Талдом – Кимры. Часть 1. Заказник "Журавлиная Родина" (Талдом)

В конце сентября мы съездили в маленькое однодневное путешествие в Талдом и Кимры. В Талдоме побывали на экскурсии в заказнике "Журавлиная Родина". В Кимрах пообедали и посмотрели город.
Отчёт о поездке поделю на две части. В первой части расскажу, как мы съездили на самый север Московской области - в Талдомский район, на биостанцию Дмитровка, в гости к одним из красивейших и грациозных птиц - к серым журавлям. Журавли останавливаются в этих местах при перелете в южные страны, чтобы набраться сил и подкормиться.
Экскурсию в "Журавлиной Родине" заказали за три недели до нужной даты. Начало экскурсии выбрали раннее - 11 утра. Поэтому проснуться и выехать пришлось очень рано. В 6,30 мы сели в машину и тронулись в путь. От дома до биостанции около 220 км. Преодолев (на этот раз, ура!, без пробок) этот длинный путь, через 3,5 часа мы оказались у ворот заказника.

По дороге перекусить заехали в полюбившуюся нам сеть кафе "Магбургер" на АЗС "НефтьМагистраль" на перекрестке дорог на Углич и Сергиев Посад в селе Мишутино Сергиево-Посадского района. Снова полакомились имбирным грогом и парой бургеров.
Тем временем, сотрудники биостанции попросили нас немного подождать. Посоветовали пройти на площадку, где можно было полазить по деревянным строениям, созданным специально для детей: это огромный бобр и сова.
Полина с большим удовольствием полазила по этим богатырям. Рядом, в совершенно чудесном, сказочном домике из бревна, расположен Музей ядовитых растений.

Экскурсия началась ровно в 11 в Музее Болот, который находится на Биостанции. Нам рассказали о природе севера Подмосковья, показали небольшой фильм о журавлином заказнике и деятельности сотрудников, птицах и животных, живущих и обитающих в нашей местности.
Рассказ был интересный и познавательный особенно для тех, кто никогда близко к животным и птицам в природном заказнике не приближался.
После экскурсии мы оплатили билеты, сели в машину и отправились на поле для наблюдения за журавлями. Вместе с другими экскурсантами мы ехали «гуськом» (каждый на своей машине) за ведущей машиной научного сотрудника заказника.
При выходе из музея на стене расположены дома и домики разных видов птиц: куликов, сов и их сородичей.
На территории заказника обитают и крупные животные: медведи, лоси, волки. Они попали в эти края из разных районов Подмосковья и соседних областей.

Журавли

Вслед за сотрудником мы приехали на одну из площадок наблюдения за журавлями. Нам выдали бинокли, чтобы можно было, что называется, вооруженным глазом смотреть и наблюдать за этими величественными серыми грациями.
Подходить ближе чем на 300 метров к журавлям не разрешается. Они очень пугливы, боятся людей и при приближении человека просто улетают со своих мест. Мы наблюдали за ними с расстояния 1000-1200 метров. Около 80 особей были на полях. Сотрудники сказали, что нам повезло, и мы сможем понаблюдать за большим количеством журавлей
Что можно сказать? Наблюдение за птицами в природе вызывает совсем иные чувства, чем наблюдения в зоопарке, вольерах и тому подобное. Вот две-три пары журавлей легко поднялись в воздух, пролетели несколько метров и опустились на желтые поля. Просторы, тишина, безветрие, ясная погода без тумана - полный восторг и восхищение от созерцания окружающих красот. Так бы стоял и смотрел... долго-долго...
Уходить не хотелось. Но экскурсия продолжалась. Мы сдали бинокли, сели в машины и поехали дальше. Нас ждала

Прогулка по бобровым тропам

Самих бобров днем увидеть нельзя. Они ночные жители, днем с ними встретиться маловероятно. Бобры покидают место, где ими полностью выработана территория, и переселяются на новое местожительство, а после восстановления старого места, через 5-7 лет, могут вернуться назад.
К нашему удивлению, мы прошли фактически по крыше бобрового дома. Под ногами земля пружинила.
Дом состоит из множества ходов и лазеек. Наверх выходят широкие лазы, проход в которые бобры очень по-умному устраивают. На одну половину проходы заполняются водой, через которую бобер может пролезть, а вот лиса, например, нет. На другую половину проходы остаются без воды.

Рядом с домом в канале бобрами сделана запруда. С одной стороны уровень воды выше, чем с другой. Это как раз и сделано для того, чтобы вода могла поступать в лазы и проходы и оберегать от непрошеных гостей.
Также мы увидели, что остается после того, как бобры полакомятся ивовыми ветками. Очень похоже на свежезаточенные карандаши.
На берегу рядом с водоемом эти ночные труженики свалили березы, из стволов которых здесь же, в воде, построили запруду, оставляя после своей активной деятельности острые пенёчки.
Полинке очень понравилось исследовать дом, который бобры оставили после себя, изучать входы и выходы из него, но больше всего - осматривать острые карандаши и пенёчки. Она все время, пока наш экскурсовод рассказывал и показывал разные интересные моменты, лазила возле них и проявляла активный интерес.
Лесные виды вокруг.

После прогулки по бобровым тропам и местам их обитания, нас ждала заключительная часть нашей экскурсии:

Экологическая тропа

Мы снова сели по машинам и, проехав немного вперед, оказавшись в начале болотной тропы.
Сотрудники заказника сделали деревянный настил и смотровую площадку.
Рядом береза со свежими отметинами бобровых зубов.
Вдоль тропы растут целые поляны багульника.
Если его листья растереть в руках, разносится сильный дурманящий запах. Долго дышать его ароматами не рекомендуется. И поляны подбела.
Другое название этого растения Андромеда. Опыляется подбел пчелами, но мед его очень токсичен для человека.
На березах и соснах живут птицы: буроголовая гаичка или пухляк и редчайшие птицы козодои, увидеть которых очень непросто. Нашему экскурсоводу с помощью записанных на телефон звучных песен гаечек, удалось приманить этих маленьких светлогрудых красавиц, и мы смогли практически вблизи рассмотреть их. Полный восторг! Особенно когда одна из прилетевших гаечек стала перепрыгивать с ветки на ветку прямо перед нашей группой. Сфотографировать их мы не успели. Эти птички очень быстро разлетелись.
И, главное, мох сфагнум
и плаун.
Сфагнум интересен тем, что может впитать в 3 или 4 раза больше воды, чем весит сам. Плаун после активнейшего использования в медицине занесен в Красную Книгу. Его поляну мы встретили, когда были на бобровой тропе.
Очень информативно сотрудник заказника рассказал о разных видах болот: низинных, переходных и верховых. На плакате это очень хорошо показано.
Как раз по верховому болоту мы прошли во время прогулки по экологической тропе. Под подошвами то и дело проступала вода.
Подойдя к смотровой площадке и прослушав завершающий рассказ сопровождающего, группе было предложено пособирать и полакомиться клюквой. Ее заросли вокруг смотровой площадки просто огромны.

Что мы и сделали. Оказалось очень кисло и очень вкусно.
Полина с Мишей больше всех насобирали этих ягод и быстро все съели. Понравилось.
Экскурсия подошла к концу. Можно было вернуться на базу биостанции, чтобы купить сувениры, но мы не захотели. Хотелось еще немного погулять по этим болотистым, торфяным, наполненных кислородом местам.

Мы поблагодарили нашего замечательного рассказчика и после недолгого обсуждения поехали обедать в Кимры, в кафе сети Piu Del Chibo. В этой сети мы заказывали еду в Можайске. Теперь захотелось открыть для себя еще одно вкусное место и посмотреть город, в котором сохранилось очень много старинных дореволюционных домов.
Но об этом в следующем отчете.

Полезная информация:

• Фестиваль Журавля проводится раз в год в сентябре.
  • Экскурсии идут почти каждый день. По рабочим дням в 9,00 и в 14,00 (для организованных групп школьников), для организованных групп более 10 человек в 12,00 и в 15,00. Точное расписание по дням и времени выкладывается в августе на сайте заказника Журавлиная Родина www.craneland.ru
  • Стоимость экскурсии 400 рублей с человека. Оплата только наличными. Дети до 5 лет бесплатно. Сумма вносится на добровольной основе. Но, по нашим наблюдениям, никто не отказывается. Ближайший банкомат 24ч Сбербанка, - это поселок Северный, ул. Зелёная, 16.
  • Экскурсии проводятся СТРОГО по предварительной записи через электронную почту info@craneland.ru. Через социальные сети и смс запись не производится. Мы записывались за три недели.
  • В течение года в заказнике проводятся различные мероприятия и экскурсии: фестиваль карпа, гастрономический туризм, в гости к совам, растениям и другие. Расписание можно узнать на официальном сайте заказника.
  • Стоянка (парковка) бесплатная, находится за территорией заказника.
  • На воздухе вы проведете около 2-3 часов. Поэтому форма одежды - строго по погоде. Мы ездили 29 сентября. Было очень холодно. Утром градусник показывал +1. Поэтому в такую промозглую погоду одевайтесь очень тепло: непродуваемая одежда и непромокаемая обувь. Особенно я бы посоветовала тепло одеваться детям: на Полине была полная экипировка для позднеосенней погоды. На открытых участках во время экскурсии ветер был совсем нетёплым.
  • WC расположены на улице в виде деревянных будок, обклеенных старыми компьютерными платами.
  • Кафе или буфет на территории заказника отсутствует. Небольшой перекус можно взять с собой.

Как добраться:

• В идеале на своей машине. Птицы могут быть от биостанции достаточно далеко – в 10-15 км – ареал их скоплений охватывает очень большую площадь.
  • Экоэлектричка с Савеловского вокзала.
  • Экскурсионные туры от туроператоров.
  • Заказ автобуса в любой фирме, занимающейся пассажирскими перевозками.

Нам эта поездка очень понравилась. Очень. Незабываемая прогулка на свежем воздухе. Наблюдение за жизнью животных и птиц в живой природе, а не в вольере, оставили самые приятные воспоминания. На душе стало как-то хорошо и тепло.
Единственное маленькое но: Миша думает, что можно было бы попробовать подойти к журавлям поближе, метров с 600-700 попробовать понаблюдать за ними, а не с 1000-1200 метров, как нам показывали. Не знаю. Спорить не стала. Может он и прав.

Пока ехали в Кимры, я вспоминала слова нашего сопровождающего: «Пока люди не увидят природу вокруг себя такой, как она есть, не окунутся в ее подлинную жизнь, они не поймут, как и чем она живет, зачем природа вообще нужна людям, для чего ее необходимо беречь и сохранять». Мы теперь тоже так думаем.
Добро пожаловать в гости к журавлям в заказник «Журавлиная Родина»!