Раздел сайта:
После летнего путешествия на Кольский полуостров в 2019 году я с осени стал планировать план на 2020 год. Решил вновь побывать на Алтае. Там я был в 2017 году, но за одну поездку охватить все красоты этого удивительного края невозможно. С октября стал планировать маршрут, по возможности включая новые места Алтая и исключая те, где я уже был. Однако весна 2020 года поставила под большое сомнение состоятельность путешествия из-за пандемии коронавируса. Многие города и регионы Алтая были закрыты для посещения вплоть до июля. К тому же приграничные с Монголией места Алтая (район Каш-Агача) были закрыты из-за бубонной чумы. Но вопреки всему, мы совершили наше путешествие с 22 июля по 7 августа! Карантин, конечно, внес свои коррективы, поэтому мы исключили посещение достопримечательностей крупных городов по маршруту. Тем более, что во время путешествия на Байкал в 2018 году мы посетили зоопарк в Новосибирске и подробно осмотрели Омск. Очень советую эти города, если кому придется путешествовать в тех местах.
Первоначально планировали поехать 5 человек на двух автомобилях (полноприводные кроссоверы). Буквально за несколько дней до отъезда к нам присоединилась еще одна машина и три человека. Эта машина была относительно автономна (особенно в финансах) и часто отклонялась от нашего маршрута, хотя выехали мы вместе и приехали обратно в тот же день. На одной машине была установлена рация, работающая на частоте дальнобойщиков. Кроме того, все три машины имели рации для связи между собой – очень полезные устройства.
Маршрут нашего путешествия был таким: Самара, Оренбург, Капова пещера в Башкирии (две ночевки), Белорецк, Челябинск, Курган (ночевка), Ишим, Омск, Татарск (ночевка), Новосибирск, Бийск, Тальменка (ночевка), Белокуриха (ночевка), Ая, Манжерок, по Чуйскому тракту до Курая (3 ночевки с вылазками на Марс-1, Марс-2, ледники Актру), Акташ, Улаган, перевал Кату-Ярык (3 ночевки с поездками и пешими походами по долине реки Чулышман до каменных грибов и водопадов). Обратный путь от Кату-Ярыка по Чуйскому тракту до Горно-Алтайска (ночевка), Сростки, Бийск, Искитим (ночевка), Новосибирск, Омск, Тюкалинск (ночевка), Ишим, Курган, Челябинск, Усть-Катав (ночевка), Уфа, Самара. Схема изображена на рисунке.
Гостиницы по трассе, в которых мы останавливались на ночевки, мы бронировали утром после выезда из предыдущего места. При планировании поездки я выписал номера телефонов всех гостиниц в предполагаемых местах ночевок. Во время поездки мы распределили обязанности. Я отвечал за общий маршрут и экскурсии, один человек за гостиницы и оперативное освещение поездки в Интернете, один за общую кассу и ведение бортового журнала, один за контролем бензина и заправками на АЗС. В бортовой журнал записывали всю информацию о поездке: ежедневный пробег, время, финансовые затраты, остановки, экскурсии и т.п.
Общий пробег по маршруту составил около 7500 км. На два автомобиля и 5 человек затрачено 1150 литров бензина на сумму 54000 рублей. На проживание истрачено 58000 рублей, на питание 35000 руб. (без учета продуктов, которые брали с собой), на экскурсии 28000 руб. Всего получилось около 175000 рублей на 5 человек и две машины (по 35000 рублей на человека за 17 дней путешествия – это очень недорого).
Из Самары мы выехали в 4 часа утра. В 11 часов дня, пройдя 500 километров, мы пересекли границу Башкирии, которая встретила нас хорошим дождем. Этот дождь сопровождал нас практически двое суток. Езда по асфальту в дождь придавала некую изюминку в путешествие, но после поселка Мраково (на 640-ом километре пути) началась грунтовка (грейдер) длиной в 74 километра, которая добавила адреналина. Дорога шла по гористой местности с крутыми поворотами, подъемами и спусками на которых потоками воды намывало песок и глину. Пришлось включать полный привод и ехать местами со скоростью 15-20 км/час. Эти 74 километра мы ехали больше четырех часов!
Общий пробег по маршруту составил около 7500 км. На два автомобиля и 5 человек затрачено 1150 литров бензина на сумму 54000 рублей. На проживание истрачено 58000 рублей, на питание 35000 руб. (без учета продуктов, которые брали с собой), на экскурсии 28000 руб. Всего получилось около 175000 рублей на 5 человек и две машины (по 35000 рублей на человека за 17 дней путешествия – это очень недорого).
Из Самары мы выехали в 4 часа утра. В 11 часов дня, пройдя 500 километров, мы пересекли границу Башкирии, которая встретила нас хорошим дождем. Этот дождь сопровождал нас практически двое суток. Езда по асфальту в дождь придавала некую изюминку в путешествие, но после поселка Мраково (на 640-ом километре пути) началась грунтовка (грейдер) длиной в 74 километра, которая добавила адреналина. Дорога шла по гористой местности с крутыми поворотами, подъемами и спусками на которых потоками воды намывало песок и глину. Пришлось включать полный привод и ехать местами со скоростью 15-20 км/час. Эти 74 километра мы ехали больше четырех часов!
В заповедник «Шульган-Таш», где находится Капова пещера, мы прибыли около четырех часов дня, проехав за день 711 км. Там мы провели почти двое суток (две ночи и один полный день). Устроились мы на турбазе «Акбузат» прямо на берегу реки Белая, заранее забронировав домик с удобствами (душ, туалет, раковина) на 5 мест. За двое суток на 5 человек мы заплатили 7500 руб. Весь день 23 июля, несмотря на мелкий дождь, мы посвятили осмотру Каповой пещеры и живописных окрестностей.
У входа в пещеру маленькое озерцо, но его глубина более 80 метров! Для экскурсий открыт только первый зал пещеры. Недалеко от входа художником нарисованы точные копии рисунков древних людей, а сами оригиналы находятся в глубине заповедной части, куда туристам вход закрыт. Поразило большое количество туристов, которые жили просто в палатках на берегу реки, а также любителей сплавов на байдарках и катамаранах. И это в такую дождливую погоду! На турбазе было кафе, где мы в основном и питались. Вполне сытный и вкусный обед (национальная башкирская кухня) стоил всего 350 рублей с человека. Несмотря на дождливую погоду и трудноватую грунтовую дорогу, мы получили массу положительных эмоций и впечатлений от природы Южного Урала.
В 5 часов дождливого и туманного утра 24 июля мы покинули турбазу «Акбузат» и через Белорецк взяли курс по направлению к трассе М5, на которую вышли в районе Миасса. В районе Уральска около 8 часов утра мы пересекли границу Европы и Азии.
В 5 часов дождливого и туманного утра 24 июля мы покинули турбазу «Акбузат» и через Белорецк взяли курс по направлению к трассе М5, на которую вышли в районе Миасса. В районе Уральска около 8 часов утра мы пересекли границу Европы и Азии.
К 9 часам утра стало значительно теплее и выглянуло солнышко. В 16.30 часов мы прибыли в город Курган (пробег за день 750 км.) и остановились на ночевку в отеле «Светлана» на трассе «Иртыш» (500 руб. с человека). Из-за карантина мы не стали въезжать в Челябинск и Курган. От Челябинска до Кургана было пару небольших реверсов на трассе (пропуск машин то в одном, то в другом направлении) в связи с ремонтом дороги.
В 5 часов утра мы стартовали в сторону Омска. Ранние выезды оправдывали себя тем, что трасса утром свободная (по крайней мере, до 8 утра) и средняя скорость получается около 100 км/час. Поэтому к следующей планируемой ночевке мы приезжали рано (около 16.00 часов) и было время отдохнуть, а также что-то посмотреть. К такому режиму мы быстро привыкли. Дорога по Курганской области довольно однообразная – равнина, озера, болота, а также болотные комары и слепни. Качество дороги отличное (ровная и прямая), поэтому можно включить круиз-контроль на скорость 120 км/час. и спокойно ехать. Однако встречались стационарные радары в ящиках на трассе, но они детектировались антирадаром. Приборов типа «автодория» не было. До Омска короче дорога через Казахстан, но мы решили не рисковать с таможней и поехали в объезд через Ишим. В районе Ишима на протяжении 100-150 км. чувствовался запах гари от лесных пожаров. Миновав Омск, мы остановились на ночлег в городке Татарск в гостинице «Заря». За 800 рублей с человека мы получили номер с удобствами и кухню, где сами сготовили себе ужин. Успели даже немного погулять по городку.
Из Татарска стартовали 26 июля в 5 часов утра. Не доезжая до Новосибирска, мы попытались остановиться на трассе, чтобы попить кофе и отдохнуть, но на нас из болот накинулась туча сибирских комаров. Мы спаслись бегством, но долго еще из машин выгоняли этих кровожадных насекомых. Новосибирск мы обогнули с юга через Краснообск и по Новосибирской ГЭС пересекли реку Обь. В городе Бердск попали в сильный ливень, который сопровождал нас полтора часа до следующей ночевки в гостинице «Грани Алтая» на въезде в Алтайский край (около поселка Тальменка).
В 5 часов утра мы стартовали в сторону Омска. Ранние выезды оправдывали себя тем, что трасса утром свободная (по крайней мере, до 8 утра) и средняя скорость получается около 100 км/час. Поэтому к следующей планируемой ночевке мы приезжали рано (около 16.00 часов) и было время отдохнуть, а также что-то посмотреть. К такому режиму мы быстро привыкли. Дорога по Курганской области довольно однообразная – равнина, озера, болота, а также болотные комары и слепни. Качество дороги отличное (ровная и прямая), поэтому можно включить круиз-контроль на скорость 120 км/час. и спокойно ехать. Однако встречались стационарные радары в ящиках на трассе, но они детектировались антирадаром. Приборов типа «автодория» не было. До Омска короче дорога через Казахстан, но мы решили не рисковать с таможней и поехали в объезд через Ишим. В районе Ишима на протяжении 100-150 км. чувствовался запах гари от лесных пожаров. Миновав Омск, мы остановились на ночлег в городке Татарск в гостинице «Заря». За 800 рублей с человека мы получили номер с удобствами и кухню, где сами сготовили себе ужин. Успели даже немного погулять по городку.
Из Татарска стартовали 26 июля в 5 часов утра. Не доезжая до Новосибирска, мы попытались остановиться на трассе, чтобы попить кофе и отдохнуть, но на нас из болот накинулась туча сибирских комаров. Мы спаслись бегством, но долго еще из машин выгоняли этих кровожадных насекомых. Новосибирск мы обогнули с юга через Краснообск и по Новосибирской ГЭС пересекли реку Обь. В городе Бердск попали в сильный ливень, который сопровождал нас полтора часа до следующей ночевки в гостинице «Грани Алтая» на въезде в Алтайский край (около поселка Тальменка).
Гостиница является перевалочным пунктом для туристов, едущих на Алтай и обратно. Мы прибыли туда в 13.00 часов, проехав за день 630 км. и решили по дождю дальше не ехать, а просто отдохнуть. Стоимость проживания составила по 625 рублей с человека в секции из двух комнат с общим санузлом. Кафе работает круглосуточно, причем с соблюдением режима карантина (одноразовая посуда, маски, дистанция за столиками). К вечеру дождь кончился, выглянуло солнышко, и мы погуляли по окрестностям.
Следующим пунктом нашего путешествия была Белокуриха, до которой было всего около 300 км., поэтому из гостиницы мы выехали в 6.30 часов. Утром было всего 12 градусов тепла, сильный туман после дневного дождя, и мы долго ехали со скоростью 40-60 км./час. Около 9 часов утра прибыли в Бийск, который встретил нас ярким и теплым солнышком. В 10 часов прибыли в Белокуриху, где у нас был заранее забронирован номер в гостевом доме «Улей».
Следующим пунктом нашего путешествия была Белокуриха, до которой было всего около 300 км., поэтому из гостиницы мы выехали в 6.30 часов. Утром было всего 12 градусов тепла, сильный туман после дневного дождя, и мы долго ехали со скоростью 40-60 км./час. Около 9 часов утра прибыли в Бийск, который встретил нас ярким и теплым солнышком. В 10 часов прибыли в Белокуриху, где у нас был заранее забронирован номер в гостевом доме «Улей».
Номер нам обошелся по 800 руб. с человека. На первом этаже есть хорошая кухня, где гости могут сами готовить. После заселения мы пообедали (очень вкусно) в кафе «Пятница» на ул. Мясникова (рядом со зданием Сбербанка), а затем поехали к канатной дороге для подъема на гору Церковка. К сожалению, по понедельникам подъемник не работает! Тогда мы поехали к нашей основной цели посещения Белокурихи - горному перевалу, к месту будущего курорта «Белокуриха-2». Серпантин нас приятно поразил. Его длина около 8 км. с крутыми (на 180 градусов) поворотами
и идеальным асфальтовым покрытием. На вершине перевала идет строительство и размещено несколько объектов для туристов. Например, там размещены арт-объекты из фильма «Кин-дза-дза».
В оставшееся до вечера время мы погуляли по Белокурихе и посетили парк «Foto Land», в котором какой-то меценат выставил многочисленные транспортные экспонаты и вход свободный.
В 6 часов утра 28 июля мы покинули Белокуриху и взяли курс к городку Ая и далее по Чуйскому тракту до поселка Курай (480 км.). Следует иметь в виду, что дорога до Ая оставляет желать много лучшего и эти 90 км. мы ехали полтора часа. Чуйский тракт — это уникальная трасса, вдоль которой расположено огромное количество удивительно красивых мест, которые нужно обязательно посетить. Естественно, что за одну поездку этого невозможно осуществить. Поэтому мы выбрали по тракту лишь некоторые объекты. Например, в поселке Ая мы проехали мимо горы «Чертов палец»
С этой горой у меня связаны памятные острые ощущения с 2017 года, когда пришлось в дождь с грозой сначала бежать, а порой катиться, пешком с этой горы, а затем ехать по грязи на машине вдоль крутого откоса. По некоторым сведениям Чуйский тракт занимает пятое место из десяти среди красивейших дорог мира.
В поселке Манжерок, куда мы прибыли около 9 часов утра, мы решили восполнить пробел Белокурихи и поднялись по канатной дороге на вершину горы Синюха.
В поселке Манжерок, куда мы прибыли около 9 часов утра, мы решили восполнить пробел Белокурихи и поднялись по канатной дороге на вершину горы Синюха.
Подъем стоит 500 руб. с человека. Это самый длинный подъемник на Алтае (длина более 2500 м., подъем на высоту 1020 метров). На вершине размещены различные арт-объекты, например, макет легендарной Золотой Бабы Алтая (Алтын Ай)
Далее мы сделали остановку в поселке Барангол около базы «Царская охота» и совершили замечательную прогулку по Катуни на резиновой моторке.
Это замечательное удовольствие с острыми ощущениями стоит 500 руб. с человека и за 300 рублей можно купить CD-диск с видео-записью фрагмента сплава.
Далее мы преодолели Семинский перевал с длинным пологим затяжным подъемом и спуском с общей длиной 20 км. Честно говоря, перевал не произвел сильного впечатления потому, что мы привыкли слово "перевал" связывать с обязательным серпантином, а здесь его не было, хотя высота перевала составляет 1717 м. Перевал больше ощутил автомобиль, так как приходилось сильнее давить на газ при подъеме и переходить на пониженные передачи. На вершине перевала организован рынок, стоянка для машин и прочие атрибуты для туристов.
Большое впечатление произвел следующий перевал – Чике-Таман. Он короче и ниже Семинского, но дорога проходит через гранитные скалы с крутыми поворотами, подъемами и спусками.
Далее мы преодолели Семинский перевал с длинным пологим затяжным подъемом и спуском с общей длиной 20 км. Честно говоря, перевал не произвел сильного впечатления потому, что мы привыкли слово "перевал" связывать с обязательным серпантином, а здесь его не было, хотя высота перевала составляет 1717 м. Перевал больше ощутил автомобиль, так как приходилось сильнее давить на газ при подъеме и переходить на пониженные передачи. На вершине перевала организован рынок, стоянка для машин и прочие атрибуты для туристов.
Большое впечатление произвел следующий перевал – Чике-Таман. Он короче и ниже Семинского, но дорога проходит через гранитные скалы с крутыми поворотами, подъемами и спусками.
Местами дорога проходит вдоль отвесных скал, с которых могут сорваться камни, а с другой стороны многометровый обрыв. Все это придает остроту ощущений. Водителю нужно быть предельно внимательным, потому что так хочется посмотреть на окружающие виды хребтов и долин, но зигзаги трассы заставляют смотреть только на разделительную полосу дороги. На вершине перевала находится смотровая площадка с прекрасными видами и хороший рынок с многочисленными дарами Алтая и товарами из Монголии. Рекомендую посетить этот рынок. Вы обязательно что-нибудь купите, особенно добротные теплые вещи из верблюжьей шерсти и пуха. Фактически с перевала Чике-Таман и начинается настоящий Горный Алтай. Дальше Чуйский тракт петляет по ущельям между хребтами и открываются удивительные виды на заснеженные вершины гор.
Не буду описывать все достопримечательности Чуйского тракта, потому что о них подробно можно прочитать в Интернете. Конечно, «прочитать» и «посетить» дают совершенно разные ощущения. Очень советую проехать по этой живописной трассе и своими глазами увидеть удивительную красоту: место слияния Чуи и Катуни, Белый Бом, водопад Ширлак (Девичьи Слезы), гейзерное озеро, курайскую степь и многое-многое другое.
Не буду описывать все достопримечательности Чуйского тракта, потому что о них подробно можно прочитать в Интернете. Конечно, «прочитать» и «посетить» дают совершенно разные ощущения. Очень советую проехать по этой живописной трассе и своими глазами увидеть удивительную красоту: место слияния Чуи и Катуни, Белый Бом, водопад Ширлак (Девичьи Слезы), гейзерное озеро, курайскую степь и многое-многое другое.
Конечным пунктом пути 28 июля стал поселок Курай, куда мы прибыли около 7 часов вечера. Мы за неделю до поездки бронировали там домик на одной из турбаз. Это было сделать непросто, потому что некоторые базы были полностью заняты, а некоторые были закрыты на карантин и не давали бронь. Турбаза при осмотре нам не понравилась, поэтому мы поехали в поселок Курай искать счастье в частном секторе или других базах. И счастье нам подвернулось! Мы сняли хорошее жилье в деревенской усадьбе (500 руб. с человека за сутки) из двух отдельных домиков и баней во дворе, в которой мы парились все 3 дня нашего пребывания там. Хозяева живут в Горно-Алтайске и в Курай приезжают на лето. Сын хозяев Андрей живет семьей в Курае, содержит хорошую турбазу «Курайские зори» и является единственным дипломированным экскурсоводом на всю округу.
Утром 29 июля Андрей на своем автомобиле (внедорожник) повез нас на экскурсию по Курайской степи в местечки Марс-1 и Марс-2. Это причудливые горы, напоминающие марсианские пейзажи из-за присутствия руд разных редких металлов.
Утром 29 июля Андрей на своем автомобиле (внедорожник) повез нас на экскурсию по Курайской степи в местечки Марс-1 и Марс-2. Это причудливые горы, напоминающие марсианские пейзажи из-за присутствия руд разных редких металлов.
Аренда машины и услуги экскурсовода на 8 человек обошлись в 6000 рублей, а также по 100 рублей с человека стоит вход на Марс-1. В принципе до этих мест можно было доехать и на своих машинах, хотя местами грунтовка была трудновата, но мы решили отдохнуть от руля, а заодно узнали много интересного от экскурсовода. Нам повезло с погодой – было солнечно и тепло. Экскурсия длилась почти весь день. Однако, на обратном пути (когда мы уже выехали с грунтовки на Чуйский тракт) к вечеру из-за гор перевалила огромная туча и пошел проливной дождь.
На следующий день 30 июля мы совершили поход на ледник Большой Актру. Дорога до основания Актру (если ее можно назвать дорогой) под силу только нашим внедорожникам УАЗ или ЗИЛ-131. Мы выехали в 8 часов утра на «буханке», аренда которой нам обошлась в 12000 руб. на 8 человек, а прибыли назад около 8 часов вечера. Около 35 км. пути от поселка до подножия Актру (лагерь альпинистов) мы преодолели за два с половиной часа, по достоинству оценив качество и надежность детища советского автопрома – «буханка». УАЗ легко преодолевал водные преграды, огромные валуны и грязь.
На следующий день 30 июля мы совершили поход на ледник Большой Актру. Дорога до основания Актру (если ее можно назвать дорогой) под силу только нашим внедорожникам УАЗ или ЗИЛ-131. Мы выехали в 8 часов утра на «буханке», аренда которой нам обошлась в 12000 руб. на 8 человек, а прибыли назад около 8 часов вечера. Около 35 км. пути от поселка до подножия Актру (лагерь альпинистов) мы преодолели за два с половиной часа, по достоинству оценив качество и надежность детища советского автопрома – «буханка». УАЗ легко преодолевал водные преграды, огромные валуны и грязь.
Остроту ощущений, кроме окружающей красоты природы, придавал мелко моросящий дождь, который к нашей радости закончился, как только мы прибыли к подножию Актру.
Но утром перед выездом горы смотрелись угрожающе.
От лагеря альпинистов нам предстояло совершить восхождение к голубому озеру на высоту около 3000 метров. Окружающая красота ввела нас в состояние какой-то эйфории. Однако осмотр камня с табличками о погибших здесь ранее альпинистах
вернул нас на землю и заставил почувствовать всю серьезность нашего намерения, а главное осознать, что горы не только безумно красивы, но и очень опасны. Подъем до озера занял у нас 3 часа. До нижней кромки ледника поднялись без особых трудностей.
Самое опасное место было выше, у так называемых «бараньих лбов», где приходилось преодолевать крутой (около 45 градусов) подъем/
Фотография, к сожалению, не передает полностью всю красоту гор, особенно ощущение высоты и полета! Из восьми человек до голубого озера дошли только четверо!
Остальные на разных участках маршрута, оценив свои оставшиеся силы и опасность дальнейшего подъема, вернулись назад.
Преодолев самый крутой участок, мы добрались, наконец, до нашей цели – голубое озеро! Цвет этого горного озера был скорее бирюзовым, чем голубым. У озера мы еле успели попить горячего чая с бутербродом, как оказались внутри тучи, из которой пошел дождь с градом и значительно похолодало. Быстро накинув дождевики, мы пустились в обратный путь. Замерзшие руки плохо справлялись с фотоаппаратурой, поэтому снимков спуска почти нет. К тому же спуск по мокрым и скользким камням и раскисшей песочно-глинисто-гравийной смеси изрядно заставил нас пережить «непередаваемые ощущения». Балансируя на скользкой и крутой тропе под дождем, не очень-то хотелось заниматься фотоаппаратурой. Добравшись до «бараньих лбов» и взглянув с высоты вниз, у нас по спине побежал холодок. Подниматься было менее страшно. Наверное, каждый из нас подумал в это мгновение – «а зачем я сюда лез»? Однако дождь нас изрядно подгонял, потому что тропа с каждой минутой становилась опасней и начали образовываться ручейки воды с песком и грунтом. Спустившись (иногда на пятой точке) ниже «бараньих лбов» мы услышали сильный гул по леднику. Через несколько минут мы увидели причину – с горы скатился огромный валун и, ударившись о ледник, сделал в нем очередную трещину. Но самое страшное, что мы увидели – по следу валуна стал формироваться селевый поток, который стремительно увеличивался и двигался наперерез нашей тропы. Нам очень повезло, и мы успели пройти по тропе раньше потока, да и сам поток, к счастью, не увеличился по ширине больше двух метров.
Мы не стали ждать развития потока и поспешили дальше вниз. К концу спуска дождь кончился, и мы отправились в обратный путь на «буханке»– почти 3 часа по камням, горным рекам и лужам через тайгу и Курайскую степь. После такого восхождения горячая банька нам показалась раем!
Кто будет в этих краях, очень советую наш маршрут до ледников Актру. Даже, если не дойдете до голубого озера, все равно получите массу положительных эмоций и впечатлений! От лагеря альпинистов существуют несколько маршрутов – от самых простых до сложных. Можно выбрать маршрут в соответствии со своими физическими возможностями и опытом, либо просто погулять вдоль реки, подышать чистейшим горным воздухом, прочувствовать величие гор.
Тепло распрощавшись с хозяевами квартиры, в 9 часов утра 31 июля мы покинули поселок Курай и отправились к очередному пункту – перевалу Кату-Ярык и долине реки Чулышман. Мы заранее бронировали там домик на турбазе «Эдем», куда и прибыли около 4 часов дня, пройдя 145 км. (с остановками в многочисленных красивых местах). Из всего пути дорога чередовалась участками асфальта (иногда достаточно приличного) и щебеночно-каменистой грунтовки (грейдер около 70 км.). В общем, плохая дорога компенсировалась красивыми видами и была под силу любому типу автомобиля (как говорят даже «пузотеркам»), хотя пришлось, конечно, потрястись по грейдеру.
Кто будет в этих краях, очень советую наш маршрут до ледников Актру. Даже, если не дойдете до голубого озера, все равно получите массу положительных эмоций и впечатлений! От лагеря альпинистов существуют несколько маршрутов – от самых простых до сложных. Можно выбрать маршрут в соответствии со своими физическими возможностями и опытом, либо просто погулять вдоль реки, подышать чистейшим горным воздухом, прочувствовать величие гор.
Тепло распрощавшись с хозяевами квартиры, в 9 часов утра 31 июля мы покинули поселок Курай и отправились к очередному пункту – перевалу Кату-Ярык и долине реки Чулышман. Мы заранее бронировали там домик на турбазе «Эдем», куда и прибыли около 4 часов дня, пройдя 145 км. (с остановками в многочисленных красивых местах). Из всего пути дорога чередовалась участками асфальта (иногда достаточно приличного) и щебеночно-каменистой грунтовки (грейдер около 70 км.). В общем, плохая дорога компенсировалась красивыми видами и была под силу любому типу автомобиля (как говорят даже «пузотеркам»), хотя пришлось, конечно, потрястись по грейдеру.
От поселка Акташ дорога шла по лесистой горной местности. Первой была остановка у «Красных ворот».
В этом месте дорога (Улаганский тракт) пробита в скале, красный цвет которой обусловлен наличием руды, из которой вырабатывают ртуть. Недалеко от этого места остались руины бывшего ртутного рудника. Далее дорога пролегает мимо красивых озер и через Улаганский перевал, который местные жители считают священным местом. На пути встречаются Пазырыкские курганы с древними захоронениями. Многие экспонаты, найденные при раскопках в курганах, сейчас хранятся в Эрмитаже. В районном центре Улаган мы пообедали и заправили полные баки, потому что дальше заправок нет.
Перед спуском на вершине перевала Кату-Ярык оборудована хорошая смотровая площадка, с которой открываются удивительные виды на долину реки Чулышман.
Советую полюбоваться видами, пофотографировать, отдохнуть, а также дать охладиться тормозным колодкам автомобиля, потому что подъезд к перевалу достаточно сложен (извилистая грунтовка с подъемами и спусками). Длина перевала составляет около 4 км. грунтовой дороги (щебеночный грейдер) с перепадом высот около 900 метров, уклоном до 35 градусов и семью крутыми поворотами на 180 градусов. Разъезды со встречными машинами только в некоторых местах, в основном на поворотах.
Спуститься с перевала может любая машина, а вот подняться можно только на полноприводной, либо с трудом на заднем приводе. Переднеприводным машинам подъем на перевал не по силам (колеса буксуют на гравии). Для таких машин местные оказывают услуги подъема трактором «Беларусь» на прицепе за 3000 руб. Этот перевал считается самым трудным на Алтае, поэтому проезд по нему навсегда оставит незабываемые ощущения. Многие туристы не решаются ехать по нему на машине и проходят его пешком. Одна из женщин у нас просто плакала от страха, сидя на переднем пассажирском сидении. Конечно, от водителя требуется соответствующее внимание и опыт вождения. Однако все страхи компенсируются уникальностью природы в долине. За две недели до нашего приезда на перевале произошел оползень – на четвертом повороте камнями завалило дорогу (на видео это видно). Путь расчистили только через два дня (15 июля), но там остался очень узкий проезд. На обратном пути в этом месте у одной из наших машин (женский экипаж) заглох двигатель, а возобновить движение вверх по камням с пробуксовкой удалось не сразу! Водитель, а особенно пассажир получили изрядный стресс!
На турбазе «Эдем» мы заселились в двухэтажном деревянном домике с отдельной беседкой по 500 рублей в сутки с человека. Умывальник и туалет на улице, но на базе есть две хорошие бани, которыми мы воспользовались. На следующий день, 1 августа, мы совершили экскурсию к «каменным грибам»,
На турбазе «Эдем» мы заселились в двухэтажном деревянном домике с отдельной беседкой по 500 рублей в сутки с человека. Умывальник и туалет на улице, но на базе есть две хорошие бани, которыми мы воспользовались. На следующий день, 1 августа, мы совершили экскурсию к «каменным грибам»,
преодолев путь в 35 км. (в одну сторону) по красивейшему каньону на арендованном автомобиле с водителем.
Автомобиль плюс переправа на моторной лодке через реку обошлась по 1000 рублей с человека. В принципе по долине можно было проехать и на наших машинах, но мы не стали рисковать, потому что об острые камни можно было подпортить покрышки. Дорога проходит вдоль реки Чулышман с чистейшей прозрачной и холодной водой, а по обеим сторонам километровые горы и множество водопадов.
В речке туристы ловят хариуса, организован сплав на резиновых лодках. Дорога вдоль реки доходит до южного берега Телецкого озера.
На следующий день мы совершили пятичасовой пеший поход с экскурсоводом на живописный водопад Куркуре, осматривая по дороге остатки строений древних цивилизаций. Мы планировали еще совершить поход к крупнейшему водопаду Алтая – Учар, до которого нужно было идти 7 км. вдоль ущелья. Однако за две недели до нашего приезда на пути к нему сорвалась со скалы туристка. Поэтому мы отложили этот план в надежде, что мы еще вернемся в эти края.
При посещении долины Чулышмана следует учесть, что в каньоне нет никакой сотовой связи. Однако, на соседней турбазе есть бесплатный спутниковый телефон в свободном доступе с ограничением времени разговора в 2 минуты.
В 5.30 часов утра 3 августа мы покинули турбазу и взяли курс на Горно-Алтайск. Ранний старт мы сделали специально в надежде на то, что при подъеме по перевалу Кату-Ярык нам не придется разъезжаться со встречными машинами. И надежды оправдались, хотя крутизна подъема, крутые повороты и камни со щебнем на дороге заставили нас получить изрядную дозу адреналина. Добравшись благополучно до верха, мы испытали огромную радость и вместе с тем, нам было очень жаль покидать такую красоту.
Преодолев чуть больше 100 км. асфальто-грунтовки мы вышли на Чуйский тракт в поселке Акташ. До Горно-Алтайска (350 км.) мы снова любовались окружающими красотами и в 16 часов прибыли в город Горно-Алтайск – столицу республики Алтай. По пути забронировали номер в гостинице «Трактовая» (номер на 5 человек за 3000 руб.). Перед сном погуляли по городу.
На следующий день мы совершили пятичасовой пеший поход с экскурсоводом на живописный водопад Куркуре, осматривая по дороге остатки строений древних цивилизаций. Мы планировали еще совершить поход к крупнейшему водопаду Алтая – Учар, до которого нужно было идти 7 км. вдоль ущелья. Однако за две недели до нашего приезда на пути к нему сорвалась со скалы туристка. Поэтому мы отложили этот план в надежде, что мы еще вернемся в эти края.
При посещении долины Чулышмана следует учесть, что в каньоне нет никакой сотовой связи. Однако, на соседней турбазе есть бесплатный спутниковый телефон в свободном доступе с ограничением времени разговора в 2 минуты.
В 5.30 часов утра 3 августа мы покинули турбазу и взяли курс на Горно-Алтайск. Ранний старт мы сделали специально в надежде на то, что при подъеме по перевалу Кату-Ярык нам не придется разъезжаться со встречными машинами. И надежды оправдались, хотя крутизна подъема, крутые повороты и камни со щебнем на дороге заставили нас получить изрядную дозу адреналина. Добравшись благополучно до верха, мы испытали огромную радость и вместе с тем, нам было очень жаль покидать такую красоту.
Преодолев чуть больше 100 км. асфальто-грунтовки мы вышли на Чуйский тракт в поселке Акташ. До Горно-Алтайска (350 км.) мы снова любовались окружающими красотами и в 16 часов прибыли в город Горно-Алтайск – столицу республики Алтай. По пути забронировали номер в гостинице «Трактовая» (номер на 5 человек за 3000 руб.). Перед сном погуляли по городу.
В 8 часов утра 4 августа мы выехали из Горно-Алтайска и заехали на родину Василия Шукшина – Сростки, где посетили музей Шукшина, парк скульптур, памятник на вершине, красивейший храм святой Екатерины и другие достопримечательности.
Советую в музее воспользоваться услугами экскурсовода – очень интересно. По пути между Бийском и Барнаулом остановились у часовни на месте гибели Михаила Евдокимова.
В 17 часов мы прибыли в город Искитим (пробег за день 410 км.), где заночевали в гостинице «Кристалл» (за 650 руб. с человека). Хорошая гостиница с хорошей вкусной кухней.
В 5 часов утра 5 августа мы взяли курс на Омск (через Новосибирск). За день прошли 860 километров и в 15 часов остановились на ночлег после Омска в городке Тюкалинск в гостинице «Берлога». За 2 деревянных домика на 5 человек заплатили 4000 рублей. Хорошие домики со всеми удобствами, кафе (обед на 5 человек обошелся в 1700 руб.). Несмотря на раннее время, решили дальше не ехать, так как после Челябинска был сложный серпантин через Уральские горы, проезжать который лучше поутру. Поэтому предварительно запланировали ночевку в районе Челябинска (Миасское).
Предвидя не простую трассу до Челябинска (интенсивное движение с фурами), стартовали мы 6 августа в 4.45 часов утра. Утром на трассе был туман, который затем сменился дымом от лесных пожаров. Запах гари нас сопровождал километров 200, пока мы объезжали Казахстан почти до Кургана. Говорят, что дорога домой всегда короче, поэтому мы как-то неожиданно прошли в этот день 1080 километров! Трасса оказалась мало загруженной, а в реверсах нам везло с зеленым светофором! В 17 часов вечера мы остановились в гостинице «МакДан» (по трассе М5 после городка Усть-Катав). Отличная гостиница (проживание 3000 руб. за 5 человек) с почти круглосуточным кафе (нас вкусно накормили в 4 часа утра). Вдоль трассы у гостиницы огромный рынок. Множество добротных товаров уральских заводов (ножи, самовары, чайники, самогонные аппараты разных конструкций из нержавейки и многое-многое другое).
В 5 часов утра 5 августа мы взяли курс на Омск (через Новосибирск). За день прошли 860 километров и в 15 часов остановились на ночлег после Омска в городке Тюкалинск в гостинице «Берлога». За 2 деревянных домика на 5 человек заплатили 4000 рублей. Хорошие домики со всеми удобствами, кафе (обед на 5 человек обошелся в 1700 руб.). Несмотря на раннее время, решили дальше не ехать, так как после Челябинска был сложный серпантин через Уральские горы, проезжать который лучше поутру. Поэтому предварительно запланировали ночевку в районе Челябинска (Миасское).
Предвидя не простую трассу до Челябинска (интенсивное движение с фурами), стартовали мы 6 августа в 4.45 часов утра. Утром на трассе был туман, который затем сменился дымом от лесных пожаров. Запах гари нас сопровождал километров 200, пока мы объезжали Казахстан почти до Кургана. Говорят, что дорога домой всегда короче, поэтому мы как-то неожиданно прошли в этот день 1080 километров! Трасса оказалась мало загруженной, а в реверсах нам везло с зеленым светофором! В 17 часов вечера мы остановились в гостинице «МакДан» (по трассе М5 после городка Усть-Катав). Отличная гостиница (проживание 3000 руб. за 5 человек) с почти круглосуточным кафе (нас вкусно накормили в 4 часа утра). Вдоль трассы у гостиницы огромный рынок. Множество добротных товаров уральских заводов (ножи, самовары, чайники, самогонные аппараты разных конструкций из нержавейки и многое-многое другое).
В 5 часов утра мы взяли курс на Самару, до которой оставалось всего 600 км. Через час пути мы попали в огромную пробку длиной больше 10 км. Пробка образовалась из-за ремонта моста через реку Сим, по которому транспорт пропускали поочередно только в один ряд (реверс). Постояв минут 10, мы ушли по объездной дороге на Майский. Дали круг километров в 40, но выиграли часа два-три времени. В первом часу дня 7 августа мы прибыли домой – в Самару. Позади 17 дней ярких впечатлений!
Если кого интересуют подробности поездки (план маршрута, телефоны гостиниц и др.) могу поделиться соответствующей информацией.
Если кого интересуют подробности поездки (план маршрута, телефоны гостиниц и др.) могу поделиться соответствующей информацией.
Похожие статьи:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 4352 просмотра
© Сайт клуб путешественников "Лукас Тур" https://galina-lukas.ru
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Реклама — поддержка клуба:
Комментарии
galina
16.10.20 15:23
#1
Алтай моя мечта. Но наша машинка, боюсь, не справится... :)
Отдельное спасибо вам за видео! Ощущение, что вместе с вами путешествовала.
Какие планы на будущее? У вас каждое путешествие — что-то особенное.
Юрий Родичев
17.10.20 20:41
#2
galina
18.10.20 14:08
#3
yana
16.10.20 15:46
#4
natalia_a
16.10.20 17:14
#5