Путешествие в Грузию летом. Часть 3. Тбилиси

Во второй части отчёта о путешествии в Грузию я рассказала о нашем знакомстве с городом Батуми и прогулках по нему. В третьей части начну рассказ о Тбилиси. Накануне вечером мы вернулись из Батуми. На следующее утро у нас была назначена пешеходная экскурсия по исторической части Тбилиси с гидом Валерьяном. Вадим попросил Валерьяна встретить нас в холле отеля, так как мы в первый раз в Тбилиси и можем не найти место начало экскурсии.
Начало экскурсии было в районе Абанотубани, районе бань с водой из термальных источников.
Общий маршрут путешествия: Абанотубани – старейший дом Тбилиси 17 века – дворец царицы Дареджан – площадь Европы – пешеходные улицы Тбилиси – караван – сарай (музей истории Грузии) – Сионский собор - театр марионеток Резо Габриадзе –  церковь Рождества Пресвятой Богородицы - католический собор Вознесения Богородицы Девы Марии – школа – парадная братьев Сейлановых. Далее мы расстались с Валерьяном и продолжили гулять по Тбилиси уже самостоятельно. Теперь о местах, посещённых нами во время экскурсии более подробно.

Абанотубани – район старого Тбилиси, где находятся бани. В том числе Орбелиановская баня, рисунок на бане выложен голубой плиткой. Баню посещал автор Евгения Онегина. По словам Валерьяна, Александр Сергеевич был человеком, который не боялся говорить правду никому, даже царю. Поэтому было принято решение повесить мраморную табличку со словами поэта об Орбелиановской, Тифлисской бане: «отроду не встречал я...ничего роскошнее тифлисских бань». По словам Валерьяна стоимость посещения бани гораздо выше, чем в банях, которые расположены рядом.

Старейший дом Тбилиси 17 века. Внешне дом двухэтажный, построен в 17 веке. Внутри открывается целый мир, другой уклад жизни, другой мир. Внутри большая комната, в центре которой установлена печь. Над печью сделан купол, заменяющий окно и дымоход. В доме, под комнатой с печью, расположены комнаты для хранения продуктов, вина, столовая. В них ведут узкие каменные лестницы. Лестницы, столовая, комната для хранения продуктов не освящены. Полумрак, в некоторых частях совсем ничего не видно, мы переходили из комнаты в комнату на ощупь. Валерьян показал нам фотографию как выглядел такой дом.

Дворец царицы Дареджан или дворец Сачино, что означает "знатный". Дворец был построен для жены грузинского царя Ираклия II. Территорию украшают роскошные цветущие кустарники. Вид от дворца на Тбилиси открывается совершенно неповторимый.

Площадь Европы, которую от дворца царицы видно как на ладони, была построена на месте речного острова. К ней выходят несколько улиц: Винный спуск, улица Метехи, парк Рике, мост Метехи и тоннель.

Маленькие узкие пешеходные улицы, тбилисские балкончики, столики и лавочки около многочисленных кафе – замечательная атмосфера старого города, нашей прогулки передалась и нам. Несмотря на жаркий день, рассказ Валерьяна вовлёк нас в прежнюю жизнь Тбилиси или Тифлиса. Окружающая атмосфера глубоко проникла в душу. Хотелось ещё больше слушать, больше узнавать, больше заносить в память, закреплять в воспоминаниях.

Караван-сарай, сейчас в этом здании находится музей истории Тбилиси. Караван-сарай имеет три этажа. Служил для остановки на отдых караванов на долгом пути. Здесь жили, хранили товар, питались. Снаружи жарко, внутри прохладно. Было приятно оказаться на некоторое время в красивом интересном месте с богатой историей

Сионский собор был построен в 6 веке. Неоднократно разрушался, но после разрушения всегда восстанавливался. Главный храм Тбилиси. В этом храме венчался автор "Горе от ума" со своей супругой Ниной Александровной Чавчавадзе. В Сионском соборе хранится крест святой Нины.

Театр марионеток Резо Габриадзе. В театр трудно купить билеты. Спектакли театра пользуются большой популярностью. Валерьян рассказал, что он пытался купить билеты группе путешественников. Билетов не было. В 12 часов часы начинают играть мелодию, появляются фигуры, которые показывают спектакль под названием «Круг жизни», от рождения до ухода человека. Под часами к началу мелодии и спектакля собираются местные жители и гости Тбилиси.

На одной улице с театром стоят жанровые скульптуры. Одна из них «двое старых друзей».

Рядом с театром марионеток находится церковь Рождества Пресвятой Богородицы – Анчисхати – самая старая церковь Тбилиси. В течение нескольких столетий в этом храме хранилась икона Спасителя.

Следующая наша остановка - католический собор Вознесения Богородицы Девы Марии. Дева Мария с младенцем над входными воротами. Необыкновенные витражи. Красивый действующий храм.

Парадная братьев Сейлановых. Братья Сейлановы были крупными фабрикантами и жили в этом доме. В Тбилиси у этой семьи было несколько доходных домов. Парадная для меня – сокровище, скрытое за дверью. Открываешь дверь и оказываешься в другом мире. На стенах росписи, настоящие картины. На полу плитка, та самая, уложенная при строительстве. По лестнице можно подняться на верхние этажи. Росписи на стенах от пола до потолка. Не все стены расписаны, некоторые закрашены. Росписи восстановить невозможно. На дверях квартир под каждым звонком на карточках фамилии проживающих. Парадная дома братьев Сейлановых – заключительная точка нашей экскурсии по старому Тбилиси с Валерьяном – стала изюминкой нашей прогулки.

Наша экскурсия подошла к своему окончанию. Мы расстались с Валерьяном. Далее мы продолжили нашу прогулку по Тбилиси уже самостоятельно.
Мы дошли до Нижней станции фуникулёра. В милом маленьком вагончике доехали до станции Мтацминда на одноимённой горе. Когда поднялись, увидели, что около станции находится парк развлечений. Посещать парк не хотелось. Мы дошли до смотровой площадки, откуда открывается замечательный вид на город Тбилиси. Далее наш путь был таким: площадь Свободы, мост Мира, парк Рике, сквер Бараташвили, далее по узким улочкам, идущим всё время вверх, мы вышли на Троицкий собор, Цминда Самеба.

Троицкий собор стоит на горе Святого Илии. Виден практически с любой точки города. Территория собора довольно большая, очень ухоженная. Хвойники, разбитые цветники, а главное розы. Даже не розы, а розовые сады, розарии. Место невероятное, притягивает к себе. Видя его с другой точки города, хочется пойти к нему. Действует некоторое притяжение.

От собора мы вернулись в парк Рике, около смотровой площадки спустились по каменной лестнице вниз, к фонтану, перешли мост Мира. При вечернем освящении мост сиял яркими огнями. Вечером он очень красивый.

На этом этот день подошёл к своему завершению. Мы вернулись в наш ВИП отель отдыхать. День был насыщенным, богатым на увиденное, наполнен яркими прогулками и самыми приятными душевными впечатлениями. На следующий день у нас была запланирована экскурсия по маршруту "Уплисцихе - Боржоми" с гидом Георгием. Об этом в следующей части. Сейчас несколько Тбилисских балкончиков.

Теперь о наших тратах за этот день.

• пешеходная экскурсия с гидом Валерьяном входила в стоимость нашего индивидуального тура
• обед в кафе "Лейла". Оплата наличными 60 лари. 1950 рублей.
• Тбилисский фуникулёр, на троих в обе стороны 60 лари плюс 2 лари за карту. Оплата наличными. 2010 рублей.
• ужин в ресторане "Нарикала" 75 лари. 2440 рублей. Оплата наличными.
• фрукты, необходимые мелочи, лёгкий перекус, вода – 40 лари. 1300 рублей.