой не превышала 10 градусов. На костре приготовили макароны с тушенкой, чай со сладостями, а потом общий костер, гитара и спать.
На протяжении всего похода у нас было трехразовое питание. На завтрак (готовили дежурные, которые вставали раньше) какие-нибудь каши, чай, кофе, сгущенка, сыр. Обед всегда сухим пайком – паштет, колбаса, кабачковая икра, чай, сухофрукты, орешки. На ужин как правило, супы с тушенкой (рыбой, грибами), чай, сладости. Ну и конечно, у каждого были какие-то свои небольшие запасы по желанию. От голода не страдали.
25 июля в 9.30 после завтрака мы вышли на второй переход до Кучерлинского озера. Ночью брызнул небольшой дождь, утром была сильная роса, туман, всего 10 градусов тепла. Протяженность маршрута около 18 км. с общим набором высоты 400 метров. Переход был значительно тяжелее, тропа сложнее, частые подъемы и спуски. Тропа проложена по тайге, поэтому часто встречались скользкие корни деревьев и камни, лужи, грязь.
Но все эти трудности с лихвой окупает окружающая красота!

Около 6 часов вечера вышли к конечной точке – высокогорное (около 1760 метров) Кучерлинское озеро с бирюзовой водой.
Разбили лагерь на берегу озера, приготовили ужин.

Вокруг горные вершины со снежными шапками, бирюзовое озеро, цветущие луга.

Утро с рассветом нас удивило инеем на палатках и траве, который красиво серебрился в лучах восходящего из-за горы солнца, а потом превратился в капельки воды.
Ночью были заморозки на почве!
Переход 26 июля был по сложности примерно таким же (12 км. с общим набором высоты около 400 метров). Тропа вела упорно вверх (иногда достаточно круто), но была сухой с редким лесом (кедр, сосна, лиственница) и цветущими лугами. С высоты открывались красивые виды на окружающие горы.

На ночевку остановились в небольшом кедровом лесу у горной реки.
Следующий день 27 июля был, пожалуй, самым трудным - мы покорили перевал Каратюрек (переход по крутой тропе 9 км. с набором высоты около 1000 метров, а затем спуск 1070 метров)! Тропа шла по каменистым крутым склонам гор. Могучие кедры и вся лесная растительность остались далеко внизу. Их сменили яркие цветущие альпийские луга, а затем камни и местами на склонах островки снега. Вершина перевала на отметке 3060 метров! Было трудновато, сказывалась высота, яркое солнце, острые камни, довольно прохладный ветерок, контрастирующий с мокрыми от пота спинами. Карабкаясь по тропе, все время надеялись, что впереди лежащий гребень гор будет последним перед вершиной. Однако, взобравшись на него, мы видели следующий, еще более крутой. Но когда, наконец, оказались на вершине – дух захватывало от красоты! Прекрасная панорама окружающих гор, грандиозная белоснежная Белуха, долина Ярлу с необычными разноцветными горными гребнями, ярко-синее небо! В конце июля удалось полежать на настоящем снегу!











В течение всего пешего похода нам очень повезло с погодой. Солнце, тепло, почти без дождя и тумана, что позволило увидеть всю панораму гор, и почти сухая тропа, хотя на вершине перевала свежий ветерок заставил одеть куртки. Ну конечно, в горах вечерами и ночами без теплой одежды не обойтись.
После отдыха и перекуса на гребне перевала мы начали довольно крутой спуск, что тоже не просто даже в сухую погоду. В опасности спуска нас убедил гид, рассказавший, что год назад здесь погибли два туриста, сбившись при сильном тумане с пути. По дороге вниз открывались очень красивые виды на Белуху, озеро и долину реки Аккем, берущей свое начало из-под ледника Белухи.

Ниже по течению реки в лесу организован базовый лагерь «Странника» в районе турбазы «Высотник», где мы провели три ночевки в палатках и сделали два радиальных выхода в горы. Базовый лагерь (громко сказано) представлял собой кострище, накрытое тентом от дождя и большая палатка с имуществом (продукты, инструменты и т.п.).
Вокруг этого кострища мы разбили свои палатки. Здесь я неожиданно встретился с моими попутчицами из Ульяновска, которые уже несколько дней жили в своей палатке в районе базы «Высотник». Встрече, конечно, мы очень обрадовались.
После нескольких дней скитаний по тайге и горам особенно женская половина нашей группы была приятно поражена наличием стационарных туалетов на базе.
Но когда они открыли дверь, то были просто ошеломлены наличием в них настоящих унитазов!
Приятный сюрприз. А еще на базе была баня и кафе!!! Однако цены в кафе заоблачные (ведь кафе временами действительно было выше облаков), например, кусочек хлеба – 50 руб., банка пива – 250 руб., порция овощного супа без мяса – 400 руб., баня за час 750 руб. с человека!
Утром 28 июля мы совершили первый радиальный выход в красочную долину (ущелье) ручья Ярлу. Ее называют еще Долиной эдельвейсов. При переходе пришлось переправляться через бурную реку Аккем по сооружению в виде мостика.

Наш гид сказал, что в прошлом году с этого мостика упала и погибла туристка – ледяная вода (около 5 градусов) и острые камни не дали шансов выжить. Склоны гор ущелья окрашены в удивительные цвета, которые постоянно меняются в зависимости от солнечного освещения, погоды и времени суток.
Многие считают, что ущелье обладает очень необычной сильной энергетикой, поэтому сюда приезжает большое количество туристов (и даже иностранцы), которые построили целый каменный городок.
Последователи Рериха считают это место святым. Посередине городка лежит огромный валун (камень мудрости), к которому, по мнению туристов, нужно обязательно приложиться голым телом, чтобы получить эту самую энергию.
По легендам под камнем открывается портал в подземный мир. Мы потрогали камень руками, не решившись раздеться догола. Лично меня ущелье поразило своей необычностью – какой-то фантастический неземной цвет острых горных гребней, россыпи необычайно красивых камней, какая-то звенящая тишина (даже птицы не летают). Несмотря на тяжесть рюкзака, я набрал несколько красивых камешков для своей альпийской горки на даче, в дополнение ко всем горным сувенирам моих предыдущих путешествий. Долина Ярлу напомнила мне пейзажи «Марс 1» и «Марс 2», которые находятся ниже по Чуйскому тракту в районе поселка Курай. Погода весь этот день продолжала радовать нас солнышком, теплом и прекрасными видами на Белуху

Утром 29 июля Марина с Ириной отправились в двухдневный переход обратно в Тюнгур, а у нашей группы по плану был поход в долину семи озер. Мне вместо долины очень хотелось подойти как можно ближе к величественной Белухе, которая, то ярко блестела на солнце снежной шапкой, то покрывалась пеленой облаков. В результате группа разделилась – мы вдвоем с парнем из Самары в сопровождении одного гида пошли к Белухе, а остальная группа в долину семи озер.
Путь к Белухе был в общем не трудным, хотя местами пришлось с трудом пробираться через завалы огромных валунов, пересекать бурную реку Аккем по опасному хлипкому мостику.

На пути к Белухе стоит пункт пограничного контроля, для прохождения которого обязательно нужен паспорт. По вершине Белухи проходит государственная граница с Казахстаном. За пару часов мы проделали основную часть пути (около 5 км. с набором высоты 200 м.), любуясь прекрасными видами.



Дошли до часовни.
На этом месте раньше была старая часовня, но один не совсем нормальный турист-вандал в 2020 году поджег ее и она полностью сгорела. В 2021 году усилиями энтузиастов была построена новая красивая часовня в честь Михаила Архангела. До подножия Белухи нам оставалось буквально «рукой подать».
И мы решили немного перекусить бутербродами с чаем. Пока чаевничали, из-за гор появилась опасная туча, как раз с той стороны, куда ушла наша группа. По рации их гид сообщил, что на них идет сильный дождевой фронт и они, не дойдя до конца маршрута, собираются идти назад. Чтобы не попасть под ливень, мы тоже решили вернуться на базу и, в общем, успели добраться до сильного дождя. Остальная группа все-таки попала под дождь. В горах погода очень быстро может меняться, поэтому, отправляясь даже в теплый солнечный день на короткую дистанцию, бери с собой дождевик и куртку.
На следующий день 30 июля у нас по плану был последний переход до стоянки «3 берёзы» длиной в 22 км. с общим понижением высоты 1000 метров плюс 12 км. езды на «головастике» до Тюнгура. После вечернего и ночного дождей тропа, конечно, была соответствующая – грязь, лужи, скользко. Да еще по прогнозам и предстоящим днем ожидался дождь.
Одна из девушек нашей группы впала в панику – «не дойду пешком». Она как-то узнала, что можно улететь с базы «Высотник» до Тюнгура на вертоте (15 минут лета всего за 16 тысяч рублей!). Одна лететь она боялась и упорно искала попутчика из группы. Все отказывались – дорого. Мне в голову пришла идея – за свою жизнь ни разу не летал на вертолёте, да и девушку стало жалко. Решился тоже лететь.
По плану отправка на вертолёте должна была состояться в первой половине дня между 8 и 12 часами. Вся наша группа поднялась в 6 часов утра и после завтрака в 8 часов отправилась на маршрут под моросящий дождь и туман. Мы с вертолётной попутчицей собрали свои рюкзаки и пошли на сборный пункт ждать вертолёт. Там оказались еще группа из 5 таких же туристов. На сборном пункте никто не уточнил нам время отправки, но в 10 часов появился администратор и сказал, что вертолёт возможно(!!!) будет после 5 часов дня! Сюрприз!!! Мы остались без еды и палатки, а вокруг дождичек и временами сильный туман, ползущие по ущелью облака, которые еще больше снижали вероятность прилета вертолёта! Описать словами наше состояние в то время было невозможно.
Блуждая по окрестностям, мы наткнулись на замечательный натюрморт в тему.
Он дал нам понять, что, видимо, мы не первые, кто оказался в такой ситуации. В 5 часов администратор решил нас успокоить и сообщил, что пилот вертолёта очень опытный и прилетит в любую погоду, но в силу некоторых обстоятельств это будет районе 6 часов вечера (а в горах уже в 8 вечера темнеет).
Мне вспомнился случай на Телецком озере (тоже Алтай, 4 года назад), когда вертолёт тоже с очень опытным пилотом упал в воду и все погибли. Глубина там была больше километра и никого не нашли. Но вертолёт к нашей неописуемой радости прилетел около 6 часов вечера – привез туристов из Тюнгура, несмотря на облачность и туман. Маленький красивый вертолётик «Augusto».
Однако, пилот берет только 5 человек, а нас семеро, причем первыми администратор отправляет группу из 5 человек, потому что они записались первыми! Это обстоятельство, конечно, значительно омрачило нашу радость. Пилот нас успокоил, что через 40 минут обязательно прилетит вторым рейсом, потому что в Тюнгуре еще есть туристы, которых нужно доставить на базу. Мы, конечно, поверили ему, но если бы вы видели, с какой тоской мы провожали улетающий в туман вертолёт!
Пилот сдержал слово! В итоге около 7 вечера мы, наконец, были в Тюнгуре. Пролететь вдоль ущелья среди гор и облаков, местами пролетая сквозь дождевые тучи – незабываемое на всю жизнь впечатление!
Меня поразило, когда мы влетали в дождевое облако, пилот включал дворники лобового стекла как на автомобиле!
Начинало темнеть, когда я попрощался с группой (они прибыли в Тюнгур примерно за час до нашего прилета) и поехал на квартиру, где с радостью встретился со своими попутчицами Ириной и Мариной. Короткий торжественный ужин (вкусная походная каша под рюмочку) в честь успешного похода и обмен эмоциями о самых ярких впечатлениях быстро сняли все стрессы уходящего дня. Оказалось, что Ирина потеряла в лесу еще на пути к Белухе свою сумочку с документами (паспорт, водительское удостоверение). Сумочку подобрал турист из Москвы, возвращавшийся от Белухи, а в Тюнгуре через интернет сумел разыскать телефон Ирины и позвонил. На маршруте сотовой связи не было, поэтому Ирина ответила на непринятый звонок только в Тюнгуре. В это время турист был уже на пути в Москву. Он потом выслал Ирине документы почтой из Москвы. Вот такое туристическое братство! После ужина у нас были быстрые сборы и укладка вещей в машину, чтобы рано утром отправиться в обратный путь.
Стартовали из Тюнгура 31 июля в 5 часов утра. Было еще темновато, мокрая дорога без асфальта, местами сильный туман, но путь домой всегда короче. Обратный путь мы прошли за три дня, чему способствовали смена часовых поясов, подарившая нам три часа форы, а также отличное настроение от удачного похода и, конечно, заряд энергией Алтая.
При выезде на Чуйский тракт помыли на мойке машину, чтобы она приобрела свой настоящий цвет после мокрой грунтовки. Однако мойщики видимо смыли балансовые грузики на колесах, в результате пришлось в Бийске балансировать все 4 колеса. Оказалось дело не только в грузиках, но и крепко налипших на диски кусках глины. В этот день мы прошли всего 850 км. По пути заехали в Сростки – родину, а теперь и музей Василия Шукшина. Ночевали мы в городе Искитим под Новосибирском в гостинице «Кристалл», где я уже неоднократно останавливался.
Второй пробег 1 августа оказался для меня рекордным по расстоянию. Мы прошли за день 1400 км. и заночевали в г. Курган в той же гостинице «Светлана». В 4 часа утра 2 августа мы стартовали из Кургана и, преодолев 1150 км., благополучно прибыли в Самару. Честно говоря, Марине, а особенно Ирине, которая сидела на переднем пассажирском сиденье, временами пришлось пережить несколько щекотливых моментов при обгонах. Краем глаза я видел (а больше чувствовал), как Ирина давит ногой в полик, желая нажать на тормоз. Это обычная и естественная реакция водителя, который едет пассажиром. Преклоняюсь перед их выдержкой и представляю мысленно, какие фразы у них крутились на языке в мой адрес. Я оценил выдержку моих замечательных попутчиц, не озвучивших свои эмоции! У каждого водителя есть свой стиль езды, сложившийся годами. Однако, излишний риск, конечно же, не нужен.
После приезда домой я получил больше десятка «писем счастья» от ДПС за превышение скорости (по 250 рублей в льготный период оплаты на общую сумму более 3000 рублей). Но это не омрачило всех положительных эмоций, которые мы получили от поездки на Алтай к могучей красавице Белухе.
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя galina
Юрий Андреевич, спасибо за отчёт о вашем путешествии. Оно восхитительно! Несколько раз, пока читала, по коже бежали мурашки. Такое путешествие - серьёзное (и счастливое!) испытание. Всё продумать, составить маршрут, преодолеть расстояния, увидеть всю эту красоту своими глазами...
И хорошо, что вы решились на полёт. Новый опыт и совсем другой взгляд на природу Алтая. С земли такого не увидишь.
Ещё раз спасибо за возможность с вами попутешествовать, хоть и виртуально.
Аватар пользователя Сергей
Жаль, что не написали, во сколько обошлось участие в таком трекинг туре ☹️. Искал через интернет, нашел цены от 30т.р за девятидневный поход за чел, по мне так дороговато. А ещё интересно, где вы оставили машину пока ходили?
Аватар пользователя YuriyR
Стоимость участи в трекинге подробно описана на сайте клуба "Странник". Мне кажется не очень дорого. В стоимость входит аренда всего туристического имущества (палатки, спальники, рюкзаки, палки), а также питание (довольно приличное).Наши расходы на автомобиле на троих составили около 54000 руб. (питание - 6000 руб., жилье - 16000 руб., бензин -26500 руб., штрафы ДПС - 3000 руб.).
В машину брали еще с собой питание в дорогу (орешки, чай, кофе, сладости, сало, тушенку и др.).
Машину оставляли на платной стоянке турбазы "Зеленый дом", откуда стартовали в поход (100 руб. в сутки).
 
Аватар пользователя Сергей
Нашел какой-то сайт "Странник", если это тот что вы ездили, то цены просто жесть, откуда они такие только берут??? Пеший тур на 5 дней от 35т.р. с чел, и это типа еще со скидкой!!! У организаторов и гидов расходов минимум, группы собирают я так понимают немалые, и деньги лопатой гребут. Я просто в афиге, цена явно не соответствует руальности!!! Для примера в декабре по горящей отдохнул в Египте с перелетом на все включено на 12 дней на двоих 33т.р. А тут за одного 35т.р.??? Крохоборы какие-то просто,делают воздух из ничего. Я уж лучше своим ходом, чем этих жуликов кормить.
А с другой сторону, что тут удивляться, если посмотреть, как на юге и в Крыму у нас сдают в аренду велосипеды и мотобайки. Цены до неба, элементарный подсчет показывает, что стоимость велосипеда окупают на пару недель, а мотобайк максимум за месяц.
 
Аватар пользователя Галина Каменева
Прочитала на одном дыхании рассказ Юрия Андреевича про поход к Белухе. И как будто вернулась в Горный Алтай, нашу группу. Прекрасное описание маршрута, фото, мельчайшие подробности, которые забываются со временем. Хочется сказать спасибо автору за чудесную кампанию, за поддержку, за креативные фото, за сало, приготовленное ему любящей женой в Самаре и за наливку. Добавлю ещё, что с эмоциями, полученными на вертолете мало что сравнится, но может только лишь свежие медвежьи следы на тропе?