На Алтай на машине. Дорога, впечатления

Помните лето 2010 года, когда в Подмосковье были сильные пожары? В Центральной части России установилась аномальная жара. Горело все что могло гореть и, самое главное, горели торфяники, и в городе стоял страшенный смог. Вот в это время, в один из самых замечательных для меня дней, муж пришел с работы и сказал, что у нас есть 3 недели, и он предлагает поездку на Байкал. Ну скажите, кто откажется от такого?!
День отъезда у нас пришелся на вторник. Но, видимо, мы не рассчитали свои силы. Видимо, просто ехать, без заезда в города, это не наше. Видимо, три недели для Байкала нам мало, но доехали мы всего лишь до Алтая и в общем-то нисколько не пожалели. Первая поездка на Алтай стала наверно самым ярким впечатлением того года. Мы полюбили этот край и с удовольствием возвращались туда еще не раз.

Машина на Алтае - это огромнейшей плюс. Конечно, практически во все точки Алтая организуются экскурсии, поездки, походы турфирмами. Но разве может дать турфирма время где-то побыть чуть дольше, где-то просто посидеть, помечтать или задержаться, если вдруг пошел дождь? В общем, самостоятельное путешествие на машине - это наше.
И, кстати, там, совсем не обязательно иметь машину повышенной проходимости. На несколько путешествий, достаточно больших, вполне хватит пузотерки.
Ну, наверно пора обо всем по порядку.
Как я уже сказала, выехали мы из Москвы во вторник. До Алтая мы добрались только через 10 дней.
По пути заезжали в разные города, просто гуляли. Провели чудеснейший вечер в Суздале, смотрели, как там снимают кино.
Погуляли по Нижнему Новгороду. Обошли все кремлевские стены по верху, что давно хотели.

Очередной раз посетили Казань, снова повосхищались Кул Шарифом.

Заехали к родственникам в Челябинск,
сходили на местный «Арбат» посмотреть на новые памятники.

Заехали в Курган,

Омск,
Новосибирск.
И вот тут-то мы и поняли, что время не резиновое, что на Байкал мы никак не успеваем. Принимаем волевое решение и от Новосибирска уходим на юг на Барнаул и Горно-Алтайск.
Все фотографии пересмотрела, не могу найти фото дорог. Точно снимала, но, видимо, при копировании с одного компьютера на другой что-то пошло не так. Поэтому в трех словах о дорогах. Фото будут приложены из других путешествий по этим дорогам (мы ездили в ту сторону и просто на Урал, и в Казахстан, и просто в Омск без заезда куда-либо еще).
Как я уже писала, мы очень не любим дорогу М-5, может за последние 5-7 лет она изменилась, но мы меняем мнение очень тяжело.

От Москвы до Уфы дорога М-7 вполне нас устраивает. В основном двухполосная в обоих направлениях. Качество асфальта вполне сносно.
Я бы этой дороге поставила твердую четверку с плюсом. Мотелей, кафе по все дороге предостаточно. Есть и очень дорогие, есть и с расчетом за койко-место, но несмотря на это очень чистые и приличные.
Дорога от Уфы - по полосе в каждом направлении, изредка полос становится три, чаще всего на подъемах.
Уральские горы хоть и невысокие, но фуры их преодолевают очень тяжело. Качество полотна чаще всего на твердую пятерку.

Уже очень давно самое проблемное место - мост у Сима, но в последнюю поездку (в 2013 году) увидели, что ремонт движется к концу. Видимо, станет вполне сносно.
Начиная практически от Миасса, полос становится по две в каждую сторону и въезд в Челябинск со стороны Москвы очень даже замечателен.
Дорога до Кургана - плитная дорога. Качество полотна примерно на троечку. Машин еще идет поток достаточный, но количество фур резко уменьшается.
Самый сложный и самый отвратительный кусок дороги - от Бердюжьего до Ишима. Я так думаю, что этот кусок дороги находится на границе районов, и они не могут решить, кто должен его делать.
Когда-то там лежал асфальт, сейчас это огромные ямы, намеки на асфальт и ощущение, что едешь по грейдеру. После дождя ехать особенно тяжело. Скорость машин падает до 5-10 км/ч.
Обочины очень скользкие, сами видели, как хвост фуры съехал в кювет с обочины. И дороге тут я не поставила бы и единицы.

Но когда заканчивается эта ужасная дорога, то начинается на пять с тремя плюсами, полотно просто идеальное. Конечно не до самого Омска такая идеальная дорога, но очень продолжительное время. В основном идет по полосе в каждую сторону, перед Омском расширяется до двух полос.
С кафе, мотелями, заправками около городов очень хорошо, но на перегонах между городами их мало. У нас машины на газу. С заправками газовыми там не очень. Хотя, если быть честными, на бензине даже не ехали ни разу.
До Новосибирска машин едет мало. Мне дорога там помнится очень прямой, с нормальным качеством полотна и полным отсутствием ГАИ. Я редко езжу выше 90 км/ч, а тут даже я, будучи за рулем, ехала 110 и не ощущала дискомфорта.
Самая основная проблема в той части нашей страны - это болота. Может возникнуть вопрос, а причем тут на дороге болота.
Но мы же люди, хочется и отдохнуть, и в туалет. Место для этого найти очень сложно. Если даже остановиться на обочине, то спуститься просто некуда, внизу будет стоять вода.
Вот таким образом мы доехали до Барнаула. Так как поездку на Алтай мы не планировали и даже примерно не представляли куда ехать, то в городе зашли в книжный магазин, купили карту и путеводитель по Алтаю. Так что первая наша поездка была сто процентов по путеводителю, с очень малым отступлением от него.
Первое место, где предлагает путеводитель сделать остановку, это деревня Сростки, родина Василия Шукшина.
Но мы видели уже горы и просто памятники и музеи нас не интересовали. Хотя остановиться вполне было можно, тут очень много экскурсионных автобусов и просто машин.
Наша же первая остановка была в месте, где Катунь практически вплотную подходит к дороге.
Выйдя на берег, понимаешь, что перед тобой действительно горная река, да, в самом низу, но все равно ощущается мощь.
Вода в реке не просто ледяная, а такая, что ноги сводит уже через пару минут нахождения в воде.
Но не намочить ножки я не могла, поэтому первая остановка - мы мочим ножки и обследуем ближайшие камни на берегу.
Дальше мы просто ехали, красот по сторонам дороги не просто хватало, только успевай головой вертеть, а на тот момент казалось большего и не надо.

Таким образом, мы доехали до первого перевала - Семинского. Потом, уже по возвращении домой, я прочла, что в нем 1717 метров. А тогда казалось, что подъем не так уж и крут.
Дороги, кстати, на самом Алтае на очень твердую пятерку. Хоть и по полосе в каждую сторону, но с очень замечательным полотном, с четкой разметкой, с хорошими обочинами.
На самом перевале строит монумент "200 лет добровольного вхождения алтайского народа в состав России".

Вечерело, и вот тут-то я первый раз ощутила холодное дыхание гор. Приехали мы в шортах, в майках, в 6 часов вечера холодно было, так что появилось желание вытащить куртки, а потом и джинсы.
Гуляя по перевалу, замечаем табличку с указателем гостиницы.
Место нравится нам так, что мы решаем остаться тут на ночь и идем искать гостиницу. Гостиница находится на территории учебно-тренировочного центра по подготовке спортсменов лыжников. Место мне так нравилось, что была согласна даже на спартанские условия, даже общий душ и туалет, что, в общем-то, очень не люблю.
Но номер оказался на удивление нормальным, и душ, и туалет, и телевизор, и вполне удобная кровать. Цену номера не помню, но то, что она была очень невысокой, это точно.
Устроились и пошли гулять. Ночные горы - это что-то. Машин уже практически не была, тишина, спокойствие и красота. Почему-то точно помню, что меня посещали мысли о том, что в Москве жара и духота, а тут свежо и замечательно.
А с утра нас ждал сюрприз, а вот какой расскажу в следующий раз.

Аватар пользователя juliag
Лена, что могу сказать: вы самые настоящие Путешественники. Именно с большой буквы. Готовы отправиться в путь, даже самый дальний, готовы к трудностям и приключениям. Мое бесконечное восхищение!

Маршрут потрясающий, столько мест по пути. Для некоторых это отдельные 8 поездок, а у вас одна. Места красивейшие, дыхание спирает от увиденного. Но и города впечатляют. Много колоритных особенностей отметила.

А на фото под растительной аркой вы с мужем чудо как хороши, аки молодожены!!!)))
Спасибо за лестный отзыв. Я ж про тебя подумала, на Алтай-то собралась же...понимаю, что вы не на машине, но что-то можно будет взять...

И отдельное спасибо за молодоженов, у Лешки вобще фотки не получаются... поэтому вдвоем у нас и фоток то раз два обчелся... Сашка еще когда ездила как-то снимала...
Аватар пользователя juliag
Я буду внимательно изучать каждый твой пост. Уверена, что такая информация из первых уст пригодится обязательно!
А фотки класс! И доча у вас просто красавица!
Было время и она с нами ездила... давно это было...
Аватар пользователя juliag
Да... детки имеют свойство вырастать. Но потом внуки пойдут)))
Я еще не согласна бабушкой стать...
Это правда, Юля права. Лен, вы настоящие путешественники. Все на экспромте, никаких продуманных маршрутов, списков с достопримечательностями. Главное то, что здесь и сейчас. Рассвет, закат, серая лента дороги. Восторг и эмоции. Молодцы! yes
Спасибо Галочка! А я наоборот тобой восхищаюсь, все продумать.. я так не могу... у меня все кувырком... но порой правда вот из моего курырком получаются очень чудесные путешествия...Но лучше бы все было по плану, на самом деле во всем остальном я очень организованный человек, а тут видимо хочу все много и сразу
Упаси Бог, Ленуль! Мы продумываем только организационные вопросы - где жить и где есть. Все остальное - только экспромт. Продумывать по часам программу это не для нас. Птицы в клетке не сидят. Да и занимается мы путешествиями. А когда идут по списку, по строгим задумкам - это чистый туризм. Кстати, тоже хорошее дело. Но другое.
Аватар пользователя Оксана
Моя тема). Присматриваюсь и пристреливаюсь к Алтаю.
Но 10 дней ехать до него, это слишком)). Понимаю, что с заездами и осмотрами, но все равно. У меня отпуск, максимум 14-16 дней.
Оксана, это было первый раз, все вдиковинку,точнее не все, но многое... ехали в расслабоне, а вот второй раз на дорогу ушло 4 дня туда и 4,5 обратно, зато была поездка тупо на Алтай, было ограничение по времени в 13 дней. Выехали во вторник и через выходные вернулись в воскресенье. Один раз мы до Урала ехали всего лишь 20 часов, но это было просто стечение обстоятельств, ни разу не спали и дорога была в кайф на 500 процентов, но так редко получается
Аватар пользователя ЛяЛя
Ой как здорово! Из Москвы да на Алтай! Потрясающе!
Круче я знаю только два примера. Первый,когда один молодой человек смотал во Владивосток к друзьям и обратно. Ехал один,ранней осенью. Больше всего его поразило то,что за все время путешествия он ни разу не попал в дождь ( переживал за дороги,т.к. ехал на нашей какой-то машине)...
И второй пример - супружеская пара 65-ти лет из Красноярска совершила пробег через половину Европы и обратно. За 35 дней они проехали 16,5 тыщ км.! Просто невероятно! Нам всем есть куда стремиться и на кого равняться!))
Леночка,вы большие молодцы! Такие марш-броски всё-таки не всем по плечу...И интрересно -какой же сюрприз вас ждал с утра?))
Моя самая большая мечта во Владивосток на машине, но желательно с заездом во все города и места встечаемые по дороге... понимаю, что натакое путешествие надо минимум месяца два, поэтому это мечта...но кто знает...

А вот в Европу почему-то пока не тянет, хотя муж сам по работе уже пару раз ездил в Германию и обратно, по разным дорогам, говорит круто, но меня пока туда заманить не может
Аватар пользователя ЛяЛя
Лен,наверное это потому,что в России тебе (можно на "ты"?) хорошо!)) Ну,и возраст ещё позволяет не думать о Европах. Если не сейчас -так когда-нибудь попозже,не страшно.... А вот нам с мужем приходится расчитывать уже более тщательно. Соизмерять -когда,куда и на сколько нам хватит сил поехать. Хочется успеть посмотреть как можно больше мест, и обязательно включать в программу дальние поездки (т.к.на них неизбежно уходит больше сил), что буде завтра,и сможем ли мы выбираться так далеко -неизвестно... .А Европа -это огромный,неисследованный кусок суши,который нас очень интересует ,и мы не можем его игнорировать.)) Хотя бы потому,что в предках числятся поляки и немцы.. В общем,летом у нас "дебют",мы едем на 2 недели в трип по Европе,и что-то мне подсказывает,что это будет незабываемо!))
А тебе,Ленусь,желаю осуществить самую свою большую мечту -и доехать-таки до Владивостока! Мечты ведь они для того и существуют,чтобы когда-то становиться раельностью!
На ты конечно можно... изредка задумываюсь, до скольки лет мы сможем вот так путешествовать... вот интересно сколько лет самому взрослому путешеественнику именно на авто? Почему-то мне кажется что после 60 это уже не очень просто... хотя не знаю... А в Европу меня не тянет наверно из противоречия... все так нахваливают... конечно у меня есть места по миру куда я очень хочу и некоторые европейские достопримечательности у меня в нем есть, но туда я поеду уже будучи бабушкой, чтобы было все включено и шибко не заморачиваться на дороги, гостиницы, купил путевку и тебя провезут...
"до скольки лет мы сможем вот так путешествовать"?
Пока ноги носят и в душе горит огонь любопытства и стремления к чему-то новому. Это может длиться достаточно долго. laugh
Да это понятно, что пока ноги носят... у меня маме 83 и получает удовольствие когда её везут и она смотрит что-то, гуляет с нами, но далеко ей тяжело, она день с нами потом неделю отдыхает и сама уже вряд ли поедет... вот я о том что до скольки мы сами сможем рулить, у меня самый кайф от этого... но тоже после этой весны стала задумываться что шешнадцать
Моей маме конечно поменьше летwink, но она с удовольствием с нами на дальняк ездит, а сами они по Рязанской области, кстати мне потом пару интересных мест подсказала. А так вот в Питер самостоятельно собрались. Всё зависит скорее от человека, в не от возраста, я тут своих ровесников не могу вытащить sad А вот до Байкала на машине, я бы точно не рискнула.
Да, это понятно что от человека и не ясно какие будем мы лет через 10... хотя через 10 я собираюсь еще остаться 18+, но все равно...мы в субботку поехали в монастырь, по МКАДу в едем, обращаю внимание в соседнем ряду в машинке дедок, лет 80 наверно ну ни как не меньше, и у меня ощущение что он всего этого боится, рулит километров 20, вот все ясно сам, но ведь аварийные ситуации создает... мама у меня рулить в 70 перестала совсем, года три назад села на маленькой дорожке говорит очень тяжело... осенью с братом в Челябинск уехала на его машине, понятно что ей понравилось, понятно что все хорошо, но я ж вижу что устала после такой дороги
Ну самые "асы" водители - это дедки, которые "35 лет без аварий", и без разницы, что тогда и машин не было на улицах столько. А так, я начинаю потихоньку осваивать путешествия самостоятельно без машины, Новый год прошёл хорошо, теперь за Алушту переживаю, но думаю справимся. А на самом деле всё от человека зависит, просто кому то нужны новые впечатления, а кому то нет. Может это и не плохо, мне кажется, что насчёт меня некоторые мои знакомые " у виска крутят".
Ой, я без машины и не представляю, хотя тоже надо будет когда-то... наездилась без машины в подростковом возрасте, поезда были дешевые, мотануться в ночь а Питер или в Смолнеск это было легко, погулять и в ночь вернуться... для меня машина сейчас это удобство... может когда-то изменится... вот думаю смогу ли я ездит главным за рулем? а не на подхвате
Ну у меня выбор всегда стоит или ездить на дальние поездки раз в год на машине или пытаться осваивать поездки без. Я одна без мужчины на дальние расстояния на машине точно не поеду, я ведь то же колесо открутить не смогу sad
Ой, вот с этим точно проблемы не будет... мы ехали в Петрозаводск, сломалась машина, муж на попутках поехал в ближайший город, а я осталась в машине, практически каждый второй останавливался с вопросом : Вам помочь? А я пробила колесо в Москве даже просить не надо было, сразу остановилась машина и помогли поставить запаску... то что у нас очень отзывчивые люди это я знаю точно
Аватар пользователя AllaB
Природа просто АХ!!!! yes
У меня там всегда восторг, местами переходящий в щенячью радость
Аватар пользователя AllaB
Даже не сомневаюсь, что так и есть. От такой природы так и должно быть!
Аватар пользователя Александр Веселов
От такой поездки должно захватывать дух! А вот Тверская пенсионерка на велосипеде от Твери до Владивостока в год сильного наводнения (кажется, в 2013) поехала. Вот это, надо думать, экстрим...
Я завидую и восхищаюсь таким людям. Перед 9 мая рассказывали как дедушка пешком шел из Грузии в Москву, таким образом он хотел почтить память своего отца, погибшего в войну. Супер люди!!!