Горный парк Рускеала. Мраморный каньон. Фоторепортаж

Горный парк Рускеала и Мраморный каньон - самые известные достопримечательности Карелии. В прошлый раз, рассказывая об одном из дней нашей поездки по Карелии, я обещала поведать о них подробнее. Выполняю свое обещание.
Этот пост не исторический очерк, не геологическое исследование. Статей об истории Мраморного каньона в интернете и без меня масса, все они похожи, информация повторяется, и нет смысла ее пересказывать. Ничего нового я вам точно не сообщу. Тем более нет смысла говорить о том, в чем я вообще ничего не понимаю - о способах добычи мрамора, каменоломнях, штольнях и прочем, а ведь это тоже напрямую связано с мраморными карьерами Рускеалы.
Главное, что я понимаю и что вызывает во мне трепет и уважение, это осознание следующих фактов: российская империя начала заниматься разработками мрамора в Рускеале еще при Екатерине II, таким образом, работы здесь велись не одно столетие - с XVIII до начала XX в.в. Из мрамора рускеальских карьеров построены многие великолепные здания в Петербурге. И мой любимый Исаакиевский собор облицован этим чудесным мрамором цвета белых ночей.

Самое интересное во всех существующих статьях о Рускеале - это отзывы, истории ее посещения. Все они душещипательны и восторженны, не зависимо от обстоятельств посещения - кто-то приехал самостоятельно на машине, кто-то организованно с экскурсией, кто-то покатался на лодке, кто-то не смог, кто-то увидел много, кто-то недостаточно, зима-лето-весна-осень... Ой, ну честное слово, не знаю, не видела, не читала ни одного равнодушного отзыва о Горном парке "Рускеала". И если другие достопримечательности Карелии нет-нет, да вызовут некоторое недовольство и протест - Кивач жидок. Кижи дороги. Валаам неприступен и оккупирован РПЦ. В Марциальных водах смотреть нечего (хотя смешно это слушать, право дело) - то с Рускеалой так не бывает. Рускеала "на коне"! :) Объекты грандиозны, посещение недорого (150 руб.), все понятно, доступно для народа, грандиозно и масштабно.

В моем фоторепортаже я покажу вам то, что увидела в Рускеале сама лично во время прогулки вокруг Мраморного каньона. Вы пройдете со мной шаг за шагом, увидите всё моими глазами, и может хоть в какой-то мере это порадует и удовлетворит тех, кто не может прямо сейчас отправиться в Карелию сам.
Не буду скрывать, меня порадовало, что Горный парк "Рускеала" - это облагороженный туристический объект, где всё есть для приятного отдыха. Организация, поверьте, очень достойная - есть большая парковка, информационные стенды, кафе, сувенирные лавки в одном (деревянном) стиле, современные чистые туалеты.

Вокруг Мраморного каньона проложена дорожка, лесенки, имеется несколько смотровых площадок, установлено красивое освещение, которое можно оценить в тёмное время суток. Что еще приятно - режим работы удобный, продолжительный: летом - с 9.00 до 24.00, весной и осенью - с 10.00 по 21.00, зимой - до 19.00. Время немного корректируется, уточняйте его на сайте Горного парка "Рускеала" http://ruskeala.info.

Зачем сюда едут туристы? Что в Рускеале делать и смотреть? В первую очередь надо увидеть главный объект комплекса - Мраморный каньон. Да, это главная, я бы сказала, центральная достопримечательность Рускеалы, но не единственная. Есть еще Итальянский карьер, Рускеальский провал, руины Мраморного завода. Также здесь есть тарзанки (1 000 руб./чел.) и возможность погружения в воду для дайверов (200 руб./чел).
Чисто зимнее развлечение в парке - катание на собачьих упряжках (http://ruskeala.info/white-rune-husky-team). Так что эта достопримечательность Карелии для круглогодичного посещения.
При желании и наличии свободного экскурсовода в горном парке можно заказать экскурсию по Мраморному каньону. Для группы до 4-х человек это будет стоить 1 000 руб. Для групп больше 4-х человек - 250 руб./чел. Согласитесь, более-менее подъемно.

Так вышло, что увидеть всё у меня не получилось. Мои поехали кататься на лодочке (400 руб. лодка), я пошла на прогулку вокруг Мраморного каньона (150 руб.). Не буду повторять обстоятельства, объясняющие почему посещение горного парка несколько скомкалось. Об этом я подробно написала в посте "...Рускеала. Водопады. Мраморный каньон".
Маршрут, который я не спеша одолела за 1 час 5 минут, на карте выглядит так:
Каньон, заполненный грунтовыми водами, достаточно внушительный по размерам.
Первый взгляд на Мраморный каньон. Вода, как и "обещали" различные источники, то ли бирюза, то ли изумруд, то ли всё вместе взятое.

После этого мы поменялись фотоаппаратами с мужем, и бирюза оказалась на его фотографиях, а не на моих.
Сначала я "посадила" своих на лодку. Весь процесс подробно фотографировала.
Костя с Соней спускаются по лесенке к причалу.
Там на них одевают спасательные жилеты.
Сажают в лодку и - adieu! Честно говоря, покупая билет на катание на лодке, нами представлялось, что кто-то будет грести, а Костя будет фотографировать. Как-то до этого нигде мы с лодками не сталкивались.
На самом деле процесс оказался намного прозаичнее - греби сам. Ну мои и погребли.
Ладно мой муж двухметровый крепкий мужик, а если б барышня или бабушка какая-нибудь попалась. Не дай Бог я на их месте. Ой, меня прям пот прошиб! Страшно подумать. И вообще, это... предупреждать надо!
Проводила своих взглядом и вся в трепетных чувствах пошла на маршрут.
Так переживала, что, не заметив надписи "Выход в маршрута", "поплыла против течения".
Всё время, пока мои катались на лодке, я смотрела на них и фотографировала.
Вдалеке узрела тарзанку.

Многочисленные смотровые площадки на Мраморном каньоне надежно огорожены. И все-таки я советовала бы родителям не выпускать своих детей из поля зрения. А малышню так точно держать за руку. Стоя на площадке и глядя в синюю даль, я думала о нелегкой родительской судьбе. Едет ребенок на лодке - волнуешься за него. Стояла бы моя резвая барышня рядом - я волновалась бы не меньше. И казалось бы - ходи свободно, наслаждайся красотой и свободой, пока ребенок не лезет на тарзанку и за пределы ограды. Неееет. Не получается... :(

Сувенирные мастерские "Город мастеров".

Подхожу к тарзанке.
Роупджампинг - экстремальный вид спорта, заключающийся в прыжке с верёвкой с высотного объекта. Общая высота - 20 м., свободное падение - 15 м.
Лично меня удивило то, что прыгать разрешают не только взрослым, но и детям с 7 лет. Ничего себе! А если моя барышня через пару лет захочет так попрыгать?! А ведь может. Ничего не боится, мамин антипод. Кстати, цена прыжка не слишком велика и скорее привлекает, чем отталкивает.
Неплохо бы заснять прыжок, стать свидетелем чьей-то смелости и безрассудства...
Заглядываю вниз. Дух захватывает. Я бы не решилась точно. Ни-ко-гда!
Я лучше так, по-простому, по тропинке, по дорожке... Красиво, правда?
Идешь, идешь - бац, деревья расступаются, глаза разбегаются от простора, масштаба и красок Мраморного каньона.

Увидела еще одну смотровую площадку, но на противоположной стороне от дорожки.
Здесь располагает карьер (каньон, озеро), но значительно меньше.

С удивлением узнала, что на территории Горного парка "Рускеала" очень богатый животный и растительный мир. Многие растения, растущие вокруг Мраморного каньона, занесены в "Красную книгу" России и Карелии.
А еще здесь стоял потрясающий аромат. От чего конкретно - не знаю, но лесных цветов здесь видела множество. Например, вот такой красивый цветок, похожий на ландыш. Поискала в интернете, возможно это Купе́на душистая, лекарственное растение.
Я не прошла еще и половины пути, а мои подплывали уже к гротам.

Уместно сейчас показать вам фотографии, которые по очереди снимали Костя и Соня из лодки.

Вот такая прогулка по Мраморному каньону на лодке. Судите сами - стоит или не стоит ехать в такое водное путешествие. Но посмотреть на мрамор вблизи, пощупать его самому, побывать в гротах, на мой взгляд, любопытно.
Ну а я вас приглашаю вернуться на дорожку вокруг Мраморного каньона. Тем более что впереди нас ждет много интересного.

Впереди показывается утёс Екатерины II. Слева него идет дорожка, которая ведет еще к одной тарзанке (троллей) и... Итальянскому карьеру и Рускеальскому провалу. Это дорожка - ответвление от главного маршрута вокруг Мраморного каньона. Подозреваю, что на этом щите зеленого цвета написано немало полезной информации, которую в спешке я не прочитала. :(
Внушительный утёсик.

Так постепенно я добралась до еще одного экстремального аттракциона в Горном парке "Рускеала" - троллей ZipLine. К сожалению, в этот день он не работал, поэтому кроме объявлений я ничего не увидела и не сфотографировала. Если бы я продолжила свой путь здесь дальше, то дошла бы до Итальянского карьера. Но я тогда этого не знала.
Ну а я подошла еще к одной смотровой площадке. Мои уже уплыли к этому времени, а я одолела только половину пути вокруг Мраморного каньона.

Впереди меня ждала шахта - мрачное, темное место, где людям, судя по отчетам, бывает страшновато даже в коллективе.
А я была одна, никого вокруг даже из чужих. Но все-таки не задумываясь вошла внутрь.

Старая вертикальная шахта.

Наконец впереди забрезжил свет в конце "туннеля".

По идее в этом месте я должна была входить в шахту. Но так как шла в обратную сторону маршрута, то наоборот вышла здесь из нее.
Орудие шахтеров в старину.
Поднимаюсь по лестнице и выхожу на финишную прямую.

Теперь уже сверху заглядываю в жерло старой шахты.

Какая же красота здесь все-таки!!!
Еще одна из смотровых площадок. Все, кто путешествует здесь не один, активно фотографируются на фоне каньона.

Вокруг Мраморного каньона гуляет много людей, многие семьями, в том числе и с детьми самого разного возраста.

Подозреваю, что в парке проводятся различные интерактивные программы для групп. Но информации об этом нигде я не нашла.
Экскурсионная группа в Мраморном каньоне.

Не могу сказать, что нагулялась, насмотрелась вдоволь. Хочется приехать в горный парк еще раз, чтобы смотреть всё и уже более осознанно, вдумчиво, не торопясь. Уверена, что посещение Рускеалы не за горами. Главное сделано - дорожка проложена. А трудно - трудно только первый раз.
Ну а я выхожу с маршрута через вход. :)
На выходе с маршрута вижу своих. По логике вещей они ждут меня именно там. :)
Вот такой он Мраморный каньон в Горном парке "Рускеала" - одна из самых известных достопримечательностей Карелии и однозначно самая любимая, самая необычная (индустриальная!) достопримечательность этого региона.
Я старалась показать вам всё, что увидела здесь сама, шаг за шагом, очень подробно. Но вы ж понимаете, нет таких фотографий, нет таких слов, чтоб передать и выразить красоту и величие карельской природы и творений рук человеческих. Приезжайте! Посмотрите всё сами. Не пожалеете!

Потрясающая статья, потрясающее место. Все подробно,четко и понятно. Спасибо огромное за статью, после этих статей,желание поехать туда только укрепилось.Надеюсь в след.году повезет. Вчера по каналу RTG (это канал про путешествия по России) как раз была передача про Рускеалу. Так интересно было сначала передачу посмотреть, а потом прочитать Ваш рассказ.
Хотела задать пару вопросов. Не поняла причину,а почему же нельзя нескольким людям сидеть в лодке? а вдруг не подрасчитают сил...
И вот вопросик еще, а сколько там книги стоят, люблю привозить с тех мест где была,книги...
Спасибо, Татьяна!
Нет-нет, сидеть можно и вдоем, и втроем, и в четвером. Я имела в виду, что никто тебя не повезет - купил билет и греби сам. Мы никогда с катанием на лодках нигде дел не имели, поэтому наивно представляли, что есть человек, который катает на лодке. Вернее я вообще ничего не представляла (такие прогулки я боюсь и для себя не рассматриваю), а муж именно так.
Книги. Брошюры даже самые тоненькие и малоинформативные от 200 руб. То, что хотела бы купить я, 350 и выше. 350 руб. - самые "недорогие". Нигде и никогда я не видела такой дорогой книжной продукции в поездках. Обычно без книг не приезжаю. Здесь - не купила ни одной. Поездка была длинная, не могли все деньги кинуть на книги, когда больше половины путешествия было впереди.
Если честно, то если покупать во время 23-х дневной поездки все сувениры и книги, которые нравятся, надо иметь при себе немалую сумму, думаю тысяч 30, не меньше.
Ааа, я значит недопоняла про лодочки.
Да,книжечки дорогие сильно...Я в Крыму,если не путаю,покупала за 250... цветная, красивая,много информации.. Часто в них бывают только фотографии и текста чуть-чуть, а в этой было все было как надо smiley
Я почти не покупаю фотоальбомов. Мне нужны книги, где есть информация, которую не найдешь в интернете. А фотографировать я и сама фотографирую. Но хороших книг мало. Здесь они были, но увы. Я осталась без них. ))
Я тоже не люблю фотоальбомы.. и когда мало текста, всего должно быть в меру. И желаельно,чтобы не примитивные рассказы были smiley
А фото тоже люблю больше свои, не покупные..Свои ближе smiley
Аватар пользователя Валентина
Галина, а гроты получается совсем небольшие? Я почему-то представляла, что в грот далеко можно заплыть.
По рассказам мужа я поняла, что гроты не большие.
Аватар пользователя Оксана
Галя, надо было сигануть на тарзанке. Впечатлений потом море было бы)).
Я бы прыгнула и пофигу на памперсы)))
laugh Ах, Оксан, какая тарзанка, если я на лодке кататься боюсь?
А смельчаков я так и не дождалась. Хотелось увидеть. Подходили, уточняли, но никто так и не рискнул.
Аватар пользователя Оксана
Один раз живем). Я ЗА экстремальные ощущения.
Оксан, опыт прыганий с тарзанки уже есть? Понравилось?
Аватар пользователя Оксана
Есть опыт, но не тарзанка, а троллей. Понравилось, хоть и страшновато. Да и речушка с обрывом была маненькая. Не успела испугаться.
Молодец! Снимаю шляпу. Я такого никогда не могла. Всегда была рафинированной барышней, всего боялась. А теперь еще и здоровье не то. ((
Я очень хотела над каньоном проехать, но времени не было ждать как откроются, в следующий раз обязательно!
Галюш, знаешь, мне иногда любопытно читать твои посты не на предмет содеражиня рассказа (хотя и содержания тоже, но оно вторично), а с литературной точки зрения. Хотя здесь произошло как раз наоборот. Я открыла публикацию с намерением прочитать о ваших карельских блужданиях. Но с перввых строк заинтересовалась стилем поста, слогом, его языковой составляющей, а сам каньон немного отошёл в сторону. Знаешь, как интересно наблюдать за автором, когда читаешь и следишь за его развитием от статьи к статье, от рассказа к рассказу. В этом рассказе произошёл какой-то качественный перелом в сторону улучшения. Я не хочу сказать, что твои прошлые рассказы хуже. Совсем нет! Среди них попадаются совершенные жемчужины, когда они написаны на эмоциях, или на энергетике места. В этой статье и эмоции и энергетика, несомненно, сыграли свою роль. Но ещё и очень заметен совершенно другой уровень рассказчика - выше, лучше, интереснее. Молодчина!
Галюш, читала твой рассказ и гордилась. Как хорошо, что есть у нас такие места, которые держат высочайший уровень обслуживания туристов. А уж с точки зрения природных красот - что тут скажешь? Остаётся только заглянуть в словать эпитетов и выбрать все, означающие превосходную степень восхищения!
Галюш, твоя прогулка мне немного напомила наши чешские похождения - Теплицкие склаы, Адршпахский массив. В последенем озеро совершенно такого же цвета - невозможной сочной бирюзы. (В домашней странице оставила ссылу на эту статью).

А с лодочной - засада. По наблюдениям наших лодочных прогулок - на катере, с рулевым - снимки с воды не очень хорошо получаются. Фотографии хорошо получатся, если ты наймёшь индивидуальный катер с собственным капитаном. А когда в лодке куча народу, то никаких удачных кадров не выйдет - нет свободы передвижения, вечно чья-то башка в кадр лезет. Остаётся только одно - забыть о съёмке и наслаждаться. Но ты же знаешь, мы уже так не сможем. Злокачественно больны вебмастерством с летальным исходом в виде ведения своего сайта.. angel
... Ммммм ... Знаешь, Танюш, читаю твои слова и даже не знаю как их воспринимать. Клянусь тебе, что чем дальше, тем более у меня ощущение, что я пишу полную ерунду. И вообще писать не умею. Именно так было с этим постом. Обещала. Надо было написать. Посадила себя и стала ваять - все, что думаю, то пишу, просто мысли излагая "на бумаге". А уж мысли-то у меня совсем не затейливые. Если не сказать больше. Мои статьи - это разговор с друзьями, которым я доверяю и которых люблю. И я всегда пишу то, делаю акценты на том, что сама хотела бы прочитать в подобном посте. Но одна несомненая ценность в моих статьях, конечно, есть - в них всё правда и вся правда. Я тупо описываю шаг за шагом, как оно было. Стиль ли это? Ну наверное стиль, но уж точно не самый художественный.
Поэтому слова твои мне очень-очень приятны, но ты ко мне просто не объективно относишься, подружка моя дорогая. heart

Твоя чешская фотография - залюбуешься. Краски - потрясающие. Мне таких красок не удалось достичь - потому что Костин фотик в этом плане не очень силен.

Насчет лодок. Ну один-то рулевой (или гребущий, не знаю как в данном случае правильно))) не помешал бы, наверное. Но, пожалуй, да, надеяться, что за 400 руб. тебя будут катать, наверное наивно. Вот такие мы простаки. laugh
Галя, наверное, из этой простоты, мук творчества и складываюются маленькие удачи. Знаю, знаю, когда сидишь, тупо уставившись в монитор и не находишь нужных слов. А написать надо. Потому что НАДО. И тогда собираешь в кучу всякую фигню. Но из неё и получается рассказ. Живой, добрый, красивый. Я не знаю, может быть я действительно не совсем объективна. Но уж зато без притворной лести. Сказала тебе, как есть. С ходу, не размышляя. Что подумала, читая, то и написала.
Спасибо тебе, Танюш! Я рада, что мои опусы тебе нравятся. Значит я работаю не зря. kiss
А по поводу хорошо - плохо... Наверное с опытом так у всех - недовольство собой увеличивается. Качество растет, но хочется-то совершенства. Помнишь - "я знаю, что ничего не знаю". Для того, чтобы это знать, надо очень много знать...
Аватар пользователя Александр Веселов
Нет, Галюша, сушая правда, очень хорошо пишешь, доступнвм языком. Образование и опыт работы, когда возила туристов, сказывается.
Тоже всегда стараюсь из поездок привозить книги. Вот из Лодейного Поля привёз книгу местной журналистки Ольги Бутановой "Расскажи мне, Свирь". Вот читаю вечерами. Маленький минус - хоть книга 2014 года, но доработанное предыдущее издание. Я так понял спустя 10 лет.
А вот про сам город новая книга дороговатая -550 рублей. Ну чтож, постараюсь вернуться уже в конце апреля. Ведь после поездки в монастырь свершилось чудо - меня приняли на работу.
Ого! Саша! Я поздравляю тебя!!! Работа - это очень серьезно.
Все-таки монастырь тебе запал в душу. Хочешь вернуться. Да, место особое. Тоже с удовольствием туда приеду снова. Только не знаю, когда получится.

И спасибо тебе, Саша, за добрые слова. Прияяятно. kiss
Аватар пользователя Галина517
Галочка! Спасибо за такой интересный и содержательный рассказ. Очень интересно. Теперь обязательно поедем в эти красивые удивительные места.
Спасибо, Галюш! Обязательно съездите! Это потрясающие места!
Аватар пользователя juliag
Парк действительно хорош в любое время года. Зимой, когда смотришь на замерзшее озеро, очень хочется увидеть его летом. И в каждое время года свое очарование.
Мы тоже много чего не успели посмотреть в Рускеале, поэтому сюда хочется обязательно вернуться.