Путешествие на Каспийское море. Часть 3. Сулакский каньон и Нарын Кала в Дагестане

Во второй части отчета о путешествии на Каспийское море я рассказала о прогулках в Тамбове, Элисте и посещении трех жемчужин Дагестана: дороге в село Кубачи, экскурсии в Самурском лесу и Карадахской теснине.
Сегодня покажу еще три жемчужины Дагестана: Чиркейским водохранилищем, Сулакским каньоном и крепостью Нарын Кала в Дербенте.
В конце поделюсь нашими наблюдениями и дам основные ориентиры и контакты.
После дороги в село Кубачи, прогулки в Самурском лесу и посещении Карадахской теснины, наше знакомство с удивительными местами Дагестана продолжалось. Один день мы провели на Чиркейском водохранилище и Сулакском каньоне. Каньон мы увидели с высоты почти 2000 метров — со смотровой площадки. И, благодаря чудесной наводке Маши Рязановой, смогли спуститься к бирюзовой воде реки Сулак и совершить получасовую прогулку на катере.
Теперь обо всем по порядку.

Чиркейское водохранилище образовалось после строительства ГЭС на реке Сулак. Голубая гладь воды сразу притягивает к себе внимание, заставляет останавливаться, выходить из машины, идти вдоль берега и любоваться, как ветер поднимает маленькие волны, вдалеке проносятся быстрые катера, а на пляже отдыхают местные жители и гости жаркого Дагестана.

Насытившись одним невероятным видом, мы переехали к другому поражающему воображение пейзажу, — Сулакскому каньону.
Сначала мы увидели его со смотровой площадки. Я читала, что Сулакский каньон – это самое красивое место в Дагестане. Сюда приезжают туристы и путешественники, чтобы увидеть его ярко-бирюзовую воду. Но на самом деле, ни одна картинка, ни одно фото не могут передать всей окружающей красоты каньона.
Сюда нужно приехать, встать около перил смотровой площадки и наслаждаться, впитывать, всматриваться, запоминать каждый скалистый спуск Сулакского каньона, а главное, любоваться, словно написанной картиной, его поворотами и изгибами и потрясающим цветом воды.

После смотровой мы решили спуститься к этой чудесной воде. На стоянке около турбазы "Главрыба" мы созвонились с водителем, который аккуратно, спокойно и безопасно доставил нас к стоянке катеров.
Дорога – спуск к каньону продолжительностью 14 км, проходит по крутому серпантину, петляющему вдоль скал, и спускается к воде под большим наклоном. Перед въездом на серпантин номера машины, водителя и пассажиров проверили на полицейском посту (сверили номер машины, у водителя узнали, сколько человек он везет), далее мы проехали длинный неосвященный туннель и примерно через час, пропуская на поворотах встречные машины, оказались около катерной стоянки.

Водитель очень помог нам во время ожидания водной прогулки: полчаса ждал, когда приедет нужный катер, мы заняли места, и неземная красота Сулакского каньона стала близкой-близкой. Скалистые берега, горные вершины, водопады, скорость, солнечные лучи, бирюзовая вода, — вот оно счастье.

На обратной дороге мы остановились на смотровой площадке, откуда открываются открыточные виды на каньон. Эти виды могут вызвать только восторг и удивление, как природа умеет ошеломить человека.

Заехали полюбоваться на виды рядом с Чиркейской ГЭС.

После возвращения с прогулки на катере мы поблагодарили нашего аккуратного водителя, пообедали в бистро "Главрыбы", и решили продолжить этот прекрасный день, уговорив папу на зиплайн. Я в таких вещах не участвую, я переживающий наблюдатель. Но Миша иногда соглашается на Полинины предложения.
Этот замечательный день подошел к своему концу, оставив в нас счастливые моменты и воспоминания. Чиркейское водохранилище, Сулакский каньон – это то, ради чего стоило проехать 1900 км сначала в Дагестан, а потом еще 130 км, чтобы увидеть эту природную красоту.
Следующий день нашего отдыха в Дагестане мы провели в старейшей цитадели на территории России, которая называется Солнечная крепость (одна из версий перевода) или Нарын Кала.
Находится она в самом южном городе нашей страны – Дербенте. Солнечная крепость считается самой древней в России. Ее стены, уходящие в море, длиной почти 100 км, пережили множество войн, нападений, осад, но не были разрушены до основания, разобраны или подвержены расхищениям.

История Нарын Кала, ее строения, массивные стены, надежно защищающие крепость, привлекают к себе внимание, восхищают, заставляют задуматься, как через столько столетий она стоит и ничто не нарушает ее покой.

Туристы и путешественники приезжают к ее воротам, видят несокрушимые стены, проходят по каменной дороге внутрь и замирают от чувства истории. И мы, гуляя по крепостным стенам, ухоженным (для туристов) дорожкам, остро чувствовали, что вот она, история. Многотысячелетняя история. Сильные ощущения. Сильные чувства.

В день, когда мы гуляли по Солнечной крепости, дул сильный теплый ветер. Впервые за неделю, которую мы провели в Дагестане, пришли облака. Гулять стало легче, чем в предыдущие дни, когда от зноя и жары трудно было дышать и двигаться. Изначально мы договаривались между собой, что, если в этот день также будет держаться жара выше 40, то Миша с Полиной поедут в крепость без меня. Они бы выдержали этот поход, я после периода головных болей нет. Но видимо Дагестан пожалел меня и подарил ветряный облачный день, сделал мне подарок за то, что я не дошла до Карадахской теснины. Спасибо ему.
А сейчас я завершаю рассказ о достопримечательностях Дагестана. В следующей части расскажу о нашем отдыхе в Ессентуках и тех местах, которые мы посетили в регионе Кавказские Минеральные Воды.
Выражаю огромную благодарность Маше Рязановой за ее истории, рассказы, чудные наводки о путешествии по Дагестану.

Наши наблюдения о поездке в Дагестан

— В Дагестан лучше ехать минимум с двумя ночевками. Это связано с тем, что дорога непростая, ее прохождение требует от водителя внимательности, выдержки, самодисциплины, концентрации. Лучше, чтобы рядом кто-то выполнял роль помощника/штурмана. Это сильно поможет. Ели такой возможности нет (нет человека/штурмана или пассажиры не могут по каким-то обстоятельствам помогать во время езды), то весь маршрут должен быть наперед просчитан, проработан и точно построен.
— Всю неделю, которую мы провели на Каспийском море, стояла жара выше 40. Уже с 6 утра чувствовалось, как нагревается воздух, температура поднимается, становится душно. Деревянные ступеньки в отеле, песок на пляже, перила на балконе, — все было нестерпимо нагрето до высшей точки, словно раскаленная сковорода. Любой выход на солнце без головного убора был противопоказан. Иначе чувство медленного "жарения" на солнце вам обеспечено сразу при выходе из номера с кондиционером.
— Без кондиционера в такую жару невозможно. Номер и машина в данном случае нас спасали.
— Из-за жары мы мало где останавливались по дороге к достопримечательностям и обратно. Выйти из прохладной машины и сразу попасть под палящие лучи – это то, к чему не будет стремиться ни один здравомыслящий человек. В горах легче из-за ветра и снижения температуры.
— Покрытие дорог в основном очень хорошее. Есть указатели на города, поселки, достопримечательности.
— Отношение местных к нам было доброжелательное. По дороге на Карадахскую теснину мы повернули не там, где надо. Вернулись, спросили у местных дорогу. Нам подробно объяснили, как проехать, сказали, что та дорога, откуда мы вернулись, еще строится, проезда там может не быть и лучше ехать по другой, при этом пожелали нам доброго пути и приятного отдыха.
— АЗС и банкоматы. АЗС есть, но их немного. Мы заправлялись на заправке "Экспресс" в селе Первомайское. Внутри есть банкомат "Россельхозбанка". Рядом с АЗС гастроном и универсам "Каспий". "Каспий" – сеть универсамов в Дагестане. Основные продукты все есть. Еще пользовались банкоматом в Дербенте, на улице Гагарина, 14. Банкомат находится в магазине электроники "05".
— В магазинах оплата наличными или переводом по номеру телефона. Много где просят дать без сдачи. Берите копилку с монетами с собой.
— Маша, спасибо за контакты Адама, водителя, который был спокоен, аккуратен и выдержан. Это особо понимаешь, когда все вокруг тебя несутся, а ты едешь так, чтобы твои пассажиры чувствовали себя безопасно. Насколько это возможно на спуске и подъеме по горной дороге.

Основные данные по этому дню:

— стоимость билетов в цитадель Нарын Кала взрослый – 150 руб., детский – 50 руб. Оплата наличными. Режим работы Пн.-Вс. 9,00-18,00.
— спуск к воде и подъем от воды Сулакского каньона, всего 28 км, 3000 руб. Катер – со скидкой 1000 рублей на каждого. Скидку на 1500 рублей Адам нам дал из-за того, что его контакты нам дали хорошие знакомые. Оплата наличными или переводом на карту.
— зиплайн 700 рублей на одного. Оплата наличными.
— банкомат "Россельхозбанка" на АЗС Экспресс, Каякентский район, село Первомайское. Дербент, ул. Гагарина, 14. Внутри магазина электроники 05.
__________________
Всего 7750 рублей.

Спасибо за внимание!

Яна, места, о которых ты рассказала в этом отчёте, совершенно фантастические! Этот каньон и крепость притягивают. Спасибо за подробный рассказ, фотографии и полезную информацию! Это такое удовольствие попутешествовать с вами вместе хоть и виртуально.
Полина — прелесть! Эх, Яна, какие же у нас с тобой красотки растут... :))
Галя, спасибо за комплимент...)
А места и правда невероятные! Когда стоишь там, наверху, и плывешь в кораблике глазам своим не веришь. Такая красота! Такие виды!
Аватар пользователя татьяна
Ох, дух захватывает от такой красоты! А какие фотографии! Вы настоящие путешественники, трудностей не боитесь.  На серпантинах не укачивает? Спасибо.
Татьяна, спасибо вам!
Мы сами иногда удивляемся, какие мы путешественники)
На серпантине не укачивает.
Адам очень хороший водитель. Не гоняет и аккуратно водит.
Аватар пользователя ekaterinap
Яна, места, конечно, волшебные. От прекрасных фотографий глаз просто не оторвать. Вы большие молодцы, что отваживаетесь путешествовать по таким местам! Я бы побоялась поехать в Дагестан, если честно. Слишком уж, видимо, живучи во мне стереотипы про наш Кавказ.
Екатерина, да, места волшебные.
У нас тоже были стереотипы по поводу Дагестана. Но они медленно улетучивались во время нашего путешествия.
Единственный минус жара выше 40. Это тяжело. Сервис сильно хромает. Но люди... очень хорошие.
Дагестан пока не раскрученный регион. Он определенно заслуживает внимания путешественников.

Аватар пользователя ekaterinap
Проблема с жарой в 40 градусов, наверное, может решиться, если выбрать другое время года для путешествия. Сервис слабый - тоже не страшно совсем. Мы в этом плане не привередливые. И в палатке можем переночевать, и кашу на горелке приготовить. Хочется конечно и номер удобный, и кафе вкусное, но это второстепенно лично для нас. А вот переломить себя и свои страхи самое трудное.
все верно, Екатерина)
самое трудное - переломить себя и свои страхи, стереотипы.
Аватар пользователя Рязанова Мария
Яна, я очень рада, что Дагестан вам понравился также, как нам, и что моя информация пригодилась для вашего путешествия. Меня в Дагестане пугало только то, что не будет хороших отелей. Но опасения были напрасны, и в Избербаше и в Кизляре у нас были отличные отели, современные и чистые. Ну, а природа Дагестана, она не может оставить равнодушным. Это сплошной восторг и восхищение, когда смотришь на горы, на эту мощь и не верится, что это существует на самом деле и ты это видишь. Но, есть ложка дёгтя - это мусор, мусора много
Маша, да, твоя информация очень пригодилась! еще раз спасибо тебе!
Дагестан удивительное место. И горы, и море, и холмы, и петляющие дороги. Это все невероятный ДА-ГЕ-СТАН!