Раздел сайта:
![](/sites/default/files/resize/615/img_6218-390x260.jpg)
Коктебель - это поэт Волошин, Дом Поэта, его друзья-обормоты, соседи - русские интеллигенты, искусство Серебряного века, дух творчества и страсти.
Коктебель - это особый стиль жизни, общения, мировосприятия и широкие объятия гостеприимства. Коктебель - это атмосфера, это состояние души, это легенда. Ушедшая легенда.
Повезло тому, кто застал хоть вскользь, хоть как-то тот, настоящий Коктебель, кто "запрыгнул на подножку" уходящих 80-х, потому что потом было уже поздно, дух времени Серебряного века улетучился. И было уже все не так, и все не то.
Мне кажется, я успела запрыгнуть на пресловутую подножку, проникнуться Коктебелем навсегда, юная, романтичная девушка с Библиотечного факультета, выросшая с книжкой в руках и, наверное, людям практического склада кажущаяся немного не от мира сего....
Возможно однажды я соберусь мыслями и напишу, каким узнала Коктебель тогда, еще в "доукраинскую" эпоху. Пусть советскую, пусть застойную, но одухотворенную. В то время, когда дети росли на хорошей поэзии, хорошей литературе, читали с младых ногтей, и внутри многих еще горел огонь, зажженный настоящими творцами... Такими, как Максимилиан Волошин и его великие друзья, жившие и творившие в Коктебеле - Марина Цветаева, Алексей Толстой, Николай Гумелев, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Михаил Зощенко... Какие имена. Какое время.
Возможно однажды я соберусь мыслями и напишу, каким узнала Коктебель тогда, еще в "доукраинскую" эпоху. Пусть советскую, пусть застойную, но одухотворенную. В то время, когда дети росли на хорошей поэзии, хорошей литературе, читали с младых ногтей, и внутри многих еще горел огонь, зажженный настоящими творцами... Такими, как Максимилиан Волошин и его великие друзья, жившие и творившие в Коктебеле - Марина Цветаева, Алексей Толстой, Николай Гумелев, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Михаил Зощенко... Какие имена. Какое время.
Когда мы решали куда поехать отдыхать в этом году, то Коктебель показался мне отличным выбором. Наверное, это первое в моей жизни возвращение в любимые с юности места. Главный вывод, который я сделала после этой поездки: нельзя ориентироваться на прошлые впечатления и старые воспоминания. Все течет, все меняется. Волшебное в прошлом оказывается совершенно обыденным в настоящем и наоборот.
Безусловно, Коктебель изменился. Я даже легкого дуновения прежней атмосферы здесь не ощутила. Я обожаю Коктебель тот, волошинский, с обаянием Серебряного века, о котором много читала. Я люблю Коктебель времен застоя, милый, романтический, который сама застала. Тот Коктебель, который существует сейчас, мне не знаком. В нем нет ни прежнего духа творчества, ни простоты и интеллигентности, ни нового курортного шика и эстетики.
Безусловно, Коктебель изменился. Я даже легкого дуновения прежней атмосферы здесь не ощутила. Я обожаю Коктебель тот, волошинский, с обаянием Серебряного века, о котором много читала. Я люблю Коктебель времен застоя, милый, романтический, который сама застала. Тот Коктебель, который существует сейчас, мне не знаком. В нем нет ни прежнего духа творчества, ни простоты и интеллигентности, ни нового курортного шика и эстетики.
Нас тянет в Коктебель ушедших лет,
Которого уже на свете нет,
В тот Коктебель, где ждал нас милый Дом.
О, как давно мы не бывали в нем!
@ Игорь Санович
Которого уже на свете нет,
В тот Коктебель, где ждал нас милый Дом.
О, как давно мы не бывали в нем!
@ Игорь Санович
Что осталось здесь от прежнего Коктебеля? Море, Карадаг, профиль Волошина, Дом Поэта. Созерцанием этих сокровищ я и наслаждалась три недели отпуска. Вот о них мой сегодняшний пост. Что было и что стало. Мои фотографии из нашего отпуска, старые фотографии Коктебеля эпохи Волошина, которые я нашла на просторах интернета (vk.com/club34617900). Мысли, думы, аналогии, боль.
Вот так с моря, издалека, выглядит Дом Поэта. Ориентир - ярко-желтые зонтики, а за ними - Легенда.
При ближайшем рассмотрении замечаешь, что за прошедшие сто лет (а именно столько лет ему исполнилось в прошлом, 2013 году), дом не сильно изменился.
Впрочем, реставрация, конечно, была. Если начать рассматривать старые и новые фотографии по принципу "найди 10 отличий", то найдешь их точно. Но главные отличия окажутся не в доме, а в окружающей его обстановке и людях.
Сто лет назад дом Волошина стоял практически на открытой местности, перед ним был широченный пляж, за ним виднелись горы. Такой простой, но лечебный для души пейзаж.
![](/sites/default/files/615/dom_voloshina_7.jpg)
Но самое интересное на старых фотографиях - люди, их лица, образы, судьбы... Волошинский дом никогда не бывал пустым. Говорят, за год здесь гостило по несколько сот человек. Поэты, писатели, музыканты, художники. И они не просто жили, они творили. Хотя бывало разное - солнце, море, веселая компания...
![](/sites/default/files/615/dom_voloshina_5.jpg)
У Дома Поэта. 1913 г.
Однажды, летом 1924 года Андрей Белый (псевдоним Б.Н. Бугаева) приехал в Коктебель с целью отдохнуть от московской суеты, поработать над своим романом. Но
![](/sites/default/files/615/5.jpg)
Один из спектаклей в день именин Волошина. 1926 г.
Нынче тоже в Коктебеле перед Домом Поэта кипит жизнь. В основном торговая и совершенно не имеющая никакого отношения к музею Волошина.
Мы были в сентябре, продавцов не столь много, а летом здесь все заставлено разноцветными зонтиками и столиками с товаром.
Все, к чему могли приложить наши современники свои руки, они их приложили. Увы.
К счастью, неизменно красивой осталась окружающая природа. Не изменился могучий Карадаг,
К счастью, неизменно красивой осталась окружающая природа. Не изменился могучий Карадаг,
![](/sites/default/files/615/koktebel_voloshin.jpg)
Волошин с коктебельцами и гости на пляже. 1906 г.
все также отчетливо просматривается в нем профиль Волошина. С профилем отдельная история. Его появление поэт предсказал в 1918 году в своем стихотворении "Коктебель".
Изначально мыс в Коктебельской бухте напоминал профиль А.С. Пушкина, который, будучи в этих местах, сам был весьма удивлен портретным сходством. И вот в 1929 году после землетрясения часть скалы откололась, рельеф изменился - природа будто-бы специально создала портрет-памятник Максимилиану Волошину.
Ни одна фотосессия в Коктебеле не обойдет вниманием волошинский профиль. Именно он сейчас является визитной карточкой Коктебеля.
Море (внешне) все то же.
![](/sites/default/files/615/iprovizacia.jpg)
Сценка «Заморский гость (радостная весть)». Коктебель, 1911 год
Люди, конечно, другие... Слащавое слово "селфи". Какие книги читать? Скоро на фотоаппарат снимать разучимся. А чего заморачиваться? Все между делом, на то что под рукой. И барышни,
и мужчины. Забавно даже.
Пляж в наше время стал намного уже. Цивилизация "подъела его". Вот такой была линия берега при Волошине,
![](/sites/default/files/615/pliazh_koktebel.jpg)
а вот такой сейчас. Урезали местами на ширину зонтика... И ладно бы набережную оставили широкой, какой она была в Советские годы... Нет, всю застроили.
Мыс Хамелеон, вся волошинская страна Киммерия за спиной самого поэта и его гостей.
Тот же вид. И в наши дни море манит.
Мыс Хамелеон вблизи.
А вот то, чего при Волошине не было, и даже представить трудно, как бы он воспринял новый Коктебель и все то, что окружает его бесценный Дом.
Небольшая площадь перед домом-музеем М. Волошина занимает метров 15 в ширину и метров 50 в длину. Это самое красивое, самое облагороженное место во всей Коктебельской набережной, да и во всем Коктебеле. Не говорю - идеальное, в некоторых моментах даже весьма спорное, но лучше пока ничего нет. Наверное поэтому это место притягивает сюда людей. В любое время дня и вечера во время курортного сезона все лавочки заняты, идет бойкая торговля, около всех имеющихся достопримечательностей - памятника Волошину и "Облачков счастья" вьется фотографирующийся народ. Иногда, значительно реже, чья-то интеллигентная рука сфотографирует и Дом Поэта...
Небольшая площадь перед домом-музеем М. Волошина занимает метров 15 в ширину и метров 50 в длину. Это самое красивое, самое облагороженное место во всей Коктебельской набережной, да и во всем Коктебеле. Не говорю - идеальное, в некоторых моментах даже весьма спорное, но лучше пока ничего нет. Наверное поэтому это место притягивает сюда людей. В любое время дня и вечера во время курортного сезона все лавочки заняты, идет бойкая торговля, около всех имеющихся достопримечательностей - памятника Волошину и "Облачков счастья" вьется фотографирующийся народ. Иногда, значительно реже, чья-то интеллигентная рука сфотографирует и Дом Поэта...
Обратили внимание на эти голубые "яйца"? Это арт-объект "Облачко счастья", подарок устроителей фестиваля «Джаз-Коктебель - 2012» дому-музею, от которого интеллигентные люди, видимо, не смогли отказаться.
Совершенно не понятно назначение объекта. Красоты особо никакой. Предложение сидеть на нем, как на лавочке, вообще кажется чепухой. Даже вместимость называют - 6 человек. Почему не 15?
Понятно, что данная парковая скульптура совершенно не к месту и не по делу. Да, она пользуется популярностью у детей
и даже у некоторых взрослых.
Но если по уму, так вообще не вписывается туда, куда его приспособили.
Даже фотографию памятника Волошина нормально сделать нельзя, чтоб этот воздушный шедевр хоть краем, но не залезал в кадр. Вот, пожалуйста.
Несколько слов о памятнике. Это подарок Коктебелю от семьи Арендт. Эту семью с Волошиным связывали многие годы настоящей дружбы. Авторы - скульптур А.И. Григорьев и его жена Ариадна Арендт - люди лично знавшие поэта.
Памятник своеобразный, но и сам Волошин, в некотором смысле, был оригинал.
Надпись на табличке на памятнике: "Максимилиан Волошин 1877 - 1932". А также строчки из его стихотворения "Подмастерье":
Надпись на табличке на памятнике: "Максимилиан Волошин 1877 - 1932". А также строчки из его стихотворения "Подмастерье":
Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и Разума —
Вселенную Свободы и Любви, —
Тогда лишь
Ты станешь Мастером.
Семья Арендт выступила с заявлением против такого соседства. Мало того, что сам памятник установили не там и не так , где они хотели - они видели его в парке Дома Поэта и без постамента. По мне, так постамент однозначно изменяет восприятие скульптуры, она плохо "читается" - выглядит даже комично. К тому же из-за своего расположения - спиной к морю - она практически всегда находится в тени. Лица поэта, слегка закинутого назад, почти не видно. Убедитесь сами.
Расположить же совершенно разные по сути скульптуры рядом - полнейшая безвкусица и абсурд, о чем так же высказались дарители. И они правы.
В завершении разговора о Коктебеле одно из любимых мной стихотворений - Маргарита Алигер "Утренняя песня".
![](/sites/default/files/615/308.png)
Красивые слова "Звонкий слиток счастья - Коктебель". Думаю, что Коктебель многих сделал счастливыми. Первый из таких счастливчиков - сам Поэт. Жил как хотел, где хотел. Писал стихи, рисовал, работал, развлекался с друзьями, создал свой богемный мир. При этом сумел остаться самим собой. Во время революции постоянно помогал людям, укрывал у себя и белых, и красных. И ничего в результате ему за это не было. Избежал "ранних" лет репрессий. И даже помогал тем, кто попадал в лапы чекистов. Умер в 1932 году, избежав 37-го года. Далеко не все его друзья смогли уйти от этого.
Знаете слова Агаты Кристи: "Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, всё остаётся живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается"?
Не знаю, стоило ли возвращаться в Коктебель... Наверное, стоило. Хотя бы для того, чтобы понять, настолько я люблю Коктебель ушедших лет, чтобы оторваться от прозы жизни, побыть самой собой - юной, тонкой и возвышенной. Тот Коктебель есть в памяти, а значит он жив.
Не знаю, стоило ли возвращаться в Коктебель... Наверное, стоило. Хотя бы для того, чтобы понять, настолько я люблю Коктебель ушедших лет, чтобы оторваться от прозы жизни, побыть самой собой - юной, тонкой и возвышенной. Тот Коктебель есть в памяти, а значит он жив.
![](/sites/default/files/615/1.jpg)
P.S. Все вышесказанное является моим личным мнением (ощущением, чувствами). Просьба тапками не закидывать, относиться с уважением.
Похожие статьи:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 13347 просмотров
© Сайт клуб путешественников "Лукас Тур" https://galina-lukas.ru
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Копирование текста и фото только с разрешения автора. Все права защищены.
Реклама — поддержка клуба:
Комментарии
Анашина Мария
31.10.14 14:05
#1
galina
31.10.14 14:53
#2
Нельзя кусок земли отрывать от Родины. Оторвали. А что, мягко говоря, для чужаков наше всё? Да и представления о хорошем и плохом у всех разные.
Больше всего мне жаль тех, кто жил и живет этой атмосферой, для кого Дом Поэта, старый Коктебель - родина. А ведь таких еще много. Для них такое настоящее - боль.
Тоже люблю стихи Волошина. И многих его друзей. Хотела больше стихов добавить в пост. Пришлось убрать. Реалии блогерства.
Анашина Мария
31.10.14 15:01
#3
Валентина
01.11.14 20:35
#4
А вот современная скульптура облаков, которая вызывает ассоциацию с яйцами, мне тоже не нравится. Совершенно неуместна.
елена
03.11.14 15:57
#5
galina
03.11.14 16:55
#6
Анна
05.11.14 02:59
#7
Татьяна
06.11.14 11:27
#8
Подписываюсь под каждм словом! Я думаю, что сама написала бы также, если пришлось бы сравнивать "что было и что стало". Да и мы тоже меняемся. Накануне посмотрела "Тихий Дон" Герасимова и поймала себя на мысли, что смотрю фильм совсем другими глазами - с другими оценками и приоритетами. Конечно, меняются места, где мы были. И мы сами тоже меняемся - оцениваем то или иное уже с других позиций. Это я не о Коктебеле, а вообще о жизни, к слову пришлось. :) Кажется, к Коктебелю это не совсем относится, он сильно изменился не в лучшую сторону, это видно даже со стороны, по снимками.
Галюш, как странно иногда переплетаются события в жизни. Только несколько дней тому назад посмотрела чудесную передачу об отношениях Волошина и Гумилёва и о их "камне преткновения" - Елизавете Дмитриевой, поэтессы, которая известна под псевдонимом Черубина де Габриак. И тут, как продолжение темы - твоя статья! Благодарю и снимаю шляпу!
galina
06.11.14 12:53
#9
"Подобное притягивает подобное.
Мы не можем отдать то, чего нет в нашем "я". И мы также не можем получить это. Всё, что можно получить от других людей, должно быть доступным в нас самих ещё прежде, чем мы получим это. Только тогда мы будем восприимчивыми к такому материалу. Я могу принять только то, что сам представляю собой..."
Ошо. Продолжение здесь.
Оксана
07.11.14 16:11
#10
Андрей
06.11.15 13:05
#11
Но пришла беда откуда не ждали. Парк писателей, который в 11-12 годах был еще свободен - нынен рассечен заборами на "зоны влияния". ну куда тут поэту податься :) Остатки неформальной интеллигенции "отжали" к погранзаставе. Редко кого встретишь теперь в Коктебеле "неформального". В основном лица с выражением - "Не ошибся ли я приехав сюда" :) Островком творчества был дельфинарий под командой великолепного тренера Аллы Азовцевой. Но в августе этого года её уволили. И представление распалось. Ну да я брюзжю, конечно.
Коктебель не умер. Он как град Китяж ушел под землю. Пытливые и сейчас могут уловить его тонкий и живой пульс под слоем времени. И неисповедимыми путями находят друг друга и в современном Коктебеле. Все к лучшему.
galina
06.11.15 14:23
#12
Спасибо, Андрей! Было любопытно узнать о Коктебеле такие нюансы. Хорошо, что ситуация все-таки улучшилась. И, надеюсь, что со времем все станет еще лучше.
Светлана
10.04.17 17:06
#13
Андрей
11.01.18 02:08
#14
Занятно весьма смотреть старые фотографии и находить в них знакомые черты.
Статья добрая и грустная... И хочется опять туда - вдохнуть смесь ароматов степи и солёных брызг моря.
Однако, нынешние планы освоения Коктебеля оптимизма также не вселяют.
Вы знаете о готовящемся строительстве кластера для избранных?
Вот ссылочка о преобразовании территории литфонда: http://feodosia.2crim.com/news_sb.php?n=8003
galina
11.01.18 13:13
#15
Спасибо за ссылку. Обязательно прочитаю. Не знала про строительство кластера.