Абхазия. Путешествия в страну души

30 сентябре в Абхазии отмечается День освобождения (независимости) Республики. В преддверии большого праздника в этой зеленой стране хотела бы поделиться своими впечатлениями об Абхазии. Мы ездили сюда несколько раз. Рассказать о наших поездках, о том, почему этот край запал мне в душу, почему я люблю этих людей и эту страну, почему именно Абхазия стала для нас, можно сказать, вторым домом.
Мы ездили в Абхазию четыре раза. Один раз - на самолете, 3 раза - на машине. В первый раз поехали в теперь уже далеком 2010 году, когда Полине было всего 2 года. Это была наша первая дальняя поездка к морю с дочкой. Мы думали, куда, в какое место можно поехать с маленьким ребенком. И по горячему совету друзей решили отправиться в путешествие по Абхазии. Причины просты - чистейшее море, благотворный климат, мелкогалечные и песочные пляжи, комфортная температура для ребенка, спокойный и душевный отдых. Хотелось именно душевного спокойствия и умиротворения после декретного отпуска. Хотелось показать Полине море. Показать, что существуют другие места, кроме дома. Показать окружающий мир.

В Абхазию на машине

Три раза мы ездили в Абхазию на машине. Поэтому начну рассказ о наших путешествиях в эту страну с дороги. Из Воскресенска до Абхазии по спидометру около 1800 км. Ездили по трассе М4 "Дон". Эту трассу очень информативно и подробно описала Галина в своем отчете. Поэтому перечислю кратко самое основное:
  • Заправлялись на проверенных заправках на трассе.
  • В Абхазии бензин дороже.
  • Останавливались на завтрак в кафе "Симпатио" возле Воронежа (которого теперь, к большому сожалению, нет).
  • Обедали в гипермаркете ИКЕА в Ростове на Дону.
  • Ночевали в машине, а не в гостиницах, поскольку муж всегда за то, чтобы меньше в дороге быть и больше на месте, на отдыхе.
Отдельно остановлюсь на Сочинском серпантине. Его можно проехать за 4-6 часов. Время зависит от пробок, погодных условий, аварий. Дорога идет по гористой местности, местами очень гористой. В 2016 году, пока ехали, дождь стеной шел, водители останавливались и пережидали непогоду, ничего не было видно за окнами. Аварии часты. Помню одну. ЗИЛ советского образца из 2 прицепов вез арматуру. Один прицеп на повороте не уместился и повис в воздухе над обрывом, внизу обрыва - кладбище, арматура из прицепа упала прямо на кладбище, а кабина и первый прицеп на серпантине остались. Водитель сидит и плачет, не знает, что делать. Вытащить же сам не может.
Первый раз, когда ехали в Абхазию на машине, было страшновато. Дорога виляет, поворачивает, есть повороты очень крутые, когда не видно, что за поворотом, покрытие оставляло желать лучшего. И практически не было дорожных карманов, то есть где можно встать и передохнуть.  Дорога на серпантине двухполосная - одна туда, другая навстречу. Получается, если впереди идет фура или любая другая машина и они вдруг снижают скорость, то все, кто за ними едут, не имеют ни малейшей возможности обогнать из-за постоянного встречного потока. Перед Олимпиадой был сделан хороший ремонт на большей части серпантина, стало намного легче проезжать.

Часть 1. Абхазия-2010

В первый раз мы ездили в сентябре 2010 года. Летели мы компанией S7 Airlines, билеты туда и обратно вышли 20 000 рублей. Дорого по тем временам, но зато быстро (перелет всего 2 часа), достаточно комфортно (перелет без задержек, на борту кормят).
Летели до Сочи, а дальше брали трансфер до нашего места отдыха. Стоил он тогда 800 рублей в одну сторону до пансионата «Сосновая Роща» в Пицунде.
В Абхазии аэропорт в Сухуме (при Советском Союзе название было Сухуми, а после признания независимости страны - Сухум) не действует, разрушен во время военного конфликта с Грузией, поэтому проезд из России происходит через ближайший крупный город Сочи с проходом границы на реке Псоу.
Границу можно пройти двумя способами. Первый способ - пешеходный, второй - на машине. Первый способ самый долгий, длинный по расстоянию, вещи приходится нести на себе и маленьких детей тоже. Долгий, потому что занял в 2010 году очень много времени (около 3-4 часов на жаре). Длинный, потому что идете по длинному коридору, с двух сторон которого проходит сетка, сверху над головой также идет сетка, то есть получается длинный сетчатый коридор протяженностью около 2-3 км. В 2016 году сетки уже не было, сделали намного цивилизованней прохождение границы.
Путевки мы покупали у официального туроператора Абхазии "Рица-тур".
Пансионат «Сосновая Роща» считался и считается одним из лучших в Абхазии. Расположен он на самом берегу чистого Черного моря, в сосновой роще в Пицунде. Огромная территория пансионата, занимающая несколько га, огорожена, охраняемая, ухоженная, с красивыми пальмовыми аллеями, реликтовыми соснами, эвкалиптами и камфорными деревьями.
Инфраструктура тоже была и, надеюсь, есть до сих пор, самая замечательная. Открытый бассейн, джакузи, экскурсии, бильярд, настольный теннис, детская площадка,библиотека, массаж, интернет, тренажерный зал, прокат велосипедов, междугородная связь, парикмахерская, косметолог, а главное, детский врач – педиатр, услугами которого мы воспользовались (об этом чуть позже). В общем, для родителей с маленьким ребенком самое то оказалось.
Еще плюс 3-разовое питание, по разнообразности блюд превосходящее многие места, где мы потом останавливались. Такое питание (правда, только завтраки) предоставляется в отеле Санкт-Петербург на Пироговской набережной в городе-музее под открытым небом.
Теперь про врача – педиатра, к которому мы обращались во время нашего отдыха. Однажды ночью я проснулась от того, что рядом кто-то очень тяжело дышал. Когда мне показалось, что Полина просто сейчас задохнется (температура наверно была под 40), я не знала куда бежать. Полетела к администратору, она вызвала нам скорую помощь. Врачу скорой, сказала, надо дать рублей 300 за вызов, поскольку зарплату врачам в Абхазии не платят и надо как-то помогать, мы дали 500, не мелочась.
Скорая помощь, надо отдать должное, приехала быстро. Посмотрели, послушали, сказали, что у Полины алое горло, поставили диагноз - ангина и порекомендовали показаться врачу из районной больницы, который придёт в пансионат на следующий день. Что мы и сделали. Врач выписала лекарства, мы пропили и скоро поправились.
И здесь хочу сделать одно замечание. На следующее утро, когда мы вышли во двор пансионата, к нам подходили служащие, работники пансионата, просто люди, которые отдыхали вместе с нами в одно время и спрашивали, правда ли, что нашей малышке ночью скорую помощь вызывали, желали скорейшего выздоровления и предлагали свою помощь в случае необходимости. Эта отзывчивость, желание помочь, неравнодушие со стороны совершенно незнакомых людей, меня поразила. И я, когда вспоминаю наши путешествия по Абхазии, всегда с благодарностью в сердце думаю о тех, кто тогда выразил желание помочь.
Остаток нашего отдыха прошла без приключений. Катались по территории пансионата и за территорией на велосипедах и на лошадях,

ездили на экскурсии в Новоафонскую пещеру,
на озеро Рица

дачу Сталина

Сейчас эта дача закрыта. Ее сделал своей дачей нынешний президент Абхазии, и доступ туда закрыт.
К концу этого путешествия у нас появилось четкое желание вернуться еще, но уже теперь на машине. Нам все очень понравилось. Пансионат, еда, пляж, море, природа, наши экскурсии, окружающая обстановка, воздух, чувство душевного спокойствия. Миша во время нашего отдыха говорил, что сюда надо на машине и что мы проработаем маршрут и в следующий раз поедем на машине. Нас покорила, повторюсь, атмосфера, природа, люди.

Часть 2. Абхазия-2012

Во второй раз мы поехали в Абхазию спустя три года, в 2012 году.
Во второй наш приезд мы останавливались в столице, в Сухуме, в пансионате "Кяласур". Кяласур - река, протекающая рядом с пансионатом. Пансионат представляет собой отдельно стоящие деревянные домики вдоль береговой линии Черного моря, рядом с дендропарком.
Пляж песчаный.
Питание предоставлялось 2-разовое - завтрак и обед. Ужинать можно в кафе за территорией пансионата. Их немного, это семейные частные кафе. В своём доме, где живет семья, ставятся столики, еду готовит обычно мама или бабушка, пища вся свежеприготовленная, очень вкусная, домашняя. Стоимость полноценного ужина в 2012 году на троих была около 400 рублей. Смешные деньги. Сейчас, судя по отзывам в интернете, пансионат предоставляет 3-разовое питание.
Инфраструктура пансионата по сравнению с "Сосновой Рощей" более скромная, но вполне достаточная. Есть столовая, детская площадка,
ресторан «Апацха» (апацха по-абхазски переводится как ресторан), экскурсионное бюро, заказ такси, охраняемая автостоянка. В общем, тихо и спокойно. Умиротворенно. Для души.
За время отдыха побывали в обезьяньем питомнике

Ботаническом саду

на Гегском водопаде

Голубом озере,
форелевом хозяйстве недалеко от Гудауты

в ущелье Черниговка, которое славится рестораном с водяными качелями, деревянными переходами между выступами горной реки

набережной Пицунды
покатались на водяных горках в Гагре
были в Каманах, святом месте для Абхазии
на фонтане с грифонами возле драм театра Чамба.

Часть 3. Абхазия-2014 и Абхазия-2016

В третий и в четвертый раз мы ездили в Абхазию в 2014 и 2016 годах. Отдыхали в Гудауте. Небольшой город. Останавливались в частном секторе. Бронировали через сайт http://otdih-abhazia.ru. Дом, в котором жили, - большой, двухэтажный. На первом этаже большая гостиная с большим угловым диваном, телевизором, ванной комнатой, вентилятором, кондиционером, комнатами хозяев, на втором этаже две комнаты для гостей (жильцами в Абхазии туристов не называют, исключительно гости). В одной из них мы и жили.
Внутри скромно, но все необходимое было Три односпальные кровати, шкаф для одежды, тумбочки, журнальный столик, большой балкон с диваном и креслом. Вечером мы там очень душевно сидели, отдыхали.
Хозяйка Марина готовит сама, еда всегда свежеприготовленная - готовится и подается сразу на стол. Гостям. Перед первым нашим заездом Марина спросила, все ли мы кушаем (именно кушаем, а не едим). Нет ли каких ограничений в еде по состоянию здоровья, например. Или аллергии на определенные продукты. Мы ответили, что все кушаем, Полина каши молочные не ест. Марина попросила, что если в процессе нашего отдыха будут какие-то особые пожелания в еде, чтобы мы не стеснялись, говорили ей. Она приготовит, например, картошку так, как мы привыкли кушать ее у себя дома. Я забыла ей сказать, что Миша не ест сарделек. Марина как-то на ужин в числе другой еды сварила сардельки. Миша не съел. Марина ко мне подошла и тихо на ухо спросила - скажи, пожалуйста, вам что-то не понравилось? Скажи что именно. Почему Миша сардельки не съел? Я ответила, что все в порядке, ну, просто он не любит их, не нравятся они ему. Так вот, во второй наш приезд, Марина, встретив нас, сказала, что она помнит, что Миша не ест сарделек, а Полина молочные каши и не будет их для нас готовить. Если мы отдельно не попросим об этом. Это через два года после нашего первого визита! Я была поражена такому внимательному отношению!
И в третий и в четвертый наши приезды мы также много полазили, поездили. Съездили в полюбившуюся Черниговку, походили по деревянным дорожкам, посетили набережные Пицунды, Гагры, съездили в Нофоафонскую пещеру и на озеро Рица. Муж поднялся на гору Анакопия,
в крепость, построенную в 7 веке.
Мы с дочкой не смогли. Чем выше поднимаешься, тем меньше воздуха, мы дошли до середины и спустились обратно, муж дошел до конца, вернулся насквозь мокрый, но довольный.
И напоследок, некоторые наблюдения и замечания:
  • Война с Грузией или, как в России говорят, грузино-абхазский конфликт, очень сильно подорвал жизненные устои Абхазии. Многие бежали, уехали. Но… те, кто не смог устроиться на чужбине, вернулись назад, живут. В городах много брошенных домов, много сколов на зданиях от снарядов и пуль. Много памятников погибшим. В пансионате «Сосновая Роща» была выставка картин абхазского художника, который погиб в последний день войны.
  • Абхазия - очень зеленая, очень душевная страна со своим микроклиматом.
  • Воздух чистейший и с высокой влажностью. После возвращения у меня болела голова из-за разницы воздуха дома и воздуха Абхазии.
  • В Абхазии продается мандариновый сок. Продавцы предупреждают о том, что до пансионата не донесете, пейте сейчас, потом пропадет. Сок отжимают из местных мандаринов и сразу продают.
  • Очень вкусный хлеб. Называют его просто. Хлеб. Не как у нас, белый или черный.
  • Абхазское вино замечательное. И домашнее, и заводское.
  • Абхазцы отличаются большой любовью к людям и особенно к детям.
  • Местные говорили, приезжайте к нам. Не бойтесь. У нас безопасно. На границе с Грузией стоят российские контрактники. После грузино-абхазского конфликта в Абхазию ездят очень мало. А зря, мне кажется.
  • По дорогам ходят, лежат, отдыхают коровки и бычки. От наших коров они отличаются более длинными ушами с шерстью внутри, размером туловища и цветом (большей частью темно-бежевые). На дорогах их надо объезжать. Коровы в Абхазии имеют право гулять и кушать, где хотят. Даже если это соседские угодья. По абхазскому закону, если водитель сбивает корову, он сначала находит хозяина, выплачивает ему стоимость коровы, потом возвращается на место аварии, вызывает милицию.
  • Как нам говорили местные, после войны с Грузией в квартирах нет водоснабжения. Ни горячего, ни холодного. Жильцы ходят за водой на море. Правда, на сайтах с предложениями жилья квартиры предлагаются для проживания с указанием, что вода есть - и горячая и холодная. Значит, в некоторых районах, возможно, водоснабжение восстанавливается или жильцы проводят воду своими силами. Нужно узнавать в каждом конкретном случае. Выбирая место проживания, жилье с удобствами, нужно бронировать в частных домах, где точно есть собственные скважины или жить в пансионатах, санаториях, гостевых домах.
  • Школы платные. За каждого ребенка (а в семье их может быть 5 и более) нужно заплатить 300 рублей. Это данные на 2012 год. Учителям зарплату не платили.
  • В маршрутных такси проезд детям бесплатный. Взрослым 10 рублей.
  • Побывав в гостях у этой зеленой замечательной страны, мы ни разу не видели, чтобы абхазы между собой выясняли отношения, кричали друг на друга, размахивали руками или высказывали какое-либо неудовольствие окружающей обстановкой. Спокойствию этого народа можно по-доброму позавидовать.

И в заключении

Абхазия забрала себе частички наших душ. Недаром её называют Апсны - "страна души". Она прочно поселилась в нас, проникла в наши умы. Мы скучаем, как скучает любой человек по родным местам, доброму отношению и доброжелательным людям. Мы хотим, чтобы Абхазия стала такой же красавицей, какой была до войны.