Северное путешествие. Часть 1. Великие Луки

Итак, наступили новогодние каникулы и мы поехали! На этот раз решили посмотреть Псковскую область. Великие Луки, Псков, Пушкиногорье, Изборск, Печоры. Не сильно заморачиваясь, забронировали на Booking.com две гостиницы - "Служебная" в В.Луках (1200р./ночь) и "Октябрьская" в Пскове (6750р./3 ночи). Вышло очень даже бюджетно.
Выезжаем мы, как правило, рано-рано утром, не стал исключением и этот раз. В 4 утра стартовали. В Московской области шоссе М-9 мало чем отличается от всех шоссе, ровная, хорошо освещенная трасса. Но вот проехали Волоколамск, и свет кончился. Погода испортилась окончательно, мокрый снег летел в лобовое стекло, небо практически лежало на дороге и рассматривать окружающие пейзажи не было никакой возможности. Только перед самыми Луками тучки стали отступать, и стало видно, что вокруг болота и редкий кривоватый лес. Навигатор выбрал несколько странный путь до гостиницы – ехали через промзону по жутко раздолбанной дороге. Городок симпатишный; светлые дома, издалека даже кажутся в хорошем состоянии. Но это издалека.

Гостиница "Служебная" - это действительно служебное жилье при центральной больнице. Когда есть возможность, свободную площадь сдают как гостиничные номера, хотя на деле это целые квартиры. Нам достался №11 - однокомнатная квартира с полноценной кухней. При заселении выяснился один нюанс – администраторы работают с 9.00 по 21.00. Ночного портье нет. Правда, везде развешаны объявления с телефонами, по которым можно связаться в случае чего. Девочки администраторы по-провинциальному доброжелательные и открытие. Разместили сразу, проблем не возникло. Автостоянка при гостинице достаточно большая. Вот только… стоянка одновременно является и стоянкой у городского морга… Наши окна как раз на него и выходили. Так что особо впечатлительным не рекомендуется, но нас такое соседство не смущало.
Наш опыт поездок показал, что лучше не надеяться на местных деятелей организованной туриндустрии, а заказывать индивидуальные экскурсии заранее. Но в В.Луках я не смогла найти гида. Искала почти неделю и так и не нашла. На помощь пришли девочки - администраторы из гостиницы. Нашли нам Татьяну, которая водила нас по городу почти 4 часа!
Погода наладилась, проглянуло солнышко. Только сильный холодный ветер мешал в полной мере насладится экскурсией. Татьяна очень ответственно отнеслась к своей работе и постаралась показать город с разных сторон - от древней истории до современности. Даже показала вновь построенные дома в 11 этажей! Если учесть, что весь город малоэтажный, то это тоже своего рода современная достопримечательность.
Самой древней достопримечательностью является крепость. Первое упоминание в письменных источниках - 12 век. Много раз перестраивалась, в том числе и Петр 1 приложил руку. До нас дошла в том виде, в котором ее оставил именно Петр 1 – неправильный шестиугольник с шестью равелинами (площадками на месте башен).
Крепость, т.е. то, что от нее осталось, производит впечатление - это одно из немногих мест, в котором чувствуется история. Я как-то сразу представила и 20-ти метровые валы, и башни, и церковь внутри… даже людей увидела мысленным взором.
Небольшое озерцо (больше похожее на лужу) оказалось неожиданно глубоким. Настолько, что в 1943 году из него подняли тяжелый танк КВ-1. На самой высокой точке крепости установлен Обелиск Славы.
Но устанавливали его почему-то эстонцы… и теперь на День Победы в город приезжает много эстонцев поклониться памяти погибших. Во всяком случае, так нам поведала наша гид.
На остатках валов уложен деревянный настил. По нему гуляют довольно много и туристов, и местных жителей. Вообще, насколько я поняла, крепость пользуется успехом у местных жителей. Там гуляют мамы с колясками, бегают спортсмены, просто гуляют пожилые горожане. Даже несмотря на временами начинающийся дождь и сильный ветер, бегуны и те, кто занимается скандинавской ходьбой, присутствовали.
В городе есть краеведческий музей. По словам Татьяны там неплохая экспозиция, но мы не попали, так как 2 января он не работал.
Прошлись по площади перед музеем, осмотрели памятник Александру Матросову,
аллею с бюстами подпольщиков. Нужно отметить, что в городе трепетно относятся к военному прошлому, и все памятники выглядят очень достойно.
Через город протекает река Ловать,

и все время, пока мы гуляли, от реки дул сильный холодный ветер. По моим ощущениям, ветры - это особенность Псковской области. Во всех местах, которые мы посещали – везде присутствовал холоднющий сырой ветер.
Имеется и свой Драматический театр, перед ним установлен памятник маршалу Советского Союза К.К. Рокоссовскому. В городе есть пара фонтанов и Стела воинской славы, установленная, конечно же, на площади Ленина. Кстати, Стела интересная. По углам расположены весьма недурственные барельефы, повествующие о героических событиях в истории города – от основания до наших дней. Доехали до братского воинского захоронения.
Везде чистенько, ухожено, насколько это возможно в провинции. Но чувствуется хозяйская рука.
Питание отдельно не продумывали, поэтому зашли практически в первое кафе, на которое упал взгляд. Пивной паб "Прага" (ул.Некрасова д.6/1). Вывеска заманивала обещанием домашней еды. Уютное местечко. Выбрали столик у окна, выходящего на площадь Ленина. Долго не ждали, еда была довольно вкусной. Чек на двоих вышел чуть больше 700 р.
Тем временем стемнело, а с освещением в маленьких провинциальных городках ситуация оставляет желать лучшего, поэтому мы съездили только к памятному знаку установленному к 750- летию города (благо он был освещен)
На этом культурная программа закончена. Завтра выдвигаемся в Псков.

Продолжение читайте здесь.

Спасибо, Наталья, за напоминание о моем очень давнишнем путешествии! Была в Великих Луках в детстве. Теперь хотим с семьей съездить, но пока не получается. Гостиница со стоянкой рядом с моргом-это для впечатлительных натур слишком) Путешествие с гидом это очень здорово!
Аватар пользователя natalia_a
Добрый день! По поводу морга я тоже сначала напряглась, но.. когда вернулись в номер, мы так уходились, что упали в кровать и до утра никакие потусторонние силы нас не беспокоили ))) Так что все норм.
Я обратила внимание, что у этой гостиницы рейтинг очень высокий. Значит, необычное соседство не сильно смутило тех, кто там проживал.))
главное, что вам понравилось! и все так славно получилось))
Аватар пользователя natalia_a
Это соседство не афишируется, узнают о нем уже по факту, а соотношение цена/качество очень даже приятное. Во всяком случае мы встречали гораздо менее приятные места за более высокую цену. Например Ботик в Переславле-Залесском цена космос, условия- отстой.
Понятно, такое в описании гостиницы не напишешь)))
Ох уж этот "Ботик". А мы там в кафе "попали"... Тихий ужас.
Аватар пользователя natalia_a
А мы в ресторан ))), а вот кафе рядом с рестораном оказалось очень даже ничего.
А где там кафе? еще там есть блинная, но я ни разу не видела, чтобы она работала...
Я запуталась в понятиях - ресторан или кафе. Но я имела в виду конкретно заведение в корабле. Эффектное, но совершенно не вкусное заведение.
Я тоже имею ввиду то, что наверху , на корабле... Я была там в 2011... мебель совковая, еда и на столовку не тянет... У нас там была еще куча матерящихся мужиков... Жутко пьяных. А официантки только куксились, извинялись и просили подождать... )
Аватар пользователя natalia_a
Рядом с Бориком ресторан в виде корабля. Вот там был полный абзац... а напротив рЭсторана кафешка, возможно она и есть блинная, вот там мы поели вкусно, недорого и прикольно ))) Кофе поварешки варили нам по спешл рецепту
Да, я тоже как-то пришла наивно там смотреть закаты...)) Совершенно невозможная еда... А какое место! можно было конфетку сделать..
Аватар пользователя natalia_a
Закаты там шикарные не смотря ни на какие рестораны ))) Правда комаров многовато, любоваться мешают
Аватар пользователя tatyana.t
Наталья, спасибо за рассказ об этом городе, мы были там проездом в мае 2016 года. И, кстати, деревянного настила тогда ещё не было. Думаю, теперь там можно замечательно прогуляться, а тогда вся обувь была в песке. Когда вы сказали насчёт экскурсовода, точнее то, что вы не могли его найти, я сразу вспомнила, что я пыталась найти колокольчик с названием города (мы привозим на память из путешествий), но так и не смогла ничего купить.
Аватар пользователя natalia_a
Мы привозим тарелки и магнитики. Тарелку смогли купить только в фойе гостиницы Юбилейная. А все другие магазины сувениров были закрыты.
Аватар пользователя Александр Веселов
Музей достаточно неплохой.
Аватар пользователя natalia_a
Возможно, но мы туда не попали. Будет повод приехать еще раз ))
Ничего себе, memento mori у вас получилось, Наталья...) Незабываемо такое соседство...
Удивительно южные в этом году новогодние каникулы... С одной стороны, тепло, можно много гулять... С другой, так не хватает для куражу снега и легкого морозца... Все нам не так))
Аватар пользователя natalia_a
Даже и не знаю, если к сырым ветрам еще и мороз прибавить... я бы не выжила наверное )))
Аватар пользователя oksana.m
Увлекательные впечатления!!! Отличная прогулка с хорошим гидом- то что нужно в незнакомом городе. С Татьяной вам очень повезло. Буду иметь ввиду, если получится поехать на Псковскую землю. Спасибо!!
Аватар пользователя elenaa
Начало очень интересное! В Великих Луках я не была, но моя мама родилась в Великолукском р-не, поэтому этот рассказ мне вдвойне интересен! Тем боле, что дорога ведёт в мной горячо любимый Псков и Пушкиногорье!
Аватар пользователя natalia_a
Будет еще продолжение ))) Псков и далее везде.