7-дневное путешествие по маршруту "Выборг – Ивангород – Псков". Часть 2. "Андерсенград", Кронштадт, Ивангород

В первой части отчета "Выборг – Ивангород – Псков" я рассказала о двух днях, проведенных в Выборге. Во второй части поделюсь следующими днями нашего путешествия.
Утром 3 июня, позавтракав, мы собрались и поехали в следующий на нашем маршруте город — Ивангород. Ехать решили вдоль Финского залива по Приморскому шоссе, чтобы полюбоваться морскими видами, песчаными пляжами, сосновыми лесами, подышать лесным воздухом.
По пути мы заехали в Сосновый Бор, в детский городок со сказочными героями "Андерсенград" и в Кронштадт, чтобы увидеть Морской собор после реставрации и, возможно, попасть на экскурсию и посетить парк "Остров Фортов", где можно познакомиться с историей Военно-Морского флота.
Дорога вдоль Финского залива очень живописна. Она наполнена тем, что радует глаза путешественника: хвойные леса, поляны, выходы и спуски к воде, возможность походить по прибрежным камням, подышать свежим воздухом.

"Андерсенград", в который мы заехали по пути в Ивангород, был открыт в 1980 году и посвящен 175-летию датского сказочника. "Андерсенград", парк "Белые пески" и природный парк входят в состав Сосновоборского парка культуры и отдыха. Город сказок в общем не плохой. Отличная задумка для маленьких посетителей. Но когда лавочки, бордюры заняты детьми старшего поколения с горячительными напитками в руках и тут же, рядом бегают маленькие дети… Это сильно расстраивает и отторгает от посещения детского городка. Мы покинули "Андерсенград" без какого-либо сожаления. Но если бы прийти сюда утром, когда здесь гуляют малыши или совсем никого нет, то впечатление будет совсем другое. Строения и домики парка очень симпатичные.

Следующее место, куда мы заехали по пути в Ивангород, - город Кронштадт.
Город-порт, расположенный на острове Котлин в представлении не нуждается. Морской собор – главное украшение Кронштадта — радует и восхищает.
Нам удалось попасть на экскурсию под купол собора. Рассказ длительностью около часа проходит под самым куполом. Перед началом экскурсии каждый экскурсант получает наушники, похожие на аудиогид. Пройдя несколько лестничных маршей, поднимаясь все выше и выше, наша группа через люк и узкую винтовую лестницу поднялась на круговой балкон, где мы прослушали интересную экскурсию и увидели Якорную площадь с высоты нескольких этажей.

Внутреннее убранство Морского собора все сияет.

Экскурсия нам очень понравилась. Подниматься по винтовой лестнице надо осторожно. От перепада высот может кружиться голова.
В Морском соборе можно еще посетить экскурсию на колокольню. Экскурсии под купол и на колокольню проводятся с разницей примерно в 20 минут по мере набора группы. Во время нашего посещения группы набирались достаточно быстро.
После экскурсии в соборе и солнечной прогулки по Якорной площади, мы пообедали в семейном кафе "Бриошь" и поехали в парк "Остров Фортов".
Парк новый, ему всего год, очень большой, площадью 9 га. В отзывах читала, что его хотят довести до 100 га. В парке ведутся активные строительные работы, ничуть не мешающие его посещению. "Остров Фортов" полностью посвящен Военно-Морскому флоту России. Мы провели в нем несколько часов, но при желании здесь можно пробыть весь день.
"Остров Фортов" поделен на зоны: прогулочные зоны с домиками в виде лодок, большой веревочный парк, детская площадка площадью 1 га, фут-корт, панорамные качели.

Вот где красота! С трех сторон открывается Финский залив, взлетаешь и кругом водная гладь.

Также в парке можно увидеть аллею героев российского флота длиной 150 метров и поизучать достижения нашего флота на протяжении трех столетий.

Маяк памяти, на котором нанесены 200 имен и фамилий – морских героев от Петра первого до наших дней.
Сад памяти, где высажены ивы, яблони, сосны в память о медицинских работниках, отдавших свои жизни во имя мира.
Парк "Остров Фортов" – это удивительное место для детей, родителей, старшего поколения. Здесь можно не просто совершать уютные прогулки, а узнать непростую богатую на события историю нашего флота. Здесь очень интересно. Очень. И мы очень советуем, если будете рядом, выберете время, посетите этот парк под открытым небом. Все поколения вашей семьи останутся довольны.

Покинув парк, мы поехали в Ивангород.
Ивангород – город приграничный, находится на границе с Прибалтикой, Эстонией. Для того, чтобы попасть в этот город, необходимо заранее оформить пропуск. Мы оформляли пропуск за неделю до приезда через Музейное агентство Ленинградской области. На их электронную почту я написала, что мы хотели бы приехать. В ответ был прислан бланк, в который мы вписали наши ФИО, год рождения, марку машины и точную дату приезда. Далее бланк с нашими данными сотрудники агентства передали на КПП. Уже при заезде сотрудники приграничной охраны нас проверили в музейном списке и пропустили. Пропуск также можно оформить через Госуслуги.
Мы заехали в отель "Тихий Дворик", вкусно поужинали в номере и пошли знакомиться с приграничным городом. Наша вечерняя прогулка прошла в ускоренном темпе из-за огромных комариных стай. Мы дошли до главного входа в усадьбу, на высоких воротах прочитали таблички, что это вся территория является приграничной зоной, ее нарушение карается законом. Мы уже расстроились, что усадьбу не удастся посмотреть, но решили завтра все подробно узнать в крепости.
По крепости я хотела заказать экскурсию. Но не получилось. Экскурсоводы были все заняты. На вопрос можно ли нас присоединить к группе, я получила ответ, что можно подойти и спросить, если группа не будет против, нас присоединят. Посовещавшись, мы не стали так делать. Забегая вперед, могу сказать, что ни одной экскурсионной группы во время прогулки мы не встретили. Только когда уже после прогулки зашли в музей и смотрели фильм, заметили входящую на территорию маленькую группу.
По Ивангородской крепости мы гуляли на следующее утро в полном одиночестве. Это дорогого стоит. Крепость насчитывает пять столетий истории. Об ее строительстве, пережитых войнах, о том, как ее защищали и как на ее территории создавались поселения, о нелегкой жизни горожан во время войн подробно рассказывает фильм в музее. Посещение музея входит в стоимость билетов
Ивангородская крепость производит сильное впечатление, словно вы попали в город в городе. Ее высокие и толстые стены вселяют чувство силы, непокоренности, защиты. При осмотре возникает острое ощущение, что никому никогда не удастся покорить эту высоту и толщину.

Крепость можно осмотреть как снизу, с земли, так и сверху, обойдя стены по периметру. Со смотровых площадок хорошо видно быстроводную Нарву и Нарвский замок.

Спустившись по каменным ступеням, мы осмотрели Никольский и Успенский храмы. Смотрительница открыла нам двери обоих храмов, провела внутрь, кратко и интересно рассказала об иконах, проводимых праздниках, батюшке. Мы, неожиданно для себя, получили маленькую индивидуальную экскурсию. Так было приятно встретить такого доброжелательного человека.

Два часа прогулки по крепости пролетели незаметно. Далее мы вернулись в отель, где нас ждал заказанный заранее на определенное время обед. Очень удобная услуга от нашего отеля, чтобы не ждать, пока заказ готовится, а прийти к определенному времени и сразу вкусно покушать.
После обеда мы на машине доехали до исторического района Парусинка, где находится усадьба барона фон Штиглица. Барон был придворным банкиром двух российских монархов, Александра I и Николая I, крупнейшим финансистом своего времени. Построил себе на берегу Нарвы роскошную усадьбу. Дом, к сожалению, не сохранился. Можно погулять по парку, аллеям и сходить к Троицкому храму. Барон построил храм на свои деньги для рабочих его суконных фабрик и в качестве усыпальницы для своей семьи. Храм очень красиво отреставрировали, и теперь он украшает собой зеленый парк и территорию усадьбы. К храму можно близко подъехать, если забить в навигаторе улицу Текстильщиков. Попадете прямо к усадебным воротам и к Троицкому храму. Этот совет нам дала кассир в Ивангородской крепости.
После усадьбы мы заехали посмотреть Нарвские водопады.
У них довольно солидный возраст. Первые упоминания о водопадах относятся к 17 веку. Уже пятое столетие водопады показывают себя во всей красе весной. В остальное время они отдыхают. При повышении уровня воды в Нарве часть воды спускают. Образуются красивые водопады. Для наблюдения за бурлящими потоками воды сделана удобная смотровая площадка. Рядом можно погулять в тени деревьев по мощеным дорожкам или отдохнуть на лавочках.
Во время нашего посещения водопады отдыхали. Нарвские водопады определенно стоит посетить. Если попадете во время их работы, думаю, получите удовольствие от бегущих потоков воды. Мы же увидели водопады спящими, отдыхающими. Насладились местом и временем.
Ивангород – город приграничный, город исторический, очень интересный, заслуживающий внимание туристов и путешественников крепостью, усадьбой, водопадами, неспешными прогулками. Маленький город, прогулки по которому подарят прикосновение к духу и атмосфере.
В третьей части своего отчета расскажу о нашей прогулке по Псковскому Крому и Псково-Печерскому монастырю.

Общие траты в Кронштадте и Ивангороде и информация:

— Сосновый Бор, "Андерсенград". Сайт www.andersengrad.info Адрес ул. Солнечная, 3.
— Экскурсия под купол в Морском соборе 800 руб. за троих, дети бесплатно, 400 руб./ взр. Оплата наличными. Сайт Морского собора www.kronshtadtsobor.ru
— Обед в семейном кафе "Бриошь" 1572 рубля.
— Парк "Остров Фортов", все бесплатно, кроме веревочного парка. Сайт www. кронштадт.рф Адрес Цитадельское шоссе, 14Ж. Режим работы с 8.00 до 21.00
— Ужин в отеле "Тихий Дворик" 1500 + обед на следующий день 1600 = 3100 рублей. Возможна оплата картой.
— Билеты в Ивангородскую крепость – 500 руб. за троих. 250 руб/взр. Возможна оплата картой. Адрес страницы о музее на сайте агентства https://www.lenoblmus.ru/museums/ivangorodskiy-muzey
— Парк усадьбы, Троицкий храм ориентир улица Текстильщиков
— Нарвские водопады, поселок Парусинка, ул. Текстильщиков, 6.