История нашей поездки в Дивеево. Фоторепортаж

Раздел сайта: 
Многие годы я слушала восторженные отзывы о Дивеево и мечтала здесь побывать. Сбылось. В мае 2013 года мы приехали в это особенное место. Мы - это наша семья и наши друзья. Немаленькая такая компания.
Провели в монастыре чуть более трех часов. Познакомились с территорией обители, ее архитектурой. Прошли по Святой Канавке. Побывали в Рождественской церкви и Троицком соборе. Немного, конечно, но для первого знакомства вполне достаточно.
Вы спросите, как впечатления?
 
Целый год я собиралась рассказать об этой поездке. За это время впечатления стерлись, стали мягче... Романтик взял верх над реалистом. И первые мысли, что одной поездки в Дивеево вполне достаточно, и больше сюда мы вряд ли приедем, несколько отдалились. И все же, все же, все же... люблю я более гостеприимные места...
Впрочем, давайте я расскажу вам нашу дивеевскую историю сначала.

Дивеево не было главной и единственной целью нашего путешествия. Оно было частью большого маршрута, во время которого мы посетили Нижний Новгород, Гороховец, Городец, Муром. Об этом вы можете прочитать в статье "Майское путешествие в Приволжье...".
Тот день, 11 мая, получился чрезвычайно насыщенным: трехчасовой переезд из Нижнего, небольшое знакомство с Арзамасом, лежащим на пути, и даже посещением Дивеевского монастыря все не закончилось.
В час дня мы подъезжали к березовому Дивеево. Давно я не видела столько березок, как здесь.
Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево. Село большое - иной город и то меньше. Улицы асфальтированные. Много как скромных деревянных, так и современных кирпичных домов. Чувствуется, село не бедное.
В центре села - монастырь. Главная дорога - ул. Октябрьская - как раз проходит рядом с ним.
Прибыли. Заезжаем на парковку на территории монастыря, которая располагается за Домом паломника (на фото ниже - слева).
Выходим, оглядываемся. С этой точки архитектура не производит особого впечатления.
У Паломнического центра сидят люди.
А мы потихоньку продвигаемся к храмам, разглядывая старинные и новые дома вокруг.
Захожу в монастырскую лавку, покупаю книги о Дивеевском монастыре, различные сувениры, а также два хлопчатобумажных платка на голову - себе и дочке. На улице почти 30 градусов, в шелковых платках жарко.
Подходим к церкви Рождества Христова. Здесь многолюдно - паломники, туристические группы - все снуют туда-сюда. Ловлю себя на мысли, что в Дивеево трудно фотографировать, и не только из-за того, что много людей и суеты. Некоторые постройки высокие настолько, что трудно отойти на нужное расстояние, чтоб все они вписывались в кадр.
Те, кто приехал сюда группами, передвигаются бегом.
Остается только порадоваться, что мы самостоятельно путешествуем, ни от кого не зависим, никуда не торопимся.
А это моя маленькая крошка Сонечка. Ей во время той поездки было два годика.
В Рождественскую церковь мы зашли. Там находятся мощи матушки Александры и сестер Марфы и Елены. Это самые главные люди в жизни обители после (а может и наравне) с батюшкой Серафимом. Вход к мощам с торца здания.
Софи со своим крестным - дядей Борей.
Идем дальше мимо находящейся в лесах колокольни,

мимо молящихся паломников...
Отсюда открывается великолепная картина - два красавца-собора - Троицкий собор (слева) и Преображенский собор (справа).
Я на эти храмы могу смотреть вечно, разглядывать их детально. Это две огромные дивеевские жемчужины.


Мы приехали в очень красивую пору - листочки на деревьях только распускаются. Очень трогательно и нежно.

Подходим к карте-схеме Дивеевского монастыря. Территория немаленькая, надо сориентироваться.

Мы за решеткой, отгораживающей одну часть монастыря от другой. Здесь располагаются Дом-музей - келья Св. Параскевы, летняя трапезная, туалеты.
Желтое здание - паломническая зимняя трапезная с церковью Александра Невского. От нее до главной цели - Святой Канавки - рукой подать. Заходим в калитку, поворачиваем направо.
Подходим к Канавке.
Она начинается от часовни Серафима Саровского при водокачке и заканчивается деревянной часовней Серафима Саровского. На фото ниже видны обе часовни. В деревянной раздают освященное масло и сухарики. Об этом рассказывала нам Аня Садовская в своей статье.
У начала Канавки оглядываемся: крест, икона Пресвятой Богородицы, информационный щит. Здесь начинается особенное место в Дивеевском монастыре. Суета и шум уходят прочь.

О Канавке Пресвятой Борогодицы в Дивеево я подробно рассказывала в отдельном посте.

Начало Святой Канавки.
Снимать на Канавке очень трудно, здесь беспрерывно идут молящиеся. Приходится постоянно кого-то пропускать, отступать в сторону, ловить момент для снимка. Фотографии у меня получились несколько сумбурные. А мы, девушки с фотоаппаратами, несколько не вписывались в богомолебный процесс, вернее мы были вне этого главного процесса.
Часть нашего коллектива - Оля, Боря и Костя - прошли вперед. Я фотографирую, поэтому сразу начинаю отставать.
Зато у меня есть возможность показать все, что я увидела внутри Канавки.

Подходят Маша с Олей.









Ближе к концу Канавки, Софи вспотела и стянула с головы промокший платок. Этот момент сыграл с нами потом в храме злую шутку.




Внутри Святой Канавки строят новый храм - Благовещенский.
Подходим к концу Канавки.
После этого мы решаем сходить где-нибудь поесть на территории монастыря. Нашли небольшое заведение, называющееся "Монастырская трапеза", там и решили покушать. За достаточно условную сумму в пластиковой одноразовой посуде выдавали щи и что-то на второе. Фотографий еды не осталось. А вот здание засняла, немного косо-криво получилось. Под таким углом мы сидели на площадке напротив этого домика, там под навесом стояли столы и стулья.
Еда оказалась жуткой, в щах плавал таракан. Они и так были несъедобные, так еще живность внутри. Я так понимаю, что готовят там для паломников трудницы. Я была в шоке. Это то ли вредительство, то ли полнейшее равнодушие, просто отношение к людям, как к скотине. Это мое мнение.
В общем, я осталась без обеда. Но на этом наши приключения не закончились.
После неудачной трапезы мы отправились к Троицкому собору.
Пришли в собор. Встали с Сонечкой в очередь к мощам Серафима Саровского. Простояли половину очереди. И тут начинается самое интересное. К нам подскакивает мужик, который, я так понимаю, присматривает за этим местом в храме (я читала, что обычно там стоят очень доброжелательные сестры). Он тыкает в Сонечку пальцем и вытаскивает нас из очереди со словами "Без платка здесь стоять нельзя", затем отчитывает и выпроваживает из храма, не только из очереди. Уточняю: я была в полном обмундировании - платок, юбка до пяток, плечи закрыты. Без платка была моя 2-х летняя дочка! Нормально?
Я не стала этому активисту объяснять, что малышка за несколько часов дороги и хождения по монастырю устала, сняла платок, потому что сварилась уже в нем, что ребенку такого возраста платок насилу не наденешь и не объяснишь, что его нельзя снимать - она просто его стягивает. Но я молча ушла. Храм не посмотрела, к мощам не подошла. Мне уже ничего не хотелось. Ничего!
Двери храма закрылись перед носом крошечной девочки... А в мини-юбках нормально, ходить можно. Замечаний не делают.
После этого мы еще немного побыли в монастыре и отправились к машине


Пока мы шли, навстречу нам еще бежали экскурсионные группы...
Но вообще к этому часу (шел уже пятый час), народа стало намного меньше.
Как я уже писала, за прошедший год впечатления об этой истории сильно стерлись. И сейчас я не столь категорична в вопросе повторения дивеевского путешествия. Но надо еще спросить, что думает об этом главный распорядитель нашей семьи. Пока мы этот вопрос не обсуждали...
После монастыря мы отправились к Святому источнику Серафима Саровского. А завершили день переездом в Муром, где остановились в гостинице "Вирсавия". Но это совсем другие истории. wink


Также о Дивеево читайте статью Марии Анашиной: "Дивеево: история и впечатления".

Не хотите пропустить новую статью?
Подпишитесь на новости!
Реклама — поддержка клуба:

Комментарии ВКонтакте

Комментарии

Аватар пользователя Мария Анашина
Я сейчас тоже не так категорична в оценке Дивеево. Скорее всего, сказалась усталость - долгая дорога из Нижнего, с заездом в Арзамас, впереди еще длинная дорога в Муром. Наверное, сейчас бы я ехала в Дивеево с ночевкой.
Аватар пользователя galina
И я тоже.)))) Просто заранее трудно оценить, как все будет складываться на деле. День получился очень насыщенный, с перебором. Но как говорится - век живи, век учись...
Аватар пользователя Мария Анашина
Кстати, может тогда планировать маршрут так, чтобы на Арзамас побольше времени оставалось - город-то интересный.
Аватар пользователя galina
Тогда надо сразу пару-тройку дней добавлять для поездки. ))) А то времени не хватит.
Да, там есть, где поездить.... Интересные места. И в Дивеево с ночевкой хорошо. Там вечером, говорят, хорошо - людей мало...
Аватар пользователя Анашина Мария
Да, Ольга была с ночевкой - говорит, что по вечерам монастырь очень красиво подсвечен. А что касается поездки более подробной, мне кажется, может получиться такой вариант: утром пораньше выехать из Нижнего Новгорода, дальше сделать остановку в Арзамасе на несколько часов, чтобы и посмотреть город, и пообедать, потом поехать в Дивеево, чтобы быть там часов в 5-6 и было время посмотреть все вечером, побывать на службе, если кто хочет. Переночевать в Дивеево, съездить на источники, а потом, часа в 4 - выдвигаться в Муром.
Аватар пользователя galina
У нас было 5 дней? Да. И то все быстро. Если с ночевкой в Дивеево, то сутки добавляются. А по хорошему и на Нижний надо добавлять пару дней. Да что там! Вокруг Нижнего много всего интересного. Если все смотреть, то надо еще больше времени.
Аватар пользователя Анашина Мария
Нижний вообще, как мне кажется, смешивать ни с чем не надо - разве что посмотреть то, что по дороге и рядом - Гороховец, Городец, Балахну, Чкаловск. А если в Дивеево ехать - тогда, наверное, рассматривать Нижний исключительно как перевалочный пункт. Либо изначально планировать поездку на более продолжительное время, чтобы не было "галопом по Европам". С другой стороны, я рада, что тогда съездила - общее представление осталось.
Аватар пользователя galina
Я тоже рада. Классная была поездка. Шикарный маршрут. smiley
Аватар пользователя Татьяна
Галя, я пока ещё не была в Дивеево. А Петя не торопиться меня туда вести. Он там был несколько раз по работе и два раза с друзьями приезжал, во время путешествий по нижегородской земле. Он говорит, что ему в Дивеево нехорошо. Неужели так важно соблюдать видимость приличия, а не душевный настрой и веру. Как говорит мой знакомый батюшка: "Не важно, в чём пришла. Главное, что ПРИШЛА!"
Аватар пользователя galina
Выходит так, что и мне там было нехорошо. Тут дело не только в свинской еде в том заведении, и не только в том, что к младенцу привязались (к младенцам вообще подход особый, их даже причащают без исповеди!!!!!), дело в том, что вот не возникло там в душе чего-то особого. Я очень хорошо помню свои чувства.
Дивеево, к сожалению, стало большим коммерческим проектом. Везде, где такое происходит, не очень уютно, нет какой-то душевной благости. К счастью, мест таких очень мало.
Аватар пользователя Анна
Насчет «коммерческого проекта», да, есть такое: хотя бы те же требы 1 имя тысячу против 240 рублей в том же Пощупово, хотя Кострома «переплюнула» всех – полторы тысячи рублей. Еда, я сразу Монастырскую трапезную отмела, просто при обители для паломников существует бесплатный ночлег за трудовые повинности, одна из них – помогать на кухне, а вот это как раз и настораживает. То, что строгое отношение к одежде «бьет», согласна на 100: и через 20 лет помню священника, отругавшего меня в Москве (ну не было у меня юбки, я в гости в брюках приехала), я теперь в ту церковь ни ногой, даже в юбке. Со временем завела привычку брать с собой юбку «размахайку» и платок. Но в Дивеево мне нравиться, хотя я не паломник в классическом понимании, уже слишком неправильная и современная. В Дивеево я иду в конкретные места, с определенным настроем, и все другое уже кажется мелочью, а может мне просто на хороших людей везет. Не знаю. И всех, кого мы не брали в Дивеево, опять хотят вернуться, некоторые снами уже два раза ездили, это при том, что в таких поездках мы не под кого не подстраиваемся: едем такого-то (не в выходные), хотите – присоединяйтесь.
Аватар пользователя galina
Аня, у вас другое. Вы едете с определенной целью, в определенные места. Мы приехали в круглыми глазама, впервые. Ничего не знаем, не понимаем. Выгнать из храма ребенка, и не просто ребенка - двухлетку - ну это беспридел. Ничего хуже в храмах я еще не видела, хотя бывало пару-тройку раз всякое. Но это всякое было связано с фотосъемкой и с отсутствием юбки.
Когда нас выгнали, я думала только о том, что у мужика нет совести. Мы приехали за сотни километров и встретили хамство.

И еще. Я очень много ездила и езжу по монастырям. Большим и маленьким. Мне есть, с чем сравнивать. Атмосфера каждого места чувствуется очень сильно. Дивеево - проигрывает в этом плане. Люди здесь - на конвейере. А конвейер создают только деньги. В маленьких и бедных монастырях совсем иная атмосфера.
Аватар пользователя Анна
Галя, спорить не буду, это как у меня с Краснодаром.

Аватар пользователя galina
Ань, в Краснодарском крае есть огромный выбор, куда поехать. Ты попала не вто место и не в то время.
А Дивеево - одно. Так что это разные вещи.
Аватар пользователя Анна
Галя, про Краснодар, это я не о месте, а об ощущениях. Первое впечатление: ноги моей там больше не будет. Потом, время проходит, читаешь другие отзывы (в том числе твои о Геленджике), думаешь: а может дать второй шанс? Но это "может", настолько зыбко, что второй шанс будет очень не скоро.
Аватар пользователя galina
Если бы я приехала впервые в Краснодарский край в Архипку, например, или в Джубгу, то вряд ли бы захотела ехать сюда опять.
Но вообще к своим ощущениям надо прислушиваться, правильно. Зачем себя ломать?
Аватар пользователя Анна
Согласна, ломать себя не стоит.
Аватар пользователя Анна
У нас просто разное Дивеево
Аватар пользователя galina
Ань, ты только не обижайся. Я написала историю одной конкретной поездки - просто так, как все было. Никаких жестких выводов по Дивеево я не делаю. Один раз - это не статистика. Вот восемь раз - это серьезно. smiley
Аватар пользователя Анна
Галя, я не обижаюсь, просто пытаются донести, что не все уж так плохо, есть и хорошее
Аватар пользователя galina
Своим рассказом ты нам отлично все донесла. Лучше и быть не может. Спасибо! heart
Аватар пользователя Илона
Поздравляю с днем Святой Троицы! Мира, любви и здоровья вам и вашей семье.
Аватар пользователя galina
Спасибо, Илона! Взаимно поздравляю с Праздником вас и ваших близких!
Аватар пользователя izvozshik
Я тоже не раз сталкивался с непонятной грубостью со стороны наших (православных) церковных смотрителей. И это отталкивает от церкви. Тем более, что и у католиков, и буддистов, и даже у мусульман к детям я всегда видел уважительное отношение. Если по незнанию что-то из религиозных законов и нарушаешь, то тебе просто подскажут чего и почему нельзя. Но выгонять из храма...
Аватар пользователя Юлия
Дивеево неоднозначное место. Но во мне оно оставило глубокий след. Часто вспоминаю слова одной своей приятельницы: "А как кто вы ездите по монастырям? Как паломники или туристы?" На самом деле принципиальная разница. Поэтому каждый едет со своим настроем и ожиданиями. Согласна по поводу коммерции и прочих малоприятных составляющих. Но я честно говоря разделяю такие понятия, как вера и церковь. Для меня Вера - от Бога, а церковь - от людей. Поэтому многие вещи неприятны, но не так значимы. А Дивеево на самом деле обладает колоссальной энергетикой и намоленностью.
Аватар пользователя galina
Юля, я отвечу словами Патриарха Кирилла:
"Всегда центрами миссионерской деятельности были наши монастыри. Именно поэтому и строились монастыри по мере колонизации этих огромных пространств — острог, крепость очень часто превращался в монастырь. Действительно, монастырь — центр духовной жизни.
Вот и сегодня в монастыри приезжает большое количество людей. Кто-то едет, уже будучи воцерковленным, — получить духовную помощь, помолиться, приложиться к святыням. Но ведь есть и те, кто приезжает в монастырь только потому, что их привлекает архитектура, история.
Поэтому миссионерское служение монастырей — это тоже большая задача. Монастыри не должны отпугивать людей. Стиль отношения монашествующих к паломникам и даже к туристам должен быть проникнут духовной заботой о человеке — с тем, чтобы молитвенный, духовный потенциал обителей, обращенный к современным невоцерковленным людям, делал свое доброе дело, открывая сердца людей навстречу Богу..."
Как говорится, добавить нечего.
У меня, кстати, о двух моих случаях в монастырях (да, их было всего 2. Дивеево третий) есть статьи. Если интересно, прочитайте: здесь и здесь.

Если говорить про нас, то мы не туристы, не паломники, мы православные путешественники. О разнице понятий "турист" и "путешественник" можно поговорить. Приятная тема.
Аватар пользователя Юлия
"Турист" - это была цитата знакомой. А вот путешественник действительно очень близкое мне понятие и именно к ним отношу и себя. Те ваши истории я помню, и на счет Давидовой писала о своем удивлении. Мы там были и все беспрепятственно фотографировали (хотя один из фотоаппаратов был профессиональный). Но наверно так попали.
А вот на счет служителей монастыря, мне часто вспоминаются слова инока, который проводил для нас экскурсию в Жировицком монастыре (Беларусь). Они вообще часть территории закрыли (объяснили тем, что иноки устали от приезжих туристов, постоянно их фотографирующих) и посетить ее можно только в сопровождении инока. Меня сначало это возмутило. Но когда мы общались с этим юношей, я поняла, сколько же ценного я узнала и услышала. Так вот в разговоре он сказал, что здесь их испытывает Господь еще сильнее, чем нас в миру. Поэтому, думаю, что каждый проходит свои испытания, в том числе и по отношению к приезжающим путешественникам.
Аватар пользователя galina
smiley значит и мы свои испытания так проходим?
В истории в Дивеево я для себя ничего плохого не вижу. Да, была не готова. С кандачка в такие места не приезжают. Это все верно.
Мне за ребенка обидно. Если бы не ребенок, а я стояла без платка, я бы слова не сказала. Но то, что сделал этот дядя, иначе, как возмутительный поступок, не назову. Уверена, ни священик, ни батюшка, ни сестры - никто так бы не сделал.
Аватар пользователя Юлия
Думаю и нас испытывают так или иначеsmiley А поступок этого дядечки ни в какие ворота.
Аватар пользователя Татьяна
Мы были в Дивеево лет пять назад, самостоятельно на машине, ночевали в частном секторе. Были 2 дня. И знаете, хорошо, что сначала мы сначала решили проехать по святым местам вокруг Дивеева. На автобусах туда не проедешь, и без машины не дойдешь - некоторые находятся в глуши леса. И все эти места находятся блих закрытого города Саров, так что самим там очень сложно перемещаться. Я по интернету нашла "проводника", он сам сел за руль нашего авто (потом я об этом не пожалела, потому что все ямы на дорогах знал) и мы проехали ТАКИЕ места и источники, даже на растущих камнях Серафима Саровского полежали и встретили там монахиню прозорливую и поговорили, точнее она сама заговорила с нами. Так вот там, в глуши, в маленькой часовенке все увешано золотом (люди почему то предпочитают такой вид подарков - может хотят показать, что ничто готовы отдать самое дорогое за выздоровление?), говорят, что на самом деле на этих камнях исцелилась много народа. И в церквушке лесной побывали, где молился наш последний император. В источниках по понижинею температуры окунались, самый холодный был +4. И это была Благодать не передать.
А монастырь оставили на последний момент, и хорошо, иначе настроение было бы испорчено с самого начала. Никакого трепета, до сих пор. Поразили цены, на все - от свечей, до пирожков, настоящая коммерция. Двери храма на службу закрыли, кто не втиснусля - это наши проблемы, но почему нельзя оставить открытыми двери, чтобы доносилась служба до стоящих на крыльце? Людей в буквальном смысле оттолкнули, расфасовали, и закрыли двери. Ведь не каждый же день мы здесь бываем. После этого мой 13-летний сын вообще отказался стоять к мощам, т.к. был в бриджах , которые не полностью закрывали ноги. Представляете, ребенок и испугался в таком месте! Мы с ним много храмов посетили, но чтоб он отказался идти из-за страха , что его наругают, это было впервые. Я, конечно, не возлагала никаких ожиданий, я всегда просто следую за своим состоянием, но тут состояние вышло из-под контроля, эмоции вышли на первый план - и это было знаком, что пора уходить. Может в следующий раз для меня откроется тайна этого места? А может я уже все получила? Есть вера, а есть религия.
Аватар пользователя galina
Татьяна, спасибо за ваш рассказ.
Ваши слова: "Ведь не каждый же день мы здесь бываем", - в самую точку. Меня тоже это потрясло. Люди приезжают издалека на чуть-чуть, а отношение просто безобразное. Я, конечно, написала статью достаточно сдержанно, но вообще-то это ужасно.
И то, что вы написали про то, что ребенок испугался. Я больше всего боюсь, что моя дочка боялась идти в храм. У нас уже было пара похожих случаев. Я рада, что она пока ничего не понимает. Не дай бог испугается.
Аватар пользователя Наталья
Можно координаты того водителя?
Аватар пользователя Светлана
Галина здраствуйте. Я родом из с .Дивеево.Выправельно заметели, что Дивеево, к сожалению, стало большим коммерческим проектом. Я бываю там каждый год и вижу как это происходит.Первые годы после пребытия мощей Серафима была благодать, а сейчас одна лишь коммерция.А то что перед вами закрыли двери храма, так это везде такие люди встречаются. Правильно вы подметили,что лучше ездить самим и лучше останавливаться в часном секторе.Если захотите могу сбросить контакты.wink
Аватар пользователя Петр
спасибо за инфу!!!
Аватар пользователя Татьяна
Спасибо за Ваш рассказ и прекрасные фотографии. За Вашу милую девочку. Очень жаль, что так получилось - встретился тот странный человек, за проступок которого мне, православной, очень стыдно. Говорят, такое часто случается на святых местах - зло не дремлет...
Очень поучительна Ваша история, буду рассказывать людям и предупреждать - надеюсь, это убережет многих от подобной ужасной ситуации.
А еще, мне в связи с этим вспомнилась одна притча, которой хочу с вами поделиться (или это анекдот, грустный, но хороший): идет девушка мимо храма и вдруг решается впервые в жизни зайти. А она без платка. Ее тут же выгоняют злобные старушки. Села девушка на скамеечку, заплакала. Тут подходит к ней Сам Господь и спрашивает: "Что так горько плачешь? Из храма выгнали? Не плачь, Я с тобой, и Меня Самого постоянно оттуда выгоняют".
Мира Вам и добра! Уверена, что святой Серафим теперь - особый молитвенник о Вас и Вашей девочке на всю жизнь, ведь вы, и особенно - ребенок - безвинно пострадали в его обители!
Аватар пользователя galina
Хорошая притча. И сразу все встает на свои места...
Аватар пользователя Юрий
Спаси Господи за прекрасные фотографии!
Жаль, что такая неприятная история произошла, всегда стыдно, когда служители храма так фарисейски усердствуют :(

Добавить комментарий

(все комментарии проходят ручную модерацию)

Если наш сайт оказался вам полезен, вы можете поддержать его развитие: