По Тверской области. Маршрут 1. Домотканово – Старица – Маслово - Красное – Берново

В Тверь я приехала в 1998 году. Вспоминаю свои первые впечатления о Твери, когда мы с папой вышли с вокзала и ехали на такси по городу… «Папа, в какую же ты меня деревню привез!» - сказала тогда я, хотя сама родилась и выросла в закрытом военном городке на Кольском полуострове, а тут большой город, «большая земля», как говорили мы на севере. Вечером мы гуляли по пустынным улицам города, и я удивлялась, почему в выходной вечером на центральных улицах города так мало людей?!
За 18 лет мало, что изменилось! И сегодня, прогуливаясь летом по центральным улицам Твери, не встретишь много гуляющих. За долгое время, что я живу здесь, мое отношение к городу изменилось. Сейчас он стал для меня родным, я полюбила его всем сердцем, узнала, и уезжать отсюда мне не хочется.
Наверное, кто-то считает Тверь маленьким провинциальным городком между Москвой и Санкт-Петербургом, в котором нечего смотреть и нечего делать, но это не так. Город Тверь и Тверская область богаты историей, достопримечательностями. Я расскажу вам о нашей Тверской губернии, покажу насколько красив и богат наш край озер, лесов и рек, и, надеюсь, что вы захотите к нам приехать, вдохнуть чистый воздух и насладиться красотами, а приехав один раз, непременно вернетесь снова!

Несмотря на богатую историю Тверского края и огромное количество достопримечательностей, наша область достаточно бедная… Стоит только свернуть с М10 и поехать в сторону Ржева, Бежецка, Кашина, по дороге встретите массу деревень, сел, которые разрушаются, нищают, приходят в упадок, неухоженные поля и местами вырубленные леса. Автомобильные дороги в Тверской области – отдельная история… местами их просто нет…
Но не буду о грустном. Нищета деревень и плохие дороги проблемы всей России. Тверская область одна из самых больших в Европейской части России. Ездили мы по Тверскому краю много, фотографий накопилось еще больше. В некоторых местах мы были несколько раз, а во многих городах Тверской области мы еще не были и только планируем побывать. Не хватит и недели, чтобы проехать по Тверской области и посетить все самые красивые места нашего края.
Именно поэтому я разделю свой рассказ на части так, как узнавала наш край я, и как бы показывала его своим друзьям и знакомым.
Маршруты по Тверской области, и включая Тверь.
  1. Домотканово – Старица – Красное – Берново
  2. Оковцы – Селигер (Нилова Пустынь – Пено – Ксты) – Исток Волги
  3. Вышний Волочек – Василево – Торжок – Паника – Раек
  4. Калязин – Кашин
  5. Тверь
Начну с первого маршрута.

Часть 1. Домотканово – Старица – Маслово - Красное – Берново

Усадьба Домотканово

На эти выходные у нас в планах была поездка в усадьбу Блока на Сиреневый фестиваль, но погода внесла свои коррективы, и на Сиреневый фестиваль мы поехали в Домотканово. Всего в 20 минутах езды на автомобиле от города Тверь расположился скромный, но уютный музей-усадьба «Домотканово».
В бывшей усадьбе правоведа, художника, музыканта В.Д. фон Дервиза нынче расположился единственный в России музей Валентина Александровича Серова.
В музей мы конечно же зашли. Что сказать… музей маленький. При входе продают билеты, сувениры от местных мастеров и мастериц, на стенах висят картины. Смотрители музея рассказали, что некоторые наброски картин в музее подлинники.

В двух других комнатах стоит мебель, оставшаяся с давних времен, затертая, с потрескавшейся кожей. Привлек к себе внимание огромный резной шкаф. Мы минут пять стояли и рассматривали изображения на нем.
Стоит ли зайти в музей? Однозначно да! Хотя бы для того, чтобы полюбоваться картинами В.А.Серова.
На территории усадьбы Домотканово разбит красивый парк, пруды. Сюда можно приезжать для того, чтобы погулять, подышать свежим воздухом. Порадовала чистота парка, ухоженность. А как поют птицы!
В парке очень много дубов, великих и могучих, вот как этот. Сейчас идет восстановление усадебного дома. Представляю какая будет красота, когда ремонт закончится.
Со стороны парадного входа в усадебный дом цветет сирень. Аромат потрясающий!
Ну как не сфотографироваться со своими любимыми цветами?
В это время сын пытается найти цветочек с пятью листиками.
От усадебного дома к прудам мимо огромных елей и дубов ведут аккуратные дорожки.
Во многих местах в усадьбе установлены таблички с названиями картин, которые написал Серов в том или ином месте.

Мы были в Домотканово в пасмурную погоду, представляю, как здесь хорошо летом, когда тепло и солнечно!
Отдыхаем, слушаем пение птиц и двигаемся дальше.

В Старице и Красном мы были в прошлом году осенью, но эти места красивы в любое время года.

Старица

Старица - небольшой старый городок, располагающийся в 77 км. от Твери. Он подкупает архитектурой Древней Руси, легендами, подземными ходами, пещерами. Главной достопримечательностью Старицы является Свято-Успенский Старицкий мужской монастырь, сложившийся еще во времена Ивана Грозного. Монастырь за долгие годы его существования строили, разрушали и вновь восстанавливали. Своего максимального развития он достиг во время правления Ивана Грозного. До сих пор кладоискатели пытаются найти клад, оставленный где-то здесь Грозным. Сейчас монастырь полностью реставрирован и является одной из главных достопримечательностей Тверской области.
Монастырь расположен на правом берегу р. Волги. С высоченных укрепительных валов левого берега Волги открывается потрясающий вид на Старицу и монастырь.
Перед воротами монастыря расположена удобная парковка, сувенирные лавки с магнитиками и тарелочками для туристов.

Святые Южные ворота монастыря
Монастырь действующий, намоленный, какая-то своя атмосфера там, особенная. Белокаменные стены, дорожки, белоснежный храм… чисто, величественно, красиво…
Заходишь в ворота и дорожка ведет к Успенскому собору.

Успенский собор

Успенский собор мы обошли со всех сторон, зашли внутрь, поставили свечи. Мне сложно описывать храмы и монастыри, не очень я люблю в них находиться, но в этом мне было легко.

Успенский собор, Троицкий храм и Водосвятная часовня с купелью

Причисленный к лику святых Иов, выступил против Лжедмитрия I, за что был отстранен от патриаршего звания и сослан в Старицу.

Памятник св.Патриарху Иову

Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Еще раз любуемся на белокаменные храмы и идем гулять дальше. Как ни странно, но, побывав в Старицком монастыре в прошлом году, появилось неприятное ощущение, что место теряет свою чистоту и святость… очень туристическим оно становится…
Левый и правый берег р. Волга в Старице, Успенский монастырь и Городище соединяет арочный мост.
На левом берегу, стоя спиной к монастырю, мы видим Городище, которое по размерам может сравниться с Московским Кремлем. На территории Городища стоит церковь Параскевы Пятницы и Борисоглебский собор. На данный момент они заброшены, местами разрушены, но производят неизгладимое впечатление. Раньше можно было зайти внутрь и посмотреть на сохранившиеся настенные росписи, но сейчас все заколочено, и зайти нельзя.

Спасская церковь с колокольней

Борисоглебский собор

Очень хочется верить в то, что после монастыря реставрируют и церковь Параскевы Пятницы, и Борисоглебский собор.
Можно еще немного побродить по старинным улочкам Старицы, но мы этого делать не стали, потому как были ограничены по времени, и поехали дальше, на святые источники в Маслово и в поселок Красное. Не знаю, почему на тот момент мы поехали сначала в Маслово, потом в Красное, по карте если посмотреть, нужно наоборот.

Маслово

Недалеко от Старицы, в деревне Маслово, находятся святые источники с «живой» и «мертвой» водой.
Заехать к «глазному источнику» и умыться целебной водой мы решили еще в Твери. Доехали до него без проблем, дорога не вызывала опасений, нашли легко и быстро.

Парковка в Маслово у Святых источников
В память Иоанна Крестителя над источником с «живой» водой построена часовня. Вода из этого источника помогает людям с болезнями желудочно-кишечного тракта. Вода из источника с «мертвой» водой - с болезнями глаз. Поэтому его называют «глазной».

Источники с «живой» и «мертвой» водой

На территории источника все благоустроено, разбиты клумбы. И если бы приезжающие люди не оставляли после себя горы мусора, все было бы просто идеально.

Красное

Далее наш путь лежал в село Красное. Раньше там располагалась усадьба Полторацких, друзей А.С. Пушкина. От старой усадьбы сохранился только дом, церковь и небольшие постройки.
От Маслово до Красного всего 4 км., казалось очень близко, но… не посмотрев на карту, водители наши доверились навигатору и поехали дорогой дальнею, дорогой трудною… Навигатор повел нас лесными дебрями! Нужно было остановиться, развернуться и ехать обратно на трассу, но русского мужика не остановить!
Долго испытывая нервы и автомобили, мы все же доехали до поселка Красное. Ехали минут 40 по лесной дорожке, а могли бы за 10 минут по хорошей дороге. Зато теперь урок на всю жизнь, не доверяй слепо навигатору!
В поселок Красное нужно заехать, чтобы посмотреть Преображенскую церковь, которую построил Полторацкий в 1790 году. Преображенская церковь – воспроизведение известной Чесменской церкви, созданной в Петербурге в стиле псевдоготики русским зодчим Ю.М.Фельтеном.
На данный момент церковь почти отреставрирована.

Преображенская церковь в п. Красное

Нам повезло, мы были единственными посетителями, и поэтому послушница церкви провела нам небольшую экскурсию.
В церкви обязательно нужно подняться на колокольню! Сделать это не очень легко, даже страшновато, но с колокольни открывается изумительный вид на поселок, лес, через который несколько раз путешествовал А.С.Пушкин, когда гостил у Вульфов.

Берново

Усадьба Вульфов известна с XV века и связана с именем Пушкина. Александр Сергеевич приезжал в усадьбу несколько раз для того, чтобы встретиться с друзьями, отдохнуть от столицы. В Берново он написал известные произведения "Анчар", "Поэт и толпа", седьмая глава "Евгения Онегина", "Зимнее утро".
От деревни Маслово до Берново около 26 км. В Берново, в бывшем доме Вульфов, открыт музей А.С. Пушкина. За все время своего существования дом не был разрушен и сохранился в том виде, в каком был раньше.

Дом помещиков Вульфов

В усадьбе гармонично расположен парк с многовековыми деревьями, прудом.

Парк в усадьбе Вульфов

План-схема музея-усадьбы Вульфов

Памятник Пушкину перед домом Вульфов
В самом доме на втором этаже размещена экспозиция «Пушкин в Берново». В экспозиции много интересных экспонатов. Это и портреты, и мебель, и книги XVIII-XIX веков. К сожалению, книги убраны в шкафы и до них даже дотронуться невозможно. Одними из самых ценных в экспозиции являются прижизненные публикации произведений Пушкина в журналах.

Вот этот столик с множеством ног только кажется маленьким! Он раздвигается, и за ним может поместиться 12 человек

Столик «многоножка»

Мы были в Берново осенью. Людей в усадьбе обычно не очень много, я бы сказала, что там пустынно. Поэтому в самом музее работники внимательнейшим образом следят, чтобы никто ничего не трогал, но при этом с удовольствием расскажут и проведут экскурсию.
Мы прошлись по экспозиции, потом погуляли в приусадебном парке, наелись яблок. В усадьбе приятно гулять в любое время года.

Парк музея-усадьбы Вульфов

Мы бродили по тропинкам парка и представляли, как по ним очень давно гулял А.С. Пушкин, как по этим дорожкам бегала маленькая Анна Керн. Чай и вкусные пироги мы привезли с собой, так как на протяжении всего маршрута нашего путешествия нет ни одной точки общепита.

В парке музея-усадьбы Вульфов

Обратно поехали через Грузины и Торжок. В Грузинах раньше была одна из самых богатых усадеб Тверской области, но сейчас она находится в запущенном состоянии, дома разрушены, остался только валунный небольшой мост при входе в усадьбу.

Старинный валунный мост в Грузинах

Мост мы посмотрели, расстроились что усадьба запущена и поехали домой через Торжок, но это уже другая история.

Продолжение рассказа о наших поездках по Тверской области следует...
Маршрут №2

Спасибо за рассказ, даже я бы сказала путеводитель, с большим интересом изучила маршрут.
Как жаль, Настя, что не имела возможности год назад почитать о таких интересных, красивых местах. По дороге в Петербург всё думали где остановиться, что посмотреть. Конечно быстро, набегом эти края нельзя смотреть, они требуют неспешного любования. Особенно впечатлила необычная Преображенская церковь в Красном.
Аватар пользователя Анастасия
Карина, я думаю у тебя еще будет возможность приехать) Набегом да, не получится. Даже сейчас описываю маршруты и понимаю, что, возможно, и за один день маршрут не проехать... ну или с самого утра и до вечера... Но это того стоит! Церковь в Красном очень интересная) а если еще и сотрудники экскурсию проведут, а потом на колокольню подняться, то впечатления останутся надолго.
Да, Настенька, почитаю все твои посты-путеводители и буду включать в промежуточные остановки на пару дней при поездках в северную столицу или Карелию. В любом случае отдыхать в дороге надо, вы от нас в полутора тысячах километрах, а когда этот отдых ещё и познавательный для души и красивый для глаз, то стоит уделить время.
Аватар пользователя irinag
Очень интересный рассказ, прочитала на одном дыхании!!!
Аватар пользователя anastasiya
Спасибо! Рада, что понравилось)
Аватар пользователя Любовь
Прекрасный рассказ, а для многих и замечательный вариант как провести выходные не уезжая далеко. Этим летом в планах на выходные были Ржев и Старица, а теперь добавлю еще и Красное.А после знаменитой выставки Серова как-то и Домотканово вписывается в маршрут.
Настя, спасибо за такие маршруты, ждем продолжения!
Аватар пользователя anastasiya
Люба, обязательно нужно заехать в Красное! Тем более, что оно по пути)
Аватар пользователя Любовь
Настя, 12 июня мы были в Старице! Очарованы! и городом и монастырем! А вид с высоты валов старинного городища просто завораживает! И пусть погода в этот день была очень непредсказуемой - то яркое солнце, то проливной дождь, впечатления от поездки все равно очень замечательные. Жаль, что не заехали в Красное, но лето только началось!
Настюш,у вас замечательные места в округе! ( как оказалось.))
Спасибо за наводку и очень душевный, интересный рассказ!
Аватар пользователя anastasiya
Лена, да) места замечательные! Область очень большая, расстояния приличные. Одним днем все не проехать. Жаль, что очень многое заброшено((( Сейчас потихоньку область становится туристической, это радует. Еще бы в порядок привели бы все! А сколько усадеб заброшено! Приезжайте) будем рады)))
В Старице в монастыре потрясающие пирожки продают... у меня это теперь последняя память и город стал для меня особенным... даведется ли теперь поехать куда-нибудь не знаю... но если вдруг то Старица будет на первом месте и обязательно с ночевкой... В Красном уже и внутрь храма пускают? Здорово... мы были так давно лет 10 назад...понравилось... про все места читала и все равно еще раз ознакомилась с удовольствием...
Аватар пользователя anastasiya
Да, в Красном в церковь пускают с большим удовольствием) Им очень приятно когда говоришь, что специально к ним ехали чтобы церковь посмотреть. Говорят даже из Москвы специально приезжают)))
Спасибо за душевный рассказ. Мы были в Твери, Старице и Торжке на майские праздники. Остались очень довольны. Тверь показалась очень привлекательным городом, похожем на наш Санкт-Петербург, побывали в вашем театре, покатались на катере. Брали экскурсию по Твери, ходили четрые часа, а какая у вас набережная. Старица вообще оставила неизгладимое впечатление, тем более мы были в Пасху.
Аватар пользователя anastasiya
Елена, спасибо! Сейчас за город взялись, порядки наводят, цветы сажают, дороги ремонтируют. Не то, что раньше.
А я влюблена на всю жизнь в Санкт-Петербург) была в нем несколько раз и хочется возвращаться туда снова и снова)
Аватар пользователя AllaB
Настя, замечательный путеводитель!
Ну и примите поздравления с почином на "страницах" данного блога от, так сказать ,соседа по проживанию wink. Оказывается не одной мне нравится называть нашу область губернией.
Аватар пользователя anastasiya
Алла, спасибо)) очень приятно) область Губернией да, люблю называть))) Она так звучит величественнее.wink
Настя, Ваша Тверь меня очаровала вопреки множеству негативных отзывов, что я нашла о городе в интернете. Были там два дня прошлым летом и обязательно еще приедем. Замечательный маршрут у вас получился, беру себе на каранлаш. В Старицу хочу очень давно, никак не доеду.
Аватар пользователя anastasiya
Ира, приезжайте конечно! Я про Тверь напишу в пятой части. Сама я "местами" ее (в смысле Тверь) не очень люблю, особенно ранней весной)) А летом так вообще красота)
Аватар пользователя Вика
Чудесные места! И даже здорово, что людей не очень много. Бесподобный шкаф в музее Серова, разглядывала бы и разглядывала! И картины прекрасны. А эта церковь в поселке Красном, я такой необычной никогда не видела - удивительная просто! И, конечно же, усадьба Вульфов и парк - само очарование, покой и красота. Спасибо за такую эамчательную экскурсию.
Места-то какие, красота! Я как-то спокойно отношусь к Твери, а вот область для меня лично - полна множества открытий, неисчерпаема. Пару лет назад проехались по маршруту Федоскино-Кимры-Кашин-Калязин, потом летом транзитом повторили по пути домой, а сейчас вот опять поглядываю в направлении Тверской области.