Знакомство с Крымом

Наша поездка в Крым в августе 2017 года хоть и планировалась заранее, но квартирный вопрос внёс в неё свои коррективы. Крым был выбран из-за парома, как это не покажется странным. Хотелось застать период, когда после 2014 года активность туристов в эту сторону юга чуть спала и не успела вырасти в связи с открытием моста. Сложилось так, что наш отпуск с мужем совпадал лишь 2 недели, а нам пришлось чуть задержаться из-за переезда в новую квартиру. Всё происходило в ударном темпе. В итоге, в сторону Крыма мы выехали 18-ого августа, а не 17-ого, как планировали заранее. Это оказалось огромным плюсом! Чуть позже объясню почему…
Погода стояла чудесная. В первый день было решено доехать до Азова и там остановиться на ночь в гостевом доме «Престиж». Много времени потеряли в пробках уже ближе к Ростову-на-Дону, а до этого вся дорога была свободная.
Выехали около 4 утра, заселились в районе 18-00 часов. У нас был общий номер на 5 кроватей, из которых мы занимали 4, а пятого нам обещали не заселять. Номер обошёлся в 2300 рублей. Душ, туалет, телевизор – всё присутствовало. Нам понравилось. После заселения пошли прогуляться по Азову и поужинать. Не могу вспомнить, как называлось кафе, но было всё очень вкусно. Мороженое просто восхитительное! И обошлось всё чуть более 1000 рублей на четверых. Погуляли по Азовской крепости и вернулись в гостевой дом. Утром мы завтракали на улице за столиками, никуда не торопясь. И тут начались звонки. :)

Оказывается, мы пропустили все новости. Звонили родственники и говорили: «Куда вы едите? Там селевой поток сошёл! Вы видели, что там творится? Во всём Судаке света нет!» А к слову, ехали мы в Судак и как раз по той самой дороге… Нас уговаривали подумать и, возможно, выбрать другое место для отдыха. Но созвонившись с хозяйкой забронированной квартиры, мы выяснили, что свет обещали дать к обеду, последствия авария устраняют, к нашему приезду должно быть всё в норме. Один день задержки оказался как нельзя кстати, иначе наша машина попала бы в селевой поток…
Ну а мы благополучно добрались до парома, стояли не так долго, через пару часов уже въехали на Крымскую землю.
Кругом степи, темнело. Сложно было ориентироваться в темноте. К Судаку подъехали к 9 вечера. Квартира у нас была однокомнатная, на первом этаже, всего за 1500 в сутки. Кондиционер был, но мы им не пользовались почти (может быть, пару раз включали), т.к. квартира выходила во двор, где росло много деревьев, и у нас был тенёк. Во дворе находилась детская площадка, а машины заезжали только тех, кто живёт непосредственно в доме.
Огромный минус – квартира в самом центре, на улице Ленина, довольно далеко от моря. Хотя пешие прогулки вряд ли можно назвать минусом. Тем более на пляж мы ходили по Кипарисовой аллее. В первый же вечер прошлись к морю, народ вовсю гулял. А мы как-то не впечатлились. Не Геленджик с его восхитительной набережной! И в шутку говорили о том, чтобы завтра махнуть на Кавказ. :)

День 1. Судак

С утра решили прогуляться на пляж. Вода грязная, народу просто море.
Вокруг серые горы. Попытались искупаться, но через полчаса собрались и решили в этот день просто погулять. Надо было узнавать, куда можно ездить купаться на дикие пляжи, а то что-то на Центральном не очень. Оказалось, что всё из-за дождей, которые шли накануне, через пару дней море стало значительно чище, а мы начали ходить на пляж раньше, пока народ только просыпался, а к 10-11 уже уходили.
В этот день путь наш лежал в Генуэзскую крепость. (XIV-XV вв.) Вход на территорию прилично платный, как потом оказалось, мы попали в последний день рыцарского фестиваля «Генуэзский шлем», поэтому и цена соответствовала. Помимо нас, присутствовали и такие персонажи.
Виды с крепости в сторону Судака
и в сторону моря
и ещё вид.
В определённый момент выше подниматься стало нельзя, но не все туристы послушны.
Вид на набережную Судака сверху.
Якоря со дня моря.
и пушки.
На улице жарко. В этот вечер мы просто гуляли вечером по набережной, честно говоря, немного разочарованные. Нам не было понятно, от чего так все в восторге от Крыма. Нам мало что нравилось в этот день – пляж, море, виды лысых гор, куча народу, кафешки почти все в районе Кипарисовой аллеи, откуда не видно моря. Но решили не спешить с выводами, в планах – посещение других мест полуострова.

День 2. Парк львов «Тайган»

В этот день мы поехали в Белогорск в парк львов «Тайган». Где-то через час прибыли на место. Территория большая, а солнце пекло беспощадно.
Сначала пошли в Сафари-парк ко львам, а потом уж в левую часть парка. Искали кошечек долго, все они попрятались от жары. Вот парочка спит.
С другими животными всё повеселее, у них не такая территория.

Очень долго умилялись на обезьянок и никак не могли отойти от клетки.
Еле сдерживались от смеха (ну не очень красиво было смеяться над слезами детей), когда девочка засунула в клетку с мартышками игрушку, и тут же её лишилась, её брат пытался достать игрушку, в итоге лишился очков. Оба ревели на весь зоопарк. Папа с криком, что очки жутко дорогие, ругался на обезьяну и пытался их отнять, а вторая в это время стащила у него панаму. И смех и грех, как говорится. :) Мы помогали спасать очки, отвлекая обезьянок, пока папа с помощью палки их подтаскивал к себе. Они пострадали, но не сильно. Панаму тоже отвоевали. Надо быть осторожнее с этими хитрыми бестиями.
Понравился зоопарк малышей, в него можно было зайти и погладить животных.

Вечером вызвали такси и попросили нас отвезти на какой-нибудь другой пляж, где не так много людей и море более чистое. Выбрали «Меганом». Там действительно здорово, но ездить каждый день на такси дорого. К слову, такси в Крыму намного дороже обходилось, чем в Геленджике.

День 3. Судак

В третий день мы никуда не ездили, просто купались, наконец, найдя понравившийся пляж. Вечерами мы ужинали в кафе, любимое нашли к концу отдыха, ходили в него последние три вечера. Днём там была столовая, а вечером здесь готовили очень вкусный шашлык. Муж заказывал мясо, а я рыбу. Даже дети с удовольствием уплетали и рыбу, и мясо за обе щеки. Были и в ресторане, и в столовых, но это кафе подошло нам по цене и по вкусу идеально. Садились на диванчики и наслаждались…

День 4. Бахчисарай

На четвёртый день с утра наша семья отправилась в Бахчисарай. Это 140 км. в одну сторону. Ездили через Симферополь. Дорога далась тяжело, жуткие пробки перед круговыми движениями, местами серпантин…
Но сам Бахчисарай! Первоначально посетили с экскурсией ханский дворец, бывшую резиденцию Крымских ханов, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры! В каждой комнате разные потолки, вот один из них.
А здесь располагались мужчины за разговорами, изначально окон не было.
Ну и знаменитый «Фонтан слёз».
После истории экскурсовода о любви хана Кырым-Гирея к умершей возлюбленной, после сравнения капелек воды, стекающих по стене, со слезами хана, одна дама из нашей группы всё-таки спросила, глядя на фонтан: «Он что, не работает?» :):)
На территории резиденции очень красиво!

Что раздражает, так это куча зазывал, которые рассказывают о том, что без них ты никуда не проедешь и не попадёшь. Мы чуть было не поехали домой, когда нам предложили прокатиться на джипе в пещерный город, сказав, что пешком там делать нечего, дождь размыл вчера дороги. Однако, решили дойти хотя бы до пещерного Успенского монастыря. Зашли внутрь, виды сверху красивые.
А потом мы встретили группу людей, которая шла дальше, мимо монастыря. Заинтересовались, что там дальше, куда путь держат, ответили, что в Чуфут-Кале. Немного поколебавшись, решились пойти за ними. Долго шли, по пути встретили невесту с женихом, которые фотографировались на фоне пещерного города.
И наконец, дошли до самого города.
Музей уже закрывался, можно было просто полазить по этим «комнатам».
Но тут совершенно случайно мы встретили экскурсовода, которая уже закончила свой рабочий день и, возможно, шла домой. Мы и рядом стоящие люди быстро скооперировались и попросили её провести ещё одну экскурсию для нас. Это было отличное решение, без неё мы бы не посмотрели и половины из того, что увидели.
Мы лезли куда-то выше и выше, а там наверху оказались дома, дороги, и вот такой Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
Виды сверху потрясающие, но уже вечерело, было зябко. Девчонки не боялись садиться на край, свесив ноги, а я боялась подойти ближе, чем на 3 метра.
Мы спустились в подвал одного из домов, послушали музыкальный инструмент (не помню точно, как называется), который звучал в этих пещерах очень необычно.
А вот по этой дороге в Чуфут-Кале приезжали сами императоры. Обратите внимания на вековые колеи.
Мы много узнали про караимов, народ, который жил в этих пещерах. Я даже потом книгу купила про них. Эта экскурсия мне запомнилась больше всего! Город, расположенный в пещерах, на высоте… Представляете, дети караимов бегали в школу по этим горам несколько км! Это удивительное место!

День 5. Коктебель

В этот день с утра моросило, а ехать далеко не хотелось, поэтому приняли решение посетить дельфинарий (в инете вычитала хорошие отзывы о Карадагском), а затем завод марочных вин и коньяков в Коктебеле. Дельфинарий напомнил Советские времена, было здорово!

Производство вин отличается от производства шампанского (посещали в 2016 году завод в Абрау-Дюрсо), интересно было сравнить. Покупать ничего не стали, только виноград.
Вот в этой комнате дегустируют вина.
В этих бочках хранится вино, как потом туда залезают девушки, чтобы помыть бочку изнутри, для меня осталось загадкой. :)
А в этих бочках делают мадеру.

День 6. Новый Свет

Новый Свет находится совсем рядом с Судаком. Мы много слышали о тропе Голицина, настало время пройтись по ней. На такси проехали всего около 8 км, но было жутко страшно, так как водитель мчался по серпантину с достаточно хорошей скоростью, а я старалась не смотреть в окно. Оказывается, что я жутко боюсь высоты. :(
И вот мы уже в начале пути.
А это грот Шаляпина.
Представляете, сколько народу проходит здесь ежедневно.
Взору предстаёт голубое бескрайнее Чёрное море.
Кажется, как будто это дракон прилёг отдохнуть и превратился в скалу.
В Судак мы возвращались по морю, на теплоходе. Крепость с воды.
Мы как раз обедали в кафе, когда началась гроза! Минут 30 ждали, пока дождь кончится, но казалось, что ему нет конца и края. И тут мы решили искупаться, никогда не купалась в дождь. :) И мы такие были не одни! Потом сидели на шезлонгах под зонтами и смотрели на море. Домой пришли мокрыееее! Вечером даже и не ходили никуда, всё приготовили дома. Под вкусный ужин выпили бутылку шампанского, которую мы прихватили в магазинчике завода шампанских вин в Новом Свете.

День 7. Ливадия и Ай-Петри

Понимая, что после вчерашней грозы в море опять попало много грязи, решили поехать в Ялту, точнее в Ливадию и на Ай-Петри. Это была самая долгая поездка, после неё мы никуда уже не ездили. В нас чуть не врезался какой-то мужик, который пронёсся мимо с такой скоростью, что мы даже не успели понять марку машины. Он всё же задел нашу, но к счастью, на двери осталась только его краска. После этого случая решили больше не испытывать судьбу. Много местных машин катается очень быстро в Крыму, особенно тяжело, когда не знаешь дорогу.
Мне хотелось в Ливадию, потому что это место любили последние императоры, хотелось больше узнать о их жизни на берегу Чёрного моря. Вот один из залов дворца.
Здесь же сидит знаменитая тройка - Сталин, Рузвельт и Черчилль.
Здесь подписано «Коммюнике о Крымской конференции».
Ну и сам Ливадийский дворец.
Не дали мне походить по территории Ливадии - дети и муж звали на канатную дорогу. Совершенно случайно внизу мы встретили водителя на "Газели", которая набирала экскурсантов подняться на гору на машине, а уже вниз спускаться по канатке, говоря, что так интереснее. Мы, поколебавшись, согласились, о чём не пожалели. Советую! :) Парень нам попался с юмором, вёз нас вокруг горы вдоль зарослей.
На протяжении пути мы делали остановки. У озера, например.
Водитель рассказывал нам много интересного и постоянно шутил. Например, про то, что вооон на той горе живут динозавры, и что они высиживают вооот такие яйца. :)
На самом верху открывались чудесные виды, и видимо, я опять одна боялась подходить к краю.

Ребята на мосту пошли ещё дальше.
Вдоволь налюбовавшись, встали в очередь на канатную дорогу. И вот оказалось, что совсем не страшно спускаться вниз, видимо из-за того, что гора оказывается под тобой не так низко. В лифте человек 25-30. В середине пути остановка, где нужно пересаживаться в другую кабинку и ехать дальше. После канатки поехали в Судак.

Дни 8-10. Судак

В эти дни мы просто наслаждались последними деньками в Судаке, уже совсем привыкли, немного подустали. Объедавшись мороженого, купались с утра, обед проводили дома, а часов в 5 опять отправлялись на набережную, гуляли и сидели в любимом кафе. Отдых подходил к концу, мы покупали сувениры родным и близким.
На 10 день мы выехали в сторону дома, паром прошли отлично, ночевали в Миллерово. Приехав домой, мы ещё ели рыбу красноглазку, которую привезли из Судака, а в голове звучало: «Рапаны, мидии, кому рапаны» или «Кукуруза! Горячая кукуруза», а ещё «Рыба, рыба, рыба, копчёная, вяленая, обалденная!» Будете в Крыму, возьмите красноглазку у мужчины, который ходит по пляжу и кричит про рыбу, она действительно обалденная!!! :)

Подводя итог, хочу сказать, что в Геленджике нам, пожалуй, понравилось больше, но и Крым оставил приятные впечатления, несмотря на мой страх высоты и серпантина. Я бы поехала ещё на полуостров, но уже поглубже, где больше гор. Мы ведь ещё не видели Ласточкиного гнезда, не побывали в Севастополе… Мы пропустили Керчь! А ведь меня ооочень интересуют Херсонес и Пантикапей с Митридатом Евпатором! Надо обязательно будет посетить историко-археологический музей в Керчи. Так что надеюсь ещё встретиться с полуостровом в ближайшем будущем!

Аватар пользователя anastasiyaf
Какие виды, какие просторы, тоже с мужем хотит на машине в Крым. Тяжело водителю далась езда?
Аватар пользователя zhanna
До Крыма не тяжело, на самом полуострове да, постоянно в напряжении, дороги местами узкие, повороты крутые... Уши закладывает)))
Жанна, какое замечательное путешествие у вас получилось! Ни о чем я так долго не мечтаю, как о Крыме. Ждать осталось недолго. Он у меня по плану в следующем году. Если мост, конечно, откроют.
Он что хужеЕ Геленджика??? Наверное, сколько людей, столько и мнений. Сегодня ко мне приходила знакомая и говорила, что много лет ездила в Адлер , а после Олимпиады туда нечего и соваться, полный отстой. Зато Анапа- это классно. Это намного лучше Сочи) По ее мнению) Поэтому, я думаю, надо составлять собственное впечатление)
Очень смешно про обезьян. Какие коварные! Фотографии все замечательные.
Аватар пользователя zhanna
Крым не хуже, он другой) К тому же, я думаю, что Геленджик совпал с нашим первым впечатлением о море, тогда и оно восхищало, и горы, и всё остальное! А тут мы уже не ахали так сильно)))) Набережная в Геленджике очень хороша, что и говорить, но в целом здорово и там, и там)
Крым (полуостров) и Геленджик (городок) нельзя сравнивать. Но вообще, конечно, Крым очень специфичен. После нашего юга там многое ломает, очень многое. Но мне даже интересно твое мнение, Ириш.
Меня, Галюш, Крым очень пугает. Сейчас для меня самые родные два места, где я была- Должанка и Геленджик. Все остальное, как в тумане. Но про Сочи мне все намного понятнее, чем про Крым. Крым для меня, наверное, как Абхазия. Хочется, но страшно. Наверное, в первый раз приеду только в Ялту, ненадолго, чтобы присмотреться. Дорог боюсь. Не нравится, что наличку надо возить.. Про цены пока ничего не понятно. Но очень хочется. Много слышала про Новый Свет. Почитав Жанну поняла, что там можно перемещаться по воде, не обязательно на такси.
Аватар пользователя zhanna
В Судаке цены точно не выше, чем в Геленджике) Одинаковые, я бы сказала) А в Ялте, говорят, подороже. И в Новом Свете тоже. А по воде мы перемещались из Нового Света в Судак, а вот в остальных случаях не знаю, есть ли такая альтернатива)
Геленджик дорогой, я считаю...
Геленджик дороже Сочи выходит.
В Геленджике продукты дорогие. Мне объяснили это тем, что все везут из Краснодара.
Крым - это наша юность, путешествие в прошлое. А в Сочи... как в Москве. Я про ощущения дома/недома, современности/прошлого. Крым, конечно, очень красив природно, совершенно другой, чем Кавказ. В советское время я однозначно больше любила Крым. Архитектуру (дворцы, храмы, парки). А сейчас... люблю природу Крыма, а отдыхать удобнее на ЧПК. В бытовом плане отдых в Крыму для аскетов, что ли. Даже если живешь в хорошем современном отеле - только вышел из него и всё. Если на все это закрывать глаза, если жить не в маленьком поселке, а в той же Ялте, если цены снязят на проживание (значительно снизят!), то отдыхать в Крыму, настроив "свой барометр" на море и достопримечательности, очень даже можно. Посмотри, какие шикарные у Жанны фотографии! Вот это мой любимый Крым. Во всем блеске.
Мне кажется, что в маленьких поселках нам будет скучно. В Должанке мы заскучали... А В Геленджике я б и на три месяца осталась..
Фотографии замечательные. Так все красиво. Я твои посты про Крым вспоминаю. Анины.. Хочется в Крым очень)
Аватар пользователя Елена Л
Николай, Татьяна, статья называется "Знакомство с Крымом", для первого раза очень даже весомо! Жанна, вы молодцы, что выбрали Крым, что не сидели на месте, много где побывали, отдых ваш получился не " овощной " с валянием на пляже все 10 дней, а интересным и познавательным, как мы тоже любим. Читая отзывы Галины, признаю, что меня очень тянет в Крым, тем более, ни разу там еще не была (а даже не верится), но для меня он как другая планета: есть определенные страхи и сомнения, озвученные и вами, и другими авторами (дороги-серпантины, ажиотаж, толпы народа, не идеальная инфраструктура, дороговизна и др.), но есть внутри надежда, что историческая и природная составляющая все же перевесят наши страхи и сомнения. Надеемся там побывать!
Аватар пользователя zhanna
Спасибо! Мы совсем не "овощные", это правда))) Обязательно посетите, думаю, что Крым не оставит равнодушным! С возрастом страхов и сомнений становится только больше))) Мы больше думаем, рассуждаем, но тут надо действовать))))) Точно)
Аватар пользователя nataliyak
Чем больше читаю про Крым, тем больше туда хочется. Причем, в разные его части сразу. Но очень много всяких НО. Когда-то после мучительных размышлений отменила поездку в украинский Крым. Показалось, очень сложно, долго добираться, дорого.... Насколько же тогда все это было менее, чем сейчас... Но хочу туда по-прежнему. Если когда-нибудь удастся придумать вариант, который устроит всех участников поездки по маршруту, времени и программе (пока что-то не получается), - обязательно поедем. Из Вашего, Жанна, отчета самым собланизнительным показался Бахчисарай и окрестности.
Аватар пользователя zhanna
Для меня именно Бахчисарай и Чуфут-Кале стали каким-то другим миром и оставили самое большое впечатление)
Пещерные монастыри и города Крыма - это отдельный, не похожий ни на что мир. А Чуфут-Кале самый из них доступный. Кстати, в своё время он тоже на нас произвёл огромное впечатление. В этом были в Качи-Кальоне в Бисером храме, тоже очень необычно, ни когда подробного не видела.
Аватар пользователя tatianag
Крым, моя любовь. Спасибо, Жанна, за статью. Крым - мои студенческие годы, университетские практики. Поля лаванды с удивительным ароматом, Димерджи с каменными скульптурами, карстовые пещеры, Большой каньон, Ялта и Севастополь - всегда вспоминаю. Считаю, что в Крым обязательно нужно съездить любителям непляжного отдыха.

Аватар пользователя zhanna
Хорошие ассоциации, приятные)) У нас в семье разделение - все тянут на пляж, а я по экскурсиям))) smiley
Прям как у нас ;) Мне на пляж и "купательное" море вообще наплевать ;) А моим с масками и ластами поплавать надо, вот и селимся по окраинам, в пешей досягаемости от оного и исключительно чистого. Они потом - на море, а я -спать. Правда, насчёт экскурсий мы совпадаем, единственное, сына может поворчать, ну это уже традиционно :)
Аватар пользователя zhanna
Анна, вот и я могу просто смотреть на море, мне этого хватает)) А все остальные как лягушки) А на экскурсии договариваемся - сначала вы терпите мою историю в Ливадии, а потом зато на Ай-Петри, т.е. чередуем исторические и культурные с развлекательными. Мне в аквапарке часа хватило, зато остальным и 6 часов мало))
Я в аквапарк вообще не хожу :( У меня панический страх, если вода в глаза попадает :( Но я заметила, со временем мои изменились, втянулись и полюбили экскурсии ;) Так что главное, не останавливаться, полюбят :)
Аватар пользователя zhanna
Надеюсь, у них нет выбора особо))))wink
Аватар пользователя natalia_s
О, страсти прям кипят))) Вставлю свои "пять копеек". Правильно говорят: сколько людей, столько мнений)))
Если говорить о черноморском побережье Краснодарского края, то мы много лет подряд отдыхали там и объездили его вдоль и поперек. В Крыму я была несколько раз: в школьные годы, при СССР, пару раз в начале 2000-х и в 2012 году на машине. Тогда была Украина, но мы замечательно и очень дешево отдохнули, правда не были на ЮБК, туда собирались в следующем 2013 году. В связи с тогдашней обстановкой в Украине решила не ехать, так что на ЮБК я пока не попала.
Геленджик ,Сочи мне совсем никак не понравились: толпы людей, машин, пробки- вот такие ассоциации. Анапа- если только галечные пляжи, те же толпы народу, грязное море.
Новороссийск- мало подходит для пляжного отдыха, но много интересного для путешественников)
Дивноморское и окрестности- окрестности лучше))
Для себя решили, что если в Краснодарский край на пляжный отдых, то только в небольшие посёлки, типа Бетты.
Крым 2012 года оставил только положительные эмоции,очень хотелось и хочется вернуться. Тоже очень жду мост. Но, если сыну все-таки этим летом дадут отпуск, то поедем в Крым даже, если мост не откроют, у сына практически невозможно получить отпуск летом.
Для меня предпочтительнее Крым)))
Аватар пользователя elenach
Мы тоже ездили в Крым в прошлом году. Это была мечта:) Очень мне полюбился Севастополь с первого взгляда (отдыхала там в 2013 году). Еще нам как раз хотелось на пароме переправиться, пока он еще ходит. Да и у мужа был отпуск летом. По поводу дорог - нормальные дороги. Даже наоборот расширяют, готовятся к открытию моста. Мы ехали по Симферопольскому шоссе в сторону Севастополя. Стоит пожалуй отметить, что пробки бывают и надо расчитывать время прибытия на место с учетом сезона. Неделю отдыхали в Любимовке (отличное, кстати, место). А возвращались через ЮБК. Соглашусь, что еще тогда в 2013 Крым был поживее. Сейчас много заброшенных и запущенных зданий. Да и цены действительно кусаются. Но природа Крыма необыкновенна! Я бы и еще поехала.