Поездка в Псковскую область. Отчёт. Часть 2. Печоры - Изборск - Пушкиногорье

Продолжение отчёта о поездке в Псковскую область. Начало здесь

На второй день у нас была запланирована экскурсия по Псково-Печорскому монастырю и поездка в Изборск. Проснувшись и выглянув в окно, мы поняли, что погода стала еще хуже... Сильный ветер, дождь и холод. Хорошо, что из дома мы приехали подготовленные в этом плане – дождевики, сменная обувь и теплая одежда.

Печоры

К 11 утра мы были уже в Печорах, где и встретились с Александром, нашим экскурсоводом. У нас была заказана трехчасовая экскурсия по монастырю с посещением Богом Зданных пещер. Псково-Печорский монастырь очень посещаемое место, толпы туристов, экскурсионных групп, НО! у меня это не вызвало негативных эмоций как обычно. Мне было легко и спокойно в монастыре.
Сказать, что монастырь красив – ничего не сказать! Что поразило с самого начала - мы стояли на смотровой площадке и услышали песнопения.

В это время началась служба в главном храме монастыря. Не важно, где ты находишься – в храме или на улице, ты присутствуешь на службе. Я не могу передать словами те чувства, которые в тот момент испытывала. Слезы текли само собой, неконтролируемо… Нам повезло и перед походом в Пещеры мы попали на колокольный звон. Это целое представление! В Псковской области колокольни в церквях отличаются тем, что звонят в колокола с земли.
Послушали колокольный звон и пошли в Богом Зданные Пещеры.
Чтобы в них попасть, нужно заранее просить благословения у настоятеля монастыря, писать Прошение, что я и сделала. Группа набралась около 40 человек. Это очень много!!! Итак, в кромешной тьме, со свечой в руках мы двинулись в пещеры.
Под ногами песок, по сторонам на стенах песок, сверху песок… для меня непонятно происхождение этих пещер, и почему они не осыпаются. Из-за того, что людей было очень много, большую часть рассказа о пещерах мы не услышали.
Маршрут по пещерам составляет примерно 250 метров. Сначала мне показалось это очень мало, но в конце маршрута мы все единодушно решили, что этого вполне хватит…

В дождевиках, но счастливые
Трапезная и источник со святой водой.

После посещения пещер мы отправились гулять вокруг монастыря.

Несмотря на непогоду, монастырь произвел на нас неизгладимое впечатление. Очень хочется вернуться туда снова.

По дороге в Изборск мы заехали к православному кресту. Под этим крестом собрана земля с мест сражений, подвигов, исторических памятников России, которые привозятся на это место до сих пор с разных уголков нашей Родины.

Далее на нашем пути был Изборск.

Изборск

В Изборске не проехать мимо удобной парковки для желающих посетить крепость. Места там много, стоят палатки с сувенирами, есть туалет. К тому времени немного распогодилось, мы перекусили бутербродами, попили чай - кофе, сняли надоевшие дождевики, положили в рюкзаки зонтики и отправились к Изборской крепости.

Вход на территорию крепости оказался платным. На несколько крепостных башен можно подняться, что мы и сделали! И взрослые и дети получили порцию адреналина. А какие потрясающие виды открываются со смотровых площадок. Дух захватывает от высоты, на которой мы оказались, поднявшись на башни!

Насладившись потрясающими видами Изборска, мы пошли к Словенским ключам.
Словенские ключи представляют собой 12 источников, бьющих из скалы, и сливающихся в один ручей - «реку жизни», а потом в озеро. Согласно преданиям, каждый ключ имеет свое значение. Среди них есть ключ силы, богатства, любви, есть даже «девичьи слезы». Никто не знает точно, какой ключ чем обладает.
Я подошла только к одному ключу, интересно какие свойства были у этого ключа! А вот мои мужчины умылись практически из всех.

На озере живет пара красивых лебедей, с которыми все стремятся сфотографироваться.

Вдоволь нагулявшись по изумительным местам Печор и Изборска, посетив страусиную ферму мы поехали в отель немного отдохнуть. Вечером у нас был запланирован ужин в ресторане Hanza.

В ресторан Hanza мы прибыли на такси. Машины к конкретному времени нам вызвала администратор отеля. Поездка от апарт-отеля "Камелот" до центра Пскова нам обошлась в 80 руб. Фотографий из ресторана у меня, к сожалению нет. Фотоаппарат брать не стала, а на телефоне фотографии не получились…
Ресторан Hanza – ресторан высокого уровня с очень хорошими отзывами. Как и в "Пожарке", здесь я тоже заказывала столик заранее. На входе нас встретила приятная девушка, проводила нас к столику.
В ресторане очень интересный интерьер в средневековом стиле. Каждый зал оформлен под какой-то определенный город, и у каждого зала своя история.
Мы очень вкусно и сытно поужинали, выпили очень вкусного пива, нам провели экскурсию по ресторану. За ужином общались, делились впечатлениями о поездке, эмоциями и потом отправились в отель спать. Мы поехали обратно также на такси, а друзья пошли обратно пешком.
На третий день у нас запланировано было Пушкиногорье и возвращение домой.
Погода в этот день стояла великолепная! Недалеко от апарт-отеля "Камелот" на горе Соколиха в память о великой победе дружины Александра Невского над тевтонскими рыцарями в Ледовом побоище установлен монумент.
Монумент повернут в сторону Чудского озера, на котором было побоище. С горы открывается потрясающий вид на Псков и его окрестности.

Пытались стать одним из воинов.
Полюбовавшись видами Пскова, мы отправились в Пушкиногорье.
Дорога обратно была легкой и непринужденной. Качество дорог отличное, машин немного, водители вежливые, камеры фиксации нарушений скоростного режима установлены и практически все работают.

Пушкиногорье

В Пушкиногорье мы доехали довольно быстро, даже не успели устать. В планах было посетить все три усадьбы Пушкина - Михайловское, Тригорское и Петровское, могилу Пушкина и заехать в частный зоопарк "Зооград".
Первой мы посетили усадьбу Михайловское.
Усадьба Михайловское – родовое имение матери А.С.Пушкина.
Я заранее знала, что гулять придется много и долго, но только на месте мы осознали, сколько нам придется ходить! Нам повезло, что в тот день была хорошая погода. Мы шли и шли, причем не совсем понимая куда мы идем.

У очередной хозяйственной постройки стоял охранник, и у него мы поинтересовались, в правильном ли мы идем направлении. Оказалось, что в правильном. Несмотря на красивые виды, чистый воздух, хорошую погоду, мы недоумевали, почему нельзя сделать благоустроенные парковки ближе к самому дому Пушкиных.
Территория усадьбы, на которой расположены дома, сама по себе небольшая. Мы купили входные билеты, которые давали нам право посещения усадебных домов без экскурсии.
На наше несчастье в тот день было очень много экскурсионных групп. Да, нас пустили в дома, НО очень быстро нас выгоняли, смотрели, чтобы мы ничего не трогали и даже «не дышали». Это я утрирую конечно, но было очень неприятно. Если бы я знала, что так будет, я бы не стала платить за посещение домов, в которых мы ничего не увидели. Мы просто погуляли по территории и отправились бы дальше.
Усадьба Михайловское была разрушена и на данный момент полностью восстановлена по рассказам и фотографиям. Подлинных вещей в усадьбе практически нет.

Полюбовались мы на главный дом, на вид на реку, прошлись по еловой аллее, вокруг вековой липы,

отдохнули у того самого дуба с золотой цепью.

Немного расстроенные и разочарованные мы передумали ехать по всем усадьбам. Решено было заехать в Святогорский монастырь и зоопарк.
К могиле Пушкина приходит очень много людей. Кто-то приносит цветы, а кто-то приходит просто постоять помолчать.

Рядом со Святогорским монастырем стоит памятник Пушкину.
Настроение у нас было какое-то всех грустное, даже сами не понимали почему. Может в Михайловском нас «обидели», может не хотелось возвращаться домой. Решено было ехать в зоопарк и потом домой.
Мы очень любим животных, поэтому мы не смогли пропустить такое замечательное место.
По дороге к зоопарку остановились у памятника солдатам.
При въезде на парковку нас встречал аист, который спокойно и горделиво выхаживал рядом с припаркованными автомобилями.
Территория зоопарка достаточно большая, животные и птицы в очень хорошем состоянии. Мы не ожидали, что гулять по территории будем рядом с гусями, утками, что мимо нас будут бегать кролики, козочки, оленята. Территория ухоженная, красивая. Сын мой играл с аистом, обнимался с олененком, гладил поросенка, дразнил страусов.

Погуляв в зоопарке, настроение наше заметно улучшилось, и мы решили ехать в Тригорское.
В Тригорском, в отличие от Михайловского, мы были практически одни.
Территория также огромная, ухоженная, красивая. Тригорское принадлежало друзьям Пушкина - Осиповым-Вульфам. По дороге к главному дому Вульфов увидели «дуб уединения», полюбовались Осиповской церковью, дошли до «скамьи Онегина».

Потом поднялись на гору с церкви и некрополю Осиповых-Вульф и Вындомских.

В Пушкиногорье красиво в любое время года. Ехать сюда стоит ради потрясающе красивых пейзажей, не зря родом из этих мест наш великий русский поэт А.С. Пушкин.

Дорога домой у нас заняла примерно 7 часов. Путь наш лежал из Пушкиногорья по трассе Р23 через Опочку, а потом по трассе М9, через Великие Луки до Ржева. Состояние трассы на протяжении всего маршрута до Ржева отличное. Трасса новая, отремонтированная, состояние дорожного полотна шикарное!
Будьте внимательны! Соблюдайте скоростной режим и правила обгона. Дорога позволяет ехать достаточно быстро и «летунов» на трассе очень много! В Тверской области достаточно дежурных экипажей ГИБДД, которые стоят в «нужных» местах и ловят в основном неудачный обгон.
После Ржева в сторону Старицы качество дороги к сожалению, резко ухудшается. В районе 22 часов мы были рядом с трассой М10 и встали в пробку, на которую мы не рассчитывали. Меньше километра мы ехали почти 40 минут!!! Проехали, потом забрали у подруги наших собак и вернулись домой.

Итог поездки в Псковскую область. Показательным для меня были слова моего сына, который сказал, что ему очень понравилось, хотя он не хотел ехать. На мой вопрос что ему понравилось больше всего, он задумался и ответил «Все!» Нам всем поездка очень понравилось! НО нам не хватило времени на Псков, мы вернемся туда еще раз, чтобы посмотреть город менее спешно и основательно. Псковская область нас поразила природой, архитектурой, людьми, отличным качеством дорог, отношением людей.
Псков, мы еще вернемся!

Аватар пользователя julias
Готовый маршрут для путешествия! Спасибо, я мечтаю съездить в Псков, Новгород на машине. Возьму на заметку.
Аватар пользователя anastasiya
Юля, туда нужно обязательно поехать! И желательно не на три дня))
Мы были на Псковщине 3 года назад. До сих пор корю себя, что ту поездку полностью не описала. Тогда у меня не было правила писать общий отчет сразу, а потом описывать отдельно наиболее интересное. Поэтому по Пскову статей несколько. А про Изборск, Печоры и Пушкиногорье - воообще ничего. Мало того, что красивые фото в бездну канули, так еще опытом не поделилась.
О Михайловском. Нигде и никогда не видела более грубых смотрителей, чем в главном доме в Михайловском. Приехали к концу работы главного дома, он рано закрывается (мы три килОметра шли пешком от Бугрово с маленьким ребенком, много времени потеряли). Купили билеты на кассе. Нас сразу обругали, как мы вообще смогли купить билеты так поздно. Далее. Стала фотографировать. На меня, как коршуны, налетели смотрительницы. Это было что-то. Дом маленький. Внутри группы. Индивидуалам ни к чему не подойти, ничего не увидеть. Вот в буквальном смысле этого слова. Так и ушли с несолоным хлебалом. Столько лет прошло, помню как сейчас.
Но мы не обиделись, не расстроились. Погуляли по парку и поехали в Петровское. Там нереальная красота...
Настюш, зоопарк, конечно, симатичный, но лучше бы вы в Пушкиногорье поехали в Петровское. А зоопарк лучше посещать тогда, когда приехал в Пушкиногорье на два дня. Ну после главного.
Аватар пользователя anastasiya
Галя, вот спустя пару лет смотрители в Михайловском не изменились... Для нас такое отношение неприычно как-то... Мы что, не люди, не туристы? Мы так же заплатили деньги за то, чтобы посмотреть на ненастоящие вещи) Ну да ладно, природа и внешняя красота перекрыли отношение музейных работников к туристам. wink
А Петровское оставили на второй раз. Детям интереснее было к животным зайти) Да что скрывать, нам там тоже очень понравилось! Хозяева зоопарка молодцы!
Все нам за такое время было не успеть(((
Галя, вот поедешь еще раз в Псков и расскажешь нам о своих впечатлениях об этом прекрасном городе спустя пару лет)))
У нас Псков стоит в планах... Не знаю, получится ли. Мы себе так загрузили август...
У меня есть безумная мысль, сделать фото-отчет по той, прежней поездке.))
Аватар пользователя anastasiya
Ну а почему безумная?! Фотографии есть, все помнишь, почему бы и нет?!wink
Галя, мне настолько не хватило Пскова, что хоть на следующий год снова едь)) Столько "вкусностей" там осталось)))
А почему бы и нет... А может и сделать паузу. Ведь столько всего другого интересного... У нас вот следом не получилось. Хотя мысли такие были.
Ну разве так можно душу травить. Я все хочу! Путешествие шикарное. И у меня вопрос - я пропустила или неправильно поняла, поездка была на июньские праздники? Т.е. в июне было так холодно?
Аватар пользователя anastasiya
Оля, да. Поездка была на июньские праздники! Было очень холодно и мокро... Тогда накрыло такой погодой многие районы... Питер, Карелию, Псков, Тверь, Ярославль.
Но нам такая погода не помешала) Мы сейчас вспоминаем, пусть лучше прохладно будет, чем жарко)
Аватар пользователя Любовь
Псков и область такой неисчерпаемый маршрут для путешествий в любое время года.На Псковщину хочется и хочется вернуться!А в Пушкиногорье хочется провести несколько дней.За один день мы осилили только Тригорское,Михайловское и Святогорский монастырь.Да и то без посещения домов, окружающая природа настолько ошеломила,что хотелось смотреть и гулять.Конечно дорога пешком до Михайловского и обратно не близкая,особенно с больной коленкой, но это все-таки заповедник, где воссозданы не только усадьбы,но и по возможности сохранен окружающий ланшафт.Когда возвращались обратно через Савкину горку для себя приметила очень стильный гостевой дом Савкино, посмотрела потом цены - дорого, но можно приурочить к какому-нибудь событию.
Забронировала только что Псков и Пушгоры и уже вся в предвкушении. Вот думаю, стоит ли ночевать в Изборске? у меня подруга два раза ездила именно в Изборск... жила там по нескольку недель и была в восторге.

У вас, Настя, получилось замечательное путешествие, несмотря на погоду.
Ирина, спасибо!
Мы были везде бегом, но мне хватило Изборска. В Печоры вернулась бы, а в Изборск я думаю не скоро))
Ира, на сколько дней едете?
Настя, 2 дня Пушгоры, 3 дня Псков. На больше никак не получается. Хотелось бы 4 дня на Псков выделить или добавить сюда 2 дня в Питере. Но лучше так, чем никак. Поедем на разведку, понравится, вернемся. Но я ловлю себя на мысли, что мне вернуться хочется в каждый город, в котором я была))
Аватар пользователя anastasiya
Ира, 3 дня на Псков это уже хорошо! не то что мы, на 1 день)
Согласна, что хорошо...) Но хотелось побольше дней... И хоть бы с погодой повезло...Дождь еще не так страшно. Мы жару не переносим.

Кстати, в отзывах к гостинице в Пушгорах прочла, что надо покупать пропуск для машины в усадьбы.Чтобы не ходить далеко пешком.
А где покупать такой пропуск?
Написано в администрации Пушгор, но моя хозяйка этого почему-то не советует. Съезжу, узнаю..
Галюш, ты помнишь , что у меня уже год висит предоплата в Пушгорах. "Сказка здесь" гостевой дом. Я бы с бОльшим удовольствием остановилась в отеле. Тем,более, что там написано, что коттедж расчитан на 2 семьи... Мы будем не одни. Единственное,надеюсь на то,что мы будем там только спать. Посмотри на букинге , 2или 3 отзыв как раз про парковку в Пушгорах и ответ хозяйки.
Аватар пользователя anastasiya
кстати о пропуске! Я о таком пропуске краем уха слышала пока гуляли по усадьбе! Такие пропуска есть, их продают (только вот где не знаю), вроде бы как они комплексные (на 3 усадьбы)... еще слышала, что гаишники ловят автолюбителей с такими пропусками и штрафуют... опять же, может это слухи!
но расстояния там действительно большие... в хорошую погоду (переменная облачность и +20) гулять там одно удовольствие! я как представила пройтись там в дождь или в жаруfrown... не очень приятно будет..
Настя, мы гуляем очень много и очень подолгу. Учитывая нереальную красоту этих мест удовольствия будет море. В усадебные дома, возможно, и заходить не будем. Что-то я совсем разочаровалась в экскурсоводах. Но все-таки хочется комфортной погоды...

Настя, а экскурсия в пещеры, я так поняла, короткая?
Аватар пользователя anastasiya
да, экскурсия короткая, минут 20-30, не больше. Если людей будет не очень много, то вы все спокойно рассмотрите и услышите. К сожалению, я поздно узнала, что на сайте монастыря, в паломнической службе можно взять экскурсовода - монаха, или работника монастыря. Они проводят экскурсию по монастырю (причем заводят в дальний сад, куда не пускают обычных паломников) и также проводят индивидуальную экскурсию по пещерам.
Настюш, огромное спасибо, если все сложится,то обязательно воспользуюсь этой услугой. Вообще хочу в этот монастырь съездить 2 раза.
Настюш,классно! Мне понравилось, как и вашему сынуле - ВСЁ!))
Ну, а недосмотренное можно и в следующие разы досмотреть. Даже приятно - ехать и знать,что едешь в полюбившиеся места. )) А может и с погодкой больше повезёт!
Настя, спасибо огромное за отзыв и советы. Теперь я знаю что и куда я хочу в подобной поездке.
Вопрос по поводу Прошения в пещеры: заранее это где и каким образом? И как вы выбирали себе экскурсоводов?
Аватар пользователя anastasiya
В пещеры можно попасть только по предварительной записи, с благословения настоятеля монастыря. Я чуть выше в комментариях написала, что можно взять в экскурсоводы работника монастыря или служителя, так же через паломническую службу монастыря. Я писала в электронном виде Прошение.
Экскурсовода по Печорам я нашла на сайте Tripster, а он уже рекомендовал Юлию. Tripster берет комиссию за свои услуги - 300р. за номер телефона экскурсовода. Сейчас я знаю данные этих ребят ВКонтакте и смело могу их рекомендовать, особенно Юлию Шарипову. По монастырю я бы взяла экскурсоводом служителя самого монастыря.
Спасибо, Настенька, буду знать.