На машине на Север: "Санкт-Петербург – Мурманск – Кировск – Сортавала". Часть 3. Мурманск — Териберка

Во второй части отчёта о путешествии на Север я рассказала о нашем маленьком путешествии по Санкт-Петербургу. В этой, третьей, части расскажу о городе Мурманске, в котором мы провели шесть дней, учитывая день заезда и выезда или четыре полных дня, с 12 по 15 июля. В конце расскажу о наших тратах.
Общий план путешествия получился следующим:

1 день:

• первая пешая прогулка по городу;
  • вечерняя экскурсия с гидом на машине. Заказывала на сайте путешествий Трипстер за день до экскурсии.

2 день:

• первая поездка в Териберку. Прогулка по основным туристическим местам.

3 день:

• вторая автомобильно-пешая прогулка по городу

4 день:

• вторая поездка в Териберку. Купание в Баренцевом море. Морская прогулка на свидание с китами и северными дельфинами. Ловля рыбы в открытом море.
Теперь более подробно.

Утро первого дня

в Мурманске мы начали со знакомства с этим северным городом за полярным кругом.
Наша пешеходная прогулка в этот день получилась по следующему маршруту: улица Шмидта – Театральный бульвар – железнодорожный мост – порт – сквер на улице Ленинградская – площадь пяти углов – улица Самойловой – улица Котовского.
В местах, интересных для путешественников, мы увидели следующее: термометр - скульптура Рыбак – дама с собачкой – театральная афиша – граффити – морской вокзал - скульптуры Мурманск город-порт, паруса мечты, памятник основателю Мурманского торгового порта Валериану Евгеньевичу Ляхницкому – сквер портовиков - пришвартованные корабли – атомный ледокол Ленин – памятник паровозу – железнодорожный вокзал Мурманск – памятники жертвам интервенции, жертвам репрессий, участникам арктической компании – отель Азимут Мурманск –золотая звезда города-героя Мурманск – Свято-Никольский кафедральный собор.

Далее была трехчасовая экскурсия по городу с гидом на машине. Она включила интереснейший рассказ о городе. Мы побывали на сопке Горелая, откуда Мурманск виден как на ладони, дальше мы переехали на другой конец города и увидели скульптуру Ждущая, порт Мурманск, памятник защитникам Заполярья, знаменитого Алешу, следом опять переезд, и мы увидели город со смотровой Абрам-Мыс.

С Романом, нашим сопровождающим, мы встретились около отеля и три с половиной часа слушали рассказ о Мурманске и его истории. Время экскурсии пролетело незаметно. Полярный день, яркое незаходящее солнце, ясное безоблачное небо плюс рассказы и истории от Романа – мы окунулись в непростую жизнь Мурманска, почувствовали его северную, суровую атмосферу и летнее заполярное настроение. Спасибо Роману за правдивый рассказ о своем городе.
Первый день знакомства получился отличным. Следующие дни, проведенные в городе за полярным кругом, позволили ближе познакомиться с городом и его окрестностями.

Второй день

мы провели в 130 километрах от Мурманска, на берегу Баренцева моря, в селе Териберка. Накануне мы спросили у Романа, где и что можно увидеть. Роман дал основные ориентиры по местам осмотра и посоветовал оформить пропуск на въезд. Териберка - это заповедник, можно попасть на проверяющих инспекторов и нарваться на штраф.
Утром мы сели в машину и направились в долгий, почти трехчасовой путь в Териберку среди бескрайних степей, полей, где-то отличного покрытия дороги, в конце хорошей грунтовки. Забегая вперед скажу, как рассказал нам капитан лодки "Артист" Сергей, с которым мы ездили на свидание с китами, приезжает он в марте, уезжает в ноябре, когда встает снежный наст на всем пути. На дороге и прилегающей территории зимой иногда бывает такая непогода, что лучше на дороге не появляться ни животному, ни человеку. Заметет, занесет, ветром задует, выбраться практически будет невозможно. Лучше не рисковать.
Нас сопровождала теплая, солнечная, маловетреная погода. Мы гуляли с удовольствием. По дороге мы остановились около каменных пирамидок.
Кругом бескрайние просторы, небо. Где-то там, далеко, они соприкасались.
Кладбище кораблей, первая достопримечательность, которую мы посетили, удалось обследовать не только вокруг, но и полазить, пощупать, рассмотреть поближе.
Скелет кашалота около ресторана Полярный кит удивил своими размерами. Для нас, жителей другой области проживания, такие объекты очень интересны, привлекают пристальное внимание. Мы его не сразу заметили. Сначала, при подъезде, увидели морское граффити.
После обратили внимание на кашалота.
Дорога к Териберскому водопаду долгая, неровная, с выступающими камнями, проходит мимо еще одной достопримечательности каменного пляжа яйца динозавров (назван так из-за округлой формы).

До водопада я не дошла. Устала. Осталась ждать Полину с Мишей (они покорили вершину, с которой водопад срывается вниз) на озере Малое Батарейское. Очень приятное место. Северная природа совсем другая, она поражает и удивляет.
Скелет кашалота около ресторана Терибергский берег был обследован со всех сторон.
На качелях на берегу Баренцева моря можно увидеть всю морскую бескрайность, поймать и почувствовать всю гамму чувств. Насладиться тем, что находишься на краю земли. Впечатления и ощущения здесь непередаваемые.

Домой мы вернулись, наполненные таким невероятным днем. Спасибо, Териберка!

Третий день

мы посвятили автомобильно-пешей прогулке по заполярному Мурманску. Так как те места, которые мы посетили, находятся в разных частях города, между достопримечательностями мы передвигались на машине. За время прогулки мы увидели следующее:
  • памятник защитникам Заполярья, Алеша;
  • культурно-парковый комплекс имени Найденова;
  • Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь, самый северный мужской монастырь;
  • церковь Спаса на водах, рубка АПЛ Курск, памятник морякам, погибшим в мирное время, якорь, яркие цветочные часы.
Защитник Мурманска Алеша. Его видно практически из любой точки города. Алеша охраняет город уже почти полвека. Стоит, смотрит вдаль, готовый в любой момент защитить жителей.
В парке имени Найденова у нас получилась милая душевная прогулка. Озеро Семеновское, милый кот Семен на лавочке, вид на озеро и парк с высоты колеса обозрения – далеко не все достопримечательности. Парк довольно большой по площади, мы обошли только маленькую его часть.

Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь, самый северный мужской монастырь. Тихое, уединенное, уютное место в устье реки Кола на окраине Мурманска. Насчитывает долгую почти пятисотлетнюю историю. Монастырь полностью деревянный. Территория красиво вымощена брусчаткой. Святой источник с вкусной водой поможет утолить жажду. Резные наличники на окнах, округлые перила на крыльце, цветы в палисадниках и тишина – главные сокровища монастыря.

Церковь Спаса на водах – первый каменный храм, построенный на пожертвования в честь 85 летия Мурманска.
Рубка АПЛ Курск – большое душевное горе, грустная память произошедших событий. Рядом с рубкой высечены имена не только тех, кто разделил судьбу атомной подводной лодки, но и тех, кто погиб позже, защищая нашу Родину и нас. Я стояла там со слезами на глазах, в голосе бил вопрос неужели действительно ничего нельзя было сделать, чтобы спасти мужчин и совсем юных мальчиков. Самым младшим было 20 лет.
Памятник морякам, погибшим в мирное время, расположенный в маяке, наполнен грустными картинами воспоминаний. В маяке нужно постоять, почитать описание подвигов наших защитников и помолчать.
Якорь рядом с памятником морякам установлен также в память подвигам наших мальчиков.
Цветочные часы немного развеяли грустные мысли от посещения этого памятного места. Церковь Спаса на водах, Рубка АПЛ Курск, памятник морякам, якорь и цветочные часы все вместе составляют комплекс памяти нашим подводникам.
Третий день помог нам узнать город Мурманск ближе. С каждой достопримечательностью было интересно знакомится, памятные места поделились с нами своей историей и запомнились.

Четвертый день,

самый удивительный и фантастический день за все путешествие, мы снова провели в Териберке.
В этот день Миша с Полиной покорили воды Баренцева моря. Температура воды в море была около 4 градусов тепла, температура воздуха 25 градусов. Солнце палило и жарило. Дул сухой сильный ветер. Песчаная полоса пляжа манила позагорать, а спокойное море и тихий прибой звали поплавать. Я смогла только умыться. Полина уговорила папу окунуться. Три раза они бегом покоряли прибрежную волну, три раза возвращались назад. Это были непередаваемые ощущения. Чувство, когда муж с дочкой были счастливы от происходящего, а у мамы сердце останавливалось от переживаний, поселилось где-то внутри. Уже после пережитого приключения, стало понятно, что после покорения вод Байкала, когда вода +8, воздух под 30, моя семья просто обязана была покорить еще один, теперь уже арктический, водоем. Водоем под именем Баренцево море. Это сказка. Фантастическое ощущение и незабываемое впечатление, которые запомнятся на всю жизнь и будут передаваться в воспоминаниях семьи.
На покорении морских вод этот день не закончился. Далее нас ждала удивительная прогулка на свидание с китами и северными дельфинами. Прогулку мы бронировали через Авито. Созвонились, договорились, в назначенный день приехали и свидание с китами состоялось. Они показали нам свои спинки. Судя по размерам показанного над водой, размер китов был несколько метров. Наш капитан, Сергей очень хотел, чтобы мы увидели больше и ближе. Мы долго ждали, переплывали с место на место, но киты не захотели больше всплывать. Так и осталось в памяти море, спинки китов, солнечные блики и ощущение, что так далеко мы еще не заплывали и не заезжали. Край земли, маленький кусочек моря и суши, где-то очень далеко от дома.

Наш капитан не хотел сдаваться. Перемещал лодку из одной точки в другую. Но желание людей и китов в этот раз не совпали. Киты, возможно, уплыли забирать воздух дальше от берега, а люди не могли разглядеть их глубоко под водой.

Чтобы компенсировать такое маленькое видение китов, Сергей отвез нас в открытое море, где в течение четверти часа мы поймали 5 крупных рыб трески. Сергей предлагал забрать рыбку в Мурманск и приготовить, но мы жили в отеле и готовить, к сожалению, было негде. Полина впервые попробовала работать с удочкой. Впечатлений осталось масса.
Вместо заявленных двух часов, наша прогулка длилась три часа. На берег мы вернулись вечером и счастливые поехали обратно в Мурманск.
Четвертый день стал лучшим за все наше путешествие.

Советы по посещению Териберки:

• еду лучше брать с собой. Мы покупали воду, овощи, фрукты, хлеб, колбасу, сыр. Пикник в машине на берегу моря получился замечательным. Еда с собой — это очень удобно и сильно экономит время. Обед в одном из двух ресторанов Териберки может обойтись в кругленькую сумму.
  • если запланируете поездку в Териберку, имейте в виду, что туалетных комнат нет от слова совсем. По пути к водопаду мы встретили два ящика, внутри и внешне малопригодных для приведения себя в порядок. В остальных местах туалеты встречаются только на базах отдыха. Отдыхающим выдают ключи. Только так.
  • заправляйтесь при выезде из города. На протяжении всего пути АЗС нет, как нет их во всей Териберке.
  • проверяйте погоду на текущий день утром, перед самым выездом. Не смотрите на то, что, если в Мурманске обещают дождь, непогоды может не быть на берегу Баренцева моря. Так же и наоборот. Лучше при себе на всякий случай иметь дождевики, зонты, непродуваемую одежду.
  • магазинов первой необходимости в Териберке очень мало. Можно сказать, почти нет. В магазинах можно купить только самое необходимое. Если нужны какие-то необходимые только вам продукты, лучше взять их с собой. Аптеки или аптечные пункты мы за два дня прогулок не встретили. Нужные медикаменты берите с собой.
  • лучше оформить пропуск на посещение. Териберка является заповедником. Если пропуска не будет, вас ждет штраф. На июль 2022 года он составлял 3000 рублей.
  • обязательно пробуйте местные рыбные блюда. Это очень вкусно.
В следующей части продолжу рассказ, - о Кировске Мурманской области и Сортавала в Карелии, двух последних местах нашего путешествия.

Наши траты:

• Первый день: полный пансион из "Окей", экскурсия по Мурманску с гидом на машине ~10 000 рублей.
  • Второй день: перекус в Териберке, завтрак, ужин, необходимые мелочи ~5 000 рублей.
  • Третий день: завтрак из "Сити Гурмэ", "Окей", обед в столовой "Тарелка", ужин из "Белого Кролика", подарки родным и друзьям~7 000 рублей.
  • Четвертый день: экскурсия к китам и дельфинам 12000, морские гребешки 700, перекус, сувениры 1 285. Всего за день ~ 14 000 рублей.