Четвертая поездка в Крым: путешествия по юго-западу солнечного полуострова. Записки Анны Садовской

Во время наших поездок в Крым мы немало поездили по самому красивой части полуострова - юго-западным районам. Где мы только не побывали - Бахчисарай, Балаклава, Херсонес, Инкерман... и , конечно, Севастополь. Сегодня я расскажу о достопримечательностях, которые мы увидели в сентябре 2012 года.
Свой рассказ начну с Бахчисарайского района, потому что это, пожалуй, самое живописное и самое богатое необыкновенными средневековыми (и не только) памятниками место на территории всего солнечного полуострова.

Когда едешь по дороге со стороны Казачьей бухты (а это всегда была дорога через Танковое-Залесное) открываются такие потрясающие виды на горы, что только успеваешь вертеть головой и ахать. А дорога здесь довольно узкая и извилистая. По этой дороге мы приехали на ослиную ферму (osliki.com), кататься на осликах.

Ферма «Чудо ослик»

Ферма "Чудо ослик находится в в селе Залесное Бахчисарайского района. Это замечательное место, где дети могут пообщаться с животными и покататься на них. Ослики такие лапочки, ушастенькие, хочется взять и расцеловать.
Купили «права осликовода» (работает МРЭО, выдают права, представляете, как это нравится детям!) и фотографии. Взяли поездку до Сфинксов - это самый оптимальный вариант: посмотрите на красоту гор, и в то же время с непривычки ноги не заболят. Да и мужчинам легче (особенности катания с горки на ослике).
Еще запомнилось эта прогулка тем, что ехали вшестером: мы с ребенком, и пара с маленькой девочкой, так вот мой осел то отставал, то пытался обогнать всех. Ну у меня всегда так: если собаки меня слушаются, то вот все «вьючное» плюет на мои команды.

Мангуп

Мангуп - самая таинственная достопримечательность Бахчисарайского района, самый большой, самый красивый средневековый пещерный город Крыма. Он расположен в 20-ти километрах от Севастополя, недалеко от села Залесное.
У подножья горы простирается одноименное озеро. Смотрится потрясающе: скалы и изумрудная гладь озера. На берегу озера стоят беседки, которые можно снять и устроить пикник. От автостоянки до этого места километра три, но такая прогулка только в удовольствие.
А вот сам подъем на гору, тропинка, довольна крутая и длинная, так что оцените свои силы, подъем достаточно трудный. Лично я несколько раз отдыхала. Наверно, если бы я первым из пещерных городов посетила Мангуп, он бы понравился мне больше, но он очень похож на Чуфут-Кале: те же развалины, те же потрясающие виды с горы, так что было повторение, а повторения я не очень люблю.
Еще чем мне запомнился Мангуп: ушили далеко и тут ребенок предложил срезать путь по тропинке через лес, мы с дуру согласились. Тропинка внезапно кончилась, несколько шагов, кругом лес, колючие кусты, и неизвестно куда идти, стало страшно, хорошо, что муж догадался идти вдоль обрыва, так и вышли. Лично я разревелась. Поэтому, если не знаете дорогу, уж лучше идите по проторенным тропкам, конечно Крым не тайга, но все-таки заплутать можно.

Возвышающаяся скала – Мангуп, и туда надо подниматься своими ножками

Развалины дворца
Когда спустились, встал вопрос о еде. Зашли в кафе у подножья, но работала одна девушка официантка, поэтому решили проехать на машине к Залесному. Там сели в татарское кафе под скалой, покормили очень даже неплохо.
Кафе расположено под этой скалой

Скельская пещера (http://speleotur.com.ua/)

В эту поездку я подумала о том, как же давно мы не были в пещерах! До моих любимых, Мраморной и Эмине-Баир-Хосар, ехать было лень, поэтому выбрали пещеру поближе. Скельская пещера находится в окрестностях Севастополя недалеко от села Родниковое.
Дорога до пещеры в основном неплохая, подводят только последние километров десять: опять узкая, извилистая дорога, максимум на две машины. Самое интересное, что если в остальных пещеры надо спускаться, то в Скельскую мы поднимались по крутой железной лестнице. Что касается сталактитов и сталагмитов – их сохранилось довольно много, поэтому пещера красивая, но какая-то маленькая. Ну не дотянула она в моем представлении до Эмина. Тот поразил больше.

Особенно хочу отметить, что сувениры около пещеры намного дешевле, чем у Байдарских ворот (разница с одной и той же подушки составила 100 гривен). И около пещеры есть замечательная дорожка для рефлексотерапии стоп: огороженная тропинка по кругу с меняющимся покрытием (шишки, галька, чурбачки, хвоя). Ребенок «нарезал» три круга, я со своим плоскостопием едва одолела один, но зато стопа сразу «загудела». Все хочу сделать нечто подобное в деревне, но руки не доходят.
Дорожка

По дороге проезжали Чернореченское водохранилище, оно, конечно, огорожено и доступа к нему нет, но производит неизгладимое впечатление: такой голубой оазис среди гор.

Байдарские ворота

Далее наш путь лежал к Байдарским воротам, построенным в 1848 г. по случаю завершения строительства шоссе Ялта-Севастополь (это старое автомобильное шоссе). Конечно же, это не современное шоссе Ялта-Севастополь, а узенькая двухполосная дорога.
Бандарские ворота - памятник архитектуры, символический переход от Байдарсккой долины к Южному берегу Крыма. Невероятной красоты место! Сюда приезжают ради пейзажей, которые открываются отсюда на окрестности. Да, такого потрясающего вида, как вид на Форос и церковь Воскресения Христова, я не видела никогда.
Воскресенский храм был построен в честь одного известного события - чудесного спасения Александра ІІІ и его семьи во время крушения поезда в октябре 1888 г. Лично у меня вид этой церкви вызвал только одну мысль – если бы я венчалась, то только бы здесь. Как оказалось позднее (после того, как я выложила фото на Одноклассниках), такие мысли посетили не только меня.

Вид с Байдарских ворот на Форосскую церковь

К сожалению, остановиться возле церкви не получилось – было слишком много машин. Так что мы спустились на новое шоссе Ялта-Севастополь. Вообще новое шоссе на участке Форос – мыс Айя обладает восхитительными видами, когда едешь – только успеваешь поворачивать голову с открытым ртом: море, скалы, та же Форосская церковь, только наверху и совсем, совсем маленькая. Я очень жалела, что нельзя вот взять эту красоту и просто показать другим людям, поэтому будет время – обязательно побывайте в этих местах!!!
Ну и конечно же во время отдыха мы посещали Севастополь и его пригороды. А теперь о них.

Фиолент

Мыс Фиолент – это мыс в юго-западной части Крыма, находящийся в 15-ти километрах от центра Севастополя в сторону Ялты. Фиолент заинтересовал меня, еще когда я выбирала жилье для поездки своими потрясающими видами. Вот и решили доехать, тем более от "Казачки" это совсем не далеко.
Зная заранее, что на Фиоленте немало пляжей с необорудованными спусками, решили заехать на знаменитый Яшмовый - самый знаменитый пляж Фиолента. Для того, чтобы сюда спуститься, надо преодолеть, как говорят, 800 ступенек. Не напрасно эту лестницу называют "лестницей здоровья". Ну так вот, наверное, я уже всем надоела: роскошный, великолепный, но просто опять был ПОТРЯСАЮЩИЙ вид: где-то там внизу голубая гладь моря со скалой Явления и маленькими, просто малюсенькими корабликами, это действительно захватывающее зрелище.
Скала Явления
Вид на скалы Орест и Пилад

Насладившись видами, начали спуск... За все надо платить. За виды тоже. Поэтому если Вы хотите наслаждаться видами Фиолента, то приготовьтесь жить все-таки в дачном поселке и каждый день спускаться - подниматься метров -дцать. По-моему, идеальный вариант для любителей здорового образа жизни: пока спустился и поднялся - дневная норма нагрузки сделана.
Итак, к Яшмовому пляжу ведет монастырская лестница (кстати, это наиболее оборудованный спуск на Фиоленте) в 800 ступенек (ну или около того, посчитать точно их невозможно). Ступеньки разнокалиберные, местами совсем отсутствующие, так что удовольствие еще то. Лично мне на половине пути это уже ужасно надоело, но мы люди упорные, так что вперед!
Яшмовый пляж меня не впечатлил: прозрачную воду мы и в "Казачке" видали. Сам пляж – крупная галька, спуск в море неудобный, того и гляди ногу сломаешь. Единственное из-за чего стоит спуститься – это скала Святого явления - небольшой островок в 140 метрах от берега. Интересна история названия скалы. В 891 году тонущим рыбакам было явление Святого Георгия Победоносца. После этого здесь был основан Свято-Георгиевский монастырь.
Так вот, мои мужчины уплыли ее смотреть, а для меня это превратилось в томительное ожидание – все таки для десятилетнего мальчика это порядочное расстояние. Но все прошло хорошо: они доплыли до скалы, слазили наверх (оказывается крест стоит железный) и благополучно вернулись, как я поняла сынка-то в общем не особо то устал, зря я волновалась.
Ну что же, накупались, а впереди был подъем. Подъем довольно затруднительный. Лично я раза четыре отдыхала. Такие нестандартные ступеньки делают его еще труднее. Правда для меня еще не известно, что сложнее: спуск (ну подводят иногда меня суставчики) или подъем. Недаром, очень многие с пляжа уезжают на катерах в Балаклаву, что бы не подниматься.
Наверху нас ждал Свято-Георгиевский монастырь (действующий мужской монастырь - http://crimea.orthodoxy.su/main/monasteries/404-01). Что могу сказать про него? Какой-то он маленький, уютненький, родной – люблю я вот такие монастыри.
Что ж, итог поездки на Фиолент: съездить надо, хотя бы один раз спуститься к Яшмовому пляжу, посетить монастырь. Жить - не знаю, я бы не смогла каждый день подниматься туда - сюда, тем более, что другие спуски на Фиоленте менее оборудованы.

Балаклава

Балаклава - это один из самых популярных курортных поселков Крыма. Главными ее достопримечательностями являются Балаклавская бухта, самая удобная, самая защищенная от штормов бухта на Чёрном море и Чембало - развалины генуэзской крепости, расположенной на горе Крепостной.
Как состоялось мое предварительное знакомство с Балаклавой. Дело в том, что моя подруга родилась и выросла в Севастополе. Ее родители до сих пор там живут. Небольшая история в тему.
Родители подруги очень любят гулять в Балаклаве, а так как эта бухта идеальное место для яхт, соответственно они там и стоят (кстати, день стоянки стоит 100 долларов, свободных мест нет). Понятно, что благосостояние их владельцев соответствующее.
Так вот, гуляют они по набережной. Мама загляделась на новенький желтенький Porshe, а тут появляется хозяин:
- Ну что, нравится?
- А у Вас новая "Волга", да?
А в ответ тишина… Но лицо сказало все за хозяина - так его еще никто никогда не унижал.
Приехали и мы здесь прогуляться, посмотреть яхты, бухту и Чембало. Сразу оговорюсь, набережная мне понравилась не особо – слишком много народу, суеты. Да, яхты, конечно же, красивые, но вот море между ними – пятна, грязь, так что вблизи не впечатляет. Пошли к Чембало. А вот вид со смотровой площадки – это уже здорово, сверху вся эта бухта с огромным количеством корабликов смотрится восхитительно.

На саму Чембало подниматься не стали, так как видели подобное в Инкермане.
А прошли в противоположную сторону по тропинке и не пожалели. Опять могу только сказать – потрясающий вид.
К сожалению, добраться до подземной базы подводных лодок (на противоположном берегу) мы не успели.
На обратном пути остановились у женщины купить виноград, и, памятуя, что в Балаклаве есть винзавод "Золотая балка" (http://zolotaiabalka.ua/index.php), спросили:
- А где у Вас шампанское местное можно купить, где фирменный магазин?
- Вон позади Вас.
Оборачиваемся, и что называется «слона-то я и не заметил». Оказывается, мы покупали виноград как раз в "Золотой балке", а позади был фирменный магазин. Заехали, купили вино. Что могу сказать, шампанское мне понравилось, а вино – лично я люблю или очень выраженный вкус (тот же кагор, ежевичное) или уж совсем «ни о чем», а это в мою схему не уложилось, хотя моей маме очень даже понравилось.

Севастополь

Аквапарк Зурбаган (http://zur.com.ua/).

Расположен в районе Парка Победы. Небольшой, но довольно насыщенный аквапарк (есть полный традиционный набор как детских, так и взрослых горок). Конечно, по дизайну он уступает "Банановой республике" в Евпатории, но вот по цене выигрывает, и значительно. Ребенок накатался вволю, уходить не хотел, но так как в сентябре в аквапарке полноценных кафе не было – пришлось в четыре часа его вытаскивать с горок, чем он было очень не доволен.

Рядом с Парком победы, есть очень интересный Студенческий сквер (напротив Украинской академии банковского дела). Он состоит из 6 национальных участков сада. Конечно, сейчас он не предстает во всей красе (деревья и кустарники еще очень маленькие), но уже уловима идея путешествия по разным странам. Я бы советовала посетить. Очень интересно.
Фонтан Дружбы народов
После аквапарка мы с удовольствием поели в пиццерии "Челентано" (это целая сеть). Что могу сказать, мне понравилось. Сам набираешь себе пиццу (то есть начинка – это твоя фантазия). Так же есть множество других блюд и вкуснейший лимонад. Да, конечно, это fast food, но иногда ведь хочется чего-нибудь такого запретно-вкусного, тем более здесь мы, наконец-то, с сыном были оба довольны. Дело в том, что я как раз пиццу не люблю, а сына ее обожает, поэтому поход в пиццерию – это всегда компромисс с моей стороны, а тут можно было сделать элементарную пиццу с сыром, помидорами и оливками, так что довольна осталась и я.

Музей Краснознаменного Черноморского Флота (ул. Ленина, 11)

Что ж, мимо этого музея мы «проехали» в поездке 2009 года, поэтому теперь не посетить его не могли. Очень добрый, старый, советский музей. Да, нет новшеств, но ребенку очень понравилось: ну нравится мальчикам оружие, корабли и тому подобное. И в этом музее впервые сына меня постоянно дергал, что бы я его фотографировала.
Мне самой больше понравился дворик музея – очень много различных пушек, торпед, якорей. Конечно же висит табличка «Экспонатам руками не трогать», но детей остановить невозможно.
Так что в целом музей хороший, сходить туда стоит, но готовьтесь, что это именно такой добрый, старый музей.
У входа в музей
Единственный «круглый» корабль

35-я батарея (http://35batery.ru/)

Не знаю, наверное, мои слова прозвучат пафосно, но я, воспитанная на рассказах дедушки о войне, очень трепетно отношусь к этой теме, а в Севастополе пройти мимо Второй мировой просто нельзя: слишком много крови было здесь пролито.
Одним из таких мест является 35-я батарея в Казачьей бухте. Существует батарея на частные пожертвования, экскурсии проводятся бесплатно, но самой лучшей рекламой я бы посчитала слова парней (лет 19-20) после экскурсии: "Если бы даже это было платно, я бы обязательно пошел".
35-я батарея - это боль простых солдат, предательство командования и страны, и пример героизма. Дело в том, что Севастополь очень долго не сдавался (с 12 сентября 1941 по 9 июля 1942), и последним оплотом как раз была 35-я батарея. Командование вылетело на Большую землю (хотя я никогда не пойму этот поступок Октябрьского, да и своего 18-летнего сына я бы отправила на Большую землю любой ценой, но улететь самому…), а людей просто оставили. Все до последнего надеялись, что будет эвакуация, но этого не произошло. Погибло много людей, потому что удерживать маленький полуостров Херсонес – это действительно был подвиг. Еще больше людей попало в плен.
Экскурсии ведутся хорошо, хотя, по 2014 году, уже более «поточно», но видимо само место впитало трагедию людей. Честно, я еле сдерживала слезы, особенно в Пантеоне памяти, когда на тебя смотрят совсем юные мальчишки, девчонки, дети и их уже нет, страшно. Это одно из самых сильных впечатлений. Поэтому если Вы не равнодушны к Великой войне, съездите, посмотрите, почувствуйте.
Пантеон Памяти

Часовня - внутри звучит богослужение в записи. Сильное впечатление.

Море у подножья батареи

Прогулки по Севастополю

Конечно, жить в Севастополе и не прогуляться по его центральной части, не увидеть памятник Матросу и солдату, Штык и парус, мостик влюбленных, солнечные часы, Памятник затопленным кораблям, Графскую пристань, набережную, не прокатиться на катере по бухте – это преступление. Поэтому все это было и не раз.
Севастополь очень красивый город.

На катере

Что еще могу отметить в наших прогулках по центру. Моя подруга посоветовала мне кафе-мороженное Buonissimo (ул. Айвазовского 7, второй этаж). Владеет им итальянец, все изготавливается из натуральных продуктов. Так вот мороженное действительно вкусное и натуральное, я бы не сказала, что очень дорогое (не помню, гривен 12-15 за три вкуса), сынуле очень понравилось. Солнышко, море, набережная, а тут еще ты ешь вкусное мороженное, счастье как в детстве.

Итоги поездки

Ну, вот пожалуй и все о поездке 2012 года.
Подводя итог хочу сказать, что Севастополь замечательный город для экскурсий, но вот жить в нем во время отдыха – не знаю, в центральной части для меня точно нет, потому что много суеты, слишком грязное море (поэтому остается либо вставать раньше и ехать до открытия музея в Херсонес, либо в один из пригородов, или на Северную сторону (сама не была, врать об этих пляжах не буду)).
Пригороды, та же Казачка, Фиолент, да, чистое море, но инфраструктуры особо нет, без машины тяжеловато.
Поэтому итог: нам понравилось, но мы были на машине, поэтому абсолютно не привязаны к месту. Много ездили, смотрели, с этой точки зрения Севастополь идеален, т.к. Ялта, Бахчисарай, все под рукой. Природа Севастополя, это еще не Южный берег Крыма с его горами и буйной растительностью, но уже не Евпатория. В Севастополе берут начало все три Крымские гряды, так что красивейшие «белоснежные» (т.к. известняк) горы вам обеспечены, но вот растительность подкачала.
Насчет сентября. Забегая вперед скажу – как повезет с погодой, в 2013 – было за 30, в 2014 – из двух недель купались 7 дней, остальное время шторм, дождь, но мы в это время ездили, смотрели. Из плюсов сентября: мало народу, не так жарко, много фруктов (конечно же уже нет черешни, клубники), не такие очереди на границе. Минусы: погода не всегда радует, район Сак-Евпатории обычно уже многое закрыто, если дети школьники – не всегда можно это себе позволить.