На машине на Урал. 10 дней открытий. Часть 4. Остров Веры — Слюдорудник — Кыштым

В третьей части отчёта речь шла о втором дне нашего уральского путешествия — о Златоусте и его окрестностях. В этой, четвертой, части расскажу о нашей поездке на катере на остров Веры на озере Тургояк, прохождении экологической тропы в поселке Слюдорудник, каолиновом карьере с цветом воды как на Бали и прогулке по усадьбе Демидовых, первых промышленников России.
В конце дам основные ориентиры.
После выезда из Златоуста, мы снова заехали на озеро Тургояк. Хотелось погулять по его берегу и искупаться (предыдущим вечером нам это не удалось). Администратор в отеле "Бельмонт" посоветовала нам остановиться около базы "Форелька". Мы легко и быстро нашли ее по указателям на трассе и на лесной дороге. Машину оставили на большой пустой парковке. Когда выезжали обратно, она была полностью занята машинами.

Вода в Тургояке чистая, прохладная, прозрачная. Озеро называют младшим братом Байкала за чистую воду. Мы согласны. Воды обоих озер очень схожи по чистоте и прозрачности. По берегу Тургояка в лесной прибрежной полосе устроено множество палаточных городков. Отдых в палатках здесь очень популярен. Приезжают на машинах, устанавливают палатки, походные столики, стулья, берут с собой все необходимое оборудование, занимают свободное место на берегу, ставят машину на стоянку или рядом с лесом и отдыхают. Если на Зюраткуле, как мы заметили, больше отдыхают на базах и за въезд в Национальный парк нужно заплатить, то на Тургояке въезд свободный, палатки стоят в тени хвойных деревьев, пологий вход для купания настраивают на спокойный озерный отдых

Пока купались, заметили стоянку катеров. Решили узнать, можно ли будет попасть на остров Веры, известный обнаруженными здесь мегалитами, возраст которых около 6000 лет. На острове жили старообрядцы, сохранились остатки их скита. У молодого человека, дежурившего на пристани, мы узнали, что на остров можно попасть на яхте. Одна яхта уже ушла, вторая занята и скоро тоже уйдет. Яхта идет медленно, до острова получится 1,5-2 часа при попутном ветре. Для нас это было долго. Мы ушли ни с чем. После, увидев вдалеке, на другом берегу, стоянку катеров, решили попытать счастье второй раз. У этого же молодого человека узнали, что на катере за 30-40 минут нас смогут довезти до острова Веры. Нам это условие очень подошло. Мы согласились, дождались катер, который отвез нас на остров и через час забрал обратно. Часовой прогулки вполне хватило для пребывания и осмотра всех интересностей.

На острове Веры, названному по одной из легенд именем жившей здесь в каменной келье монашки-отшельницы, проложена тропа из деревянных брусьев.
На тропе установлены указатели с кратким описанием строений и их назначений (как использовалось).

Если сойти с тропы, то можно погулять по хвойным полянам, усеянным каменными валунами.

В теплую погоду на остров приезжают на моторных лодках загорать и купаться. В засушливые годы остров Веры становится полуостровом, к нему можно пройти через перешеек. Мы видели, как некоторые туристы пытались пройти по пояс в воде, у одних получалось дойти примерно до середины, другие возвращались назад. Кроме катера и яхты, на остров можно добраться на экскурсионном тримаране.

Одного часа вполне достаточно для осмотра и прогулки на острове. Через час нас забрал катер, и мы вернулись обратно на пристань.
Остров Веры однозначно стоит посетить. Увидеть постройки, начиная со времен неандертальцев и заканчивая 19 веком – это очень притягательно и необычно.

После острова, по пути в Екатеринбург, где у нас был забронирован номер в отеле "Вера", мы заехали в поселок Слюдорудник и прошли по экологической тропе.

В спортивно-туристическом центре "Провинция" я заказывала экскурсию по тропе, но отменила ее в пользу поездки на остров Веры. Тропу можно пройти самим, ничего сложного нет. Вся информация представлена на стендах на каждом этапе осмотра.

Единственное предупреждение: смотрите под ноги (везде слюда и тропа идет с перепадами), внимательно читайте и изучайте стенды. Подойдите поближе к заброшенным шахтам. Пишут, что смельчаки ходят смотреть внутреннее убранство с фонариками, полной экипировке, в высоких резиновых сапогах, но, по словам сотрудников "Провинции", с которыми я много общалась перед поездкой, лучше поберегите себя, если с вами что-то случится, нести ответственность за ваше любопытство будете только вы.

Тропа достаточно интересное место. Посетить определенно стоит. Но, повторюсь, будьте осторожны. Мы ходили по тропе уже вечером, нам было неуютно и как-то тревожно. Тот случай, когда, раз приехали, нужно посмотреть и пройти, но, в то же время, очень хочется повернуть назад, сесть в машину и по-тихому уехать. К тому же, когда мы уходили, пошел дождь. Стало совсем не по себе. Мы бы посоветовали ходить здесь при солнечном свете и хотя бы в небольшой компании, человек 10, не как мы, втроем. Будет веселее и надежнее.

Перед тропой или после, как удобно, остановитесь на озере Сугомак. Красивое место. Послушайте, как стучит дятел в полной тишине, и поют птицы.
После тропы и озера мы решили посмотреть каолиновый карьер.

При определенном освещении цвет его воды ярко-лазурный. Мы приехали вечером, цвет воды был приглушенным темно-бирюзовым, но тоже очень красивым, волшебным, инопланетным. Такой цвет вода в карьере приобретает от разновидности белой глины, каолина, который здесь добывали промышленным способом с конца войны.
Карьер находится на окраине города Кыштым. Из-за множества прудов и озер, соединенных между собой протоками, его иногда называют Уральской Венецией. На одном из прудов Никита Демидов построил усадьбу, прозванную впоследствии местными жителями "Белым домом" из-за того, что он весь был покрыт белой штукатуркой.

Сейчас дом обнесен ремонтным забором, но работ никаких, по всей вероятности, не ведется. Некогда большой дом с колоннами на берегу заводского пруда постепенно ветшает. Очень жаль. Такая богатая усадьба, хочется надеяться, будет восстановлена и вновь предстанет во всей красе.
На маленьком острове рядом с усадьбой по инициативе ее хозяина, Никиты Демидова, на деньги, собранные в течение нескольких лет у населения, была построена двухэтажная Духовская церковь. Это самый старый храм в Кыштыме.
Кыштымский храм стал конечным пунктом нашего третьего дня путешествия. Мы выехали из города на трассу и поздно вечером приехали в Екатеринбург, в отель "Вера".
Следующий, четвертый, день мы провели, гуляя по уральской столице, вечером доехали до озера Шарташ. Об этом в пятой части.

Основная информация по этому дню:

— катер на остров Веры 6000 рублей, вместимость 6 человек. Лучше договариваться заранее. Хотя бы за 2 недели. Оплата наличными или переводом по номеру телефона.
— экологическая тропа в поселке Слюдорудник. Можно с экскурсией через официальный сайт спортивно-туристского центра "Провинция" www.stranavostoka.ru Стоимость 500 рублей.
— усадьба Демидовых, Кыштым, пл. Карла Маркса, д.2.
— Духовская церковь на острове, Кыштым, ул. Садовая, 23.
— каолиновый карьер с бирюзовой водой, 6 м от Кыштыма.