В Крым на машине. История нашей переправы через Керченский пролив

Сегодня заключительная, шестая, часть рассказа о том, как мы добирались на машине из Москвы в Крым. Дорога на солнечный полуостров оказалась длинной - почти 1700 километров, основная часть которых пролегает по трассе М4. Но что такое сотни километров по почти полностью отремонтированной и комфортной М4 по сравнению с главным испытанием на этом пути - пресловутой Керченской переправой, которая, как оковы, связывала по рукам и ногам отдыхающих весь курортный сезон 2014 года? А других вариантов приехать в Крым для российских автомобилистов в нынешних реалиях не существует.
Еще до поездки в Крым мне было невероятно интересно, что же это за переправа такая, где люди стоят сутками в очереди, но все равно едут и едут. Было любопытно, как все происходит на деле, как выглядят паромы, как на них везут такое количество машин и людей. В результате поездки свой интерес я удовлетворила на 1000%. Приглашаю вас в это поистине незабываемое путешествие вместе со мной. Вы увидите все исторические моменты нашей переправы через Керченский пролив. Без купюр.

Очередь на паромную переправу

Приблизительно так выглядит на карте отрезок пути в 10 километров, которые мы преодолевали сутки. И это не предел. Люди и по двое суток стояли в пробках на паром, и больше. Наверное поэтому каждому, кто сдюжил добраться до Крыма я выдавала бы медаль "За взятие Керченской переправы".
Впрочем, сильно сожалеющих и горюющих лично я в очередях ни в ту, ни в другую сторону не видела. То ли такова сила духа нашего человека, то ли маскировались хорошо. Впрочем, давайте по порядку.
Вот хвост очереди на паромную переправу, в который уткнулись мы почти сразу, как проехали пост ДПС у поселка Ильич.
Вначале все было достаточно оптимистично. Во-первых, навстречу ехали автомобили и автобусы, что говорило о том, что паромы ходят, и очередь двигается.
Во-вторых, простояв 50 минут, мы бойко двинулись в сторону первого накопителя. Жизнь кипела, ничто не предвещало...
Резво, стройной колонной, согласно занятому в очереди месту мы заезжали в накопитель.
На электронных табло одно за другим сменялись объявления. Одно из них: "На накопительной площадке производится продажа билетов на паром".

Первый накопитель (у пос. Ильич)

Накопители - это такие небольшие городки, где кипит жизнь. Есть тут и своя инфраструктура, и правила, и порядки.

Процесс заезда и выезда организован оперативно. Каждую машину встречает молодой человек и показывает, куда ехать.
Машины в накопителе стоят рядами, в каждом примерно по 11 машин. Сколько всего рядов? Приблизительно 20, может меньше или больше. Когда одна партия уезжает, запускают следующую.
Что делают в накопителе? В первую очередь, покупают билеты на паром. Это главное. Ну а дальше отдыхают - гуляют, разминаются, идут в туалет, покупают еду в палатках - и ждут, когда поедут дальше. Многих сразу привлекает море, вернее Таманский залив, рядом с которым и располагается накопитель. Усталые с долгой дороги люди выходят на берег, с наслаждением смотрят на воду, летающих чаек, многие фотографируются. Вот как это выглядит.
Вид на Таманский залив.

Разумеется мы делали то же самое. И так же, как все, хотели скорее в Крым, на море, отдыхать, расслабиться.
И вот билеты куплены. Они именные, продаются по техническому паспорту (на автомобиль), паспорту (взрослым), свидетельству о рождении (детям).
Стоимость билетов на паром через Керченскую переправу:
  • Автомобиль: в зависимости от длины транспортного средства 1190 или 1688 или 2486 руб..
  • Взрослые (от 12 лет и старше): 162 руб.,
  • дети от 6 до 12 лет: 81 руб.,
  • Малыши до 6 лет: бесплатно.

Муж уточняет у сотрудников накопителя, как продвигается очередь, и какова вообще ситуация на переправе. Нам нагло врут (как потом выясняется), что ожидание составляет на данный момент около 5 часов (на самом деле в очереди уже стояло полторы тысячи машин, а это сутки ожидания, не меньше).
Мы прикидываем, что раньше 3-4 часов утра переправу не пройдем. В принципе, ожидание в таких рамках нас не пугает. Мы же понимали, что постоять какое-то время придется. По данным, которые были известны накануне, ожидание в очереди на паром было от 2 до 5 часов. Ну что ж, подождем. Тем более, что в накопителе все более-менее нормально организовано для ожидания - есть освещение, стационарные туалеты (по 20 руб. с носа), пункты продажи еды и питья (в том числе горячего), вокруг много народу. В общем, комфортно и безопасно настолько, насколько это вообще может быть в таких походных условиях.
Стоим.

Стемнело...
Неожиданно через три часа, в начале 11-го, нас выпускают из накопителя на проезд дальше. Довольные и счастливые едем в кромешную темноту.

Жизнь в очереди на косе Чушка

Проехав буквально несколько сот метров, наша колонна останавливается... и зависает здесь на много часов. Стоим мы на полоске земли между Таманским заливом и Азовским морем. Название места забавное - коса Чушка. Почти 60 лет назад, в 1955 году, между косой Чушка (портом Кавказ) и Керченским полуостровом (портом Крым) стала функционировать паромная переправа для автомобилей и пассажиров (автомагистраль М25). В 2014 году она соединила Россию с Крымом, пусть не самым надежным, но единственно возможным способом.
Вот так на картинке с сайта Krymoteka.com выглядит коса Чушка и дорога, которая проходит по ней к порту Кавказ.
Часов, наверное, до 2-х мы не спали. Вернее не спала я. Все боялась проспать. Начиталась, что машины заснувших водителей многие нечистоплотные водители объезжают. Кстати, такое было. Сама видела. Мы в таких случаях не суетились, подождать, посигналить не трудно. Паскудное это дело объезжать на "пару корпусов" своих "друзей по несчастью". Вообще в таких условиях люди неплохо проявляются. Видели случай, когда одна машина на рассвете не заводилась. Так вот другая ей помогла. И они обе догнали потом свою очередь, люди их пропустили.
А еще - наши люди все-таки особенные, я уверена. Так терпеливо сносить весь этот кошмар ни один иностранец не смог бы. Люди выходили, общались. Панических настроений не было. Лишь ожидание и надежда на лучшее.
Были, конечно, и те, кто в общей очереди не стоял. Почти всю ночь мимо нас шуровали автобусы и внеочередники. С автобусами нам просто не повезло - именно в этот день, 5 сентября, их пустили через переправу. Ну а те, кто лез без очереди... Кого-то отлавливали и возвращали, кто-то, может, и прорывался. Это на их совести.
Итак, часа в 3 отрубилась и я. До половины шестого спали, считай, "в чистом поле". Нам очень не повезло, что нас выкинули ночью на трассу, где даже леса нормального нет - лишь с одной стороны жидкие-прежидкие кустики. В общем, жизнь в очереди несладкая. Можете сами убедиться в уровне комфорта, который нас окружал.
Проснулись... Утренняя прохлада бодрила. Зарядочка тоже.
Наконец, снующие мимо нас без очереди автобусы вывели народ из себя. Машинами и своими телами люди перекрыли трассу.
Время от времени по одному автобусы пропускали. Потом, когда началось движение (в час по 5 метров) это дело бросили.
Наше ясное солнышко Сонечка стойко все выдерживала.
И духом мы не падали.
Просто мы представить себе не могли, на сколько все это затянется. Часов в 9 началось какое-то подобие движения полминуты едем - полчаса стоим.
В этом месте по указателю поворачиваем направо и переезжаем железнодорожный переезд. Переезд весьма активный.

За переездом море оказывается по правую руку от нас.
Пейзаж становится интереснее и оптимистичнее - Керченский пролив,
курсирующие туда и сюда паромы,
чайки на берегу,
гуляющие по берегу моря дети...
Как будто пешком продвигаемся в сторону порта.

Коротаем время "медитацией"
и хорошей шуткой.
На пороге порта Кавказ.

Порт Кавказ. Второй накопитель

При въезде в порт у всех проверяют билеты. Возникает небольшая заминка... Впереди вклинилась машина канала "Россия" (ВГТРК). В очереди с нами ночь она не коротала точно. Что удивительно, контролеры эту машину не пропускают. Она отъезжает в сторону, колонна ее объезжает.
Движемся дальше.
При въезде в накопитель порта Кавказ проверяют багажник каждой машины.
Нас проверили, едем дальше.
В 13.40 мы оказываемся в накопителе порта Кавказ. К этому моменту в очереди на паром мы стоим уже 19 часов.........
А в это время разгружается прибывший паром "Олимпиада".
Машины, люди,
​автобусы... По времени этот процесс длится не менее часа. Потом какое-то время идет "балдагоняние". В течение получаса или часа (я не засекала) тупо ничего не происходит. Ни разгрузка, ни погрузка.
И вот приходит наш звездный час. В 15.25 заезжаем на "Олимпиаду".
Железное нутро монстра.
Ставим машину и выходим из "машинного" отделение наверх. К цивилизации нас везет эскалатор. Все как в лучших домах...

На пароме "Олимпиада". Через тернии в Крым

Вот фотография парома "Олимпиада", которые я сделала на обратном пути с борта парома "Крым".
По сравнению с тем же "Крымом" "Олимпиада" комфортабельный паром, удобный для людей и просторный для автомобилей. Вмещается в него 170 машин. Понять, насколько это много, можно только наблюдая за погрузкой всей этой "автомобильной массы" в чрево гиганта и на нижнюю палубу. Вот за этим процессом, а также отплытием мы и следили с верхней палубы.
Накопитель в порте на наших изумленных глазах освободился при погрузке на паром почти полностью. Почти 2 сотни машин "заглотила" эта махина. Те машины, которые вы видите, уже вновь прибывшие.
А вот так, сбоку, подвозят тех, кто едет по комбинированным билетам "поезд-автобус-паром-автобус". Кстати, эти товарищи пошли уже не на наш, большой, паром, а на маленький. Погрузились и отчалили чуть позже нас, но в результате обогнали. Ездить на маленьких паромах быстрее.
К этому времени даже открытая палуба была уже искусно укомплектована машинами.
Бац! Знакомые все лица! Машину ВГТРК все-таки пропустили. Шустрые.
Последние штрихи,
поднятие трапа,
и до свидания, Родина!
Смотрю на удаляющийся берег... Богатое сентиментальное воображение рисует яркие картины... Белогвардейцы... Эмиграция... Прощай, Россия.... Трогательно и волнующе.
Издалека родной берег кажется особенно дорогим.
А вот и мелкий паром догоняет, а потом и обгоняет нас.
Проводив родимый берег, полюбовавшись дерзкими чайками, которые летают прямо перед глазами путешественников, мы идем знакомиться с паромом изнутри.
Внутри действительно достаточно цивилизовано. Есть симпатичное кафе, где продают несколько видов кофе, чай, соки, различную еду. Имеются на пароме и туалеты.

​Столиков и стульев здесь хватает на всех. Погода хорошая, многие так и остались стоять или сидеть на палубе. Мы, попив кофе и сок, тоже возвращаемся наружу.
Уже виден Крымский берег. Как такое зрелище можно пропустить?
Люди на палубе парома.

Софи резвится, убегает от меня, догнать не могу. Нравится ей здесь. Кстати, для тех, кто боится воды и передвижений по воде - плыть на пароме совсем не страшно. Качки нет, внутри вообще ощущение, что находишься в здании на земле.

Причаливаем...
По лестнице спускаемся вниз. Эскалатор со стороны выхода в Крым не работает почему-то.
Ну здравствуй, Крым! Я вернулась к тебе!
Сколько времени идет паром из порта Кавказ в порт Крым? Почти час. Итак, на часах 17.05. Мы в Крыму. Впереди дорога в Коктебель.Это 130 километров езды.
Навстречу нам тянется очередь в порт Крым. Очередь не длинная.

И вот он Коктебель, наконец. От порта Крым мы добрались сюда за 2 часа 15 минут.
Наша дорога в Крым получилось длинной - в целом 3 дня. Керченская переправа заняла 23 часа. Плюс 2 часа до Коктебеля. Вот такая арифметика.......

Мысли и выводы

Вот так просто я не могу закончить свой рассказ о жизни в очереди на паромную Керченскую переправу. События такого плана подталкивают к определенным мыслям и выводам. Вот о них и поговорим.

1) Какая ситуация в порту Кавказ и порту Крым ждет нас в будущем? Понятно, что мост через Керченский пролив быстро не построят. Нет сомнений, что очередей на паром (длинных или коротких) не избежать в ближайшие годы. И все же хочется верить, что в 2015 году будут учтены все просчеты в организации переправы 2014 года. Уверена, что все это реально. Если уж в порту Крым процесс сумели организовать лучше, чем в порту Кавказ, значит есть пути и способы сделать все еще лучше.
Находясь в Крыму, мы слышали по местному радио интервью с руководством Крымской республики, в котором говорилось, что в следующем сезоне недочеты будут устранены, работа переправы налажена, потому что крымчане и сами не заинтересованы в срыве курортного сезона.

2) В чем проблема? Почему возникают очереди? Первое - крайне недостаточное количество паромов, плохая организация процесса погрузки и разгрузки. Второе - шторма. Море непредсказуемо, оно зависит от погоды. Со штормами справиться, конечно, не удастся, а вот слаженно организовать работу достаточного количества паромов возможно. Если сильными мира сего захотят, то это сделают.
Хотя надо признать, что все эти накопители - просто золотая жила. "Кому война очередь многочасовая, а кому мать родна". Я даже не говорю про билеты, которые не так уж и дешевы. Все остальные блага - тот же туалет в первом накопителе (у пос. Ильич) за 20 рублей с человека - миллионы из воздуха. Захотят ли с ним расстаться?

3) Ехать или не ехать в Крым? Для меня такого вопроса не существует. Конечно ехать. Но быть готовыми ко всему. Жизнь в очереди (если такое еще повторится) не каждому под силу. Людям в возрасте, с плохим здоровьем - очень трудно, с маленькими детьми - тоже трудно. Стоит ли мучить малышей сутками? Не стоит. Семьям с детьми лучше лететь в Крым на самолете.
Главный совет такой. Если вы едете в Крым просто отдыхать - загорать, купаться, ездить на организованные экскурсии (а таких туристов преобладающее количество), то выбирайте самолет. Это быстро и удобно. Даже не заморачивайтесь с автомобилем. Если вы едете в Крым с целью путешествий по полуострову, то запасайтесь терпением, водой, продуктами, влажными салфетками и пр. Будьте готовы ко всему и не злитесь на Крым за все эти страдания в очереди. Крым не виноват.

В любом случае, более-менее спокойно пережить многочасовую переправу могут те, кто сильно мотивирован - кому очень надо в Крым на машине, кто едет к родственникам, по делам, кто обожает путешествия на машине, кто любопытен и оптимистичен, кто хочет хорошо сэкономить. Нашли себя в списке? Поверьте, даже сильной любви к Крыму может быть недостаточно, чтобы не спасовать перед трудностями.

4) Мои прогнозы на будущий год. Думаю, что в сезоне 2015 года с переправой станет легче. Во-первых, будут сделаны выводы. Во-вторых, треть народа может отсеяться в ожидании до лучших времен.

Вот такая история нашей переправы через Керченский пролив. Если у вас остались еще вопросы по путешествию в Крым на машине, по всему, что связано с Керченской переправой, портом Кавказ, портом Крым, очередью, накопителями и прочее, пишите. Расскажу все, что знаю.

Все статьи из сентябрьского цикла "В Крым на машине - 2014" вы найдете здесь:

1. "Трасса М4 от Москвы до Липецкой области: состояние дороги, платные участки, АЗС"
  2. "Трасса М4 в Воронежской области: состояние дороги, заправки, гостиницы"
  3. "Трасса М4 в Ростовской области: состояние дороги, заправки, гостиницы"
  4. "Гостиница Don Major 3* в Ростове-на-Дону - уютный семейный отель. Отзыв"
  5. "От Ростова по кубанским станицам к Керченской переправе (трассы М4, Р268, Р251, М25)"
  6. "Гостиница "Альфа" в Ростове-на-Дону - недорогой ночлег на трассе м4. Отзыв"

Полезные и интересные ссылки:

Темы моих будущих постов о Крыме:

Аватар пользователя Мария Анашина
Ну вы герои! Я бы не решилась на такой подвиг.
Просто мы не думали, что может так получиться. Так сложилось. Предыдущие дни на переправе было почти свободно. Мы мониторили обстановку. Если бы мы, как наши друзья из Рязани, знали, что стоять придется сутки, то, возможно тоже сменили бы направление, как они. Так что просто держались, как все. Таких героев сотни тысяч. В этом году в Крым попали все те, кому ну очень надо. laugh Кому не очень - не поехали.
Аватар пользователя Анна
Витькин брат простоял в очереди 35 часов. Мы «ушли» после двух, кстати, были не одиноки, опять же обогнали машины, которые «были с нами», но основная масса народу осталась в очереди. Конечно, отдых у нас не удался (я бы поставила ему 3+), но с другой стороны, на обратном пути мы бы опять попали в шторм, а учитывая мой отпуск – это бы было очень критично.
Учитывая то, что отпуск у вас не удался, трудно сказать, правильно вы сделали, что уехали из очереди или нет.
По большому счету наш отпуск тоже не удался. Составляющих, конечно, много, но в целом... Муж до сих пор выкипает, когда говорит об отпуске. Лично меня-то уже отпустило. Кстати, он очень недоволен, как я написала эту статью. Сказал, что она совершенно не передает той атмосферы, которая была в очереди, и то, что мы испытали.
Аня, я жду твоих статей о вашем отпуске. Хотелось бы прочитать и рассказ-впечатление об Адлере в целом - что понравилось, что нет, а что совсем не понравилось.
Кстати, читала статью Варламова, известного блогера, об Адлере? Она называется "Очень плохой Адлер"? Он обычно пишет о городах по паре постов. Например, "Хорошая Одесса" и "Плохая Одесса". Так вот Адлер ему не понравился настолько, что он назвал статью более жестко, да еще и отказался от идеи писать положительную статью. Анют, почитай. Мне интересно твое мнение.
Аватар пользователя Анна
Галя, обещаю – в начале ноября отпуск, сяду, напишу. А так, Лёвка болеет, температура на антибиотиках за 38, так что голова «не о том». Витька при воспоминаниях - не кипит т.к. море – это его идея, но он мне сказал: «Надо было на твои Казань и Нижний соглашаться». Не сказать, что отдых «совсем загублен», как сказал муж: «Надо было съездить, посмотреть, ничего страшного, но больше ни ногой»
Ну что же это такое? Когда уже эти болезни закончатся?! Мы тоже сейчас только выходим из болезни - и Соня, и я...
Кстати, я тоже предлагала Косте поехать и в Казань, и в Карелию. Иаршруты разрабатывала. Но он уперся - для ребенка нужно море. Подозреваю, что он и сам на море хочет, халко ему убивать отпуск на что-то другое.

А я так вообще не жалею, что вы в Адлер съездили. Узнаю все и первых рук теперь. kiss
Аватар пользователя Анна
​Ну, не все не так плохо, как в статье. Но есть и правда, и ее много. Хотя и Сочи до того же Севастополя как до луны, просто большая деревня с элементами города. Не понравилось, кратко: дикие цены на все от экскурсий до питания (оцените на юге кг арбуза 25 рублей), отношение к туристам (в той же Костроме, Нижнем – меня, останавливающуюся на одну несчастную ночь встречали более радушно), нечего посмотреть, а то что есть – какое то запустение, очень мало «адекватных» по ценам и уровню приготовления блюд кафе, попытка выжать деньги из всего, не интересное (в смысле понырять) море и не очень чистое.
Интересно ты пишешь, Ань: "Хотя и Сочи до того же Севастополя как до луны, просто большая деревня с элементами города." Хорошее определение "деревня". Но все-таки не могу понять, в чем отличие Севатопололя? Он более цивилизованный, с лучшей архитектурой, планировкой, более красив?
Мне жаль, что до Севастополя мы так и не доехали. Одолели только половину побережья (Феодосия - Коктебель - Судак - Алушта - Ялта). Так что карти крымских курортов у меня пока не полная. Я, конечно, была в Севастополе раньше. Но знаю по Коктебелю, как просто все испоганить. Во всяком случае там изменилось все до неузнааемости в хучшую сторону.
Аватар пользователя Анна
В Сочи, Адлер, Красную Поляну «вбухали» такие деньги, что там должны стоять курорты с Большой буквы, а в итоге кроме новых дорог и тоннелей особо поражаться то и не чему. Почему Сочи большая деревня, ну а он действительно в основном состоит опять же из мини гостиниц, набережная меня особо не впечатлила, Дендрарий – ну уж если мой муж о запущенности заговорил, то это о много говорит, как говориться на центральной аллее все нормально, шаг в сторону – закрой глаза. Учитывая отсутствие денег в том же Севастополе и насколько там много прекрасных мест для прогулок с Историей (та же набережная, Сапун гора, Малахов курган), а в Сочи, ну да что-то есть, но просто ожидаешь что-то грандиозного, это же СОЧИ, супер раскрученный бренд, а в итоге, так себе, та же Кострома лучше. Единственное что поражает – это пальмы на улицах, мы к этому конечно не привыкли.
Поняла, Ань. Думаю, что даже в Крыму тебе понравилось бы далеко не все. Мест для прогулок с историей в той части Крыма, где были мы, не везде много. И куча мест, где понатыканы мини-гостиницы, без вкуса и какой-либо продуманности. Вот за что мы любим Геленджик, это за то, что там нет такого колхоза и набережная уникальная. Впрочем, это не секрет. Набережной такой нет нигде в России и, уверена, в Крыму тоже.
Аватар пользователя Анна
Галя, а и не отрицаю. Не даром мы ведь с Саки - Евпатория перебазировались в Севастополь. Я ведь «городской» житель, мне нужен тот уровень комфорта, к которому я привыкла, что бы и кафе и магазины нормальные были. Но любой большой город – это переполненные и не очень чистые пляжи. Поэтому мы и забираемся в «глухие» пригороды. А так, мне очень понравилось море и природа в Абхазии. Реально понравились. Но боюсь, что уровень комфорта там так же будет не на высоте, что в принципе моя знакомая и подтвердила (ездила этим летом со своим парнем в Гагры). Я ведь нормальный, адекватный человек и не требую сверх естественного, но мое мнение – сервис, предлагаемый на наших черноморских курортах не стоит тех денег в которые его оценивают. Обидно, что обладая такой возможностью сделать «конфетку» люди делают все, что бы от них уезжали за рубеж, правда, обидно. Хотя проблески сервиса есть и в Краснодаре, лично меня поразил ресторан Казаки на трассе у Горячего ключа. Это было мое открытие в этой поездке. Насчет Крыма, дай Бог, он пойдет развиваться не по пути Краснодарского края, и у него есть сейчас шанс дейтсвительно стать нормальным курортом, в котрый будешь мечтать вернуться.
В Абхазии в разы хуже, чем в Крыму в плане комфорта. В Крыму много комфортабельных современных гостиниц. Вот окружающее еще далеко от цивилизации. А в Абхазии и с гостиницами хуже. Боюсь туда ехать. Некомфортный отдых уже не для нас.
Аня, а что ты имеешь в виду под сервисом? В Сочи недостаточно хороших кафе, чистых туалетов, плохая набережная, необорудованный пляж? Дело в том, что в Геленджике и даже в Анапе все не так в этом плане плохо. Я теперь даже побаиваюсь Сочи. Вернее Адлера...
Зная себя, могу точно сказать что я бы такое не выдержала при всей своей любви к Крыму. Не знаю решусь ли я на следующий год туда ехать, ведь раньше я слышала лишь абстрактные рассказы о переправе, а теперь прочла реальный отзыв и он мне не добавил энтузиазма. Тем более с нашей Сашей, маленьким электровеником, которая ни минуты не сидит на одном месте.Нужно долго настраивать себя на такую поездку (
Лен, загадывать на следующий год трудно. Я оптимистка, мне почему-то кажется, я почти уверена, что такого больше не повторится. Хотя без очередей может не обойтись, потому что погоду не закажешь.
Ситуация будет видна уже по факту. В конце концов, если не наладится ситуация, поезжайте не в Крым, а в Геленджик, Анапу или небольшие курортные поселки, где людей меньше. Если захотите, я помогу вам сориентироваться. Просто расскажете, что больше любите.
да, посмотрим что будет в следующем году, надеюсь все наладится. В этом году мы остались без отдыха на море, и чувствуем себя как будто батарейки разрядились.
Да уж...., даже не знаю, поехала бы я в Крым с такими простоями или нет.... Мне, как крымчанке, сложно судить....
Мы как-то стояли на польской таможне 10 часов, точнее сидели в автобусе. За бортом - 20 было, автобус покидать можно было только по особой нужде. Печку то включали, то выключали, соответственно то холод собачий, то жара..., ночь. Вот такую "переправу" мы надолго запомнили.
Керченскую переправу с такими черепашьими передвижениями сложно проходить многим, в силу физического состояния. Кто уверен в своих силах, те наверное и едут.
Я бы выдержала и 20 и 40 часов, но без элементарных удобств очень сложно. Кустики и влажные салфетки не вариант, это ведь не форс-мажор.
В первую очередь нужно было подумать о туалетах, комнатах "матери и ребенка", киосках с самыми необходимыми продуктами по вменяемым ценам и конечно мед.пунктах. А если в очереди в поле кому-то плохо, давление, сердечный приступ..... При такой жаре такие ситуации часто возникают.
Спасибо Галочка за полную информацию и фото, а то я только со слов знаю, как там все было...
Да, Танюш, старалась все подробно и без драматизма. Костя не оценил. laugh Считает, что реализма мало.
Сама я ни о чем не жалею. Съездили, увидели, знаем. Наконец, как блогер могу людям поведать. Я в интернете читала отзывы о переправе тех, кто тоже попал туда, но фоторепортажей подробных небыло. А что слова? На словах и так все понятно...

До хорошей организации там, конечно, далеко. Думаю, что выводы будут сделаны. Хотя на комнаты "матери и ребенка" все равно не расчитываю. Там же по сути походные условия. Специально что-то строить может что и будут, но не в больших масштабах.
Кстати, надо будет эту информацию за осень и зиму отслеживать. Интересно, может и правда в портах что-то будут модернизировать и улучшать.
Реализма мало?)))) Так напиши, что пару человек умерло от голода, пять семей распалось от нахождения 30 часов в одной машине..... Куда еще страшнее, вот сразу видно, не знаете вы что такое таможня в Европу.))))
Нет, не знаю. Никогда не была с этим связана. Мои туристы летали на самолетах. ))
Аватар пользователя Konstantin Lukas
Спасибо за совет. Надо будет обновить свою статью. Скандалы! Интриги! Расследования! Муж съел жену в ожидании очереди на Керченскую паромную переправу! Жена изменила мужу с водителем из соседней машины! Мужчина накакал обидчику на капот авто!
))))))))))))))))))Ты пришел Костя?
Вижу тебе понравилась моя идея? А что в этом же есть доля правды, кто там знает чем занят муж, пока жена спит и наоборот? А летальных случаев точно не было?
Наш народ любит только скандалы, они всгда в центре любой тематики! Кстати про капот...перебор!)))))))))) Хотя в антисанитарийных условиях...все может быть.
laugh
Правильно, с капотом перебор. Вот так в шутках можно далеко зайти. surprise
Галь, может это он привел пример из личной практики?))))))))))))))
Правильно, Тань, правильно. Пусть за свои шутки отвечает! )))
Сейчас я и тут отличуся, заблокирует меня Костя, ой заблокирует!)))))))))))))) Скажи ему, что кнопочки соц.сетей все равно маленькие, вообще не мой размер! Мизерные прям! ))))))))))
Аватар пользователя Konstantin Lukas
Зал суда…..Идёт бракоразводный процесс.
Судья:
— Почему вы хотите развестись со своим мужем?…
— А он меня в постели не устраивает!…
Женские голоса из зала:
— Всех устраивает, а её не устраивает!…
Мужские голоса:
— Да её вообще никто не устраивает!!!
Знаю, знаю!)))) Костя, а какое отношение это имеет к переправе Керченской?))))))) Давай не отклоняться от темы! Я вот с возрастом слепая уже стала, не попадаю на кнопочки. Аудитория вашего блога скорее всего люди после 30, это значит у 50% читателей зрение плохое.))) А вообще есть замечательная карта кликов, где видно у кого какой размер....оооой, кто куда кликает. blush
Блин, угомонитесь вы оба со своими шутками? Или опять никто не уступит? )))
Я устпаю Галюнечка! И иду спать! kissЦелую, обнимаю! А кнопочки меcryingлкие все таки.........
Кнопки да, мелкие. Согласна. Споки, Танюш! kiss
Аватар пользователя Юлия
Вот и я думаю, читая такие не очень радостные отчеты про наши курорты, сопоставим ли отдых у нас с заграницей. Из недельной поездки заграницу мы привезли массу солнечных и позитивных эмоций. За такие же деньги на наших курортах, наверно, можно провести в 2 раза больше времени. Только захочется ли тебе потом вспоминать этот отдых. А переправа, конечно, в этом году всех испытала на прочность. При этом у меня совершенно не пропало желание побывать в Крыму, но не такой ценой...
Юля, даже сопоставлять отдых в России и заграницей не хочу. Много похожего, много разного. Но дело не в этом. Есть немалая кагорта россиян, которые давным давно выбрали заграницу в качестве места для отдыха и не приемлют до дрожи отдых в России.
Есть другая кагорта, те кто отдыхает в России. Таких россиян больше. У всех свои причины. Но сам факт того, что наши курорты переполнены, говорит о том, что не все у нас так плохо.
Кстати, есть и третья кагорта путешественников - заядлые автопутешественники по России. Вот к таким товарищам мы и принадлежим. Люблю Россию, интересуюсь Россией, предпочитаю ездить на авто (потому что возможности другие). Никогда заграничные поездки не привлекали меня настолько, чтоб я туда поехала. Поверь, я могла. У меня и загранпаспорт был сделан (сейчас уже надо делать другой), и возможности поехать со всеми возможными скидками и пр.
Да, я бы возможно съездила в Европу, будь поездки туда дешевые. Съездила бы из того же самого любопытства, как я любопытничала насчет переправы. Подлинной тяги к этому я не испытываю точно. У меня есть желание ездить по России, совершать длительные путешествия по городам и весям, необычным местам и маршрутам, останавливаться в лучших отелях, знакомиться с достопримечательностями и природой... Вот это очень хочу. И тоже не все и всегда могу. Байкал, Алтай, Камчатка, Калининград, Карелия и т.д. Когда ж найти время и средства на заграницу? laugh
Эх, все в деньги упирается, я с сыном уже давно болеем Горным Алтаем, муж Байкалом...но цены впечатляют.... В Европе за такие деньги можно столько увидеть, один авиаперелет в два три раза дешевле обойдется.... Мы уже не раз эти маршруты сравнивали.
Аватар пользователя Юлия
Абсолютно согласна с вами, Татьяна. Все наши наикрутейшие природные красоты находятся далековато и ценники на отдых там космические. Мы вот тоже никак не замахнемся. Пока только Карелию посмотрели одним глазком. Приходится выбирать более доступные варианты, при этом они не менее интересны. Тем более чужую культуру, другую архитектуру воспринимаешь немного по-другому чем свое. И острота ощущений от этого не меньше, чем от великолепных красот нашего края.
Да кто бы спорил, я вообще за границей больше 10 дней не выдерживаю, домой тянет, как бы там ни было хорошо и как бы плохо не было у нас)))). Наверное потому и красоты такие манящие на российских просторах, потому как сложно добраться. В том же горном Алтае места дикие, что и привлекает лично меня.
А в Карелию из Москвы летали? Долго там пробыли?
Аватар пользователя Юлия
В Карелию мы ездили из Москвы на поезде на рождественских каникулах. Полные вагоны школьников, это было весело. Нам очень понравилось, зимой свои развлечения. Катались на собаках, ездили на Кивач, в Рускеалу. Жили в ботеле прямо в Онежском озере. Кстати, проживание и дорога у нас обошлись не так дорого. А вот на экскурсии и поездки цены были ого-го. Очень хотелось бы посмотреть на эти края в теплое время года.
А что там за экскурсии такие? Вы Юлия нигде свой отчет о поездке не выкладывали? Хотелось бы подробнее прочитать. Кареля для меня - мечта, уже долгие годы....
Танюш, я не знаю, где была в Карелии Юля, но я в Карелии была в Приозерске и на Валааме. Еще мечтаю увидеть Кижи, Петрозаводск, Марциальные воды, водопад Кивач. Мои друзья в августе ездили в теплоходный круиз по тем местам. Хочу по фотографиям Бориса (он обещал поделиться фото со смной) сделать фоторепортаж - только фотографии, описать-то я сама не смогу словами. Но там такие говорящие фотографии, что слов не надо.
Здорово! С удовольствием посмотрю! Я тебе сейчас фотки скину.
Танечка, спасибо тебе за фотографии. Здоровские! Отдельное спасибо, что помнила обо мне там. kiss
Да не за что!)))) kiss
Аватар пользователя Юлия
Таня, я тогда оставляла свои отзывы о поездке на subscribe в группе Гали "Путешествия по России". часть 1 http://subscribe.ru/group/puteshestviya-po-rossii/4006905/ часть 2 http://subscribe.ru/group/puteshestviya-po-rossii/4019973/ часть 3 http://subscribe.ru/group/puteshestviya-po-rossii/4035219/ часть 4 http://subscribe.ru/group/puteshestviya-po-rossii/4070400/ Дорогие получаются поездка в Рускеалу, т.к. это находится достаточно далеко. Нам правда повезло в последний момент к нам присоединились еще попутчики и дорогу разделили на количество людей. Пообщаться и покататься на хасках тоже не дешево. Кивач был вполне приемлем. Еще народ ездил к местному Дед Морозу, там была специальная новогодняя программа. Очень советую. Вполне можно сэкономить на проживании и питании. Я в 1 части писала про кафе, где все очень вкусно и недорого. Ну, а остальное по желанию))
Спасибо большое, Юлия! Прочту сегодня же и расстроюсь еще больше))) Хаски это вообще не собака, а чудо дивное! У нас у друга есть хаски, воет, как настоящий волк, красавец, глаз не оторвать ( я про собаку, не про друга) laugh
Таня, я очень надеюсь, что ты не расстроишься, а наоборот вдохновишься посетить эти места! Хаски действительно удивительные собаки. Мы там переобнимались наверно со всеми. И еще Галя упомянула Кижи, Валаам, а также добавлю Соловки, но мы туда даже не стали замахиваться. Считаю, это отдельная история и лучше летом. Т.к. например в Кижи зимой экскурсия возможна только на вертолете за н-ую сумму.
Юлия, мне все очень понравилось! Во-первых я люблю настоящую зиму, которой у нас почти не бывает, во-вторых для меня очень важна природа, поэтому никогда меня не привлекали ОАЭ, там все исусственное, ну и конечно очень интересно посмотреть на быт и попробовать карельскую кухню. В конце 4-ой части написано, что будет продолжение, оно вышло?
Аватар пользователя Юлия
Нет, Татьян, оно осталось неизданным)) А Петрозаводск я очень полюбила. Меня все путешествие не покидало ощущение, что я там уже когда-то жила (наверно в прошлой жизни))) Природа потрясающая, представляю каково там летом. А зимой это очень хорошая альтернатива Финляндии, уверена не хуже.
А по цене как? Что дешевле Финляндия или Карелия, если без учета проезда? Я сыну показывала ваши статьи, он уже готов ехать)))).
Вот по цене сейчас мне сложно сказать. Но когда мы смотрели, в Финляндии однозначно дороже питание и проживание.
Спасибо, Юлия! Озадачили вы меня своими рассказами)))).yes Если будете публиковаться еще, скиньте ссылочку.
Галюнь извини, что увела разговор в другое русло.laugh