В погоне за летом. Сентябрьское путешествие к Черному морю. Абхазия. Новый Афон

Решиться на оказавшуюся столь удачной поездку на юг, в Сочи, мне было сложно. Я не люблю пляжный отдых, толпы людей и шум. Вместе с морем душа просит тишины и простора. В сомнениях я вновь и вновь бороздила просторы интернета. В результате заинтересовали Олимпийские объекты и природные достопримечательности, до которых, правда, нужно было еще добраться (и мы добрались!), и соседняя Абхазия, где были и природа, и тишина, и простор, и архитектура, и христианские святыни. Впору было вместо Сочи ехать туда, если бы не множество отрицательных отзывов о бедности, разрухе, антисанитарии, отсутствии нормального сервиса, нечестности и хамстве местных жителей. Мы совсем не любители организованных экскурсий. Но в Абхазию очень хотелось, и я изучила множество описаний однодневных туров и отзывов о них. Отзывы были хорошие, но на места, в которых хотелось побыть подольше, уделялось совсем немного времени, или они вовсе не входили в программу, зато в обязательном порядке часа два должно было уйти на дегустации. Я в принципе не против подегустировать, но не за счет чего-то более интересного.
Я составила список самых привлекательных для меня мест Абхазии. Тройка лидеров выглядела так: Новоафонская пещера, Новоафонский монастырь, озеро Рица. Два объекта из трех находились в Новом Афоне. Стала подробнее изучать информацию об этом поселке. Так среди приоритетов появилась Иверская гора с Анакопийской крепостью, грот Симона Кананита, дача Сталина. Заворожил своей красотой искусственный водопад на реке Псырцхе, кипарисовые аллеи, павильон заброшенной железнодорожной станции над озером… Я захотела в Новый Афон.

С жильем там было как-то совсем непонятно. Сейчас предложений намного больше, чем весной, когда я озаботилась поиском места для ночлега. А тогда при небольшом выборе половина гостиниц имела рейтинг на Букинге меньше 8, другие варианты размещения отличались то непомерной ценой, то неудобным расположением, то отсутствием привычных удобств. Там, где описание устраивало, было очень мало отзывов, - так как отели открылись совсем недавно. Я было решилась сначала на авантюрный план: приехать в поселок как можно раньше утром, посмотреть все, что успею, а если времени не хватит, поискать номер на одну ночь на месте. Но потом мне удалось увеличить осенний отпуск за счет весеннего. И мы, несмотря на сомнения, забронировали гостиницу в Новом Афоне на три дня.
На одиннадцатый день нашего южного отпуска в 9 часов утра мы простились с гостевым домом «Планета МОВ» в Адлере и отправились в Абхазию. До погранперехода добрались на рейсовом автобусе. До самой границы идут 173-й и 125-й п. Путь занял минут 40-50. Очереди на КПП не было совсем. Вещи никто не досматривал. Документы нужно было показать несколько раз, но внимательно их изучали только однажды. На Абхазской стороне мы купили симкарту местного оператора, прошли к автовокзалу и сели в маршрутку. Все близко и не найти просто невозможно. Водитель объявил, что отправляемся через 7 минут. Так и поехали, несмотря на то, что салон был заполнен только наполовину. Путь до Нового Афона занял 1,5 часа.

Мы вышли на остановке Ракушка (тоже своего рода достопримечательность), у Музея боевой славы. Спросили дорогу к монастырю, рядом с которым находилась наша гостиница. Получили несколько предложений поселиться в других, «очень хороших местах», доехать на машине задешево и совет, как добраться до места пешком. Решили идти пешком, чтобы по пути посмотреть поселок. На карте это выглядело совсем недалеко, а на местности мы оказались на пустынной дороге зигзагом ведущей в гору. Пройдя минут десять, свернули на перпендикулярную тропу, над которой совсем близко возвышался наш монастырь, пошли по ней и уперлись в забор с надписью «Прохода к монастырю нет». Вернулись назад и некоторое время спустя вышли к знакомым по картам гостиницам, и, преодолев еще один подъем по солнцепеку, пришли на нужный перекресток. Я побоялась опять оказаться в тупике и позвонила хозяйке, из дома метрах в пятидесяти от нас вышла с телефоном у уха симпатичная девушка. Мы были на месте.

Гостевой дом на Курортной Guest house Kurortnaya я выбрала на Букинг из-за высокого рейтинга 8,9, хотя и по совсем небольшому числу отзывов. Но я решила, что для гостиницы на два (или три) номера за полгода с момента открытия и не в сезон это нормально. Кроме того там был отдельный санузел, кондиционер (а не вентилятор), москитная сетка, возможность пользоваться общей летней кухней (всего на три номера), и невероятный вид с террасы.
Все в доме было предельно просто. Он будто составлен из четырех комнат, как в детском конструкторе. Стоит этот игрушечный домик над дорогой, к нему нужно подняться по склону, затем по лесенке. На террасах (скорее, общих балконах) гладильная доска с утюгом, стиральная машина. Уровнем ниже терраса с летней кухней. Нам предложили два номера на выбор. Выбрали тот, что поменьше, но на втором этаже, с подкупившим меня при бронировании видом. Номер небольшой. Кровать, две тумбочки, шкаф, комод и телевизор на нем. Не могу объяснить почему, но все нам здесь сразу пришлось по душе, при видимом несовершенстве оказалось именно тем, что было нужно.

Как, впрочем, и в самой Абхазии, которая покорила нас еще по дороге. Глядя в окно маршрутки на гигантские эвкалипты, гуляющих коров, продавцов дынь и арбузов, зеленые города и горы, мы получали огромное удовольствие, испытывали какое-то умиротворяющее чувство, которое оставалось с нами все три дня. Даже дорога от остановки к гостинице, во время которой с нас по семь потов сошло, не вызвала никакой досады. Было удивительно тихо. Воздух непривычно чистый и какой-то ароматный, наверное, от кипарисов.

Сразу по заселению мы отправились осматривать Новоафонскую пещеру. Среди интернет-отзывов мне попалась история, как семья смогла попасть туда только на третий день, поэтому мы перестраховались и решили визит не откладывать. В пещере с нами случилась неприятность. Мы купили билеты на ближайшую экскурсию, которая должна была начаться минут через сорок, и умудрились их за это время потерять. Пришлось покупать новые в последний момент, нас провели на посадку через выход, но разрешение на фотосъемку я купить не успела. Поэтому фотографий нет.
Пещера произвела на нас грандиозное впечатление. Мы впервые увидели подземные озера и реки, сталактиты, сталагмиты, горный виноград, каменные водопады. И это в сопровождении подсветки и великолепной музыки. Все восторженные отзывы полностью соответствуют действительности. Мы даже решили, что посещение вполне стоит заплаченной нами двойной цены. Хотелось бы когда-нибудь попасть туда на концерт Абхазской хоровой капеллы.

В свой номер мы вернулись уже в пятом часу дня, и тут же отправились к морю. Перекусили чебуреками, купили прошлогодних орехов (большинство уже успело испортиться) и кололи их сидя на пляже. Пляж крупногалечный, людей немного, в основном отдыхающие из России. Кабинки, зонты, лежаки есть. Все старенькое и безхозное какое-то, но в рабочем состоянии. Очень быстро стемнело и похолодало. Мы пришли в гостиницу и обнаружили, что мы там одни.
Это был лучший вечер отпуска. Мы сидели на балконе. Снизу из какого-то кафе доносилась музыка. И больше ни звука: ни машин, ни разговоров. Чуть ниже по склону светился монастырь, за кипарисами виднелось море и лунная дорожка на его поверхности. В свете фонарей проносились летучие мыши. Головокружительно свежий воздух, наполненный ароматами моря и южной растительности. И полный покой.

На следующее утро мы отправились штурмовать Иверскую гору. За впечатлениями последних дней я забыла все, что о ней читала, а в утренней спешке не посмотрела в свои распечатки. Помнила только, что на вершине нас ждут остатки древней крепости, самую высокую башню которой мы наблюдаем с балкона. Крепость эта каким-то образом является православной святыней, поэтому надо совершить настоящее паломничество: пройти пешком не только путь от входа в заповедник до крепости, но идти ногами от самой гостиницы.
Гуляя по тихому утреннему поселку мы рассмотрели множество чудесных мест, мимо которых накануне пронеслись не тормозя.
Дивный храм Святого апостола Симона Кананита Х века, расположенный на территории водопадного комплекса, в настоящее время закрыт для посещений. Он относится к Новоафонскому монастырю и нуждается в реставрации. Открывают его лишь несколько раз в год для таинства венчания. Но и снаружи храм прекрасен.
А этот домик с симпатичной наружной галереей среди зелени – гостевой дом, вроде того в каком мы останавливались, только немного побольше и понаряднее.
Из-за каждого заборчика видны фруктовые деревья со зреющими плодами. Вот они, оказывается, какие!

Вышли мы в полвосьмого, надеясь успеть до жары, но уже через час температура перевалила за 30 градусов. Поселок был безлюден. С навигацией в Новом Афоне не очень хорошо. Не то что указателей нет совсем, просто они не на каждой развилке. Были моменты сомнений, куда идти дальше, и спросить было не у кого. Но мы все же нашли пару местных и благополучно добрались до места.
Улицы и дороги серпантином поднимаются в гору. С каждого поворота открывается умопомрачительный вид, кажется самый прекрасный в мире, пока не поднимешься на следующий виток, - оказывается, лучший там.

Анакопийская крепость – один из объектов Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия». Анакопия – древняя столица царства Абазгии. Начало строительства крепости относится к IV веку и продолжалось пятнадцать веков. За это время крепость не раз подвергалась набегам завоевателей (римлян, персов, арабов, турок), частично разрушалась и заново отстраивалась. Самые сохранившиеся сооружения – самые молодые. От многих стен и башен остались только отдельные фрагменты и груды камней. Разные варианты истории крепости представлены в интернете, они несколько отличаются. Можно взять экскурсию, если соберется группа от 10 человек, но мы пришли слишком рано для этого. Экскурсии – для более прохладного времени года.
Вход обозначен информационным стендом и киоском, в котором продают билеты, карты местности, путеводители. В сентябре 2017 г. билет стоил 200 рублей. Напротив входа на видовой площадке забавно оформленная кафешка. Рядом довольно большая парковка.

Покупаешь билет, и продолжаешь подъем по серпантину. Та же дорога. Только транспорт здесь уже не ходит, и попадаются скамейки для отдыха.
Природа сама обороняется от вандалов. А бродячие собаки совсем не агрессивны и очень деликатно сопровождают путников.

Мы поднимались все выше и выше и добрались до первой башни.
Осмотрев ее, мы устроили привал. Лучшего места для пикников у нас никогда в жизни не было.

И опять «вперед и вверх, а там…» руины крепостных стен и башен и все более потрясающие виды.

И наконец, наиболее сохранившаяся часть крепости. Ее осмотр мы начали с Главной восточной башни XI века постройки, отреставрированной лет десять назад. На нее можно подняться и осмотреть сверху весь комплекс, и горы с деревушками со всех сторон, и Новый Афон полностью. Говорят, когда нет дымки, отсюда видна Турция. А для лучших кадров в это время года нужно приходить до 7 часов утра. Но у меня и так было чувство соприкосновения с вечностью, огромной благодарности Господу.

Самое важное мы оставили напоследок. Это неиссякаемый колодец, руины древнего храма, и крошечная часовня, спрятанная под защитой уже наполовину разрушенной башни.
О колодце мы услышали накануне во время экскурсии в пещеру. Фактор его наличия помогал защитникам крепости выдерживать длительные осады. В колодце постоянная температура и объем воды. Каким образом это возможно на вершине полой горы, выяснить, не повредив ни колодца, ни пещеры, на сегодняшний день невозможно. Чудо! И паломники идут сюда как к святому источнику.

По преданию, Абхазия – один из уделов Божьей матери. Она отправила на проповедь в Иверию своего родственника Симона, одного из двенадцати апостолов. В конце своего пути он устроил себе келью на склоне Анакопийской (Иверской) горы, где два года пребывал в посте и молитве, а затем недалеко от нее принял мученическую смерть. Дорога к келье Симона Кананита ведет через водопадный комплекс, в котором мы побываем в тот же день.
А здесь на горе под защитой крепостных стен с древности строили храмы. От одного из них остались фрагменты стен и башни и крошечная часовня внутри нее. Впечатление от храма, не победно сияющего, являя торжество православия, а потаенного, скрытого, оберегаемого, было очень сильным. Входили мы туда с большим трепетом и также возвращались в поселок.

Еще с утра мы приметили с бока от пещеры кафе национальной кухни - Апацха «Иверская». Туда мы и отправились, как только спустились в поселок. В 11 утра мы были первыми посетителями. Попросили познакомить нас с национальной кухней. Расположились в открытой беседке. Пока еду готовили, отдохнули, разглядывая фонтан, деревянные скульптуры, растения. Нам принесли мамалыгу с добавками и объяснили, как ее принято есть. Блюдо нам понравилось. А вот хачапур лодочкой оказался непропеченным. Видимо, печь не успела прогреться. Пили мандариновый сок и кофе. Несмотря на разочаровавший хачапур, ланч был очень приятным.
Насытившись, мы отправились в дегустационный зал (он находится в том же здании, что и вход в пещеру) выбрать вино себе на вечер и в подарок друзьям.

А затем пошли к водопадному комплексу. За сутки, проведенные в Новом Афоне, мы проходили мимо него уже раза четыре. Накануне бегло осмотрели ближнюю часть с деревянными скульптурами, а теперь собрались подняться по реке к келье Симона Канонита, налюбовавшись по пути на водопады, озеро, туннели.
Начали опять с дворика со скульптурами, растениями и небольшими водопадами. Затем надолго задержались у искусственного водопада в районе недействующей Псырцхинской ГЭС. Я читала, что плотину и целый комплекс гидрологических сооружений построили монахи еще в XIX веке. Рядом со зданием ГЭС находится небольшой Музей Абхазского царства и информационные стенды об истории этих мест.
Пройдя мимо торговцев чаями и сладостями, мы подошли к прекрасному озеру, образовавшемуся при строительстве плотины, и павильону железнодорожной станции будто зависшему над ним, прогулялись по платформе, где несколько раз в день поезда ныряют из одного туннеля в другой.

Туристический маршрут по историческому руслу реки Псырцха относится к ведению Национального Новоафонского историко-культурного заповедника. Вход на нее стоит 200 рублей. Живописная тропа проходит вдоль реки и поднимается высоко в гору, где по преданию провел несколько лет в молитвах апостол. Маршрут не длинный, но подъем довольно крутой. В небольшом гроте находится пещерный храм, вмещающий не больше десяти человек. Звучит в записи акафист святому Симону. Можно поставить свечи, помолиться. Мужчина, торгующий на подходе к келье свечами и иконками, советует молиться за здравие, так как апостола Симона считают покровителем семьи.
На обратном пути мы не спешили. Рассмотрели лобное место святого апостола, я умылась, а муж искупался в купели у водопада. Купаться здесь можно, даже кабинка для переодевания есть. Но вода холодная. Считается, что вода в месте, связанном с жизнью святого человека, освященная. И паломники окунаются сюда, как в святой источник. Находиться в ущелье реки было очень приятно, прохладно, спокойно, тихо.

Предвечерние часы мы провели у моря. Потом с удовольствием прогулялись по Приморскому парку с лебединым озером и множеством скульптур советской эпохи. Место очень приятное. Посидели там в кафе. Жаль фотографии в сумерках совсем не вышли.
Расспросив хозяев гостевого дома о магазинах, после прогулки мы отправились за покупками. В основном продукты здесь из Краснодарского края, только чуть дороже. Вечером ужинали на террасе с кухней. Пригласили и нового соседа, который совершенно покорил нас рассказами о своих путешествиях. Где только он не был! Мы просто какие-то ленивые домоседы рядом с ним.

На следующее утро мы отправились на экскурсию к озеру Рица. Ночью над морем гремела гроза и за утренним кофе мы наблюдали, как молнии бьют в море. Было тревожно. До поездки мы зашли в Новоафонский монастырь и попали на праздничную утреню. Как раз был праздник Воздвиженья Креста Господня.
После того как Абхазия отделилась от Грузии, Абхазская православная церковь отделилась от Грузинской автокефальной поместной церкви и провозгласила автономный статус. Сегодня автономными являются не все приходы, часть присоединились к Русской православной церкви. Но новоафонский монастырь не относится к их числу. Здесь и служат непривычно для нас, хотя и большая часть богослужения идет на церковнославянском языке. Молящиеся в основном во время службы сидят, поднимаясь только в самые важные моменты. Строго соблюдается расположение мужчин и женщин с разных сторон прохода. Одногласное пение звучит как-то особенно величаво и проникновенно. Мы так увлеклись, что чуть было не остались на литургию, забыв об экскурсии.
Отъезд был назначен на 10 утра. Я опасалась, что из-за грозы поездку отменят, но все состоялось. О похожих экскурсиях статьи на сайте уже были, и я не буду вдаваться в подробности. Гидом был симпатичный юноша, рассказывавший не только о местах, которые мы посещали, но и знакомил с историей, обычаями, современной жизнью Абхазии. Мы увидели водопады Девичьи слезы, Птичий клюв, Молочный, Голубое озеро, Юпшарский каньон, продегустировали мед и вино.

Утром нас угостили чаем с булками в кафе «Сойка». Во время этого позднего завтрака можно было сделать заказ обеда на обратном пути. Я наконец попробовала местную форель.
Муж очень захотел сфотографироваться в папахе. Увидев его интерес, нас мгновенно окружили «абреки», организующие эти тематические фотосессии. Можно просто позавидовать быстроте и слаженности, с которой они работают. Только что я лениво и недовольно ловила в фокус своего «горца», а через секунду невероятным образом герой уже на коне в бурке и с саблей, а сама я глажу по морде лошадь, поглядывая, чтобы фотограф-самозванец не уронил камеру. Цена у этой дружной компании реквизиторов тоже мгновенно взлетела в десять раз. Но так же легко и упала до предложенной суммы.
К вечеру стало прохладно, а на кульминационном этапе – перед третьей большой стоянкой на главной площадке у озера начался сильный дождь. Это несколько изменило экскурсию. Самая долгая остановка стала самой короткой. Мы не стали гулять по мокрому подвесному мосту и кататься на тарзанке. Водитель совершал какие-то манипуляции на мокрой дороге, стараясь не врезаться в ползущие впереди машины и удержаться над пропастями, в результате укачало в разной степени всех.
Но озеро мы видели с разных точек. Подходили к воде, гуляли по берегу. Не повезло только мечтающим покататься на лодке.

Добравшись до номера часов в семь вечера, мы прилегли на полчасика, решив, что чаепитие и душ подождут, и проспали до утра. Ни гроза, ни ливень не помешали.
На следующий день мы уезжали. И нам очень не хотелось этого делать.
Утро после дождя выдалось прохладным. Мы собрали вещи и пошли гулять. Сначала зашли в монастырь. Накануне мы не успели ни осмотреть его, ни подать записок. Службы с утра не было. Было тихо и малолюдно. Рассмотрели фрески, прогулялись по двору. У входа местный дедушка рассказывал группе приезжих о монастыре, его истории, возрождении. Мы спустились к кладбищу у монастырской стены. Там покоятся погибшие во время грузино-абхазского конфликта. Посидели на скамейке.

Дальше по плану у нас была Дача Сталина. Но после монастыря идти туда что-то не захотелось. Мы спустились к морю. Прогулялись по пирсу. Купили на рынке сувениры. Пообщались с продавцами. В эти новоафонские дни мы вообще много общались. Одни и те же люди встречались несколько раз на протяжении дня и казались уже добрыми знакомыми. Было естественным обменяться приветствиями, расспросить о планах и впечатлениях. Перед отъездом перекусили пирогами с сыром. Представления о гигиене здесь несколько иные. Но ни еда, ни напитки не приносили нам никакого вреда. Чувствовали мы себя прекрасно.
Видите на фотографии зеленую крышу чуть выше монастыря? Там мы и жили.

Самым неприятным за все время было такси, на котором мы решили ехать до остановки. За нами приехал распираемый от осознания собственной значимости холеный мужчина, который остановил машину не там, где мы его ждали, а там, где ему удобней, не стал помогать нам с багажом (не царское это дело, наверное) и, естественно не нашел сдачи. Хоть немного подпортил впечатление о стране, а то уезжать было бы просто невыносимо.

Лазаревское

Из Нового Афона мы ехали в Лазаревское. Дорога заняла весь оставшийся день. Сначала пришлось ждать, пока маршрутка заполнится. Потом постоять минут 20 на границе в очереди, посидеть в автобусе до времени отправления, постоять в пробках. В Адлере погода была прекрасная. До «Ласточки» оставалось почти два часа. Пока купили билеты, умылись, пообедали, - идти куда-нибудь было слишком поздно. В окно электрички полюбовались закатом. На станции были уже затемно.

Заселились в отель «Маэстро», вышли за продуктами и попали под ужасный холодный ветер. Это добрался до Сочи из Крыма шторм. На улице ни фонаря. Все грохочет. Не рискнули куда-либо удаляться, затоварились в ближайшем продуктовом и вернулись в тепло. К утру шторм утих, и весь день нас радовала отличная погода. А чуть позже мы узнали, что утром, пока мы гуляли по Новому Афону, в Лазаревском еще и землетрясение было. Так что приехали мы сюда вовремя.
Повезло нам и с отелем. Идея провести последний день в Лазаревском пришла ко мне незадолго до поездки. Отель бронировала на Букинге из-за заманчивой цены 1700 с завтраком. Кроме того рейтинг 9,1 более чем по 200-м отзывам. Просторный номер, тихая улица, бассейн с подогревом в форме гитары.
Номер действительно большой, отлично оснащенный. Огромная кровать с удобным матрасом и подушками, белье отличного качества. Шкаф, прихожая с местом для сумок, туалетный столик, пуфик, кресло-кровать, которое может служить дополнительным местом. Холодильник, набор посуды. Чайника нет, но на этаже кулер с холодной и горячей водой. Очень продуманное освещение. Полный набор туалетных принадлежностей. Большой санузел с ванной. Небольшой балкон и эркер со спрятанными в нем креслицем и журнальным столиком. Зеркало, телевизор. Мы отлично отдохнули. Завтрак – шведский стол, хотя и не слишком разнообразный. Столовая уютная. Есть детские стульчики. И как-то сразу видно, что детям здесь рады. В самом отеле много милых забавных придумок, обыгрывающих его название. Сейчас отеля на Букинге нет. Но у него появился свой сайт http://otel-maestro.ru/.

Утром, увидев, что ветер так и не утих, я думала продлить номер до вечера, и провести там день между короткими прогулками в город. Но во время нашей утренней прогулки, распогодилось. Мы дошли до моря. Увидели множество купающихся и гуляющих по набережной людей. И решили перед возвращением к дождям и холодам провести на море целый день. Времени на сборы мы себе не оставили, но в отеле нам его предоставили, дали погладить одежду, взяли на хранение сумки.
Хотя Лазаревского мы почти не видели, поселок нам понравился. Прошлись немного по улицам Победы, Лазарева, Павлова, Калараш, погуляли по парку. Улицы зеленые, не шумные. Много скверов, мест для отдыха. Позабавило, что фонтаны успели отключить, - осень, холод, всего 25.

Гуляли и опять возвращались на пляж. Сидели на гальке, смотрели на море. Пару раз искупались. Пообедали в столовой с видом на море и неожиданно приятными ценами. Встретили свой последний южный закат. Уже в темноте отправились докупать подарки. И опять вернулись на набережную, где приятно провели последний час отпуска в шашлычной «Прибой». На фото она с пафосными статуями и беседками под Грецию. Нам нашли столик над пляжем и выдали по пледу.

По пути в гостиницу зашли в ближайший к ней «Магнит», самый большой в поселке, купили немного продуктов в дорогу. Пока мы отдыхали в лобби-баре, девушка-администратор вызвала нам недорогое такси. И вот мы уже едем домой полные впечатлений, воспоминаний и надежд.