Рязань: туда и обратно. Маленькое летнее путешествие

В последние теплые выходные августа мы совершили внезапное путешествие в Рязань. Внезапное по срокам организации: на неделе задумали, на выходных поехали. И столь же внезапное по формату: так получилось, что путешествие сумело из нашей традиционной неспешной культурной вылазки на уикенд переродиться сперва в плотную программу одного дня в стиле «впихнуть невпихуемое», а потом и вовсе в загородные шашлыки. Конечно, при таком раскладе мы что-то упустили с точки зрения осмотра достопримечательностей, но вот с точки зрения общения очень многое приобрели! Тем не менее шашлыки-машлыки я оставлю за скобками, а в статье расскажу о «городской» и наиболее туристической части программы.

День первый

Выехали мы в субботу, не изменяя своим традициям, в районе одиннадцати, предварительно сунув в багажник непривычно легкие (на два дня-то!) сумки и привычную бутылку красного. Ехать до Рязани — всего ничего, менее 200 километров от Москвы, но Рязанские шоссе (что старое, что новое) известны тем, что на самых выездах из столицы можно потерять неограниченно много времени. Поэтому мы, послушавшись навигатора, покинули город по М4.

Мы как-то ожидали, что потом навигатор ознакомит нас с недавно открывшимся платным ЦКАД между М4 и М5, но неисповедимы пути навигатора: вместо новой быстрой магистрали он повел нас какими-то тайными тропами, где были приличный асфальт и неплохие виды по сторонам, но, к сожалению, совсем не наблюдалось никакой инфраструктуры вроде заправок или — еще чего придумали! — придорожных кафе. А заправка нам была нужна…
Тем не менее до Новорязанского шоссе мы кое-как допилили: довольно голодные и с почти пустым баком. А там, к нашей радости, и пара нормальных заправок нашлась, и даже любимый «Помпончик».
В «Помпончике», помимо традиционных пончиков, взяли пельмени и чебурек. После чего этот «Помпончик» выиграл присуждаемый нами приз за самое долгое обслуживание: еду пришлось ждать 25 (!!!) минут. А потом еще и пельмени оказались пресные, но с голодухи вся еда улетела мгновенно.
Дальнейшая дорога прошла без эксцессов.
На месте мы оказались уже ближе к шести вечера и первым делом пошли заселяться в отель. Остановились мы в «Старом городе» и не прогадали: гостиница исключительно хороша и, несомненно, достойна отдельной статьи с отзывом.

Холл гостиницы «Старый город»

Управившись с заселением и немного отдохнув, мы, естественно, пошли искать кремль. Маршрут от нашей гостиницы к нему оказался красив и приятен. Большая его часть пролегала через Лыбедский бульвар — симпатичный новодел с распластанными рябинами,
только что открытыми (как подсказал интернет) арками под Астраханским мостом,
живописным фонтаном с лосями
и скульптурными композициями на цирковую тему:
О.Поповым с собачкой, а также слонами и жутковатым медведем на самокате, в кадр не попавшим.
У цирка заметили шпиль кремлевской колокольни и свернули во дворы по направлению к нему. И отметили удивительное для нас: ближайшие окрестности кремля в Рязани — это миленькая частная коттеджная застройка. Честно говоря, с ходу ничего подобного в других местах вспомнить не смогли.

Выйдя к кремлю, немного поблуждали по раскопанной ради перекладки плитки улице (не обошлось без шуток про родимого московского градоначальника) и вышли, наконец, к колокольне, но в кремль не пошли, а двинулись по Трубежной набережной, залюбовавшись видами в закатном солнце.

Вдалеке церковь Спаса-на-Яру

Набережная

В конце набережной нашли симпатичный двухшатровый храм, на запертой колокольне которого значилось: «Научная библиотека музея-заповедника». Храм нам настолько понравился, что мы его обошли вокруг и даже, кажется, дважды. Особенно удался вид со стороны апсид.

Церковь сошествия Святого Духа (1642), она же научная библиотека

Со стороны набережной речки Трубеж тем временем слышались весьма привлекательные зазывания покататься на кораблике до Оки. Мы бы, вероятно, даже соблазнились, но темнело и холодало, поэтому выходить на воду в легком и летнем не рискнули. Зато полюбовались закатом с холма.
А потом, наконец, добрались до всяких кремлевских древностей: Житного раскопа; Архангельского собора, старейшего на территории кремля;

Богоявленской церкви,
Певческого и других монастырских корпусов,
а также, конечно, Успенского собора.
А когда начало темнеть и холодать, полезли смотреть на закат с валов.

После чего мы были готовы уже было идти на ужин, но в Кремлевском парке по пути к отелю встретили великолепное: ярко подсвеченный бульвар, который мы тут же — за формы иллюминации — прозвали коронавирусным.
Вечер заканчивали ужином в ресторане «Неаполь» при отеле. Еда никаких вопросов не вызвала: мои салат с тунцом и тыквенный суп были достаточно хороши на вкус и очень изящно поданы (хотя про салат я бы не поняла, что он салат, если бы не знала, что заказала).

Салат с тунцом и перепелиными яйцами и тыквенный суп

День второй

Утро следующего дня начиналось, пожалуй, даже немного слишком рано: в районе десяти поездом из Москвы подъехала вторая часть нашей компании, сообщившая о своем желании присоединиться не иначе как в два часа ночи. :) Встретив их на вокзале на машине, мы направились в гостиницу завтракать. Так как все рестораны на территории комплекса еще не были открыты, мы посетили отельный «шведский стол», куда без проблем — но за дополнительную оплату «на месте» — пустили и нас, и наших новых компаньонов, в гостинице не проживающих.
Сытно и вкусно поев и захватив с собой весь отельный запас воды — как-никак, температура на улице приближалась к тридцати градусам еще до полудня, мы выдвинулись по вчерашнему маршруту. Забегая вперед, скажу: несмотря на то, что мысль «зачем нам ходить по одним и тем же местам?» меня посещала, оказалось, что это было очень не зря, потому что при дневном свете нам удалось рассмотреть куда больше деталей, чем до этого.

Призвался ли в итоге Есенин?..

Начали повторный осмотр с Кремлевского парка с часовенкой. Она была открыта, и мне удалось не только посмотреть на внутреннее убранство, но и сфотографировать: смотрительница не просто разрешила, но и удивилась моему робкому вопросу, можно ли здесь снимать.
Дальше мы свернули на вчерашний «коронавирусный» бульвар,
сделали небольшой заход к памятнику Есенину и церкви Спаса-на-Яру,
а потом направились уже прямиком к колокольне,
и наконец — к собору.
И тут-то мне и открылось, чего мы вчера не заметили!
Рассматривая фото и даже гуляя вокруг днем ранее, я искренне считала Успенский собор весьма невзрачным. Высокий и слишком простой для главного собора города прямоугольный основной объем плюс стандартное пятиглавие — ничего особенного? А вот и нет. При ярком солнечном свете я увидела-таки то, что не углядела ни на фото, ни на вчерашней прогулке: резьба! Дело в том, что это один из немногих соборов (а не домовых или приходских церквей) в нарышкинском стиле, и, как и полагается главной церкви города, украшен он крайне богато.
Поэтому следующие полчаса мы ходили по галерейке вокруг собора, разглядывая восхитительную резьбу.
Можно подумать, что это было где-то в Италии.
Внутрь, конечно, тоже зашли. Там всё весьма стандартно: как известно, многие соборы по планировке и убранству отталкиваются от Успенского в Москве (а тот, в свою очередь, от владимирского, но это уже другая история).
Прямо с галереи собора есть надземный проход мимо Архангельского собора в Предтеченскую церковь и музей «Древлехранилище». По самой галерее мы прошли до конца и даже заглянули в церковь, отличившуюся сочетанием древних фресок и ламината на полу, но в музей не пошли.
Не полезли мы сегодня и на валы, потому что на открытой местности нещадно палило солнце. Вместо этого мы вернулись к гостинице, выпили в «Неаполе» по стакану лимонада (в этот раз обслуживание оказалось почти неприлично медленным) и пошли прогуляться по местному «Арбату», Почтовой улице.

Там же закупились продуктами в ближайшем супермаркете и поехали за город есть шашлык и еще гулять.

Где-то под Рязанью. Речка Плетенка

По возвращении в город — к тому моменту шашлык был уже растрясен — мы направились присматривать себе что-то для ужина на Почтовой, которая, как оказалось, воскресным вечером кипит барной жизнью. Было довольно сложно понять, как найти себе поесть, а не выпить :) Тем не менее, нас привлекло симпатичной верандой заведение под названием «Чеснок».
И «Чеснок» нас очень порадовал. У него небольшое меню: ресторан предлагает в основном нечто под названием «пинца», зато ее делает хорошо. Прикола пинцы мы сперва, кстати, не поняли, но друг наш Гугл расставил точки над и и объяснил нам, что это всё ещё пицца, но с конкретным видом теста. Другая еда тоже наличествует в небольших количествах, плюс очень приятные напитки. В общем, хорошо!
Наеденное в «Чесноке» еще немного поутрамбовывали прогулкой в окрестностях отеля, заодно посмотрели ночную подсветку в центре
и познакомились с очередным забавным героем здешних мест: косопузым рязанцем.

День третий

Проспав почти до одиннадцати, мы выселились из гостиницы, оставили вещи в машине и пошли сперва на завтрак, а потом увидеть еще пару обязательных к посещению мест: грибы с глазами и, конечно, сказочный резной домик, который Галина не раз упоминала на этом сайте и качественно нам прорекламировала.
С завтраком вышло не сразу и не очень. Искать еду мы пошли на Почтовую, но улица, буквально бурлившая вечером, сейчас только просыпалась. Многие заведения, причем не только питейные, были еще закрыты. С большим трудом мы отыскали кофейню «Корица»: она была, по крайней мере, открыта и привлекла нас интерьером веранды.
Только вот позавтракать мы в ней не смогли. В какую бы позицию меню мы ни тыкали, нам говорили, что готовиться это будет минут сорок! А сырников или блинов ждать столько я была уже совсем не готова. Причем сперва заказ у нас приняли, а уже потом официант вернулся с новостью, что всё будет долго: кажется, для него это тоже оказалось неожиданностью. Да и меню у них выглядело, если честно, пошловато: некоторые позиции назывались так, будто кафе не определилось, не стрип-клуб ли оно.
В итоге я по-быстрому выпила там кофе, дешевого и невкусного, и мы, решив, что хватит с нас разочарований, пошли во вчерашний «Чеснок». Там снова было хорошо, только вот классических завтраков они не предлагают, поэтому пришлось заказать пиццу с грушей.

Интерьер «Чеснока»

Наконец удовлетворившись едой, мы взяли курс на сказочный домик Летнего клуба дворянского собрания.
Дом и правда восхитителен! Правда, если подойти поближе, видно, что он несколько более ветхий, чем я надеялась.
Обойдя дом со всех доступных сторон, мы прошли-таки парком к грибам с глазами.

Всё хорошо: стоят, смотрят

А оттуда уже по улице Ленина и далее по Лыбедскому бульвару вернулись за машиной к гостинице.

Заодно рассмотрели Евпатия Коловрата, мимо которого ходим третий день. Около него подслушали забавный диалог, которым не могу поделиться:
— А это что за мужик?
— Ев… Евпатий Коловрат какой-то. Наверное, был шаман!
На этой позитивной ноте наша короткая программа закончилась, и было пора выезжать домой.
На пути назад навигатор всё же удовлетворил наше любопытство и показал нам ЦКАД. Магистраль как магистраль: гладкая, широкая, быстрая. Но главная «фишка», конечно, не в этом, а в том, что въезд и выезд тут безбарьерные: нет никаких арок и шлагбаумов на пункте оплаты, а есть только объявление, что вы въезжаете на платную дорогу. Счет за проезд потом придет сам. В принципе, удобно.

В заключение

Что можно посмотреть в Рязани за пару дней? Конечно, только самое основное. В этот раз мы прошлись только по верхам, не сунув нос даже в напрашивающуюся тематику Есенина. Но основное дело — заинтересовать нас городом — эта поездка, конечно, сделала. Так что до новых встреч, Рязань!

Чем классный отчёт отличается от обычного? После классного отчёта хочется сразу начинать собирать чемодан, даже если в этом городе ты был с десяток раз.
Марина, спасибо за интересный рассказ, юмор и фантастически атмосферные фотографии. Ну как можно после них не любить Рязань и путешествия?
Отдельное спасибо за вечернюю прогулку по кремлю. Это прям наше-наше — гулять на закате и после заката по древним местам... :))
Галя, спасибо!
Мне самой хочется куда-то туда телепортироваться, пересматривая фото. Мне сперва казалось, что за год почти без этого всего навык передать атмосферу растерян, да и посещено слишком мало, чтобы хороший рассказ вышел, но сейчас вижу, что вроде нет. :)
Марина, спасибо за Ваш классный отчет, написанный таким замечательным слогом!
Евпатий Коловрат - шаман - это лучшее за последнее время!))
Ваша Рязань такая хорошая, душевная.
спасибо, Марина!

Аватар пользователя marinam
Яна, спасибо, что прочитали и оценили! мне приятно — значит, не зря стараюсь.
Про Евпатия нам тоже очень понравилось. :) Так, кажется, при мне еще никого из исторических личностей масштаба, чтобы памятники им ставили, не называли. С другой стороны, если есть грибы с глазами, почему бы шаману памятник не поставить? ;)
Мариша, очень рада тебе и твоему прекрасному отчёту!)
Смотрела, читала, и удивлялась совпадениям. Мы тоже совершили вылазку в Рязань в августе, только на 3 дня. И тоже первый раз. Жили  в одном с вами  отеле - "Старом городе", и он нам тоже понравился... И даже в одну и ту же кафешку заглядывали - "Корицу", только вы оттуда сбежали, а мы всё-таки поужинали...Скажу, что ваша  потеря была небольшая  - еда там так себе, но местечко да, атмосферное...
Кстати, в Рязани нам больше всего понравился итальянский  ресторанчик "Римские каникулы". Отличная еда, живая музыка, уютный дворик - рекомендую! Расположен он недалеко от Грибов с глазами.)

Фотки чудесные! Соглашусь, что Рязань хороша и притягательна  (для  нас так точно.)
Мы побывали практически везде, где вы, но посетили ещё кремлёвский музей, и успели съездить в Константиново. Я там была в юности, но нисколько не пожалела, что увидела родину Есенина вновь...Было бы здорово вам, Мариш, тоже туда собраться. Уверена, что тебе понравится.
Спасибо за доставленное удовольствие! Надеюсь мы увидим здесь продолжение рассказа по Рязань и область.)
Аватар пользователя marinam
Лена, рада, что у тебя тоже было такое прекрасное путешествие! (И вообще очень рада видеть весточку: скучаю по твоим огромным летним поездкам, почти как по своим).
У меня на самом деле для тебя практически персональный "сувенир" из этого путешествия есть:

Это нас угораздило пить ту самую бутылку вина из начала рассказа вечером под нарытый на Ютюбе ХТК в исполнении Рихтера, и после второго или третьего бокала на нос у нас получилось выпытать у Яндекса это.
Я все же надеюсь, что это не последний наш визит. Мы, во всяком случае, не считаем рязанскую тему закрытой. А еще мы не были в Коломне, да и развалины, как в городище Старой Рязани, мы бы посетили.
И, конечно, спасибо за внимание. :)
Ой, Мариш, сувенир получился классный - спасибо! Вот ведь как сработало сочетание хорошего вина и Баха...надо будет иметь ввиду!)
Кстати, исполнение Рихтером ХТК считается классикой. Я отдаю ему должное, но временами кажется, что он играет не Баха, а Бетховена. Настолько  динамично, драматично, даже по -французски мятежно звучит клавир....Мне очень нравится исполнение ХТК Анджелой Хьюит ( канадская пианистка). Вот она, как бы, исполняет "Шопена", добавляя Баху немножко романтичности...Хотя, конечно же, всё в музыке субъективно.)

Когда мы возвращались из Рязани, то как раз заезжали в Коломну и Зарайск. Получилось отличное дополнение к путешествию. Так что, если вы там не были - вариант отличный.
И спасибо, Мариш, за добрые слова! Да, времена меняются, поездки трансформируются, как и жизнь... Но как сказал кто-то мудрый - "любые перемены несут с собой новые возможности", и он -таки прав!)
Аватар пользователя marinam
О, Лена, спасибо за рекомендацию! Мы дилетанты, мы знаем только самых именитых. :) Послушаем обязательно, сравним.
Если честно, мы сперва вообще искали методом тыка хоть какое-то приличное исполнение, хотя бы без совсем явных косяков технических: на Ютюбе каждый сам себе звезда ж. И тут:
— О, во, вот это оставь, нормально.
— Ну, это Рихтер…
А времена да, совсем другие. У меня пока никак не получается вернуть старый темп путешествий даже туда, куда можно. Здесь будет ещё яркая осенняя Казань скоро, но это тоже было маленькое.
Зато на сэкономленные деньги удалось кое-какие другие мечты реализовать…
Аватар пользователя ekaterinap
Рязань красивый, интересный для туриста город. Однако посещать Рязань, к сожалению, лучше только летом, или осенью. Зимой или ранней весной, там все очень грустно. Не чистятся тротуары даже в самых туристических местах, плохое освещение вечером (а в зимние месяцы это особенно актуально), с крыш на тротуары сыпятся огромные глыбы льда. Будучи в Рязани прошлой зимой - были, мягко говоря, шокированы. Но несмотря на безолаберное отношение власти к элементарному благоустройству, город понравился. Хотели посетить его летом, но как-то подзабыли. Марина, спасибо большое, что напомнили нам про замечательный город Рязань и его достопримечательности.
Аватар пользователя marinam
Екатерина, это вам спасибо за внимание! ;)

Да, увы, но вы, похоже, застали там обычную картину зимы: пара моих подруг, бывших там зимой, тоже на нечищеные улицы жаловались. А жаль, потому что достопримечательностям города снег идёт.