Путешествие в Грузию летом. Часть 4. Уплисцихе — Боржоми

В третьей части отчёта "Путешествие в Грузию летом" я рассказала о пешеходной экскурсии с по старому Тбилиси и о нашей прогулке к Троицкому собору на горе Святого Илии. В этой части хочу поделиться нашим путешествием по маршруту "Уплисцихе — Боржоми".
      Утром, после завтрака, мы встретились с Георгием, нашим гидом. В его компании нам предстояло провести весь день. От Тбилиси до Уплисцихе ехать почти два часа. Перед Уплисцихе мы заехали в Гори – город, в котором родился Он. Рассказ о Нём я слушала плохо, невнимательно, пропуская основные вехи его жизни мимо себя. Мне хотелось, чтобы мы быстрее уехали из этого места и города. Я не хотела слушать историю Его жизни и попытки объяснения его жестоких, бесчеловечных поступков. Останавливаться, чтобы ближе осмотреть дом, в котором Он родился и вагон, в котором передвигался во время войны и после мы не стали. В Грузии к Нему отношение иное. Георгий рассказывал о Нём, Гори, Уплисцихе, Боржоми, истории Грузии много, интересно, приводя исторические факты, рассказывая о своей стране с большим уважением, мудростью и душевностью.

День был жаркий. В Уплисцихе мы приехали, когда солнце припекало вовсю. Купили входные билеты и зашли на территорию. Уплисцихе – город пещерный, насчитывающий около 150 пещер. До 19 века здесь жили люди. В пещерном городе сохранились остатки жилых помещений. Между ними ходы, переходы, мы то поднимались, то спускались по неудобным ступеням, выдолбленным в каменной скале.

Здесь сохранилась аптека с каменными сосудами для трав и снадобий. Тронный зал с высокими потолками. Какой же грузинский город и без вина. Винодельни, целые комнаты с прохладными подвалами. О каждой комнате пещерного города Уплисцихе Георгий рассказывал с глубоким знанием материала. Он описывал жизнь, которая текла несколько столетий в этом городе так, будто сам жил среди этих стен и жителей. Его истории об этом месте были полны жизни, раздумий, предположений и мудрости.

Вид, который открывается от пещерного города на реку Кура и её зелёные берега, притягивает взгляд. Когда-то на этих берегах жили люди, строили дома, пасли стада барашков, но...ушли из этих мест, оставили эти берега.

По пещерному городу мы гуляли почти два часа. Посетителей было немного. Вадим предложил поменять экскурсию по Уплисцихе и Боржоми с выходного дня на будний из-за того, что в рабочий день будет меньше гостей. Было очень приятно гулять без больших скоплений людей, ещё бы солнце так не жарило нещадно, как в этот безоблачный день. Мы спустились по железной лестнице внутри скалы и вышли из пещерного города.
     Не спеша дошли до выхода с территории, сели в машину и поехали в Боржоми.
     После прогулки под палящим солнцем по пещерному городу Уплисцихе Боржоми показался нам зелёным раем. Город утопает в зелени, расположен в ущелье, рядом с национальным парком. Дорога в город идёт среди хвойных и лиственничных лесов. По пути мы остановились, чтобы увидеть город Боржоми с высоты.

Георгий предложил нам поехать в город по верхней дороге, чтобы мы могли увидеть дорогу с поворотами, утопающую в зелени, леса, которые не видно, где заканчиваются, а обратно поехать обычной дорогой, которую знают и пользуются все. Получилось маленькое лесное путешествие.
Нашу прогулку по Боржоми мы начали с музыкальной школы имени грузинского композитора и педагога Закария Палиашвили и памятника всемирно любимому Петру Ильичу Чайковскому на улице Руставели. Далее по улице святой Нино мы дошли до Краеведческого музея. Дом, в котором до революции размещалась канцелярия семьи Романовых. С конца 30-х годов в доме открыли музей.

Далее мы перешли по пешеходному мосту через Куру и не спеша пришли к площади Коставы ко входу в парк. Вход охраняют каменные львы. Парк небольшой, но очень уютный. Рядом расположен железнодорожный вокзал. Пока мы шли, за нами бежал маленький котёнок, он очень хотел играть. За церковью Святого Николая мы по каменным ступеням поднялись на улицу Мераба Коставы. По этой улице мы спустились к речке Боржомула и по улицам Бараташвили и 9 апреля постепенно пришли к тёплому источнику Боржоми. Вода на вкус мне не понравилась. Миша попробовал, сказал, что вода в Кавказских Минеральных Водах вкуснее.

На всем нашем пути Георгий рассказывал историю города, истории, связанные с жизнью его семьи и этого города. С таким гидом как Георгий, нам не было скучно, нам было интересно и спокойно. Атмосфера утопающего в зелени города Боржоми и рассказ нашего гида поселили в нас настроение этого города. Спасибо умному и мудрому Георгию за это.
       В Боржоми нам очень понравилось. Маленький город, дорога в который идёт через хвойный лес. Воздух, атмосфера, памятные места, – всё это теперь живёт в нас.
    После прогулки Георгий привёл нас на обед в кафе - ресторан "Май Хаус". Пока мы обедали, он переставил машину ко входу, что было очень приятно. После обеда мы сели в машину и поехали в Тбилиси. Мы, конечно, устали. Впечатлений было много. День получился отличным. Мы увидели два разных места, два замечательных города. Жара в Уплисцихе и прохлада в Боржоми – всё это мы увидели и почувствовали за один день, за короткий промежуток времени. Спасибо Георгию за этот день.
   На этом четвёртая часть моего рассказа подошла к своему окончанию. В следующей, пятой части, я расскажу о поездке с Валерьяном в Мцхету и нашей самостоятельной прогулке в ботанический сад Тбилиси.
     Теперь о наших тратах.
    • автомобильная экскурсия с гидом Георгием входила в стоимость нашего индивидуального тура.
    • входные билеты в пещерный город Уплисцихе – 15 лари/чел, 45 лари на троих - 1500 рублей