На машине к трем морям. Маршрут путешествия на Север России

Наше августовское путешествие на машине к трём морям, главной целью которого был Север России, получилось несколько сумбурным. Планировали мы его на июль. Все рассчитали, распланировали, забронировали. Получился маршрут на 19 дней. За два дня до отъезда я заболела. Лечилась, но лучше ко дню отъезда не стало. Переносили, сокращали и потом просто решили все отменить. Но поехать все равно очень хотелось...
Пересмотрели все свои возможности. Муж смог взять на работе две недели, и мы решили все наше путешествие уложить в 14 дней и ехать. Да, программу и маршрут пришлось сильно сократить. Но если бы сейчас ехать второй раз, я бы мало что изменила, поехала бы по этому маршруту снова.
Для меня главной целью путешествия на Север была поездка в Мурманск и посещение острова Соловецкого. Для мужа - Хибины и тоже Соловецкий.
Хибины - это такая небольшая горная система на Кольском полуострове, расположенная в основном у нас в России и небольшой частью в Финляндии. Горы тут не очень высокие, но очень живописные. Ехать просто в Мурманск было как-то не интересно. По дороге решили посмотреть еще какие-нибудь достопримечательности.
Итак, как же рождался наш маршрут путешествия на Север России на машине?

Так получилось, что первое место, куда захотелось заехать, стал город Выборг.
Как-то в переписке с Галей я поняла, что тут мы не были, и что лично ей город очень нравится. Помониторив инет, посмотрев фото, я предложила этот город на суд мужа, согласился. Дальше стало понятно, что 850 километров из Москвы просто ехать по трассе ну совсем не хочется. И появилось место первой остановки в виде любимого нами города Великого Новгорода.
Были в Новгороде многократно, но почему бы не прогуляться здесь еще раз, скажем так, освежить воспоминания. Вот уже и начало маршрута: Великий Новгород - Выборг. Тут вспоминаем, что многие писали, что Никольский Морской Собор в Кронштадте наконец-то открыт после реконструкции. Хочется взглянуть лично. Значит, появляется место еще одного заезда - Кронштадт.
Уже маршрут такой: Великий Новгород – Кронштадт - Выборг.
Следующее место посещения родилось весьма интересно. Моя двоюродная сестра живет в Бразилии, для неё все русское очень трепетно, тем более, что родилась она не в России и приезжала сюда всего лишь раз. И вдруг в один из дней она мне присылает фотографию церкви посреди водоема и спрашивает, знаю ли я, где это, и есть ли на самом деле такое или это монтаж.
Искала недолго, оказался это Храм Андрея Первозванного на реке Вуокса недалеко от поселка Мельниково, что в Ленинградской области.
Значит, едем туда. А раз уж будем совсем недалеко, то почему бы не заехать в Приозерск, а то были уже два раза и все никак посетить не можем крепость.
Маршрут увеличился уже до пяти мест: Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково - Приозерск.
Долго думали, решали, и подумалось, что в Рускеала надо, наконец-то, съездить.
В Сортовала были, а в Горный парк даже времени не было заехать. Оттуда надо уже быстро гнать в Петрозаводск. Ну не знали, что трассу А-121 уже практически достроили, придумали бы, куда еще заехать.
А так получилось уже семь мест: Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково – Приозерск – Рускеала - Петрозаводск.
Дальше решили, как и куда ехать только в Петрозаводске и погнали в Мурманск. Дорога настолько отличная, что путь в 900 километров с хвостиком мы преодолели за один день.
Причем успели заехать в Кандалакшу просто прокатиться по городу и поближе взглянуть на Белое море.
В Мурманск приехали поздно. Встретил он нас ремонтом объездной дороги, и мы, заплутав, не сразу поняли, как попасть в город. Ночью пошел дождь, и этот дождь нас сопровождал все время, пока мы были в Мурманске,
пока были в Кировске
и Апатитах.
Прекращался минут на 10-15 и опять. Дождь шел настолько сильный, что даже ничего не было видно. Очень низкая облачность сыграли свою роль тоже. Масштабных, ярких, сочных фото практически нет, хотя места просто потрясающие.
Мурманск на машине мы объехали практически весь. Город, сразу понятно, молодой, истории в нем не так много, зато какая природа. Поблагодарив негостеприимный (для нас) и дождливый Мурманск мы поехали в Кировск.
Вот уже какой маршрут у нас получился: Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково – Приозерск – Рускеала – Петрозаводск – Кандалакша – Мурманск - Кировск.
Дома я в инете читала, что все маршруты в Хибины начинаются с Кировска. От Мурманска до Кировска совсем недалеко - чуть больше 200 километров. Выезжали из Мурманска, показалось солнышко на трассе. Обрадовались, что приедем, пойдем гулять, но радость была преждевременной.
На трассе, пока ехали до места жилья, было пасмурно, но дождь не шел. Только заселились - ливень стеной. Толком горы так и не увидали.
Следующий город, по которому прокатились, был Апатиты. А оттуда мы уже торопились на Соловки. Нас ждала Кемь с Василием Косяковым.
Как правильно сказал один из экскурсоводов «Соловки это не место на карте, это состояние души». И мне кажется, что мы это состояние поймали. Решаем на острове пока не брать экскурсии и походить пешком.

В результате не удержались и выбрали, подумав, одну экскурсию.
Пеших прогулок по Соловкам совершили столько, что я сама себе потом поражалась, как только смогла.
Еще в Кеми дождь прекратился, и Соловки встретили нас теплом, солнцем даже жарой. По возвращении в Кемь мы отправились в Беломорск посмотреть петроглифы, нашли все сами, понравилось, но теперь появилось желание посетить не такие близкие, хочется на Бесов Нос.
Дальше, как бы нам не хотелось, наш путь лежал домой.
Окончательно наш маршрут выглядел так: Москва - Великий Новгород – Кронштадт – Выборг – Мельниково – Приозерск – Рускеала – Петрозаводск – Кандалакша – Мурманск – Кировск – Апатиты – Кемь – Соловки – Кемь – Беломорск - Москва.
Проехали чуть больше 4 800 километров, увидели 10 новых городов.
Помочили ножки в трех разных морях - Белом, Баренцевом и Балтийском.
В Баренцевом море - в Кольском заливе,
а в Балтийском море - в Финском.
Но все эти заливы относятся же к морям, значит можно так сказать.
Общее ощущение от путешествия на машине к трем морям - не законченность. Как будто что-то не доглядели (хотя так оно и есть). Очень жалею, что на Севере нас преследовал дождь.
Но знаю точно, что теперь на Север мы ездоки и совершенно точно постараемся вернуться туда не через 10 лет.

Аватар пользователя Валентина
Интересный маршрут, насыщенный. Так много удалось посмотреть за 14 дней, здорово.
Очень много посмотрели, но и настолько же много не увидали. Понимаю, что 14 дней это капля, но хорошо хоть так получилось
Ленуся,потрясающе! Понимаю теперь почему тебя тебя так ломало от того,что закончилось лето,а с ним и возможность вот так масштабно ездить.)) Молодцы,что решились и скатали на Север,посмотрев так много нового и интересного! Конечно же сложно досконально изучить всё за две недели- уж слишком большая территория и много пунктов назначения.
Но вы поняли главное - Северу быть! А значит впереди не менее интересные поездки,от которых тоже будет захватывать дух. И может,наконец-то ,повезёт с погодой!)) Желаю этого от души!
Спасибо, Лен! Да, летом поездки правильно более масштабные, осенью у нас никогда не получается дальше 500 км от Млсквы уехать. Северу точно быть! Я им "заболела". Это как Карелия была лет 5 назад у нас, ездили все время.
Погода это одна из составляющих путешествия, от нас правда ни как не зависит, глядя на развернувшееся "бабье лето" вдруг за окном дорога прям манит...
Аватар пользователя juliag
Лен, масштабы потрясающие! А места какие, дух захватывает от одних названий. И даже эти свинцовые тучи добавляют особенную атмосферу красивому пейзажу. Согласна, что погода, к сожалению, может смазать впечатление. Но тут уж точно, как повезет. Север невероятно красив в своей суровости. Очень и очень манящий маршрут))
Мы были готовы, что будет пасмурно, даже сапоги резиновые купила и дождевики, но что даже на секунду солнышко не выглянет, ну не ожидала... с людьми разговаривали, все как один говорили, что такого лета не помнят, жары не было ни дня, солнечных дней по пальцам пересчитать... в Кировске в центре города озеро, судя по фото в музее там пляж и народ поллета точно купается, а тут люди говорят, что куртки сняли пару раз всего... вчера читала отчеты о поездках в Мурманск, прикол в том что последнюю неделю августа было стабильное солнышко, судя по отчетам
Аватар пользователя AllaB
Вот все стремятся на юг, а ты Лен взяла и покатила на север. Молодец!!! Природа конечно обалденная. Но я прям подвисла на фото Никольского Морского Собора - какая красотища!!!
Моя самая большучая мечта на ледоколе на северный полюс, но к сожалению она не выполнима, цена билета такая, что нам и не снилась... не люблю холод, но север манит и привлекает... а на юг сгонять всегда успеем
Аватар пользователя AllaB
Опа-на!!! Соратница!!! Я тоже не люблю холод, но иногда, глядя на севеные фотографии, где все в снегах и льдах, представляешь себя среди этой красоты. Ведь если на фото так красиво, то как же живописно все в живую увидеть!
Аватар пользователя Ольга Журавлева
Добрый день!
А как там с северным сиянием? Читала, что август-сентябрь и январь-февраль - наиболее благоприятные месяцы, чтобы его увидеть, но также читала, что и за неделю на севере можно ни разу не увидеть это зрелище. Вам повезло увидеть?
Шел все время дождь, мы неба то не видели просто без облаков, а уж северного сияния подавно... видела в инете августовскую фотку Хибин, конец августа, так на ней полыхало дай бог... но я вернусь сюда за этим тоже...wink
Аватар пользователя Ирина Серёгина
У-ух!!! Вот это путешествие! Для меня такое просто нереально, крышу сорвет от обилия таких красот. Одни Соловки чего стоят... а тут просто сонм потрясающих природой мест. Лен, если хотите, я спрошу у свого друга, в какое время лучше всего ехать в Мурманск? он живет в Североморске. Знаю только, что они на все лето оттуда уезжают. А природа там нереальная просто...

Еще один мой друг в этом августе путешествовал на Белое море... в недоступные места. У него большая надувная лодка, как катер, они нанимали небольшой корабпь) с друзьями и высаживались где-то очень далеко. Фоты просто потрясающие, как будто это и не на земле, а на какой-то другой планете.
Хочу, спросите, пожалуйста. Меня что Соловки, что Мурманск, что Хибины очень зацепили. Понимаю, что надо было ехать дальше на Рыбачий, на Терский берег, но дождь смешал все планы, все же у нас паркетник, конечно не пузотерка, но чутка заехали в глубь и поняли что по дождю не бежать за трактором, ни сидеть в машине ждать ну не в кайф...
Аватар пользователя Ирина Серёгина
Спрошу, не обещаю, что скоро, он в сети бывает не часто. Но попрошу его показать и рассказать с конкретикой мест. Может, он сам куда-то и дальше ездил.
Заранее спасибо! И раз уж человек в Североморске живет, то можно у него спросить как простым смертным попасть к ним в город? Долго или нет оформляют пропуск? И подавать документы только в Мурманске или есть где подать в Москве?
Аватар пользователя Ирина Серёгина
Лен, я задала в поиске и там сразу выплыл порядок посещения Североморска... http://www.kakprosto.ru/kak-48605-kak-popast-v-severomorsk

Но я обязательно у него все уточню.
Почему вопрос возник, я , например, про Рыбачий прочла и поняла, что оформится не успеваем, но хотели поехать до куда можно, с дождями все отменили, но с людьми разговаривали кто-то вобще без всего едет, кто-то паспорта загран везет, кто-то разрешения, кто в Мурманске их делал, почтой туда сюда ждал, кто в Москве, вобщем вариантов куча... про Североморск тоже люди разное говорили, говорили что денег дай на КПП и пропустят без проблем, ну и типа такого... поэтому интересует именно не официальное мнение а простого человека
Аватар пользователя Ирина Серёгина
Понятно, спрошу. Я тоже в военный городок на Сенеже проникала за деньги ( ерундовые), а, например, в усадьбу "Марфино " и за деньги не могла. Сейчас туда можно спокойно пройти. Но Североморск, это, конечно, не подмосковный военный городок. И за деньги когда- это тоже зависит от настроения тех, кто охраняет.. Поэтому варианты, конечно, надо иметь в голове разные.
Мы в Марфино зимой по льду первый раз ходили, красота... а потом летом через забор... в этом году тоже с удивлением узнали что просто так можно на КПП пройти
Аватар пользователя Ирина Серёгина
Видимо, народ возмущался много и они стали пускать)) Я прошлой осенью уда, наконец, попала)
Аватар пользователя Анастасия
Мурманск, мой любимый Мурманск! Кольский полуостров... я там родилась, выросла, школу закончила. Каждый день в окно смотрела на Баренцево море, каждое лето с подружками ходили на причал и нежились на северном солнце вместе с нерпами. Как же мне не хватает Севера и Баренцева моря! Спасибо за интересный рассказ и потрясающие фотографии!