Северное путешествие. Часть 2. Псков

Как я уже писала в первой части отчёта "Северное путешествие", в гостинице «Служебная» в Великих Луках ночного портье нет, поэтому мы собрались и, оставив ключ в замке с внутренней стороны двери, стартовали в Псков.
Видимо наличие большого количества рек, озер и болот в Псковской области определяет сырой характер погоды. Или это нам так везло; но на второй день путешествия, выйдя из дверей гостиницы, мы обнаружили слой мокрого снега на машине, ветер и некую снежно-дождевую субстанцию, льющуюся с небес на незадачливых путешественников. Пришлось долго прогревать машину, окна потели и никак не хотели оттаивать. В результате выезд отсрочился минут на 30.
Еще раз прокатились по проспекту Ленина, полюбовались на достопримечательности Великих Лук и выехали на М-9; впереди 273 км. до Пскова. Обратила внимание, что практически по всему шоссе на этом отрезке расставлены знаки «Дикие животные», причем участки действия знака до 4 км.! Машины встречались редко, и действительно за любым поворотом можно было ожидать встречу с диким животным. Дорога изобилует изгибами и поворотами. Участки леса чередуются с холмами и болотами. В целом дорога оставила какие-то грустные воспоминания – все серо, мокро и холодно.
Наш навигатор питает слабость к промзонам, потому что в Псков, как и в В. Луки, мы заехали кривой дорогой. Попрыгали на ухабах, перебрались через рельсы, лужи и вот, ура!, добрались до жилой части города.

На Букинге я запрашивала раннее размещение и приехав в гостиницу «Октябрьская», проблем с заселением не возникло. Нас быстро зарегистрировали и выдали ключ от номера на 4 этаже. И –упс… в этой гостинице нет лифта! Как сказала нам администратор, здание 1937 г. постройки, поэтому лифт не предусмотрен.
Ничего не поделаешь, пришлось тащить чемодан по лестнице, благо пролеты сделаны маленькими отрезками. Но вообще, конечно, не айс. Если нет тягловой силы в виде крепкого мужчины, с подъемом вещей весьма не просто, поскольку никаких помощников для этих целей в гостинице не предусмотрено.
Номер «а-ля привет из советского прошлого». Но нам даже понравилось. Номер полностью соответствовал внешнему облику гостиницы, этакий экскурс в детство.

Организацией культурной программы мы озаботились заранее, поэтому на 15 часов уже была забронирована обзорная экскурсия по кремлю и городу. Экскурсия была в составе сборной группы и, разузнав дорогу до кремля, мы пешочком, не торопясь, с осмотром попутных достопримечательностей, отправились к месту встречи.
К сожалению, зимний день короткий, а в нашем случае еще и пасмурный, над головой висело какое-то сизое непонятно что, состоящее из снега и воды. Толком рассмотреть мало что получилось.
Заплатили за билеты. Кстати, свободных билетов не оказалось! Народ к третьему дню праздников устал сидеть дома и потянулся за прекрасным. Если бы мы не позаботились заранее, пролетели бы мимо экскурсии.
Экскурсовод Татьяна Васильевна - приятная дама, с хорошо поставленной речью, провела нас по Крому (так называется кремль в Пскове).

Показала участки стены с аутентичной кладкой.
Затем посадила в автобус. Потихоньку спускались сумерки, и если Покровскую башню

и церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома мы еще осматривали при затухающем свете,
то уже в Снетогорский монастырь приехали в полной темноте.
Городские власти Пскова не страдают скромностью, я бы даже наоборот, сказала, что замах поистине имперский - вот смотрите сами.
Второй день начался с поездки Печоры - Изборск.
Печорский монастырь впечатлил. Нет, даже ВПЕЧАТЛИЛ! Вот так будет правильнее. Мы проехали много монастырей - и у нас, и за границей. Но Печорский отличается ото всех.
Наша гид Татьяна Васильевна Горохова сначала провезла нас вокруг монастыря, чтобы мы смогли увидеть всю мощь и необычность архитектуры. Обычно монастыри строили, в том числе и для оборонительных целей, на возвышенности. А тут монастырь устроен в глубокой впадине. Его можно охватить практически одним взглядом. Мощные стены, опирающиеся на естественные холмы, изрезанный рельеф - очень необычно и красиво. Еще не войдя в монастырь уже проникаешься благоговением. Дух захватывает. Картинка складывается ОЧЕНЬ солидная – низкое серое небо, ветер, голая земля и… эти стены! Ощущение, что попал в средневековье.

"Кровавая тропа", храм с развернутыми куполами, пещеры с мощами, часы… В общем, монастырь оставил незабываемые впечатления! Очень-очень понравилось!

А вот Изборск не оправдал ожиданий. После Печорского монастыря ожидалось что-то такое же впечатляющее… Но, увы. Обычная крепость. Да, большая, да, хорошо сохранившаяся – но не тронула.

У меня даже внятных фотографий не получилось.
Сходили на Словенские ключи,
набрали водички из водопадов любви, здоровья, богатства (куда ж без него!)
В озере рядом с ключами живут лебеди и утки. Довольно много.
Дорога от крепости до ключей и озера - это целое приключение. Влажная, кое-где замерзшая глина. Скользко невероятно. Некоторые участки посыпаны песком, но поскольку от крепости к озеру нужно спускаться с холма по узкой тропке – идти очень неудобно! Выходишь к ключам – там вода, а под ней лед. Переломать ноги – раз плюнуть. В общем, мы выпачкались в глине, промочили ноги, несколько раз чуть не упали (причем все по очереди, включая гида). В это место нужно надевать самую нескользящую и непромокаемую обувь.
Перед крепостью местные жители продают рыбу копченую и вяленую, пирожки, сувениры – все как всегда в раскрученных туристических местах. Мы прикупили вяленого снетка – здешнего брэнда, теплых пирожков и поехали обратно.
Поездка заняла почти 6 часов. На мой взгляд достаточно.
Поскольку оставалось еще много времени, мы решили посетить Поганкины полаты. Но перед этим зашли подкрепиться в Fabric Cafe (Свердлова, 42). Прикольная такая кафешка, оформлена в джинсовом стиле. Сиденья и подушки в виде джинсовых штанов. Основное меню - это разнообразные бургеры, шаверма, пиво.
Заказали шаверму и пельмешки. Все вкусненько. Единственное, что оставило неприятный осадок – так это то, что официанты не предупреждают, что каждое дополнение к блюдам стоит весьма не хило. Я заказывала пельмени, в меню 192 р. за 16 шт., официант предложила добавить бульон и сметану, я согласилась. В результате цена на мои пельмени выросла до 260 р. Ниче так, да?! И еще, у них жутко невкусный кофе. Холодный, судя по всему, самый дешевый и варить его они не умеют (даже при наличии кофемашины).
Поганкины полаты являются частью экспозиции Псковского музея-заповедника. Билет нужно покупать в здании музея и переходить через внутренний дворик.
В 15 залах представлены археологические находки, иконы, реконструкции быта Псковской земли 17-19 веков, изделия псковских мастеров. Интересно, познавательно. Провели в музее два часа, до закрытия.
Немного погуляли по городу в темноте и отправились ужинать. Выбрали Сергиевскую столовую, благо располагается она почти напротив гостиницы. И это оказалось единственным ее достоинством. Я потом в интернете нашла информацию, что программа «Ревизорро» не рекомендует это заведение. :) Вот и мы не рекомендуем! Первый раз за много лет увидела порошковую картошку! Картошку!!! Это ж до какой степени нужно лениться, чтобы картошку не чистить, а водой разводить! Больше в это заведение не ногой.
Все, еще один день Северного путешествия закончился. Завтра выдвигаемся в Пушкинские Горы.

Как же ж здорово! Сама с вами пошаговое все проехала и прошла! Какие монастыри у нас в России! А мы к нашему большому огорчению не попали осенью в Псков. Но теперь обязательно! Просто обязаны увидеть эту красоту своими глазами!
Аватар пользователя natalia_a
Обязательно нужно увидеть. Псков интересный, многогранный город. Мне одного раза не хватило. Думаю, что еще вернемся. Досмотрим не досмотренное )))
Спасибо за такой подробный рассказ, Наталья!
Аватар пользователя nataliyak
Спасибо, за рассказ о Пскове. Были там два года назад на Святках. Мороз стоял ужасный, но с солнцем. Люди по Великой на лыжах катались. Мы начали осмотр с Мирожского монастыря, сразу запавшего в душу. Кремль смотрели уже еле живые от холода и в полумраке, что не помешало впечатлисться. В Псково-Печерский монастрырь ездили своим ходом. Был первый день после зимних каникул. Тишина. Никаких экскурсий. Кроме нас еще пяток паломников. Так по-настоящему все. Пили там в кафе при монастыре изумительно вкусный согревающий чай с медом, травами и клюквой. В Изборск не успели, хотя и очень хотелось мне. А Сергеевская столовая нам понравилась. Меня до этого кто-то просветил, что в дешевых столовых, где большой поток едоков, пюре почти всегда порошковое. И мы взяли гречку. По Пскову скучаю очень. 1,5 дня для меня оказалось ничем. Я бы там, думаю, жить бы могла. Очень надеюсь приехать еще и на подольше
Аватар пользователя natalia_a
Не знаю, не знаю... у нас большой опыт посещения столовых от Питера до Краснодарского края, и не только в России. Но порошковую картошку встречаю впервые! Да и качество этой картошки... конечно у всех свои вкусы, но для нас такое не приемлимо.
Аватар пользователя tatianag
Спасибо за интересный рассказ. Когда я вижу фотографии Псково-Печерского монастыря, готова собираться в дорогу прямо сразу. По маршруту Псков-Изборск-Печоры хочу съездить обязательно. Нам далеко, конечно, из Сочи, но в планах этот маршрут занимает верхние строки.
Аватар пользователя natalia_a
Да, далековато и холодновато по сравнению с Сочи. Но путешествие, оно на то и путешествие, чтобы посмотреть что-то непривычное.
Наташенька, вы замечательно пишете!) Прочитала две части с удовольствием!
Как раз в этом году планируем поехать в Псков, поэтому вся информация очень кстати. Спасибо!
Аватар пользователя natalia_a
Спасибо! Думаю и у нас еще будет туда поезка. Мы столько всего еще не увидели! У нас получилось процентов 10 посмотреть.
Аватар пользователя oksana.m
Наталья, замечательный рассказ! Вас так приятно читать, у вас такой очень хороший лёгкий слог, спасибо!!!

Псков- стоит в планах, и очень давно. Надеюсь, что получится туда выбраться и ваша статья- готовое руководство к действию. Очень вдохновилась вашим рассказом;))
Аватар пользователя natalia_a
Спасибо! Рада, что Вам понравилось ))) Это мой первый опыт.
Аватар пользователя Светлана
А почему Россия не может начинатся во Пскове?Имперские замашки....не скромно....Изборск не интересен...Не поняли Вы ничего.
Не поняли Вы Псков и Псковскую обл.Не скромно что Россия начинается там?Ну уж не в Москве точно.
Аватар пользователя natalia_a
Что поделать, вот такая я непонятливая.