7-дневное путешествие по маршруту "Выборг – Ивангород – Псков". Часть 3. Псков — Печоры — Изборск — Гдов

Во второй части отчёта я рассказала об Ивангороде, Кронштадте и "Андерсенграде". Сегодня расскажу о наших прогулках/знакомствах с Псково-Печерским монастырем, Псковским Кромом и Гдовским кремлём. В конце напишу общую сумму потраченных средств — бюджет нашего 7-дневного автопутешествия по маршруту ""Выборг – Ивангород – Псков".
После прогулки возле Нарвских водопадов мы отправились в Псков. По пути заехали в Гдовский кремль на берегу Чудского озера и на пристань "Большая Толба".
От Ивангорода до Гдова 120 км. В этом городе мы сделали промежуточную остановку, чтобы посмотреть Гдовский кремль.

Возраст кремля солидный: ему почти шесть сотен лет. На сегодняшний день можно увидеть рвы, поросшие травой, ворота, немного запущенный парк и аллеи, фрагменты каменных стен.

На фундаменте разрушенного в годы войны собора Дмитрия Солунского построен собор в честь иконы Державной Божией Матери.
За стенами кремля можно сходить на Поцелуев мост и каскад водопадов.

После Гдова мы заехали на пристань Большая Толба.

Планируя наше путешествие, мы хотели попасть на Талабские острова. День, когда мы могли это сделать, выпадал на пятницу, рабочий день. Единственная компания, которая могла нас отвезти, — это водное такси. Остальные возят с экскурсией только в выходные. Условие водного такси, полная предоплата за неделю до поездки, нам не нравилось. И цена была высоковата. Чем меньше оставалось до поездки, тем больше мы думали, что надо отказаться. И, в конце концов, отменили нашу поездку на Талабы. Уже по факту мы убедились, что поступили правильно. Прогулка по Талабским островам требует некоторой медлительности, размеренности, неспешности. А у нас выходило, что мы планировали прогулку во время переезда из Ивангорода в Псков. Такую поездку надо совершать отдельно, никуда не торопясь.
После пристани около шести вечера мы заехали в наш отель "Пушкинъ", вкусно и атмосферно поужинали в ресторане и пошли в номер отдыхать и строить планы на завтра. Следующий день мы решили начать с поездки в Псково-Печерский монастырь, после него заехать в Изборск и уже после обеда погулять среди многовековых стен Псковского кремля. Теперь обо всем более подробно.
Накануне вечером Миша прочитал в отзывах, что без экскурсии в Псково-Печерском монастыре делать нечего. Я не хотела брать экскурсию. Хотела самостоятельно, не спеша походить среди святых стен монастыря, вдохнуть их историю и историю храмов и церквей, ощутить воздух, дыхание этого невероятного места, прикоснуться к священным частицам монастыря. Но спорить с мужем не стала. Экскурсию мы заказали и оплатили в кассе монастыря. Группа набиралась небольшая. 10 человек.

В течение часа с небольшим мы слушали рассказ об истории монастыря, его хранителях, храмах. И нам не понравилось. Редко, когда я пишу, что что-то не нравится. Очень редко. Но тут… действительно не понравилось. Рассказ сопровождающего был тихим, как будто она боялась разбудить спящего ребенка (малышей с нами не было), приходилось постоянно прислушиваться и близко стоять друг к другу, от этого очень быстро все в группе устали. Манера рассказа была несколько нудной. Не было слышно каких-то восклицаний, не было того самого воодушевленного рассказа, который зацепляет сразу. Все было на одной ноте.
Я видела другую группу с другим экскурсоводом. Вот на него было очень приятно смотреть. Группа за ним не ходила, а летала. Все слушали с большим интересом. Задавали вопросы. Вот им было действительно интересно. Их экскурсовод смог заинтересовать своих слушателей.

А наша гид изложила информацию на одной ноте и попрощалась. Думаю, на наше восприятие экскурсии еще повлияла жара, мы почти все время были на солнечной стороне, очень хотелось пить (во время экскурсии мы подошли и набрали воды из источника) вместе с очень тихим рассказом и постоянным вслушиванием это тоже дало свой отрицательный момент. И еще нужно было все время обходить идущих на встречу группы людей.
Теперь мое глубокое убеждение, что по таким местам, как Псково-Печерский монастырь и подобные ему святые места нужно ходить при полном отсутствии людей или при их минимальном наличии. И лучше с утра, а не ближе к обеду. Так у нас получилось в Ивангородской крепости. Просто отлично! Были только мы и крепость. И больше никого. Не считая сотрудников крепости.

От всего вышеперечисленного мнение о монастыре у нас получилось немного смазанным. Да, он великолепен и да, удивительно, что он сохранился практически в первоначальном виде. Он по-прежнему радует верующих своим сиянием куполов. Они такие невероятные, что дух захватывает. Его храмы, стены, цветущие сады дарят умиротворение и успокоение.
После Псково-Печерского монастыря мы решили заехать в Изборск.

Крепость в Изборске платная. Гулять по жаре и солнцу не хотелось. Мы обошли стены крепости и пошли к Словенским ключам на Городищенском озере. Словенские ключи – это 12 прохладных источников, сливающихся в одну реку и впадающих в озеро.

На озере живут белые лебеди. Людей они не боятся. Подплывают близко.
На ключах мы поняли, что от жары и впечатлений мы устали. Поэтому поехали отдохнуть в отель. В крепости на рынке купили копченого терпуга. Свежайшая рыбка обеспечила нам вкуснейший обед. Будете в Изборске, обязательно попробуйте копченую рыбу. Очень вкусно.
Отдохнули в отеле. Впереди нас ждала вечерняя прогулка по Псковскому Крому.
Гуляли мы практически в полном одиночестве. Людей было совсем немного и впечатление от прогулки и от Псковского Кремля сложились просто замечательные. Высокие стены, часть освящена солнцем (оно уже не жарило как днем), часть в тени, прогулка по каменным стенам позволила полюбоваться на зеленые лужайки и святыни кремля. Реки Великая и Пскова играли солнечными лучиками и дарили прекрасное настроение. Теплый вечер в Псковском Кроме стал наилучшим завершением этого дня и нашего путешествия.

За семь дней мы увидели много интересного. Каждый город подарил и показал нам свои удивительные места. Мы увидели почти все, что планировали. Много ходили и много проехали. Погода нам очень в этом помогала. Иногда жарила, иногда дарила тепло. В общем, все получилось, и мы не собираемся останавливаться.
Огромное спасибо Гале и авторам клуба за статьи о Выборге и Пскове.

Наши траты:

• экскурсия в Псково-Печерском монастыре 2000 рублей с группы в 10 человек. Возможна оплата картой на кассе монастыря.

Наши нетраты:

• переезд на Талабские острова, катер на 5 человек, 5 000 рублей.

Бюджет путешествия:

Бензин – 12 000 руб.
Стоимость проезда по платной дороге по транспондеру – 2000 руб.
Питание – 10 200 руб.
Жилье – 24 300 руб.
Мелочи, сувениры, билеты в музеи, экскурсия – 7 000 руб.