Гостеприимная Абхазия. Экскурсия "Абхазское застолье". Часть 2. Голубое озеро - Юпшарский каньон - озеро Рица

В Абхазию мы поехали в составе организованной экскурсионной группы, на микроавтобусе. Путешествуя самостоятельно, на машине, увидели бы раза в два меньше, и уж точно не получили бы удовольствия от радушного абхазского застолья, которое венчало нашу программу.
С началом экскурсии "Абхазское застолье", а также всеми подготовительными моментами я познакомила вас в первой части отчёта. А сейчас путешествие по Абхазии продолжается.
Сегодня я покажу самые красивые и самые известные достопримечательности Гагрского и Гадаутского района Абхазии - Голубое озеро, Юпшарский каньон ("Каменный мешок"), озеро Рица, а также живописную дорогу до озера Рица, которая вьётся сквозь ущелья по Рицинскому реликтовому национальному парку. Решила не смешивать с другими местами, которые мы посетили в этот день - форелевое хозяйство в с. Отхара, скальный монастырь, река Мчышта, самшитовый лес и церковь Успения Богородицы X-XI веков в с. Лыхны. Эти достопримечательности Гадауты ждут вас в следующий раз. Удивительно всё-таки, тур однодневный, но как много мы смогли посмотреть красивых мест в этой маленькой гордой закавказской республике.

Для наглядности сориентирую вас немного в географии.
Интересные места и достопримечательности Абхазии на маршруте "г. Гагра - г. Пицунда - о. Рица - с. Отхара - с. Лыхны - с. Дурипш" находятся в северной части Абхазии, недалеко от границы с Россией:
Дорога на озеро Рица берёт свое начало в селе Бзыбь. Национальный парк начинается примерно на 13-м километре этой дороги. Мы удаляемся от побережья и едем по величественным ущельям вдоль самой протяженной реки Абхазии - Бзыбь. Вот такую креативную карту дороги на Рицу я нашла на сайте http://sputnik-abkhazia.ru.
Если помните, мы с вами расстались по пути от пасеки "Медовый двор" в сторону озера Рица.
Горные пейзажи не надоедали, наоборот, мы жадно ловили их взглядом. И незаметно добрались до первой достопримечательности Национального парка.
Вот такую карту-схему дороги от КПП парка до озера Рица я увидела на парковке у Голубого озера.

Голубое озеро

располагается у подножья горы Цхына на высоте 100 метров над уровнем моря. Перед озером большая парковка, где экскурсионные автобусы и машины самостоятельных путешественников остаются, и люди дальше идут пешком.
Всё достаточно неплохо окультурено. Есть информационные стенды. Один я уже показала, второй оповещает о глубине Голубого озера - 24,5 м.
Голубое озеро - самый популярный туристический объект Абхазии, не менее чем Рица. Здесь есть кафе, а также небольшие смотровые площадки, откуда можно лицезреть окрестности, реку Бзыбь, горы... Но сначала подойдём к озеру.
Людей, конечно, было очень много. Ни ходить около озера, ни сниматься, ни просто фотографировать было неудобно. Все стояли плечо к плечу и фотографировались.
Дно озера выстилают горные породы ярко-голубого цвета. Лазурит. Отсюда этот фантастически яркий голубой цвет воды. То ли сапфир, то ли бирюза, но глаз не оторвать.
Я бывала здесь в 1990 году. Что касается озера - всё осталось как было...
Такое ощущение, что даже павлин, у которого все фотографируются за какую-то условную плату, сидит тот же. :) Хотя нет, теперь жить стали богаче - павлинов два.
Очень хотела поснимать у Голубого озера Соню. Но ничего не получилось. Народ лез в кадр, солнце слепило... Вот такая только фотография...

Территория с Голубым озером "отуристичена", если так можно выразиться. :) Теперь это место, где короткой остановкой обходиться трудно.
Хочется посмотреть на водопады,
на рафтинг на реке Бзыбь,
полюбоваться видами,
тарзанкой,
пофотографировать самые интересные места, залезть в укромные уголки... Но времени нам дали не более 20 минут. Увы.
Кидаем грустный взгляд на лазурь озера
и спешно идём к автобусу.
Едем дальше. Любуемся Национальным парком.

Добираемся до Юпшарского каньона, очень живописного места между горами.

Юпшарский каньон

называют "каменным мешком". Здесь останавливается каждый, кто едет на озеро Рица. Место интересное, притягательное и, увы, полное туристов.
Каньон зарос вековыми самшитами, покрытыми мхом и плющом
Высота каменных стен - 400 метров, ширина - 25 метров.
Горы будто смыкаются над головами, ощущение, что ты действительно в мешке.
Здешняя достопримечательность - гигантский камень, на который можно залезть и сфотографироваться.
Костя с Софи поднялись на камень по крутой лестнице (кадра подъёма нет, это запечатлён спуск).
Не знаю, насколько у нас получились эффектные фотографии. Снимать было в этой суете трудно.
Вот кадр поближе.
Полагаю, мы приехали очень неудачно - застали полный аншлаг. Постепенно народ стал разъезжаться, каньон опустел, но и нам было пора отчаливать. Насладиться тишиной, погулять, полазить - не получилось. Посмотрели всё очень поверхностно.

Погрузились в "Мерседес" и поехали...
Начался самый трепетный момент пути на Рицу - здесь дорога проходит по обрыву пропасти. Все годы, что прошли с момента моего первого посещения Рицы, я вспоминала этот фрагмент пути с содроганием.
Но то ли потому, что сейчас здесь стоит хоть и жиденький, но заборчик, то ли виды из низкого микроавтобуса не столь эффектные, как из большого, но в этот раз жуткого страха я не испытала.
А вот трепетный восторг от видов испытывала вся наша группа.
Тем временем мы практически приехали к озеру Рица.

Озеро Рица

Высадили нас с запасом. Мы имели возможность пройтись, любуясь открывающимися пейзажами, набережной.
Юпшара - единственная река, которая вытекает из озера Рица.
Прямой походкой идём смотреть озеро.
Смотровая площадка и завороженные зрители.
Озеро Рица располагается на высоте 950 метров над уровнем моря. Со всех сторон его окружают лесистые горы.
Протяженность озера около 2 000 м., глубина - 150 м. Озеро заповедное, купаться здесь запрещено.
Прогулки по озеру на катамаранах - развлечение для тех, кто путешествует самостоятельно.
Катайся, наслаждайся, дыши свежестью, разглядывай горы.

На смотровой площадке обратили внимание на артобъект - артефакт.
Панно демонстрирует легенду об озере Рица. Как всегда бывает в легендах - любовь, красавица, страсти и смерть.
Спускаемся со смотровой площадки, идём рассматривать окрестности и само озеро с других точек. Свободного времени дали немного, минут 40, наверное. Так что в темпе.
К палаткам с едой не подходим, нам ещё предстоит абхазское застолье.

Спускаемся на нижнюю набережную.
Отсюда открываются очень красивые виды.

Горы разных цветов. Красиво. Игра света.

Здесь можно посидеть в кафе, взять катамаран, сходить в туалет. Мы успели только погулять, пофотографировать и посетить WC.
После озера Рица наш тур продолжился. Впереди было несколько достопримечательностей и абхазское застолье.

Продолжение следует...

Все статьи цикла "Абхазия. Экскурсия "Абхазское застолье":

Все очень красиво... обожаю горы... думаю, если бы я уговорила мужа так поехать, то на ледующий день я бы выканючила поездку на рассмотрение этого всего поближе и подольше... 40 минут... это капля... 20 минут вобще издевательство...уехать не получив сто процентного удовольствия... все понимаю экскурсия... но... все больше утверждаюсь в мысли что хочу в Сочи и все что рядом, не ради моря... море можно съездит в сезон, а сюда я бы в мае съездила, когда внизу уже тепло, а на вершинах лежит снег... были на майские в Домбае, это была фантастика... сколько всего хочется... банк ограбить что ли????blushlaugh
Ленуль, конечно, самостоятельно ехать лучше в плане свободы времени и комфорта. Но для первой разведки - в самый раз. Посмотрели республику, дороги, инфраструктуру, таможни. Топерича не страшно ехать и самим.laugh
Красота нереальная, Галюш. Вот я тут бы и осталась) даже с удобствами на улице)))
laughlaughlaugh Вот поэтому у меня к Абхазии притензий нет.
Да я б и в машине переночевала на берегу) че уж там))
Да ладно, нашла бы там там где переночевать. Уж одну-то ночку точно)))
Галюш, когда я была в Должанке, я ужасно завидовала людям с палатками.. Моя мечта- переночевать ночь в палатке на берегу моря..
Аватар пользователя nataliya_k
Лена, соберешься грабить банк, я в деле laugh (Ничего, что на ты?)
На ты это замечательно))) ну вот третьего надо и можно начинать)))
Аватар пользователя natalia_s
Третьей буду)))
Ну как мы быстро скооперировались... теперь, как говорил мой Сережа, нужно чулки купить))
Аватар пользователя Лариса
Мы ездили с родителями по этому маршруту на машине самостоятельно. И было это более 40 лет назад... Голубое озеро тогда потрясло больше, чем озеро Рица. Этот восторг помню до сих пор! Но так же хорошо помню ужас от дороги: узкой и не загороженной со стороны пропасти. Поэтому при всём огромном желании ещё раз туда съездить останавливала память об этом пути. А прошлым летом в Сочи отдыхала невестка с внуками, и они ездили на экскурсию. И вроде не так страшно... Очень захотелось съездить! Правда папы с мамой уже нет... Ночевали мы, кстати, в палатке прямо около дороги на берегу горной речки. Ночью пошёл дождь, и мы в прямом смысле слова еле унесли ноги, потому что речка очень быстро вышла из берегов. Столько лет прошло, а помню как сейчас...
Галя, а павлины привязаны? Мне всегда жалко животных...
))) Ужас от узкой дороги и пропасти меня преследовал долгие годы. Теперь тоже, конечно, будоражит, но уже не то. Может раньше автобусы были шибко хлипкие... Может с большого автобуса другие ощущения. Не знаю. Такого ужаса в этот раз не испытала. Хотя фобий у меня куда больше, чем раньше.
Нет, Лариса, павлины не привязаны, ничего такого я не видела. Они передвигатся. На их корм и содержание и берут деньги за фото.
Аватар пользователя anastasiya
От природной красоты дух захватывает! Я тоже себя поймала на мысли, что 20 минут, 40 минут это очень мало и хочется больше времени... но Галя, ты права, что для первой ознакомительной поездки, практически по всей Абхазии, этого достаточно!
Нормально, нормально, Насть. Теперь зато мы ориентируемся. А ехать совсем в неизвестность - хуже.
Аватар пользователя nataliyak
Красиво невероятно! Очень хочется увидеть все своими глазами. Наши друзья два года назад брали экскурсию "Золотое кольцо Абхазии" и тоже остались под сильным впечатлением. А мы только собираемся на юга впервые. Не знаю, сколько лет прособираемся. Но разных рассказов о Абхазии самостоятельно или с организованной экскурсией я успела прочитать великое множество. Вывод один, и рассказ Галины его только подтверждает, - ехать надо, но длительная групповая экскурсия точно не наш формат. Эта мощная досада, когда все только начинается, а тебя уже куда-то тащат, у меня разрушает все впечатление от поездки. И еще неизбежные коммерческие остановки, съедающие драгоценное время. Буду искать альтернативу. И наслаждаться Вашими фотографиями, впечатлениями, счастьем путешественника
)))) Поверьте, Наталия, это тоже не наш формат. Впервые я описываю такую поездку, потому что не были, не ездили семьёй до этого ни разу. Всегда сами. Но я рассказала, почему выбрали такой способ - это была разведка. Чтобы посмотреть Абхазию и сориентироваться на будущее для самостоятельного выезда. Ну и конечно половину удовольствия (не шучу) мы получили от заключительной части программы. А она при самостоятельном путешествии невозможна.
Я не воспринимаю эту поездку как окончательную. Наоборот. Примеривались. Теперь точно знаю чего хочу - несколько дней в Абхазии и разъезды, разъезды, разъезды.
Аватар пользователя oksana.m
Абхазия- сказка наяву! До чего же все красиво, дух захватывает!!! Для себя поняла - нужно ехать в Сочи, наслаждаться там всеми благами цивилизации, а на встречу с непродолжительный прекрасным прошлым - в Абхазию на 1 день. Максимум на 2!
Мне, кстати Абхазия чем то Болгарию напомнила)))
Галина, а что, этот ужасный участок дороги совсем ужас ужасный? Если у нас получится поехать в Сочи, то мы в Абхазию только на своей машине, с экскурсией с 3х-летним ребенком мы, конечно поехать не сможем(((
А то я себе уже картины отдыха напланировала, а тут эта дорога над пропастью!
Оксана, никогда не говорите себе, что не сможете! Сможете! И на экскурсию поехать с 3-х летним ребенком, и участок этот проехать))) Другой вопрос - надо ли ехать с ребёнком в организованный тур... С детьми было много народу, да, но, наверное, они ближе годам к пяти. Потом увидите на видио, как дети танцуют на мероприятии. Дете много! Я вам искренне желаю абхазского застолья. Это такой драйв!))))
Дорога... Да нормально, главное не гнать.
И вы совершенно правы - цивилизованный отдых в Сочи, а потом день-два, может три в необыкновенной Абхазии. Такой культурный шок. Ради красот можно потерпеть пару ночёвок в простом жилье. Мне кажется так. Зато какая экзотика!))
Галина, читаю ваш рассказ и вспоминаю свой, я была в Абхазии 12 лет назад и мы ездили на такую же экскурсию. Так же останавливались в «каменно мешке», у Голубого озера, дорогу эту вспомнила, по обрыву, по которой я ехала с закрытыми глазами. Озеро Рица забыть невозможно, это такая красота. И везде толпы людей )) На меня тогда эта экскурсия произвела огромное впечатление, за один день я увидела столько, сколько не видела за всю жизнь. Жаль тогда у меня не было цифрового фотоаппарата, снимков не так много осталось на память. А мужа своего никак не могу уговорить поехать в Абхазию ))) Я бы с удовольствием опять съездила по этим замечательным местам.
Лена, а почему муж не хочет в Абхазию? Хотя бы не надолго, в рамках отдыха в Сочи.
Он просто съездил в Крым и теперь хочет только туда. Как говорится, не хочет выходить из зоны комфорта ). Но в этом году я все таки уговорила поехать на Черноморское побережье, в Геленджик, ведь до Крыма теперь просто так не доедешь. Я читала все Ваши отчеты с поездки на море прошлого года, мне хотелось хотя бы приблизительно повторить ваш маршрут, посетить несколько городов, доехать до Абхазии, но я поняла что планировать такое путешествие очень трудно, тем более что мы уже давно никуда не ездили, да еще и дорога туда очень долгая - два дня с ночевкой, неизвестно как дочка ее перенесет, поэтому отказались от моря в пользу Белорусии, где мы уже были ) Да и ехать туда намного ближе )
Да, мужчин трудно вытаскивать из зоны комфорта, если они, конечно, не заядлые путешественники.))
А Белоруссия - отличный выбор! Просто это совсем другое... ))
Надо обновить мне впечатления об Абхазии. И всё больше склоняюсь к эксурсии с застольем. Прекрасный вариант! Расскажут, покажут и накормят под песни и танцы - что ещё надо для отдыха? Можно и на машине поехать, но не знаю как сейчас, раньше туристические автобусы проезжали быстро, а самостоятельных путешественников на транспорте "шмонали по полной", именно на российской части границы.
То, что Абхазия не поднялась по своей инфраструктуре на должный уровень, меня не пугает. "Совок" я чувствовала и в Белоруссии и в Крыму.
Комерческие остановки, что поделать, пусть народ купит себе сувениры, вина, специй, мед.
Для знакомства со страной и желания туда вернуться - организовано всё отлично.
Понравилось, что страна развивается, я не скажу, что они живут по принципу "ничего делать не будем - всё равно туристы приедут".
Нет улучшение на лицо, работа проводится. Вот прошло всего 6 лет между фотографиями, я вижу и помню, что было возле Голубого озера... к тем же павлинам лежали доски, а теперь мостики камнем выложенные. Пусть даже фотографы сделали для своего кармана, но оно есть и желающие могу воспользоваться. А раньше просто с камня на камень перепрыгивали толкаясь между собой. И павлины, кстати, были привязаны за ногу.

На камни лестницы приставили, раньше ноги ломали пытаясь залесть. Парковки, автобусы комфортные, кафе, смотровые площадки, указатели, ограждения, ларьки сувенирные симпатичные. Не было всего этого. Вот самый крутой экскурсионный автобус со сломанным кондиционером. А ведь разница только 6 лет...

Рица...Рица... красавица была, сейчас ещё ухоженей.

Спасибо, Галочка, за желание вернуться в Абхазию!
Карин, о любой экскурсии я бы еще подумала (мы в такие туры уже сто лет не ездим), но на "Абхазское застолье" поехала бы даже второй раз. Кстати, классно, наверное, ехать в такой тур компанией)).
Совок совку рознь. Совок аутентичный - это даже стильно.))) Никогда бы не подумала, что где-то он есть в натуральном виде. А вот совок изгаженный кичем - просто ужас. К счастью, Абхазии это не касается.
Коммерческие остановки меня тоже из себя не выводят. В конце концов, главное, чтоб не продавали туфту. Меда не пробовала, а вино классное.
Спасибо за фотографии. Страна действительно развивается. Туристическими объектами занимаются по мере возможности. Во всяком случае я не узнала территорию вокруг Голубого озера с момента, когда здесь была. Теперь это туристический объект. Раньше был только природный. Конечно, природный объект в натуральном виде лучше, но покуда толп туристов не избежать, отрадно, что объектом занимаются. Пусть лучше будет чистый окультуренный, чем натуральный и грязный.
А автобусики-то сейчас действительно ездят другие. А кондюк был даже в нашем мелком "Мерседесе".))
Аватар пользователя nataliya_k
Девочки, вот Галя, как специалист, думаю подтвердит, что пр покупке групповой экскурсии не избежать "затолпленности" посещаемых объектов, ведь маршруты предлагаемых экскурсий в Абхазию довольно близки, а народ везут, начиная, наверное, от Геленджика, поэтому все и встречаются примерно в одно и тоже время в одних и тех-же местах. Да, может где-то и сумбурно получается, но зато красота Абхазии , во-первых того стоит (вот уж воистинну Стана Души!), а во-вторых, располагает к организации индивидуальной поездки, с тем, чтобы уже со всем вкусом прочувствовать всю эту красоту.
Наташа, затолпленности не избежать, даже если приехать самостоятельно. Все группы ездят по своему маршруту - фирмы разные, программы разные. Однако групп так много, что все равно ни с теми так с другими пересечешься. Кстати, там немало толпится и индивидуалов. Куда им деваться.)))
Я нисколько не жалею, что мы поехали. Выбор был - или ехать так или никак. Мы не планировали Абхазию для отдыха, ее в нашем маршруте не было. Купить тур - отличный ход в наших обстоятельствах (неделя в Сочи). Просто так прокататься самим день, ничего толком не увидев, мы не хотели.
Аватар пользователя nataliya_k
Конечно не жалеете. Столько красоты за один день посмотреть! Я видео смотрю с кавказского застолья, а ноги сами по себе притопывать начинают в такт музыке.
В заключительной части будет несколько видео с нашего застолья. В принципе видео там будут главными.
Аватар пользователя oksana.m
Хотела вставить свои пять копеек по поводу коммерческих остановок. Моя свекровь, к примеру, прежде чем ехать в поездку мониторит город / страну на предмет, чем же это место знаменито и что привезти оттуда. Причем ей абсолютно все равно, где группа будет жить и питаться( наша бабушка ездит от экскурсионного бюро), но вот стремление привезти колоритные подарки из путешествия- это святое))))
Вот лично меня все эти "А сейчас у вас есть 5 минут на покупку сувениров" сильно бесят, а бабушке- наоборот, счастье))))
Жить и питаться - в этом половина удовольствия от путешествия и состоит. Мы наоброт - экономим на покупках, сувенирах. Может уже приелось. Раньше покупали, но со временем - куда все девать?)))
В любом случае индивидуальная экскурсия намного лучше, поняла по Куршской косе: вроде бы все одно и то же, но впечатления от индивидуальной были гораздо лучше, хотя она дороже и не всегда можно себе позволить. А в Абхазию мы тоже групповой ездили, только я искала именно маленький автобус типа ГАЗели, что бы народу не так много было.
Индивидуальные экскурсии обычно - это дорогое удовольствие))
А я, наоборот, хотела бы ехать в большом автобусе. Это удобнее. Но народа было немного, и автобус дали маленький.
Снимать неудобно sad приходиться либо «быстро бегать», и выскакивать раньше всех, либо наоборот задерживаться, и тогда на тебя «как на врага народа» смотрят.
Аватар пользователя tatyana.t
Галина, шикарные виды, прекрасные фотографии. Я в предвкушении от посещения Абхазии. Чтобы не пересекать границу несколько раз и посмотреть хотя бы часть ,так сказать ознакомиться, решили три дня пожить в Абхазии и три дня в Адлере. Спасибо за подробный рассказ, так как отправимся туда в мае с маленькими детьми (9 мес., 6 и 9 лет) вынуждены брать индивидуальную экскурсию. Благодаря Вам будем знать какие места лучше посетить. Я например, очень хотела попасть на пасеку, но, если правильно поняла, акцент делают на продажах меда и т.д. И еще, подбирая индивуальную экскурсию для нас (3 взр и 4 детей) столкнулась с разбросом цен от 23 000 до 3000 за поездку на озеро Рица. Так, что, кто ищет, тот всегда найдет!
Да, Татьяна, пожить в Абхазии и попутешествовать там - самая хорошая идея. Молодцы, что путешествуете с детьми)) Возраст 9 месяцев - это, конечно, серьезно! Молодцы!
Пасека - совершенно коммерческий проект. Если не надо меда, то лучше ехать мимо.))
А экскурсию лучше подбирать по надежности, у официальной турфирмы. Дешево не будет, зато спокойно.
Аватар пользователя Валентина
Озеро в окружении гор великолепно. На первых фотографиях с павлинами, я их сначалла не признала, думала скульптуры каких-то гусениц.
Павлины - красавцы. Павлины на Голубом озере - традиция. Все точно также было и 20 лет назад, и больше))